4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории
Стилистический энциклопедический словарь
ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ
Первыми в лингвистике текста были замечены и исследованы глобальные категории целостности (когерентности), связности (когезии), завершенности, отдельности, в совокупности образующие грамматику текста (И.В. Арнольд, М.П. Брандес, И.Р. Гальперин, Е:И. Шендельс, О.И. Москальская и др.). Позже на этой базе разрабатываются более конкретные классификации Т. к. Понятийные универсалии (категории текста) предлагается делить на два основных типа: содержательные (концептуальные) и структурные, с их подтипами (З.Я. Тураева), в области Т. к. применяется системно-деятельностный подход (Е.В. Сидоров), базирующийся на различении интенциональной стороны текста (того, что задумывалось и должно быть достигнуто автором) и его операциональной стороны (того, как это достигается). При таком подходе Т. к. понимается как объективное свойство системного речевого явления и деятельностно значимое качество этого явления, выводимое из процессов создания и функционирования текста. Параллельно была предложена самостоятельная, и в то же время лежащая в одной плоскости с категориально-текстовыми, концепция выделения текстовых структур на основе идеи отражения текстом определенного вида деятельности и соответствующей ситуации познания (М.Н. Кожина, М.П. Котюрова и др.). Такие текстовые структуры были названы функциональными семантико-стилистическими категориями (М.Н. Кожина), а позднее субтекстами (Е.А. Баженова).
Гипотезой описания Т. к. явилось положение о том, что единый функц.-семантический стержень (идея категории) должен получать однотипную языковую манифестацию. Данная гипотеза многократно проверена и получила подтверждение на материале различных функц. стилей речи, а также на уровне общей теории. Технология описания Т. к. заключается в отборе всех языковых, речевых, собственно текстовых средств, выражающих определенный универсальный смысл (например, сигналы текстового времени), и анализе этого материала с позиций текстовой статики и динамики. Первый аспект чаще всего решается на основе лингвистической теории поля: языковые сигналы Т. к. в целом рассматриваются как функц.-семантическое поле с дальнейшим определением его ядра и периферии. Динамический аспект реализуется на основе категории последовательности и связан с выделением линейных структур языковых сигналов и анализом соотношений в этих линейных рядах.
Материальным элементом Т. к. может выступать как неделимая единица языка/речи (фонема, интонема, слово, морфема, устойчивое словосочетание), так и языковая или речевая структура (предложение, высказывание, сферхфразовое единство, микротекст: заголовок, введение и др.).
Отдельные Т. к., как и тексты в целом, функционально ориентированы, т.е. реально существуют в виде совокупности функц.-стилевых и жанровых вариантов. Описание реального существования Т. к. в текстах разных стилей и жанров переводит проблему Т. к. в область стилистики текста. Стилистическое варьирование Т. к. рассматривается в словарных статьях, посвященных отдельным категориям текста (см.: Тема текста; Текстовое время, или темпоральность; Текстовое пространство, или локальность; Тональность).
Текстовая категория
Полезное
Смотреть что такое «Текстовая категория» в других словарях:
ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ — ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ. Существенный признак текста, представляющий отражение смысла текста с помощью языковых, речевых и собственно текстовых средств. К Т. к. относят целостность, связность, завершенность, отдельность. Обучение иностранному языку… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
текстовая категория время — Текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективной действительности или ее преломлением (Т.В. Матвеева). Т.к.в. – векторная категория, имеющая полевой характер, в описании… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
текстовая категория время — «Текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективной действительности или ее преломлением» (Т.В. Матвеева). Т.к.в. – векторная категория, имеющая полевой характер, в описании… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
текстовая категория событие — Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие – это текстовая… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
текстовая категория событие — Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие – это текстовая … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
текстовая категория диалогичности — Фундаментальное свойство речи вообще, всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной функции языка (М.Н. Кожина). Глобальная текстовая функциональная семантико стилистическая категория, имеющая полевый характер.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
текстовая категория диалогичности — «Фундаментальное свойство речи вообще, всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной функции языка» (М.Н. Кожина). Глобальная текстовая функциональная семантико стилистическая категория, имеющая полевый характер.… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
текстовая категория пространство — Неотъемлемое свойство всех объектов действительности, отраженных в тексте. Пространственная организация всех событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста (А.Н. Николина).… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
текстовая категория пространство — Неотъемлемое свойство всех объектов действительности, отраженных в тексте. «Пространственная организация всех событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста» (А.Н. Николина).… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Связность речи как текстовая категория — – 1) свойство речи или целого текста (см. Текстовая категория), реализуемое специализированными или функционально ориентированными на выражение этого свойства разноуровневыми языковыми единицами; 2) семиологическая категория, представляющая собой … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Словари
Первыми в лингвистике текста были замечены и исследованы глобальные категории целостности (когерентности), связности (когезии), завершенности, отдельности, в совокупности образующие грамматику текста (И.В. Арнольд, М.П. Брандес, И.Р. Гальперин, Е:И. Шендельс, О.И. Москальская и др.). Позже на этой базе разрабатываются более конкретные классификации Т. к. Понятийные универсалии (категории текста) предлагается делить на два основных типа: содержательные (концептуальные) и структурные, с их подтипами (З.Я. Тураева), в области Т. к. применяется системно-деятельностный подход (Е.В. Сидоров), базирующийся на различении интенциональной стороны текста (того, что задумывалось и должно быть достигнуто автором) и его операциональной стороны (того, как это достигается). При таком подходе Т. к. понимается как объективное свойство системного речевого явления и деятельностно значимое качество этого явления, выводимое из процессов создания и функционирования текста. Параллельно была предложена самостоятельная, и в то же время лежащая в одной плоскости с категориально-текстовыми, концепция выделения текстовых структур на основе идеи отражения текстом определенного вида деятельности и соответствующей ситуации познания (М.Н. Кожина, М.П. Котюрова и др.). Такие текстовые структуры были названы функциональными семантико-стилистическими категориями (М.Н. Кожина), а позднее субтекстами (Е.А. Баженова).
Гипотезой описания Т. к. явилось положение о том, что единый функц.-семантический стержень (идея категории) должен получать однотипную языковую манифестацию. Данная гипотеза многократно проверена и получила подтверждение на материале различных функц. стилей речи, а также на уровне общей теории. Технология описания Т. к. заключается в отборе всех языковых, речевых, собственно текстовых средств, выражающих определенный универсальный смысл (например, сигналы текстового времени), и анализе этого материала с позиций текстовой статики и динамики. Первый аспект чаще всего решается на основе лингвистической теории поля: языковые сигналы Т. к. в целом рассматриваются как функц.-семантическое поле с дальнейшим определением его ядра и периферии. Динамический аспект реализуется на основе категории последовательности и связан с выделением линейных структур языковых сигналов и анализом соотношений в этих линейных рядах.
Материальным элементом Т. к. может выступать как неделимая единица языка/речи (фонема, интонема, слово, морфема, устойчивое словосочетание), так и языковая или речевая структура (предложение, высказывание, сферхфразовое единство, микротекст: заголовок, введение и др.).
Отдельные Т. к., как и тексты в целом, функционально ориентированы, т.е. реально существуют в виде совокупности функц.-стилевых и жанровых вариантов. Описание реального существования Т. к. в текстах разных стилей и жанров переводит проблему Т. к. в область стилистики текста. Стилистическое варьирование Т. к. рассматривается в словарных статьях, посвященных отдельным категориям текста (см.: Тема текста; Текстовое время, или темпоральность; Текстовое пространство, или локальность; Тональность).
Существенный признак текста, представляющий отражение смысла текста с помощью языковых, речевых и собственно текстовых средств. К Т. к. относят целостность, связность, завершенность, отдельность. Обучение иностранному языку предполагает изучение и понимание основных категорий иноязычного текста.
Основные текстовые категории
Общее понятие о тексте и текстовых категориях
ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях
3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста
3.3. Членимость текста. Композиция
3.4. Образец лингвистического анализа текста
3.5. Взаимодействие текстов
3.6. Прецедентные тексты
Текст – это цель и одновременно результат речевого взаимодействия, хотя на бытовом уровне этот термин трактуется обычно более узко – как речь, зафиксированная на письме. Подобная трактовка неверна, поскольку не учитывает такие способы речевой деятельности, как говорение и слушание. А это несправедливо даже с практической точки зрения: ведь любой из нас в жизни говорит (слушает) гораздо чаще, чем пишет (читает). В рамках речевой деятельности текст рассматривается как продукт речемыслительной деятельности субъекта речи (автора) и как материал для восприятия, понимания и интерпретации его адресатом. Именно поэтому текст называют ещё речевым произведением.
Неизбежно возникает вопрос об объёме текста: можно ли, например, считать текстом таблички типа Не курить!, или факультетское расписание занятий, или обмен этикетными репликами-приветствиями (Привет! – Здорово!). Да, безусловно, это тексты, потому что во всех случаях есть субъект речи, коммуникативная цель, адресованность. А объём речевого произведения может быть разным: от небольшой вывески, пословицы, рецепта, афоризма до романа-эпопеи.
Первоначальное значение слова текст, заимствованного из латинского языка (textus), означает ткань, сплетение, соединение. Поэтому «важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем соединяется» (Н.С.Валгина)[8]. Под текстомподразумевается последовательность языковых единиц, обладающая прежде всего смысловой целостностью и связностью, поскольку текст (как речь вообще) материален и служит для выражения определённого содержания. Выражаясь научным языком, смысловая целостность и связность – это текстовые категории, то есть существенные и взаимосвязанные признаки текста.
Безусловно, текстовых категорий гораздо больше, и относительно их количества в науке ещё ведутся споры. В табл. 3.1 названы и охарактеризованы наиболее важные из них с точки зрения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».
Таблица 3.1
Категория | Значение категории | Комментарий |
Коммуникатив- ность (адресованность) | Направленность на восприятие текста адресатом, включающая в себя выбор адресата и учёт его фоновых знаний, заинтересованности в общении и т.д. Формирование стратегии речи: информативная, воздействующая и т. д. | С этой точки зрения текст может быть индивидуально ориентированным (адресат конкретный человек или несколько человек), коллективно ориентированным (адресат – некий коллектив, сообщество) и неопределённо ориентированный (адресат – любой, кто имеет возможность познакомиться с текстом) |
Целостность (смысловая завершённость) | Соотнесённость текста с отражаемым объектом как результат воплощения авторского замысла; отражение в тексте связей и зависимостей, существующих в реальной действительности | В рамках текста образуют неразрывное единство, поскольку внеязыковое содержание, смысл выражаются именно языковыми средствами. Любой композиционно-речевой показатель связности текста (например, лексический повтор) одновременно является и показателем смысловой цельности |
Связность (связанность) | 1) Передаваемое или создаваемое речью объединение фактов и явлений действительности в единое целое. 2) Отношения коммуникативной преемственности между предложениями текста | |
Субъектная организация (авторизация) | Воплощение авторского Я и других субъектно-речевых планов (в том числе «образа автора») на композиционно-речевом уровне | Обе категории отражают присутствие в тексте человека (автора, персонажей и др.). Выражаются через «точку зрения» как преломление внеязыковой действительности через восприятие, сознание оценку того или иного субъекта. Данный субъект и его «точка зрения» могут быть обозначены в тексте явно (что характерно для строгих стилей) или завуалировано (что особенно характерно для художественного стиля) |
Тональность (текстовая модальность) | Выражение отношения автора к сообщаемому; психологическая позиция субъекта речи по отношению к информативному содержанию, к адресату и к ситуации общения |
В связи с последними двумя категориями текста (субъектной организацией и тональностью) особого пояснения требует терминологическое употребление словосочетания точка зрения, означающего преломление явлений окружающей действительности через наше восприятие, сознание, оценку. Точка зрения может принадлежать автору текста, или другому лицу, или быть неопределённо-обобщённой. Более подробно разновидности точки зрения, а также языковые способы её выражения представлены в прил. 5.
Таким образом, автор текста посредством его взаимодействует с адресатом, который должен, восприняв текст, понять его содержание и авторское намерение. Но, будучи зафиксированным на каком-либо носителе информации, текст может быть ещё проанализирован и в других, например научно-ис-следовательских целях. Так, предметом анализа могут стать заключённая в нём информация, структура текста, его жанровые (в т. ч. композиционные и речевые) особенности и многое другое.
Следует заметить, что термин текст в учебных целях может быть применён также и к части речевого произведения – относительно самостоятельному фрагменту текста: главе, параграфу, сверхфразовому единству и т. д. (характеристику этих и других единиц членения текста см. в табл. 3.4).
► Можно ли считать текстом результат диалогического речевого взаимодействия? Почему?
► Приведите примеры текстов, по объёму равных одному предложению.
ПОНЯТИЕ О ТЕКСТОВОЙ КАТЕГОРИИ. ВИДЫ ТЕКСТОВЫХ КАТЕГОРИЙ
В широком смысле под категорией понимается «одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать его опыт и осуществлять его классификацию» [Кубрякова, 1997, с. 45; см. также: Кубрякова, 2004]. Учение о категориях восходит к воззрениям Аристотеля, который выделял такие категории, как сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, претерпевание.
Категория определяется учеными как «предельно широкое понятие, в котором отображены общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира» [Кондаков, 1975, с. 240]. Исследователи выделяют разные типы категорий. Известны общефилософские, общенаучные категории, актуальные для любой области знания: категории объективного и субъективного; общего и отдельного; формы и содержания; материального и идеального. Отмечают и такие категории, как материя, движение, качество, количество, время, пространство.
Наряду с этим можно говорить об общелингвистических категориях локальности, темпоральности, персональное™ и др. К системе языковых категорий относят и части речи, спряжение, склонение [Солга-ник, 1997, с. 6]. Среди функциональных семантико-стилистических категорий называют категории диалогичности, акцентности, оценки, гипотетичности [Кожина, 1989]. При этом учитываются стилистичес-
159 Глава 3. Текстовые категории
кая функция и стилистическое значение, объединяющие совокупность разноуровневых языковых средств на основе выполнения ими единого назначения.
Текстовые категории чаще всего определяют как «специфические признаки речевого целого, отличающие это целое (текст) от других языковых явлений» [Ильенко, 2003, с. 364].
Достаточно распространенным является подход к текстовой категории как к двуплановой сущности, имеющей знаковый характер: Т.В. Матвеева определяет текстовую категорию как «один из взаимосвязанных существенных признаков текста, представляющий собой отражение определенной части общетекстового смысла различными языковыми, речевыми и собственно текстовыми (композитивными) средствами» [Матвеева, 2003, с. 533]. «Каждая текстовая категория воплощает в себе отдельную смысловую линию текста, выраженную группой языковых средств, особым образом организованной в относительную внутритекстовую целостность» [Матвеева, 2003, с. 534]. Представляется справедливой точка зрения исследователя относительно параметров описания текстовых категорий. По мнению автора, их четыре: «а) набор языковых составляющих; б) текстовая значимость различных типов языковых составляющих (определяется на основании частотности типов, а также их представленности в сильных позициях текста); в) комбинато-Pioca языковых составляющих в составе линейного ряда средств выражения текстовых категорий; г) размещение сигналов текстовых категорий на пространстве текста» [Матвеева, 2003, с. 535].
Относительно статуса текстовых категорий отметим, что их рассматривают как текстовые качества, как полевое устройство, как единицу анализа. Так, Т.В. Матвеева считает, что текстовая категория является «единицей анализа, несущей в себе основные свойства целого, а именно целенаправленность и композитивность». В качестве критериев выделения текстовых категорий исследователь выдвигает «общность семантической функции выражающих ее языковых элементов» [Матвеева, Ж»3. с. 534].
В научной литературе обсуждается и идея полевого устройства тек-ггов.ых категорий. По мнению Т.В. Матвеевой, эта идея «результативна, но не в полной мере, поскольку оставляет вне поля зрения собствен-ш текстовые качества категории, прежде всего ее внутреннюю тексто-ррю структуру, композитивность» [там же]. На наш взгляд, идея полевого рщюнства текстовых категорий является плодотворной с учетом осовев речевой системности текста, организованной авторским замыслом.
3 разработку проблемы текстовых категорий значительный вклад ■вести И.Р. Гальперин, М.Н. Кожина, А.И. Новиков, С.Г. Ильенко, ШШ. Тураева, А.И. Мороховский, И.Я. Чернухина, Т.В. Матвеева, ЕЖ Сидоров и др.
Раздел II. Основы теории текста
Так, детальный анализ сущности текстовых категорий с установкой на «выяснение формально-семантических свойств текста» и классификация категорий «среднего уровня абстракции» с выявлением их функционально-стилевого варьирования содержится в монографии Т.В. Матвеевой (1990). Текстовые категории рассмотрены как типологические признаки текста [Матвеева, 1990, с. 10]. Объектом анализа в работе стали: тематическая целостность, локальность, темпоральность, оценоч-ность, тональность, логическое развертывание, композиция.
Систематизация тестовых категорий описана Т.В. Матвеевой [2003, с. 534, 535]. Исследователями выделены понятийные текстовые категории: содержательные и структурные (З.Я. Тураева); категории, отражающие системно-деятельностный подход к тексту (Е.В. Сидоров); функциональные семантико-стилистические категории (М.Н. Кожина, М.П. Ко-тюрова, Т.Б. Трошева, Е.А. Баженова и др.); текстовые категории, основанные на принципе отражательности (к ним относятся текстовые категории темы, субъекта (авторизации), оценочности, тональности (текстовой модальности), текстового пространства и времени, адресата). Ученые справедливо отмечают неравнозначность текстовых категорий по их содержанию и характеру структурирования». Сравним для примера точки зрения И.Р. Гальперина, А.И. Новикова, И.Я. Чернухиной.
И. Р. Гальперин (1981) выделяет 10 категорий текста: информативность, когезию (сцепление), континуум (логическую последовательность, основанную на темпоральной и /или пространственной взаимосвязи отдельных сообщений), членимость, автосемантию отрезков текста (относительную самостоятельность), ретроспекцию (отнесенность к предшествующей содержательно-фактуальной информации), проспек-цию (отнесенность к последующей содержательно-фактуальной информации), модальность, интеграцию, завершенность (исчерпывающее выражение замысла, с точки зрения автора). Все эти категории взаимосвязаны и имеют внутритекстовый характер, многими исследователями они интерпретируются как признаки текста, его качества (в этом статусе они были рассмотрены нами выше).
А.И. Новиков (1983) предложил дифференцировать текстовые категории с ориентацией на структуру текста и его статику и динамику. Он выделил развернутость текста, последовательность, связность, законченность, глубинную перспективу, статику и динамику текста (они соответствуют, во-первых, подходу к нему как к результату деятельности и, во-вторых, рассмотрению его в процессе порождения и восприятия).
Неоднородность данных категорий в типологии исследователя очевидна. Представляется, что статику и динамику скорее следует рассматривать не как текстовые категории, а как аспекты изучения текста.
Глава 3. Текстовые категории
Иной подход к выделению текстовых категорий намечен И.Я. Чер-[ухиной (1987). Текстовые категории дифференцируются ею с учетом г ниверсальных смыслов текста. Они трактуются И.Я. Чернухиной как ;такая ступень абстрагирования его содержания, при которой вычленя-этся идеальные сущности, соотносимые с содержанием всех конкрет-1ых художественных текстов» [Чернухина, 1987, с. 6]. К ним автор от-iec смыслы: «время», «пространство», «человек», «событие». В подходе ^следователя к текстовым категориям усматривается логика и обосно-занность: «В совокупности с речевыми средствами их воплощения эти ;мыслы образуют соответствующие текстовые категории — категории зремени, пространства, героя, события» [Чернухина, 1987, с. 7].
Таким образом, нет единой точки зрения среди исследователей относительно понимания текстовых категорий и их систематизации. Обычно в качестве текстовых категорий рассматриваются текстовые качества, важнейшие признаки текста, имеющие типизированный и обобщающий характер.
По вопросу о ведущих текстовых категориях также мнения ученых не всегда совпадают. С.Г. Ильенко, например, считает, что «ведущими текстовыми свойствами являются целостность, членимость и модальность. Именно они и могут быть названы основными категориями текста, подчиняющими себе более частные его признаки» [Ильенко, 1988; 2003, с. 366]. Данная точка зрения достаточно логична в случае, если глубоко не дифференцировать текстовые качества и категории.
Попытка рассмотреть текстовые категории как фактор, способствующий организации, цельности, единству текста, предпринята А.Ф. Папиной (2002). В ее книге «Текст: его единицы и глобальные категории» (М., 2002) вслед за Т.А. ван Дейком, Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Е.С. Яковлевой, Е.С. Кубряковой и др. выделены в качестве глобальных текстовых категорий:
Участники коммуникативного акта;
События, Процессы, Факты;
Время: реальное художественное (объективное, цикличное, субъективное, психологическое), ирреальное: астральное, инфернальное, фантастическое, Зазеркалья, мира сказок;
Пространство и Место объектов — художественное пространство: реальное и ирреальное (обусловленное лицом говорящего: 1-е лицо — субъективное, 3-е лицо рассказчика — объективное время; обусловленное точкой отсчета: линейное, перспективное, панорамное); ирреальное пространство, обусловленное типом изображаемого мира: Земля, космос; нарушением геометрических измерений: волшебный, фантастический, мир сказок, Зазеркалья, грезы поэта;
6 Филологический анализ текста
Раздел II. Основы теории текста
Категория оценки (аксиологическая: качественная и количественная; рациональная, утилитарная, нормативная, теологическая; логическая: эпистемическая, деонтическая).
В данной концепции, достаточно обоснованной и детализированной, много общего с теорией И.Я. Чернухиной, правда, в дополнение к ее типологии текстовых категорий здесь добавлена категория оценки. Поскольку к числу участников коммуникативного акта автор относит субъектов речи, включая «образ автора», то выделение в качестве особой категории оценки представляется не совсем корректным. Это связано с пониманием образа автора как концентрированного воплощения сути произведения, отражающего «распределение света и тени», по В.В. Виноградову.
Таким образом, многообразие точек зрения на текстовые категории определяется не только сложностью и многоаспектностью самого понятия, но и возможностью выделения различных типов категорий с учетом их иерархии в структуре текста как многопланового феномена.
Вероятно, условно можно говорить, во-первых, о категориях, имеющих в большей мере внутритекстовую ориентацию (ср. такие категории, как проспекция, ретроспекция и др.), и категориях, имеющих не только внутритекстовую, но и внешнюю по отношению к тексту направленность (ср. категории автора, адресата и др.).
Во-вторых, в зависимости от аспекта рассмотрения с учетом значимости для формирования разных качеств текста правомерно выделять структурные, содержательные, функционально-семантические, функциональные семантико-стилистические и др. категории текста, как это делают исследователи.
Учитывая, что текст прежде всего является формой коммуникации, а коммуникативность относится к его важнейшему интегральному качеству, определяющему все остальные, полагаем, что в ряду текстовых категорий при изучении данного феномена следует особо выделить глобальную категорию диалогичности, реализующуюся в категориях субъектности и адресованности, связанных с субкатегориями образ автора и адресата; глобальные категории событие, время и пространство, определяющие основные параметры лингвистически материализованного текстового мира и отражающие его коммуникативную ориентацию. Что же касается сферы оценок, эмоций, они рассматриваются нами как многоплановые проявления образа автора. Прежде чем приступить к рассмотрению данных категорий, сделаем некоторые выводы.
Подведем итоги:
• Выделение различных категорий в гуманитарном знании связано с теорией познания, имеет давнюю историю и восходит к античности.
Глава 3. Текстовые категории
Среди категорий выделяют общефилософские (сущность, форма, содержание и др.), общенаучные (материя, движение и т.д.), общелингвистические (локальность, оценка, акцентность и т.д.), текстовые (проспекция, ретроспекция и др.).
Под текстовой категорией понимают «специфические признаки речевого целого, отличающие это целое (текст) от других языковых явлений» (С.Г. Ильенко).
В изучение текстовых категорий и создание их типологии внесли вклад такие ученые, как И.Р. Гальперин, А.И. Новиков, М.Н. Кожина, С.Г. Ильенко, И. Я. Чернухина, Т.В. Матвеева и др. Текстовые категории рассматриваются: а) с точки зрения теории знака; б) как текстовые качества; в) как устройства, имеющие поле-вый характер; г) как единицы анализа.
Среди текстовых категорий учеными выделяются содержательные; структурные; отражающие системно-деятельностный подход; функционально-стилистические; категории, основанные на принципе от-ражательности.
К глобальным текстовым категориям относят такие категории, как участники общения, события, время, пространство, оценка (А.Ф. Папина).
Учитывая коммуникативный характер текста, в качестве глобальной текстовой категории (наряду с категориями событие, время, пространство) можно рассматривать диалогичность, реализующуюся в категориях субъектности и адресованности, связанных с образом автора и адресата.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
> Какие категории выделял Аристотель?
> Какие общефилософские, общенаучные, общелингвистические кате
гории вы знаете?
> Что такое текстовая категория?
»*■ Как определяется текстовая категория с точки зрения теории знака и теории поля?
> Какие текстовые категории выделяет И.Р. Гальперин? А.И. Новиков?
М.Н. Кожина? Т.В. Матвеева?
> ‘ личность создателя («автор» как присущий данному произведению хающий субъект, который обозначается. самим произведением, так только из самого произведения мы о нем и узнаем, иначе, «автор» художественная личность писателя» [Брандес, 1971, с. 54]. В сфере эстетической коммуникации образ автора соотносится с чьной личностью творца литературного произведения, который вы-:ает в словесно-художественной форме свое мировоззрение, эстети-кое кредо, свой лексикон, тезаурус, ассоциации. Вместе с тем образ эра и писатель — не тождественные понятия: образ автора имеет эс-лческую сущность и отражает не в полной мере концептуальную и [ковую картину мира создателя литературного произведения, польку полностью его картина мира не может реализоваться в одном [ нескольких текстах.
Что же касается повествователя (объективного, личного или рас-зчика), его выбор определяется писателем и является одной из форм эажения образа автора, наряду с другими, включая различные ком-иционные виды «монтажа» и речевые: внутреннюю прямую или не-ственно-прямую речь; лирические отступления. Новые аспекты в изучении образа автора открываются в связи с бенностями современной лингвистической парадигмы: ее диалогич-■тью и опорой на теорию речевой деятельности, антропоцентризмом екстоцентризмом (отсюда интерес к языковой личности автора, сто-ей за текстом, по выражению Ю.Н. Караулова). В связи с этим образ ора в современной стилистике художественной литературы необхо-ло изучать в коммуникативно-деятельностном аспекте в свете не толь-категории субъектности, но и категории адресованности (ср. работы араметризации адресата Н.Д. Арутюновой, Г.В. Степанова, Г.Г. Мол-ювой, О.Л. Каменской, О.П. Воробьевой и др.). Это обусловлено диа-‘ической концепцией современного мировосприятия, в основе кото-i лежит теория диалога М.М. Бахтина, предполагающая ориентацию 1 другого» и его ответную активность. Идея диалогизации стала ве-цей в современном гуманитарном знании, включая стилистику (см.
Раздел II. Основы теории текста
работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов образа автора (ср. восприятие ученым книги «Марксизм и философия» [1930]).
Проблема образа автора в художественном произведении исследуется в литературоведении (с историко-литературной, эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике художественной литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В современной коммуникативной стилистике текста изучается языковая и концептуальная картины мира автора; многоаспектные проявления образа автора в структуре, семантике и прагматике текста; рассматриваются модели смыслового развертывания художественных текстов разных типов в аспекте идиостиля; своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя.
3.3.2. Образ адресата.Образ адресата — это 1) категория текстооб-разования, пронизывающая весь текст в силу его коммуникативной природы, определяющая его структуру, семантику, прагматику; 2) художественный образ персонажа-адресата; 3) собирательный образ адресата (в поэзии это обычно современник автора или его потомок); 4) реальное лицо, к которому автор адресует свою речь.
В свете имеющейся лингвистической традиции (ср. работы А.А. Потебни, А.П. Якубинского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др.) и интенсивно разрабатываемой сейчас концепции языковой личности (ср.: [Караулов, 1987]) многое конкретизировано в представлении о собирательном образе адресата: соотношении категорий объективного и субъективного, общего и отдельного, постоянного и переменного. Вместе с тем по-прежнему актуальной остается поставленная Н.Д. Арутюновой (1981) проблема параметризации фактора адресата и исследования его коммуникативной деятельности.
Образ адресата — читателя и слушателя — стали интенсивно изучать в последние годы в связи с разработкой коммуникативного подхода к тексту, хотя сами авторы не раз подчеркивали значимость данной категории в процессе текстопорождения и восприятия и интерпретации текста. Известны суждения О.Э. Мандельштама (ср. статью «О собеседнике»), А.А. Ахматовой (цикл «Тайны ремесла»), Н.С. Гумилева (см. статью «Читатель») и многих других выдающихся поэтов и писателей о читателе. «Выражая себя в слове, поэт всегда обращается к кому-то, к какому-то слушателю. Часто этот слушатель — он сам, и здесь мы имеем дело с естественным раздвоением личности. Иногда некий мистический собеседник, еще не явившийся друг или возлюбленная, иногда это Бог, Природа, народ.
169 Глава 3. Текстовые категории
Это — в минуты творчества. Однако ни для кого, а для поэта тем более, не тайна, что каждое стихотворение находит себе живого реального читателя среди современников, порой потомков. » [Гумилев, 1990, с. 203]. Сравним строки А.А. Ахматовой: «А каждый читатель как тайна, / Как в землю закопанный клад. ».
К средствам выражения образа адресата относятся как прямые обращения и посвящения, лирические отступления, ориентированные на читателя, так и местоимения ты, вы, твой, ваш и др., использование имен, фамилий и т.д. Ср. строки М.И. Цветаевой с разными формами выражения категории адресата:
Яс вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге! —
Чрезмерно узкое его лицо
Ты обо мне не думай никогда!
Ты обо мне подумай: провода:
В первом случае стихи прямо адресованы мужу Сергею Эфрону, хотя не лишены художественного обобщения, во втором случае образ лирического героя недостаточно конкретизирован (ср. местоимения ты).
Образ адресата иногда выступает лишенным индивидуальных особенностей, обобщенным. Так, в стихотворении А. Белого «Жди меня» содержится обращение к лирической героине, образ которой лишен индивидуальных черт, имеет большую обобщающую силу, соотносясь с определенной и достаточно типичной ситуацией разлуки с любимой:
Жди меня Далекая, родная, — Жди меня.
Твои глаза мне станут — Две звезды.
Тебе в тумане глянут — Две звезды.
Возможна и автокоммуникация, представляющая собой форму обращения субъекта к самому себе. В художественном тексте этот прием особенно часто используется, выполняя эстетическую функцию в соответствии с творческим замыслом автора, способного к различным пере-
Раздел II. Основы теории текста
работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов образа автора (ср. восприятие ученым книги «Марксизм и философия» [1930]).
Проблема образа автора в художественном произведении исследуется в литературоведении (с историко-литературной, эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике художественной литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В современной коммуникативной стилистике текста изучается языковая и концептуальная картины мира автора; многоаспектные проявления образа автора в структуре, семантике и прагматике текста; рассматриваются модели смыслового развертывания художественных текстов разных типов в аспекте идиостиля; своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя.
3.3.2. Образ адресата.Образ адресата — это 1) категория текстооб-разования, пронизывающая весь текст в силу его коммуникативной природы, определяющая его структуру, семантику, прагматику; 2) художественный образ персонажа-адресата; 3) собирательный образ адресата (в поэзии это обычно современник автора или его потомок); 4) реальное лицо, к которому автор адресует свою речь.
В свете имеющейся лингвистической традиции (ср. работы А.А. Потебни, А.П. Якубинского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др.) и интенсивно разрабатываемой сейчас концепции языковой личности (ср.: [Караулов, 1987]) многое конкретизировано в представлении о собирательном образе адресата: соотношении категорий объективного и субъективного, общего и отдельного, постоянного и переменного. Вместе с тем по-прежнему актуальной остается поставленная Н.Д. Арутюновой (1981) проблема параметризации фактора адресата и исследования его коммуникативной деятельности.
Образ адресата — читателя и слушателя — стали интенсивно изучать в последние годы в связи с разработкой коммуникативного подхода к тексту, хотя сами авторы не раз подчеркивали значимость данной категории в процессе текстопорождения и восприятия и интерпретации текста. Известны суждения О.Э. Мандельштама (ср. статью «О собеседнике»), А.А. Ахматовой (цикл «Тайны ремесла»), Н.С. Гумилева (см. статью «Читатель») и многих других выдающихся поэтов и писателей о читателе. «Выражая себя в слове, поэт всегда обращается к кому-то, к какому-то слушателю. Часто этот слушатель — он сам, и здесь мы имеем дело с естественным раздвоением личности. Иногда некий мистический собеседник, еще не явившийся друг или возлюбленная, иногда это Бог, Природа, народ.