4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории

Стилистический энциклопедический словарь
ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Первыми в лингвистике текста были замечены и исследованы глобальные категории целостности (когерентности), связности (когезии), завершенности, отдельности, в совокупности образующие грамматику текста (И.В. Арнольд, М.П. Брандес, И.Р. Гальперин, Е:И. Шендельс, О.И. Москальская и др.). Позже на этой базе разрабатываются более конкретные классификации Т. к. Понятийные универсалии (категории текста) предлагается делить на два основных типа: содержательные (концептуальные) и структурные, с их подтипами (З.Я. Тураева), в области Т. к. применяется системно-деятельностный подход (Е.В. Сидоров), базирующийся на различении интенциональной стороны текста (того, что задумывалось и должно быть достигнуто автором) и его операциональной стороны (того, как это достигается). При таком подходе Т. к. понимается как объективное свойство системного речевого явления и деятельностно значимое качество этого явления, выводимое из процессов создания и функционирования текста. Параллельно была предложена самостоятельная, и в то же время лежащая в одной плоскости с категориально-текстовыми, концепция выделения текстовых структур на основе идеи отражения текстом определенного вида деятельности и соответствующей ситуации познания (М.Н. Кожина, М.П. Котюрова и др.). Такие текстовые структуры были названы функциональными семантико-стилистическими категориями (М.Н. Кожина), а позднее субтекстами (Е.А. Баженова).

Гипотезой описания Т. к. явилось положение о том, что единый функц.-семантический стержень (идея категории) должен получать однотипную языковую манифестацию. Данная гипотеза многократно проверена и получила подтверждение на материале различных функц. стилей речи, а также на уровне общей теории. Технология описания Т. к. заключается в отборе всех языковых, речевых, собственно текстовых средств, выражающих определенный универсальный смысл (например, сигналы текстового времени), и анализе этого материала с позиций текстовой статики и динамики. Первый аспект чаще всего решается на основе лингвистической теории поля: языковые сигналы Т. к. в целом рассматриваются как функц.-семантическое поле с дальнейшим определением его ядра и периферии. Динамический аспект реализуется на основе категории последовательности и связан с выделением линейных структур языковых сигналов и анализом соотношений в этих линейных рядах.

Материальным элементом Т. к. может выступать как неделимая единица языка/речи (фонема, интонема, слово, морфема, устойчивое словосочетание), так и языковая или речевая структура (предложение, высказывание, сферхфразовое единство, микротекст: заголовок, введение и др.).

Отдельные Т. к., как и тексты в целом, функционально ориентированы, т.е. реально существуют в виде совокупности функц.-стилевых и жанровых вариантов. Описание реального существования Т. к. в текстах разных стилей и жанров переводит проблему Т. к. в область стилистики текста. Стилистическое варьирование Т. к. рассматривается в словарных статьях, посвященных отдельным категориям текста (см.: Тема текста; Текстовое время, или темпоральность; Текстовое пространство, или локальность; Тональность).

Источник

Текстовая категория

Полезное

Смотреть что такое «Текстовая категория» в других словарях:

ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ — ТЕКСТОВАЯ КАТЕГОРИЯ. Существенный признак текста, представляющий отражение смысла текста с помощью языковых, речевых и собственно текстовых средств. К Т. к. относят целостность, связность, завершенность, отдельность. Обучение иностранному языку… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

текстовая категория время — Текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективной действительности или ее преломлением (Т.В. Матвеева). Т.к.в. – векторная категория, имеющая полевой характер, в описании… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

текстовая категория время — «Текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективной действительности или ее преломлением» (Т.В. Матвеева). Т.к.в. – векторная категория, имеющая полевой характер, в описании… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

текстовая категория событие — Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие – это текстовая… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

текстовая категория событие — Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или ситуации выделяются предметы, которым приписываются роли в рамках данного события. Событие – это текстовая … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

текстовая категория диалогичности — Фундаментальное свойство речи вообще, всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной функции языка (М.Н. Кожина). Глобальная текстовая функциональная семантико стилистическая категория, имеющая полевый характер.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

текстовая категория диалогичности — «Фундаментальное свойство речи вообще, всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной функции языка» (М.Н. Кожина). Глобальная текстовая функциональная семантико стилистическая категория, имеющая полевый характер.… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

текстовая категория пространство — Неотъемлемое свойство всех объектов действительности, отраженных в тексте. Пространственная организация всех событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста (А.Н. Николина).… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

текстовая категория пространство — Неотъемлемое свойство всех объектов действительности, отраженных в тексте. «Пространственная организация всех событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения, и система пространственных образов текста» (А.Н. Николина).… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Связность речи как текстовая категория — – 1) свойство речи или целого текста (см. Текстовая категория), реализуемое специализированными или функционально ориентированными на выражение этого свойства разноуровневыми языковыми единицами; 2) семиологическая категория, представляющая собой … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Источник

Словари

Первыми в лингвистике текста были замечены и исследованы глобальные категории целостности (когерентности), связности (когезии), завершенности, отдельности, в совокупности образующие грамматику текста (И.В. Арнольд, М.П. Брандес, И.Р. Гальперин, Е:И. Шендельс, О.И. Москальская и др.). Позже на этой базе разрабатываются более конкретные классификации Т. к. Понятийные универсалии (категории текста) предлагается делить на два основных типа: содержательные (концептуальные) и структурные, с их подтипами (З.Я. Тураева), в области Т. к. применяется системно-деятельностный подход (Е.В. Сидоров), базирующийся на различении интенциональной стороны текста (того, что задумывалось и должно быть достигнуто автором) и его операциональной стороны (того, как это достигается). При таком подходе Т. к. понимается как объективное свойство системного речевого явления и деятельностно значимое качество этого явления, выводимое из процессов создания и функционирования текста. Параллельно была предложена самостоятельная, и в то же время лежащая в одной плоскости с категориально-текстовыми, концепция выделения текстовых структур на основе идеи отражения текстом определенного вида деятельности и соответствующей ситуации познания (М.Н. Кожина, М.П. Котюрова и др.). Такие текстовые структуры были названы функциональными семантико-стилистическими категориями (М.Н. Кожина), а позднее субтекстами (Е.А. Баженова).

Гипотезой описания Т. к. явилось положение о том, что единый функц.-семантический стержень (идея категории) должен получать однотипную языковую манифестацию. Данная гипотеза многократно проверена и получила подтверждение на материале различных функц. стилей речи, а также на уровне общей теории. Технология описания Т. к. заключается в отборе всех языковых, речевых, собственно текстовых средств, выражающих определенный универсальный смысл (например, сигналы текстового времени), и анализе этого материала с позиций текстовой статики и динамики. Первый аспект чаще всего решается на основе лингвистической теории поля: языковые сигналы Т. к. в целом рассматриваются как функц.-семантическое поле с дальнейшим определением его ядра и периферии. Динамический аспект реализуется на основе категории последовательности и связан с выделением линейных структур языковых сигналов и анализом соотношений в этих линейных рядах.

Материальным элементом Т. к. может выступать как неделимая единица языка/речи (фонема, интонема, слово, морфема, устойчивое словосочетание), так и языковая или речевая структура (предложение, высказывание, сферхфразовое единство, микротекст: заголовок, введение и др.).

Отдельные Т. к., как и тексты в целом, функционально ориентированы, т.е. реально существуют в виде совокупности функц.-стилевых и жанровых вариантов. Описание реального существования Т. к. в текстах разных стилей и жанров переводит проблему Т. к. в область стилистики текста. Стилистическое варьирование Т. к. рассматривается в словарных статьях, посвященных отдельным категориям текста (см.: Тема текста; Текстовое время, или темпоральность; Текстовое пространство, или локальность; Тональность).

Существенный признак текста, представляющий отражение смысла текста с помощью языковых, речевых и собственно текстовых средств. К Т. к. относят целостность, связность, завершенность, отдельность. Обучение иностранному языку предполагает изучение и понимание основных категорий иноязычного текста.

Источник

Основные текстовые категории

Общее понятие о тексте и текстовых категориях

ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

3.1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях

3.2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста

3.3. Членимость текста. Композиция

3.4. Образец лингвистического анализа текста

3.5. Взаимодействие текстов

3.6. Прецедентные тексты

Текст – это цель и одновременно результат речевого взаимодействия, хотя на бытовом уровне этот термин трактуется обычно более узко – как речь, зафиксированная на письме. Подобная трактовка неверна, поскольку не учитывает такие способы речевой деятельности, как говорение и слушание. А это несправедливо даже с практической точки зрения: ведь любой из нас в жизни говорит (слушает) гораздо чаще, чем пишет (читает). В рамках речевой деятельности текст рассматривается как продукт речемыслительной деятельности субъекта речи (автора) и как материал для восприятия, понимания и интерпретации его адресатом. Именно поэтому текст называют ещё речевым произведением.

Неизбежно возникает вопрос об объёме текста: можно ли, например, считать текстом таблички типа Не курить!, или факультетское расписание занятий, или обмен этикетными репликами-приветствиями (Привет! – Здорово!). Да, безусловно, это тексты, потому что во всех случаях есть субъект речи, коммуникативная цель, адресованность. А объём речевого произведения может быть разным: от небольшой вывески, пословицы, рецепта, афоризма до романа-эпопеи.

Первоначальное значение слова текст, заимствованного из латинского языка (textus), означает ткань, сплетение, соединение. Поэтому «важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем соединяется» (Н.С.Валгина)[8]. Под текстомподразумевается последовательность языковых единиц, обладающая прежде всего смысловой целостностью и связностью, поскольку текст (как речь вообще) материален и служит для выражения определённого содержания. Выражаясь научным языком, смысловая целостность и связность – это текстовые категории, то есть существенные и взаимосвязанные признаки текста.

Безусловно, текстовых категорий гораздо больше, и относительно их количества в науке ещё ведутся споры. В табл. 3.1 названы и охарактеризованы наиболее важные из них с точки зрения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Таблица 3.1

КатегорияЗначение категорииКомментарий
Коммуникатив- ность (адресованность)Направленность на восприятие текста адресатом, включающая в себя выбор адресата и учёт его фоновых знаний, заинтересованности в общении и т.д. Формирование стратегии речи: информативная, воздействующая и т. д.С этой точки зрения текст может быть индивидуально ориентированным (адресат конкретный человек или несколько человек), коллективно ориентированным (адресат – некий коллектив, сообщество) и неопределённо ориентированный (адресат – любой, кто имеет возможность познакомиться с текстом)
Целостность (смысловая завершённость)Соотнесённость текста с отражаемым объектом как результат воплощения авторского замысла; отражение в тексте связей и зависимостей, существующих в реальной действительностиВ рамках текста образуют неразрывное единство, поскольку внеязыковое содержание, смысл выражаются именно языковыми средствами. Любой композиционно-речевой показатель связности текста (например, лексический повтор) одновременно является и показателем смысловой цельности
Связность (связанность)1) Передаваемое или создаваемое речью объединение фактов и явлений действительности в единое целое. 2) Отношения коммуникативной преемственности между предложениями текста
Субъектная организация (авторизация)Воплощение авторского Я и других субъектно-речевых планов (в том числе «образа автора») на композиционно-речевом уровнеОбе категории отражают присутствие в тексте человека (автора, персонажей и др.). Выражаются через «точку зрения» как преломление внеязыковой действительности через восприятие, сознание оценку того или иного субъекта. Данный субъект и его «точка зрения» могут быть обозначены в тексте явно (что характерно для строгих стилей) или завуалировано (что особенно характерно для художественного стиля)
Тональность (текстовая модальность)Выражение отношения автора к сообщаемому; психологическая позиция субъекта речи по отношению к информативному содержанию, к адресату и к ситуации общения

В связи с последними двумя категориями текста (субъектной организацией и тональностью) особого пояснения требует терминологическое употребление словосочетания точка зрения, означающего преломление явлений окружающей действительности через наше восприятие, сознание, оценку. Точка зрения может принадлежать автору текста, или другому лицу, или быть неопределённо-обобщённой. Более подробно разновидности точки зрения, а также языковые способы её выражения представлены в прил. 5.

Таким образом, автор текста посредством его взаимодействует с адресатом, который должен, восприняв текст, понять его содержание и авторское намерение. Но, будучи зафиксированным на каком-либо носителе информации, текст может быть ещё проанализирован и в других, например научно-ис-следовательских целях. Так, предметом анализа могут стать заключённая в нём информация, структура текста, его жанровые (в т. ч. композиционные и речевые) особенности и многое другое.

Следует заметить, что термин текст в учебных целях может быть применён также и к части речевого произведения – относительно самостоятельному фрагменту текста: главе, параграфу, сверхфразовому единству и т. д. (характеристику этих и других единиц членения текста см. в табл. 3.4).

► Можно ли считать текстом результат диалогического речевого взаимодействия? Почему?

► Приведите примеры текстов, по объёму равных одному предложению.

Источник

ПОНЯТИЕ О ТЕКСТОВОЙ КАТЕГОРИИ. ВИДЫ ТЕКСТОВЫХ КАТЕГОРИЙ

В широком смысле под категорией понимается «одна из познава­тельных форм мышления человека, позволяющая обобщать его опыт и осуществлять его классификацию» [Кубрякова, 1997, с. 45; см. также: Кубрякова, 2004]. Учение о категориях восходит к воззрениям Аристо­теля, который выделял такие категории, как сущность, количество, ка­чество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, пре­терпевание.

Категория определяется учеными как «предельно широкое понятие, в котором отображены общие и существенные свойства, признаки, свя­зи и отношения предметов, явлений объективного мира» [Кондаков, 1975, с. 240]. Исследователи выделяют разные типы категорий. Извест­ны общефилософские, общенаучные категории, актуальные для любой области знания: категории объективного и субъективного; общего и от­дельного; формы и содержания; материального и идеального. Отмеча­ют и такие категории, как материя, движение, качество, количество, вре­мя, пространство.

Наряду с этим можно говорить об общелингвистических категори­ях локальности, темпоральности, персональное™ и др. К системе язы­ковых категорий относят и части речи, спряжение, склонение [Солга-ник, 1997, с. 6]. Среди функциональных семантико-стилистических ка­тегорий называют категории диалогичности, акцентности, оценки, гипотетичности [Кожина, 1989]. При этом учитываются стилистичес-

159 Глава 3. Текстовые категории

4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть картинку 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Картинка про 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категориикая функция и стилистическое значение, объединяющие совокупность разноуровневых языковых средств на основе выполнения ими единого назначения.

Текстовые категории чаще всего определяют как «специфические признаки речевого целого, отличающие это целое (текст) от других язы­ковых явлений» [Ильенко, 2003, с. 364].

Достаточно распространенным является подход к текстовой кате­гории как к двуплановой сущности, имеющей знаковый характер: Т.В. Матвеева определяет текстовую категорию как «один из взаимо­связанных существенных признаков текста, представляющий собой отражение определенной части общетекстового смысла различными язы­ковыми, речевыми и собственно текстовыми (композитивными) сред­ствами» [Матвеева, 2003, с. 533]. «Каждая текстовая категория вопло­щает в себе отдельную смысловую линию текста, выраженную группой языковых средств, особым образом организованной в относительную внутритекстовую целостность» [Матвеева, 2003, с. 534]. Представляет­ся справедливой точка зрения исследователя относительно параметров описания текстовых категорий. По мнению автора, их четыре: «а) набор языковых составляющих; б) текстовая значимость различных типов язы­ковых составляющих (определяется на основании частотности типов, а также их представленности в сильных позициях текста); в) комбинато-Pioca языковых составляющих в составе линейного ряда средств выра­жения текстовых категорий; г) размещение сигналов текстовых катего­рий на пространстве текста» [Матвеева, 2003, с. 535].

Относительно статуса текстовых категорий отметим, что их рассмат­ривают как текстовые качества, как полевое устройство, как единицу анализа. Так, Т.В. Матвеева считает, что текстовая категория является «единицей анализа, несущей в себе основные свойства целого, а именно целенаправленность и композитивность». В качестве критериев выде­ления текстовых категорий исследователь выдвигает «общность семан­тической функции выражающих ее языковых элементов» [Матвеева, Ж»3. с. 534].

В научной литературе обсуждается и идея полевого устройства тек-ггов.ых категорий. По мнению Т.В. Матвеевой, эта идея «результатив­на, но не в полной мере, поскольку оставляет вне поля зрения собствен-ш текстовые качества категории, прежде всего ее внутреннюю тексто-ррю структуру, композитивность» [там же]. На наш взгляд, идея полевого рщюнства текстовых категорий является плодотворной с учетом осо­вев речевой системности текста, организованной авторским замыслом.

3 разработку проблемы текстовых категорий значительный вклад ■вести И.Р. Гальперин, М.Н. Кожина, А.И. Новиков, С.Г. Ильенко, ШШ. Тураева, А.И. Мороховский, И.Я. Чернухина, Т.В. Матвеева, ЕЖ Сидоров и др.

Раздел II. Основы теории текста

4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть картинку 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Картинка про 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категорииТак, детальный анализ сущности текстовых категорий с установкой на «выяснение формально-семантических свойств текста» и классифи­кация категорий «среднего уровня абстракции» с выявлением их функ­ционально-стилевого варьирования содержится в монографии Т.В. Мат­веевой (1990). Текстовые категории рассмотрены как типологические признаки текста [Матвеева, 1990, с. 10]. Объектом анализа в работе ста­ли: тематическая целостность, локальность, темпоральность, оценоч-ность, тональность, логическое развертывание, композиция.

Систематизация тестовых категорий описана Т.В. Матвеевой [2003, с. 534, 535]. Исследователями выделены понятийные текстовые катего­рии: содержательные и структурные (З.Я. Тураева); категории, отражаю­щие системно-деятельностный подход к тексту (Е.В. Сидоров); функцио­нальные семантико-стилистические категории (М.Н. Кожина, М.П. Ко-тюрова, Т.Б. Трошева, Е.А. Баженова и др.); текстовые категории, осно­ванные на принципе отражательности (к ним относятся текстовые ка­тегории темы, субъекта (авторизации), оценочности, тональности (тек­стовой модальности), текстового пространства и времени, адресата). Ученые справедливо отмечают неравнозначность текстовых категорий по их содержанию и характеру структурирования». Сравним для при­мера точки зрения И.Р. Гальперина, А.И. Новикова, И.Я. Чернухиной.

И. Р. Гальперин (1981) выделяет 10 категорий текста: информатив­ность, когезию (сцепление), континуум (логическую последователь­ность, основанную на темпоральной и /или пространственной взаимо­связи отдельных сообщений), членимость, автосемантию отрезков тек­ста (относительную самостоятельность), ретроспекцию (отнесенность к предшествующей содержательно-фактуальной информации), проспек-цию (отнесенность к последующей содержательно-фактуальной инфор­мации), модальность, интеграцию, завершенность (исчерпывающее вы­ражение замысла, с точки зрения автора). Все эти категории взаимосвя­заны и имеют внутритекстовый характер, многими исследователями они интерпретируются как признаки текста, его качества (в этом статусе они были рассмотрены нами выше).

А.И. Новиков (1983) предложил дифференцировать текстовые ка­тегории с ориентацией на структуру текста и его статику и динамику. Он выделил развернутость текста, последовательность, связность, за­конченность, глубинную перспективу, статику и динамику текста (они соответствуют, во-первых, подходу к нему как к результату деятельнос­ти и, во-вторых, рассмотрению его в процессе порождения и восприя­тия).

Неоднородность данных категорий в типологии исследователя оче­видна. Представляется, что статику и динамику скорее следует рассмат­ривать не как текстовые категории, а как аспекты изучения текста.

Глава 3. Текстовые категории

4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть картинку 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Картинка про 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категорииИной подход к выделению текстовых категорий намечен И.Я. Чер-[ухиной (1987). Текстовые категории дифференцируются ею с учетом г ниверсальных смыслов текста. Они трактуются И.Я. Чернухиной как ;такая ступень абстрагирования его содержания, при которой вычленя-этся идеальные сущности, соотносимые с содержанием всех конкрет-1ых художественных текстов» [Чернухина, 1987, с. 6]. К ним автор от-iec смыслы: «время», «пространство», «человек», «событие». В подходе ^следователя к текстовым категориям усматривается логика и обосно-занность: «В совокупности с речевыми средствами их воплощения эти ;мыслы образуют соответствующие текстовые категории — категории зремени, пространства, героя, события» [Чернухина, 1987, с. 7].

Таким образом, нет единой точки зрения среди исследователей от­носительно понимания текстовых категорий и их систематизации. Обыч­но в качестве текстовых категорий рассматриваются текстовые качества, важнейшие признаки текста, имеющие типизированный и обобщающий характер.

По вопросу о ведущих текстовых категориях также мнения ученых не всегда совпадают. С.Г. Ильенко, например, считает, что «ведущими текстовыми свойствами являются целостность, членимость и модаль­ность. Именно они и могут быть названы основными категориями тек­ста, подчиняющими себе более частные его признаки» [Ильенко, 1988; 2003, с. 366]. Данная точка зрения достаточно логична в случае, если глубоко не дифференцировать текстовые качества и категории.

Попытка рассмотреть текстовые категории как фактор, способству­ющий организации, цельности, единству текста, предпринята А.Ф. Па­пиной (2002). В ее книге «Текст: его единицы и глобальные категории» (М., 2002) вслед за Т.А. ван Дейком, Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Е.С. Яковлевой, Е.С. Кубряковой и др. выделены в качестве глобаль­ных текстовых категорий:

Участники коммуникативного акта;

События, Процессы, Факты;

Время: реальное художественное (объективное, цикличное, субъек­тивное, психологическое), ирреальное: астральное, инфернальное, фан­тастическое, Зазеркалья, мира сказок;

Пространство и Место объектов — художественное пространство: реальное и ирреальное (обусловленное лицом говорящего: 1-е лицо — субъективное, 3-е лицо рассказчика объективное время; обусловлен­ное точкой отсчета: линейное, перспективное, панорамное); ирреальное пространство, обусловленное типом изображаемого мира: Земля, кос­мос; нарушением геометрических измерений: волшебный, фантастичес­кий, мир сказок, Зазеркалья, грезы поэта;

6 Филологический анализ текста

Раздел II. Основы теории текста

4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть картинку 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Картинка про 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категорииКатегория оценки (аксиологическая: качественная и количествен­ная; рациональная, утилитарная, нормативная, теологическая; логичес­кая: эпистемическая, деонтическая).

В данной концепции, достаточно обоснованной и детализированной, много общего с теорией И.Я. Чернухиной, правда, в дополнение к ее типологии текстовых категорий здесь добавлена категория оценки. По­скольку к числу участников коммуникативного акта автор относит субъектов речи, включая «образ автора», то выделение в качестве осо­бой категории оценки представляется не совсем корректным. Это свя­зано с пониманием образа автора как концентрированного воплощения сути произведения, отражающего «распределение света и тени», по В.В. Виноградову.

Таким образом, многообразие точек зрения на текстовые категории определяется не только сложностью и многоаспектностью самого поня­тия, но и возможностью выделения различных типов категорий с уче­том их иерархии в структуре текста как многопланового феномена.

Вероятно, условно можно говорить, во-первых, о категориях, имею­щих в большей мере внутритекстовую ориентацию (ср. такие категории, как проспекция, ретроспекция и др.), и категориях, имеющих не только внутритекстовую, но и внешнюю по отношению к тексту направленность (ср. категории автора, адресата и др.).

Во-вторых, в зависимости от аспекта рассмотрения с учетом значи­мости для формирования разных качеств текста правомерно выделять структурные, содержательные, функционально-семантические, функцио­нальные семантико-стилистические и др. категории текста, как это де­лают исследователи.

Учитывая, что текст прежде всего является формой коммуникации, а коммуникативность относится к его важнейшему интегральному ка­честву, определяющему все остальные, полагаем, что в ряду текстовых категорий при изучении данного феномена следует особо выделить гло­бальную категорию диалогичности, реализующуюся в категориях субъектности и адресованности, связанных с субкатегориями образ ав­тора и адресата; глобальные категории событие, время и пространство, определяющие основные параметры лингвистически материализован­ного текстового мира и отражающие его коммуникативную ориентацию. Что же касается сферы оценок, эмоций, они рассматриваются нами как многоплановые проявления образа автора. Прежде чем приступить к рассмотрению данных категорий, сделаем некоторые выводы.

Подведем итоги:

• Выделение различных категорий в гуманитарном знании связано с теорией познания, имеет давнюю историю и восходит к античности.

Глава 3. Текстовые категории

4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть картинку 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Картинка про 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категорииСреди категорий выделяют общефилософские (сущность, форма, содержание и др.), общенаучные (материя, движение и т.д.), обще­лингвистические (локальность, оценка, акцентность и т.д.), тексто­вые (проспекция, ретроспекция и др.).

Под текстовой категорией понимают «специфические признаки ре­чевого целого, отличающие это целое (текст) от других языковых явлений» (С.Г. Ильенко).

В изучение текстовых категорий и создание их типологии внесли вклад такие ученые, как И.Р. Гальперин, А.И. Новиков, М.Н. Кожи­на, С.Г. Ильенко, И. Я. Чернухина, Т.В. Матвеева и др. Текстовые категории рассматриваются: а) с точки зрения теории знака; б) как текстовые качества; в) как устройства, имеющие поле-вый характер; г) как единицы анализа.

Среди текстовых категорий учеными выделяются содержательные; структурные; отражающие системно-деятельностный подход; функ­ционально-стилистические; категории, основанные на принципе от-ражательности.

К глобальным текстовым категориям относят такие категории, как участники общения, события, время, пространство, оценка (А.Ф. Па­пина).

Учитывая коммуникативный характер текста, в качестве глобаль­ной текстовой категории (наряду с категориями событие, время, про­странство) можно рассматривать диалогичность, реализующуюся в категориях субъектности и адресованности, связанных с образом автора и адресата.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

> Какие категории выделял Аристотель?

> Какие общефилософские, общенаучные, общелингвистические кате­
гории вы знаете?

> Что такое текстовая категория?

»*■ Как определяется текстовая категория с точки зрения теории знака и теории поля?

> Какие текстовые категории выделяет И.Р. Гальперин? А.И. Новиков?
М.Н. Кожина? Т.В. Матвеева?

> ‘ личность создателя («автор» как присущий данному произведению хающий субъект, который обозначается. самим произведением, так только из самого произведения мы о нем и узнаем, иначе, «автор» художественная личность писателя» [Брандес, 1971, с. 54]. В сфере эстетической коммуникации образ автора соотносится с чьной личностью творца литературного произведения, который вы-:ает в словесно-художественной форме свое мировоззрение, эстети-кое кредо, свой лексикон, тезаурус, ассоциации. Вместе с тем образ эра и писатель — не тождественные понятия: образ автора имеет эс-лческую сущность и отражает не в полной мере концептуальную и [ковую картину мира создателя литературного произведения, по­льку полностью его картина мира не может реализоваться в одном [ нескольких текстах.

Что же касается повествователя (объективного, личного или рас-зчика), его выбор определяется писателем и является одной из форм эажения образа автора, наряду с другими, включая различные ком-иционные виды «монтажа» и речевые: внутреннюю прямую или не-ственно-прямую речь; лирические отступления. Новые аспекты в изучении образа автора открываются в связи с бенностями современной лингвистической парадигмы: ее диалогич-■тью и опорой на теорию речевой деятельности, антропоцентризмом екстоцентризмом (отсюда интерес к языковой личности автора, сто-ей за текстом, по выражению Ю.Н. Караулова). В связи с этим образ ора в современной стилистике художественной литературы необхо-ло изучать в коммуникативно-деятельностном аспекте в свете не толь-категории субъектности, но и категории адресованности (ср. работы араметризации адресата Н.Д. Арутюновой, Г.В. Степанова, Г.Г. Мол-ювой, О.Л. Каменской, О.П. Воробьевой и др.). Это обусловлено диа-‘ической концепцией современного мировосприятия, в основе кото-i лежит теория диалога М.М. Бахтина, предполагающая ориентацию 1 другого» и его ответную активность. Идея диалогизации стала ве-цей в современном гуманитарном знании, включая стилистику (см.

Раздел II. Основы теории текста

4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть картинку 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Картинка про 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категорииработы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов образа автора (ср. восприятие ученым книги «Марксизм и философия» [1930]).

Проблема образа автора в художественном произведении исследу­ется в литературоведении (с историко-литературной, эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике художествен­ной литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В современной коммуникативной стилистике текста изучается языко­вая и концептуальная картины мира автора; многоаспектные проявле­ния образа автора в структуре, семантике и прагматике текста; рассмат­риваются модели смыслового развертывания художественных текстов разных типов в аспекте идиостиля; своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя.

3.3.2. Образ адресата.Образ адресата — это 1) категория текстооб-разования, пронизывающая весь текст в силу его коммуникативной при­роды, определяющая его структуру, семантику, прагматику; 2) художе­ственный образ персонажа-адресата; 3) собирательный образ адресата (в поэзии это обычно современник автора или его потомок); 4) реальное лицо, к которому автор адресует свою речь.

В свете имеющейся лингвистической традиции (ср. работы А.А. Потебни, А.П. Якубинского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др.) и интенсивно разрабатываемой сейчас концепции языковой личности (ср.: [Караулов, 1987]) многое конкретизировано в представлении о собира­тельном образе адресата: соотношении категорий объективного и субъек­тивного, общего и отдельного, постоянного и переменного. Вместе с тем по-прежнему актуальной остается поставленная Н.Д. Арутюновой (1981) проблема параметризации фактора адресата и исследования его коммуникативной деятельности.

Образ адресата — читателя и слушателя — стали интенсивно изу­чать в последние годы в связи с разработкой коммуникативного подхо­да к тексту, хотя сами авторы не раз подчеркивали значимость данной категории в процессе текстопорождения и восприятия и интерпретации текста. Известны суждения О.Э. Мандельштама (ср. статью «О собе­седнике»), А.А. Ахматовой (цикл «Тайны ремесла»), Н.С. Гумилева (см. статью «Читатель») и многих других выдающихся поэтов и писателей о читателе. «Выражая себя в слове, поэт всегда обращается к кому-то, к какому-то слушателю. Часто этот слушатель — он сам, и здесь мы имеем дело с естественным раздвоением личности. Иногда некий мистический собеседник, еще не явившийся друг или возлюбленная, иногда это Бог, Природа, народ.

169 Глава 3. Текстовые категории

4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть картинку 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Картинка про 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категорииЭто — в минуты творчества. Однако ни для кого, а для поэта тем более, не тайна, что каждое стихотворение находит себе живого реаль­ного читателя среди современников, порой потомков. » [Гумилев, 1990, с. 203]. Сравним строки А.А. Ахматовой: «А каждый читатель как тайна, / Как в землю закопанный клад. ».

К средствам выражения образа адресата относятся как прямые об­ращения и посвящения, лирические отступления, ориентированные на читателя, так и местоимения ты, вы, твой, ваш и др., использование имен, фамилий и т.д. Ср. строки М.И. Цветаевой с разными формами выраже­ния категории адресата:

Яс вызовом ношу его кольцо!

— Да, в Вечности — жена, не на бумаге! —

Чрезмерно узкое его лицо

Ты обо мне не думай никогда!

Ты обо мне подумай: провода:

В первом случае стихи прямо адресованы мужу Сергею Эфрону, хотя не лишены художественного обобщения, во втором случае образ лири­ческого героя недостаточно конкретизирован (ср. местоимения ты).

Образ адресата иногда выступает лишенным индивидуальных осо­бенностей, обобщенным. Так, в стихотворении А. Белого «Жди меня» содержится обращение к лирической героине, образ которой лишен ин­дивидуальных черт, имеет большую обобщающую силу, соотносясь с определенной и достаточно типичной ситуацией разлуки с любимой:

Жди меня Далекая, родная, — Жди меня.

Твои глаза мне станут — Две звезды.

Тебе в тумане глянут — Две звезды.

Возможна и автокоммуникация, представляющая собой форму об­ращения субъекта к самому себе. В художественном тексте этот прием особенно часто используется, выполняя эстетическую функцию в соот­ветствии с творческим замыслом автора, способного к различным пере-

Раздел II. Основы теории текста

4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Смотреть картинку 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Картинка про 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категории. Фото 4 что такое текстовая категория назовите общепринятые текстовые категорииработы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов образа автора (ср. восприятие ученым книги «Марксизм и философия» [1930]).

Проблема образа автора в художественном произведении исследу­ется в литературоведении (с историко-литературной, эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике художествен­ной литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В современной коммуникативной стилистике текста изучается языко­вая и концептуальная картины мира автора; многоаспектные проявле­ния образа автора в структуре, семантике и прагматике текста; рассмат­риваются модели смыслового развертывания художественных текстов разных типов в аспекте идиостиля; своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя.

3.3.2. Образ адресата.Образ адресата — это 1) категория текстооб-разования, пронизывающая весь текст в силу его коммуникативной при­роды, определяющая его структуру, семантику, прагматику; 2) художе­ственный образ персонажа-адресата; 3) собирательный образ адресата (в поэзии это обычно современник автора или его потомок); 4) реальное лицо, к которому автор адресует свою речь.

В свете имеющейся лингвистической традиции (ср. работы А.А. Потебни, А.П. Якубинского, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и др.) и интенсивно разрабатываемой сейчас концепции языковой личности (ср.: [Караулов, 1987]) многое конкретизировано в представлении о собира­тельном образе адресата: соотношении категорий объективного и субъек­тивного, общего и отдельного, постоянного и переменного. Вместе с тем по-прежнему актуальной остается поставленная Н.Д. Арутюновой (1981) проблема параметризации фактора адресата и исследования его коммуникативной деятельности.

Образ адресата — читателя и слушателя — стали интенсивно изу­чать в последние годы в связи с разработкой коммуникативного подхо­да к тексту, хотя сами авторы не раз подчеркивали значимость данной категории в процессе текстопорождения и восприятия и интерпретации текста. Известны суждения О.Э. Мандельштама (ср. статью «О собе­седнике»), А.А. Ахматовой (цикл «Тайны ремесла»), Н.С. Гумилева (см. статью «Читатель») и многих других выдающихся поэтов и писателей о читателе. «Выражая себя в слове, поэт всегда обращается к кому-то, к какому-то слушателю. Часто этот слушатель — он сам, и здесь мы имеем дело с естественным раздвоением личности. Иногда некий мистический собеседник, еще не явившийся друг или возлюбленная, иногда это Бог, Природа, народ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *