А вы знаете что такое огонь текст
Что такое огонь?
Вы сидите около костра, чувствуете его тепло, ощущаете запах древесного дыма, слышите лёгкое потрескивание. Кажется, на это пламя можно смотреть вечно. На то, как мерцают его угли и взлетают в небо яркие искры. Но задумываетесь ли вы, на что вы смотрите, что вас греет?
Что такое огонь, для детей объяснение
Огонь — это не твёрдое вещество. Это понятно даже ребёнку. Но он и не жидкий. Он стремится вверх и кажется, что больше похож на газ — разве что его можно увидеть. Но с точки зрения науки он отличается от газа, потому что тот может пребывать в своём состоянии бесконечно, а огонь рано или поздно тухнет.
Существует заблуждение, что это плазма — четвёртое состояние вещества, в котором атомы лишаются своих электронов. Она тоже, как и огонь, не имеет стабильного состояния на нашей планете. Плазма образуется только тогда, когда газ подвергается воздействию электрического поля или нагревается до температуры в тысячи и десятки тысяч градусов. Но такое топливо, как дерево и бумага, горят при температуре всего в несколько сот градусов — гораздо ниже этого порога.
Что есть огонь на самом деле?
Итак, огонь — это не твёрдое вещество, не жидкость, не газ и не плазма. Что нам вообще остаётся? Наверное, вовсе не считать огонь материей. Это наше чувственное восприятие химической реакции, которая называется горением. В каком-то смысле огонь похож на листья, меняющие цвет по осени, на запах созревающих фруктов, на мерцающий огонёк светлячка. Всё это сенсорные ощущения, говорящие нам о том, что происходит какая-то химическая реакция. Огонь отличается только тем, что задействует одновременно множество наших чувств, создавая такую гамму ощущений, которую мы ожидаем увидеть только от чего-то живого и материального.
Определение «что такое огонь» Википедия дает такое:
В физике (да и в химии тоже) горение (огонь) создаёт эту иллюзию с помощью топлива, тепла и кислорода. Когда дерево внутри костра разогревается то температуры возгорания, стенки составляющих его клеток распадаются, выпуская в воздух сахара и другие молекулы. Они, в свою очередь, вступают в реакцию с находящимся в воздухе кислородом, создавая воду и углекислый газ. В то же время, та вода, что находится в дереве, испаряясь, расширяется — она разрывает органику вокруг себя, создавая тот характерный треск в костре, камине или печи, который мы так любим.
Когда огонь набирает жар, водяные пары и углекислый газ, генерирующиеся в процессе горения, рассеиваются. Теряя плотность, они столбом поднимаются вверх. И расширение, и рассеивание, и воспарение газов — всё это вызывается силой тяжести, которая, вдобавок ко всему, придаёт огню характерную коническую форму. Без гравитации молекулы не разделяются по плотности, и огонь имеет совершенно другую форму.
Какой цвет огня самый горячий
Видим мы всё это благодаря тому, что в процессе горения генерируется световое излучение. Молекулы испускают его, когда нагреваются, и цвет его зависит от температуры элементарных частиц. Самый горячий огонь — белый или голубой. Тип молекул внутри костра также может влиять на цвет. Например, все не вступившие в реакцию атомы углерода образуют небольшие частички сажи, которые, взлетая вверх, испускают жёлто-оранжевый свет. Тот самый, что ассоциируется с костром в первую очередь. Такие вещества, как медь, хлорид кальция и хлорид калия тоже могут добавить свои характерные оттенки в гамму. Костёр — это не только свет, но и тепло. Оно поддерживает огонь, разогревая топливо до или выше температуры возгорания.
В конечном итоге, однако, любой костёр, даже самый большой и жаркий, затухает. Огонь, испустив прощальный дымок, прячется и исчезает. Как будто его и не было никогда. Что ж, такова судьба у всего, что есть в этой Вселенной…
Мы стали реже видеться (Ой-йой-йой)
Мы стали больше ссориться (Ой-йой-йой)
Надеюсь, все наладится (Ой-йой-йой)
Когда мы успокоимся (Ой-йой-йой)
А ты мне нравишься (Ой-ой-ой)
А ты краснеешь, когда злишься (Ва-ва-ва-ва)
Еще позлись, пожалуйста (У, я)
Ты так даже симпатичней
Ты горишь как огонь, я, у меня агония
Это любовь или это паранойя? Ля-ля-ля (Ля-ля-ля)
Ты горишь как огонь, я (Ля-ля-ля)
Ты горишь как огонь, я, у меня агония
Это любовь или это паранойя? Ля-ля-ля (Ля-ля-ля)
Ты горишь как огонь, я
Это мне в тебе нравится (Ой, ой)
Да и в целом ты мне очень нравишься (Ой, ой)
Я-я-я хочу тебя поцеловать (Ой-ой)
Ко-ко-ко-когда ты не кусаешься (Ну кто, ну кто?)
Ну кто тут прав? Е
Ты знаешь что никто
Ты знаешь кто тут прав? Е
Ты знаешь что никто (Ля-ля-ля)
Ты горишь как огонь, я, у меня агония
Это любовь или это паранойя? Ля-ля-ля (Ля-ля-ля)
Ты горишь как огонь, я (Ля-ля-ля)
Ты горишь как огонь, я, у меня агония
Это любовь или это паранойя? Ля-ля-ля (Ля-ля-ля)
Ты горишь как огонь, я
Ля-ля-ля, ля, ля, ля, ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля, ля, ля, ля, ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля, ля, ля, ля, ля-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля
Тексты песен
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 202
Свидетельство о публикации: next-2021-88481
Опубликовано: 18.05.2021 в 10:17
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.
Имя на поэтической поверке. Марк Соболь
У каждого поэта есть одно стихотворение, которое является своеобразной визитной карточкой его творчества.
Для поэта-фронтовика Марка Андреевича Соболя – это песня на его стихи, к кинофильму «Последний дюйм»:
«Песня Бена».
Муз. М.Вайнберга.
«Тяжёлым басом гремит фугас,
ударил фонтан огня…
А Боб Кеннеди пустился в пляс –
какое мне дело до всех до вас,
а вам до меня!
Трещит земля, как пустой орех,
как щепка, трещит броня…
А Боба вновь разбирает смех –
какое мне дело до всех до вас,
а вам до меня!
Простите солдатам последний грех
и, в памяти не храня,
печальных не ставьте над нами вех…
Какое мне дело до вас до всех,
а вам до меня!»
Фильм «Последний дюйм» посмотрел в детстве после его выхода и он мне запомнился как отец и сын, борются за свою жизнь, в океане и в воздухе, побеждают стихию, преодолевают страх, боль и отчаяние.
Бен и его сын Дэви, играет Слава Муратов, упросивший отца взять его с собой, летят на дальний безлюдный берег моря.
Во время съёмок Бен подвергается нападению акул и полуживой, искусанный выбирается на берег, а мальчик, спасая жизнь себе и отцу, затаскивает его в самолёт и взлетает.
Бен, теряя сознание, на ходу учит Дэви управлять машиной, и тот преодолевает опасный путь и сажает самолёт на аэродроме – сделав всё правильно до последнего дюйма.
В фильме была ещё одна песня на слова Марка Соболя, «Маленький тюлень».
Советский поэт-фронтовик Марк Андреевич Соболь родился в Москве 4-го января 1918 года. Отец – писатель Андрей Соболь, мать врач Рахиль Бахмутская.
Вскоре после его рождения родители развелись, а в 1926 году Андрея Соболя не стало.После Февральской революции 1917 года, Андрей Соболь был комиссар Временного правительства при 12-ой армии.
7-го июля 1926 года, Андрей Соболь застрелился в Москве, на Тверском бульваре,близ Никитских ворот.
Не окончив школы, в 16 лет Марк поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, по совету дяди профессионального актёра Владимира Соболя.
14 декабря 1934 года Марка арестовали по доносу товарища, Юрия Щербакова, впоследствии режиссёра.
Поводом к аресту послужило неосторожное высказывание в адрес Сталина. Свидетелями по делу проходили погибший на войне Александр Стояновский и Саша Гинзбург.
Осуждён ОСО по статье 58 п. 10 – антисоветская агитация и пропаганда. Как несовершеннолетнему дали минимальный срок – один год.
По октябрь 1936 года отбывал срок в Темлаге НКВД – Потьма, Мордовия, с последующей высылкой.
На тюремных перекрёстках произошло у Марка Соболя случайное знакомство с поэтом Ярославом Смеляковым, в конце 1934 года.
А произошло оно так. Во дворе Лубянской тюрьмы, в автофургон поместили восемь человек, из разных камер, для перевозки в другие места заключения и закрыли дверью, с решётчатым окошком.
Марк Соболь вспоминает:
«Захотелось курить, мы по традиции, отдали остатки табаку соседям по камере, на новом месте утречком получим паёк махорки.
Но машина всё не трогалась. Мы стали выворачивать карманы – а вдруг оттуда высыплются хотя бы пылинки табака.
Полетело на пол мельчайшее чёрт-те что, обрывки трамвайных билетов, обломки спичек, всяческая труха…
И тут парень в кепке, ткнув перстом в образовавшуюся кучку, торжественно заявил:
— Вот.
— Что – вот?
— Теперь я понял, за что меня посадили.
Я поглядел на него внимательно, он мне понравился. Невысокий, худощавый, постарше меня, но не так чтоб намного.
Кепка сдвинута чуть не до бровей, нос крючком, губы книзу. А в общем, чем-то похож на моих соучеников по рабфаку. Только с таким с ходу не заговоришь, взгляд исподлобья, в глазах невыговоренное «отстань!»
Но всё-таки я рискнул, спросил, откуда он, как зовут. Парень ответил ошарашившим вопросом:
— Стихи любишь? Поэтов знаешь?
Господи, «Любку»?! Да мы же все наизусть знали это стихотворение, для наших ребят в ту пору любимее и знаменитее не было. «Отошли вагоны, отцвела трава…»
— А кто её написал – знаешь?
Только тут я ответил:
— Ярослав Смеляков.
Он сразу отпустил меня, расслабился, руки повисли. И лицо его снова стало угрюмым.
— Я и есть Ярослав Смеляков.
Ему было назначено жить «безо всякого отъезда в дальнем городе Инте».
А в 1967 году, выдающийся автор «Если я заболею к врачам обращаться не стану…» и «Хорошая девочка Лида», Ярослав Васильевич Смеляков, получил за книгу стихотворений « День России» Государственную премию СССР.
После освобождения Марк Соболь работал грузчиком, лесорубом, разнорабочим, завальщиком на шахте.
С помощью родного дяди, устроился артистом драматического театра в Великом Устюге, Мариуполе, Самарканде, Кимрах.
С июля 1941 года Марк Соболь рядовой, затем старший сержант инженерно – сапёрной бригады, командир отделения.
Фронты: Западный, Центральный, 1-й и 2-ой Белорусские. Воевал в Подмосковье, Ржев. Курская дуга, на Десне, Днепре, Одере, в Германии города Штральзунд и Бард.
На долгом фронтовом пути были и окружения и ранения, в 1942 году был контужен.
Марк Соболь был награждён за ратный труд орденом «Отечественной войны» I степени, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», в мирное время за вклад в развитие литературы орденом «Дружбы народов».
За полтора месяца до Победы, Марк Соболь был из воинской части, переведён в редакцию армейской газеты, при 65-ой армии под командованием П.И.Батова.
Уже после войны присвоено звание младшего лейтенанта.
В послевоенное время Марк Андреевич посылал из армии стихи в Москву, получая на них весьма доброжелательные отклики, за подписью «Литконсультант «Комсомольской правды» Вероника Тушнова. Марк Андреевич вспоминал:
«Я и предполагать не мог, что однажды увижу её – и ахну от восторга. Она была ошеломляюще красива!
Смею теперь, за давностью лет, сказать, что на 1-ом Всесоюзном совещании молодых писателей (март 1947 года) мы чуть ли не поголовно были в неё влюблены.
Бывшая фронтовичка, медсестра, вспомним полузабытый термин – сестра милосердия.
Иногда, снисходя к нам, она могла произнести добрую неправду, на наши стихи, но категорически не была способна на ложь.
Конечно, она знала себе цену не только как поэту, но за много лет дружбы, от первой встречи до последней – уже навсегда – разлуки, я ни разу не ощутил в её манере держаться не только превосходства, но и просто неделикатность.
Мне очень трудно писать о ней. Уход её – главная потеря в жизни, если не говорить о Михаиле Светлове».
Демобилизовался в 1949 году. Марк Соболь писал в воспоминаниях:
«Главной удачей жизни выпавшей мне на долю, считаю зимний вечер 1943 года, когда на вручение знамени нашей бригаде приехал тихий майор в гимнастёрке без подворотничка, с погонами-крылышками, и майора этого звали Михаил Аркадьевич Светлов.
Более чем двадцатилетнее общение со Светловым, сердечное его по мне отношение – вот может быть, самое дорогое, что я нажил за свою жизнь».
Первые стихи Марка Соболя появились во фронтовой печати в 1943 году. Первый сборник вышел в 1946 году. Член Союза писателей СССР с 1947 года. В свет у Марка Соболя вышли восемь сборников стихов и книга воспоминаний.
Широкую известность получили «Песня Бена» из кинофильма «Последний дюйм» и считающаяся еврейской народной песенкой «Всё будет хорошо», написанная в разгар борьбы с космополитизмом и «врачами-убийцами»,которую исполняет певец Анатолий Аграновский.
Из поэтического наследия Марка Соболя.
«Отходит полк».
(Песня из пьесы «Неизвестный»)
«Осенний ветер плачет и бормочет,
сырая мгла висит над головой…
С позиций прежних под покровом ночи
отходит тихо полк передовой.
Отходит полк, что славился, бывало,
от чьих атак врага бросало в дрожь.
Пробит штандарт. Убиты запевалы.
А всех живых по пальцам перечтёшь.
Отходит полк зыбучею трясиной,
ни огонька не видно впереди…
Прильни к шинели серой, мать-Россия,
прикосновеньем раны остуди!
Склонись над тем, кто, молча умирая,
в предсмертной муке ждал, чтоб ты пришла…
Отходит полк. И только мгла сырая
его со всех сторон обволокла».
«Всю душу, разодрав на клочья
и каждый нерв растеребя,
я погибал сегодня ночью –
я перечитывал себя.
Убог мой слог, и мысли плоски,
и строки шатки, как мостки,
и нет картин – одни наброски,
и красок нет – одни мазки.
Слуга чернильницы пузатой,
лишённый божьего огня.
Но утром замысел внезапный
пронзил, как молния, меня.
Я невезучий, может с детства,
Но есть, же хватка и нутро,
И вот сейчас-то наконец-то
Схвачу Жар-птицу за перо!
С моей души упали гири,
и прояснилась голова –
пришли единственные в мире
неповторимые слова.
Честны во всём, в большом и в малом,
правы, как истина права,
стоят в порядке небывалом
великой точности слова.
Они стоят в строю построчном,
одно притёрто к одному…
…Я знаю: следующей ночью,
я вновь в отчаянье пойму,
что слог убог, и мысли плоски,
и строки шатки, как мостки,
и нет картин – одни наброски,
и красок нет – одни мазки…
А что же есть?! Перо Жар-птицы,
погоня вечная за ней,
и счастье ликовать и злиться
над бедной строчкою своей».
«Песня Дэви».
Из кинофильма «Последний дюйм»
«В далёкой северной стране,
где долгий зимний день,
в студёной плещется волне
маленький тюлень.
Он между льдин плывёт один,
и плыть ему не лень.
Но был он слаб, и он озяб,
маленький тюлень.
И над водой раздался крик
тюленя-малыша,
и все тюлени в тот же миг
плывут, к нему спеша.
Со всех сторон он окружён,
в холодной воде согрет.
Плыви, малыш! Чего дрожишь?
Опасности больше нет.
Пускай грозит любой бедой
любой холодный день –
твои друзья всегда с тобой,
маленький тюлень!».
«Склонился над огурчиком солёным
устало захмелевший полубог…
На этом свете перенаселённом
поэт непоправимо одинок.
Кипит весельем скопище людское,
себя заздравным звоном распаля,
а он к груди притронулся рукою
и вдруг услышал – дрогнула земля.
Качнулись стены, и расплылись лица,
и вот уже в разрывах грозовых
по-человечьи застонали птицы,
когда от неба оторвало их.
По склонам камни, скатываясь, скачут,
И населенью ног не унести,
И девочка испуганная плачет,
И надо эту девочку спасти…
А мы шумим, смеемся, сводим счёты –
Он опоздал, замешкался, не спас.
И потому очередной остротой
Он грустно отстраняется от нас».
«Вот и я дошёл до перевала.
Вьюга, что ли? Волосы в снегу…
Где же он, мой подвиг небывалый?
Я ещё сумею. Я смогу.
Я упрямо скептикам толкую,
что далёк от смертного одра…
Но уже о трезвости кукуют
пресные, как вата, доктора.
И, должно быть, в сговоре с врачами
выдают мне, грешному, сполна
друг – признанье, критики – молчанье,
тонкое внимание – жена.
Дескать, всё, что было – миновало,
дотерпи вечернюю зарю…
Где же он, мой подвиг небывалый?
Шутки в сторону! Я говорю
о себе, который – вспять ни шагу;
камера лубянская – не в счёт;
о своей медали «За отвагу»
на пунцовой ленточке ещё.
О России, Перед ней немею,
словно перед знаменем солдат;
всю постичь покуда не умею,
а вприглядку – годы не велят.
Годы шли походом, не парадом,
Я у жизни по уши в долгу…
Будьте рядом. Только будьте рядом.
Я ещё сумею. Я смогу!».
Текст песни а вы знаете что такое огонь
Slava Marlow не изменяет традициям и делает релизы под соусом сливов и компиляций сниппетов. В декабре 2020 года на фан канале Славы в Ютубе появилась неофициальная презентация трека «Ты горишь как огонь». Среди фейков по типу «Бизнесвумен из Москвы» этот трек явно выделился настоящей душевностью, присущей только Артему.
Ты горишь как огонь: текст песни Славы Марлоу
Друг Моргенштерна не заморачивается над длинными текстами и глубокой поэзией. Это не мешает ему цеплять слушателей не только качающим битом в стиле минимал, но и лирическими словами своих композиций. Ядром хита стал припев, вся прелесть которого заключается в правильной подаче. Лучше скачать и послушать, чем просто прочитать.
«Ты горишь как огонь. У меня агония», – оригинальный текст, который без оригинального исполнения Славы выглядит банально. На деле автор нашел неожиданную рифму, возможную только в мамбл флоу: «огонья – агонья».
Расслышать остальной текст не так сложно. Главное найти качественную запись.
Официальный релиз принесет большее словарное разнообразие. Но не стоит рассчитывать на словесный фонтан от хитмейкера, ведь он берет совершенно другим.
Кому посвящена песня? Смысл трека
Любители творчества Славы Марлоу знают о трагическом треке «По глазам». Именно он первым приходит в память после слов «ты горишь, как огонь». Есть вероятность, что эти хиты имеют общую историю. Рекомендуем почитать обзор, который набрал около 500 тысяч просмотров, и вызвал бурную дискуссию по поводу того, кому посвящена песня «По глазам». В комментариях под обзором разгорелся скандал, который делает выход трека про огонь очень логичным. Если песня посвящена девушке Дарье, то она превращается в ответ всем хейтерам, которые уверяют, что Слава просто ловит хайп.
Высока вероятность того, что песня посвящена не банальным любовным страданиям исполнителя, а давней истории. Подруга детства Артема попала в ДТП и сгорела заживо. Это сразу придает иную смысловую нагрузку творению Готлиба.
Для любителей простых решений есть очевидное объяснение смысла песни. Герой композиции сгорает от любви, как и его избранница. По какой-то причине они не могут быть вместе, что вызывает у автора мучительные страдания («агонию»). Он вопрошает, кто против их любви? Герой уверен, что никто. Но это не меняет ситуацию.
Вышеупомянутая предыстория и очень личный характер слов наполняют композицию иными красками. Смысл, плавающий на поверхности, звучит слишком банально без реального бэкграунда. Зная о печальном происшествии, которое оставило след в душе Артема, сложно предположить, что он стал бы так легко разбрасываться словом «огонь». Если он был влюблен в погибшую девушку, то это уже много лет причиняет ему боль. Никто не против их любви, но жизнь все повернула таким образом, что одного взаимное желание не повернет время вспять. Юный музыкант уже успел показать себя натурой чувственной и глубокой. Реноме битмейкера с простой музыкой и текстами не мешает ему выплескивать комок искренних эмоций на публику.
Напишите в комментариях, является ли эта песня личной историей Славы Марлоу, или это просто удачный флоу.
Слава Марлоу «Ты горишь как огонь»: новый хит с давней историей
Ó êàæäîãî ïîýòà åñòü îäíî ñòèõîòâîðåíèå, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ ñâîåîáðàçíîé âèçèòíîé êàðòî÷êîé åãî òâîð÷åñòâà.
Äëÿ ïîýòà-ôðîíòîâèêà Ìàðêà Àíäðååâè÷à Ñîáîëÿ – ýòî ïåñíÿ íà åãî ñòèõè, ê êèíîôèëüìó «Ïîñëåäíèé äþéì»:
«Òÿæ¸ëûì áàñîì ãðåìèò ôóãàñ,
óäàðèë ôîíòàí îãíÿ…
À Áîá Êåííåäè ïóñòèëñÿ â ïëÿñ –
êàêîå ìíå äåëî äî âñåõ äî âàñ,
Òðåùèò çåìëÿ, êàê ïóñòîé îðåõ,
êàê ùåïêà, òðåùèò áðîíÿ…
À Áîáà âíîâü ðàçáèðàåò ñìåõ –
êàêîå ìíå äåëî äî âñåõ äî âàñ,
Íî ïóëÿ – äóðà âîøëà ìåæ ãëàç
Óñïåë ñêàçàòü îí è â ýòîò ðàç:
– Êàêîå ìíå äåëî äî âñåõ äî âàñ,
Ïðîñòèòå ñîëäàòàì ïîñëåäíèé ãðåõ
è, â ïàìÿòè íå õðàíÿ,
ïå÷àëüíûõ íå ñòàâüòå íàä íàìè âåõ…
Êàêîå ìíå äåëî äî âàñ äî âñåõ,
Ôèëüì «Ïîñëåäíèé äþéì» ïîñìîòðåë â äåòñòâå ïîñëå åãî âûõîäà è îí ìíå çàïîìíèëñÿ êàê îòåö è ñûí, áîðþòñÿ çà ñâîþ æèçíü, â îêåàíå è â âîçäóõå, ïîáåæäàþò ñòèõèþ, ïðåîäîëåâàþò ñòðàõ, áîëü è îò÷àÿíèå.
«Ïîñëåäíèé äþéì» – ñîâåòñêèé öâåòíîé õóäîæåñòâåííûé ïðèêëþ÷åí÷åñêèé ôèëüì-äðàìà, ñíÿòûé â 1958 ãîäó ðåæèññ¸ðàìè Òåîäîðîì Âóëüôîâè÷åì è Íèêèòîé Êóðèõèíûì ïî îäíîèìåííîìó ðàññêàçó Äæåéìñà Îëäðèäæà.
Ñþæåò ýòîãî ôèëüìà òàêîé. Ïîñëåâîåííûå ãîäû, ïîáåðåæüå Ñåâåðíîé Àôðèêè.
Áåçðàáîòíîìó ë¸ò÷èêó Áåíó Ýíñëè – èãðàåò Íèêîëàé Êðþêîâ, ïðåäëàãàþò çà áîëüøèå äåíüãè îïàñíóþ ðàáîòó – ïîäâîäíûå ñú¸ìêè àêóë.
Áåí è åãî ñûí Äýâè, èãðàåò Ñëàâà Ìóðàòîâ, óïðîñèâøèé îòöà âçÿòü åãî ñ ñîáîé, ëåòÿò íà äàëüíèé áåçëþäíûé áåðåã ìîðÿ.
Âî âðåìÿ ñú¸ìîê Áåí ïîäâåðãàåòñÿ íàïàäåíèþ àêóë è ïîëóæèâîé, èñêóñàííûé âûáèðàåòñÿ íà áåðåã, à ìàëü÷èê, ñïàñàÿ æèçíü ñåáå è îòöó, çàòàñêèâàåò åãî â ñàìîë¸ò è âçëåòàåò.
Áåí, òåðÿÿ ñîçíàíèå, íà õîäó ó÷èò Äýâè óïðàâëÿòü ìàøèíîé, è òîò ïðåîäîëåâàåò îïàñíûé ïóòü è ñàæàåò ñàìîë¸ò íà àýðîäðîìå – ñäåëàâ âñ¸ ïðàâèëüíî äî ïîñëåäíåãî äþéìà.
«Ïåñíÿ Áåíà» – èìååò â êàòàëîãàõ è äðóãîå íàçâàíèå «Ïåñíÿ î ïîãèáøèõ ïèëîòàõ».
Íà Âñåñîþçíîì êèíîôåñòèâàëå â 1960 ãîäó â Ìèíñêå – ôèëüì ïîëó÷èë ïÿòü ïðèçîâ, çà ðàáîòó ðåæèññ¸ðà, çà ðàáîòó êîìïîçèòîðà, çà ìóæñêóþ ðîëü – Áåí Ýíñëè – â èñïîëíåíèè Íèêîëàÿ Êðþêîâà è ïðåìèþ ñðåäè äåòñêèõ ôèëüìîâ.
 ôèëüìå áûëà åù¸ îäíà ïåñíÿ íà ñëîâà Ìàðêà Ñîáîëÿ, «Ìàëåíüêèé òþëåíü».
Ñîâåòñêèé ïîýò-ôðîíòîâèê Ìàðê Àíäðååâè÷ Ñîáîëü ðîäèëñÿ â Ìîñêâå 4-ãî ÿíâàðÿ 1918 ãîäà. Îòåö – ïèñàòåëü Àíäðåé Ñîáîëü, ìàòü âðà÷ Ðàõèëü Áàõìóòñêàÿ.
Âñêîðå ïîñëå åãî ðîæäåíèÿ ðîäèòåëè ðàçâåëèñü, à â 1926 ãîäó Àíäðåÿ Ñîáîëÿ íå ñòàëî.Ïîñëå Ôåâðàëüñêîé ðåâîëþöèè 1917 ãîäà, Àíäðåé Ñîáîëü áûë êîìèññàð Âðåìåííîãî ïðàâèòåëüñòâà ïðè 12-îé àðìèè.
7-ãî èþëÿ 1926 ãîäà, Àíäðåé Ñîáîëü çàñòðåëèëñÿ â Ìîñêâå, íà Òâåðñêîì áóëüâàðå,áëèç Íèêèòñêèõ âîðîò.
Íå îêîí÷èâ øêîëû, â 16 ëåò Ìàðê ïîñòóïèë íà ðåæèññ¸ðñêèé ôàêóëüòåò ÃÈÒÈÑà, ïî ñîâåòó äÿäè ïðîôåññèîíàëüíîãî àêò¸ðà Âëàäèìèðà Ñîáîëÿ.
14 äåêàáðÿ 1934 ãîäà Ìàðêà àðåñòîâàëè ïî äîíîñó òîâàðèùà, Þðèÿ Ùåðáàêîâà, âïîñëåäñòâèè ðåæèññ¸ðà.
Ïîâîäîì ê àðåñòó ïîñëóæèëî íåîñòîðîæíîå âûñêàçûâàíèå â àäðåñ Ñòàëèíà. Ñâèäåòåëÿìè ïî äåëó ïðîõîäèëè ïîãèáøèé íà âîéíå Àëåêñàíäð Ñòîÿíîâñêèé è Ñàøà Ãèíçáóðã.
Îñóæä¸í ÎÑÎ ïî ñòàòüå 58 ï. 10 – àíòèñîâåòñêàÿ àãèòàöèÿ è ïðîïàãàíäà. Êàê íåñîâåðøåííîëåòíåìó äàëè ìèíèìàëüíûé ñðîê – îäèí ãîä.
Ïî îêòÿáðü 1936 ãîäà îòáûâàë ñðîê â Òåìëàãå ÍÊÂÄ – Ïîòüìà, Ìîðäîâèÿ, ñ ïîñëåäóþùåé âûñûëêîé.
Íà òþðåìíûõ ïåðåêð¸ñòêàõ ïðîèçîøëî ó Ìàðêà Ñîáîëÿ ñëó÷àéíîå çíàêîìñòâî ñ ïîýòîì ßðîñëàâîì Ñìåëÿêîâûì, â êîíöå 1934 ãîäà.
À ïðîèçîøëî îíî òàê. Âî äâîðå Ëóáÿíñêîé òþðüìû, â àâòîôóðãîí ïîìåñòèëè âîñåìü ÷åëîâåê, èç ðàçíûõ êàìåð, äëÿ ïåðåâîçêè â äðóãèå ìåñòà çàêëþ÷åíèÿ è çàêðûëè äâåðüþ, ñ ðåø¸ò÷àòûì îêîøêîì.
Ìàðê Ñîáîëü âñïîìèíàåò:
«Çàõîòåëîñü êóðèòü, ìû ïî òðàäèöèè, îòäàëè îñòàòêè òàáàêó ñîñåäÿì ïî êàìåðå, íà íîâîì ìåñòå óòðå÷êîì ïîëó÷èì ïà¸ê ìàõîðêè.
Íî ìàøèíà âñ¸ íå òðîãàëàñü. Ìû ñòàëè âûâîðà÷èâàòü êàðìàíû – à âäðóã îòòóäà âûñûïëþòñÿ õîòÿ áû ïûëèíêè òàáàêà.
Ïîëåòåëî íà ïîë ìåëü÷àéøåå ÷¸ðò-òå ÷òî, îáðûâêè òðàìâàéíûõ áèëåòîâ, îáëîìêè ñïè÷åê, âñÿ÷åñêàÿ òðóõà…
È òóò ïàðåíü â êåïêå, òêíóâ ïåðñòîì â îáðàçîâàâøóþñÿ êó÷êó, òîðæåñòâåííî çàÿâèë:
– Òåïåðü ÿ ïîíÿë, çà ÷òî ìåíÿ ïîñàäèëè.
ß ïîãëÿäåë íà íåãî âíèìàòåëüíî, îí ìíå ïîíðàâèëñÿ. Íåâûñîêèé, õóäîùàâûé, ïîñòàðøå ìåíÿ, íî íå òàê ÷òîá íàìíîãî.
Êåïêà ñäâèíóòà ÷óòü íå äî áðîâåé, íîñ êðþ÷êîì, ãóáû êíèçó. À â îáùåì, ÷åì-òî ïîõîæ íà ìîèõ ñîó÷åíèêîâ ïî ðàáôàêó. Òîëüêî ñ òàêèì ñ õîäó íå çàãîâîðèøü, âçãëÿä èñïîäëîáüÿ, â ãëàçàõ íåâûãîâîðåííîå «îòñòàíü!»
Íî âñ¸-òàêè ÿ ðèñêíóë, ñïðîñèë, îòêóäà îí, êàê çîâóò. Ïàðåíü îòâåòèë îøàðàøèâøèì âîïðîñîì:
– Ñòèõè ëþáèøü? Ïîýòîâ çíàåøü?
ß áîëüøå ðàçîçëèëñÿ, ÷åì óäèâèëñÿ. Ïñèõ îí, ÷òî ëè, – íàø¸ë âðåìÿ è ìåñòî äëÿ ðàçãîâîðîâ î ïîýçèè! ß ìîë÷à îòâåðíóëñÿ, íî îí, äîëæíî áûòü, ÷òî-òî ïðî ìåíÿ óãàäàë.
Ñõâàòèë çà ïëå÷è, ðàçâåðíóë ê ñåáå, ïî – ÿñòðåáèíîìó âîíçèëñÿ â ãëàçà.
– «Ëþáêó Ôåéãåëüìàí» ÷èòàë?
Ãîñïîäè, «Ëþáêó»?! Äà ìû æå âñå íàèçóñòü çíàëè ýòî ñòèõîòâîðåíèå, äëÿ íàøèõ ðåáÿò â òó ïîðó ëþáèìåå è çíàìåíèòåå íå áûëî. «Îòîøëè âàãîíû, îòöâåëà òðàâà…»
– À êòî å¸ íàïèñàë – çíàåøü?
Òîëüêî òóò ÿ îòâåòèë:
Îí ñðàçó îòïóñòèë ìåíÿ, ðàññëàáèëñÿ, ðóêè ïîâèñëè. È ëèöî åãî ñíîâà ñòàëî óãðþìûì.
– ß è åñòü ßðîñëàâ Ñìåëÿêîâ.
Åìó áûëî íàçíà÷åíî æèòü «áåçî âñÿêîãî îòúåçäà â äàëüíåì ãîðîäå Èíòå».
À â 1967 ãîäó, âûäàþùèéñÿ àâòîð «Åñëè ÿ çàáîëåþ ê âðà÷àì îáðàùàòüñÿ íå ñòàíó…» è «Õîðîøàÿ äåâî÷êà Ëèäà», ßðîñëàâ Âàñèëüåâè÷ Ñìåëÿêîâ, ïîëó÷èë çà êíèãó ñòèõîòâîðåíèé « Äåíü Ðîññèè» Ãîñóäàðñòâåííóþ ïðåìèþ ÑÑÑÐ.
Ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ Ìàðê Ñîáîëü ðàáîòàë ãðóç÷èêîì, ëåñîðóáîì, ðàçíîðàáî÷èì, çàâàëüùèêîì íà øàõòå.
Ñ ïîìîùüþ ðîäíîãî äÿäè, óñòðîèëñÿ àðòèñòîì äðàìàòè÷åñêîãî òåàòðà â Âåëèêîì Óñòþãå, Ìàðèóïîëå, Ñàìàðêàíäå, Êèìðàõ.
Ñ èþëÿ 1941 ãîäà Ìàðê Ñîáîëü ðÿäîâîé, çàòåì ñòàðøèé ñåðæàíò èíæåíåðíî – ñàï¸ðíîé áðèãàäû, êîìàíäèð îòäåëåíèÿ.
Ôðîíòû: Çàïàäíûé, Öåíòðàëüíûé, 1-é è 2-îé Áåëîðóññêèå. Âîåâàë â Ïîäìîñêîâüå, Ðæåâ. Êóðñêàÿ äóãà, íà Äåñíå, Äíåïðå, Îäåðå, â Ãåðìàíèè ãîðîäà Øòðàëüçóíä è Áàðä.
Íà äîëãîì ôðîíòîâîì ïóòè áûëè è îêðóæåíèÿ è ðàíåíèÿ, â 1942 ãîäó áûë êîíòóæåí.
Ìàðê Ñîáîëü áûë íàãðàæä¸í çà ðàòíûé òðóä îðäåíîì «Îòå÷åñòâåííîé âîéíû» I ñòåïåíè, îðäåíîì Êðàñíîé Çâåçäû, ìåäàëüþ «Çà îòâàãó», â ìèðíîå âðåìÿ çà âêëàä â ðàçâèòèå ëèòåðàòóðû îðäåíîì «Äðóæáû íàðîäîâ».
Çà ïîëòîðà ìåñÿöà äî Ïîáåäû, Ìàðê Ñîáîëü áûë èç âîèíñêîé ÷àñòè, ïåðåâåä¸í â ðåäàêöèþ àðìåéñêîé ãàçåòû, ïðè 65-îé àðìèè ïîä êîìàíäîâàíèåì Ï.È.Áàòîâà.
Óæå ïîñëå âîéíû ïðèñâîåíî çâàíèå ìëàäøåãî ëåéòåíàíòà.
 ïîñëåâîåííîå âðåìÿ Ìàðê Àíäðååâè÷ ïîñûëàë èç àðìèè ñòèõè â Ìîñêâó, ïîëó÷àÿ íà íèõ âåñüìà äîáðîæåëàòåëüíûå îòêëèêè, çà ïîäïèñüþ «Ëèòêîíñóëüòàíò «Êîìñîìîëüñêîé ïðàâäû» Âåðîíèêà Òóøíîâà. Ìàðê Àíäðååâè÷ âñïîìèíàë:
«ß è ïðåäïîëàãàòü íå ìîã, ÷òî îäíàæäû óâèæó å¸ – è àõíó îò âîñòîðãà. Îíà áûëà îøåëîìëÿþùå êðàñèâà!
Ñìåþ òåïåðü, çà äàâíîñòüþ ëåò, ñêàçàòü, ÷òî íà 1-îì Âñåñîþçíîì ñîâåùàíèè ìîëîäûõ ïèñàòåëåé (ìàðò 1947 ãîäà) ìû ÷óòü ëè íå ïîãîëîâíî áûëè â íå¸ âëþáëåíû.
«Çâåðÿ öåííîãî, ïóøíîãî, ïîêîðèëà Â.Òóøíîâà» – âðîäå áû ïîøóòèë ÿ, ïðè âñ¸ì þìîðå, òóò áûëà êðóïíàÿ äîëÿ ïðàâäû. À îíà íàñ âîñïðèíèìàëà, â îáùåì-òî, íà ðàâíûõ.
Äåëî â òîì, ÷òî Âåðîíèêà áûëà óäèâèòåëüíûì äðóãîì, Íå òî ÷òîá «ñâîé ïàðåíü» – äëÿ ýòîãî îíà áûëà ñëèøêîì æåíùèíîé, – à êàêîé-òî íà䏿íûé ÷åëîâåê.
Áûâøàÿ ôðîíòîâè÷êà, ìåäñåñòðà, âñïîìíèì ïîëóçàáûòûé òåðìèí – ñåñòðà ìèëîñåðäèÿ.
Èíîãäà, ñíèñõîäÿ ê íàì, îíà ìîãëà ïðîèçíåñòè äîáðóþ íåïðàâäó, íà íàøè ñòèõè, íî êàòåãîðè÷åñêè íå áûëà ñïîñîáíà íà ëîæü.
Êîíå÷íî, îíà çíàëà ñåáå öåíó íå òîëüêî êàê ïîýòó, íî çà ìíîãî ëåò äðóæáû, îò ïåðâîé âñòðå÷è äî ïîñëåäíåé – óæå íàâñåãäà – ðàçëóêè, ÿ íè ðàçó íå îùóòèë â å¸ ìàíåðå äåðæàòüñÿ íå òîëüêî ïðåâîñõîäñòâà, íî è ïðîñòî íåäåëèêàòíîñòü.
Ìíå î÷åíü òðóäíî ïèñàòü î íåé. Óõîä å¸ – ãëàâíàÿ ïîòåðÿ â æèçíè, åñëè íå ãîâîðèòü î Ìèõàèëå Ñâåòëîâå».
Äåìîáèëèçîâàëñÿ â 1949 ãîäó. Ìàðê Ñîáîëü ïèñàë â âîñïîìèíàíèÿõ:
«Ãëàâíîé óäà÷åé æèçíè âûïàâøåé ìíå íà äîëþ, ñ÷èòàþ çèìíèé âå÷åð 1943 ãîäà, êîãäà íà âðó÷åíèå çíàìåíè íàøåé áðèãàäå ïðèåõàë òèõèé ìàéîð â ãèìíàñò¸ðêå áåç ïîäâîðîòíè÷êà, ñ ïîãîíàìè-êðûëûøêàìè, è ìàéîðà ýòîãî çâàëè Ìèõàèë Àðêàäüåâè÷ Ñâåòëîâ.
Áîëåå ÷åì äâàäöàòèëåòíåå îáùåíèå ñî Ñâåòëîâûì, ñåðäå÷íîå åãî ïî ìíå îòíîøåíèå – âîò ìîæåò áûòü, ñàìîå äîðîãîå, ÷òî ÿ íàæèë çà ñâîþ æèçíü».
Ïåðâûå ñòèõè Ìàðêà Ñîáîëÿ ïîÿâèëèñü âî ôðîíòîâîé ïå÷àòè â 1943 ãîäó. Ïåðâûé ñáîðíèê âûøåë â 1946 ãîäó. ×ëåí Ñîþçà ïèñàòåëåé ÑÑÑÐ ñ 1947 ãîäà.  ñâåò ó Ìàðêà Ñîáîëÿ âûøëè âîñåìü ñáîðíèêîâ ñòèõîâ è êíèãà âîñïîìèíàíèé.
Øèðîêóþ èçâåñòíîñòü ïîëó÷èëè «Ïåñíÿ Áåíà» èç êèíîôèëüìà «Ïîñëåäíèé äþéì» è ñ÷èòàþùàÿñÿ åâðåéñêîé íàðîäíîé ïåñåíêîé «Âñ¸ áóäåò õîðîøî», íàïèñàííàÿ â ðàçãàð áîðüáû ñ êîñìîïîëèòèçìîì è «âðà÷àìè-óáèéöàìè»,êîòîðóþ èñïîëíÿåò ïåâåö Àíàòîëèé Àãðàíîâñêèé.
Ìàðê Ñîáîëü ïèñàë î âîéíå, íèêîãäà íå ïîêèäàâøåé åãî ïàìÿòè, íå ðîìàíòèçèðóÿ å¸ – îíà ôàêò åãî áèîãðàôèè, ïîýòè÷åñêîé è ÷åëîâå÷åñêîé, ÷òî âèäíî óáåäèòåëüíî èç ïåñíè íà åãî ñëîâà – «Îòõîäèò ïîëê».