Акция благотворительности в школе
Благотворительная деятельность в школе (из опыта работы)
В статье описывается опыт организации благотворительной деятельности учащихся и учителей в гимназии 1636 «НИКА». Даны советы и рекомендации, описаны возможные ошибки.
В последнее время неоднократно слышала от родителей современных детей и подростков: «Пусть школа занимается только образованием, воспитывать должна семья. Не хочу, чтобы какие-то чужие взрослые люди занимались воспитанием моего ребенка.» И в принципе такое мнение понятно и имеет право на существование. Но реализовать такое пожелание невозможно. Даже если школа откажется вовсе от воспитательной работы, она все равно все время будет воспитывать. Потому что воспитание происходит каждый день, каждый час. Воспитывают учителя своим примером: тем, что и как говорят, как поступают. Воспитывают одноклассники, воспитывает само общение. И раз уж без воспитания в школе никуда, значит, стоит прилагать осознанные усилия для того, чтобы наши выпускники покидали школьные стены людьми со сформированными морально-нравственными качествами, с четким пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо.
Когда каждое слово подтверждается действием, когда у любого разговора на морально-нравственные темы есть практическое продолжение, можно надеяться, что сказанные слова не вылетят у детей из головы после окончания разговора.
Участие в благотворительных акциях стало для нашей гимназии традицией. Вот уже четыре года в ноябре мы собираем новогодние подарки детям, попавшим в трудные жизненные условия. Организуем акции мы совместно с объединением «Круг». И за три года такой работы нам стало понятно, как важен каждый этап такой деятельности. Об этих этапах я сейчас и расскажу.
В первые дни проведения акции мы размещаем на стендах и на сайте гимназии подробное объявление о том, что мы собираем, почему, как, кому. Раздаем раздаточный материал по классам. На классных часах показываем фильм о том, как проводится акция, для кого мы собираем подарки. Параллельно с ребятами подарки и деньги собирают учителя. Затем мы перевозим все собранное в мастерскую Деда Мороза, где все подарки будут сформированы и развезены по детским домам и больницам. Естественно, нет и не может быть никакого принуждения, нет никакой соревновательности. Но после окончания акции мы непременно благодарим всех, в ней поучаствовавших, и показываем фильм о том, как собранные нами подарки дарили адресатам.
Что во всем этом важно:
1. Атмосфера общего дела, в котором принимают участие и дети, и родители, и учителя, и администрация на равных основаниях.
2. Обязательное подробное объяснение всех деталей того, что мы делаем: зачем, почему, кому, и т.д.
3. Непременный финал с показом фильма, в котором дети видят, кому подарены их подарки.
И надо сказать, что есть отдача. Если в первую нашу такую акцию часто дети приносили из дома то, что им не очень нужно и не жалко, не думая о том, что эта вещь вообще никому не нужна, то сейчас во время акции подходят, спрашивают, что лучше купить: канцтовары или спортивный инвентарь, игрушки или диски с музыкой. В этом году среди принесенных детьми вещей вообще не было ничего лишнего, старого. Дети заботятся и об упаковке, приносят красивые пакеты, подписывают открытки, а часто делают их своими руками. Отношение и к акции, и к ее адресатам изменилось, и это заметно всем.
Поскольку какой-то опыт мы уже наработали, хочу поделиться и рассказом об ошибках, которые по неопытности можно совершить.
Во-первых, выбирая партнера для благотворительной акции, надо обязательно быть абсолютно уверенными в его порядочности. Увы, но сейчас существует довольно много благотворительных фондов, которые оказываются нечисты на руку. Лучше всего выбирать, основываясь на личных связях.
Во-вторых, бессмысленно принимать участие в подобных акциях разово. Благотворительностью можно заниматься, только сделав осознанный выбор и понимая, что быть щедрым и добрым один раз нельзя.
В-четвертых, дети должны знать и видеть, что и взрослые (учителя, администрация) тоже участвуют в акции.
Используя в разных формах деятельностный подход в воспитательной работе, мы реально видим ее результат, который невозможен после даже самых проникновенных лекций и бесед о доброте, милосердии и душевной щедрости без подкрепления поступками.
Благотворительная деятельность школы
О ВОЗРОЖДЕНИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Каждому учителю хочется видеть своих воспитанников добрыми, отзывчивыми, душевными людьми, высоконравственными, ответственными. Эти ценностные качества в человеке не возникают сами по себе. Их необходимо формировать и развивать. В этом важном процессе неоценимую помощь оказывает возрождение благотворительных традиций в школе.
Долгое «перестроечное» время в нашей стране социологи фиксировали рост прекариата – группы молодежи, которую отличает высокий уровень апатии и низкий уровень знаний. Термин появился в западном обществоведении и означал социальную обездоленную группу молодых людей, не связанную обязательствами ни с государством, ни с обществом (2). Дуглас Коупленд в своей книге «Поколение Х» ярко описал подобную страту, назвав ее «космической беднотой», путешествующей по континентам и странам в поисках новых впечатлений и перебивающейся случайными заработками. Некоторые аналитики считают, что это в определенной степени «бунт» против образа жизни и ценностей среднего класса, который в развитых странах составляет не менее половины населения. В России прекариата — десятки миллионов, и его в будущем станет еще больше, если не воспитывать в молодых людях сопереживание, чувство сопричастности к судьбе других. Как не вспомнить слова Марка Лисянского:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
В жизни любому человеку, где бы он не находился и не работал, предоставлены безграничные возможности приносить людям добро. Главное – не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости явно нуждается в вашей помощи, ведь завтра в его положении можете оказаться вы сами. Как ни скромно сделанное вами доброе дело, оно оставит приятный след, прежде всего, в вашей собственной душе и принесёт вам ни с чем не сравнимое чувство нравственного удовлетворения.
К побудительным причинам благотворительности относится осознание её участниками целостности человеческого общества, всего живого на Земле, соответственности за мир, в котором мы живём. Осознание это открывает общественно значимые задачи разного уровня, в том числе и воспитательные.
Цель создания возможности участия в благотворительной деятельности – воспитание социально-гражданской активности детей и подростков через формирование потребности совершать добрые поступки, проявлять заботу о других, бескорыстно помогать людям.
«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро неотделимо от нравственности, а нравственность – от милосердия и сострадания.»
Академик Дмитрий Лихачев
Проект: Благотворительная деятельность в школе как современная модель воспитаниями социализации обучающихся.
(Направление: Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных образовательных организаций в Московской области, направленных на разработку и внедрение современных моделей воспитания и социализации обучающихся).
Срок реализации проекта: 2020 — 2022 гг.
Задачи проекта:
научить формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять самоконтроль, давать ценностную самооценку своим и чужим поступкам;
Благотворительная деятельность как социальное явление проявилось в потребности самовыражения зрелого патриотизма еще в древние времена. Сейчас, когда с каждым годом растет число нуждающихся в бескорыстной помощи, большое значение приобретают чувство сопричастности и умение сострадать.
Школа как социальный институт призвана воспитывать эмоционально-нравственную отзывчивость — составляющую духовного потенциала общества. «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и… духовная и культурная жизнь обучающегося», — гласит «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Осознавая это, на протяжении многих лет именно эти компоненты являются главенствующим направлением в воспитательной системе работы школы.
В данном проекте нами предпринята попытка всестороннего включения обучающихся, их родителей, учителей, представителей окружающего социума в масштабную благотворительную деятельность, которая сейчас приобретает особую актуальность как способ повышения духовно-нравственного уровня ребёнка.
Практическая значимость проекта заключается в том, что мы нацелены сформировать у обучающихся потребность совершать добрые поступки не «по указке», а по «зову сердца». Ведь школа, не являясь организацией, производящей какие-либо товары с целью получения прибыли, имеет возможность принимать активное участие в делах благотворительности и добродетели, тем самым оказывая реальную помощь нуждающимся и страждущим. Проект предусматривает осуществление социально-значимой деятельности, которая предполагает тесную взаимосвязь и партнёрские отношения в области благотворительности между школьниками, их родителями, учителями, всевозможными организациями.
В связи с этим определена основная идея проекта – создание воспитательного пространства, предоставляющего условия для развития высших нравственных качеств обучающихся, таких как доброжелательность, милосердие, способность к сопереживанию (эмпатии).
Реализация данного проекта обеспечит единство теоретической и практической подготовки, повышение компетентности социальных педагогов, педагогов-организаторов, классных руководителей в вопросах организации благотворительной деятельности..
Описание основных мероприятий проекта по этапам
Первый этап. Аналитико-диагностический.
Второй этап. Экспериментально-практический.
Третий этап. Обобщающе-аналитический.
В настоящее время школа работает над практической реализацией проекта. Приведём выдержки мероприятий из Календарного плана проекта.
Для детей-инвалидов, детей-сирот, детей: благотворительные концерты, сбор вещей, реализация поделок собственного изготовления на благотворительные ярмарки «Доброе дело » и т.п.
Для «братьев наших меньших»: «Подари корм приюту для собак», акции «Скворечник», «Кормушка.
«Помощь не завянет»: благотворительные акции к 1 сентября
«Дети вместо цветов»
В начале учебного года каждый школьный кабинет заполнен розами, астрами, гладиолусами. Средняя цена композиции из пяти цветков — ₽500 (данные от Росстата за 2020 год). Обычно на класс приходится 20-30 букетов — в сумме это ₽12–15 тыс. Но уже через пару дней они станут ненужными. Проект «Дети вместо цветов» со слоганом «Ваша помощь не завянет» предлагает альтернативу.
Акция существует с 2014 года. Все началось с инициативы педагога одного из московских лицеев. На следующий год к ней присоединились 500 классов из школ по всей России, которые собрали вместе ₽8 млн. С каждым Днем знаний участников становится все больше.
Суть акции: договориться с родителями в классе купить по одному цветку на каждого ребенка и преподнести один общий букет, а не 20-30 разных. Сэкономленные деньги перевести в благотворительный фонд.
Как принять участие
В рамках акции пожертвования принимает несколько благотворительных фондов. Деньги можно перевести в любой из них — через сайт организации, по СМС, по банковским реквизитам.
Еще один способ поучаствовать в проекте — рассказать о нем. Можно договориться с учителем и провести в школе тематический классный час — «Урок доброты». Фонды «Вера» и «Дом с маяком» предлагают материалы, которые помогут его организовать.
«Собери ребенка в школу»
Не у каждого ребенка к 1 сентября есть все, что нужно для учебы: некоторые семьи не могут купить форму, канцелярские принадлежности, рюкзак. По данным Росстата за 2020 год, на сборы в школу родители первоклассников и первоклассниц потратили в среднем ₽18 800 и ₽23 200 соответственно.
Акция «Собери ребенка в школу» проводится уже несколько лет во многих областях России. Одно из первых упоминаний о ней в СМИ датировано 2015 годом, когда в Перми сотрудники «Сбера» подарили учебные принадлежности воспитанникам детского дома.
Суть акции: помочь сиротам и детям из малоимущих семей подготовиться к новому учебному году.
Как принять участие
По всей России есть пункты приема, куда можно принести школьные принадлежности — рюкзаки, канцелярские принадлежности, одежду и обувь. Их получат нуждающиеся из вашего города, а оставшееся отправят в другие населенные пункты. Некоторые фонды в рамках акции принимают также денежные пожертвования.
В Казани можно пожертвовать деньги фонду «Закят». На них организация купит школьные принадлежности для нуждающихся детей со всего Татарстана.
«Лес вместо букета»
Срезанные цветы наносят вред экологии планеты. Чтобы те дольше сохраняли привлекательный внешний вид, их обрабатывают химикатами. Для доставки растений с полей Эквадора, Кении, Нидерландов и хранения в холодильниках приходится сжигать много топлива — в атмосферу попадают парниковые газы.
Проект «Посади лес», созданный в 2010 году, призывает отказаться от покупки букетов на 1 Сентября и выбрать более экологичный подарок — живые дуб, клен, ель и другие деревья.
Суть акции: подарить учителю не срезанные цветы, а сертификат на посадку деревьев.
Как принять участие
Нужно оформить электронный сертификат: указать на сайте проекта e-mail получателя и оплатить услугу. Можно выбрать дополнительные опции — например, прополку, рыхление почвы. Волонтеры высадят деревья, а учитель получит на почту отчет с фотографиями.
Как и в случае с акцией «Дети вместо цветов», можно договориться с другими родителями в классе подарить учителю один букет от всех, а на сэкономленные деньги оформить сертификаты «Посади лес».
«Пять с плюсом»
«Пять с плюсом» — это стипендиальная программа для одаренных подростков 12–18 лет из малоимущих семей. Проект от фонда «Созидание» существует с 2006 года и помогает детям, которые делают успехи в учебе, спорте, искусстве, реализовать потенциал и получить профессию мечты.
Суть акции: пожертвовать деньги на поддержку и обучение стипендиатов. Средства будут направлены на покупку учебной литературы и компьютера, оплату занятий с репетиторами, образовательные поездки.
Как принять участие
На сайте можно выбрать конкретного ребенка (или нескольких детей), которого вы хотите поддержать, и стать его спонсором на один год.
Стипендиат получает по ₽5 000 в месяц. Можно выплатить всю сумму сразу за год или перечислять средства ежемесячно, ежеквартально либо раз в полгода. Минимум четыре раза в год каждый ребенок отправляет в фонд письмо, в котором рассказывает о своей жизни, учебе и достижениях.
Один букет от класса и ярмарка в школе: 5 способов приобщить детей к благотворительности
Что такое благотворительность — детям обычно непонятно. А когда ребёнок не понимает и ему при этом не объясняют, то вряд ли можно его увлечь этим занятием. «Мел» вместе с благотворительным фондом Константина Хабенского, который помогает детям с опухолями мозга, рассказывают, как заинтересовать школьников благотворительностью и начать помогать прямо сейчас.
Организовать вместе с учениками благотворительную ярмарку
Для того, чтобы первая благотворительная ярмарка не стала последней и школьники не вспоминали её потом как что-то скучное и навязанное учителями, важно подумать, какой формат будет интересен именно им.
Например, если младшим классам нравится продавать то, что они испекли вместе с родителями дома или сделали своими руками, то старшим можно предложить устроить гараж-сейл, своп или блошиный рынок, куда они принесут ненужную одежду и книги. В качестве повода можно использовать любой праздник — тогда и тему придумывать не придётся.
Как организовать ярмарку:
1. Определитесь с форматом ярмарки. Лучше, чтобы школьники сами составили программу — это будет дополнительной мотивацией провести мероприятия.
2. Выберите благотворительную организацию. Как понять, что фонду можно доверять? У него на сайте есть регулярная прозрачная отчётность, его имя не связано ни с какими историями про мошенничество и вы знаете кого-нибудь, кто этому фонду уже доверяет и помогает. Список надёжных организаций можно найти здесь.
3. Свяжитесь с выбранным фондом и предупредите о том, что собираетесь проводить мероприятие в их пользу. Скорее всего, сотрудник фонда сможет дать пару советов и даже бокс для сбора пожертвований — его наличие повысит доверие посетителей ярмарки.
4. Перед самой ярмаркой проведите классный час с детьми и расскажите, кому они помогут в результате. Если школьники будут знать, что деньги идут не на мифическую «благотворительность», а, например, в фонд, который помогает бездомным собакам, одиноким старикам или неизлечимо больным людям, им будет проще втянуться в процесс.
5. Собирайте деньги в специальный бокс для пожертвований (если фонд предоставил такой) или сделайте его самостоятельно.
6. Переведите деньги в фонд и обязательно расскажите всем участникам акции о сумме собранных средств.
Татьяна Решетило, учитель московского образовательного комплекса № 2094. Ученики провели благотворительную ярмарку на Масленицу и собрали 283 000 рублей в пользу Фонда Хабенского:
«Благотворительная ярмарка — это не однодневная акция, а серьёзная проектная работа. Мы проводили тематические классные часы, на которых показали ученикам репортаж о Фонде Хабенского и о его подопечных, а потом уже дети начали готовить список товаров, которые они планировали продавать на ярмарке.
Учителя проводили мастер-классы по шитью мягких игрушек, изготовлению тряпичных кукок и лепке из полимерной глины, а ученики своими руками делали украшения и сувениры. Во многих проснулся соревновательный дух: всем хотелось собрать как можно больше средств. В прошлом году мы собрали около 100 000 рублей, в этом поставили себе цель 300 000, и не хватило совсем чуть-чуть. Сами дети сказали, что в следующем году хотят организовать более масштабную ярмарку, чтобы собрать ещё больше».
Дарить один букет учителю от всего класса на 1 сентября
Нет, учителей любить меньше не стали. Уже несколько лет подряд московские (и не только) школы подключаются к благотворительности 1 сентября или в День учителя — те самые дни, когда каждый преподаватель завален десятками букетов и не знает, что с ними делать. Благотворительные фонды предлагают такое решение: каждый ребёнок приносит не по букету, а по одному цветку: например, только пион или любой цветок, но обязательно белого цвета. Все сэкономленные средства можно направить нуждающимся.
Как провести акцию на 1 сентября:
1. Первый и самый важный пункт — договориться с остальными родителями. Конечно, необязательно, чтобы в акции участвовал весь класс, но если получится, то это уже успех.
2. Родителям важно знать, куда именно будут перечислены деньги. Несколько благотворительных фондов проводят первосентябрьскую акцию с одним и тем же смыслом, но разными названиями: «Дети вместо цветов» у фонда помощи хосписам «Вера» или «Уроки добра» у Фонда Хабенского. Ничто не мешает выбрать и организацию, у которой пока такой акции нет — может, для них вы станете первыми.
3. Определиться с механикой или придумать её вместе с детьми. Лучше выбрать вариант, когда каждый ребёнок приносит один цветок — так каждый чувствует свою причастность и не лишается праздника.
4. Свяжитесь с сотрудниками выбранного фонда и обсудите способ пожертвования и условия: для классов-участников фонды, как правило, делают сертификаты, передают классу значки, флажки и другую атрибутику акции. Можно попросить у фонда открытку для учителя и вручить её вместе с цветами.
5. В праздничный день во время классного часа посвятить хотя бы 15 минут рассказу о том, какому фонду или проекту помогают дети и их родители, решив участвовать в акции. Важно, чтобы это не стало исключительно акцией для взрослых — пусть дети тоже знают, какое хорошее дело они сделали.
Ирина Овчинникова, мама семиклассника Макария из Московской международной гимназии. Класс участвовал в акции «Уроки добра»:
«Отказаться от букетов на 1 сентября и перевести вместо этого деньги в благотворительный фонд предложили члены родительского комитета прямо в родительском чате нашего класса. Мы заранее решили договориться о том, чтобы наши дети принесли в школу по одной розе, из которых уже в классе собрали красивый букет для учительницы.
Перед 1 сентября мы объяснили детям, почему в этот раз они идут в школу без традиционного букета. Мой сын совершенно спокойно на это отреагировал. Возможно, потому что он и его одноклассники уже взрослые: они учатся в седьмом классе. Объяснить смысл акции первоклашкам наверняка было бы гораздо сложнее, поэтому родители первоклассников более настороженно относятся к этой идее.
В нашей школе акция проводится не первый год, и все уже знают, что деньги действительно идут на хорошее дело. Хотя я слышала, что в некоторых учебных заведениях инициатива вызывает неоднозначную реакцию, родители не хотят отказываться от традиции, и к этому нужно быть готовыми».
Предложить детям организовать благотворительный концерт, спектакль или квест
От обычного школьного концерта или спектакля этот будет отличаться платным входом. Все деньги от билетов, конечно, пойдут на благотворительность. Обязательно объясните детям, что помощь другим — это далеко не всегда про жалость и страдания.
Как организовать такое мероприятие:
1. Предложите школьникам идею благотворительного концерта. Тема мероприятия зависит только от их фантазии.
2. Выберите благотворительную организацию и расскажите участникам концерта, кому будет помогать команда.
3. Заранее объявите всем приглашённым о пожертвовании (любой суммы) за вход. Установите специальный ящик для сбора денег перед входом в зал.
4. Переведите собранные деньги в Фонд и после обязательно расскажите всем причастным о результатах.
Алла Серкова, воспитательница детского сада при московской школе № 1566, где прошли благотворительная ярмарка и концерт:
«Я решила, что детям нужно рассказать об их сверстниках, которым нужна помощь — мой рассказ был о подопечной Фонда Хабенского. Многие дети очень прониклись историей девочки, и мы стали вместе думать над вариантами помощи девочке и другим нуждающимся.
Всю неделю ученики делали на занятиях белые цветы из бумаги, пластилина, глины и бисера — все украшения выставили на концерте-ярмарке в актовом зале. Дети сделали около ста поделок и поставили два танца для зрителей. На акции мы собрали 23598 рублей».
Стать волонтёрами вместе с детьми
Нефинансовая помощь — отличный вариант для школьников, которые сами не зарабатывают, но очень хотят помогать. Часто именно из таких примеров вырастают длительные истории поддержки и помощи.
1. Найдите в шаговой доступности организацию, которой нужна помощь: приют для животных, дом престарелых, социально-реабилитационный центр, детский дом или любое другое социальное учреждение.
2. Узнайте у сотрудников организации, какая помощь нужна: субботник, концерт или спектакль, занятия с подопечными, или, может, выгул собак.
3. Вместе со школьниками составьте план работ. Тут разовая помощь не сработает, нужно регулярное общение.
Мария Казбек-Казиева, преподаватель русского языка и литературы в «Европейской гимназии»:
«Наши отношения с Плесецким детским домом в Архангельской области длились больше десяти лет, за это время наши дети не раз ездили к ним, а они — к нам. Обычно мы приезжали в Плесецк на длинные выходные (23 февраля или 8 марта) и останавливались прямо в детском доме, привозили подарки, гостинцы. Дети из Плесецка были не просто подопечными. Мы всё делали вместе, на равных: ездили на космодром, в музей деревянного зодчества и на родину Ломоносова, катались с горки, участвовали в мастер-классах по созданию рукотворной куклы.
На наших учеников, детей обеспеченных родителей, эти поездки производили тяжёлое впечатление, особенно в те времена, когда детский дом бедствовал. Для москвичей это была другая реальность, сильный социальный шок — это был важный опыт, он стал частью представления о своей стране и о том, как живут в ней люди. Самым удачным опытом за долгие годы сотрудничества стали выездные мероприятия: поездка на пятидневную практику на биостанцию или сплав на байдарках по Угре. Это мы считаем правильной инклюзией».
Устроить благотворительный день рождения
Отличный вариант, если ребёнок явно или смутно хочет сделать что-то полезное, но ещё не определился, как именно.
1. Предупредите гостей о формате празднования. Подарок для именника может быть скромным, а сэкономленные средства пойдут на благотворительность. Не отказывайтесь от подарков полностью — нельзя лишать ребёнка праздника.
2. Посчитайте собранные средства вместе с ребёнком, а потом уточните в фонде способы перевода пожертвования.
3. Расскажите всем гостям об итоговой сумме пожертвования.
Даша Лялина, мама девятилетнего Давида, который на своём девятилетии собирал пожертвования для подопечных Фонда Хабенского:
«Впервые мы предложили Давиду отказаться от подарков в пользу благотворительности два года назад — ему исполнялось восемь лет. Он честно признался, что пока не готов к такому, а в прошлом году сам стал инициатором благотворительного дня рождения.
Мы устроили праздник в Московском Планетарии, гостей было около 20 человек — одноклассники и друзья Давида, в основном ровесники. Мы собирали деньги в бокс, чтобы гости понимали серьёзность наших намерений. Кстати, некоторые посетители Планетария тоже прониклись идеей. В итоге Давид собрал больше 64 000 рублей».
Фото: Shutterstock (Chinnapong). Иллюстрации: Shutterstock (PONOMARCHUK OLGA, krisArt, Inspiring, Sonya illustration)