Автомобиль это самоходное средство предназначенное для перевозки грузов текст
Тема 1. Общие положения. Часть 1
Представьте, что вы двигаетесь на автомобиле по одной из городских улиц. Вы не собираетесь никого обгонять. Вам не нужно никуда поворачивать. Вы просто двигаетесь вперёд, не совершая никаких манёвров. Но, при этом:
1. Скорость – не более 60 км/час!
2. Двигаться нужно, строго по полосам, не наезжая на продольные линии дорожной разметки!
3. Необходимо соблюдать безопасную дистанцию!
4. Необходимо соблюдать безопасные боковые интервалы!
5. Звуковой сигнал разрешено применять только в случаях, когда это необходимо для предотвращения ДТП.
6. Тормозить разрешено только плавно! (Экстренное торможение разрешено применять только в случаях, когда это необходимо для предотвращения ДТП).
7. В светлое время суток должны быть включены либо дневные ходовые огни, либо фары ближнего света, либо противотуманные фары, а в тоннеле – фары ближнего или дальнего света.
8. Водитель и все пассажиры должны быть пристёгнуты ремнями безопасности.
9. Водителю запрещено пользоваться во время движения телефоном (если он не оборудован техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук).
И всё это – требования Правил! Их надо знать и выполнять! И это — самый простой режим движения!
Ситуация усложнится, как только вы начнёте маневрировать (перестраиваться, обгонять, поворачивать, разворачиваться и т.д.). Или, скажем, будете проезжать какое-либо пересечение. А пересечения на вашем пути будут встречаться постоянно. Это и пешеходные переходы, и трамвайные пути, и выезды из прилегающих территорий, и железнодорожные переезды, и, конечно же, перекрёстки.
И на каждом пересечении Правилами установлен свой (особый!) режим движения!
Более того, и дороги могут быть разные – двухполосные, трехполосные, многополосные, с двухсторонним движением, с односторонним движением, с разделительной полосой, без разделительной полосы, с трамвайными путями, без трамвайных путей.
И на каждой из них тоже свой (особый!) режим движения.
А ещё есть дороги в населённом пункте и дороги вне населённого пункта, автомагистрали, дороги для автомобилей, дороги с полосой для маршрутных транспортных средств, а также дороги с реверсивным движением.
И везде — свой (особый!) режим движения.
А ещё есть остановки маршрутных транспортных средств, тоннели, мосты, а также прилегающие территории и жилые зоны.
И везде тоже свой (особый) режим движения!
Неудивительно, что в Правилах 53 специальных термина, свыше 300 дорожных знаков, 40 видов дорожной разметки и более 300 требований к участникам дорожного движения Запомнить это (всё и сразу) трудно. Поэтому мы пойдём другим путём. Мы попытаемся раскрыть логику каждого ограничения, содержащегося в Правилах. Тогда вам не нужно ничего запоминать, вы просто будете знать Правила дорожного движения.
А начнём мы с терминов, которые могут нам встретиться в тексте Правил. Согласитесь, что принципиально важно с самого начала чётко определиться, что именно кроется, например, за термином «Обгон», чем отличается «Остановка» от «Стоянки» или, скажем, что такое «Недостаточная видимость». В Правилах термины приведены в алфавитном порядке, мы же будем знакомиться с терминами, подчиняясь не алфавиту, а логике подачи материала.
И ещё. Здесь мы не будем вести речь подряд обо всех терминах. Я вправе рассчитывать, что вы в состоянии самостоятельно разобраться с тем, кто такой «Велосипедист» или кто такой «Регулировщик», или чем отличается «Пешеход» от «Пассажира», в Правилах (в Разделе 1) эти термины раскрыты чётко и понятно. Здесь мы поговорим только о тех терминах, которые действительно требуют комментария.
Что такое «транспортное средство», и какие они бывают. Категории транспортных средств.
Правила. Раздел 1. «Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
То есть получается, что ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО – это всё, что угодно, если оно может перевозить людей, или перевозить грузы, или перевозить самоё себя (вместе с установленным на нём оборудованием).
Транспортные средства бывают рельсовые и безрельсовые.
Рельсовые транспортные средства – это трамвай, метро, поезд. Всё остальное – безрельсовые транспортные средства. Метро изолировано от прочего городского движения, и с ним мы не пересекаемся. А вот пересечения с трамвайными и железнодорожными путями попадаются чаще, чем хотелось бы.
Рельсовые транспортные средства ограничены в маневрировании, обладают повышенной массой и, как следствие, большим тормозным путём. Да и вообще, им резкое торможение противопоказано — и с рельсов могут сойти, и пассажиры могут пострадать. Логично, что Правилами строго регламентировано поведение участников дорожного движения на железнодорожных переездах и вблизи них.
Да и трамваям Правила во многих случаях предоставляют преимущество в движении, с чем мы и познакомимся в недалёком будущем.
Безрельсовые транспортные средства могут быть механическими и немеханическими.
Немеханическое транспортное средство приводится в движение с помощью мускульной энергии (человека или животного).
К немеханическим транспортным средствам Правила относят гужевую повозку и велосипед (если он не оснащён двигателем), а человека, управляющего таким транспортным средством, Правила считают водителем.
А вот уже ролики и самокаты Правила не считают транспортными средствами, и человека, катающегося на них, не называют водителем. По Правилам – это пешеходы.
Правила. Раздел 1. «Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.
К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Следует иметь в виду, что водители немеханических транспортных средств – полноправные участники дорожного движения. Правила разрешили им использовать для движения дороги общего пользования со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Правила. Раздел 1. «Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Перечень механических транспортных средств обширен. Это и мопеды, и мотоциклы, и квадроциклы, и легковые автомобили, и грузовые автомобили, и автобусы, и троллейбусы, и тракторы, и самоходные шасси, и автокраны, и бульдозеры, и экскаваторы, и так далее, и так далее. Словом, механическое транспортное средство – это любая самоходная машина, если только она предназначена для перевозки людей и грузов (или для перевозки оборудования, установленного на нём).
Очевидно, что для управления мотоциклом нужны одни навыки, а для управления автомобилем совсем другие. Очевидно, что человек, уверенно управляющий легковым автомобилем, вряд ли будет чувствовать себя уверенно в кабине КамАЗа, и уж совсем растеряется, если его посадить за руль автопоезда (грузовой тягач с прицепом, а то и с двумя).
Логично, что все механические транспортные средства, по навыкам управления ими, разбиты на отдельные категории. Категории транспортных средств, которыми водителю разрешается управлять, указываются в его водительском удостоверении. Чтобы получить допуск к управлению той или иной категорией транспортных средств, необходимо пройти курс специальной подготовки.
Классификация транспортных средств, принятая в России с ноября 2013 года.
Но для тех, кто готовится управлять автомобилями категории «В», почти ничего не изменилось. По-прежнему разрешается управлять автомобилями с разрешённой максимальной массой не более 3,5 тонн и числом сидячих мест не более 8-ми, не считая места водителя. Единственное изменение заключается в следующем – если вы сдавали экзамен в ГИБДД на автомобиле с автоматической коробкой передач, то и права вам выдадут с отметкой «АТ». А это означает, что вам разрешено управлять автомобилями только с АКПП. Если будете сдавать экзамен на механике, тогда всё, как и было – можете управлять любыми автомобилями категории «В».
Осталось только разобраться, где точно проходят границы между категориями транспортных средств.
Правила. Раздел 1. «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Получается, что по Правилам это велосипед, так как имеет три колеса и электродвигатель 0,25 кВт.
И если только на электротяге невозможно развить скорость более 25 км/ч, то и прав никаких не требуется. Катайтесь себе в удовольствие безо всяких прав.
Правила. Раздел 1. «Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.
Если ваш двух- или трехколесный «друг» оснащён двигателем более 0,25 кВт, то это уже не велосипед.
Но ещё и не мотоцикл (если мощность не превышает 4 кВт, а максимальная скорость не более 50 км/ч).
Чтобы безнаказанно кататься на мопеде, никакие регистрационные документы и номерные знаки не требуются, но нужны права категории «М».
Правила. Раздел 1. «Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
То есть по Правилам, чтобы назваться мотоциклом совершенно не важно, сколько у тебя колёс (два, три или четыре), основной отличительный признак – это масса в снаряжённом состоянии! И если эта масса не более 400 кг, значит ты – мотоцикл.
А масса в снаряжённом состоянии это вот что – это масса транспортного средства полностью готового к эксплуатации. То есть со всеми необходимыми для эксплуатации принадлежностями (огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки), со всеми необходимыми эксплуатационными расходными материалами (моторное масло, охлаждающая жидкость), полным баком топлива, но без пассажиров и груза.
Ученик. Это что же получается, если сделать автомобиль, у которого масса в снаряженном состоянии не превышает 400 кг, то управлять им можно с правами мотоциклиста?
Учитель. Да, совершенно верно – управлять им можно (и нужно!) с правами категории «А». В противном случае при первой же проверке на дороге Вас отстранят от управления, а транспортное средство будет задержано и помещено на штрафстоянку.
Ученик. На каком основании?
Учитель. На основании части 1 статьи 12.3 Кодекса РФ об Административных правонарушениях: «Управление транспортным средством водителем, не имеющем при себе документов, предусмотренных пунктом 2.1.1 ПДД».
А пункт 2.1.1 это вот что:
Правила. Раздел 2. Пункт 2.1.1. Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.
Итак, если механическое ТС в полностью снаряжённом состоянии весит не более 400 кг — это мотоцикл, а если более 400 кг, это уже транспортное средство категории «В». То есть отсюда категория «В» начинается, а где она заканчивается? Где верхняя граница? А вот верхнюю границу Правила провели уже не по снаряженному состоянию, а по разрешённой максимальной массе.
Правила. Раздел 1. «Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.
Как видим, теперь речь идёт не просто о снаряжённом транспортном средстве, но о снаряжённом транспортном средстве вместе с водителем, со всеми пассажирами и со всем их багажом.
Фактическая масса автомобиля в процессе эксплуатации может быть различной (то есть пассажиры, то их нет, то есть груз, то нет), но во всех случаях фактическая масса не должна превышать величину, установленную предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.
Разрешённая максимальная масса на то и МАКСИМАЛЬНО РАЗРЕШЁННАЯ, что переступать её нельзя!
В противном случае завод-изготовитель ничего вам не гарантирует – ни управляемость, ни надёжность.
Иначе говоря, разрешённая максимальная масса это предел, граница, цифра, которая в обязательном порядке указывается в инструкции по эксплуатации каждого автомобиля, и каждый водитель обязан знать и помнить эту цифру.
Итак, любое механическое ТС, которое в снаряжённом состоянии весит чуть более 400 кг, но при этом с водителем, пассажирами и грузом ему разрешено весить не более 3,5 тонн (то есть разрешённая максимальная масса которого не превышает 3, 5 т) – это есть транспортное средство категории «В».
Но это ещё не всё! Если даже эти два условия выполнены, но число сидячих мест для пассажиров более 8-ми, то это уже автобус, и для управления таким транспортным средством требуются права категории «D».
И это ещё не всё! Правила разрешают владельцам транспортных средств категории «В» ездить с прицепом, но только при условии, что это небольшой прицеп. А прицеп – это тоже транспортное средство (только без двигателя), и у него тоже есть своя разрешённая максимальная масса. Так вот, если разрешённая максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, можете смело с ним ездить. Если превышает, тогда прав категории «В» недостаточно, необходимо к категории «В» еще и добавить категорию «Е».
Грузовые автомобили отличаются от легковых, прежде всего, своим назначением.
Если легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров и багажа, то грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов. При этом к грузовым автомобилям относятся и пикапы – маленькие грузовички, по весу и габаритам уступающие даже некоторым легковым автомобилям, и карьерные самосвалы – истинные гиганты, у которых одни только колёса выше человеческого роста.
В результате деления на категории небольшие грузовики (с разрешённой максимальной массой не более 3,5 т) оказались в одной компании с легковыми автомобилями, а большие грузовики (с разрешённой максимальной массой более 3,5 т) заняли свою обособленную нишу – категорию «С». И это правильно, ибо по навыкам управления небольшие грузовики гораздо ближе к легковым авто, нежели к своим большим собратьям.
Отдельного разговора заслуживают маршрутные транспортные средства.
Маршрутные транспортные средства – это автобусы, троллейбусы и трамваи. Но не все, а только те, которые предназначены для перевозки людей, двигаются по строго установленному маршруту, останавливаются только для посадки-высадки пассажиров и только в местах обозначенных остановок. Для водителей маршрутных транспортных средств дорога – это их рабочий цех. Понятно, что Правила должны содержать требования, дающие им некоторые преимущества.
В своё время мы познакомимся с содержанием Раздела 18 «Приоритет маршрутных транспортных средств», а пока отметим только следующее — участники дорожного движения должны понимать, что маршрутные транспортные средства могут отступать от требования Правил. Вам на «кирпич» нельзя, а у него здесь проложен маршрут, и он, конечно, поедет. Вам здесь запрещена остановка, а у него как раз здесь специально обозначенное место для посадки и высадки пассажиров, и он, конечно же, остановится, не взирая ни на какие знаки.
Правила. Раздел 1. «Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
На сегодня все. Пишите, комментируйте, будем обсуждать))
Продолжение следует
Переход к >
Статья 1. Определения
В настоящем Соглашении подразумеваются:
i) «регулярные линии» *(3) означают линии, которые обеспечивают перевозку пассажиров через конкретно указанные интервалы движения по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на заранее определенных остановках.
В правилах, регулирующих эксплуатацию линий, или в заменяющих их документах, утвержденных компетентными органами Договаривающихся сторон и опубликованных перевозчиком до вступления их в силу, конкретно указываются условия перевозки и, в частности, частота движения по линиям, расписания, тарифы и обязательство по перевозке пассажиров, если такие условия не определены законом или правилами.
Независимо от организации того, кто организует перевозку, линии, которые обеспечивают перевозку конкретно указанных категорий пассажиров, исключая других пассажиров, если такие линии эксплуатируются в соответствии с условиями, конкретно указанными в первом подпункте настоящего определения, считаются регулярными линиями. Такие линии, в частности те, которые обеспечивают доставку рабочих к месту работы и обратно или школьников в школу и обратно, далее называются «специальными регулярными линиями»;
i) сопровождающий, т.е. любое лицо, сопровождающее водителя для оказания ему помощи при выполнении некоторых маневров и обычно принимающее активное участие в транспортных операциях, хотя и не являющееся водителем в значении, указанном в подпункте «j» настоящей статьи;
ii) кондуктор, т. е. любое лицо, сопровождающее водителя транспортного средства, производящего перевозки пассажиров, в частности с целью выдачи или проверки билетов или других документов, дающих пассажирам право на проезд в этом транспортном средстве;
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Автомобиль это самоходное средство предназначенное для перевозки грузов текст
Конструкции автомобиля. Общие сведения.
1. Классификация автомобилей
Автомобиль — это самоходное средство, предназначенное для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций.
По назначению различают грузовые, пассажирские и специальные автомобили.
Среди грузовых автомобилей можно выделить специализированные автомобили для перевозки грузов определенного вида: насыпных, жидких, крупногабаритных и др. Это самосвалы, цистерны, панелевозы, фургоны и т.д. Разбрасыватели органических и минеральных удобрений, топливозаправщики и т. д. — это транспортно-технологические специализированные автомобили.
Пассажирские автомобили. Их подразделяют на легковые — для перевозки небольшой группы пассажиров (до 8 чел.) и автобусы — для массовой перевозки пассажиров. Автобусы бывают городскими, пригородными и междугородными.
Специальные автомобили. Это модификации грузовых автомобилей, которые служат для выполнения определенных нетранспортных работ, для чего их оснащают соответствующим оборудованием. К ним относятся автокраны, пожарные автомобили, уборочные (для очистки и поливки улиц), ремонтные мастерские, автовышки и др.
По типу шасси автомобили делятся на рамные и безрамные.
Рамные автомобили имеют в качестве остова раму, к которой крепят составные части и механизмы.
Безрамные автомобили не имеют рамы, а составные части и механизмы автомобиля монтируют к кузову. В этом случае кузов автомобиля называют несущим.
По типу двигателя автомобили подразделяются на автомобили с карбюраторными, инжекторными, электрическими двигателями и дизелями.
Для обозначения марки отечественного автомобиля используют сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ) и через дефис — цифру, указывающую номер модели.
Цифровое обозначение для базовых моделей состоит из четырех цифр. Первая цифра обозначает класс, вторая — вид автомобиля, а последующие две цифры — номер модели.
Номер модификации базовой модели обозначают пятой цифрой. Шестая цифра указывает на номер экспортного варианта.
Например, марка грузового автомобиля ГАЗ-3307 означает, что это автомобиль 3-го класса (имеет полную массу 7,7 т) с бортовой платформой, номер модели серийного выпуска 07. Исключение составляет первая цифра в марке автомобиля «Бычок».
Каждый специализированный грузовой автомобиль в обозначении вида имеет свою определенную цифру. Например, седельный тягач — 4, самосвал—5, цистерна—6, фургон —7.
2. Общее устройство автомобиля
Независимо от особенностей конструкции автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, кузова и шасси.
Двигатель. Это источник механической энергии, необходимый мя движения автомобиля. В двигателе тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива в его цилиндрах, преобразуется в механическую работу.
Кузов. У грузового автомобиля кузов служит для размещения водителя, груза и пассажиров. Кузов состоит из платформы и кабины, а также капота, облицовки и крыльев.-
Шасси. В шасси входят все механизмы и агрегаты, предназначенные для передачи усилия от двигателя на ведущие колеса для управления и передвижения автомобиля.
Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть, рулевое управление и тормозную систему.
Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих крутящий момент (крутящим моментом называется момент силы, под действием которой тело вращается. Он определяется произведением силы на плечо ее приложения) от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам и изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по величине и направлению. Трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и ведущего моста.
Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач, а также для плавного их соединения при трогании.
Коробка передач (КП) предназначена для изменения крутящего момента на ведущих колесах, скорости и направления движения автомобиля путем ввода в зацепление различных пар шестерен.
Карданная передача служит для передачи вращения от вала коробки передач к ведущему мосту под некоторым углом.
Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение крутящего момента, и вращение валов передается к ведущим колесам под прямым углом.
Ходовая часть предназначена для передвижения автомобиля. Вращательное движение ведущих колес при их сцеплении с поверхностью грунта преобразуется в поступательное движение автомобиля.
Рулевое управление необходимо для изменения направления движения автомобиля.
Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля.
3.1. Классификация, основные параметры, механизмы и системы двигателя.
Двигатели, установленные на большинстве автотранспортных средств, называются двигателями внутреннего сгорания, потому что процесс сгорания топлива с выделением теплоты и превращения ее в механическую работу происходит непосредственно в его цилиндрах.
Двигатели внутреннего сгорания классифицируют по различным признакам.
По способу смесеобразования различают двигатели с внешним смесеобразованием (карбюраторные и газовые), у которых горючая смесь приготовляется вне цилиндров, и двигатели с внутренним смесеобразованием (дизели), у которых рабочая смесь образуется внутри цилиндров.
По способу выполнения рабочего цикла двигатели подразделяются на двух- и четырехтактные.
По числу цилиндров двигатели подразделяются на одно-, двух- и многоцилиндровые
По расположению цилиндров различают двигатели с вертикальным или наклонным расположением цилиндров в один ряд и У-образные двигатели с расположением цилиндров под углом (при расположении цилиндров под углом 180° двигатель называют оппозитным, или двигателем с противолежащими цилиндрами).
По способу охлаждения различают двигатели с жидкостным и воздушным охлаждением.
По виду применяемого топлива двигатели подразделяются на бензиновые (карбюраторные), газовые, дизельные и многотопливные.
В зависимости от вида применяемого топлива способы воспламенения рабочей смеси в двигателях различны. В карбюраторных двигателях смесь, приготовленная из паров бензина и воздуха, и в газовых двигателях смесь, состоящая из сжатого или сжиженного горючего газа и воздуха, воспламеняются электрической искрой. В дизелях мелко распыленное дизельное топливо, впрыснутое в цилиндры, самовоспламеняется под действием высокой температуры сжатого воздуха без постороннего источника зажигания. В многотопливных двигателях (ЗИЛ-645), конструкции которых позволяют использовать дизельное топливо, бензин и другие виды топлива, воспламенение рабочей смеси происходит так же, как и в дизелях, — от сильно нагретого воздуха вследствие высокой степени его сжатия.
Основными частями двигателя являются кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы, а также система питания, смазочная система и системы охлаждения и зажигания.
Кривошатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из цилиндра; головки цилиндров, являющейся крышкой, закрывающей цилиндр сверху; поршня с кольцами и пальцем, который соединяет поршень с верхней головкой шатуна. Нижняя головка шатуна соединена с коленчатым валом, на заднем конце которого установлен маховик. Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках, расположенных в картере двигателя, который снизу закрыт поддоном, используемым в качестве резервуара для масла.
Газораспределительный механизм обеспечивает своевременный впуск горючей смеси в цилиндр и удаление из него продуктов сгорания. Этот механизм приводится в действие от коленчатого вала через зубчатые колеса. При этом распределительный вал, воздействуя на толкатели, штанги и коромысла, открывает впускной или выпускной клапан, закрытие которых происходит под действием клапанных пружин.
Система питания предназначена для приготовления и подачи горючей смеси в цилиндр, а также для отвода продуктов сгорания из цилиндра. При помощи насоса топливо из топливного бака подается в карбюратор, где оно в необходимом соотношении смешивается с воздухом, образуя горючую смесь, которая затем по впускному газопроводу поступает в цилиндр двигателя. В систему питания также входят фильтры для очистки воздуха и топлива, выпускной газопровод с глушителем шума выпуска.
Смазочная система обеспечивает подачу масла к взаимодействующим деталям. Она состоит из насоса, масло подводящих каналов, фильтров для очистки масла и радиатора для его охлаждения.
Система охлаждения поддерживает нормальный температурный режим работы двигателя, обеспечивая отвод теплоты от сильно нагревающихся при сгорании рабочей смеси деталей цилиндропоршневой группы и клапанного механизма. Система охлаждения бывает жидкостной или воздушной. Жидкостная система охлаждения состоит из рубашки (полости), внутри которой циркулирует охлаждающая жидкость, жидкостного насоса, термостата, вентилятора и радиатора.
При воздушной системе охлаждения заданный температурный режим достигается удалением теплоты от наружных ребер, имеющихся на цилиндре и его головке, которые при движении автомобиля обдуваются встречным потоком воздуха.
Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя. Она включает в себя источники электрической энергии (аккумуляторную батарею, генератор); приборы, преобразующие ток низкого напряжения в ток высокого напряжения; провода, подводящие ток высокого напряжения к свече зажигания, электрическая искра от которой воспламеняет рабочую смесь.
Основными конструктивными параметрами двигателя являются диаметр цилиндра, ход поршня и число цилиндров, которые обусловливают его габаритные размеры.
Пространство над днищем поршня при нахождении его в ВМТ называется камерой сгорания. Пространство цилиндра между верхней и нижней мертвыми точками называется его рабочим объемом. Сумма объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра составляет полный объем цилиндра.
Сумма всех рабочих объемов цилиндров многоцилиндрового двигателя называется рабочим объемом двигателя (литражем).
Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатии.
Степень сжатия — безразмерная величина. Она показывает, во сколько раз уменьшается объем рабочей смеси или воздуха, находящихся в цилиндре, при перемещении поршня от НМТ к ВМТ. Чем выше степень сжатия, тем больше температура и давление рабочей смеси при подходе поршня к ВМТ.
Различные виды жидких и газообразных топлив имеют разные температуры самовоспламенения, поэтому вид топлива, на котором работает двигатель, определяет пределы его степени сжатия. У автомобильных двигателей, работающих на бензине (карбюраторных двигателей), Ксж = 6. 10; у двигателей, работающих на газе, Ксж = 7. 9,5; у дизелей Ксж = 14. 21. Верхний предел степени сжатия (Ксж = 18. 21) для дизелей в основном обусловлен максимальными нагрузками от давления газов на детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.
3.2. Многоцилиндровые двигатели
Многоцилиндровые двигатели состоят из нескольких одноцилиндровых двигателей, конструктивно объединенных в единое целое и имеющих один общий коленчатый вал. В таком двигателе за два оборота коленчатого вала рабочих ходов будет совершено столько, сколько у него цилиндров, а так как два оборота коленчатого вала соответствуют 720°, то такты рабочего хода буду чередоваться через равные угловые интервалы в зависимости от числа цилиндров.
Например, в четырех-, шести- и восьмицилиндровых двигателях рабочие ходы совершаются при повороте коленчатого вала соответственно на 180, 120 и 90°. В каждом цилиндре указанных двигателей происходит один и тот же рабочий процесс, но одноименные такты совершаются в разные моменты времени; при этом чередование тактов в цилиндрах двигателей выбирают так, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки на подшипники коленчатого вала и плавную работу двигателя. Последовательность чередования одноименных тактов в цилиндрах двигателя в течение рабочего цикла называется порядком работы двигателя. Принято указывать порядок работы двигателя по чередованию тактов рабочего хода, начиная с первого цилиндра.
В шестицилиндровом рядном двигателе шатунные шейки коленчатого вала расположены попарно в трех плоскостях. Такты во всех цилиндрах двигателя в соответствии с расположением кривошипов начинаются и заканчиваются не одновременно как в четырехцилиндровом двигателе, а смещаются в одной паре цилиндров относительно другой на угол 120°, и, следовательно, рабочие ходы перекрываются на 1/3 хода поршня, обеспечивая тем самым более равномерное вращение коленчатого вала. Наиболее распространенным порядком работы карбюраторного шестицилиндрового рядного двигателя является 1-5-3-6-2-4.
Для шестицилиндровых дизелей наиболее совершенным является У-образный вариант двигателя с развалом цилиндров под углом 90° и порядком работы 1-4-2-5-3-6 (дизель ЯМЗ-236М2). Широкое распространение дизелей и карбюраторных двигателей с У-образным расположением цилиндров является следствием преимуществ компоновочных схем этого типа по сравнению с компоновочными схемами рядных двигателей. К преимуществам таких двигателей относятся меньшая высота и габаритная длина, что дает возможность улучшить компоновку автомобиля в целом. Недостатками У-образных двигателей являются более сложная отливка блока и увеличение габаритной ширины по сравнению с рядным двигателем.
На грузовых автомобилях ЗИЛ-43 1410, ГАЗ-3307, КамАЗ-5320 и других установлены восьмицилиндровые У-образные двигатели, цилиндры которых расположены в два ряда по ходу автомобиля. Угол развала между рядами цилиндров составляет 90°. Один ряд цилиндров несколько смещен относительно другого ряда, что обусловлено установкой двух шатунов на каждую шейку коленчатого вала. На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено по два шатуна, которые связаны с поршнями правого и левого рядов цилиндров.
Важным показателем, оценивающим совершенство двигателя по эффективности использования его рабочего объема, является так называемая литровая мощность N л, т. е. максимальная мощность двигателя приходящаяся на 1 л его рабочего объема. Чем она выше тем лучше технико-экономические показатели двигателя.
Литровую мощность увеличивают обычно путем повышения степени сжатия двигателя, частоты вращения коленчатого вала, коэффициента наполнения и массы свежей горючей смеси, поступающей в цилиндры двигателя. Однако при увеличении литровой мощности возрастают нагрузки на детали кривошипно-шатунного механизма.
Для карбюраторных двигателей N л = 18. 40 кВт/л (меньше значение для грузовых автомобилей), а для высокооборотных дизелей N л = 15…25кВт/л.