Авторский текст это что такое
Пишем хороший текст. Что такое авторский профессионализм и как его достичь
«Продаваться надо легко и дорого – чем честнее твое перо, тем дороже оно обходится власть имущим…»
Братья Стругацкие, «Хромая судьба»
Хомо Пишущий – рисковый игрок в социально-экономической «Матрице». Профессия «писать тексты» ненадежна, плоды ее горьки, а статус пишущего профессионала размыт. Все, кто сносно лепил сочинения в школе, считают, что они и сами без двух минут профи.
Некоторые из этих людей становятся собственниками бизнеса и топ-менеджерами, которые нанимают пишущих для решения своих проблем. Они бы и сами все написали «не хуже», но им «некогда». Авторов за редким исключением не уважают, в них роются, как в сору. А деньги на бочку за тексты выкладывают такие, что краснеет даже бочка.
При этом интеллектуальное меньшинство из числа пресловутых лиц, принимающих решения, знает: в современном инфомире все есть текст. Даже говорящим головам в YouTube требуется писать примерный сценарий, эффектные реплики и шутки. Иначе видеопродукт, который они представят, окажется беспомощным и пресным.
Поэтому умные ЭлПэЭры постоянно ищут контентщиков-профи и рвут их друг у друга из рук, ибо таковых во все времена бытует на планете немного. А бизнеса во все времена хватает с избытком.
Стать пишущим профессионалом – это долго, сложно и муторно. А после достижения статуса профи каждый упорный пишущий вовсе не оказывается в безопасности. Часть читателей и заказчиков всегда будет осмеивать его работу и подвергать сомнению сам его профессионализм. Потому что статус «профессионала» – это оценочная штука из области относительного знания.
Абсолютное знание – это вот что: скорость света в вакууме составляет 299 792 458 метров в секунду. Константа, которую не оспоришь. А вот то, что некий условный Василий Марктвенович Воннегут является профессиональным журналистом (публицистом, писателем), может оспорить любая микрозвезда из Instagram. Потому что знание это относительно.
Лишь сами профи из круга авторов, редакторов (как правило, тоже пишущих), переводчиков, лингвистов могут сформировать более-менее устойчивое и непротиворечивое мнение о степени профессионализма того или иного Хомо Пишущего. И то оно будет существовать временно и станет отталкиваться от умозрительной точки отсчета. Например, от уровня качества 98 % текстов в Рунете (подробнее о критериях оценки мы говорили в первой части нашей серии «Пишем хороший текст»).
Сколько авторов – столько и таких кодексов. Однако у всех них есть общие черты. Давайте попробуем разобраться, каковы они. Что делает профессионалов профессионалами в их шатком и тревожным мире, где тексты превращаются в средство к существованию?
Никакого вдохновения: создание текстов – это производство
Легендарный шеф-редактор «Коммерсанта» Андрей Васильев однажды рассказывал об одном виде мотивации, который применялся в редакции издательского дома. Он представлял собой довольно простой девиз: «Бумага уже заправлена в газетные машины – им нужно что-то скормить». Сегодня его можно перефразировать так: «Редакторы уже зашли в админки CMS – им нужно что-то публиковать».
Рунету ежедневно требуется выпускать тексты. Они приносят деньги. Либо в контентных проектах (СМИ и блогах) – при помощи рекламной модели, модели платной подписки или через пожертвования. Либо в бизнес-блогах и на страницах компаний в соцсетях – при помощи контент-маркетинга.
В связи с этим контентщик-профессионал, уяснивший для себя упомянутые модели, подходит к созданию текстов как к производству. Такой автор трудится в отсутствие вдохновения, в плохом настроении, имея легкое недомогание или недосып. Умение обыденно садиться за комп и быстро накидывать абзац – вступительный или из середины будущей статьи – вырабатывается годами практики. Для входа в работу обычно требуется небольшое усилие, вслед за которым, как правило, приходит аппетит к делу. Тот самый, который «во время еды».
Опробовал и с удивлением убедился – это работает. Профи делают такой подход привычкой. И нередко удивляют окружающих тем, что пишут, находясь в шумной редакции, где громко отмечают чей-то день рождения; пишут в выходные, когда их зверски отвлекают дети; пишут после 300 граммов коньяку; пишут даже в общественном транспорте.
(Забавно, но автор этих строк прямо сейчас выстраивает статью, имея перелом лодыжки в трех местах, полученный три недели назад и очень назойливо мешающий жить и работать.)
То, что создание хороших текстов требует особого настроя, – миф. Все работает наоборот: вы начинаете делать текст, затем появляется настрой, потом текст становится хорошим.
Профи опирается на фактуру и источники
Даже беллетристы шерстят энциклопедии, прежде чем дать своему герою в руки «Кольт». Потому что не может, скажем, русский дворянин в 1820 году броситься на защиту своей возлюбленной от грабителей с этим револьвером. Ибо первый «Кольт Патерсон» был произведен только в 1836-м.
Безразлично, на контентный проект работает автор или на блог, который статьями привлекает клиентов. С читателем нужно говорить сразу на двух языках: на логическом, рациональном – с опорой на факты и заслуживающие доверия источники – и на иррациональном, интуитивном – с опорой на стиль и эмоции.
На втором языке предпочитают писать блогеры-любители (или бойцы желтой прессы, о чем поговорим ниже), напрочь игнорируя первый. Для профи иррациональный язык – либо приправа к основном блюду, либо инструмент легкой рекламной манипуляции. (Подробнее об этих двух языках стоит почитать у семиотика и лингвиста Вадима Руднева в статье «Метафизика рекламы».)
Делая любые утверждения в своих текстах, профессионал играет сам с собой в игру «разбей в хлам сказанное». Допустим автор пишет: «У верблюда два горба». На первый взгляд здесь все верно, но требуется усилием воли представить себя въедливым читателем и усомниться. Тут же окажется, что на свете есть одногорбые верблюды. Не принимать этот факт во внимание – грубая ошибка.
В каком бы жанре ни работал автор, он всегда приходит к читателю с посланием «я говорю правду» или хотя бы «я говорю то, что с высокой степенью вероятности является правдой».
Поэтому контентщиков-профи объединяет следующие два принципа:
Профессионал при помощи всех этих буковок зарабатывает на жизнь. Какая бы модель монетизации текстов ни использовалась в проекте, где занят автор, деньги привлекаются в основном от предпринимателей (рекламодателей или клиентов компании, получающей их посредством контент-маркетинга). Предприниматели отличаются тем, что умеют сдерживать свои иррациональные порывы и большое внимание уделяют рациональным соображениям.
Автор-профи, само собой, хочет, чтобы бизнес заплатил с чувством удовлетворения от правильно сделанного выбора. Поэтому тщательно отделяет зерна от плевел, факты от якобы фактов, источники с хорошей репутацией от источников сомнительных.
Профессионал как бы думает за читателя-предпринимателя, глядя на свой текст: «А не фуфло ли мне подсовывают?». И стремится не предлагать пустышки. Потому что отвечает за репутацию издания и годами строит собственную авторскую репутацию.
Необходимое пояснение: сегодня существует сектор контентного блогерского бизнеса, построенного на иррациональном, интуитивное языке. Ярким примером здесь могут служить сотни успешных каналов в Яндекс.Дзен, занятых транслированием абсолютно безответственных заявлений типа «гоните мужчину с доходом меньше 70 тысяч, он выпьет вашу кровь».
По сути этот любительский (со временем делающийся все менее любительским) бизнес копирует таблоидную модель желтой прессы. Последняя существует давно и прочно занимает свою грязноватую нишу.
Каждый автор имеет полное право в ней работать. Но стоит знать: первое – там за тексты платят меньше. Второе – работать в желтой прессе или оголтелом блогинге под собственным именем вредно для авторской репутации.
Со временем люди профессионально вырастают, им приходится заново изобретать себя и искать новое место на свободном рынке. Это бывает трудно, потому что если вы 10 лет отдали описанию встреч Пугачевой с инопланетянами, в деловой прессе или тех же отраслевых блогах на вас станут смотреть с опаской.
Стабильная планка качества. Всегда. Или не стоит и начинать
Профи любят прогнозируемый доход. А он возможен лишь в том случае, когда они стабильно поставляют заказчику тексты не только в нужном количестве, но и в нужном качестве.
Бывает, что профессиональный автор встал с той ноги, с прекрасным самочувствием и имея оригинальную идею по поводу нового текста. Тогда у него больше шансов создать яркую работу. Но это скорее исключение из правил.
Обычно автор просыпается в средненьком настроении, тут же вспоминает о семейных заботах, о повседневных мини-неприятностях и прочей житейской волынке. Особо крутых идей в голове, как правило, нет. Да и страдают профессионалы от одной особенности психики.
Он последовательно применяет те принципы, о которых говорилось выше. И, даже занимаясь стилистическим расцвечиванием своей статьи, действует будто опытный повар. Условный рецепт хорошего текста более-менее известен (хоть это и относительное знание), у каждого он отличается лишь в деталях. «Повар» привычно смешивает ингредиенты и основные действия совершает автоматически.
Работа над языком статьи ведется с использованием определенных технических приемов. Они тоже не магия, а навык. В общем, никакой романтики.
Завершая и отделывая текст, профессионал, как правило, несколько раз читает его с точки зрения гипотетического недоверчивого и агрессивного читателя, ставя себя на его место. Таким образом обнаруживаются и исправляются слабые места. Для этого тоже нужна усидчивость и немаленькие затраты времени.
Профи, у которого за плечами сотни дурных текстов, что были написаны в начале карьеры, а то и суды по поводу «клеветы» или «защиты чести, достоинства и деловой репутации», знает: шапкозакидательство не прокатывает.
Такой автор привычно делает много нудной работы: проверяет факты, заботится об авторитетности источников, на которые ссылается, процеживает речь эксперта, если он привлекался – потому что она на три четверти может состоять из междометий и саморекламы.
Завершив работу над текстом, профессионал обычно не испытывает никаких восторгов. Потому что потроха продукта, все нитки, которыми он сшит, ему слишком хорошо видны. Автор, как правило, может гарантировать себе лишь то, что не допустил халтуры – в подборе фактуры и источников, в стилистическом исполнении.
Маленькая хитрость у многих профи заключается в одной традиции – после завершении текста не следует сдавать его сразу, а оставить для финального прочтения на утро. Чтобы обеспечить себе свежий взгляд на свой продукт, требуется нормально поспать ночью.
Как правило, утром отдохнувшему мозгу видны мелкие косячки, которые легко устраняются. Естественно, подписываясь на жесткие дедлайны, стоит предусмотреть временной люфт для последней полировки.
К сожалению, журналисты, работающие «в поле», на новостях и репортажах, такой роскоши лишены. Но в других жанрах она доступна каждому.
Большинство удовольствий от работы придет после публикации. Но ненадолго
Если сошлись два условия, – текст действительно хороший, а тема цепляет значительное число читателей, – после публикации автор начинает получать обратную связь. Она выражается в гонораре, в хорошем трафике и премии за него, в комментариях к статье (включая ругательные), в расшариваниях текста, в письмах в соцсетевой личке от незнакомых людей, в увеличении числа подписчиков в авторском сообществе (если оно есть), в том, что к вам добавляются в друзья коллеги и ЭлПэЭры. Со временем последние начинают зондировать почву на предмет того, как бы им с вами поработать.
Если ваш текст зашел, вы это заметите. И сможете денек ощущать глубокое удовлетворение от хорошо исполненного профессионального трюка. И даже пару раз сообщить себе под нос: «Ай да Воннегут, ай да сукин сын!»
Это бесконечный цикл. Который постоянно возвращает автора к началу производственной цепочки. Редакторы снова и снова входят в админки, и админкам нужно что-то скармливать. Профессионала это не слишком беспокоит: он уже давно бегает по известному кругу, вертя контентную мельницу.
Постоянная учеба и стилистические мучения
Однако профи понимают, что они не молодеют, что в пятки им постоянно вцепляется свора юных, злых и голодных конкурентов. С одной стороны, она всегда небольшая – эта банда молодых. Хорошо писать трудно, большинство бросает учиться, а без этого рост и серьезная конкуренция с условными старичками невозможны. С другой стороны, в каждом поколении находятся цепкие, упорные, талантливые. И с этими нужно держать ухо востро.
Как профессионалы противостоят более молодым конкурентам? Для этого есть три тактики:
Последний упомянутый способ сохранить себя на рынке для возрастного профи смыкается с еще одним мотивом к жанровому дрейфу…
Печальный звук колокола, различаемый за свистом ветра
Некоторые смиряются с положением вещей. Но те, кто не переставал учиться, те, чьи задницы из стальных сделались алмазными, начинают испытывать потребность в том, чтобы их тексты стали самоценными, а не только красиво выполняли служебные функции.
Лучшие из лучших выходят на такой уровень, когда все равно, на какой площадке ты публикуешься, – читатель идет на имя. Профессионалы этого класса имеют привилегию в виде гонораров, позволяющих работать неспешно, глубоко и мощно.
Это вершина Фудзи. Туда доползают очень немногие. Всем нам – улиткам, несущим на себе домики из собственных текстов – невредно туда стремиться. Но говорят, там, на высоте, слишком долго не живут. На вершине Фудзи примостилось тихое и живописное кладбище. Над ним завывает морозный ветер, и раз в сутки тоскливо бьет колокол, отмечая наступившую полночь.
Рассказывают, что профессионалы, прошедшие через признание, вкусившие влияние на массы, а затем утратившие любовь публики из-за того, что сознательно перестали ее развлекать, постигают радость молчания.
Но об этом автор серии «Пишем хороший текст» ничего не знает. Он еще в пути, колокола пока не слышно. И поэтому серию статей приходится прервать. Чтобы написать продолжение, потребуется еще лет пятнадцать…
Вы прочитали 4 часть серии статей «Пишем хороший текст».
Для перехода на предыдущие – жмите на кнопки внизу.
Права авторов
В первой половине 2020 года в России за нарушение авторских прав осудили 76 человек. Но права автора можно защитить и без уголовных разбирательств.
Автор — это любой человек, который что-то создал. Например, написал книгу, мелодию, программу, картину, снял фильм, сделал фотографию. Закон защищает права на любые произведения науки, литературы и искусства. Главное, чтобы они были созданы творческим трудом.
У каждого автора есть права — личные и имущественные. Если человек создал произведение, он может требовать, чтобы автором считали именно его, а за использование произведения платили деньги. Исключительное право разрешает автору использовать произведение в своих целях, в том числе коммерческих, но запрещает это остальным людям. Исключительное право можно купить по договору или унаследовать.
Все это в целом — авторские права. Чтобы их защитить, нужно знать, какие права есть у авторов и что можно потребовать, если эти права нарушены.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Чтобы всем, кто занимается творческим трудом, было проще разобраться, собрали права авторов в таблицу со ссылками на законы. Добавляйте в закладки, чтобы защищать свои произведения и не нарушать чужие права.
Считаться автором произведения, которое создал сам
Как это работает. Права автора возникают в тот момент, когда человек что-то создал: написал песню, рассказ, стихотворение, программный код, нарисовал картину, сделал фотографию, спроектировал здание. Этого достаточно, чтобы быть автором. Специально регистрировать где-то авторство не нужно. Достаточно просто что-то создать своим творческим трудом.
Автор может требовать, чтобы его указывали в произведении как автора. Нельзя взять чужой контент и опубликовать под своим именем. Публикация без имени, когда автор известен или его можно установить, тоже под запретом. Если автор это обнаружит, он может обратиться в суд и потребовать компенсацию. Даже если не получил никаких убытков.
Право автора быть автором неотчуждаемо: его нельзя продать, подарить или передать по наследству. Оно охраняется и после смерти автора — нельзя издать стихотворение А. С. Пушкина под своим именем, хоть он и умер давным-давно. И подписывать чужие иллюстрации своим псевдонимом тоже нельзя.
Регистрировать авторство не нужно, но его можно зафиксировать. Это поможет доказать, кто действительно создал произведение. Если оно опубликовано, проблем быть не должно: имя автора и дата публикации подтверждают приоритет автора.
Есть и другие варианты фиксации:
Как победить выгорание
Считаться автором произведения, которое создал на работе
Как это работает. Иногда люди создают произведения, потому что это их работа. Например, журналисты пишут статьи, программисты — код, архитекторы разрабатывают проекты зданий. Они делают это в рамках своего трудового договора. Такие произведения называют служебными. Право признаваться автором служебного произведения принадлежит тому, кто его создал, а не компании, в которой этот человек работает.
Компании обычно принадлежат имущественные права на это произведение. То есть она может его использовать и получать прибыль, продавать, разрешать использовать другим. В договоре может быть написано, что эти права тоже принадлежат автору — полностью или частично. А еще в договоре прописывают, какое вознаграждение получит автор за то, что его произведение используют.
Есть интересное правило, о котором не все знают: имущественные права на служебное произведение могут вернуться к автору. Это происходит через три года после передачи произведения работодателю, если тот:
Если создаете служебные произведения по работе, внимательно читайте договор. И помните, что право авторства компания забрать себе не может. Ей переходит только право использовать произведение. А автором компания быть не может, это всегда человек.
Работодатель и автор могут договориться, как будет реализовано право авторства при использовании служебных произведений. Например, автора могут внести в список разработчиков приложения или игры, указать на сайте в качестве автора статей. Есть и другой вариант — когда имя автора не будет указано. Так можно, если это устраивает и работодателя, и работника. Но автор все равно останется автором, и работодатель не сможет подписать его произведения какой-то другой фамилией по своему выбору.
Публиковать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно
Как это работает. Автор имеет право выбрать, как указывать свое имя в произведении. Он может указать свое настоящее имя, выбрать псевдоним или остаться анонимом.
Если автор выбирает псевдоним или публикует произведение анонимно, его интересы обычно представляет издатель. Даже в этом случае права у автора все равно есть. Нельзя брать текст, иллюстрации, музыку и свободно использовать, если автор отказался указывать настоящее имя. У любого текста есть автор или правообладатель, даже если что-то опубликовано анонимно.
При выборе псевдонима не стоит указывать имя, которое уже использует какой-то другой человек в этой же сфере деятельности. Это нарушит его право авторства. Люди могут вас перепутать.
Например, один писатель обнаружил, что кто-то публикует книги под его именем. И это портит его репутацию. Через суд он смог заставить второго автора выбрать другой псевдоним, а все, что было опубликовано раньше, убрать из магазинов.
Обнародовать произведение
Как это работает. Публиковать или не публиковать произведение — решает автор. Это его право на обнародование произведения. Нельзя опубликовать или выставить чье-то произведение без согласия автора, даже если это что-то гениальное.
Если автор уже умер, обнародовать его произведение могут наследники или другие лица, которым перешли имущественные права. Но они должны учитывать волю автора. Если автор посчитал, что книга не удалась, после смерти без разрешения обнародовать ее никто не вправе. Даже если поклонники ждут десятый том популярной серии, а издательство обещает за него баснословные гонорары. Запрет может быть выражен в завещании, дневнике, письмах или как-то иначе, но обязательно в письменной форме. Если явного запрета нет, публиковать можно. Например, если автор умер внезапно и не оставил никаких распоряжений.
Когда автор передает право на использование произведения другому лицу, считается, что он согласен его обнародовать. Но он может передумать и отказаться — тогда произведение не обнародуют. Правда, автору придется компенсировать убытки человеку или организации, с которыми он заключил договор.
Запрещать вносить изменения в произведение
Как это работает. Одно из личных прав автора на произведение — право на его неприкосновенность. Произведение должно публиковаться таким, как его задумал автор. Нельзя издать книгу, удалив из нее часть глав. Или взять стихотворение в сборник и поменять там слова для благозвучности. Автор может запретить изменять свое произведение, это его право.
Вносить изменения в произведение можно лишь тогда, когда автор дал на это свое согласие. Например, это может быть условием договора. Допустим, автор пишет статьи для новостного портала. Со статьей работает редактор, фактчекер, корректор. В результате текст изменяется, но автор не возражает: он знает, что это хорошо для читателей. Если автор с чем-то принципиально не согласен, он может отозвать текст. Денег он не получит, но защитит свое право обнародовать произведение и сохранять его неизменным. Ключевой принцип здесь — согласие между автором и порталом. Автор дает его, когда подписывает договор.
Рерайт текста или перерисовку картин нельзя считать внесением изменений в произведение, если их потом публикуют под другим именем. Но это вариант использования оригинального произведения, поэтому нужно получать согласие автора и указывать его имя как автора оригинала.
Если кто-то использует произведение и вносит в него изменения без спроса, автор может потребовать возместить ему ущерб или выплатить компенсацию. Например, если с фотографии удаляют водяные знаки и имя автора. Так делать нельзя.
Вообще-то блогер просил миллион за все, но фотографии использовались для новостных целей, а это подходит под правила о свободном цитировании. Но изменять фотографии без разрешения и удалять с них водяные знаки все равно нельзя. Даже ради общего блага.
Соглашаться на перевод или размещение в сборнике
Как это работает. Перевод оригинального произведения — это самостоятельное, новое произведение. У переводчика возникают на него собственные авторские права. Но нельзя просто так перевести чей-то текст или песню и начать на этом зарабатывать. Это нарушит права автора оригинального произведения. Тем более нельзя публиковать перевод, не указывая автора оригинала.
Перевод — это вариант использования произведения, поэтому автор должен давать на него согласие. Если автор передал права на произведение другому лицу, например работодателю или издателю, согласие будет давать правообладатель. Такие же правила действуют для любой другой обработки и переработки оригинального произведения: его экранизации, аранжировки, инсценировки. На все нужно получать согласие автора или правообладателя.
Автор может разрешить включить его произведение в сборник — или не разрешать. Это касается, например, иллюстраций, текстов книг, стихотворений, песен. С одной стороны, сборник — это самостоятельное произведение. С другой — все, что входит в сборник, продолжает охраняться авторским правом. У авторов произведений, включенных в сборник, остается право использовать их и дальше, независимо от сборника. Но это может быть изменено условиями договора — читайте внимательно.
У составителя появляется право на новый объект авторских прав — сборник произведений. Его авторский труд — это подбор и систематизация материалов. Аналогичные правила применяются к интернет-сайтам, антологиям, энциклопедиям, атласам и базам данных. Закон охраняет и иллюстрации, и тексты на сайте, и сам сайт целиком.
Передавать права на использование
Как это работает. Автор может использовать свое произведение любым способом, а также разрешать или запрещать другим людям его использовать. В законе это называется исключительным правом на произведение. Исключительное право означает, что использовать произведение может только тот субъект, которому это право принадлежит. Это сам автор или тот, кому он такое право передал. Исключительное право на произведение — имущественное. Оно передается по договору и наследуется.
Автор может передать исключительное право кому-то целиком, например издателю при публикации книги. Но есть и другие варианты: разрешать использование произведения по лицензии с учетом ограничений. Например, автор книги может разрешить только изготовление и продажу печатных экземпляров с его произведением, а права на распространение текста в электронном виде оставить себе.
На практике есть три вида лицензий:
Авторы музыкального контента могут заключать договоры об использовании их произведений не напрямую с каждым пользователем, а с обществами по коллективному управлению правами. А дальше пользователи заключают договоры с этими организациями. В России действуют три организации:
Если в баре играет музыка или в городе проходит концерт, владелец бара и организатор концерта должны заключить договоры с ВОИС и РАО. Эти организации потом рассчитаются с авторами, которые передали им свои права. Авторам достаточно заключить всего один договор.
У РСП другая специфика: он собирает деньги за все технические средства, которые можно использовать для копирования и воспроизведения музыки и кино. Это диски, флешки, смартфоны, ноутбуки, телевизоры. Авторы, заключившие договор с РСП, получат свою долю от этих сборов.
Авторы могут отказаться от передачи своих прав организациям по управлению коллективными правами. Тогда пользователям нужно будет договариваться с ними лично, чтобы включить в баре музыку или организовать концерт. А авторам нужно будет самим следить, как соблюдаются их права. Авторы сами выбирают, какая схема для них удобнее.
Есть исключения, когда использовать произведение можно без согласия автора или правообладателя. Например, разрешено цитировать в небольшом объеме или использовать в просветительских целях. Когда на уроках показывают картины известных художников, это не нарушает ничьих прав. При публикации обзорной статьи о видах архитектурных стилей с фотографиями — тоже.
При свободном использовании обязательно должно упоминаться имя автора, а в произведении не должно быть никаких искажений. В спорных случаях лучше консультироваться с юристами, потому что грань между правомерным цитированием и незаконным использованием довольно тонкая.
Использовать знак охраны авторского права
Как это работает. Чтобы подтвердить свое право на произведение, автор может поставить знак охраны авторского права — копирайт. Он выглядит вот так: ©.
Такой знак можно найти в выходных данных книги или в нижней части сайта. Обычно копирайт ставят рядом с годом публикации и именем автора или правообладателя. Вариант копирайта: © Богатырева Н. В., 2021. Если права принадлежат компании, вместо имени автора будет указано название организации.
Копирайт ставить необязательно, это дополнительное право автора, которое поможет ему сообщить о своих правах на текст, сайт, изображение или какой-то другой материал. Если возникнут споры об авторстве, знак охраны авторского права поможет защитить свое право.
Рядом с копирайтом можно указать правила использования произведения — дать ссылку на условия лицензии. Можно воспользоваться типовой формой Creative Commons, CC. Она предлагает разные варианты использования, которые обозначаются латинскими буквами. Например, лицензия СС BY-NC разрешает копирование и распространение с упоминанием автора и только в некоммерческих целях.
Работать по договору авторского заказа
Как это работает. Автор может создать произведение, а потом искать способы, как на этом заработать. Но есть и другой вариант: сначала найти того, кому произведение интересно, договориться об оплате, а потом уже писать текст, музыку, рисовать иллюстрации и создавать любые другие произведения. Если автор делает это не по месту основной работы на постоянной основе, такие отношения оформляются договором авторского заказа.
Это гражданско-правовой договор, по которому автор обязуется создать произведение, а заказчик — оплатить его работу. В договоре прописывается, в каком объеме передаются права на произведение. Можно передать исключительное право на произведение или право использовать его в определенных целях и пределах. Здесь все зависит от того, как договорятся заказчик и исполнитель. Как и в случае со служебным произведением, право авторства передать нельзя. Автором произведения будет считаться тот, кто его создал, даже если он работал по договору заказа.
Продлить срок сдачи произведения по уважительным причинам
Как это работает. В договоре заказа обязательно указывают его срок. Если срок не указан и непонятно, как его определять, считается, что договор не заключили. Автор вправе ничего по такому договору не сдавать.
Автор может продлить срок для подготовки произведения, если не укладывается в него по уважительным причинам. Дополнительный льготный срок — это одна четверть от основного. То есть если статью нужно было написать за 40 дней, но у автора заболел ребенок, то срок сдачи должны продлить еще на 10 дней.
По общему правилу заказчик не может отказать автору в таком продлении. Право на льготный дополнительный срок даже не нужно прописывать в договоре. Но там можно указать, что именно стороны считают уважительной причиной и как ее подтверждать.
Закон предусмотрел два исключения, когда льготный срок не применяется. В этих случаях заказчик может отказаться от произведения и не платить автору, если тот не сдал работу вовремя. Вот эти исключения:
Возмещать заказчику только реальный ущерб
Как это работает. Автор должен возместить ущерб, если пообещает передать права на произведение, но не передаст. Или если согласится создать произведение по договору, но не сдаст его вовремя. Закон защищает автора от чрезмерно высоких требований — его ответственность ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне. То есть с автора можно взыскать убытки, которые второй стороне договора пришлось понести из-за нарушения условий договора. Например, заказчик потратил деньги на рекламу или заключил договор с другим автором по невыгодной для себя ставке из-за высокой срочности задачи.
По договору авторского заказа придется еще вернуть выплаченный аванс и заплатить неустойку, если она прописана в договоре. Но все это в целом ограничивается суммой реального ущерба.
На практике заказчики по договору авторского заказа зачастую удовлетворяются возвратом аванса, так как считать и доказывать реальный ущерб может быть затруднительно, а выплату аванса легко подтвердить.
Нельзя взыскать с автора упущенную выгоду, то есть те доходы, что могли быть получены при своевременной передаче прав на произведение. Заказчик по договору авторского заказа или правоприобретатель по лицензионному договору мог на них рассчитывать и даже заложить в свой бюджет, но получить их с автора невозможно.
Добиваться выплаты гонорара через суд
Как это работает. Если автор вовремя передал права на произведение, но не получил обещанных денег, он вправе требовать их у заказчика или лицензиата. Такие ситуации нередко возникают при работе по договору авторского заказа. Автор сдает работу, а заказчик отказывается ее принимать — или принимает, но не оплачивает. В этом случае получить деньги поможет суд. Взыскать можно не только долг, но и неустойку, если она предусмотрена в договоре.
Автором чего бы то ни было в России может быть только человек. Поэтому обращаться нужно в районный суд — с требованием взыскать задолженность по договору авторского заказа. Внимательно прочитайте договор: в нем может быть указано, что обязателен досудебный претензионный порядок. Тогда сначала нужно будет составить письменную претензию, вручить ее заказчику лично или отправить заказным письмом. В суд можно идти, если заказчик не ответит на претензию или пришлет отказ.
Чтобы не доводить до суда, постарайтесь как можно подробнее прописать важные для вас условия в договоре. И перечитайте его перед тем, как подписывать. Можно указать, когда произведение считается принятым, какой статус у переписки в «Телеграме», когда происходит оплата. Например, написать, что если заказчик ничего не отвечает в течение двух недель, то произведение считается принятым. Или указать, что отказ от произведения должен быть мотивированным и допускается при уникальности текста ниже 50%. Чем более прозрачными и понятными будут условия договора, тем проще будет защитить свои права.
Требовать возмещения ущерба, если внесены порочащие изменения
Например, нельзя при упоминании статьи искажать слова ее автора — будто бы он призывает к государственному перевороту, хотя он ничего подобного не делает. Или публиковать авторскую иллюстрацию, дорисовывая к ней неприличные изображения.
В этом случае автор может через суд потребовать:
Требовать возмещения убытков, если нарушены права на произведение
Как это работает. Если автор сохранил за собой исключительное право на произведение, он может защищать его через суд. Один из способов — потребовать от нарушителя возмещения убытков, которые автор понес из-за незаконного использования своего произведения.
Убытки — это вознаграждение, которое автор мог получить, но не получил из-за нарушения своих прав. Например, если его книгу, фильм, песню, программу или другое произведение продавали без разрешения и не платили вознаграждение.
При оценке убытков можно ориентироваться на цену одного экземпляра и количество контрафакта. Если сложно подсчитать убытки, обращаются к оценщикам. Точные расчеты — их задача. Затраты на оценку можно потом взыскать через суд.
Требовать компенсацию вместо возмещения убытков
Как это работает. Закон позволяет вместо убытков взыскивать компенсацию. В этом случае не нужно доказывать размер убытков. Какой способ защиты права выбрать, решает сам автор.
Компенсацию можно определять по-разному :
Вместе с компенсацией за нарушение исключительного права на произведение можно требовать возмещения морального вреда, если нарушаются личные права автора. Например, его имя не указано или кто-то присвоил авторство себе.
Запретить незаконное распространение произведения
Как это работает. Требование о возмещении убытков или выплате компенсации можно совместить с требованием запретить незаконное использование или распространение объекта авторских прав. Это обеспечит защиту права автора на будущее.
В исковом заявлении можно заявить требования:
Можно заявить эти требования в суде, а можно сначала попробовать договориться с нарушителем. Например, написать ему письмо с предложением убрать из продажи контрафактные товары или пиратский контент. Возможно, нарушитель действует не со зла, а по незнанию — предложите ему убрать ваш контент, выплатить компенсацию или просто указать вас как автора, если это подходит. Лучше отправить заказное письмо, а до этого зафиксировать факт нарушения — на видео или у нотариуса. Это будет страховкой на случай, если дело все-таки дойдет до суда.
Если контент, который нарушает ваши права, размещен на сайте, сайт можно заблокировать — если владелец не идет навстречу и не удаляет пиратский контент. Для этого нужно:
Роспотребнадзор уведомит провайдера о нарушении и обеспечит блокировку сайта, если материалы, которые нарушают авторские права, не будут удалены. Подробные разъяснения — на сайте Роспотребнадзора.
Выбрать владельца прав после смерти автора
Как это работает. Авторские права действуют и после смерти автора — в течение 70 лет. Автор может заранее выбрать, кому перейдут имущественные права после его смерти и кто будет защищать его неимущественные права на авторство и неприкосновенность произведения.
Имущественные права переходят по наследству. Автор может указать в завещании, кому достанутся права на созданные им произведения, когда он умрет. При условии, что он не передал эти права при жизни. Наследником можно выбрать любого человека, необязательно родственника.
После того как пройдет 70 лет со дня смерти автора, произведение станет общественным достоянием. Его можно будет использовать без чьего-либо разрешения, но с обязательным указанием авторства. Например, со дня смерти А. С. Пушкина прошло 70 лет, а со дня смерти К. И. Чуковского — еще нет. То есть, если хотите опубликовать на своем сайте «Айболита», нужно разрешение наследников Чуковского.
Требовать от заказчика уплаты НДФЛ и страховых взносов
Как это работает. Выплаты по договору авторского заказа облагаются НДФЛ, а заказчики платят за авторов страховые взносы. Все как с обычной зарплатой. Если заказчик отказывается платить, говоря, что это не трудовой договор, — он нарушает закон.
НДФЛ уменьшает гонорар на 13%. Его должен удержать и выплатить заказчик, если это ИП или организация. Но если заказчик — обычный гражданин, автор платит налог сам и подает декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом получения гонорара.
Страховые взносы в любом случае платит заказчик. По договору авторского заказа нужно заплатить за автора взносы:
Взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за авторов не платят. В этом отличие от работы по трудовому договору. Договор авторского заказа — гражданско-правовой, декретные и больничные авторам не платят. Поэтому и взносы тоже не предусмотрены.
Взносы на пенсионное страхование помогают набрать к пенсии необходимый страховой стаж и пенсионные баллы. Даже если сейчас вы на нее не рассчитываете, в будущем может пригодиться. Проверить, платит заказчик страховые взносы или нет, можно в ПФР. Выписку о состоянии индивидуального лицевого счета можно заказать на портале ПФР или на госуслугах.
Применять профессиональный вычет для уменьшения НДФЛ
Как это работает. Авторы могут уменьшить НДФЛ и тем самым повысить свой гонорар. Для этого достаточно подать заказчику заявление, что автор хочет применить профессиональный вычет. Вычет позволяет уменьшить сумму, которая облагается налогом. Заявить его вправе любой автор, но размер может быть разным.
Профессиональный вычет предоставляется всем авторам, которые получают вознаграждения:
Если посчитать реальные расходы сложно, можно заявить профессиональный вычет в процентах от суммы гонорара. В зависимости от вида произведения процент будет разным: от 20% при написании текста до 40% при создании скульптур и декораций.