Бегло прочитайте текст в котором пропущены некоторые фрагменты о чем он
Материал урока знакомит с историей возникновения письменности на Руси.
Из истории русской письменности
Из истории русской письменности
История развития письменности уходит в глубину веков.
Первоначально для того, чтобы передавать информацию на расстоянии и во времени, люди использовали более или менее сложные рисунки и даже серии рисунков — как бы рассказы в картинках.
Из истории русской письменности
Постепенно часто употребляющиеся изображения стали использовать для обозначения определённых слов
Только в конце 2-го тысячелетия до н. э. в Финиќи, располагавшейся на восточном побережье Средиземного моря, было изобретено буквенно-звуковое письмо, и звуки речи начали записывать с помощью букв. От финикийского письма, как полагают учёные, произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое легло в основу латиницы и кириллицы. Латинское письмо легло в основу английского, французского, немецкого, итальянского, чешского и др. А кириллическое письмо положило начало русской, болгарской, сербской и другим письменностям.
Бегло прочитайте текст, в котором пропущены некоторые фрагменты. О чём он? О какой старинной русской азбуке говорится в тексте?
«Аз» — название первой буквы А старинной русской азбуки. О человеке малознающем, несведущем в старину говорили: « Он аза в глаза не видел» или «Аза не знает», то есть не знает ничего. А вот о тех, кто хоть немного приобщён к знаниям, говорили полушутя-полусерьёзно: «Знает лишь аз да буки», то есть знает (…). Словом азы называли вообще буквы, грамоту. Писать азы в старину означало «писать буквы, учиться грамоте». Отсюда появилось переносное употребление слова азы.
Азы — это «основы, начала чего-либо». Сидеть на азах бук вально значило «учить буквы», а переносно — «начинать осваивать какую-нибудь науку или ремесло». Усвоить азы чего-нибудь — значит (…). Что касается выражения начать (или начинать) с азов, то оно значило (…). В таком обобщённом значении выражение начинать с азов употреблялось ещё в конце XIX века.
В современном русском языке выражение начинать с азов имеет несколько иное значение, с вязанное с первона чальным объёмом сведений в той или иной области знаний, с зачатками мастерства.
Материал для справок : получить первоначальные све дения о чём-нибудь; немного, чуть-чуть, буквально — лишь азбуку, начало чего-нибудь; начать с самого начала, с самых основ, закладывая фундамент на пустом, голом месте.
Рассмотрим три первые буквы азбуки:
Буки (Букы) – «буквы, письмена»
Веди (веде) – « познал (от ведать – знать).
Аз буки веди – я знаю буквы.
Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:
Добро – «достояние, нажитое богатство»
Есть (есте) – 3 л.ед.ч. от глагола «быть».
Глагол добро есте: слово – это достояние.
Вот перед вами азбучное послание, текст которого составлен из букв славянского алфавита. Название каждой буквы несёт определённый смысл:
Азъ буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и иже како люди мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъреть херъ. Цы, черве, шта ъра юсь яти!
Вот перед вами азбучное послание, текст которого составлен из букв славянского алфавита. Название каждой буквы несёт определённый смысл:
Азъ буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и иже како люди мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъреть херъ. Цы, черве, шта ъра юсь яти!
Современный перевод послания:
Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо – знание – дар Божий!. Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!
Презентация к уроку 2 по родному русскому языку в 5 классе
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Родной русский язык
Урок 2
Из истории русской письменности
Описание слайда:
История развития письменности уходит в глубину веков. Первоначально для того, чтобы передавать информацию на расстоянии и во времени, люди использовали более или менее сложные рисунки и даже серии рисунков — как бы рассказы в картинках.
Описание слайда:
Описание слайда:
Слово алфавит заимствовано из греческого языка: «альф́бэтос» — сложное слово, составленное из названий двух первых букв, альфа и бета (или вита, в более позднем, византийском произношении). Устаревшее ударение алф́вит точно соответствовало греческому произношению. А принятое в современном русском языке ударение на последнем слоге алфавuт появилось, вероятно, под влиянием французского произношения этого же слова, давно ставшего интернациональным, как многие греческие слова.
Слово азбука представляет собой буквальный перевод или слепок, точную копию греческого слова алфавит. Оно составлено
из названий двух первых букв славянского алфавита: аз и букы (позднее — буки). Старая форма этого слова — азбукы (азбуки).
Описание слайда:
10. 1) Прочитайте текст. Найдите фрагмент, содержащий информацию о том, как записывали свою речь славяне до второй половины
IX века.
В конце 862 года к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от Ростислава — князя Великой Моравии, государства западных славян. Первые миссионеры, проповедовавшие христианство в Моравии, распространяли это учение на латинском языке. Ростислав решил просить византийского императора прислать в Моравию проповедников,способных толковать Священное Писание на родном для мораван языке. С этой целью он и снарядил посольство в Константинополь. Император Михаил и патриарх Фотий направили в Моравию греков — учёного мужа Константина Философа (в монашестве принявшего имя Кирилл) и его старшего брата Мефодия. Родом они были из Солуни (по-гречески Солоники), где жило много славян.
Азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, тогда ещё не существовало. Но славяне, видимо, уже пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году.
В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов, выполненных Константином и Мефодием, а затем их учениками, теперь называют старославянским.
Этот язык, впервые донёсший до славян текст Священного Писания, на столетия стал языком славянской культуры. На Русь письменность пришла в X веке (после крещения Владимиром в 988 году), но первые дошедшие до наших дней рукописные книги относятся к XI веку.
Описание слайда:
Описание слайда:
Кирилл и Мефодий кано-
низированы (объявлены святыми) не только православной, но
и католической церковью. Память святых Кирилла и Ме-
фодия православная церковь отмечает 24 мая. В России и
Болгарии этот день стал праздником — Днём славянской
письменности и культуры.
Толковый словарь
П́мятник п́сьменности. Здесь:
произведение древней письменности.
Описание слайда:
Дошедшие до нашего времени памятники славянской письменности написаны двумя азбуками — кириллицей и глаголицей. По буквенному составу эти азбуки почти совпадают. Кириллица, по рукописям XI века, имела 43 буквы. Глаголица, согласно памятникам того же времени, — 40 букв. Однако остаётся неясным, какая алфавитная система послужила основанием для глаголицы, буквы которой отличаются довольно сложным начертанием. Что же касается кириллицы, то большинство её букв взято из греческого алфавита.
Мнения учёных о том, какая азбука древнее, расходятся. Основанием для этого является то, что ни в одном из памятников письменности не сказано, какую из двух азбук изобрели Кирилл и Мефодий — глаголицу или кириллицу. Но нигде и не сказано, что они создали две азбуки. Некоторые исследователи считают, что кириллица была изобретена раньше, чем глаголица. Однако большинство специалистов полагают, что первой славянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий, была всё же глаголица. Кириллица, по мнению этих учёных, вероятно, была составлена учениками и последователями солунских братьев и названа по имени первоучителя славян кириллицей.
11. 1) Прочитайте текст. Какую новую для себя информацию вы
узнали?
Описание слайда:
14. Попробуйте решить лингвистическую задачу, которая дана в энциклопедии для детей ≪Языкознание. Русский язык≫.
Перепишите поговорки из сборника XVII века, заменяя архаичные (устаревшие) написания современными.
1. Ощꙋпалъ Ѳролъ щукꙋ середъ Волги на днѣ.
2. Грѣлся Маѯимъ кругъ осинъ.
3. Ѯения ждетъ воскресенїѧ.
Описание слайда:
16. 1) Прочитайте фрагмент, извлечённый из текста предыдущего упражнения. Определите, какую часть этого текста он дополняет.
В самом языке оснований для разграничения букв-дублетов не было, нужно было просто запомнить, зазубрить, где какую букву писать, и это, конечно, усложняло усвоение грамоты. Например, буква ѣ писалась там, где теперь пишем е, но только в некоторых словах. Писали: дерево, деньги, десять, но дѣдъ, дѣти, дѣло; прощенie — сожалѣнie, моей — слабѣй. Чтобы заучить, где писать ѣ, прибегали к ухищрениям. Для лучшего запоминания придумывали рассказы, стишки, состоящие из слов с ѣ; например, самый популярный: «Бѣдный, бѣлый, блѣдный бѣсъ побѣжалъ поспѣшно в лѣсъ».
Были пословицы, отражающие тяжёлую участь школяров: «От фиты подвело животы», «Фита да ижица — к ленивому плеть движется». Ещё в XVIII веке учёные, в том числе В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, отмечая недостатки
русской орфографии, признавали необходимым избавиться от лишних букв.
(С. Кузьмина)
Описание слайда:
18. Орфографический и пунктуационный практикум.
Открытие б..рестяных грам..т в (В/в)еликом (Н/н)овгороде важнейшее явление для истории ру(с/сс)кой культуры. Новгородские грам..ты док..зали, что н..писанное слово в новгородском среднев..ковом обществе (не)было диковиной. Оно было привычным средств..м о..щения между людьми. Рядом с грам..тными людьми ж..ли необразованные. Это естественно. Но для нас важнее то, что рядом с неграм..тными людьми и сем(?)ями ж..ло много грам..тных людей и с..мей, для которых чтение и письмо стали таким же есте ственным делом, как еда сон р..бота. Количество найденных грам..т способно навсегда зач..ркнуть миф о ре..кости грам..тных людей в Древней Руси.
(По В. Янину)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.