Благодаря чему географическая оболочка является целостным природным
13. Строение и свойства географической оболочки
1. Каково строение (состав и взаимодействие между компонентами) географической оболочки?
Географическую оболочку изучает наука география.
Географическая оболочка представляет собой сложное образование, получившееся при взаимодействии и взаимопроникновении атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы.
Гидросфера и биосфера включены в географическую оболочку полностью, а литосфера и атмосфера — лишь частично (литосфера своей верхней частью, а атмосфера — нижней частью). Взаимодействие геосфер в географической оболочке происходит под воздействием энергии Солнца и внутренней энергии Земли.
2. Какие свойства присущи только географической оболочке?Взаимодействие различных геосфер в пространстве географической оболочки приводит к тому, что она обладает рядом свойств, которыми не обладает каждая сфера в отдельности. Например, три состояния вещества — твердое, жидкое и газообразное — возможны только в пределах географической оболочки. Это одна из причин того, что именно в географической оболочке зародилась и развивается жизнь, появился человек. Человек для своей жизни использует вещества всех остальных сфер. На литосфере стоят города и другие населенные пункты, превращенная в почву верхняя часть литосферы дает людям растительную пищу, биосфера стала источником пищи для животных, ну а без воздуха и воды не сможет жить не только человек, но и все растения, животные и даже микроорганизмы.
3. Благодаря чему географическая оболочка является целостным природным образованием?Географическая оболочка является целостным образованием, и изменение одной из ее частей (например одной из геосфер) непременно отразится на состоянии других частей. Вода входит в состав воздуха, а воздух, в свою очередь, находится в воде. И вода и воздух находятся в литосфере и вместе с биосферой способствуют образованию такого особого природного компонента, как почва, которая необходима для роста растений. Растения, в свою очередь, используются человеком и животными. Важнейшим свойством географической оболочки является круговорот вещества и энергии.
Мы уже достаточно подробно познакомились с круговоротом воды в природе и с круговоротами воздушных масс. Огромное значение для жизни на Земле имеет биологический круговорот. Под действием солнечных лучей в зеленых растениях из воды и углекислого газа образуется новое органическое вещество. Это вещество служит пищей для живых организмов, которые, умирая, попадают в почву, и способствует жизни зеленых растений, отдавая им минеральные вещества. Этот биологический круговорот вещества и энергии лежит в основе жизни всех живых существ. При этом каждый новый круговорот отличается от предыдущего том, что образуется больше органического вещества, чем теряется. Так происходит поступательное движение к развитию биосферы и других сфер географической оболочки. Вместе со своими составными частями меняется и развивается географическая оболочка в целом.
4. Составьте рассказ о роли каждого компонента в жизни природы.Для того чтобы приступить к выполнению этого задания, необходимо точно представлять, что же такое природные компоненты. Природные компоненты — это то, из чего состоят геосферы, которые при взаимодействии образуют географическую оболочку (например, литосфера состоит из горных пород и минералов; гидросфера — из воды; биосфера — из растений, животных, грибов, микроорганизмов; атмосфера — из воздуха).
Рассмотрим роль таких компонентов природы, как горные породы и минералы. Эти компоненты составляют литосферу. Они входят в состав всех полезных ископаемых и являются основой для образования почвы. Горные породы и минералы составляют верхнюю, твердую часть литосферы — земную кору, которая является основой всех жизненных процессов, происходящих на Земле. Горные породы и минералы используют в качестве строительных материалов; они служат основанием для строительства различных зданий.
Целостность географической оболочки
Всего получено оценок: 184.
Всего получено оценок: 184.
Целостность географической оболочки проявляется в том, что выделение любой из ее частей без нарушения единства, невозможно. Подобная попытка приведет к разрушению как самой выделяемой части, так и целого. Таким образом, целостность географической оболочки это система, которая является единым целым, когда трансформация любой из ее составляющих вызывает в результате изменение самой системы.
Введение
Все компоненты географической оболочки имеют свои законы развития, однако они не независимы друг от друга, а тесно связаны. Все части осуществляет постоянный обмен как веществами, так и энергиями, в результате которого и образуется целостность.
Рассмотрим работу такой сложной системы взаимосвязанных компонентов, как географическая оболочка, на примере нарушения этой целостности. Если ледяная шапка земли начнет таять, это повлечет за собой поднятие уровня Мирового океана, а данное явление породит усиление работы рек, что приведет к изменениям на континентах. То есть потоки веществ (в данном случае воды) являются тем, благодаря чему географическая оболочка является целостным механизмом.
Какова же важнейшая особенность, обеспечивающая целостность географической оболочки? Это как раз межструктурные круговороты вещества и энергии.
Межструктурные круговороты вещества и энергии
Что такое круговорот веществ? Это неоднократное участие вещества в процессах, которые протекают в геосферах. Такие круговороты могут быть:
Ритмические процессы
Эти процессы являются одной из закономерностей, обусловливающих целостность географической оболочки. Их суть заключается с том, что сходные явления повторяются во времени периодически, составляя два типа движений – периодические и циклические.
Что мы узнали?
Географическая оболочка – это не набор компонентов, а целостная система. Все ее части связаны между собой и изменения одной влекут изменения во всех остальных.
Целостность географической оболочки обеспечивается круговоротами вещества и энергии, которые могут быть литосферными, гидросферными и биосферными.
Единство географической оболочки также обусловливается ритмическими процессами, которые делятся на периодические и циклические.
Целостность географической оболочки: примеры и доказательство благодаря чему она целостна
Целостность географической оболочки проявляется в том, что выделение любой из ее частей без нарушения единства, невозможно. Подобная попытка приведет к разрушению как самой выделяемой части, так и целого. Таким образом, целостность географической оболочки это система, которая является единым целым, когда трансформация любой из ее составляющих вызывает в результате изменение самой системы.
Введение
Все компоненты географической оболочки имеют свои законы развития, однако они не независимы друг от друга, а тесно связаны. Все части осуществляет постоянный обмен как веществами, так и энергиями, в результате которого и образуется целостность.
Рассмотрим работу такой сложной системы взаимосвязанных компонентов, как географическая оболочка, на примере нарушения этой целостности. Если ледяная шапка земли начнет таять, это повлечет за собой поднятие уровня Мирового океана, а данное явление породит усиление работы рек, что приведет к изменениям на континентах. То есть потоки веществ (в данном случае воды) являются тем, благодаря чему географическая оболочка является целостным механизмом.
Рис. 1. Географическая оболочка.
Какова же важнейшая особенность, обеспечивающая целостность географической оболочки? Это как раз межструктурные круговороты вещества и энергии.
Межструктурные круговороты вещества и энергии
Что такое круговорот веществ? Это неоднократное участие вещества в процессах, которые протекают в геосферах. Такие круговороты могут быть:
Биологический круговорот подчиняется закону Линдемана, который говорит, что только 10% от общего потока энергии, поступившей на биологический уровень, передается дальше.
Рис. 2. Круговорот воды.
Ритмические процессы
Эти процессы являются одной из закономерностей, обусловливающих целостность географической оболочки. Их суть заключается с том, что сходные явления повторяются во времени периодически, составляя два типа движений – периодические и циклические.
Рис. 3. Вращение Земли вокруг своей оси.
Изучение ритмов позволяет прогнозировать процессы, которые происходят в географической оболочке.
Что мы узнали?
Географическая оболочка – это не набор компонентов, а целостная система. Все ее части связаны между собой и изменения одной влекут изменения во всех остальных.
Целостность географической оболочки обеспечивается круговоротами вещества и энергии, которые могут быть литосферными, гидросферными и биосферными.
Единство географической оболочки также обусловливается ритмическими процессами, которые делятся на периодические и циклические.
Благодаря чему географическая оболочка является целостным природным
Подробное решение параграф § 9 по географии для учащихся 7 класса, авторов Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. 2017
1. Вспомните, что такое биосфера. Какие ещё существуют оболочки Земли?
Биосфера – живая оболочка Земли. Существуют, атмосфера, литосфера и гидросфера.
2. Какую роль играет вода в природе?
Роль воды в природе: вода имеет важное значение для жизни всего живого. Именно в воде появились первые признаки жизни, и первые организмы. Также без воды не может существовать вся экосистема (животные, растения, птицы, бактерии). Вода в атмосфере стабилизирует климат и погоду Земли. Участвует в геологических процессах (почва, горы, холмы). Вода является драгоценным сырьем для сохранения жизни на планете.
3. Пользуясь знаниями по физике, расскажите, что такое энергия.
Энергия – скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи, мерой перехода движения материи из одних форм в другие.
4. Вспомните из курсов природоведения и биологии, как происходит образование органических веществ в зелёных растениях.
Образование органических веществ в зеленых растениях происходит при фотосинтезе, который проходит в тех областях растений, где есть хлоропласты.
Вопросы и задания
1. Каково строение (состав и взаимодействие между компонентами) географической оболочки?
Географическую оболочку изучает наука география. Географическая оболочка представляет собой сложное образование, получившееся при взаимодействии и взаимопроникновении атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Гидросфера и биосфера включены в географическую оболочку полностью, а литосфера и атмосфера – лишь частично (литосфера своей верхней частью, а атмосфера – нижней частью). Взаимодействие геосфер в географической оболочке происходит под воздействием энергии Солнца и внутренней энергии Земли.
2. Какие свойства присущи только географической оболочке?
Взаимодействие различных геосфер в пространстве географической оболочки приводит к тому, что она обладает рядом свойств, которыми не обладает каждая сфера в отдельности. Например, три состояния вещества – твердое, жидкое и газообразное – возможны только в пределах географической оболочки. Это одна из причин того, что именно в географической оболочке зародилась и развивается жизнь, появился человек. Человек для своей жизни использует вещества всех остальных сфер. На литосфере стоят города и другие населенные пункты, превращенная в почву верхняя часть литосферы дает людям растительную пищу, биосфера стала источником пищи для животных, ну а без воздуха и воды не сможет жить не только человек, но и все растения, животные и даже микроорганизмы.
3. Благодаря чему географическая оболочка является целостным природным образованием?
Географическая оболочка является целостным образованием, и изменение одной из ее частей (например, одной из геосфер) непременно отразится на состоянии других частей. Вода входит в состав воздуха, а воздух, в свою очередь, находится в воде. И вода, и воздух находятся в литосфере и вместе с биосферой способствуют образованию такого особого природного компонента, как почва, которая необходима для роста растений. Растения, в свою очередь, используются человеком и животными. Важнейшим свойством географической оболочки является круговорот вещества и энергии. Мы уже достаточно подробно познакомились с круговоротом воды в природе и с круговоротами воздушных масс. Огромное значение для жизни на Земле имеет биологический круговорот. Под действием солнечных лучей в зелёных растениях из воды и углекислого газа образуется новое органическое вещество. Это вещество служит пищей для живых организмов, которые, умирая, попадают в почву, и способствует жизни зеленых растений, отдавая им минеральные вещества. Этот биологический круговорот вещества и энергии лежит в основе жизни всех живых существ. При этом каждый новый круговорот отличается от предыдущего том, что образуется больше органического вещества, чем теряется. Так происходит поступательное движение к развитию биосферы и других сфер географической оболочки. Вместе со своими составными частями меняется и развивается географическая оболочка в целом.
4. Расскажите о роли каждого компонента в жизни природы.
Природные компоненты – это то, из чего состоят геосферы, которые при взаимодействии образуют географическую оболочку (например, литосфера состоит из горных пород и минералов; гидросфера – из воды; биосфера – из растений, животных, грибов, микроорганизмов; атмосфера – из воздуха). Рассмотрим роль таких компонентов природы, как горные породы и минералы. Эти компоненты составляют литосферу. Они входят в состав всех полезных ископаемых и являются основой для образования почвы. Горные породы и минералы составляют верхнюю, твердую часть литосферы – земную кору, которая является основой всех жизненных процессов, происходящих на Земле. Горные породы и минералы используют в качестве строительных материалов; они служат основанием для строительства различных зданий.
Урок по географии » Географическая оболочка и её свойства» (7 класс)
Конспект урока по теме « Географическая оболочка Земли и её свойства»
Цель: Способствовать формированию знаний о географической оболочке, ее свойствах
и о природных комплексах.
Тип урока : Урок изучения нового материала
— Сформировать представление о географической оболочке и ее свойствах;
— продолжить работу по обучению учащихся решать проблемные вопросы, обобщать материал и делать выводы;
-Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
— развивать познавательную активность, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе.
Формы организации : фронтальная, индивидуальная и групповая.
Средства обучения : учебники : «География: материки, океаны, народы и страны» Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А., р аздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, таблицы «Строение географической оболочки», «Природный комплекс зоны влажных экваториальных лесов и круговорот веществ в нем», «Природный комплекс зоны саванн и круговорот веществ в нем», атласы.
Сопоставлять границы географической оболочки с границами других оболочек Земли.
Обосновывать проведение границ.
Объяснять свойства географической оболочки.
Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки.
Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Оценивать собственные поступки и поступки других людей по отношению к природе.
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, воспитывать чувство долга- сохранить природу.
I . Организация класса, приветствие, создание доброжелательной рабочей обстановки в классе, проверка готовности рабочих мест.
— Проверим готовность рабочего места к уроку.
3. Актуализация знаний.
Какие оболочки Земли вы изучали? (биосферу, гидросферу, литосферу)
А какая из них твердая? (литосфера) Жидкая? (гидросфера) Газообразная? (атмосфера)
Назовите живую оболочку Земли. (биосфера)
А оболочки существуют отдельно друг от друга (нет, они взаимодействуют друг с другом)
– Что мы будем изучать на уроке? Какая тема урока? ( Географическая оболочка )
-Откройте тетради и запишите тему и план урока в тетрадь. Для этого откройте учебники, найдите §13. (Делают записи в тетради)
— На доске, ребята, вы видите, записан вопрос: «Чему сегодня я могу научиться на уроке?» Сформулируйте для себя цель, и запишите себе в тетрадь. В конце урока вы проверите, достигли ли вы своей цели. На столе у вас лежат листы самоконтроля. Не забывайте себя оценивать.
— Переходим к рассмотрению первого пункта плана – Строение географической оболочки.
— Из каких слоев состоит наша Земля? (Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера)
— Молодцы, знаете. Когда наша планета сформировалась, 4,5 млрд.лет назад, одной из земных оболочек не было. Скажите, какая из земных оболочек появилась позже всех? (Биосфера)
— А сейчас, давайте ответим на вопросы в начале § 13. (Уч-ся читают и отвечают на вопросы)
-Закройте учебники. Используя те знания, которые мы вспомнили, попытайтесь ответить на вопрос. Что такое географическая оболочка? (Уч-ся пытаются ответить)
— Можно ли провести границы между земными оболочками? (Нет) Почему? (Потому что вещество одной оболочки проникает в другие)
-Границы географической оболочки выражены нечетко, поэтому ученые определяют их по-разному. Чаще всего считаю, что границы совпадают с границами распространения жизни.
— Приведите примеры, где вы это видели в природе. (Пытаются ответить)
— Давайте тогда попытаемся ответить на вопрос- что же такое географическая оболочка? (Если учащиеся затрудняются дать определение, то находят его в тексте и записывают в тетрадь)
-Географическая оболочка является самым крупным природным комплексом нашей планеты.
-Переходим к рассмотрению рисунка на доске. Перед вами рисунок «Строение географической оболочки». Давайте скажем, как же устроена географическая оболочка? (Один из уч-ся отвечает)
— Сделайте рисунок в тетрадях. Раскрасите его дома. ( Уч-ся зарисовывают)
— Выполнили? А теперь еще раз повторим части ГО.(Учитель показывает на доске, а уч-ся хором отвечают)
2. Свойства географической оболочки. – А теперь поговорим о свойствах географической оболочки. Это второй пункт нашего плана.
Учитель рассказывает о компонентах ГО, свойствах веществ.
-Любое явление существует и развивается благодаря, какому-то источнику энергии. Какому? Да, именно солнечное излучение дает Земле 99,8% всего получаемого тепла. Часть его отражается верхними слоями атмосферы, и где-то лишь 40% достигает земной поверхности.
— Какие природные процессы на Земле вызывает приток солнечной энергии? 1) Солнце нагревает поверхность суши: от нее нагревается воздух, образуются облака; поднимаясь вверх, воздух все больше охлаждается, образуются осадки.
2) Солнечные лучи нагревают поверхность океана, в результате испарения над его поверхностью образуются облака.
3) Солнечные лучи неравномерно нагревают земные участки, образуются области разного атмосферного давления, возникает ветер, воздушные массы начинают перемещаться.
4) Под влиянием солнечных лучей возникают тропические ураганы, смерчи, циклоны.
5) Все тела на поверхности нагреваются и охлаждаются, в результате происходит выветривание, изменяется рельеф Земли.
6) Только при солнечном свете зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
-Какие еще горные породы являются для нас хранителями солнечного тепла прошлых лет? (Каменный уголь, нефть, газ, горючие сланцы)
Исходя из вышеперечисленных, можно сделать вывод: Все компоненты географической оболочки связаны между собой, благодаря круговороту веществ и энергии – это главный механизм природных процессов.
Итак, свойства географической оболочки запишем в тетради:
3) Зональность – закономерная смена природных комплексов при переходе от экватора к полюсам.
-Что такое географическая оболочка?
-Что такое природные ресурсы?
-Какие свойства характерны для географической оболочки?
Домашнее задание. П. 14, вопросы на странице 109. Составить схему природные ресурсы и их виды.
А теперь подведем итоги ( рефлексия ).