Благодаря этому прибору люди определили что все организмы
ГДЗ биология 5 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 6 Увеличительные приборы
Стр. 24. Вспомните
№ 1. Какие увеличительные приборы вы знаете?
Я знаю, что увеличительные приборы бывают двух видов: микроскопы и лупа. С их помощью можно получать более четкие и точные изображения для изучения клеточного строения организмов всего живого на нашей планете.
№ 2. Для чего их применяют?
С помощью увеличительных приборов (микроскоп, лупа) можно получать более четкие и точные изображения для изучения клеточного строения организмов всего живого на нашей планете. То есть, всего того, что невозможно разглядеть невооруженным глазом.
Стр. 25. Вопросы после параграфа
№ 1. С помощью каких приборов изучают клетки?
Для изучения клеток используют световой микроскоп. Он позволяет получить большее увеличение, а значит, дает возможность изучить размеры и строение мелких структур клеток.
№ 2. Что представляют собой лупы и какое увеличение они могут дать?
Лупа – это оптическая система, которая состоит из одной и более линз. Она предназначена для наблюдения за мелкими предметами, которые расположены на конечном расстоянии, путем их увеличения.
Лупа является самым простым увеличительным пробором. Его главная часть – это увеличительное стекло, вставленное в оправу и выпуклое с двух сторон. Основными параметрами лупы является фокусное расстояние и диаметр лупы.
Бывают лупы двух видов: ручная и штативная. Ручная лупа состоит из рукоятки, за которую берут прибор и приближают его к изучаемому предмету на такое расстояние, которое позволяет получить максимально четкое изображение. Она позволяет увеличить предмет в 2 – 20 раз.
Штативная лупа состоит из оправы, в которую вставлены два увеличенных стекла, прикрепленных на штативе. К штативу также крепится предметный столик с зеркалом и отверстием. Штативная лупа позволяет увеличить предметы в 10 – 25 раз.
№ 3. Из каких частей состоит световой микроскоп?
Световой микроскоп – это оптический прибор, который используется для исследования объектов, невидимых невооруженным взглядом. Световые микроскопы делятся на две группы: биологические (медицинские, лабораторные) – используются для исследования прозрачных тонких образцов в проходящем свете, и стереоскопические – используются для исследования объемных непрозрачных объектов, например, кристаллов, монет или минералов.
Корпус светового микроскопа состоит из основания и штатива. К штативу присоединён тубус и предметный столик, к которому крепится при помощи зажимов рассматриваемый объект. В центре предметного столика есть отверстие и под ним зеркало.
Освещенность регулируется диафрагмой, а для перемещения предметного столика предназначены микровинт и макровинт. В верхней части тубуса находится окуляр, через который и просматривают изучаемый предмет. В нижней части – объективы.
№ 4. Как определить увеличение, которое даёт световой микроскоп?
Чтобы определить увеличение, которое дает световой микроскоп, нужно умножить число, указанное на его окуляре, на число, которое указано на используемом объективе.
Стр. 25. Задание
Найдите в энциклопедиях или Интернете, какие ещё увеличительные приборы используют современные учёные. Подготовьте короткое сообщение.
В современной науке для исследований используется множество приспособлений и специального оборудования. Не являются исключением и увеличительные приборы, которые позволяют максимально точно изучить строение живых организмов путем увеличения их изображения в несколько сотен раз.
Современные ученые используют в своей научной деятельности разные увеличительные приборы: лупу, микроскоп, телескоп. Лупа является наиболее простым увеличительным прибором, который позволяет получить увеличенное в 20 раз изображение изучаемого предмета. Микроскоп – это более сложное оборудование по сравнению с лупой, позволяющее рассмотреть и изучить самые мелкие предметы путем их увеличения до нескольких тысяч раз. Впервые микроскопы появились еще в XVI веке и состояли только из двух линз. Уже в 1665 году английский ученый Роберт Гук первым использовал усовершенствованный вид микроскопа для ознакомления со строением среза дубовой пробки. На ее поверхности при помощи увеличительного прибора он увидел поры. Такие же поры были и в сердцевине бузины. Это позволило ученому сделать вывод, что такие поры являются клетками. А уже во второй половине XVII века голландским ученым Левенгуком был сконструирован прибор, который смог увеличивать изучаемые объекты в 270 раз. С его помощью и были открыты микроорганизмы.
На сегодняшний день ученые используют оптические, электронные, сканирующие зондовые и рентгеновские микроскопы. Оптический микроскоп – это самое простое и бюджетное устройство, позволяющее получить увеличение изображения в 2000 раз. Более совершенной конструкцией является электронный микроскоп, обеспечивающий увеличение изучаемого предмета минимум в 20 000 раз. Его особенность в том, что вместо луча света, как у оптических приборов, в нем направляется пучок электронов. А получение изображения происходит благодаря специальным магнитным линзам, которые реагируют на движение электронов в колоне прибора.
При помощи сканирующего зондового микроскопа удается получать изображение с изучаемого объекта специальным зондом. В результате исследованию подлежит трехмерное изображение с максимально точными данными характеристики этого объекта. А вот рентгеновские микроскопы относятся к лабораторному оборудованию, которое используется для изучения объектов, чьи размеры сопоставимы с длиной рентгеновской волны. Эффективность увеличения такими устройствами находится между электронными и оптическими. Получить изображение с помощью рентгеновского микроскопа можно благодаря рентгеновским лучам, которые отправляются на изучаемый объект, после чего на их преломление реагируют чувствительные датчики. Таким образом, и создаётся картинка поверхности исследуемого предмета.
Стр. 25. Подумайте
Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?
Световой микроскоп является достаточно сложным оптическим прибором, который предназначен для изучения мельчайших по размеру предметов, организмов и строения клеток в сильно увеличенном изображении. Он называется световым, потому что обеспечивает возможность исследовать объект в проходящем свете в темном и светлом поле зрения, проводить люминесцентную, фазово-контрастную и другие виды микроскопии.
Через предмет, который располагается на предметном столике, проходят лучи, попадающие на систему линз объектива и увеличивающие изображение. Если же предмет будет непрозрачным, то лучи света не смогут пройти, а значит, получить нужное изображение не удастся.
Стр. 26. Моя лаборатория. Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы.
Рассматриваем невооруженным глазом мякоть плодов томата, арбуза, яблока. Определяем, что характерно для их строения?
Невооруженным глазом мы можем определить, что структура мякоти плодов томата, арбуза и яблока рыхлая, с мелкими вкраплениями – частичками, которые являются клетками. Также можно увидеть и отличия в строении мякоти разных плодов. Например, мякоть томата отличается зернистым строением, имеет прожилки. Мякоть яблока более плотная, рыхлая, сочная. Клетки в ее строении мелкие, расположены очень близко друг к другу. У арбуза мякоть состоит из большого количества разных по размеру и располагающихся на разном расстоянии друг от друга клеток, наполненных соком.
Рассматриваем кусочки мякоти плодов под лупой. Сравниваем увиденное с рисунком 11, зарисовываем в тетрадь, рисунки подписываем. Определяем, какую форму имеют клетки мякоти плодов?
Под лупой мы можем видеть более детальное строение мякоти плодов томата, яблока и арбуза. Она состоит из клеточек, которые похожи на круглые зернышки, наполненные цитоплазмой. Эти клеточки мягкие, каждая из них окружена клеточной стенкой, но легко разрушаются при прикосновении препаровальной иглой.
Воронежские открытия: что создали ученые региона. Электронный «нос» для диагностики болезней
Воронежские открытия: что создали ученые региона. Электронный «нос» для диагностики болезней
В новом проекте «Воронежские открытия» журналисты РИА «Воронеж» будут рассказывать о перспективных разработках ученых региона, которые уже внедрили или готовятся внедрить в производство. Первый выпуск был посвящен изобретению, защищающему металлы от коррозии.
Второй материал проекта – об электронном приборе на основе газовых сенсоров, который по запаху кожи информирует о физическом состоянии человека. Прибор, созданный в Воронежском госуниверситете инженерных технологий, позволяет заподозрить развитие заболеваний на той стадии, когда еще нет никаких симптомов. Речь идет об онкологии, воспалениях, инфекциях, эндокринных нарушениях, нарушениях в работе желудочно-кишечного тракта. Ученые разработали прибор для медицинских исследований и еще один – для самодиагностики.
Нос-диагност
Системы для анализа летучих молекул на основе сенсоров появились 25 лет назад и с тех пор применяются в промышленности, помогают обнаруживать взрывчатые вещества. Изначально сенсоры – это стабилизаторы частоты колебаний, которые используются с 1980-х годов. Но когда на них наносят особые сорбенты, то они «чувствуют» в воздухе молекулы определенных химических веществ. Фактически это нановесы, на которые садятся молекулы, и можно определить, какие именно соединения улавливает прибор.
Но аналога воронежскому электронному носу-диагносту, по словам воронежских ученых, в мире нет.
Прибор для медицинских исследований
Профессор РАН, заведующая кафедрой физической и аналитической химии ВГУИТ Татьяна Кучменко создала сканер, выявляющий заболевания у людей по запаху кожи.
– Кожа выделяет тысячи молекул, которые свидетельствуют о химических реакциях, протекающих в человеческом организме. Их состав непрерывно меняется в зависимости от состояния органов и систем. Мы учим сенсор распознавать соединения, которые являются как нормальными, так и аномальными продуктами метаболизма. «Электронный нос» способен определить, устал человек или он полон сил, сыт или голоден, счастлив или расстроен, – рассказала автор изобретения.
«Электронный нос» протестировали уже около тысячи добровольцев. Проведено более 17 тыс. исследований, в которых принимали участие люди в разных состояниях: переутомленные после сессии, бодрые после занятий спортом, радостные, огорченные, больные ковидом и перенесшие это заболевание некоторое время назад.
Прибор выглядит как цилиндр, который прикладывают к сухой ладони. Сканер анализирует молекулы, выделяющиеся из кожи, и через несколько минут специальная программа выводит на экран компьютера визуальный результат в виде диаграмм и графиков. Цвет секторов диаграммы указывает на состояние органов и систем: зеленый – значит, организм работает нормально, желтый – есть легкие отклонения, красный – серьезные сбои, бордовый – критическое состояние. Надписи подсказывают, на что обратить внимание: «Огромная нагрузка на сердце и сосуды. Боль. Сильное воспаление».
Также можно прикладывать прибор к разным участкам лица: за полтора часа он способен отсканировать два десятка органов и систем.
– Вот результаты обследования курильщика – на диаграмме вообще нет зеленого цвета. Легкие, печень, сердце – оранжевый уровень опасности. Сканер улавливает никотиновые кислоты, органы человека буквально воняют никотином, кричат о помощи. А курильщик считает, что во время курения он успокаивается, – прокомментировала Татьяна Кучменко.
«Электронный нос» подтвердил, что коронавирусная инфекция – коварное заболевание, после которого организм восстанавливается очень долго.
– До ковида студентка протестировала свой организм – вся диаграмма зеленая, 90% здоровья. После того как она перенесла COVID-19 и выздоровела, прошла повторное тестирование. Внешний вид у девушки цветущий, а прибор показывает, что у нее совершенно нет энергии. Сенсор реагирует на внедрение вируса в организм, но он показывает и то, что происходит после видимого выздоровления: поражение органов продолжается, ковид бьет по самым слабым местам, дает осложнения на сердце, почки, суставы, – отметила ученый.
У изобретения есть упрощенный, «домашний» вариант – биосканер с одним сенсором вместо восьми. Его люди смогут использовать самостоятельно для постоянного мониторинга своего здоровья.
– Нас беспокоит состояние окружающей среды, но еще важнее – экология собственного организма. Сейчас в моде здоровый образ жизни. Но часто мы действуем наугад. Откуда известно, что человеку подходят именно такие физические нагрузки или способ питания? Прибор поможет это уточнить, – утверждает Татьяна Кучменко.
Домашний доктор
В 2020 году ученые проводили исследования совместно с медиками в больницах Воронежа. С помощью сканера тестировали пациентов эндокринологического отделения детской больницы при Воронежском государственном медуниверситете имени Бурденко. Ученые анализировали показатели, которые давал запах кожи здоровых детей, маленьких пациентов с диабетом первого типа и детей с ожирением и подозрением на диабет второго типа. Прибор в течение нескольких минут позволяет выявить патологию. Первичный диагноз можно затем подтвердить стандартными анализами.
Воронежским ученым также удалось неинвазивным методом, с помощью сканера биомолекул, обнаружить в организме пациента бактерию хеликобактер пилори, которая является причиной многих заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Прибор прошел испытания и полностью готов к воспроизводству. Остается только найти возможности для выпуска опытной партии портативных сканеров биомолекул. Изобретатели уверены, что электронный нос вскоре станет привычным инструментом экспресс-диагностики.
– Хотелось бы, чтобы сканер для самодиагностики был у каждого человека. Достаточно 20 минут в день, чтобы вы получили отчет о состоянии своего организма и на этом основании могли понять, когда нужно снизить нагрузку, а в каком случае пора обратиться к врачу, – отметила Татьяна Кучменко.
О 3. Закончи предложения.
Стекло изобрели в Олевий Лекогото
это произошло
Маленькие объекты люди смогли рассмотреть, когда
изобрели шлаблок
Благодаря этому прибору люди определили, что все
организмы
Научное открытие – это
Ответы 10
Научное открытие-это то,к чему шли люди,и то что возможно изменит мир
3.Развитие и технологии
1. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?
1) Люди стали людьми, когда они придумали слово, чтобы общаться друг с другом.
2. Какое из приведенных ниже предложений должно быть шестым (6) в этом тексте?
2) Это случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрел наборные литеры. 3
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
4) изобрели (предложение 5)
4. Укажите верную характеристику четвертого (4) предложения текста.
5. Укажите номер предложения, в котором употреблено наречие в сравнительной степени.
2) 3 (лучше, правильнее)
6. Укажите, в каком значении употреблено слово дикий в предложении 2?
1) находящийся в первобытном состоянии
зернотерка-использовалась еще с позднего палеолита и в Старом, и в Новом Свете
мотыга-с XVIII по XIX веках
палка-копалка- использовалась в каменном веке, для копания гробов, ям, ловушек
Чоппер-2,6 млн лет назад(не мотоцикл)
Чоппинг-первобытное орудие труда, использовалось с каменного века.
Люди научились делать бумагу из древесины сравнительно недавно. На чём писали до этого? На каменных плитах, на глиняных табличках, на деревянных дощечках, на коре берёзы. Но наиболее употребляемым материалом, что использовался для письма в древности, был папирус. Так называется водное растение, из стеблей которого изготовляли материал для письма.
Объяснение ИДЕАЛЬНЫЙ ОТВЕТ
Наука или техналогия или бумага набеюсь
2. это произошло в Египте
5. новое достижение, совершаемое в процессе научного познания
ответ:из романа Джорджа Оруэлла «1984».
Выберите одну цитату и прокомментируйте, как вы её понимаете.
Ваши ответы прикрепите к файлу в Moodle в теме Оруэлл
1. — Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен. Есть правда и есть неправда, и, если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен.
2. — Война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
4. — Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно. И помните, что это — навечно. Лицо для растаптывания всегда найдется. Всегда найдется еретик, враг общества, для того чтобы его снова и снова побеждали и унижали.
5. — Иерархическое общество зиждется только на нищете и невежестве.
6. — Каких взглядов придерживаются массы и каких не придерживаются — безразлично. Им можно предоставить интеллектуальную свободу, потому что интеллекта у них нет.
7. — Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что они угнетены. Больше того, они даже не сознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать.
8. — Когда изобрели печать, стало легче управлять общественным мнением; радио и кино позволили шагнуть в этом направлении еще дальше. А с развитием телевизионной техники, когда стало возможно вести прием и передачу одним аппаратом, частной жизни пришел конец.
9. — В массе своей люди слабы и трусливы, не готовы к свободе и боятся правды, а значит, надо, чтобы кто-то сильный управлял ими и обманывал их.
10. — Первая и простейшая ступень дисциплины, которую могут усвоить даже дети, называется на новоязе самостоп. Самостоп означает как бы инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли. Сюда входит не видеть аналогий, не замечать логических ошибок, неверно истолковывать даже простейший довод, если он враждебен ангсоцу, испытывать скуку и отвращение от хода мыслей, который может привести к ереси. Короче говоря, самостоп означает глупость.
Партия говорит, что Океания никогда не заключала союза с Евразией. Он, Уинстон Смит, знает, что Океания была в союзе с Евразией всего четыре года назад. Но где хранится это знание? Только в его уме, а он, так или иначе, скоро будет уничтожен. И если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь посе
Итоговый тест по предмету «Окружающий мир»
Описание разработки
Вариант 2.
А1. Что относится к живой природе?
А2. Какой орган у человека развит сильнее, чем у других организмов?
АЗ. Какой признак относится к характеристике страны?
1) государственные символы;
3) совместное хозяйство;
А4. Какое растение относится к цветковым?
А5. Что не относится к телам?
А6. Какое вещество иногда выпадает вместе с дождём?
А7. Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай?
2) вода не имеет запаха;
3) вода — хороший растворитель;
4) вода сладкая на вкус.
А8. Выбери правильное утверждение.
1) Лёд твёрже камня, поэтому легко разрушает горные породы.
2) Лёд разъедает камни.
3) Расширяясь, лёд давит на стенки трещин, и горные породы разрушаются.
4) Лёд не может разрушать камни.
Содержимое разработки
Тест 16. Итоговый за I четверть. Дата: _______, №____
А1. Что относится к живой природе?
□ 1) солнечный луч □ 3) скала
□ 2) медведь □ 4) лёд на пруду
А2. Какой орган у человека развит сильнее, чем у других организмов?
□ 1) головной мозг □ 3) пищевод
□ 2) сердце □ 4) лёгкие
АЗ. Какой признак относится к характеристике страны?
□ 1) государственные символы □ 3) совместное хозяйство
□ 2) народные песни □ 4) родной язык
А4. Какое растение относится к цветковым?
□ 1) мох □ 3) морская капуста
□ 2) кедр □ 4) мать-и-мачеха
А5. Что не относится к телам?
А6. Какое вещество иногда выпадает вместе с дождём?
□ 1) крахмал □ 3) кислота
□ 2) вода □ 4) кислород
А7. Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай?
□ 1) вода прозрачна □ 3) вода — хороший растворитель
□ 2) вода не имеет запаха □ 4) вода сладкая на вкус
А8. Выбери правильное утверждение.
□ 1) Лёд твёрже камня, поэтому легко разрушает горные породы.
□ 2) Лёд разъедает камни.
□ 3) Расширяясь, лёд давит на стенки трещин, и горные породы разрушаются.
□ 4) Лёд не может разрушать камни.
В1. Благодаря какому прибору учёным удаётся изучать крошечные организмы, не видимые простым глазом?
□ 1) микроскопу □ 3) фоноскопу
□ 2) телескопу □ 4) микрофону
В2. Что позволяет делать воображение?
□1) запоминать □ 3) представлять
□ 2) делать выводы □ 4) чувствовать
ВЗ. Какое из этих веществ газообразное?
□ 1) уксус □ 3) глюкоза
□ 2) кислород □ 4) вода
С1. Найди среди утверждений доказательства того, что Земля — дом для человечества.
□ 1) На Земле есть воздух.
□ 2) На Земле есть вода.
□ 3) Природа на Земле даёт нам материалы для хозяйства.
С2. Укажи все «маски» воды.
Тест 16. Итоговый за I четверть. Дата: _______, №____
А1. Что относится к природе?
□ 1) манная каша □ 3) ромашка
А2. Чем человек отличается от других животных?
□ 1) человек — разумное существо □ 3) человек много двигается
□ 2) человек способен сам добывать пищу □ 4) человек стареет
АЗ. Какой признак относится к характеристике народа?
□ 1) совместное хозяйство □ 3) национальный костюм
□ 2) территория □ 4) Государственный гимн
А4. Что даёт растениям почва?
□ 1) углекислый газ □ 3) энергию
□ 2) воду с минеральными солями □ 4) свет
А5. Какой предмет относится к естественным телам?
Аб. Что относится к веществам?
□ 2) муравей □ 4) гвоздь
А7. Что при нагревании происходит с воздухом?
□ 1) превращается в облако
□ 4) превращается в пар
А8. Что входит в состав почвы?
□ 1) дождевой червь □ 3) личинки жуков
В1. Как называется наука, изучающая связи между организмами и окружающей средой?
□ 1) ХИМИЯ □ 3) биология
□2) астрономия □ 4) экология
В2. Какие органы позволяют человеку восприниматьокружающий мир?
□ 1) органы чувств □ 3) все органы
□ 2) сердце □ 4) органы движения
ВЗ. Какие животные играют решающую роль в образовании почвы?
□ 1) муравьи □ 3) дождевые черви
□ 2) кузнечики □ 4) личинки жуков
С1. Что не относится к символам государства?
□ 1) государственный танец
□ 2) Государственный герб
□ 3) государственный язык
□ 4) Государственный флаг
С2. Какие утверждения верны?
□1) Воздух загрязняют выхлопные газы с заводов и фабрик.
□ 2) Водитель, который моет машину в реке, не наносит вреда природе.
□ 3) Школьники могут помочь очищению воздуха, высаживая деревья.
□ 4) Пресной воды на Земле мало, её нужно экономить.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ
Задания уровня А оцениваются 1 баллом, уровня В — 2 баллами, уровня С — 3 баллами (в заданиях этого уровня может быть как один, так и несколько верных ответов).