благодаря лучших произведений словесности каждый
ЕГЭ Русский язык 2013 Вариант 4
Вопрос A1 #526
Вопрос A2 #525
Вопрос A3 #527
Вопрос A4 #528
Вопрос A5 #529
Вопрос A6 #530
Вопрос A7 #531
Вопрос A8 #534
Вопрос A9 #536
Вопрос A10 #538
Вопрос A11 #542
Вопрос A12 #545
Вопрос A13 #547
Вопрос A14 #543
Вопрос A15 #544
Вопрос A16 #539
Вопрос A17 #540
Вопрос A18 #541
Вопрос A19 #537
Вопрос A20 #535
Вопрос A21 #532
Вопрос A22 #533
Вопрос A23 #546
Вопрос A24 #548
Вопрос A25 #549
Вопрос A26 #550
Вопрос A27 #551
Вопрос A28 #552
(1) В детстве я плакал много. (2) В отрочестве — меньше. (3) В юности — дважды. (4) Первый раз это было перед самой войной, вечером. (5) Я сказал девочке, которую любил, сказал с деланым равнодушием:
— Ну что ж, раз так, значит, конец.
— (6) Ну что ж, значит, конец, — неожиданно спокойно согласилась она и быстро пошла прочь. (7) И тогда я заплакал — ведь она уходила. (8) И утирал слезы ладонью.
(9) Второй раз я плачу сейчас здесь, в моздокской степи. (10) Я несу командиру полка очень ответственный пакет. (П) Песчаные холмы похожи один на другой. (12) Ночь. (13) А я второй день на передовой. (14) А за невыполнение задания — расстрел. (15) А мне восемнадцать лет.
(16) Приставят меня к стенке. (17) Впрочем, какие здесь стены.
(18) И я утираю слезы. (19) «Ваш сын оказался трусом и. » (20) Так будет начинаться извещение. (21) Ну почему это именно меня послали с пакетом? (22) Вот Коля Гринченко — такой сильный, ловкий парень. (23) 0н бы уже давно добрался. (24) Сидел бы сейчас в тёплой землянке штаба полка. (25) Пил бы чай из кружки. (26) Подмигивал бы связисткам и улыбался красивым ртом.
(27) А вдруг сейчас ухнет мина? (28) Отыщут меня утром. (29) Командир полка скажет командиру батареи:
— Что же это вы, лейтенант Бураков, неопытного солдата послали? (30) Не дали осмотреться человеку, привыкнуть. (31) Вот из-за вашего равнодушия погиб хороший человек.
(32) «Ваш сын пал смертью храбрых при выполнении ответственного оперативного задания. » (33) Так будет начинаться извещение.
(35) Это мне кричат. (36) Я вижу там окопчик, и из него мне рукой машут. (37) Мало ли куда я иду?
— (38) Стой! — кричат за спиною.
(39) Останавливаюсь. (40) Подхожу. (41) Кто-то с силой втягивает меня в окопчик за рукав.
(42) Куда шёл? — зло спрашивают.
(44) А ты знаешь, что там немцы? (45) Ещё бы сто метров.
(46) Мне объясняют. (47) Это наш передовой дозор, оказывается. (48) Потом меня долго ведут в землянку. (49) Командир полка читает донесение и посматривает на меня. (50) И я чувствую себя тщедушным и маленьким. (51) Я смотрю на свои не очень античные ноги, тоненькие, в обмотках. (52) И на здоровенные солдатские ботинки. (53) Всё это, должно быть, очень смешно. (54) Но никто не смеётся.
— (55) Идите на батарею, — зло говорит командир полка, — и скажите вашему командиру, чтобы он таких донесений больше не посылал.
(56) Он делает ударение на слове «таких».
— (57) Хорошо, — говорю я. (58) И слышу тихий смех красивой связистки. (59) Она смотрит на меня и смеётся.
— (60) Вы давно в армии? — спрашивает полковник.
— (62) В армии нужно отвечать не «хорошо», а «есть». и потом, это. носки вместе, пятки врозь.
— (63) Я знаю, — говорю я. (64) И выхожу. (65) Почти бегу.
(66) Опять степь. (67) Идёт снег. (68) И тишина. (69) Как-то даже не верится, что это фронт, передовая, что рядом опасность. (70) Теперь-то уж я не собьюсь с пути.
(71) Представляю, как смешно я выглядел: расставленные ноги, и руки в карманах шинели, и пилотка, натянутая на уши. (72) А ботинки у меня здоровенные. (73) Это даже хорошо. (74) Увесистая мужская нога. (75) И снег хрустит. (76) Мне бы только шапку-ушанку, и я не выглядел бы таким жалким. (77) Вот сейчас приду, доложу. (78) Напьюсь горячего чаю. (79) Посплю. (80) Теперь я имею право.
Булат Шалвович Окуджава (1924—1997) — поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.
Памятка по выполнению задания №7. Егэ 2016
Просмотр содержимого документа
«Памятка по выполнению задания егэ 2016.Русский язык»
Выполнение задания №7.
Грамматические синтаксические ошибки – это ошибки в построении словосочетания и предложения.
В задании №7 дано 9 предложений. Прочитайте все предложения, так как грамматическая ошибка слышна при чтении. Найдите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Это действие поможет найти ошибку:
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Большинство приложений согласовано с определяемым словом (то есть, стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное).
Например: река (какая?) Волга
Имена собственные, заключенные в кавычки и представляющие собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов и т.д., нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть», «рассказ», «стихотворение», «газета», «журнал» и т.д.Эти собственные имена называются несогласованными приложениями.
Например: роман «Война и мир»; в романе «Война и мир», с романом «Война и мир»
1.Великолепием дворцов восхищался А.С.Пушкин, который жил здесь летом 1818 года, в период создания поэмы « Руслана и Людмилы», и запечатлел незабываемый образ цетергофских парков и фонтанов в прекрасных строфах, посвященных описанию сказочных садов Черномора. (поэмы «Руслан и Людмила»)
3.На картине Куинджи «Березовой роще» светлая, радостно сияющая голубизна неба сочетается с темной изумрудной зеленью первого плана, солнечно- зеленой травой на поляне и холодноватой синевой дальнего леса. (На картине Куинджи «Березовая роща»)
4. Инфракструктура хоккейной школы «Золотой шайбы» в ближайшее время может претерпеть серьезные изменения. (Инфракструктура хоккейной школы «Золотая шайба»)
5. В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные
события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. (произведения «Повесть о настоящем человеке»)
6. Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног. (Кремом «Софья»)
7. Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре. (балета «Щелкунчик»)
8. Главный герой романа Достоевского «Преступления и наказания» — Родион Раскольников, бывший студент, живущий в бедности. (романа Достоевского «Преступление и наказание)
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Ищем предлог ПО в значении завершенного действия
Употребление в подобных конструкциях родительного падежа вместо дательного – распространенная ошибка
2.Благодаря лучших произведений словесности каждый из нас познает себя через других, постигает законы человеческой жизни, учится уважению и любви к людям. (Благодаря лучшим произведениям)
3.Подобно островов, разбросанных по бесконечно разлившейся реке, облака почти не трогаются с места.(Подобно островам, разбросанным ).
4. По окончанию юридического факультета Петербургского университета осенью 1880 года Врубель поступает в Академию художеств. (По окончании)
5. По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях. (По возвращении)
6. По окончанию переговоров участники вышли к журналистам. Благодаря прививок никто из ребят не заболел. (По окончании)
7. Благодаря прививок никто из ребят не заболел. (Благодаря прививкам)
8. Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот. (Благодаря упорному труду)
9. По окончанию экзаменов вы получите свидетельства. (По окончании)
10. По возвращению из командировки сразу позвоните мне: мы будем ждать от вас звонка. (По возвращении)
11. Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые. (Согласно указанию)
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Ищем сложноподчиненное предложение со словами«те, кто…», «все, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…», «каждый из тех, кто», «многие из тех, кто…»
Неправильное согласование подлежащего «кто» и глагола – сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Неправильное согласование подлежащего «те» и глагола – сказуемого, которое должно стоять во множественном числе.
Все (мн.число) + глагол – сказуемое во множественном числе
Кто (ед.число) + глагол – сказуемое в единственном числе
Неправильное согласование подлежащего, выраженного собирательным именем существительным, и сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название газеты, журнала, произведения и др.
Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимением кто, никто, что, ничто, и сказуемого.
2. Ничто, даже мокрый снег, не могли помешать соревнованиям. (Ничто, даже мокрый снег, не могло помешать соревнованиям.)
3. Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах. (Все, кто побывал в Крыму, увёзли с собой после расставания с ним яркие
впечатления о море, горах, южных травах и цветах.)
4. Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.( Тот, кто не жалеет труда, обычно достигает многого)
5. Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.( Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начали)
7. Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жили в коммуналке. (Наша семья, как и многие московские семьи, долгое время жила в коммуналке.)
8. Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.( Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесутся к новому проекту.)
9. Темпы строительства и объём работ к 1949 году значительно вырос.( Темпы строительства и объём работ к 1949 году значительно выросли)
10. Те, кто были приглашены на новоселье, приходили с хлебом и солью как символами благополучия и обилия.( кто были приглашен)
11.Журнал «Мурзилка» опубликовали новые рассказы ненецких писателей. (Журнал «Мурзилка» опубликовал).
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросыкакой? какая?какое? какие?
Несогласование определяемого слова и причастного оборота
Отрыв причастного оборота от определяемого слова
Разрыв причастного оборота определяемым словом
Употребление причастия без необходимых зависимых слов
3. Осыпавшиеся листья с деревьев тихо шуршали.
4. В Третьяковской галерее представлены портреты выдающихся деятелей науки и искусства, вызывающиеся всеобщее уважение своими трудами и открытиями.
5. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток
6. О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами.
7. Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.
8. Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.
10 В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированного известным московским архитектором О. И. Бове.
11. Протест героини, отстаивающую своё право на счастье и любовь, раскрыт в постановке молодёжного театра по-новому.
1.Северную полярную страну,располагающуюся под созвездиями Большая Медведица и Малая Медведица, французы стали называть «Арктик» отсюда и русское слово «Арктика»-северная область земного шара.
4. В Третьяковской галерее представлены портреты выдающихся деятелей науки и искусства, вызывающих всеобщее уважение своими трудами и открытиями.
5. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённых из поездки на Восток
6. О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленные дворцовой мебелью и украшенные скульптурой, старинной бронзой и картинами.
7. Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, живших в XVIII веке.
8. Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующих о современных тенденциях в градообразовании России.
10 В западной части усадьбы стоит здание прославленного юсуповского театра, спроектированное известным московским архитектором О. И. Бове.
11. Протест героини, отстаивающей своё право на счастье и любовь, раскрыт в постановке молодёжного театра по-новому.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении с инфинитивом:
Готовясь к экзамену, нужно повторить все темы курса русского языка.
1.Познакомившись с выставкой художников-имспрессионистов, возникает желание еще раз увидеть известные полотна живописцев.
2.Многие высказывания этого замечательного писателя, читая этот роман, навсегда остались в моей памяти.
3.Систематически используя орфографические словари, приобретается навык правильного произношения слов.
4. Решая задачу, ему было трудно.
5. Делая мороженое дома, обычно процесс доверяется электрической мороженице.
6. Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.
7. Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру.
9. Утомившись, дорога казалась ему бесконечно длинной.
10. Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.
11. Выступая одним из главных двигателей сюжета, не оценить роль магии в фэнтези невозможно.
Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи.
При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передается
1.Гоголь писал, что при имени Пушкина «меня тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте.
2. Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.
3. Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы документов, а вы принёсли копии. Теперь я должен принести ему оригиналы.
4. Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.
5. Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют.(что машины гуляют )
6. Мишка крикнул, что ты трус (он всегда считал меня трусом).
7. Маруся ответила маме, что я шлёпаю не по лужам, а по лужонкам (так она называет маленькие лужи).
8. Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос.
Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Однородные члены предложения – это главные и второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются одними и теми же членами предложения) и произносятся с интонацией перечисления..
Недопустимо, чтобы от глаголов – сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.(3предл)
Нельзя в ряд однородных членов ставить обобщающее слово.
Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»: (13предл)
Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными. Нельзя выпускать и заменять слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только…, атакже…» (вместо«не только…, но и…»), «как…, а также…» (вместо «как…, так и…»).
Части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.(5предл)
. Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом «И»(15предл)
При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.(3 предл.).
2.В конце19 –начале 20 века появляются первые словари, не только толкующие заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.( толкующие не только (что?)…слова., но и (что?) … лексику )
3. Люди собирались повсюду: на улицах, площадях, скверах. (повсюду:на улицах, площадях, в скверах).
4.Настоящий художник не только рассказывает в портрете о человеке, которого он изобразил на холсте, но и о самом себе. (Двойной союз не соединяет однородные члены предложения)
5.. Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.( интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони)
6. Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.(Сажать(что?) цветы и ухаживать(за чем?) за ними)
7. Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.(высокие и раскидистые)или(высоки и раскидисты)
8. Раскольников постепенно раскаивается в совершенном преступлении: он страдает, сознаётся и в конце концов спасается.(страдает, сознается и спасается в конце концов)
9. Сколько существует человек, деревья обеспечивают его практически всем необходимым для жизни: строительный материал, топливо, инструменты, бумага…(обеспечивают … всем необходимым для жизни: строительным материалом, топливом, инструментами, бумагой.
10. Больному принесли какао, фрукты, бульон и апельсины. (фрукты: апельсины…..), (принесли какао, апельсины и бульон)
11. Близких нужно любить и заботиться.(Нужно любить(кого?) близких и заботиться (о ком?) о них)
12. В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю. ( рассказать (о чем?) о значении спорта и (о чем?)о любви к нему).
13 В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, а также девочки. В секцию по дзюдо ходили не только мальчики, но девочки.(не только…, но и)
14. Сестры любили (что?) и увлекались (чем?) музыкой.(любили музыку и увлекались ею).
Благодаря лучших произведений словесности каждый
(1) В детстве я плакал много. (2) В отрочестве — меньше. (3) В юности — дважды. (4) Первый раз это было перед самой войной, вечером. (5) Я сказал девочке, которую любил, сказал с деланым равнодушием:
— Ну что ж, раз так, значит, конец.
— (6) Ну что ж, значит, конец, — неожиданно спокойно согласилась она и быстро пошла прочь. (7) И тогда я заплакал — ведь она уходила. (8) И утирал слезы ладонью.
(9) Второй раз я плачу сейчас здесь, в моздокской степи. (10) Я несу командиру полка очень ответственный пакет. (П) Песчаные холмы похожи один на другой. (12) Ночь. (13) А я второй день на передовой. (14) А за невыполнение задания — расстрел. (15) А мне восемнадцать лет.
(16) Приставят меня к стенке. (17) Впрочем, какие здесь стены.
(18) И я утираю слезы. (19) «Ваш сын оказался трусом и. » (20) Так будет начинаться извещение. (21) Ну почему это именно меня послали с пакетом? (22) Вот Коля Гринченко — такой сильный, ловкий парень. (23) 0н бы уже давно добрался. (24) Сидел бы сейчас в тёплой землянке штаба полка. (25) Пил бы чай из кружки. (26) Подмигивал бы связисткам и улыбался красивым ртом.
(27) А вдруг сейчас ухнет мина? (28) Отыщут меня утром. (29) Командир полка скажет командиру батареи:
— Что же это вы, лейтенант Бураков, неопытного солдата послали? (30) Не дали осмотреться человеку, привыкнуть. (31) Вот из-за вашего равнодушия погиб хороший человек.
(32) «Ваш сын пал смертью храбрых при выполнении ответственного оперативного задания. » (33) Так будет начинаться извещение.
(35) Это мне кричат. (36) Я вижу там окопчик, и из него мне рукой машут. (37) Мало ли куда я иду?
— (38) Стой! — кричат за спиною.
(39) Останавливаюсь. (40) Подхожу. (41) Кто-то с силой втягивает меня в окопчик за рукав.
(42) Куда шёл? — зло спрашивают.
(44) А ты знаешь, что там немцы? (45) Ещё бы сто метров.
(46) Мне объясняют. (47) Это наш передовой дозор, оказывается. (48) Потом меня долго ведут в землянку. (49) Командир полка читает донесение и посматривает на меня. (50) И я чувствую себя тщедушным и маленьким. (51) Я смотрю на свои не очень античные ноги, тоненькие, в обмотках. (52) И на здоровенные солдатские ботинки. (53) Всё это, должно быть, очень смешно. (54) Но никто не смеётся.
— (55) Идите на батарею, — зло говорит командир полка, — и скажите вашему командиру, чтобы он таких донесений больше не посылал.
(56) Он делает ударение на слове «таких».
— (57) Хорошо, — говорю я. (58) И слышу тихий смех красивой связистки. (59) Она смотрит на меня и смеётся.
— (60) Вы давно в армии? — спрашивает полковник.
— (62) В армии нужно отвечать не «хорошо», а «есть». и потом, это. носки вместе, пятки врозь.
— (63) Я знаю, — говорю я. (64) И выхожу. (65) Почти бегу.
(66) Опять степь. (67) Идёт снег. (68) И тишина. (69) Как-то даже не верится, что это фронт, передовая, что рядом опасность. (70) Теперь-то уж я не собьюсь с пути.
(71) Представляю, как смешно я выглядел: расставленные ноги, и руки в карманах шинели, и пилотка, натянутая на уши. (72) А ботинки у меня здоровенные. (73) Это даже хорошо. (74) Увесистая мужская нога. (75) И снег хрустит. (76) Мне бы только шапку-ушанку, и я не выглядел бы таким жалким. (77) Вот сейчас приду, доложу. (78) Напьюсь горячего чаю. (79) Посплю. (80) Теперь я имею право.
Булат Шалвович Окуджава (1924—1997) — поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.
Тест. Контрольная работа.
Список вопросов теста
Вопрос 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений без пробелов и запятых в порядке возрастания.
(1)Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. (2) классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. (3)Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. (4)В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). (5)Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.
1) Классовое деление индоиранского общества получило отражение в религии, к примеру, с высшим классом вождей и жрецов были связаны асуры.
2) Каждому из трёх классов индоиранского общества соответствовали свои боги, при этом богам для обеспечения благополучия человека принято было приносить в жертву кровь животных, огонь и перебродивший сок саумы.
3) Асуры, одни из богов индоиранской традиционной религии, были связаны с высшим из трех классов индоиранского общества – с классом вождей и жрецов.
4) Чтобы обеспечить благополучие человека и продление его рода, богам приносили в жертву кровь животных, огонь и перебродивший сок саумы.
5) Перебродивший сок саумы, кровь животных и огонь приносили в жертву индоиранским богам, соответствующим социальному классу, к которому относился человек, чтобы обеспечить продление его рода и его благополучие.
Вопрос 2
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоят на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
(1) Эффект микролинзирования состоит в следующем. (2) Если две звезды выстраиваются примерно на одной линии, то земной наблюдатель увидит возрастание блеска более далёкой звезды, так как более близкая работает как гравитационная линза, собирая её свет. (3) если у близкой звезды есть планета, то мы увидим дополнительный рост блеска, ибо планета также сработает как маленькая линзочка. (4) По параметрам изменения блеска далёкой звезды можно восстановить массу линз, в том числе и планеты
Вопрос 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗВЕЗДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1.Небесное тело (раскалённый газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка. Зажглись звёзды. Небо в звёздах. Полярная з.
2. О деятеле науки, искусства, о спортсмене: знаменитость. З. экрана.
3. Фигура, а также предмет с треугольными выступами по окружности. Пятиконечная з. Кремлёвские з.
4. Животное. Морская з.
5. В армиях некоторых стран: офицерский знак различия в виде пятиконечной звезды на погонах. Генеральские звёзды.
(1) Эффект микролинзирования состоит в следующем. (2) Если две звезды выстраиваются примерно на одной линии, то земной наблюдатель увидит возрастание блеска более далёкой звезды, так как более близкая работает как гравитационная линза, собирая её свет. (3) … если у близкой звезды есть планета, то мы увидим дополнительный рост блеска, ибо планета также сработает как маленькая линзочка. (4) По параметрам изменения блеска далёкой звезды можно восстановить массу линз, в том числе и планеты
Вопрос 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
Вопрос 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ГОДОВОЙ доход семьи был мизерным.
ПЛАТА за совершённые ошибки показалась Иванову слишком высокой.
Сосед по площадке оказался СКРЫТЫМ человеком.
Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ лицом пошла навстречу Кистеру, что у него сердце забилось от радости.
Вопрос 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Разведчиком или секретным шпионом обычно называют человека, для которого разведка служит основной профессией. Разведчик имеет специальное разведывательное образование и является штатным сотрудником одного или нескольких разведывательных органов
Вопрос 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Вопрос 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и
предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ записывайте без пробелов и запятых.
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) ошибка в построении сложного предложения
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Как обогатилось бы наше представление о Гоголе, если бы мы могли услышать, как он читает, например, комедию «Женитьба»!
2) Благодаря лучшим произведениям словесности каждый из нас познаёт себя через других, постигает законы человеческой жизни, учится уважению и любви к людям.
3) Замечено, что те, кто в детстве проводил больше времени не дома, а под открытым небом, реже становились близорукими.
4) Евгений Вахтангов опирался и развивал в своей работе с актёрами систему К.С.Станиславского.
5) Одним из важных событий минувшей недели был юношеский турнир по боксу.
6) Ведущий программы новостей сообщил то, что областная комиссия по землепользованию выделила каждой многодетной семье участок под личное подсобное хозяйство.
8) В городе Великих Луках в 2016 году отметят юбилейную дату – 850 лет.
9) Благодаря отца мы переехали из деревни в город.
Вопрос 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов без пробелов и запятых в порядке возрастания
1) расст..лать, бл..стеть, прим..рять (платье)
2) п..ровать, заг..рать, накл..нить
3) подр..стковый, р..внина, м..кать
4) изл..гать, заж..гать, зан..маться
5) пор..вну, вым..кший, к..ллекция
Вопрос 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов без пробелов и запятых в порядке возрастания
2) пр..своил, пр..стол, пр..возмочь
3) под..шёл, пр..рубить, от..брать
4) по..скочил, на..треснутый, пре..писание
5) в..южный, неб..ющийся, белич..и
Вопрос 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов без пробелов и запятых.
1) танц..вать, хлебуш..к
2) выкач..нная (коляска), плать..це
3) налаж..вать, кра..вой
4) слев. выкач..л (воду)
5) кавказ..кий, турец..кий
Вопрос 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов без пробелов и запятых в порядке возрастания
1) каж..щийся мраморным, курлыч..щие журавли
2) сороки стащ..т, они бор..тся
3) та..щий снег, ворота раскро..тся
4) жажд..щий успеха, слова много знач..т
5) животрепещ..щий вопрос, трактора паш..т
Вопрос 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово
Костик даже закрыл глаза, когда бабушкина чашка, которую он задел локтем, упала со сто ла, и испытал огромное облегчение, увидев, что чашка (НЕ)РАЗБИТА.
Пассажир, (НЕ)СМОТРЯ кондуктору в глаза, видимо, от смущения, пробормотал слова извинения.
Когда каждый из космонавтов увидит, что использована половина запаса топлива, две ракеты перельют своё (НЕ)ИЗРАСХОДОВАННОЕ топливо в полупустые ёмкости оставшихся двух ракет и отделятся от эскадрильи.
Оказывается, родителям было ничуть (НЕ)ИНТЕРЕСНО, когда они смотрели рекомендованный дочерью фильм.
Выслушав соседей, юноша возразил, что (НЕ)ОБЯЗАН присматривать за чужими цветами, если к нему лично не обратилась с просьбой регулярно их поливать..
Вопрос 14
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет под Петербургом действовала стекольная фабрика, ПРИ(ЧЁМ) станки для изготовления стекляруса и бисера проектировались самим Ломоносовым.
ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своему твёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работу по дому.
Замечательно ПРИ(ЭТОМ), что ни одно дело, начатое Ломоносовым, БУДЬ(ТО) составление русской грамматики, физико-химические исследования, управление стекольной фабрикой или географические проекты, не делалось им против воли или просто равнодушно.
В воскресенье, а ТАК(ЖЕ) в праздничные дни Вéрди добирался пешком в родную деревушку, (ЧТО)БЫ играть на оргáне.
Творчество Верди относится (ПО)ПРЕИМУЩЕСТВУ к оперному жанру, в ТО(ЖЕ) время его перу принадлежит «Реквием», посвящённый памяти писателя Мандзони.
Вопрос 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Номера записывайте без пробелов и запятых в порядке возрастания
В Антарктике сосредоточе(1)о около 70% мировых запасов пресной воды, но она находится в твёрдом состоянии и заключе(2)а в огромном ледниковом панцире, покрывающем материк. На этом ледя(3)ом континенте находится примерно 30 млн км3 льда, а наибольшая его толщина обнаруже(4)а в Восточной Антарктиде — 4100 м над уровнем моря.
Вопрос 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений без пробелов и запятых
1. Спустя несколько минут небо опять было прозрачно-голубым и по-прежнему ярко сияло лучистое солнце.
2. Тоска начала покидать Ивана тотчас после укола и теперь поэт лежал спокойно и глядел на радугу.
3. Все это время ручку двери крутили и дергали и слышны были крики курьерши.
4. Иван работал усердно и перечеркивал написанное и даже попытался нарисовать Понтия Пилата.
5. От сильного волнения мысли путались и поэтому невозможно было принять хоть какое-то решение
Вопрос 17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Номера ответов записывайте в порядке возрастания без пробелов и запятых
Река (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса (2)пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно катилась мимо.
Вопрос 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(- ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Номера ответов записывайте без пробелов и запятых в порядке возрастания.
Представьте себе (1) уважаемые (2) коллеги (3) сегодня я первый раз не взял с собой зонт. И в полдень (4) конечно же (5) хлынул дождь. А ведь (6) в течение двух недель на землю не упало ни капли! Что (7) вы (8) на это скажете? Впрочем (9) не будем больше отклоняться от предмета нашего обсуждения.
Вопрос 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Номера ответов записывайте без пробелов и запятых в порядке возрастания
Вопрос 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, без пробелов и запятых в порядке возрастания
Вопрос 21
Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений в порядке возрастания без пробелов и запятых