Благодарю аллаха за все что у меня
Благодарю аллаха за все что у меня
от Замиль · Февраль 1, 2018
Мусульмане получают блага в земном и вечном мире только по Милости Аллаха. Поэтому мы должны ежедневно и ежечасно поминать Его. Люди всего мира славят Аллаха на всех языках. Он – Владыка всего сущего. Вот несколько дуа, которые позволят нам выразить свою благодарность Всевышнему Творцу.
О, Аллах, я искренне хочу возблагодарить Тебя за дарованную мне жизнь в этом прекрасном мире, за возможность чувствовать радость, боль, печаль и счастье. Я не могу просить Тебя о большем, и когда наступит миг последнего вздоха, я знаю, что Ты будешь рядом со мной. Аминь.
Лучшие слова для поминания Всевышнего: «Ля илляха илля Аллах» и «альхамдулиллях».
Я верую, что нет бога, кроме Аллаха, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) – Его слуга и посланник.
О, Великий Аллах! Я могу сказать Тебе лишь одно слово: «СубханАллах». Спасибо Тебе за все, что мне даровано в этой жизни. Я люблю Тебя и всегда буду любить.
О, Всевышний Творец! Я знаю, что человек без руководства Ислама похож на капитана посреди моря без карт и компаса. Даруй нам истинные знания и помоги не сбиться с истинного пути!
Я верю, что никто более не заслуживает наших поклонений, мы почитаем лишь Тебя и Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Пусть Аллах дарует нам награду за благочестивые деяния.
Аллаху Акбар! Аллах Велик!
О, Аллах! В этом мире чрезмерных удовольствий и скрытых сокровищ я рад, что есть возможность поклоняться Тебе.
Благословенны те, кто может вкушать горячую пищу. Сегодня за ужином я думал, что у нас на столе есть все и мы ни в чем не нуждаемся, альхамдулиллях. Мы должны быть признательны Аллаху за все, что Он дарует нам. Пусть Всевышний поможет нам всегда помнить, сколь велика Его щедрость.
Иногда Аллах дарует, а порой забирает обратно. Иногда Он доволен, а порой разочарован нашими поступками. Не важно, потерплю ли я ущерб в земном мире или получу прибыль, я заработаю награду в жизни вечной, если буду за всё признателен Единому Создателю.
Вся хвала только Аллаху, который проявляет снисхождение к Своим рабам. Только Великий Творец достоин наших восхвалений. О, Всевышний, я нашел прямой путь и собираюсь следовать по нему. Я знаю, что прохожу испытание в земной жизни и надеюсь на Твою защиту в Судный День. Аминь!
Как воздать достойную Аллаха благодарность?
Выражение благодарности Всевышнему, за оказываемые Им для нас блага является неотъемлемой составляющей нашей религии. Ибо Всевышний даже самому любимому из всех своих пророков Мухаммаду (мир и благословение Всевышнего им всем) повелел быть благодарным за то, чем Аллах его облагодетельствовал и выражать её (благодарность).
(смысл): «Поведай людям о тех благах, которыми тебя Господь твой одарил» (сура «аз-Зуха», аят 11).
وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ
Имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) в книге «аз-Зухд», приводит со слов Хасана аль-Басри (да смилуется над ним Аллах), что тот говорил, что пророк Давуд (мир ему) говорил: «Господь мой, если б у каждого моего волоса было бы по паре языков, которые бы днем и ночью, всю жизнь прославляли Тебя я бы не смог воздать тебе благодарности даже за одно оказанное Тобою мне благо«.
В этой же книге приводятся и слова аль-Мугира бин Утбата: «Когда Всевышний ниспослал повеление пророку Давуду, сказав: «Выражайте же благодарность, семейство Давуда. Как же мало среди Моих рабов благодарных Мне» он обратился ко Всевышнему: «Господь мой как же я могу воздать Тебе хвалу тогда как именно Ты даешь мне блага, а затем облагодетельствуешь меня благодарностью Тебе за оказанные Тобою блага. И после таким образом приумножаешь мне блага, так как же я могу воздать тебе благодарность?» Тогда Всевышний ему ответил: «Вот сейчас ты познал Меня, Давуд«
وروي فيه أيضا عن المغيرة بن عتبة قال : » لما أنزل الله على داود «اعْمَلُوا آلَ دَاوُودَ شُكْرًا وَقَلِيلٌ مِنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ» قال يا رب كيف أطيق شكرك وأنت الذي تنعم علي ثم ترزقني على النعمة الشكر ثم تزيدني نعمة بعد نعمة ، فالنعمة منك يا رب ، فكيف أطيق شكرك ؟ قال الآن عرفتني يا داود «
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Аллах любит, когда Его восхваляют»
ان الله عز وجل يحب أن يحمد
В книге «Аль-Бадр аль-Мунир» приводится изречение, в котором говорится: «Воздавание хвалы Аллаху в благодарность за Его блага гарантия того, что Он не лишит этого блага».
حمد الله امان للنعمة من زوالها
В другом хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), приводиомомприводимом Абу Давудом (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Тому, кто, одев одежду, скажет «хвала Аллаху, Который одарил меня этой одеждой без моего старания и усердия» будут прощены все предыдущие грехи».
من لبس ثوبا فقال الحمد لله الذي كساني هذا الثوب من غير حول مني ولا قوة غفر له ما تقدم
Наилучшей фразой выражающей благодарность Аллаху является:
الحمدلله حمداً يوافي نعمه ويكافيء مزيده
(смысл) «Хвала Аллаху в таком количестве и качестве, которая была бы достаточной в благодарность всем Его благам, которыми Он меня наделил и за те блага, которыми наделит в будущем».
Доводом же в пользу того, что эта формулировка благодарности самая лучшая является некоторые изречения, в которых говорится: «Когда Всевышний Аллах ниспустил на Землю Адама (мир ему), он обратился к Аллаху со словами: «О мой Господь, обучи меня разным ремеслам и обучи меня словам, которые содержали бы в себе смысл всех восхвалений Тебе». Тогда Аллах ниспослал Адаму (мир ему) откровение: «Произноси каждое утро и вечером трижды «Хвала Аллаху в таком количестве и качестве, которая была бы достаточной в благодарность всем Его благам, которыми Он меня наделил и за те блага, которыми наделит в будущем. Воистину Я объединил в этой фразе смысл всех видов восхвалений»».
Некоторые богословы говорят, что лучшим видом восхваления являются слова:
الحمد لله بجميع محامده كلها ما علمت منها وما لم أعلم عدد خلقه كلهم ما علمت منهم وما لم اعلم
И в доказательство величия этой фразы приводят историю, в которой рассказывается, что некий мусульманин произнес эту фразу во время совершения хаджа, находясь в долине Арафа. В следующем году тот мусульманин снова отправился в паломничество в Мекку и снова находясь на Арафа хотел произнести эту же фразу восхваления. В этот момент он услышал голос ангела, который сказал: «О раб Аллаха, поистине ты утомил своих ангелов, записывающих деяния (аль-хафаза), потому что они до сих пор записывают вознаграждения за твое восхваление этими словами в прошлом году».
Исходя из выше приведенных доводов богословы вынесли решение, что если человек поклянется, что воздаст Аллаху лучшую хвалу он не сможет сдержать свою клятву кроме как произнеся одну из выше приведенных двух фраз.
Подытоживая все изложенное можно сделать вывод, что если мы желаем обрести довольства Всевышнего, постоянно пребывать в Его благах и никогда не лишаться их нам надо как можно чаще и больше произносить эти слова. Пусть Всевышний сделает всех нас из числа тех рабов, которыми Он доволен! Амин.
«Ианату-т-талибин», том 1, стр. 20 «Даруль-файха» и «Даруль-манхаль наширун».
«Ианату-т-талибин», том 1, стр. 22 «Даруль-файха» и «Даруль-манхаль наширун».
Благодарю аллаха за все что у меня
Сущность благодарности
Проявление благодарности – это признание рабом своей неспособности выразить благодарность Всевышнему Аллаху достойным образом.
Как об этом сказал Джунайд (да будет свята его душа): «Благодарность – это не считать себя заслуживающим благо. Сущность благодарности не в том, чтобы только заметить благо. Она заключается в принятии дарованных Аллахом благ с покорностью и осознанием того, что благом наделяет лишь Всемогущий Аллах».
Также сказано: «Благодарность – это знание сердцем того, что данным благом одарил Аллах, и произнесение соответствующих слов благодарности и хвалы».
Знайте, что благодарность сама по себе является благом от Всевышнего Аллаха. Если бы Аллах не наделил вас способностью выразить Ему благодарность, то вы не смогли бы сделать это сами.
Один из благочестивых людей, обращаясь к Аллаху, сказал: «О мой Аллах, как я могу выразить Тебе благодарность, когда моя благодарность – это ещё одно благо от Тебя!». Аллах тогда внушил ему: «Вот сейчас ты проявил Мне истинную благодарность».
Когда пророк Муса (мир ему) обратился к Аллаху: «О Господи, Ты сотворил Адама (мир ему) и наделил его такими-то и такими-то благами, как он поблагодарил за это?». Всевышний ответил: «Он узнал, что все эти блага от Меня, и признание этого было его благодарностью Мне».
Только Всевышний Аллах достоин благодарности и восхваления
С благочестивых людей взят обет, чтобы они проявляли благодарность Аллаху, когда Он наделяет их благами и когда не одаривает ими. Праведники – подопечные Всевышнего – вверили себя Творцу. А Аллах превыше того, чтобы предать раба, который доверился Ему.
Также с праведников взяли обет, чтобы они не выявляли свое какое-либо похвальное качество, кроме как в знак благодарности Всевышнему Аллаху или чтобы другие следовали за ними в этом. В остальных случаях благочестивые люди скрывают все свои похвальные качества и делают это ради Аллаха. Они не выступают на разных собраниях из-за стыда и опасения, что люди похвалят их в этом мире. А ведь восхваления заслуживает только Всевышний Аллах*.
Имам аль-Газали (да будет свята его душа) объясняет, что хвала несет для восхваляемого большой вред. Похвала порождает в нём гордыню и высокое мнение о себе. А иногда он радуется этой похвале, и это портит его благие деяния.
Поэтому Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если вы увидите тех, кто нахваливает людей, бросайте в их лица землю».
Также говорят: «Когда вас похвалят, то вспомните, что вы сотворены из глины, проявите скромность и не восхищайтесь собой из-за похвалы».
Наш господин Абуль-Хасан аш-Шазали (да будет свята его душа) отмечал: «Когда Всевышний хочет для раба блага, Он скрывает от него совершенство его нафса. Творец превращает его в Своего чистого, искреннего раба, в котором не проявляется ничего из качеств, достойных только Всевышнего Аллаха».
От всего, к чему привык нафс из знаний и познаний, рабу подобает отказаться, даже если это знание тайного (кашф) или особое духовное состояние (халь). Если Всевышний Аллах избрал его и доволен им как Своим рабом, то что же может навредить ему, даже если у него нет ни знаний, ни благих деяний?
Ученые-богословы говорят, что самой малой степенью благодарности Всевышнему является выражение благодарности языком. Нет человека более слабого, чем тот, кто не выражает словесную благодарность. Такая благодарность должна быть всеобъемлющей.
Самой высшей степенью словесной благодарности за дарованные Создателем блага является чтение рабом суры «аль- Фатиха». Пусть при ее чтении верующий вознамерится выразить благодарность за все блага Всевышнего Аллаха: явные и тайные, материальные и духовные, известные рабу и неведомые, касающиеся как земной, так и вечной жизни, которые он уже получил и которые ещё получит, постоянные и данные на время. С таким намерением пусть человек прочтёт эту суру по возможности от одного раза до ста. Кто поступает таким образом, того Всевышний запишет среди проявляющих благодарность. Либо в качестве награды этот раб получит еще больше благ в соответствии с его намерением и согласно обещанию Аллаха.
Способов всеобъемлющей словесной благодарности много. Примером такой благодарности являются следующие слова Пророка (мир ему и благословение): «О Господь, я не в силах благодарить Тебя так, как Ты того заслуживаешь. Ты таков, как Ты Сам восхваляешь Себя».
Пророк Адам (мир ему) сказал: «О Господи, Ты научил меня, как добыть пропитание своими руками**, так научи меня тому, что включает в себя всю хвалу и славословие». Тогда Всевышний Аллах ниспослал ему откровение: «О Адам, каждый день утром и вечером скажи по три раза: «Аль-хамду лиллахи раббиль аламин, хамдан ювафи ниамаху ваюкафиу мазидаху» («Я воздаю хвалу Аллаху, Господу миров, которая охватывает все Его блага и соответствует их увеличению Им»). Эти слова вбирают в себя все виды восхваления и славословия».
Разница между благодарным (шакир) и очень благодарным (шакур) рабом в том, что шакир благодарит за то, что Всевышний даровал ему, а шакур за то, что Аллах лишил его чего-либо.
Поистине, за каждое благо есть соответствующая благодарность. Благодарность за глаза – потупить взор при виде запретного и недостатков людей. Благодарность за уши – не слушать о недостатках людей, за руки – не протягивать их к чужому имуществу. Благодарность за ноги – удержать их, чтобы они не ступали туда, где нарушаются повеления Всевышнего. Также и по отношению к другим частям тела.
Сущность благодарности в том, чтобы ты использовал дарованные тебе Аллахом блага в соответствии с их предназначением. Сюда входит и имущество, и тело, и внешние и внутренние органы. Поэтому, когда ты используешь что-либо из этих благ не в соответствии с тем, для чего оно сотворено, это будет неблагодарностью за это благо.
Восхваляющие Аллаха во всех состояниях
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сообщил, что первыми в Рай войдут люди, восхваляющие Аллаха во всех состояниях. В другом предании говорится: «Восхваляющие Аллаха и в радости, и в горе».Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Слова «аль-хамдулиллах» являются проявлением благодарности за все блага».
Рассказывают, что ас-Сарий ас-Сакати (да будет свята его душа) сказал: «Вот уже тридцать лет я прошу прощения у Аллаха за слова «хвала Аллаху», которые я произнёс однажды». У него спросили: «Как же это?». Он ответил: «В Багдаде случился большой пожар. Я встретил некоего человека, который сообщил мне: «Твоя лавка уцелела». Тогда я сказал: «Хвала Аллаху». И вот в течение тридцати лет я сожалею об этих словах, ибо захотел себе пользу тогда, когда другие мусульмане пострадали».
Рассказывают, что Хасан ибн Али (да будет доволен им Аллах), остановившись у угла Каабы, обратился к Аллаху со словами: «О мой Аллах, Ты одарил меня благами, а я не проявил благодарность. Ты меня испытал бедами, а я не проявил терпение. Ты не лишил меня благ из-за неблагодарности и не наслал на меня беды за нетерпение. О Господи, от щедрого не исходит ничего, кроме щедрости».
* Не желая, чтобы люди хвалили их подобно тому, как восхваляют Всевышнего Аллаха.
** 62 То есть занят работой, посредством которой я зарабатываю себе на жизнь. – Ред.
Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана
Благодарю аллаха за все что у меня
О благодарности Всевышнему.
За что мы можем поблагодарить Аллаха?
Наверняка большинство удивится – да что же хорошего в моей жизни: и зарплата у меня маленькая, и работа неинтересная, а еще квартира тесная, и дети непослушные, и соседи шумные, да и здоровье все время подводит. Но давайте задумаемся, действительно ли у нас все плохо? В одном из хадисов нашего Пророка (мир ему и благословение) говорится:
«Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал » (Бухари, Муслим).
Давайте посмотрим, сколько на самом деле у нас разных благ.
Мы питаемся два-три раза в день, да еще можем привередничать – это я люблю, а это есть не буду, это невкусно. А вы знаете, что примерно 850 млн людей на Земле ведут полуголодное существование, из них почти половину составляют дети? 18 тысяч детей на земном шаре каждый день умирают от голода и недоедания! Еще около 1 млрд человек не имеют доступа к чистой питьевой воде – что является для них причиной различных болезней (по данным ООН).
Наши дети ходят в школу, причем образование получают там бесплатно, слава Всевышнему. Мы сами в свое время получили бесплатно среднее школьное, а многие – и высшее образование. Но более 700 млн людей на Земле вообще неграмотны, не умеют даже читать и писать (по данным ЮНЕСКО).
Если мы, не дай Бог, заболеем – к нашим услугам и врачи, и больницы. Да, конечно, все мы любим поругать наше здравоохранение, какое оно некачественное, но тем не менее – нам оно предоставляется также бесплатно, и мы имеем к нему доступ. До сих пор более половины населения Земли не имеют доступа к основным медицинским услугам (то есть, им даже не окажут первую помощь в случае необходимости).
У нас над головой мирное небо – не падают бомбы, не рвутся снаряды, мы уверены в безопасности себя и своих близких. Но в мире в данный момент происходят примерно 43 военных конфликта, в ходе которых ежегодно умирает более 10 тысяч человек. Еще 50 млн человек в прошлом году было вынуждено покинуть свои дома и стать беженцами.
Вот только некоторые факты, которые свидетельствуют о том, что у нас много поводов считать себя счастливыми и благодарить за это Всевышнего.
Благодарность – источник благ от Аллаха
«Разве станет Аллах наказывать вас, если вы будете благодарны [Ему] и уверуете [в Него]? Ведь Аллах вознаграждает благодарных и знает то, что они делают» (4/147).
«Если вы будете благодарны, то Я непременно увеличу вам. А если будете неблагодарны, то постигнет вас суровое наказание» (14/7).
Неблагодарность же – наоборот, называется в Коране качеством шайтана, которое он хочет пробудить в людях:
«Потом я (Иблис) приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты (о, Аллах) не найдёшь большинства их благодарными (Тебе) (за Твои благодеяния)» (7:17).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«В Судный день будет провозглашено: “Встаньте те, кто благодарил Аллаха в любом положении”, и встанет тогда группа людей, и для них будет развернуто знамя, и под ним они войдут в Рай».
Как проявляли благодарность пророки
Пример благодарности показывают нам пророки Всевышнего Аллаха, которые умели быть благодарными Ему в любом положении:
«Поистине, Ибрахим был предводителем, благоговейным пред Аллахом, ханифом [единобожником], и не был он из числа многобожников, благодарным за благодеяния Его; избрал Он его и повёл к прямому пути» (16/120-121).
Мы знаем, что Ибрагиму (мир ему) пришлось пройти через многие испытания: его чуть не убили его родственники-идолопоклонники, но Аллах чудом спас его от гибели; затем ему пришлось оставить своих родных и уйти одному, только в сопровождении племянника Лута (мир ему), в неизведанные земли.
Для испытания его веры Аллах повелел ему принести в жертву своего долгожданного сына Исмаила (мир ему); после этого ему пришлось оставить свою жену Хаджар и сына Исмаила (мир ему) в пустыне. Однако, здесь сказано, что Ибрагим (мир ему) всегда был благодарным за все блага, которые Аллах посылал ему.
О пророке Нухе (мир ему) говорится в Коране так:
«(о,) потомство тех, кого Мы перенесли [спасли] (в ковчеге) вместе с (пророком) Нухом; поистине, он [пророк Нух] был благодарным рабом!» (17/ 3).
Здесь сказано о тех людях, которые спаслись в ковчеге вместе с Нухом (мир ему). Несмотря на все трудности, Нух (мир ему) был благодарным рабом.
О благодарности пророка Сулеймана (мир ему) сказано:
«А тот, у которого было знание из Писания, сказал: “Я принесу его тебе в мгновение ока”. Когда Сулейман увидел установленный перед ним трон царицы, он подумал: “Это – милость Господа моего, ниспосланная, чтобы испытать меня: благодарен ли я или же неблагодарен. Кто благодарен, тому пойдёт на пользу его благодарность. А кто неблагодарен, то ведь Аллах – Богатый, Щедрый”» (27/40).
Аллах также сказал: «Мы даровали Лукману мудрость: «Благодари Аллаха! Тот, кто благодарит, поступает только во благо себе. А если кто неблагодарен, то ведь Аллах — Богатый, Достохвальный» (31/12).
Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), как передается, совершал земной поклон, проявляя благодарность Аллаху, каждый раз, когда получал какое-то радостное известие.
Согласно рассказу его супруги Айши (да будет доволен ей Аллах), Пророк (мир ему и благословение) выстаивал намаз по ночам так долго, что его кожа на ступнях трескалась. Однажды она спросила: «Зачем ты делаешь это, о Посланник Аллаха? Ведь тебе уже прощены твои прошлые и будущие грехи» Он сказал: «Разве я не должен быть благодарным рабом?» (Бухари, Муслим).
Способы проявления благодарности
Самый простой способ – это признать в сердце, что нам дарованы многие блага, что Всевышний нас всем облагодетельствовал в этой жизни, и выразить эту благодарность языком, восхваляя Аллаха и благодаря Его в своих дуа. Не жаловаться на жизнь, не ворчать на какие-то проблемы и временные трудности.
Разумеется, жизнь немыслима без испытаний, поскольку мы живем не в Раю. Однако, даже если вы поссорились с женой, ребенок принес из школы двойку, соседи сверху устроили вам протечку, а начальник сократил вам зарплату – это еще не повод считать себя несчастным человеком. Сирийский беженец или безногий инвалид с удовольствием заняли бы ваше место – несмотря на докучливых соседей, непонимающих супругов и непослушных детей.
Большой ученый и духовный наставник, шейх Абдуль-Кадир Гейлани (да помилует его Аллах) сказал: «Надо быть на пути благодарности Аллаху за Его дары нам. Есть три вида благодарности – языком, сердцем, всеми органами».
Благодарность сердцем – когда человек осознает, что все, что есть хорошего у человека, будь то внешнее, внутреннее или же его деяния, – все это милость Аллаха. Благодарность сердцем – это состояние убежденности в этом и твердая вера в это.
Благодарность всеми органами – это использование всех своих органов для поклонения Аллаху. Когда человек не поддается желаниям своего нафса (эго) и шайтана, не прислушивается ни к каким приказам, противоречащим повелениям Аллаха.
Если Аллах даровал человеку достаток, то благодарность будет заключаться в том, чтобы использовать его дозволенным образом, а не на запретные удовольствия (спиртное, азартные игры). Благодарность за дарованное время – в том, чтобы проводить его с пользой, не тратя на пустые разговоры и развлечения.
Пусть Всевышний Аллах поможет нам быть благодарными рабами, ведь благодарность – это источник счастья в этой и будущей жизни.
Благодарю аллаха за все что у меня
Поклонение без благодарности не может быть полноценным (Фото: elements.envato.com).
Одним из главных качеств верующего мусульманина является благодарность Всевышнему Аллаху за те милости, которые Он оказывает.
Аллах наделил нас бесчисленными благами, и мы должны благодарить Его даже в то время, когда нам кажется, что Он обделили нас в чем-то. Если бы мы поразмыслили, то поняли бы, что данные нам блага многократно превышают то, что Аллах отнимает у нас.
Начнем с того факта, что человек является рабом Аллаха – жаловаться на судьбу и предъявлять претензии к Аллаху у нас нет права. К тому же жалобы и причитания являются бесполезным и даже вредным занятием, ведь от этого страдает лишь сам человек. Неблагодарность многократно усложняет жизнь человеку и делает ее невыносимой.
Всевышний Аллах велел человеку благодарить Его наряду с повелением о Его поминании:
فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (Аль-Бакара, 152).
Поминая Аллаха и благодаря Его, мы сохраняем полученные блага и даже приумножаем их. Неблагодарных же ждут мучения:
«Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (Авраам, 7).
Аллаха следует благодарить за все дарованные Им блага (Фото: elements.envato.com).
Мы должны благодарить Аллаха как за большие дары, так и за незначительные, которые мы принимаем как должное. К этому относится ежедневно принимаемая нами пища, вода, домашняя утварь и так далее. Всевышний говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَاشْكُرُوا لِلَّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (Аль-Бакара, 172).
В этом аяте Аллах связал благодарность с поклонением Ему. Это значит, что поклонение без благодарности не может быть полноценным. Лишь благодарные рабы могут по праву называться богобоязненными людьми.
Благодарить Всевышнего следует за наше здоровье, за слух, зрение и разум, которые Он даровал нам. Необходимо помнить, что мы никогда не смогли бы расплатиться с Ним даже за одну из этих милостей. Он же не требует от нас платы, но требует веры и подчинения.
وَاللَّهُ أَخْرَجَكُم مِّن بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ لَا تَعْلَمُونَ شَيْئًا وَجَعَلَ لَكُمُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَالْأَفْئِدَةَ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, – быть может, вы будете благодарны» (Ан-Нахль, 78).
Слова благодарности, которым научили нас пророки
Нам нужно равняться на пророков и посланников, которые были самыми благодарными рабами Творца (Фото: elements.envato.com).
Пророки и посланники, которые занимают высшую степень в Вечной жизни, были самыми благодарными рабами Творца.
Всевышний Аллах в суре «Пчелы» привел историю о пророках Сулеймане (а.с.) и Дауде (а.с.), которые благодарили Его самыми красноречивыми и самыми лаконичными словами:
وَلَقَدْ آتَيْنَا دَاوُودَ وَسُلَيْمَانَ عِلْمًا وَقَالَا الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي فَضَّلَنَا عَلَى كَثِيرٍ مِنْ عِبَادِهِ الْمُؤْمِنِينَ
«Мы даровали знание Дауду (Давиду) и Сулейману (Соломону), и они сказали: «Хвала Аллаху, Который предпочел нас многим из Своих верующих рабов» (Ан-Намль, 15).
كل أمر ذي بال لا يبدأ فيه بالحمد لله فهو أقطع
«Любое дело, которое не начинается с восхваления Аллаха, является неполноценным (или лишенным блага)».
В суре «Помощь» Всевышний Аллах сообщил Своему пророку ﷺ о том, что ему будет дарована победа над мекканскими многобожниками, и что ислам распространится среди арабов и других народов. Аллах велел ему восхвалить Его в знак благодарности, когда придет победа:
إِذَا جَاءَ نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ (1) وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا (2) فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَوَّابًا (3)
«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он – Принимающий покаяния» (Ан-Наср, 1-3).