Благодатная 50 что будут строить
Благодатная для двоих
Девелоперская компания, которая входит в холдинг «Евроинвест» Андрея Березина, застроит жильём бизнес-класса участок площадью 4,3 га на пересечении Сызранской и Благодатной улиц. А прямо напротив свой проект скоро начнёт реализовывать Bonava.
О том, что девелопер активно готовится к выходу на площадку, говорит то, что из небольшой промзоны, которая сейчас находится на этом месте (Сызранская ул., 23), «попросили» арендаторов.
«Нам дали время доработать до конца сентября. И не только нам, но и всем нашим соседям, причём владелец земли явно очень торопится. Объясняют, что скоро начнётся строительство жилого комплекса», – рассказал руководитель футбольного клуба «Рубеж» Илья Мишин (занимает довольно большую территорию промзоны).
Собственно, то, что на привлекательное пятно рано или поздно придут девелоперы, секретом не было. Изоляционно-сварочный завод, располагавшийся по этому адресу, давно прекратил своё существование. А два года назад Смольный согласовал перевод площадки в жилую зону.
Смольный согласовал перевод промышленной площадки на Сызранской в жилую зону. Интересант – структура ГК «Грин Поинт» Феликса Длина
Правда, интересанты тогда были другие: компанию «Колорит», являвшуюся номинальным владельцем земли, контролировала ГК «Грин Поинт» Феликса Длина. В настоящий момент «Колорит», согласно системе «Контрагент», находится в процессе присоединения к другому юрлицу, что, скорее всего, говорит о том, что её продали вместе со всем дорогостоящим активом.
К тому же в феврале было создано ООО «Специализированный застройщик «Евроинвест Благодатная» (зарегистрирована по адресу головной компании), на которую, вероятно, и оформят разрешение на строительство. В самом «Евроинвест девелопмент» никаких подробностей не озвучивают, запрос NSP там проигнорировали.
Участники рынка озвучили нашему изданию скудные сведения: на участке построят шесть корпусов общей площадью около 100 000 кв.м.
Отметим, что эта часть Московского района пользуется повышенным спросом у девелоперов. Так, в начале года Bonava купила территорию бывшего оконного завода Trive – площадка расположена как раз напротив участка «Евроинвеста» – на другой стороне Благодатной. Выход шведского застройщика на площадку ожидается в начале будущего года. Неподалёку КВС возводит свой клубный дом «Б57», а Setl City чуть поодаль – на проспекте Космонавтов – крупный ЖК «Статус у парка Победы».
Сергей Собянин строит для москвичей жилой квартал «Радиация»?
Кто будет возводить башни возле Курчатовского института? Скандально известный концерн «Крост». И, по всей видимости, у этой конторы есть некий план по выдавливанию Курчатовского института с насиженного места, поэтому¸ скорее всего, если стройка все-таки начнется, в ход пойдет двухходовая комбинация: сначала возведут все эти «вавилонские» башни, заселят народ, а потом объявят, что «Курчатник» вместе с его ядерным скарбом опасен для здоровья и жизни людей, которые поселились в высотках. И институт выпрут туда, куда Макар телят еще не гонял. Блестящий ход!
Но жители столичного микрорайона «Щукино», где находится Курчатовский институт, резко против новых подселенцев.
В этой ситуации совершенно непонятна вялая реакция госкорпорации «Росатом», в чьем ведении находится знаменитый институт. Неужели госкорпорации все равно, что будет с флагманом российской науки? Или, возможно, ГК «Росатом» имеет в этой дикой ситуации свой интерес? Довольно странно ведет себя и руководство Курчатовского института, которое совершенно спокойно взирает на суету вокруг забора «Курчатника».
Об этом пишет корреспондент The Moscow Post.
Мэр столицы Сергей Собянин продолжает удивлять москвичей нетривиальными решениями
Фукусима под окнами?
Существует опасность, что в тех местах, где Московский завод полиметаллов хоронил свои радиоактивные отходы, при возведении моста от Шоссейной до Кантемировской улицы могут раскопать могильники радиоактивных отходов. Строительство может спровоцировать оползни, которые реанимируют «курганы» с ядерными отбросами. А по подсчетам, в курганах пока «спят» примерно 60 тонн ядерных отходов завода полиметаллов.
Заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин оказался жутко недоверчивым чиновником. Он уже заявил журналистам, что, во-первых, ничего не слышал про радиоактивные отходы завода полиметаллов, а, во-вторых, у страха глаза велики, и не стоит преувеличивать чьи-то байки! Об этом сообщал «Федералпресс».
И точно также, легкомысленно и равнодушно чиновники Собянина относятся с строительству жилых домов возле ядерных реакторов Курчатовского института.
Курчатовский институт спокойно работал в Москве, начиная с 1943 года.
На «круглом столе» (The Moscow Post получили приглашение присутствовать на мероприятии) напомнили, что еще 13 октября 2018 года был опубликован Указ президента РФ № 585 «Об утверждении основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ до 2025 года».
И впервые к основным проблемам в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности теперь отнесли появление новых технологий, которые могут быть применены для совершения несанкционированных действий, в том числе, террористических актов в отношении объектов использования атомной энергии.
Концерн «Крост» еще несколько лет назад прикупил земли Курчатовского института
Но как положения Указа президента РФ реализуются в Москве и, в частности, в районе Щукино, в котором расположено 10 научных центров?
-На территории «Курчатника», действительно, работают 7 ядерных реакторов, один из которых будет выведен из эксплуатации не раньше 2025 года,- рассказывает The Moscow Post глава муниципального округа «Щукино» Андрей Гребенник.- Еще есть радиохимическое производство и другие объекты с источниками ионизирующего излучения.
Но чиновники и строители идут по головам.
Землю продал Росатом
Дело в том, что Курчатовский институт перешел под опеку ГК «Росатом» несколько лет назад. И вскоре произошло невероятное: сотрудники госкорпорации выставили этот земельный участок «Курчатника» на продажу, причем, вместе со зданиями, которые находятся на территории института. И все это было преподнесено, как » непрофильный актив». Часть территории быстренько купил концерн «Крост». И начал разрабатывать проект застройки с помощью зарубежных строителей.
Тем временем градостроительно-земельная комиссия, решения которой нельзя оспорить, ибо они обязательны для всех органов исполнительной власти Москвы спокойно, на голубом глазу согласовывает предложение компании «Крост» о строительстве жилых домов. И получается, что стены этих домов будут располагаться в 15 метрах от забора института.
Компания «Крост» уже вовсю роет котлованы под застройку
А что же за забором? В 20 метрах находится строения, в которых занимаются научными исследованиями, о которых простому смертному лучше не знать. Об этом сообщали «Новые известия».
Строения эти дополнительно охраняют бойцы Росгвардии. А они, как известно, обычно не мешки с картошкой стерегут.
Что же будет, если все-таки построят 4 огромных «скворечника» с панорамным обзором?
Уран почти весь виден
По мнению Андрея Гребенника, из окон новых многоэтажных домов можно будет без помех обозревать окна корпусов Курчатовского института, что при современном оборудовании позволит эффективно прослушивать все, о чем говорится в научном центре. И это не шутка. В свое время только одна фотография, которую неосторожно опубликовал на своих страницах известный московский журнал, позволила агентам ЦРУ определить мощность производства обогащенного урана на закрытом предприятии. На фотографии была изображена всего-то схема энергосистемы Урала! –
Но не говорится, что переселение граждан из района Хорошево-Мневники необходимо компании «Крост «для реализации проекта коммерческой застройки освобождаемой территории, а метры для переселения людей по программе реновации будут компенсированы концерну «Крост» из доли Москвы при строительстве других объектов компании.
В Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт»
Радиоактивное «Октябрьское поле»
Идем дальше. Что еще выясняется? Вот уже несколько лет еще одно крупномасштабное жилищное строительство ведется с другого бока «Курчатника». Эта стройка идет с двух сторон железнодорожной ветки. А эта ветка прямиком ведет к пункту погрузки радиоактивных отходов. Сей пункт располагается прямо за забором Курчатовского института.
Год назад у этого бока «Курчатника» соорудили 4 жилых дома.
После чего это узаконили в Правилах землепользования и застройки в Москве. Кстати, в одном из домов есть пристроенный детский садик на 90 мест. Там работают 4 группы. Однако, детских площадок у детишек всего три (3). И именно поэтому не все дети гуляют. Одна группа обязательно сидит в помещении, пока три другие резвятся на свежем воздухе. Как это понимать?
Но вот развернулась новая стройка. Идет вторая очередь строительства «Родной город. Октябрьское поле». Начались бойкие продажи. Тут тоже есть закавыка. Согласно постановлению Правительства Москвы, утвердившему проект планировки этого участка, общая площадь строений не может превышать 110 тыс. кв. метров. Москомархитектура выдала ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка) на 120 тыс. кв. м, Мосгосэкспертиза выдала положительное заключение на проект, а Мосгостройнадзор – разрешение на строительство. Опять сумасшедший дом?
Концерн «Крост» ведет агрессивное строительство во многих углах Москвы
И снова игнорируется постановление Правительства Москвы. Ответ у чиновников от строительства тот же – руководствуемся правовым актом Москомархитектуры. Но почему молчит прокуратура Западного административного округа?
Почему же господин Собянин и его чиновники нарушают все мыслимые законы? Почему не выполняют Указ Президента РФ № 585?
Заявление академика Велихова
С 2015 года ведомства, которым подчинены институты в Щукино (а их несколько), продают свои земельные участки строительным организациям. И они выводят землю из категории для промышленного использования. И строят высотные дома. К примеру, земельные участки почтового ящика 2275 Министерства радиотехнической промышленности СССР, выкупило некое АО «Автокомстрой», Это и есть застройщик ЖК»Родной Город. Октябрьское Поле». Земля выкупалась как промышленная зона. В итоге на улице маршала Берзарина выросли 4 жилых дома. Об этом писал сайт «Арсвест.ру».
Здания на территории Курчатовского института
Почетный президент НИЦ «Курчатовский институт», академик Е.П. Велихов выступил резко против такого агрессивного напора со стороны концерна «Крост». Об этом сообщал сайт «Рупор Москвы».
Вот текст заявления Велихова:
«Прошу принять во внимание мое несогласие в связи с планами ООО»Крост» разместить на ул. Расплетина многоэтажный жилой комплекс суммарной площадью 71 тыс. кв. метров. Этот проект полностью игнорирует угрозы, существующие в связи с соседством такого сложного стратегически важного объекта как Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
Со времени строительства НИЦ Курчатовский институт его основателями из соображений безопасности на территориях, прилегающих к нему, планировалась только малоэтажная застройка. На территории института до сих пор находятся объекты, которые в силу своего предназначения не должны находиться в зоне ближнего обзора. В связи с изложенным прошу зафиксировать мое отрицательное отношение к проекту, обсуждаемому на публичных слушаниях».
Но кто же сегодня слушает академиков, если везде правят топ-менеджеры?
«У «Кроста» везде все схвачено
Непонятна и позиция госкорпорации «Росатом» по поводу строительства высоток, с которых откроется полный обзор на секретные институты. С этих высоток, как со шпионского спутника, можно будет круглосуточно вести трансляцию о том, что происходит в стенах исследовательского центра.
Вот и руководство института в лице своего представителя, на публичных слушаниях умыло руки, заявив, что государственной безопасностью занимаются соответствующие органы, а в Курчатовском институте все безопасно. Отходы институтов ранее сливались на территории, однако, с 2008 года якобы все каналы по сливу «грязной» воды перекрыты, а с загрязненных территорий вывезен весь радиоактивный грунт. Правда, на публичных слушаниях нашелся оппонент, который сказал, что проблемы с радиоактивными отходами на территории Курчатника до сих пор не решены.
Однако, судя по наскокам представителей ООО «Крост», у них везде все схвачено. Осталось лишь провести неприятные, но недолгие процедуры обсуждения ПЗЗ (Правила землепользования и застройки) с общественностью.
Управа Щукино тоже решила подстраховаться на всякий случай. И наняла отряд пиарщиков, поскольку чиновникам из управы нужно положительное заключение по изменению ПЗЗ на публичных слушаниях. И в ящик для голосования опускались пачки бюллетеней, которые своим количеством в несколько раз превышали число участников публичных слушаний.
Во время публичных слушаний массовка захлопывала выступления людей, которые высказывались против строительства высотных домов у забора Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Об этом сообщал сайт «Рупор Москвы».
Памятник Игорю Курчатову на площади перед Курчатовским институтом
Но все уже одобрено. Получается, строить теперь будут не только над железнодорожными мостами, на месте бывших нефтебаз и скотомогильников, но и около ядерных реакторов?
Игорь Васильевич Курчатов, наверное, в гробу переворачивается от таких вот новаторских предложений. И вполне понятно, почему ни «Росатом», ни руководство НИЦ «Курчатовский институт» не противятся наполеоновским планам концерна «Крост».
Вся троица, получается, сидит в одной «лодке»?
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Как Северо-Восточная хорда изменит транспортную ситуацию в Москве
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Завершается строительство Северо-Восточной хорды – одного из ключевых проектов дорожной инфраструктуры Москвы. Бессветофорная магистраль напрямую свяжет север, восток и юго-восток города. О том, как ее открытие улучшит транспортную ситуацию в столице − читайте в нашем материале.
Северо-Восточная хорда готова на 82%: построено восемь из 11 участков магистрали длиной 98,6 км, включая 63 эстакады (33,5 км), тоннель (480 метров), три моста (204 метра), пять путепроводов (915 метров) и 15 пешеходных переходов.
Схема прохождения Северо-Восточной хорды
Строительные работы ведутся на двух участках: от Дмитровского до Ярославского шоссе и от Лухмановской улицы до Зенинского шоссе.
Строительство участка от Дмитровского до Ярославского шоссе длиной 26 км позволит обеспечить дополнительную поперечную связь между вылетными магистралями Северного и Северо-Восточного административных округов столицы − Дмитровским, Алтуфьевским и Ярославским шоссе, а также перераспределить транспортные потоки в обход центральной части города.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, благодаря вводу СВХ город получит возможность проезда от МКАДа до МКАДа, минуя центр.
Строительство дороги от Лухмановской улицы до границ с Московской областью выполнено более чем на 50%. Ведется устройство дорожного полотна, перекладка инженерных коммуникаций, сооружение подземных пешеходных переходов, установка опор и монолитных плит пролетных строений искусственных сооружений (к ним относятся эстакады, мосты и т.д.).
Для создания нового маршрута необходимо построить и реконструировать 12,9 км дорог. Строители установят шумозащитные экраны в районе СНТ «Зенино» в Люберцах и обустроят три подземных перехода в районе Сочинской улицы и СНТ «Зенино».
Новая дорога позволит организовать бессветофорное движение от МКАДа до населенных пунктов Московской области. Она напрямую соединит Зенинское и Косинское шоссе.
Северо-Восточная хорда пройдет от трассы М11 Москва − Санкт-Петербург до Косинской эстакады (развязки на пересечении МКАД с магистралью Вешняки − Люберцы) и далее за МКАД − до строящейся трассы М12 Москва − Нижний Новгород − Казань.
Проектируется отрезок СВХ с мостом через реку Пехорку для соединения магистрали с автомобильной дорогой Москва − Нижний Новгород − Казань. Длина дорог на этих объектах составит около 25 км, их строительство планируют завершить до конца 2023 года.
Значение СВХ для города
Новая городская магистраль соединит крупные автомобильные артерии города: МКАД, шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щёлковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе. Она позволит выехать на 15 крупных московских магистралей − Фестивальную, Сельскохозяйственную улицы, Берёзовую аллею, в 3-й Нижнелихоборский проезд, на Амурскую, Щербаковскую, Перовскую улицы, а также улицы Юности, Паперника и др.
Благодаря Северо-Восточной хорде появится диагональная связь между севером, северо-востоком, востоком и юго-востоком столицы, а транспортная нагрузка на центральные улицы, Третье транспортное кольцо (ТТК), МКАД и вылетные магистрали снизится.
В районе Большой Академической улицы СВХ соединяется с Северо-Западной хордой, в районе шоссе Энтузиастов − с Юго-Восточной.
Магистраль пройдет через 26 районов Москвы и 10 промзон, у которых появятся новые возможности для развития. Кроме того, СВХ обеспечит подъезд к 12 транспортно-пересадочным узлам, 21 станции метро и МЦК, платформам первого Московского центрального диаметра (МЦД-1) и перспективного МЦД-3.
ЖК «Метрополия» на Волгоградском проспекте
ЖК «Метрополия»
ЖК «Метрополия» — крупный девелоперский проект от компании MR Group. Это симбиоз комфортного жилого пространства, деловой инфраструктуры, технологичности и современных архитектурных решений.
Сроки сдачи
Расположение ЖК
ЖК «Метрополия» построят в ЮВАО Москвы, по адресу: Волгоградский проспект, 32. Это удачное место, куда можно добраться как на общественном транспорте, так и на личном автомобиле. В пешей доступности — две станции метро и остановки общественного городского транспорта. В 3 км от места застройки — выезд на ТТК.
Экология района
Комплекс «Метрополия» будет возведен в окружении парковой зоны (850-летия Москвы, Лефортово). Застройщик планирует реализовать масштабный проект озеленения.
Варианты квартир
Общая площадь жилой застройки составляет 200 тысяч м². Здесь появятся апартаменты бизнес-класса с удобными планировками и высокими потолками и отделкой white box. Энергосберегающие технологии и экологичные материалы, используемые в строительстве, позволят создать благоприятный микроклимат в жилых зонах.
Потенциальные покупатели
Проект категории «бизнес» привлечет внимание граждан с высоким уровнем доходов. Прежде всего, это деловые люди, для которых важны комфорт, мобильность и высокий уровень жизни. Поблизости есть ве необходимое для удовлетворения как социальных, так и бизнес-потребностей москвичей.
Архитектура ЖК
В составе ЖК «Метрополия» — 11 зданий. Они будут расположены особым образом — по спирали. Такая конструкция напоминает цветок лотоса, раскрывающего свои лепестки в направлении солнца. Мастер-план комплекса разработан известной японской компанией Nikken Sekkei.
Паркинг
В ходе строительства удастся обустроить двухуровневый подземный паркинг на 1477 машиномест.
Обустройство территории
Высотные здания «Метрополии» образуют полузакрытое дворовое пространство, благоустройству которого уделят особое внимание. Здесь построят площадки для детских игр и занятий спортом, сделают проезды и пешеходные зоны. Большие площади отданы под офисы, ТРЦ, гостиницу и концертный зал.
«Через 50 лет их неизбежно снесут»: московские высотки – жилье будущего или «мусорная» катастрофа?
«Hебоскpебы, небоскpебы, а я маленький такой. » – эту песню, припев которой многие знают наизусть, российский шансонье Вилли Токарев написал в Нью-Йорке, куда эмигрировал еще в 1974 году. За свою жизнь музыкант повидал множество городов и сам довольно большую часть жизни провел высоко над землей – в знаменитой сталинской высотке на Котельнической набережной. В те годы высотные дома у россиян в основном ассоциировались с зарубежными мегаполисами: Нью-Йорком, Лос-Анджелесом, Чикаго, Лондоном, Дубаем. Однако сегодня во многих крупных городах России есть свои «сити» – деловые центры, где сосредоточены головные отделения крупных компаний, банков, валютные рынки, товарные биржи, а также торговые центры и элитные жилые дома.
Множество высотных жилых комплексов каждый год появляется и на окраинах. Это легко проследить на примере Москвы: наибольшим спросом в столице продолжают пользоваться дома, расположенные вблизи станций метро и дорожных развязок. Девелоперы, стремясь снизить издержки и увеличить выручку, чаще всего строят на выкупленных участках высотные жилые комплексы. Многие дома в новых районах (особенно в Новой Москве) достигают 30 и более этажей, и доля квартир, выставляемых на продажу в таких домах, в этом году достигла 21%.
По статистике сейчас доля высотных домов на московском рынке недвижимости составляет 95%, а на малоэтажные объекты (от пяти до девяти этажей) приходится всего 4%. Многие эксперты отмечают, что такое обилие высоток провоцирует транспортный коллапс, так как транспортная инфраструктура попросту не справляется с таким наплывом жителей, большинство из которых пользуются личным автотранспортом.
Какие еще проблемы принесет нам рост этажности, должно ли государство его контролировать (спойлер: да, но это плохо работает) и каким будет город будущего – все это мы узнали у экспертов в сфере недвижимости и градостроительства.
Выше высотки – длиннее пробки?
Районы с большим количеством высотных домов и крупные агломерации небоскребов – так называемые «сити» – прочно вошли в нашу жизнь, и, независимо от того, как мы к ним относимся, это явление уже никуда не исчезнет, считает президент некоммерческого партнерства «Международная академия ипотеки и недвижимости» Ирина Радченко.
«Любителей жить в высотках сейчас в мире приблизительно столько же, сколько любителей жить в своем доме с собственным садиком и так далее. Сейчас сити существуют и в Нью-Йорке, и в Париже, и в Лондоне, и у нас в Москве, в Киеве также собираются строить большой район с небоскребами. То же самое на Востоке: Сингапур – это вообще один сплошной сити, такая же ситуация в Малайзии, в Китае, в Гонконге. Это такое явление, о котором сложно сказать – плохо это или хорошо, оно просто есть. Но в идеале, конечно, [сити] – это такие обособленные зоны для любителей жить в, как их называют, «муравейниках», – говорит она.
Сама Ирина признается: среди исчезающих в облаках высоток она чувствует себя некомфортно. «Я живу в 14-этажном доме, и я считаю, что это предел. Здесь ты здороваешься с соседями, ты их более-менее знаешь, запоминаешь, и вы не мешаете друг другу. Но, конечно, это все очень индивидуально», – говорит Радченко.
«К сожалению, у нас сейчас строят то, что лучше покупается. Застройщикам дешевле возводить высотки – это очевидно, потому что самая дорогая часть проекта – это земля, коммуникации, разрешение на строительство. И, естественно, чем выше здание – тем больше прибыль. Именно из-за этого они [застройщики] «гонят» все это вверх. Я знаю, такие районы уже есть, например, в Мытищах – мимо этих зданий даже проезжать страшно», – считает Ирина.
Она давно отказалась от личного автомобиля и предпочитает ездить на общественном транспорте или такси, так как в таком крупном городе, как Москва (особенно в центре), передвигаться на машине очень сложно – бесконечные пробки и баснословно дорогие парковки стимулируют жителей отказываться от автомобилей. Впрочем, до уровня Европы нам еще далеко. В этом году российская столица заняла пятое место в рейтинге городов с самыми загруженными дорогами, согласно исследованию голландской компании Tom Tom – впереди нас только Мумбаи, Богота, Лима и Нью-Дели.
«На загруженности дорог разрастание многоэтажек сказывается самым существенным образом. Потому что, к сожалению, далеко не всегда к строящимся многоэтажкам параллельно отстраивается вся необходимая инфраструктура, в том числе дороги. Пример: есть район, в нем в целом приемлемый трафик. Затем там появляется многоэтажка, скажем, на 1000 квартир. Ее заселяют, и следом в районе становится на, предположим, 400-500 (а если район спальный, то число еще выше) больше новых автомобилей. При этом дорог остается прежнее количество. Потому что строить их было долго, дорого – не имеет значения. В итоге мы имеем тот же район, с теми же дорожными условиями, но с уже куда бóльшим количество машин», – говорит он.
Однако коммерческий директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов с ним не согласен. По его мнению, высотная застройка не является ключевым фактором загруженности дорог в Москве. Гораздо важнее – ярко выраженная централизация столицы как главного субъекта РФ.
«Москва сегодня – это и экономический, и финансовый, и культурный, и политический центр страны, причем ее население (особенно если учитывать не только Москву, а Московскую агломерацию) многократно превышает показатели всех других российских городов. На мой взгляд, не стоит говорить о том, что в Москве строят много высотных домов, поэтому в городе много жителей и все дороги забиты. Наоборот, застройщики возводят много высотных домов именно потому, что в Москву приезжают люди со всех регионов России, которые формируют высокий спрос», – говорит Татаринов.
Чтобы переломить этот тренд, необходимо развивать региональные центры – тогда людям не придется покидать малую родину в поисках лучшей жизни. Да и сама Москва требует децентрализации: нужно создавать рабочие места и социально-бытовую инфраструктуру в спальных районах города. Это позволит сократить внутреннюю миграцию жителей. Такая работа ведется уже не первый год, поэтому в будущем ситуация должна улучшаться, говорит Татаринов.
«Очевидно, что земли под застройку в Москве становится все меньше и меньше, а ее стоимость очень высока, поэтому любой девелопер стремится выжать максимальную плотность из любого участка. Так проект становится наиболее экономически привлекательным. Надо сказать, что жители тоже получают определенные выгоды от такой застройки: выдающиеся виды из окон, которые открываются с верхних этажей и чуть более чистый воздух. Квартиры на более высоких этажах востребованы, что приводит к росту цены одного квадратного метра в них. Хотя не все покупатели расценивают это как плюс: немалое количество людей принципиально выбирают этажи пониже», – отмечает Иван Татаринов.
Генеральный директор IKON Development Антон Детушев также считает, что высотное строительство не может напрямую влиять на загруженность автомобильных дорог.
«Это, скорее, формат застройки, архитектурный прием, способ придать объекту статусность или современный облик. Гораздо больше на загруженность дорог влияют количественные показатели – число квартир, их средняя площадь и сам объем застройки. Именно по причине комплексного освоения территорий в черте города возникает большинство транспортных проблем. Дорожная инфраструктура в момент ввода оказывается просто неподготовлена к такой нагрузке. Число же квартир и средняя их площадь определяет количество жителей – именно поэтому дома более высокого класса (и, как следствие, с квартирами большей площади) оказывают гораздо меньшее влияние, чем, например, жилье «предприимчивых» застройщиков, в квартирографии которых преобладают студии и однокомнатные квартиры», – объясняет Детушев.
Как и его коллеги, он признает: главный плюс высотной застройки для девелопера – возможность более гибкого использования земельного участка, а также обилие вариантов обхода планировочных ограничений за счет небольшого пятна застройки. Кроме того, дома башенного типа (а именно они характерны для высотной застройки) куда более выгодны по коэффициенту выхода полезных площадей, что напрямую влияет на экономику проекта.
«Но есть у высотного строительства и минусы, – отмечает Антон Детушев. – Они почти полностью связаны с более высокой стоимостью инженерных систем, необходимостью использования более дорогого инженерного оборудования, спецификой проектирования и строительно-монтажных работ».
А вот для жителей таких домов здесь как раз кроется большой плюс: они обычно получают в свое распоряжение приватные дворы, где больше места для отдыха, занятий спортом и общения, чем при секционной застройке.
Впрочем, для покупателей многоэтажки далеко не всегда являются привлекательным вариантом, отмечает Георгий Симоновский: «Частенько они не обеспечены необходимой инфраструктурой, расположены далеко от центра, а вид из окна может быть совсем маложивописным – например, на окно соседнего корпуса, располагающегося куда ближе, чем того хотелось бы жильцам. Однако для многих решающую роль при покупке жилья играет его стоимость, и покупатели вынужденно закрывают глаза на все неудобства».
А регуляторы кто?
В большинстве стран существуют четкие правила касательно строительства высотных зданий. Как правило, небоскребы возводят в деловом центре города, но на окраинах вы их почти не встретите. В России строительство, снос и реконструкцию любых сооружений регламентирует специальный документ – Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Если говорить конкретно о строительстве высоток в Москве, то здесь действует Постановление Правительства Москвы об отраслевой схеме высотных ограничений застройки на территории города Москвы. Этот документ устанавливает высотное ограничение в городе на отметке 75 м. Однако в отдельных случаях власти делают исключение – если мэрия сочтет, что это допустимо и не повредит облику города, отмечает Иван Татаринов.
Получается, что на практике любой застройщик может договориться с властями и превысить заданный лимит, если будет достаточно убедителен.
«Понятно, что застройщики будут извлекать прибыль и стараться строить как можно выше, но все-таки государство и местные власти должны как-то это регулировать. К сожалению, это всегда «договорняк» – лучше слова я не подберу, – говорит Ирина Радченко. – У нас, конечно, есть различные кодексы и так далее – ну и что? Какому-то застройщику удастся получить разрешение, а на соседней улице другого застройщика ограничат пятью этажами. А как это решается – догадайтесь. В России есть градостроительное регулирование высотности, но нужно четкое его исполнение, чтобы нормы были едины для всех. У нас, к сожалению, не так».
С ней согласен и Георгий Симоновский: по его словам, в России отсутствует должное регулирование высотной застройки, и это имеет свои печальные последствия:
«ГОСТ утверждает, что жизненный цикл стандартной железобетонной многоэтажки не превышает полувека. При этом их изначально непросто ремонтировать. Кроме того, в нашей стране в принципе отсутствует развитая система капитального ремонта многоэтажных домов. Значит, их неизбежно потребуется сносить через 50 лет, а потом как-то утилизировать огромное количество крупногабаритных обломков строений и строительного мусора. А с утилизацией в нашей стране все также очень непросто, потому что отсутствуют необходимые технологии. И пока это не изменится, сидеть нам на этом мусоре, ну или вывозить его за рубеж».
И все же (хотя бы на бумаге) наша градостроительная политика достаточно жесткая, и, если ее соблюдать, то застройка должны быть относительно гармоничной – по крайней мере, в идеале, считает генеральный директор компании Citymakers, член Архитектурного совета Москвы Петр Кудрявцев.
«Но здесь нужно понимать, что все еще зависит от качества решений, – отмечает он. – Независимо от того, что строится: таунхаус, жилой дом из пяти этажей или 30-этажная «свечка» – и то, и другое, и третье может быть хорошо спроектировано и плохо спроектировано. Это может быть очень крутая и хорошая архитектура, которая с эстетической точки зрения прекрасно дополнит какой-то район и станет интересным лэндмарком (постройкой, претендующей на статус акцента, доминирующего на прилегающей территории – прим. ред.). А может получиться, конечно, и серая, бессмысленная история. К сожалению, это бывает достаточно часто, но в последнее время я вижу, что многие девелоперы внимательно работают над продуктом, работают над архитектурой, ищут новые возможности по разным типам фасадов. Процесс идет, на самом деле – это же конкуренция! Если вы просто построили «свечку» посередине поля, где нет инфраструктуры, нет благоустройства, неудачная планировка квартиры и транспортная доступность плохая – ее просто никто не купит».
Таунхаусы бок о бок со «свечками»: каким будет город будущего?
Есть люди, которые уже сейчас могут заглянуть на несколько декад вперед и предсказать, какими будут города будущего – это урбанисты. По мнению Петра Кудрявцева, городская среда будет очень разнообразной как в плане плотности, так и в плане высотности застройки. Предпосылки для этого мы наблюдаем уже сегодня.
«Люди, в зависимости от своего психотипа, семейного положения и возраста, предпочитают разную недвижимость. Очевидно, что когда человеку 20-30 лет, он хочет жить в гуще событий – в плотной, активной, высотной среде. Часто это касается и сорокалетних – прежде всего мужчин, которые ведут активный рабочий образ жизни. Здесь можно привести в пример [образ жизни] Уолл-cтрит или нашего [Москва-]Сити. Но потом возникает желание иметь свою собственную квартиру или дом. Когда тебе 20-30 лет, ты можешь жить в небольшой однушке в высоком небоскребе, и ты будешь счастлив. Потом у тебя появляется жена (или муж), ребенок, и тебе нужна новая квартира.
Я бы сказал, что в течение жизни человек, по идее, должен (если ему позволяют бюджет, возможности и т.д.) жить в разных местах. И если посмотреть на Америку и частично Европу, то, в зависимости от своего возраста, семейного положения и достатка, люди достаточно быстро и активно меняют свое место жительства, то есть там очень высокая мобильность. Причем можно не просто поменять место жительства внутри одного города, но и переехать в другой город, а в Европе – даже в другую страну», – отмечает Кудрявцев.
Сейчас многие девелоперы и урбанисты стараются предлагать нестандартные градостроительные решения. Например – строить таунхаусы в непосредственной близости к высотной жилой застройке.
«На самом деле такой разброс городской среды – это абсолютно нормальная тема, – объясняет Петр Кудрявцев. – С одной стороны, можно предусматривать какие-то уникальные места, где сохранится совсем низкоэтажная застройка, или застройка не выше пяти-шести этажей, или высота тех же самых хрущевок, которые, как это ни удивительно, достаточно органичны для человека, особенно когда они окружены деревьями, и вплоть до сверхвысокой застройки».
Очевидно, что исторический центр Москвы также будет развиваться. Но ценителям архитектуры и исторического наследия не стоит беспокоиться – речь не идет о сносе старинных построек.
«Конечно, речь может идти только о бережном восстановлении, реставрации и так далее (особенно, если это памятники [архитектуры]). Но когда мы говорим про вопросы приспособления памятников, очевидно, что в них могут жить люди. Это может быть жилье, офисы или небольшие гостиницы. И это будет хорошо, потому что у памятников или у исторической застройки будут появляться хозяева», – говорит Кудрявцев.
Подытоживая вышесказанное, стоит отметить, что высотное строительство активно развивается в мегаполисах, но это не означает ухудшения уровня комфорта для жителей. В том же Нью-Йорке высотный Манхеттен граничит с малоэтажным Бруклином. И люди могут выбрать, где им больше нравится жить и работать – в энергетически заряженном центре с бешеным ритмом или почти что за городом в спокойной обстановке, подчеркивает партнер Архитектурного бюро Syntaxis, архитектор и урбанист Александр Стариков.
«На мой взгляд, например, на территории Новой Москвы можно сделать акцент на разновысотную застройку – таунхаусы высотой 2-3 этажа, среднеэтажная застройка на 5-9 этажей и точечные доминанты не выше 17 этажей. В старой Москве не трогать исторический центр, но развивать деловые кварталы и промышленные зоны. При грамотном распределении функций между жилой, коммерческой и социальной [сферами] проблем для жителей не возникнет.
Высотный девелопмент – это вполне предсказуемый и логически объяснимый вектор развития строительного рынка. Работая в таком формате, необходимо соблюдать баланс и гармонично распределять высотные объемы, принимая во внимание плотность того или иного района. Кроме того, важно создавать и развивать инфраструктуру, модернизировать и усиливать возможности работы общественного транспорта. Впрочем, сейчас это и так поэтапно происходит в Москве», – считает Стариков.
Эксперт отмечает, что подобный опыт не замыкается внутри МКАД, а регионы также постепенно начинают ориентироваться на высотный девелопмент, увеличивая спрос на данный продукт, но не такими темпами и объемами.
«Однако там все еще много площадок, где можно возводить здания в пределах 12 этажей. Немаловажный аспект – финансовая модель. Конечно, построить на одном участке пятиэтажный объект или двадцатиэтажный – совершенно разная маржа. Но тут как раз в игру и вступает законодательный регулятор, ограничивающий подобные проекты. И все же, в перспективе ближайших 50 лет мы все равно придем к общему увеличению высотной застройки, что можно назвать закономерным процессом в рамках современного характера урбанизации», – подытожил архитектор.