Благословение что это значит в глубоком смысле
Значение слова благословение
Словарь Ушакова
благослов е ние, благословения, мн. нет, ср. (церк.).
1. Действие по гл. благословить-благословлять.
2. Религиозно-бытовой свадебный обряд у христиан, состоящий в крестообразном осенении иконой и хлебом жениха и невесты их родителями перед венчанием.
3. Благодарность, хвала (книж. устар.). Благословение судьбе.
Словарь антонимов русского языка
Православие. Словарь-справочник
1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы литургийный («Благословенно Царство. »; им же начинаются чин Крещения и чин Венчания), всенощного бдения («Слава Святей. ») и обычный («Благословен Бог наш. » – перед остальными богослужениями).
2. Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом «Мир всем».
Фразеологический словарь (Волкова)
► Я пойду домой, с вашего благословения.
Библейский Словарь к русской канонической Библии
благослов’ение — прославление, превознесение Господа словами ( 1Пар.29:10 ; Лук.2:28 ; 2Кор.11:31 ; Отк.5:13 ); призывание помощи и милости Божией на людей или предметы ( Исх.32:29 ; Мат.14:19 ; Лук.2:34 ); помощь материальная или духовная ( Прит.10:22 ; Рим.15:29 ; 2Кор.9:5 ).
Православный энциклопедический словарь
осенение кого-либо крестным знамением.
Словарь церковных терминов
1) Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение. Различаются возгласы: литургийный («Благословенно царство. «; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного бдения («слава Святей. «) и обычный («Благословен Бог наш. «; перед остальными богослужениями).
2) Осенение крестным знамением верующих, совершаемое священником или архиереем. Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом «Мир всем».
Православная энциклопедия
1) благословение мирян: осенение верующих крестным знамением. Его совершают в строго определенные моменты церковных служб и предваряется возгласом «Мир всем». Благословить народ может как священник, так и архиерей;
2) начальный возглас иерея или архиерея, после которого начинается богослужение. Такие возгласы отличаются друг от друга в зависимости от характера службы. Например, литургию священник начинает возгласом «Благословенно царство.», а всенощную возгласом «Слава Святей.». Обычный же возглас начинается словами: «Благословен Бог наш.».
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Доброе слово, способное обратить слово в добро. Ошибкой было бы слишком верить в силу благословения, т. е. ждать от него немедленного практического результата – конкретной помощи или защиты. Добрые слова не избавляют от необходимости добрых дел.
Библия: Тематический словарь
А. Человеческие благословения
1. Благословение священных предметов
♦ чаши Святого Причастия:
2. Благословение других людей
♦ отец благословляет своего сына:
Быт 27:1-40; Быт 48:15,16
♦ семья благословляет уходящую дочь:
♦ Моисей благословляет Израильтян:
♦ вожди благословляют людей:
Исх 39:43; Нав 22:6,7; 2Цар 6:18; 3Цар 8:14; 2Пар 31:8
♦ священники благословляют людей:
Чис 6:24–26; 1Цар 2:20; 2Пар 30:27
♦ пророк благословляет народ:
♦ народ благословляет царя:
♦ благословение как приветствие:
♦ дети благословляют свою мать:
♦ заповедь благословлять врагов:
Б. Благословения Божии
1. Что(кого) благословляет Бог
Быт 9:1; Быт 24:1; Втор 2:7
Пс 1:1–3; Притч 3:13; Притч 16:20
♦ тех, кто живет по Его заповедям:
Пс 40:2,3; Притч 14:21; Мф 5:3-11
♦ другие народы, помимо Израиля:
Быт 39:5; Ис 19:25; Иер 4:2
2. Что приносят благословения Божии
а. Благословения данного нам материального благополучия
Втор 7:13,14; Втор 28:2-14
♦ здоровье, счастье и долголетие:
♦ детей и счастливый дом:
♦ богатый урожай и пищу:
Пс 66:6,7; Мал 3:10–12; Деян 14:17
б. Духовные благословения, данные нам
♦ мы — часть избранных Богом людей:
♦ духовная сила и мир:
♦ Господь — Пастырь наш:
в. Благословение Авраама
♦ впервые дано Авраму:
♦ повторено потомкам Давида:
♦ исполнено во Христе для Иудеев:
♦ исполнено во Христе для язычников:
3. Кого благословляет Господь
♦ уповающих на Господа:
♦ помышляющих о бедном:
♦ живущих в доме Господа:
♦ ходящих в законе Господнем:
♦ снискавших мудрость в Господе:
♦ надеящихся на Господа:
♦ следующих за Иисусом:
♦ исповедующих Иисуса как Сына Божия:
♦ слышащих и покоряющихся словам Божиим:
♦ пребывающих в вере:
♦ умирающих в Господе:
♦ приглашенных Господом на брачную вечерю Агнца:
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG blessing, а)
Словарь Ожегова
БЛАГОСЛОВЕНИЕ, я, ср.
2. Обращённая к Богу просьба о благодати, помощи. Б. Господне. С божьим благословением приступить к возведению храма.
Благословение
Благослове́ние –
1) действие Божие, выражающееся в низведении особых благостей, милостей на человека, (группу людей, семью, род. народ и т. п.);
2) священнодействие, совершаемое пастырем (архипастырем), направленное на призывание Божественной благодати, Божественной помощи;
3) разрешение пастыря, духовного наставника на совершение предполагаемого действия, поступка, на выбор образа поведения подопечного;
4) одобрение (пример: родительское благословение на брак сына с такой-то невестой);
5) (Бога) хвала Богу (см. напр. Великое славословие).
Формы благословения:
Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.
Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Когда в храме священнослужители осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся и совершают поясной поклон, а когда осеняют свечами, благословляют рукой или кадят, произносят слова общего благословения «Мир всем» и другие, то необходимо совершить поясной поклон без крестного знамения.
Чтобы получить лично благословение от священника (епископа), следует сложить ладони крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, батюшка (или Владыка – епископу)». Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст – «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». Это ясно из слов священника, который преподает благословение: «Бог благословит!».
Родительское благословение представляет собой крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием).
Призывать благословение Божие необходимо не только в важных делах и опасных предприятиях, но и во всех обыкновенных житейских занятиях: на свою пищу, на свой честный труд и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны; на путь, чтобы он был благополучен; на своих детей.
О благословении священника
– Мне приходилось слышать, что благословение надо брать редко, перед ответственным делом, относясь к этому крайне серьезно. Скажите, пожалуйста, несколько слов о благословении.
– Благословение – это призвание благодати на дела и жизнь человека; освящение, прежде всего, самого человека. На благословение надо смотреть как на священнодействие. На каждой литургии весь народ получает благословение от служащего священника. На что он благословляет? Не на конкретное дело, а на христианскую жизнь, на борьбу с грехом, на волевое стремление к вечному спасению. Что же касается благословения на определенное дело, то лучше брать его у своего духовного отца, после того как вы изложите ему суть вопроса.
– Надо брать благословение на какое-то дело на стадии принятия решения или когда мы уже приступаем к задуманному?
– Благословение бывает двух видов: или мы предоставляем священнику право решать – нужно или не нужно предпринимать задуманное дело, или же мы уже приняли сами решение и просим благословение как помощь Божию в его исполнении. Чем раньше взять благословение перед началом дела – тем лучше. Если ваши намерения Богу неугодны или вам неполезны, то благословение воспрепятствует их совершению.
– Как быть? Один священник благословляет, другой нет. Вопрос связан с работой.
– Вы сделали ошибку в том, что, взяв благословение у одного священника и, как видно, будучи недовольным, пошли к другому. Я оказался третьим. Если вы верите в силу священнического благословения, то надо поступить так, как сказал первый священник. Желаю вам успехов в ваших делах.
Благословение
Главным делом священника является исповедь и проповедь, поскольку именно эти священные занятия способствуют проникновению в душу и сердце христианина и рождают в душах и сердцах благие перемены. Но вот начинается священник с благословения. Наспех ли благословил или благоговейно, призвал ли имя Божие или только крест в воздухе начертал – во всем этом уже видно священника.
Фото: Православие.Ru/Иером. Игнатий (Шестаков) Эти простые и точные мысли были вычитаны мною в далекие времена семинарской учебы и принадлежат профессору Киевской дореволюционной Академии Певницкому. Священник начинается с благословения.
Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числ. 6:23-27)
Благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение. Знал это Иаков и мать его, хитростью испросив благословения, как для первенца, у ослабевшего зрением Исаака. Когда отец преподал младшему полное благословение, упомянув о небе и земле, хлебе и вине, о покорности ему братьев и прочем, то пришел Исав – настоящий первенец. Узнав о хитрости, Исаак «вострепетал весьма великим трепетом» (Быт. 27:33) и сказал, что тот, кого он только что благословил, тот «и будет благословен» (!). Очевидно, речь здесь не идет о простых словах, которые можно произнести, потом от них отказаться и снова повторить в другой адрес. Все участники события прекрасно это понимают, поэтому не только Исаак трепещет, но и Исав «поднял громкий и весьма горький вопль» (Быт. 27:34). В ответ на просьбу Исава и его тоже благословить, отец молчит, как если бы ему нечего было больше сказать. А потом благословляет старшего сына, словно некими остатками желаемых благ, малыми крохами. Вся эта картина говорит нам о силе родительского благословения, о передаче реальной силы. Так и мы сегодня, к примеру, живем под сенью исполнившегося благословения Ноя: «Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27) Очевидно, что европеец стал «всемирным человеком» и получил доступ к молитвенному общению с Живым Богом во Христе, не потому, что это случайность или плод технического прогресса, но потому что это – исполнение предсказания, являющегося одновременно и благословением.
Пример множественных благословений, могущих быть произнесенными вместе или раздельно, находим в чине причащения больного на дому. Там, среди прочего, говорится:
«Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего». Как видим, это по духу и форме благословения, тождественные тем, которые изложены в книге Чисел. Именно такие призывания Бога приличествуют священному сану.
Свидетельства силы благословения многочисленны, поскольку рука Господня не сократилась и не ослабела, чтобы спасать. Мне приходилось слышать многие рассказы верующих людей о том, как сильно действовала на них благодать после разумно взятых благословений. Люди просили конкретных благословений на дальнюю поездку, на изучение иностранного языка, на хранение обетных дополнительных постов, на терпение жизненных неурядиц и прочее, и преподанное в ответ на такую просьбу благословение становилось источником силы и помощи.
Само духовенство от привычных «маханий ручкой» устает, и это понятно. Еще Лесков отмечал, что нашим архиереям и по улице пройтись бывает невозможно, и на людях показаться – замучают с благословениями и со всех сторон сбегутся. Но если подойдет мирянин и скажет: «Именем Господним благослови, владыко», и в ответ услышит имя Христово, произнесенное благоговейно, то оба почувствуют себя участниками некоего Таинства, а именно – освящающего действия благодати при призывании Господа.
Благословлять также могут и миряне, в особенности, если речь идет о взаимоотношениях родителей и детей. Да и трогательнейшая история встречи Зосимы с Марией в пустыни тоже говорит нам о многом. Он просил у нее благословения, так как видел в ней живой сосуд Святого Духа, и она просила у него благословения, поскольку он – священник и мужчина. Так они и склонялись все ниже и ниже к земле, повторяя одно: «Благослови, благослови». Наконец Мария произнесла благословение, но не сказала: «Я благословляю тебя», а благословила Бога, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.
Напоследок скажем и о том, что никогда в храме священник, молча не осеняет людей крестом при специальном священническом перстосложении. Он всегда говорит «Мир всем», или «Благословение Господне на вас», или иные слова, но всегда это именно «благо-словение», а не просто священная жестикуляция.
Много лет прошло с тех пор, как в читальном зале библиотеки Киевской Семинарии мне попалась старая, с пожелтевшими и хрупкими страницами, книжка Певницкого по пастырскому богословию. И помню я из нее сегодня только то, что исповедь и проповедь это самые важные пастырские занятия, а начинается священник с умения преподавать подлинное благословение.
Благословение
Что значит – взять благословение у батюшки на какое-то дело? Теоретически, задумав нечто хорошее, человек просит священника, чтобы тот призвал Божию благодать на совершение задуманного. Фактически Сам Господь при благословении снисходит к человеку в самое сердце, исправляя его к лучшему.
На практике этот обычай порой претерпевает различные мутации. Кто-то склонен воспринимать благословение как волшебство: получил – всё сбылось, не получил – прахом пошло. Как по щучьему веленью. Только вот за щукой нужно погоняться, а попа всяко проще поймать.
– Батюшка, благослови дачу продать!
– А? Что? Бог благословит! – пронесся пастырь, шурша рясой.
А большего и не нужно было. «Сработает» благословение, купят дачу, значит, этот батюшка сильный, можно к нему с нужными делами еще подходить. Ну, а ежели не «сработает», знать, не имеет ни силы, ни должного дерзновения перед Богом. Впрочем, это еще не значит, что батюшка бесполезен. Его же можно использовать для тех случаев, когда положительный исход не планируется.
«Как это?» – спросите вы. А вот как:
– Благословите, батюшка, со свекровью помириться!
А на самом деле свекровь та даром не сдалась ни злая, ни добрая. Мира не случилось за отсутствием человеческих усилий. Зато совесть не мучает. Не послушал Бог попа – вины моей нет. Молился бы тот лучше да бороду длиннее отпустил, тут и результат совсем другой был бы.
А священники все разные. Кто раздаёт благословения направо и налево, не дослушав, а кто может всю душу вынуть, пытая, что да почему. Да еще возьмет и не благословит. А что? Случается и не такое. Вот и приходится присматриваться да выяснять, к кому, как и когда лучше подходить.
Вот сестра попросила присмотреть за детьми сутки, пока ей нужно за мужем после операции поухаживать. Неохота, ох, как неохота. А откажешь – будешь плохая. Стало быть, подожди, сестра, я должна сначала взять благословение на это. А подойдет на этот случай вовсе не любой священник, а непременно монах. Лучше всего игумен или архимандрит. Со славой. Чтоб первые полдня не дозвониться до него, а другие полдня чтоб он молился и думал над ответом, ну а там уже сестра сама найдет своим отпрыскам другую сиделку.
– Дорогой ты наш церковный благотворитель и владелец пароходов! У нас диакон такие песни духовные сочиняет – заслушаешься! Ему бы их записать, а гитары приличной нет. Помоги, а? Тебе же не трудно.
А благотворитель и отвечает:
– Надобно спросить духовного отца. Если благословит, так и быть, куплю твоему диакону гитару.
Но духовный отец не благословил. Прошло несколько лет, диакон накопил денег и сам купил себе шестиструнную лиру. Только вот голос подрастерял к тому времени, так и не записав своих сочинений.
– А вот скажите, батюшка, как мне быть: внучка просится прописаться и пожить на время обучения в институте. Девица неверующая, конечно. С характером. Благословите или нет?
– В смысле, вы хотите сказать, – изумляюсь я, – что если не благословлю, то вы с чистым сердцем откажете внучке?
Женщина мнется, уловив мое недовольство.
– Почему же вы считаете, что у меня есть моральное право решать, как вам поступить с внучкой?
Право решать, как поступить, кое-кто передает священнику – чтобы снять с себя ответственность
А моральное право человек дал священнику, чтобы снять с себя ответственность. Пятьдесят на пятьдесят – вероятность получить предпочтительный ответ. И не придется утруждать себя беготней к паспортистам. И рот лишний не кормить. А можно и сманипулировать попом, подведя под нужный ответ.
– Батюшка, а вот меня попросили за женщину одну молиться, а я сомневаюсь, молиться или нет. Как вы благословите?
«О, горе мне!» – думаю я, а вслух вопрошаю:
– А что на это говорит апостол Павел?
Благо, прихожанка читает Священное Писание и понимает, что я имею в виду.
– Он говорит: молитесь друг за друга, – отвечает она.
– А были ли там какие-нибудь поправки: дескать, но вот за такую-то женщину не молитесь?
– А что ж вы тогда решили на мое мнение положиться? Вдруг я с ума сойду и запрещу вам молиться, пойдя наперекор апостолу? Кого послушаете из нас двоих?
И женщина удаляется, пока еще не научившись жить по Евангелию без человеческих подсказок или указаний старцев.
– Благословите, батюшка, я повез в детский дом ящик свежих яблок!
– Благословите меня, я решил помириться с женой и сохранить семью!
– Благословите на предстоящий день!
И входит Бог в чье-то сердце, из сердца другого Он и не уходил никуда, а в иное сердце и рад войти, но там уже бывает занято давно, хоть и висит красивая табличка: «Милости просим!»
Значение слова «благословение»
2. Разг. шутл. Одобрение, поощрение. — Вы, конечно, слышали: здесь один попик организует рабочих. Совершенно легально, с благословения властей. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. || Устар. Милость, помощь. [Соррини:] О боже мой, пошли благословенье На бедную, забытую семью. Лермонтов, Испанцы.
3. Устар. Благодарность, хвала. Благословение судьбе. □ [Жадов:] Борьба трудна и часто пагубна; но тем больше славы для избранных; на них благословение потомства. А. Островский, Доходное место.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БЛАГОСЛОВЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. (церк.). 1. Действие по глаг. благословить-благословлять. 2. Религиозно-бытовой свадебный обряд
у христиан, состоящий в крестообразном осенении иконой и хлебом жениха и невесты их родителями перед венчанием.
3. Благодарность, хвала (книжн. устар.). Б. судьбе. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
благослове́ние
1. действие по значению гл. благословлять; крёстное знамение, сопровождающееся произнесением слов молитвы, просящих Бога оказать покровительство
2. разрешение, позволение сделать что-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подворотничок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?