благословение на еду на иврите
Ту биШват. Как благословляют на плоды?
Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды, чтобы, не дай Б-г, не совершить ошибку и не произнести неверное или напрасное благословение.
Перед тем, как съесть плод фруктового дерева, — будь то в середине трапезы или нет — необходимо произнести следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод дерева». Никакое другое благословение не может его заменить — даже благословение на хлеб, с которого мы начинаем трапезу.
Тот, кто собирается съесть несколько видов фруктов, должен начать с самого важного из них и, разумеется, произнести благословение именно на него.
Фрукты, которыми славится Эрец Исраэль, являются более важными, чем все остальные. Сами они располагаются в порядке важности следующим образом: оливка, финик, виноград, инжир, гранат. Критерием важности является близость названия плода к слову «земля» в стихе Торы (Дварим, 8 — «…в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока»). В любом случае, благословляют (и едят первым) самый важный из имеющихся плодов.
Не благословляют еду или питье, если они еще не стоят перед нами. Тот, кто произнес благословение до того, как плоды были поданы на стол, должен будет произнести благословение еще раз. Однако если известно, где находится еда, и благословляющий заранее намеревался туда перейти, то второй раз произносить благословение не надо.
Тот, кто уже произнес благословение, не должен произносить его еще раз, если к столу подали другие фрукты. Однако относительно некоторых случаев мнения наших мудрецов разошлись, поэтому лучше всего заранее решить, произнося благословение, что оно будет распространяться как на те фрукты, которые уже стоят на столе, так и на те, которые будут к нему поданы.
Если в числе других плодов есть такой, который мы еще не ели в этом году, то начинают с него, произнося при этом два благословения: Шегехеяну и «Сотворивший плод дерева».
Тот, кто по ошибке не произнес благословение Шегехеяну на такой плод и уже попробовал его, упустил возможность произнести его в этом году.
Не произносят Шегехеяну на фрукты, являющиеся продуктом скрещивания двух разных видов растений.
Тот, кто имеет возможность выбрать между несколькими видами «новых» для себя в этом году плодов, начинает с самого важного и благословляет все эти плоды, произнеся Шегехеяну один раз (так же как один раз произносится благословение «Сотворивший плод дерева»).
В том случае, когда на столе стоят как плоды, на которые необходимо произнести Шегехеяну, так и плоды, которые мы уже ели в этом году, то мы начинаем с «новых» для нас плодов, только если они одновременно и более важные. Однако если на столе стоит, например, виноград, который мы уже ели в этом году, и яблоко, которое мы еще не ели, то мы начинаем с винограда, произнося только «Сотворивший плод дерева», а затем переходим к яблоку, произнося только Шегехеяну. Следует отметить — в этом случае существуют и другие распространенные обычаи.
Если мы ели плоды во время трапезы, то после ее окончания необходимо произнести биркат гамазон — обычное благословение после еды. Если же мы ели фрукты отдельно, то если среди них были виды, которыми славится Эрец Исраэль, необходимо произнести благословение «За землю и ее плоды», а если их не было — благословение «Создавший множество существ».
Подскажите, пожалуйста, молитву перед едой…
Подскажите, пожалуйста, молитву перед едой. И если можно, на русском и на еврейском языке. Спасибо!
Отвечает рав Реувен Куклин
Мудрецы говорят (Авот де-рабби Натан, часть 41, Элиау Зута 17): «Всё, что создал Творец, создал ради славы Своей». В доказательство этому привели мудрецы стих из пророка Йешайи (43:7): «Каждого, названного именем Моим; и во славу Мою сотворил Я его, создал Я его и сделал Я его». Имеется в виду, что Творец создал все Свои творения ради того, чтобы мы, наблюдая их, смогли познать милосердие Творца по отношению к нам и, таким образом, приблизиться к Нему. Благословения на различные действия, которые доставляют нам удовольствие, призваны дать нам возможность приблизиться к такому постижению. Благословляя Творца перед тем, как совершить какое-либо действие, которое доставляет нам удовольствие, мы, тем самым, «внедряем в своё сознание» мысль о милосердии Творца, который дал нам возможность наслаждаться тем, что Он создал.
Сказанное поможет нам понять другое изречение мудрецов (Брахот 35 б): «Человек, который получает удовольствие от этого мира, не благословив, как будто грабит». Поскольку цель творения – постичь милосердие Творца, человек, получающий удовольствия из этого мира, не произнося благословения, уподобляется грабителю, который берёт вещи, не спрашивая их владельцев.
Для того чтобы у нас было больше возможностей задуматься о мудрости Творца, которая проявляется в каждом предмете, доставляющем нам наслаждение, по-своему, постановили мудрецы, чтобы на каждое «удовольствие» было особенное благословление. Также постановили мудрецы произносить различные благословления на различные виды пищи.
Понятно, таким образом, насколько важно произносить благословение на каждое действие, от которого мы получаем удовольствие, вообще, и произносить на каждый вид пищи именно то благословление, которое ему соответствует, в частности.
Мудрецы установили пять различных благословлений на различные виды пищи:
Это благословление на хлеб из одного из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, полбы, овса, ржи.
Это благословление произносят на различные виды пищи, приготовленные из муки упомянутых видов злаков.
Это благословение произносится на различные плоды, растущие на деревьях.
Это благословение произносится на различные плоды, растущие на земле.
Это благословение произносится на все остальные виды пищи, такие, как яйца, мясо, молоко.
Следует изучить законы благословлений, чтобы знать точное определение каждого вида пищи (какие именно виды мучных продуктов считаются хлебом, какие плоды считаются растущими на дереве, а какие – на земле (например, банан считается «плодом земли») и т.п.). Также важно изучить, какое благословение произносят на пищу, которая состоит из смеси различных видов пищи. На нашем сайте есть интересные видео-уроки рава Якова Кацина по законам благословений. От всей души советую Вам их посмотреть.
Зачем произносить благословение на еду дважды — до и после?
Если можно, проясните, зачем благословлять на еду дважды — до и после неё, разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?!
Отвечает рав Натан Агрес
Спасибо за Ваш вопрос.
Действительно, вроде бы, за один подарок достаточно поблагодарить один раз. Но если как следует присмотреться к этим двум видам благословений — до и после еды, нетрудно заметить, что речь идёт не об одном и том же. Во-первых, перед едой необходимо произносить благословение на самое малое количество пищи, а после — только если человек насытился или, по крайней мере, съел ке-зайт (количество пищи объёмом с маслину — примерно 26—29 мг.). Во-вторых, перед едой установлены отдельные благословения на различные виды пищи — плоды земли (овощи), плоды деревьев (фрукты), хлеб, вино, мучные изделия и т.д. А после еды — неважно, что именно ели, — достаточно произнести одно благословение Бойрэ нэфашот («…Сотворивший множество живых существ и всё, в чём они нуждаются»; исключение — благословения после хлеба и семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля. Эти продукты имеют особое значение, и после них установлены специальные благословения).
Вопрос разъясняет гениальный комментатор писания Мальбим (Бэмидбар 11:4). Во время еды человек испытывает два вида наслаждения. Сначала наслаждение вкусом, а потом — наслаждение от ощущения сытости и от самого факта, что тело получило необходимую ему «подзарядку». Это два совершенно разных вида удовольствия, и от определённых видов пищи получают только один вид удовольствия. Сладости и т.п. приятны на вкус, но не насыщают, а зачастую ещё и вредят здоровью. Другие виды еды не обладают особым вкусом, но очень полезны.
До еды, перед тем как насладиться её вкусом, мы благодарим Всевышнего за этот подарок. А после еды, снова говорим «спасибо», ощутив наслаждение насыщения. Теперь понятны и упомянутые различия. До еды мы благодарим за вкус, поэтому не имеет значения количество пищи — ведь даже малая толика доставляет удовольствие. А так как различные виды пищи различны по вкусу, установлены отдельные благословения на каждый из них. Когда же мы произносим благословение после еды, мы благодарим за насыщение, и в этом смысле нет принципиального различия между мясом, овощами или фруктами — чувство насыщения одно и то же. Поэтому достаточно одного благословения на всё (кроме хлеба, вина и т.п. продуктов, см. выше, которые обладают особыми свойствами насыщать и радовать душу, см. Тэилим 104).
Но следует добавить, что любой подарок заслуживает двойного внимания. Т.к. на самом деле здесь есть два различных аспекта — сам предмет и то внимание и забота, которые дающий проявляет к получающему. Так же и в случае с благословениями: хотя продукты куплены нами на честно заработанные деньги или выращены на собственном огороде, Всевышний, и не кто иной, является её истинным хозяином (см. вопрос «Хлеб из земли?») и Он милосердно дарует её нам, думая и заботясь о каждом в отдельности. Поэтому перед едой, вне зависимости от её количества, мы благодарим за проявленные Б-гом внимание и заботу, а уже после еды, реально насладившись подарком, говорим спасибо за сам подарок.
Какие молитвы говорят перед едой?
Кто может мне написать молитву, которую говорят перед едой (Brachot). Русскими буквами на иврите.
Спасибо!
Гольдштейн Оксана, Берлин
Отвечает рав Бенцион Зильбер
По поручению рава Бен-Циона Зильбера посылаем Вам текст благословений (брахот), которые произносят перед едой, набранный русскими буквами.
Перед тем, как есть хлеб, омывают руки (льют из ковшика 2 раза на правую и 2 раза на левую) и говорят: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ АШЕР КИДШОНУ БЭ-МИЦВОСОВ ВЭ-ЦИВОНУ АЛЬ НЭТИЛАС ЙОДОИМ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук).
Перед тем, как есть хлеб: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ А-МОЙЦИ ЛЭХЕМ МИН А-ОРЕЦ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Взрастивший хлеб из земли).
Перед тем, как есть пищу, приготовленную из пшеницы, ячменя, ржи, овса и полбы (по мнению многих, также из риса), кроме хлеба: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ МИНЭЙ МЭЗОНОЙС (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший разнообразные виды пищи, которые насыщают).
Перед тем, как пить виноградное вино или виноградный сок: БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ГОФЕН (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка мира, Сотворивший плод виноградной лозы).
Перед тем как есть фрукты, которые растут на дереве (включая, например, вишню): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-ЭЦ (…Сотворивший плод дерева).
Перед тем, как есть плоды земли (овощи и всё, что растёт на земле, включая, например, ананасы, а также бананы, т.к. банан не считается деревом, а значит, его плоды – плоды земли): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ БОРЭ ПРИ А-АДОМО (…Сотворивший плод земли).
Перед тем, как есть другие виды пищи или пить другие напитки (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, воду и т.д.): БОРУХ АТО АДО-НОЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЙЛОМ ШЭ-А-КОЛЬ НИ h ЙА БИ-ДВОРОЙ (Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, по Чьему слову возникло всё).
Глава 8. Благословения за пищу – брахот
Смысл благословения за пищу
В предыдущих главах мы ознакомили вас с принципами кашрута. Мы организовали кашерную кухню, мы научились готовить кашерную еду.
Кашерное питание, однако, не просто означает заглатывание и переваривание кашерных продуктов. Приняв законы кашрута, мы постоянно осуществляем духовную связь с Б-гом и благодарим Его за всё то, что Он сотворил для нас.
Каждый вид пищи требует своего особого благословения.
Благословляют Б-га до употребления пищи и после окончания трапезы.
Благословляют как мужчины, так и женщины и дети.
Благословения до еды
Все продукты делятся на шесть групп, каждая из которых требует благословения.
1. Хлеб, халы, маца – лехем.
2. Кондитерские изделия – мезонот.
3. Изделия из винограда: вина, соки – гафен.
4. Плоды деревьев: фрукты – при гаэц.
5. Плоды земли: овощи и бананы – при гаадама.
6. Все остальные продукты, изготовляемые отдельно или в смеси: мясо, молоко и пр. шегакол нигья бидваро.
Полный текст драхот до еды
Все 6 брахот начинаются одинаково со слов: БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ – «Благословенен Ты, Г-с-подь, Б-г наш, Владыка Вселенной….» и продолжаются по разному в зависимости от вида пищи.
1. БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э- ЛО –ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ГАМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ГААРЕЦ – «вырастивший хлеб из земли!»
Примеры: хлеб, халы, бублики, маца, пита, т. е. продукты, приготовленные из 5 видов зерна: пшеницы, ржи, овса, полбы, ячменя.
Примечание: если бублики, питы и другие изделия готовятся, как мезонот, на них произноситься следующее благословение:
2. БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ МИНЕЙ МЕЗОНОТ – «….сотворящий разнообразные виды пищи, которые насыщают!»
Примеры: торты, печенья, пончики, макароны.
3. БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ при гагафен – «…сотворящий плод виноградной лозы!»
Примеры: вино, виноградный сок.
4. БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ БОРЕЙ ПРИ ГАЭЦ – «…сотворивший плод дерева!»
Примеры: все фрукты свежие (кроме бананов) и сушоные, орехи (кроме земляных).
Примеры: овощи, зелень, земляные орехи, бананы, дыни, арбузы, ананасы.
Выше говорилось о благословениях, произносимых над отдельными продуктами. Если же продукты разных категорий готовятся в смеси, то следует произнести благословение шегакол нигья бидваро.
Общие правила при произнесении благословений
1. Благословение произноситься не зависимо от количества пищи (даже если вы только пробуете её).
2. Необходимо точно знать, какое благословение следует сказать в данном конкретном случае. Наша книжка не дает вам полного знания в этих вопросах. Дополнительные знания вы получите изучая еврейские источники.
3. Благословение произносится в слух, при этом вы держите пищу в правой руке.
4. Запрещается разговаривать с момента произнесения благословения до первого глотка.
6. Если кто-то другой произнёс благословение в вашем присутствии, вы должны сказать: амен! Если же вы произнесли благословение, то амен! Произносят присутствующие, вам же на ваше благословение говорить амен! Не нужно.
7. Если вы пробуете плод (фрукты или овощи) впервые после сезонного перерыва, нужно произнести специальное благословение – шегехеяну.
БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ ШЕГЕХЕЯНУ ВЕКИЕМАНУ ВЕГИГИАНУ ЛИЗМАН ГАЗЭ.
Перевод: «…Который даровал нам жизнь и поддерживал её в нас, и дал им дожить до этого времени».
Когда трапеза включает хлеб – лехем
При этом соблюдается ряд специальных законов.
Трапеза обязательно начинается с вкушения хлеба.
Для этого предварительно производится омовение рук – нетилат ядаим. Из специальной кружки вода сливается 3 сначала на кисть правой руки, а за тем на кисть левой руки. Вода должна омыть всю кисть, пальцы при этом должны быть слегка раздвинуты.
Перед вытиранием рук произносится благословение:
БАРУХ АТА А-ДО-НАЙ Э-ЛО-ГЕЙНУ МЕЛЕХ ГАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛ НЕТИЛАТ ЯДАИМ.
Перевод: «Благословенен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам повеление об омовении рук».
Затем над хлебом произносят благословение – гамоци (см.выше). С момента омовения рук до вкушения хлеба запрещено разговаривать.
После трапезы произносят полное благословение – биркат гамазон.
Текст биркат гамазон приводится в молитвеннике – сидуре.
Перед потреблением мезонот не требуется ритуальное омовение рук, но произносят благословение – борей миней мезонот (см. выше в разделе о благословениях).
Когда трапеза не включает хлеб
1. При потреблении нескольких разных продуктов, относящихся к той же категории (если вы намереваетесь съесть несколько разных фруктов: яблоко, апельсин, грушу) произносится только одно благословение – гаэц.
2. При потреблении нескольких продуктов, относящихся к разным категориям, требуется благословение на каждый вид.
Например: мезонот – над крекером, гаадама – над картошкой, шегакол – над яйцами.
При этом существует порядок предпочтения благословений:
Исключения составляют два случая.
1. В субботу и в праздники произносят вначале благословение на вино – кидуш, а за тем на хлеб или мезонот.
2. При потреблении пищи, на которую требуется благословения гаэц гаадама, можно сказать одно благословение, стоящее раньше в порядке предпочтения. (Например, на яблоко и банан достаточно благословить – гаэц).
Все, вышеописанные категории продуктов в комбинации требуют благословения шегакол, которое произносится на основной продукт (т.е. не требуется благословлять все составные части в отдельности).
Благословение после еды – браха ахрона
Существуют три различных благословения после еды, текст которых приводиться в – сидуре – молитвеннике.
Благословение требуется только после того, когда было съедено определённое количество пищи – минимум кезаит (что составляет 27 кубических сантиметров) или выпито ревит (что составляет 86 кубических сантиметров).
1. Борей нефашот работ произносят после потребления одного или больше видов пищи из относящихся к категории – гаэц, гаадама и шегакол (см.выше).
Исключением из категории гаэц являются пять видов фруктов (виноград, финики, гранаты, инжир и маслины), которыми славится земля Израильская. Благословение после их потребления см. ниже.
2. Биркат миэйн шалош произносят:
б) после вина, виноградного сока – ал гагафен;
в) после пяти видов фруктов, которыми благословенен Израиль: виноград, инжир, гранаты, финики, маслины – ал гаэц.
3. Биркат гамазон. Это благословение произносят после потребления хлеба.
Перед благословением мужчины обязаны омыть кончики пальцев – маим ахараним. Это производится за столом, для чего используют обычно специальный сосуд или стакан. После омовения воду уносят и приступают к чтению Биркат гамазон.
Примечание: после трапезы произносится только одна браха ахрона. Например, если в трапезу входили хлеб и продукты, требующие благословения борей нешафот, то произноситься только биркат гамазон.