благовещенский кафедральный собор боровск история
БОРОВСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР
Боровский Благовещенский собор |
Боровский собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Калужской епархии.
Каменный пятиглавый собор в центре Боровска, один из древнейших храмов на Калужской земле. Время его создания и архитектор неизвестны. Основанный в XVII в., собор неоднократно подвергался перестройкам. Современный его вид сложился к середине XIX в., после того, как в 1819 г. к нему были пристроены трапезная, приделы: южный, во имя святителя Николая Чудотворца, и северный, в честь Казанской иконы Божией Матери, а также колокольня, выдержанная в традициях классицизма с элементами барокко.
В XX в. собор не закрывался, поэтому в нем сохранились древние иконы греческого письма. В настоящее время наиболее чтимыми святынями в соборе являются: Казанская икона Божией Матери, резная икона святителя Николая, икона и посох преподобного Пафнутия Боровского. Особенно почитается резная, в рост человека, икона Николы Можайского. Происхождение ее относят к XIV в., ко времени Димитрия Донского. До 1812 г. святыня находилась в деревянном храме, который сгорел во время нашествия французов, а потом была найдена во рву, перенесена в собор, и украшена прихожанами серебряной ризой.
Так же в храме хранится икона-мощевик, которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня Гроба Господня и мощи 18 святых, в том числе равноапостольного царя Константина Великого, святителя Николая Чудотворца, святителя Спиридона Тримифунского, святителя Амвросия Медиоланского, преподобного Сисоя Великого, преподобного Герасима Иорданского, мученика Дамиана Бессребреника, преподобного Даниила Столпника, преподобного Марка Киево-Печерского и мученицы Анисии.
1-е Боровское Благочиние
Официальный сайт. Калужская Епархия. Русская Православная Церковь.
Приходы благочиния
Благовещенский кафедральный собор в г. Боровске
Адрес собора: г. Боровск, ул. Ленина, 1
Димитрия Ростовского
СР
Сергия Радонежского
Апостола и евангелиста
СР
Пресвятой Богородицы
Дионисия Ареопагита
Святителей Гурия Казанского
и Варсонофия Тверского
ПН
ВТ
СР
Амвросия Оптинского
VII Вселенского Собора
ПН
Благовещенский собор издревле существовал в г. Боровске. О времени построения древней части собора (алтаря и четверика) есть разные предположения, 17 век или 18 век, но письменных свидетельств о точной дате постройки пока не найдено.
В древности деревянное здание собора находилось на городище в крепости. Но после трагических событий смутного времени центр города переместился на посад и торговую площадь, где и был построен каменный собор. Во время войны 1812 года храм был ограблен и осквернён, был уничтожен архив, и уже не указывалось чьим иждивением и в каком году построен храм.
Стараниями протоиерея Симеона Зверева к 1819 году были построены «обширная трапезная с приличною колокольнею». Южный придел трапезной во имя Николая чудотворца освящён в 1819 году епископом Филаретом Амфитеатровым будущим митрополитом Киевским, северный – в честь Казанской иконы Божией Матери в 1829 году.
С 1839 по 1863 год старостой собора был купец П.А.Волокитин. при нём изготовили пятиярусный иконостас, расписали трапезную и паперть, повесили на колокольню колокола. Башенные часы были установлены усердием купца А.П.Молчанова.
С 1828 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия, совершается Крестный ход из Благовещенского собора и близлежащих церквей в Пафнутьев монастырь.
С 1867 года в соборе велась летопись, в которой отражалась жизнь прихода и важные для страны события. Например: 3 мая 1891 года был отслужен Благодарственный молебен за спасение жизни цесаревича Николая (будущего императора Николая Второго), на которого было совершено покушение во время путешествия по Японии.
Благовещенский собор – кафедральный, так как глава Калужской епархии носит титул «митрополит Калужский и Боровский». Поэтому на солее у Царских Врат находится архипастырский жезл.
В годы жесточайших большевистских гонений на Православную Церковь, в храме не прерывалось богослужение. В 1922 году собор поставили на учёт по делам музеев Наркомата просвещения как памятник архитектуры 18 века. В этом же году в соборе было произведено «изъятие церковных ценностей». Это было тяжёлое время и для Церкви и для всего нашего народа. В летописи собора в 1918 году записано: «Уныние, тоска между всеми. Смертность между старыми и молодыми больше обычного. В школах закон Божий не преподаётся. В Церкви за словом пастырским следят». В 1919 году: «В течении года свирепствовала болезнь, много умерло народа в городе от тифа. На все необходимые жизненные потребности еженедельно возрастала дороговизна. Прихожане ездили в городской лес, что бы привести для отопления храма дров сухостоя. Топилась одна только печь, тепла было два градуса». Через десять лет записано: «Наступило время внешнего и внутреннего церковного обеднения. Много печальных обстоятельств пережила за этот период Церковь Божия… Появились «обновленцы», «живая церковь» и другие раскольники». В 1937 году был арестован и осуждён на 10 лет исправительных лагерей настоятель собора архимандрит Григорий Карпенко.
В 50-е годы в Благовещенском соборе настоятелем был протоиерей Пётр (Щипков), рукоположенный святым патриархом Тихоном и около 30 лет проведшим в лагерях и ссылках.
Святыни
Благовещенский кафедральный собор находится в центре г. Боровска, примерно в 3-х километрах от Пафнутьев-Боровского монастыря. Вся боровская земля освящена трудами и подвигами преподобного Пафнутия. И наш Благовещенский собор хранит величайшую святыню икону преподобного Пафнутия и Его посох. Во время крестного хода одержимый духом злобы ударил топором по лику на иконе Преподобного, с тех пор на его виске остался шрам. Эти святыни были спасены и сохранены прихожанами нашего собора в безбожное богоборческое время. Когда в 20-е годы,- годы закрытия монастыря и окружающих храмов, оскверняли святыни и уничтожали иконы, боровские прихожане, на свои деньги, выкупили икону преподобного Пафнутия и Его посох.
Издревле почитаемая жителями Боровска Казанская икона Божией Матери находится в северном приделе собора.
Так же наш собор хранит чудную икону — мощевик, подаренную собору благотворителями ещё в 19 веке. В ней находятся частицы Креста Господня, Гроба Господня и 18 частиц мощей святых: пророка Михея, апостола Тита, равноапостольного Константина, святителей Николая Мирликийского, Спиридона, Амвросия Медиоланского, Павла исповедника, Иоанна Новгородского, Сисоя Великого, Герасима иже на Иордане, Дамиана бессребреника, Корнилия сотника, Павла Послушливого, Лаврентия затворника, Даниила сотника, Марка Киевопечерского, Евфрасина Псковского, Анисии Солунской.
Другие сведения
В соборе размещается кафедра епархиального архиерея, в титул которого входит наименование г. Боровска. С 14 мая 1997 г. настоятелем собора является протоиерей Димитрий Орлов, есть второй священник собора иерей Евгений Кузнецов.
Престольные праздники приход отмечает: 25 марта/7 апреля — на Благовещение Пресвятой Богородицы, 8/21 июля и 22 октября/4 ноября — празднование Казанской иконе Божией Матери, 6/19 декабря и 9/22 мая — память святителя Николая Чудотворца.
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Исторический очерк об истории г. Боровска
Древний деревянный не дошедший до нашего времени Благовещенский собор стоял на городище в крепости приблизительно на том месте, где сейчас находится здание присутственных мест. Ныне существующий каменный собор строился в течение двух столетий. Первым, вероятно, в 1715 г. возвели четверик, то есть сам храм. Прихожане обустроили его интерьер, снабдив утварью и иконами.
В октябре 1812 г. собор осквернили и ограбили занявшие Боровск части наполеоновской армии. «По прогнании неприятеля, как свидетельствуют устные предания соборных прихожан, от скверностей нанесенных ими сему Божественному святилищу, очищен и освящен». Правда, находившаяся рядом и приписанная к собору деревянная церковь святителя Николая Чудотворца была «сожжена до основания». «Во рву около реки Протвы» боровчане нашли уцелевшую святыню этого храма – деревянный резной образ святителя Николая (местные легенды связывают его появление с XIV в.). Драгоценная реликвия была перенесена ими в соборный храм.
В 1819 г. собор расширили за счет пристройки двух приделов (трапезной части) и колокольни. Первым в том же году освятили и обустроили придел в честь святителя Николая Чудотворца. Второй придел в честь Казанской иконы Божией Матери освятили только в августе 1829 г.
В последующие десятилетия прихожане немало сделали для того, чтобы украсить интерьер соборного храма. Особенно постарался церковный староста боровский купец Пахом Алексеевич Волокитин. При нем в 18421844 гг. расписали трапезную и паперть, видимо, тогда же установили иконостасы приделов, в 18451847 гг. в храмовой части заново установили пятиярусный иконостас, украшенный растительным орнаментом с резными и позолоченными коринфскими колонками и поновленными иконами, а в 18511853 гг. его расписали. На колокольню повесили колокола: большой весом 255 пудов, средний – 75 пудов и еще 8 колоколов, 4 из которых маленькие часозвонные. Часы весом около 70 пудов на колокольне были устроены усердием другого боровского купца Александра Прокофьевича Молчанова.
Большой пожар, произошедший в Боровске 22 мая 1857 г., нанес небывалый ущерб собору: сгорели оконные рамы, перила, лестницы, полы, брусья, на которых висели колокола, деревянные конструкции в храме, трапезной и помещения паперти. Колокола и часы рухнули, отчего своды над папертью были «сильно сдавлены». Пострадали и требовали переделки белокаменные карнизы собора. Сгорели торговые лавки и стоявшая напротив собора принадлежавшая ему деревянная часовня. Неповрежденными остались только престолы и жертвенники, удалось спасти и иконы из иконостасов. Ущерб от пожара составил 5000 рублей серебром.
Прихожане принялись восстанавливать собор. В частности, были поновлены росписи и иконостасы храмовой части приделов. На колокольню повесили 6 колоколов: первый весом 321 пуд 19 фунтов, второй — 125 пудов 25 фунтов, третий — 7 пудов, четвертый — 5 пудов, пятый — 4 пуда и шестой — 2 пуда. Заново отстроили торговые лавки, а в одной из них (где сейчас чуть ниже храма стоит подпорная стена) возобновили часовню во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1916 г. за собором помимо данной часовни числились приписанные два храма: Успения Пресвятой Богородицы и святого равноапостольного князя Владимира. Принадлежали собору также 8 каменных и 2 деревянные торговые лавки, усадебная с погостом при церкви земля, пахотные и сенокосные угодья. В собственности у собора находились дома священно и церковнослужителей, располагавшиеся на церковной земле и построенные в разные годы церковным старостой и причтом. Собор в указанном году имел доход с кружечных сборов, со сдаваемых в аренду торговых лавок, пашенных и сенокосных земель, с капитала, положенного на вечное поминовение, 2390 рублей 52 копейки. На счетах его в кредитных учреждениях хранилось 57070 рублей 40 копеек и 36 кредитных билетов.
В приходе собора в то время числилось 93 двора, в которых проживали 105 мужчин и 115 женщин вместе с иноверцами и старообрядцами. Находились в приходе учебные заведения: женская гимназия со 138 ученицами, высшее начальное училище со 125 учениками, мужское училище со 135 учениками, школа для беженцев с 60 учениками и женская школа со 156 ученицами. Все помещения для учебных заведений снимались, так как в собственности у собора «лишних домов» не было.
После октябрьских событий 1917 г. собор лишился вообще всей собственности. Однако интерьер его существенно не пострадал, возможно, благодаря тому, что в первой половине 20х гг. ХХ в. собор поставили на учет Отдела по делам музеев Главнауки Наркомата просвещения как памятник истории и архитектуры. И в то время, когда в Боровске и его уезде (позже районе) закрывались храмы, сюда свозили предметы церковной утвари и облачения, порой уникальные. Среди них оказались два резных деревянных образа святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы Параскевы Пятницы, покров и икона XVII в. с изображением преподобного Пафнутия. (К сведению, покров в 1632 г. был подарен Пафнутьеву монастырю боярином князем Б.М.ЛыковымОболенским. В 1962 г. его «как уникальный памятник древнерусского шитья» прихожане передали «в безвозмездное пользование» Калужскому областному краеведческому музею).
С освобождением города частями Красной Армии прихожане, как и после наполеоновского нашествия 1812 г., революционных потрясений 1917 г. стали потихоньку восстанавливать и обустраивать свой храм.
Им необходимо отдать должное: ведь, несмотря ни на какие невзгоды, они смогли сохранить и внешнюю привлекательность и внутреннее великолепие соборного храма, а самое главное они смогли донести до своих потомков ту духовную атмосферу, которая веками накапливалась и царила здесь.
В 1930е гг. в соборе служил архимандрит Григорий Карпенко. Решением тройки УНКВД Московской области 3 декабря 1937 г. он был приговорен к 10 годам исправительнотрудовых лагерей.
Другого настоятеля собора, Тихона Ивановича Мосолова (1872 г.р.), и церковную старосту Астахову Елизавету Кирилловну (1868 г.р.) Особое совещание НКВД СССР приговорило летом 1942 г. к высшей мере наказания за то, что в соборе был отслужен якобы благодарственный молебен по случаю занятия города фашистами.
Не обошли стороной репрессии и еще одного настоятеля собора отца Петра Шипкова. Происходил он из семьи замоскворецкого купца. В 1921 г. отец Петр принял священный сан от святейшего патриарха Тихона, одно время был его секретарем. Как и многие «тихоновские» священники, в 20е гг. ХХ в. он был сослан на Соловки, после чего поселился в Загорске (ныне Сергиев Посад), став духовным отцом многим московским интеллигентам. Когда отец Петр получил приход в Боровске, куда был назначен в 1954 г. после возвращения из сибирских лагерей (19431953 гг.), духовные дети довольно часто стали посещать его. Среди них была мать будущего священника Александра Меня Е.С.Мень. В Боровске отец Петр прожил недолго – сказалась болезнь, которую он «приобрел» в Сибири. Он умер 2 июля 1959 г. Похоронили его у Покровского храма на Высоком.* * *
Благовещенский собор – памятник истории и архитектуры XVIIIXIX столетий.
Храмовая часть его в XVIIIначале XIX вв. неоднократно подвергалась перестройкам и в настоящее время имеет довольно скромную наружную отделку. Построенные позднее приделы (трапезная часть) были решены в классическом стиле на явном контрасте своих низких объемов к объему пятиярусной колокольни с высоким шпилем. Плоскости северного и южного фасадов трапезной были обработаны пилястрами, надоконными полукруглыми нишками и завершены фронтонами.
Богатым и изысканным выглядит интерьер собора. Он дошел до нас с середины XIX в. фактически без изменений. В храме несколько древних боровских святынь. Одна из них — резной деревянный образ святителя Николая Чудотворца. Образ этот, именуемый также «Никола Можайский», выполнен в человеческий рост. В одной руке он держит меч, в другой – модель церкви. Время происхождения образа – XVI в., хотя местное предание относит его к XIV в., а появление в соборе связывают с событиями Отечественной войны 1812 г. До прихода наполеоновской армии в Боровск резной образ святителя находился в деревянном храме. Храм неприятель сжег, а образ жители нашли «во рву около реки Протвы». На протяжении столетий прихожане собора украшала святыню. Так, в 1813 г. для образа Николая Чудотворца изготовили киот, стоивший в то время 300 рублей ассигнациями, в 1814 г. сделали митру за такие же деньги, до 1843 г. святитель был облачен во священническую парчовую ризу и епитрахиль, а в 1843 г. усердием «болярыни» жены полковника Мурлыкина на него возложили святительскую серебряную кованую с крестами по омофору ризу. Вес украшений составлял к концу XIX в. 28 фунтов 48 золотников. За советский период дорогие украшения были утеряны.
Другая святыня — резной деревянный образ святителя Николая Чудотворца, именуемый «Никола Зарайский» (конец XVII в). В одной руке он держит Евангелие, второй благословляет. Третья святыня – резной образ святой великомученицы Параскевы Пятницы конца XVIIIначала XIX вв.
Не менее значимы храмовые иконы Казанской Божией Матери и преподобного Пафнутия, Боровского Чудотворца.
Боровск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Благовещенский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Благовещенский собор (XVII-XIX вв.). Благовещенский собор был построен в 1715 г. на месте деревянного храма Николая Чудотворца. В течение столетий собор несколько раз подвергался перестройкам, в результате чего утратил свой древний облик. В 1819 г. к нему были пристроены приделы Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и колокольня. К началу XIX в. относится иконостас основного храма выполненный в строгих формах архитектуры русского классицизма. В настоящее время храм остается городским соборным. В нём хранится резная деревянная скульптура Николая Чудотворца (местные легенды связывают ее появление с XIV в.), резная деревянная скульптура Параскевы Пятницы и икона преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. Благовещенский собор всегда оставался действующим храмом, не считая его закрытия на непродолжительное время в начале 1940-х гг.
В советское время собор не закрывался. В настоящее время в храме находится несколько чтимых святынь: “Казанская” икона Божией Матери, икона-скульптура свт. Николая и икона преп. Пафнутия Боровского с посохом. Так же в храме хранится икона-мощевик которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня гроба Господня и мощи святых: 1) пророка Михея, 2) ап.Тита, 3) равноапостольного царя Константина Великого, 4) свт. Николая, 5) свт. Спиридона Тримифунского, 6) св. Павла Исповедника, 7) свт. Амвросия Медиоланского, 8) св. Иоанна Нового, 9) св. Сисоя Великого, 10) св. Герасима Иорданского, 11) св. Дамиана бессребреника, 12) св. Корнилия сотника, 13) св. Павла Пелусиотского, 14) св. Лаврентия Затворника, 15) св. Даниила Столпника, 16) св. Марка Киевопечерского, 17) св. Ефросина, 18) мч. Анисии.
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на высоком холме в 400 метрах от бывших проезжих ворот древнего городища, а сегодня украшающий центральную площадь Боровска, считается визитной карточкой города. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь в честь Николая Чудотворца, в котором хранился резной образ Святителя.
В 1816 году были начаты объёмные строительные работы, которые длились до 1819 года. К собору были пристроены трапезная, два придела и высокая колокольня в стиле русского классицизма. Южный придел был освящён в 1819 году во имя святителя Николая Чудотворца преосвященным Филаретом, ставшим в будущим Киевским митрополитом. Северный придел был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери в августе 1829 года преосвященным Гавриилом. В следующие десятилетия прихожане немало потрудились для того, чтобы украсить интерьер собора. Особенно большой вклад внёс купец П. А. Волокитин, прослуживший церковным старостой в храме 35 лет. Его стараниями в 1842-1844 годах удалось расписать трапезную и паперть, иконостасы приделов.
В 1845-1847 годах в храмовой части был переустановлен пятиярусный иконостас, существующий до сегодняшнего дня. Тогда же усердием купца А. П. Молчанова на колокольню повесили колокола, установили часы-куранты, весившие около 70 пудов. Десять лет часы-куранты радовали горожан, пока 22 мая 1857 года в Боровске не случился большой пожар, в огне которого сгорели 150 домов и около 200 лавок. Большой ущерб огонь причинил и Благовещенскому собору. Сгорели оконные рамы, перила, лестницы, полы, брусья, на которых висели колокола, деревянные конструкции в храме, трапезной и паперти. В результате обрушения конструкций, державших колокола и часы, произошло сдавливание сводов над папертью. Белокаменные карнизы собора тоже сильно пострадали и нуждались в обновлении. Не пострадали только престолы и жертвенники. Прихожанам удалось спасти из огня иконы из иконостасов. Ущерб от пожара составил 5000 рублей серебром. В это время протоиерей в соборе был Евгений Чертков, священником Василий Казанский, а диаконом Александр Беляев. Им и прихожанам вновь пришлось заниматься восстановлением собора, дабы вернуть ему прежний вид. В храмовой части приделов были поновлены росписи и иконостасы. На колокольню повесили шесть колоколов весом от 321 пуда до двух пудов. Заново отстроили сгоревшие торговые лавки, в одном из которых (сейчас на этом месте чуть ниже храма находится подпорная стена) вновь открыли часовню во имя святителя Николая Чудотворца.
1 мая 1828 года Боровским духовенством и настоятелем Пафнутьево-Боровского монастыря была установлена традиция ходить крестным ходом из Боровска в эту обитель. Из Благовещенского собора, из городских и близлежащих церквей процессии с иконами и хоругвями направлялись в святую обитель. В наши дни эта традиция возобновлена. 14 июня 1872 года в соборе совершил литургию высокопреосвященнейший Григорий, архиепископ Калужский и Боровский. В 1876 году он рукоположил во священники диакона Михаила Архангельского. Начиная с 1881 года, в храме почти каждый год литургии служил епископ Калужский и Боровский Владимир. При храме имелась большая библиотека, насчитывающая много книг духовного содержания. Ежегодно она пополнялась новыми номерами православных журналов «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Православное обозрение» и «Православный собеседник».
28 июня 1910 года Боровск посетил Его Императорское Высочество великий князь Михаил Александрович, брат императора Николая II. Он присутствовал на молебне прп. Пафнутию Боровскому Чудотворцу, который служил в соборе протоиерей Пятницкой церкви Иоанн Жаров в сослужении всего городского духовенства.
В начале ХХ века приход собора насчитывал 93 двора (105 мужчин и 115 женщин вместе с иноверцами и старообрядцами). Приход включал также женскую гимназию со 138 ученицами, высшее начальное училище со 125 учениками, мужское училище со 135 учениками, школу для беженцев с 60 учениками и женскую школу со 156 ученицами. Все помещения для учебных заведений собор арендовал, так как собственными «лишними домами» не располагал. К 1916 году за собором помимо часовни числились два приписных храма: Успения Пресвятой Богородицы и Святого Равноапостольного князя Владимира. Собору принадлежали также восемь каменных и две деревянные торговые лавки, усадебная с погостом при церкви земля, пахотные и сенокосные угодья, дома священно- и церковнослужителей, построенные в разные годы церковным старостой и причтом. Собор получал ежегодно доход с кружечных сборов, со сдаваемых в аренду торговых лавок, пашенных и сенокосных земель с капитала, положенного на вечное поминовение, 2390 рублей 52 копейки. В банках на его счетах хранилось 57 070 рублей 40 копеек и 36 кредитных билетов.
В течение первых нескольких лет после Октябрьской революции 1917 года больших изменений в жизни Благовещенского собора не произошло. Он не закрывался, интерьер не пострадал, службы продолжались. Связано это с тем, что собор был поставлен на учёт в отделе по делам музеев Главнауки Наркомата просвещения как памятник истории и архитектуры. Когда в Боровске и окрестных сёлах закрывали один за другим храмы, в Благовещенский собор отдавали на хранение изымаемые в них предметы церковной утвари и облачения. Богослужения в соборном храме проходили только в воскресные и праздничные дни, а в будни службы совершались только в дни похорон и поминовений. Стоит сказать, что главный вход в Благовещенский собор был тогда закрыт со стороны площади и проезжей части и верующие попадали в храм только через боковую дверь, так как, по мнению новых властей, они мешали движению транспорта. Колокольный звон попал тоже под полный запрет. Прихожане в холодное время ездили в городской лес, чтобы привезти для отопления храма дрова. Топилась одна только печь.
29 января 1934 года Президиум Московского областного исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов по ходатайству Боровского райисполкома принял следующее постановление: «. разрешить Боровскому райисполкому собор в г. Боровске закрыть, а здание использовать в указанных целях; объявить группе верующих, разъяснив им порядок обжалования этого постановления в двухнедельный срок в Президиум ВЦИК через Мособлисполком». В качестве утешения верующим предложили вместо закрываемого храма посещать службы в другом. Но он, во-первых, располагался на большом расстоянии от Благовещенского собора, а во-вторых, не вмещал всех желающих присутствовать на службах. На весну 1933 года православная община сделала крупный ремонт на сумму около 10 тыс рублей и задолженностей по оплате налога на церковь не имела. Кажется невероятным, но в условиях укреплявшейся в те годы личной власти И. Сталина и следовавших одна за другой волн карательных репрессий против служителей церкви, жалоба прихожан Благовещенского собора тем не менее была рассмотрена во ВЦИКе, и 10 мая 1934 года он отменил постановление Мособлисполкома, оставив собор верующим.
Впервые к реставрации собора приступили в конце прошлого века при священнике Иоанне Борисове. Его начинания продолжил в 1982 году протоиерей Трофим Орлов, при котором отреставрировали большое количество икон, придел Святителя Николая Чудотворца, приобрели необходимые вещи для служения. В 1995 году вторым священником был назначен Дмитрий Орлов, сын протоиерея Трофима Орлова, ставший в 1997 году настоятелем Благовещенского собора. Отец Димитрий начал ремонтно-реставрационные работы в храме. И начал именно с колокольни. На неё подняли новые колокола, оборудовали систему электронных звонов, вернули на старое место часы-куранты (до этого там были муляжи циферблатов, уничтоженные во время пожара 1857 года). На ярусах отремонтированной колокольни разместили церковный музей. Параллельно реставрировался центральный иконостас, на восстановление которого ушло семь лет. Мастерам Д. Подшивалову и А. Бляшону пришлось заново вырезать разрушавшиеся элементы, соединять их с уцелевшими деталями, потом наносить левкас, несколько слоёв грунтовки и покрывать сусальным золотом. Шесть лет заняла реставрация двух иконостасов в приделах. Затем заменили кресты на куполах, окнах, бережно восстановили старинный каменный пол, отремонтировали кровлю, укрепили стены апсиды и кладку четверика. После этого в храме взялись за работы по реставрации икон, церковной утвари и шитья ХIХ века.
В течение 2018 года был проведён большой и дорогостоящий объём реставрационных работ по восстановлению резного образа Николая Чудотворца (Николы Можайского), икон Божией Матери «Калужская» и Пафнутия Боровского, богослужебных предметов, выполненных с использованием церковного шитья. Медный с золотыми вставками шпиль колокольни Благовещенского собора, увенчанный крестом, в совокупе с голубыми куполами самого храма, хорошо виден из любой точки Боровска и на подъезде к нему. В 2019 году колокольня отмечает своё 200-летие. Пристроенная в 1819 году к четверику храма (с главным приделом), который был возведён за век до этого, колокольня и сам собор за последующие столетия превратилась в узнаваемый символ древнего Боровска.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №349, 2019
Пятиярусная колокольня и трапезная с двумя приделами Благовещенского собора гармонично сочетаются с пятиглавым четвериком ранней постройки. Доминируя над всеми строениями Боровска, собор изяществом своих архитектурных форм украшает тихий уездный городок. Белые объёмы зданий Благовещенского собора, выделяющиеся пятиярусной колокольней, шпиль которой тонкой струной устремлён в небо, доминируют над преимущественно двухэтажным Боровском и играют ведущую роль в городском ансамбле. После всех перестроек собор приобрёл свой торжественный облик, и ему по праву принадлежит статус кафедрального.
Построенный на возвышении и являясь памятником архитектуры федерального значения ХVIII-ХIХ веков, он не только красив, но и имеет оригинальную архитектуру, состоящую из двух объёмов. Двусветный четверик ранней постройки с низкой алтарной полуциркульной апсидой на востоке, бесстолпный, с высокими узкими окнами, увенчан пятью луковичными главками с крестами на тонких барабанах. Они украшены рустовкой, создающей при помощи штукатурки имитацию разбивки поверхности барабанов на прямоугольники. Четыре боковые барабаны глухие, центральный имеет стрельчатые окна. Низкая алтарная часть четверика в восточной части с полуциркульной апсидой имеет три окна, через которые проникает много света в помещение алтаря.
Внутреннее убранство Благовещенского собора, в котором даже в мелких деталях интерьера, украшений икон и типе киотов, росписях стен и эстетике оформления богослужебных предметов сохранился дух ХIХ столетия, выглядит богатым и изысканным. Оно дошло до нас фактически без изменений через события прошедших веков, вместивших тихую уездную жизнь, революцию, времена беспощадного богоборчества, фашистскую оккупацию и тяготы Великой Отечественной войны. И даже в конце 1990-х гг., когда настоятель о. Димитрий Орлов возглавил реставрационные и ремонтно-строительные работы, интерьер кафедрального собора счастливо избежал новодела и непрофессиональных реставраторов. Зайдя в трапезную собора с западного (главного) входа, сразу же попадаешь под очарование ярко-красочного стиля ампир с элементами барокко, в эстетике которого оформлены как сама трапезная, так и приделы. Северный освящён в 1829 году во имя Казанской иконы Божией Матери (там хранится её чтимый образ). Часть придела, выходящая в трапезную, содержит в себе составную икону, в центре которой находится Калужская икона Божией Матери. Южный придел освящён во имя Николая Чудотворца (там пребывает резной образ Николая Мир Ликийских «Можайского»).
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №349, 2019