благовещенский собор архангельский собор
Храмы и соборы Московского Кремля
Московский Кремль сам по себе известен во всем мире, но отдельную его достопримечательность составляют церкви и соборы, размещенные на его территории и подле него.
Всего таких сооружений 8, хотя было значительно больше — но некоторые были снесены ещё до революции, когда планировалась постройка других зданий, например, Большого Кремлёвского дворца, а некоторые были уничтожены уже в процессе построения коммунизма, причём уничтожены довольно бесцельно. Очень сильно соборы московского кремля пострадали и от французов, которые целенаправленно грабили богатые алтари и даже захоронения. Но речь сейчас не о превратностях истории, а о том, какие церкви здесь находятся. Итак, всего их 8.
Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного, он же Покровский собор — одно из самых узнаваемых зданий мира. Собор с двумя пределами (Рождества Святой Богородицы и Василия Блаженного) представляет собой восхитительное скульптурное сооружение с фигурными главами в количестве 11 штук, каждая из которых украшена своим особенным узором. Собор был возведен к 1561 году, а вот имена мастеров до сих пор точно не установлены. Согласно одной версии, авторство принадлежало Николаю Постнику, известному как Барма, по другой Постник и Барма работали вдвоём. Но если легенда о том, что архитекторы были ослеплены после создания храма, правдива, то над собором работали другие люди.
Так или иначе, собор был построен, а впоследствии совершенствовался и ремонтировался после многочисленных пожаров и нападений. Надо отметить, что советская власть, признавая мастерство зодчих, сделала его культурным наследием, хотя другие церкви имели совсем другую судьбу, благодаря чему в 90-х годах храм не только имел практически нетронутый вид, но и смог возобновить богослужения. Кроме того, там остался филиал Государственного исторического музея. Как и Кремль, собор Василия Блаженного стал одним из символов Москвы.
Архангельский собор
Как и остальные церкви, он был построен на месте деревянного храма. Его строительство было оплачено князем Иваном Калитой, который дал обет возвести каменный храм, если Россия будет спасена от голода (за год до этого случился неурожай ржи). Алевиз Фрязин, итальянский архитектор в 1505 году начал сооружение нового каменного собора, который получил пять глав и был украшен иконописью Федора Зубова и других известных живописцев.
Но более всего Архангельский собор был известен благодаря захоронениям князей и царей всея Руси, которых здесь более сотни, и первым там был похоронён сам Иван Калита. Сейчас там проводятся богослужения.
Благовещенский собор
Изначально был трехкупольным, но разрушения после одного из пожаров привели к тому, что собор был восстановлен уже с пятью куполами. Особо известен уникальной росписью, выполненной сыном иконописца Дионисия Феодосием, а в иконостасе сохранились образа Андрея Рублева и Феофана Грека. Был возведен в 1489 году, служил домовой церковью (т.е. церковью, к которой было принято ходить ”от дома”) царских семей.
Успенский собор
С начала XVI века на месте, где сейчас находится Успенский собор, стояли храмы. Первый Успенский собор, как и Кремль, был деревянным, второй, построенный в XIV веке, из белого камня (тоже как весь Кремль, но это был первый каменный храм на Руси). И уже нынешний Успенский собор был построен к 1479 году. Из святынь в нем сохранились Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Часть святынь была утеряна во время войны с Наполеоном. Также здесь находится небольшой некрополь, в котором похоронены служители церкви (практика таких захоронений была практически полностью остановлена после эпидемии чумы).
Колокольня Ивана Великого
На колокольне Ивана Великого, возводимой с 1505 по 1508 года Боном Фрязиным, из семейства знаменитых итальянских архитекторов, 34 колокола. Спустя без малого 30 лет Петрок Малый, русский зодчий, пристроил к ней звонницу, ещё спустя 100 лет — Филаретова пристройка. У каждого из колоколов, находящихся здесь, своё имя — Успенский (он же Царь-колокол), Ревун, Медведь, Лебедь и другие.
Кроме того, на колокольне возвышается восьмиконечный позолоченный крест, который водружён вместо разбитого французами. Историки свидетельствуют, что Наполеона отговаривали снимать этот крест, и, когда тот настоял на своем, люди, которым было приказано это сделать, были атакованы стаей ворон, которые мешали мародёрам. А колокол Ревун печально известен тем, что однажды он сорвался и пробил в колокольне пол, из-за чего погибло несколько человек.
Верхоспасский собор
Этот собор отличается интересным архитектурным решением — его можно назвать одиннадцатиглавым, хотя эти главки появились в результате объединения двух храмовых групп. В эти группы входили церкви Екатерины и Евдокии (храма Гроба Господня) и церкви Иоанна Предтечи и Распятского храма. Был включен в композицию Большого Кремлёвского дворца, однако сейчас ведутся работы по его возвращению в отдельный ансамбль.
Церковь Двенадцати Апостолов
Церковь Двенадцати Апостолов была построена в XVII веке Баженом Огурцовым и Антипом Константиновым, русскими зодчими (если быть точными, то в 1635-1656 гг.), Возле церкви находится Патриарший дворец, где впоследствии расположили Синод, — это было одно из самых роскошных зданий России как по наружному виду, так и по внутреннему убранству. Сейчас Патриарший дворец является музеем, а церковь открыта для верующих.
Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Построен псковскими мастерами в конце XV века, после чего стал домовой церковью московских митрополитов и патриархов. Одноглавый храм считается одним из красивейших зданий Москвы, выполненных с большим архитектурным искусством. Надо заметить, что значительных святынь в нем не хранилось (а главной ценностью считается иконостас кисти Назария Истомина), но здесь решались многие церковные и политические вопросы того времени. Впоследствии храм получил прямой ход к царским покоям.
Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская
Благовещенский собор в Москве
Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался «Благовещения, что на Сенях». Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.
В 1484–1489 г.г., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.
И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился «трус великий», столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.
И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая – они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.
В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.
В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.
Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.
Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев.
И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».
Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.
И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать образы первой росписи старого деревянного храма, «во вкусе греческого письма». Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.
Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором.
Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.
Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка «не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм». После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный.
Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», – молвил он, и через несколько дней его не стало.
А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота – тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.
Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.
Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата – это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством – над монголо-татарским игом, или над Османской империей.
Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата – это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.
В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. «Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления», – рассказывал о нем старинный краевед. По восточному преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.
И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.
Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.
Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в «часник», – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.
Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.
Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.
Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.
В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.
А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась «Благовещенская, что на Житном дворе».
Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.
А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.
А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.
И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.
После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.
Есть легенда о том, что от иконы «Нечаянная радость» чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.
В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская.
Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.
Благовещенский собор
Благовещенский собор назывался прежде церковию Благовещения на Великокняжеском Государевом дворе, или на царских сенях. Он основан был в 1397 году, при Великом Князе Василии Дмитриевиче. Впоследствии к Благовещенской церкви пристроена была паперть, в которой, по преданию, слушал литургию Иоанн Васильевич Грозный, когда вступил в 4-й брак. Говорят, что когда он стоял в паперти этого собора, увидел комету и сказал: «Вот знамение моей смерти».
Храм сей возобновлён был и украшен царём Михаилом Феодоровичем. Во время нашествия неприятеля в 1812 году этот собор потерпел одинаковую участь с другими соборами Кремля, а в следующем году был возобновлён при Архиепископе Августине.
Замечательнейшими иконами в Благовещенском соборе почитаются:
а) Образ Всемилостивого Спаса, изображённый над входом в церковь, от которого во время чумы, бывшей в Москве в 1771 году, больные получали исцеления.
б) На правой стороне царских врат – икона Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле с разгнутым Евангелием и в) Икона Благовещения Богоматери. Эти иконы древней Византийской живописи.
г) На левой стороне царских врат находится чудотворный образ Донской Богоматери, в честь коей основан Донской монастырь. 8
Когда, в 1380 году, было нашествие на Россию татар, и когда происходило сильное сражение на реках Доне и Непрядве, – Великий Князь Дмитрий Иоаннович и всё войско обратилось с молитвою к Божией Матери о победе над врагами. Вера и надежда на помощь Божию явили свою силу. Когда одержана была победа над татарами, русские воины вознесли тёплые молитвы пред иконою Пресвятой Богородицы о дивном Её заступлении от врагов, и, в знак благодарности, икону, которую носили в войсках, принесли в дар Великому Князю Дмитрию Иоанновичу Донскому и назвали её, по месту сражения, Донскою. В 1591 году было снова нашествие татар; в то время Благочестивейший Царь Феодор Иоаннович велел принести к войскам Донскую икону Богоматери, пред которою Царь и всё войско провели целую ночь в усердной молитве. Когда началось сражение, то враги устрашены были невидимою силою и обратились в бегство, и Москва была спасена от врагов. В память избавления России от татар и в благодарность Божией Матери на месте, где находилась Донская икона Богоматери с воинством, Царь повелел воздвигнуть монастырь и назвал его, по имени иконы, Донским. С того времени установлено было праздновать Донской иконе Богоматери 19-го августа и совершать крестный ход из Успенского собора в Донской монастырь.
Драгоценною святынею Благовещенского собора почитаются также хранящиеся здесь частицы мощей разных святых, кресты и панагии, которые присылаемы были, большею частию, от Восточных Патриархов Русским Великим Князьям и Царям.
Как в Архангельском соборе, так и в Благовещенском, на внутренних стенах его изображены некоторые Великие Князья Русские с венцами на головах, а на паперти собора представлены древние философы со свитками в руках, содержащими в себе философские изречения о жизни и нравственности человека.
Благовещенский собор был некогда домовою церковию Великих Князей и Царей. Здесь совершались крещение и венчание древних Великих Князей и Государей. В этом соборе находятся хоры для Цариц и Царевен; на них они слушали Божественную службу. Протоиереи Благовещенского собора были духовниками Русских Государей. Для постоянного пребывания при Дворе, они имели для себя помещение при Благовещенском соборе; так как Цари. По тогдашнему благочестивому обычаю, начинали и оканчивали каждый день благословением своего духовника. Как скоро Государь вставал с постели, к нему приходил духовник с крестом; потом Царь молился и творил земные поклоны. По окончании молитвы духовник кропил его св. водою. То же делал Царь, когда отходил ко сну.
Так замечателен Благовещенский собор по своей святыне и историческим событиям, и имеет одинаковую важность с соборами Успенским и Архангельским.
См. Дни Богослужения, Дебольского; изд. 1858 г.