благовещенский собор дивеево фото
Благовещенский собор. Дивеево.
Автором проекта храма стал московский архитектор Андрей Альбертович Анисимов. Пропорции Благовещенского собора определены Поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1,2 метра, и составляют 20 Поясов в ширину (24 метра), 30 в длину (36 метров), 50 в высоту (60 метров).
Основой облика храма послужила главная церковь московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский.
Благовещенский собор – самый высокий в Дивеевской обители.
17 ноября в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре состоялось освящение придела Благовещенского собора. Придел расположен в крипте, то есть нижнем храме собора. Интерьер выполнен в византийском стиле и украшен мозаикой. Иконостас нижнего храма изготовлен из белого мрамора.
Придел освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому.
Мозаика на стенах и потолке производит ошеломляющее впечатление.
Я впервые попадаю в такой храм.
Ульяшка очень внимательно рассматривала мозаичные панно и стены, спрашивая о том, как подбираются камешки под рисунок.
Нижний храм невероятно красив. Довольно низкий потолок совсем не производит такого впечатления и не давит.
Очень хочется увидеть, что же будет в верхнем храме.
Надеюсь скоро мы сможем любоваться и им.
Подписывайтесь на мой канал в Яндекс.Дзен
И на мою страничку и Instagram
Близятся к завершению мозаичные работы в Благовещенском соборе Дивеевской обители
Текст Дарьи Петровой. Фото Александра Чурбанова и Александра Фролова
В Благовещенском соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря идет последний этап работ над мозаичными композициями, которые украсят храм по всему периметру. На сегодняшний день выполнено более 90% работ.
Как рассказал руководитель мозаичных работ в Благовещенском соборе, преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии Анатолий Алешин, в настоящее время ведутся завершающие работы над мозаичными композициями Рождества Богородицы, Успения Богородицы и Рождества Христова, которые размещены на уровне хоров в разных частях собора.
Белорусские мастера-мозаичисты ведут работы в приделе, который будет освящен в честь Собора Пресвятой Богородицы. Напомним, что 13 мая митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.
Сняты леса в куполе собора, постепенно их будут разбирать и дальше, сверху вниз.
Работы по благоукрашению Благовещенского собора выполняют несколько мастерских артелей, специалисты из разных городов России и Белоруссии. Композиции выполнялись не на отдельных участках, а по всему внутреннему пространству церкви, что позволяло мастерам экономить время. Библейские сюжеты, а также композиции, посвященные истории Дивеевской обители, дополняет орнаментальное украшение, которое специалисты выполняют по всему храму.
Источником вдохновения мозаичного убранства Благовещенского собора стали античные, византийские образцы XIV века, а также церковное живописное искусство Руси второй половины XIV века и первой половины XV века — времени преподобного Андрея Рублева.
Одной из жемчужин убранства Благовещенской церкви станет масштабный мозаичный образ Божией Матери «Знамение», расположенный в конхе центрального алтаря. Алтарные мозаики будут просматриваться из центральной части храма.
Всего в верхнем Благовещенском храме собора — семь престолов, в нижней Успенской церкви — еще пять. Мозаичное убранство будет выполнено на площадях собора в 4500 квадратных метров.
Справка:
Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре начал строиться в 2012 году.
Сохранилось предание, что преподобный Серафим Саровский говорил сестрам обители о соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким храмом и колокольней.
Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное преподобным Серафимом место было уже занято. В 1846 году его лжеучеником и гонителем дивеевских сестер Иваном Толстошеевым там была построена Тихвинская церковь. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобным Серафимом месте, и блаженная Параскева (Паша Саровская) тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки.
После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис, и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.
Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим Пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.
За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены Поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1,2 метра, и составляют 20 Поясов в ширину (24 метра), 30 в длину (36 метров), 50 в высоту (60 метров).
26 апреля 2012 года было положено начало строительству Благовещенского собора. В этот день 2-й седмицы по Пасхе, когда вспоминается дивеевская преподобномученица Марфа (Тестова), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий с сонмом духовенства совершил молебен на начало благого дела и крестный ход по Святой Канавке с окроплением строительной площадки святой водой. В присутствии правящего архиерея и настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой) были начаты работы по подготовке котлована под фундамент храма.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Благовещенский собор
В Дивееве существовало предание: батюшка Серафим благословил поставить собор у Канавки,
на одной линии с Троицким собором.
Монахиня Серафима (Булгакова)
В Дивееве существовало предание: батюшка Серафим благословил поставить собор у Канавки, на одной линии с Троицким собором.
Монахиня Серафима (Булгакова)
В 1962 году на месте сгоревшей Тихвинской церкви построили здания школы-интерната. В марте 2011 года интернат перешел на оборудованные для детей постройки части МЧС в зеленой зоне поселка Сатис. С этого времени монастырь мог приступить к благоустройству этой территории и к исполнению заповеди преподобного Серафима о строительстве нового собора в одну линию с колокольней и с Троицким собором в конце святой Канавки. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.
Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей для Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса.
В 1962 году на месте сгоревшей Тихвинской церкви построили здания школы-интерната. В марте 2011 года интернат перешел на оборудованные для детей постройки части МЧС в зеленой зоне поселка Сатис. С этого времени монастырь мог приступить к благоустройству этой территории и к исполнению заповеди преподобного Серафима о строительстве нового собора в одну линию с колокольней и с Троицким собором в конце святой Канавки. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.
Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей для Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса.
| | |
17 ноября 2016 года, в день 25-летия игуменства настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии, северный придел Успенского храма был освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. По окончании Божественной литургии, совершенной на новоосвященном престоле, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал, как, обучаясь в московских духовных школах, читал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и сокрушался, что нет возможности пройти по святой Канавке, приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, побывать в пустынках. Но 25 лет назад началось возрождение обители, и теперь мы можем лицезреть ее благолепие. «И очень отрадно ощущать себя участником этого возрождения», – отметил владыка.
Спустя месяц, 21 декабря 2016 года, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил южный придел Успенского храма в честь явления Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому, а 6 мая 2017 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, – еще один южный придел, посвятив его Собору Дивеевских святых. «Сегодня, освящая придел во имя Собора Дивеевских святых, – сказал глава Нижегородской митрополии, – мы совершаем это ради людей. Мы надеемся, что верующие, особенно молодежь, дети, будут приходить сюда и через красоту храма познавать красоту Божию. Для нас с вами великое счастье, радость и утешение – быть не только свидетелями возрождения веры Христовой на русской земле, но сознавать, что именно нас Господь избрал орудием, через которое осуществляется это благословенное дело. Мы верим и знаем, что на нас Господь исполняет Свои слова: «Сила Моя в немощи совершается»».
17 ноября 2016 года, в день 25-летия игуменства настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии, северный придел Успенского храма был освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. По окончании Божественной литургии, совершенной на новоосвященном престоле, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал, как, обучаясь в московских духовных школах, читал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и сокрушался, что нет возможности пройти по святой Канавке, приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, побывать в пустынках. Но 25 лет назад началось возрождение обители, и теперь мы можем лицезреть ее благолепие. «И очень отрадно ощущать себя участником этого возрождения», – отметил владыка.
Спустя месяц, 21 декабря 2016 года, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил южный придел Успенского храма в честь явления Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому, а 6 мая 2017 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, – еще один южный придел, посвятив его Собору Дивеевских святых. «Сегодня, освящая придел во имя Собора Дивеевских святых, – сказал глава Нижегородской митрополии, – мы совершаем это ради людей. Мы надеемся, что верующие, особенно молодежь, дети, будут приходить сюда и через красоту храма познавать красоту Божию. Для нас с вами великое счастье, радость и утешение – быть не только свидетелями возрождения веры Христовой на русской земле, но сознавать, что именно нас Господь избрал орудием, через которое осуществляется это благословенное дело. Мы верим и знаем, что на нас Господь исполняет Свои слова: «Сила Моя в немощи совершается»».
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Дивеево
Новый грандиозный прекрасный самый высокий собор в Дивеево был заложен в 2012 году. Еще сто лет назад батюшка Серафим указал место, где по наказу Богоматери надлежало построить храм.
Наконец, свершилось! Ныне собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы построен.
Известно, что преподобный Серафим Саровский от себя лично никогда никаких указаний не давал. Он передавал повеления Царицы Небесной. Постройка Благовещенского собора – живое современное свидетельство исполнения ее воли.
Сестры обители считают, что Благовещенский собор утверждает преемственность церковных традиций. Является символом опоры на непреходящие христианские ценности. И посвящен Благовещению, одному из двунадесятых праздников (12 важнейших, после Пасхи, праздников в Православии).
Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы
Полное название Праздника – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Благовещение Пресвятой Богородицы – Великий Праздник для православных христиан еще со времен апостолов. Окончательно ритуал праздника сформировался к 4 веку. Благовещение также значимо как Рождество Христово и Пасха. Празднуется 7 апреля по новому стилю (25 марта по-старому).
Слово «благовещение» означает добрую или благую весть. «Благовещение» – это и евангельское событие, и посвященный ему христианский праздник.
В Святом Писании рассказывается о том, к Деве Марии Богом был послан Архангел Гавриил. Архангел принес Марии благую весть о непорочном зачатии и рождении ею Сына Божьего. Событие описано Евангелистом Лукой.
По преданию апостол Лука написал и самую первую икону Богородицы. Предполагается, что Мария еще в земной жизни позировала иконописцу.
С праздником Благовещение связано много церковных традиций, также народных обычаев и примет.
В этот великий праздник священники в голубых облачениях. В Православии голубой цвет символ невинности, высшей чистоты и непорочности, символ Божьего чуда, цвет Богоматери.
Храмы украшают цветами. В цветочных композициях обязательно будут лилии. Белые и красные. Лилия – цветок Благовещения.
Белая – цветок Богородицы. Символ чистоты, совершенства и надежды на спасение. Красная – напоминание о крестных муках Христа. В предании рассказывается, что белая лилия, оплакивая страдания Спасителя за людей, от горя стала красной, цвета крови.
Храм благоухает. Царские врата и икона «Благовещение» на центральном аналое украшены цветочными гирляндами.
Царские врата – врата посередине иконостаса.
Иконостас – стенка, отделяющая алтарь от других частей храма; на ней ярусами расположены иконы.
Аналой – высокий столик, подставка для икон и богослужебных книг, центральный аналой стоит перед иконостасом.
Одна из самых трогательных традиций Благовещения – обряд освобождения птиц. На пороге храмов священники выпускают белых голубей.
Как символ благой вести от Бога и надежды на спасение. И просто это очень красиво. В Дивеево также возродили этот чудесный обряд.
Пушкин, в одном их своих стихов, нежно вспоминает эту традицию:
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Во время религиозных праздников, естественно и в день Благовещения, верующие большую часть времени посвящают молитве и посещению храма.
Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы» – один из самых почитаемых в народе. «Самый большой праздник у Бога», «Как Благовещение проведешь, так и весь год пройдет».
Ликует природа, вся Земля. И Ангелы радуются на небесах. Даже грешников в аду не мучают в наказание за грехи, дают им отдых.
Этот день всегда встречали и встречают с радостью. По возможности в новой красивой одежде. Накануне готовится вкусная еда. В традиции было качание на качелях, хороводы.
Благовещение – это еще и встреча весны. Время начала сельскохозяйственных работ. Считается, что сама Богоматерь засевает в этот день поля. Просит Сына своего дать людям хороший урожай.
А сколько народных примет связано с Благовещением! Нельзя разжигать огонь. Запрет на любую работу: «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Особенно не шить и не вязать: «Ангелы в нитях запутаются». Но желательно с утра до полуночи 34 раза назвать мужа «милый» – и весь год в семье будет мир и лад.
Люди верят, что на Благовещение «открывается небо». Из Рая прилетают птицы и приносят ключи от неба. Самое время просить Господа о прощении грехов. О наставлении для более правильной жизни. О здоровье и благополучии.
Весь праздник сопровождают птицы. Символ Благовещения – аист. Жаворонки – символ прихода весны. Белый голубь символизирует Святой Дух.
Пекут печенья в форме жаворонков. Раньше дети с «птичками-печеньями» в руках пели особые обрядовые песни «веснянки», призывая весну.
В благовещенские дни холили и лелеяли кур. Совершали разные действа, чтобы они были здоровы и хорошо неслись. Хозяева были особенно ласковы со всем скотом и домашними животными.
Особое значение народ придавал благовещенской просфоре. Издавна считают, что благовещенские просфоры наделены особой силой. Они могут исцелять. Делают скот сильным и плодовитым. Пчелы, прикормленные крошками просфор, будут давать много меда. Их привязывают к сеялкам для обильного урожая.
Просфора (на греческом «приношение») – это небольшой освященный круглый хлебец. Состоит из двух частей, символизируя двойную природу Христа – Божию и человеческую. Просфоры очень значимы в богослужении, когда совершается великое Таинство – превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню.
На Благовещенье с молитвой готовят и особую, благовещенскую, соль. Многие верят, что правильно приготовленная благовещенская соль лечит и предохраняет от заболеваний. Очищает жилища, приносит в семью благополучие.
Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Дивеево (новый храм)
Благовещенский собор стоит внутри Святой Канавки, ближе к ее концу. Архитектура собора близка к стилю «русское барокко». В этом же стиле возведен и Казанский храм в Дивеево.
Пропорции собора, росписи, внутренне и внешнее убранство – все исполнено глубокого смысла. По представлениям верующих красота собора прославляет Господа. Он зримое выражение любви и веры православных к Святой Троице и Божией Матери.
По преданию, пропорции Благовещенского собора определены самой Пречистой Девой в меру ее Пояса. И строить надо было не просто по его размеру. А так, чтобы в итоге сложилась сотница.
Воздвигнутый собор в ширину равен 20 поясам (24 метра), в длину 30 поясам (36 метров), а в высоту – 50 (60 метров!). Сложив все размеры (24+36+60), как раз и получим число 100.
А в монашестве «сто» – это так называемая «монашеская сотница». Сто молитв, которые, считая бусины, читают по четкам.
При постриге каждому православному монаху (монахине) дают четки. С ними никогда не расстаются. Православное монашество воспринимает четки как духовную защиту, «духовный меч». Четки замкнуты в круг. Круг – символ непрерывной молитвы.
Пояс Богородицы – древнейшая христианская святыня. Был соткан самой Девой Марией. Сейчас он храниться в монастыре на Святой горе Афон, в Греции.
Когда собор начинали строить случилось невероятное. Ковчег с Поясом Богородицы был привезен в Дивеево из Афонского монастыря и пронесен по Канавке.
До этого события, Пояс Божией Матери никогда на покидал святой Афон. Весь православный мир расценил это как чудо, как благословление постройки собора самой Царицей Небесной.
Во время строительства возродили старую традицию – пожертвования на «именной кирпичик». Тому, кто покупал кирпичик, выдавали «билет», в специальной книге записывали имя покупателя (можно было приобрести и в подарок). Имя писали и на кирпиче. И такие именные кирпичики становились частью храма, частью его стен.
Не огорчайтесь! И сейчас можно стать одним из благотворителей. Внести свой вклад в создание чуда красоты. Чтобы это сделать, надо приобрести специальный билет. Собранные средства идут на убранство собора, его украшение.
Собор не подавляет размерами, хотя по-настоящему, огромен. Разместиться могут около 2000 человек. По завершении в нем будет двенадцать приделов. Собор двухуровневый: верхний храм и нижний храм.
Этот роскошный собор одноглавый. Видимо поэтому, несмотря на размеры, выглядит изящным. Одноглавые соборы – большая редкость в русской храмовой архитектуре.
К собору ведет впечатляющая просторная лестница в три пролета. Такой архитектурный прием придает собору величественность и, одновременно, легкость.
Золоченный купол собора украшен объемными платиновыми звездами (звезды – на Руси традиционны для храмов, посвященных Богородице). Белоснежный цвет фасада оттеняют нежные кремово-бежевые декоративные элементы. Вход венчает мозаичная икона «Спас Нерукотворный».
Снаружи Благовещенский собор великолепно украшен. Несмотря на обилие декора, внешнее убранство церкви не перегружено. Многочисленные пилястры (выступ в стене, полуколонна), колонны, цветные декоративные вставки вписаны очень гармонично.
Лепнина в форме цветов и виноградных лоз, майолики (керамические плитки с узором, покрытые цветной глазурью) напоминают о райском саде. Храм кажется почти невесомым из-за большого количества окон по фасаду.
Обрамление собора также очень красиво. Сделано с любовью и со вкусом. На ступенях лестницы зеленые деревца. Белокаменные перила украшают изящные фонари «под старину» на высоких постаментах. Сами постаменты оформлены декоративными вставками.
Просторная площадь перед собором делает храм еще более величавым. Всё в зелени. Повсюду газоны, цветники, деревца.
Перед входом «Ангельский фонтан». Место для него выбрано не случайно. Ангелы как будто благословляют пройти по Святой Канавке.
Круглая мраморная чаша фонтана украшена миниатюрными цветниками. Над голубой водной гладью плещутся маленькие фонтанчики.
На «островках» среди воды стоят три ангела. Три белоснежные фигуры в человеческий рост. Лица ангелов одухотворены, радостны и прекрасны.
Но фонтан не просто необычен и красив. Он пронизан христианской символикой. У одного ангела в руках рыба, у другого вино (чаша), у третьего хлеб (сфера). Ангелы направляют нас мыслью к Библии в целом, и к Новому завету особенно.
Рыба – один из первых, возможно самый первый, символ христианства. Если фраза «Иисус Христос Божий сын Спаситель» написана на древнегреческом, то первые буквы каждого слова составят на греческом слово «рыба». Первые христиане в этом символе таинственно подразумевали Христа.
Кроме того, многие ученики Иисуса Христа были рыбаками. Христос их поэтически называет «ловцами человеков». Также мы вспоминаем о том, как Господь творит чудо в пустыне. Умножает количество еды, и насыщает более 4000 человек хлебом и рыбой.
Вода в христианстве символ очищения, обновления, освящения и крещения. В Раю из-под Древа Жизни вытекает ручей с живой водой. Воды Всемирного Потопа по велению Бога очистили мир от греха, обновили его.
Чин великого освящения воды совершается в храмах в праздник Крещения. Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа. Христос был крещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан.
Крещение – первое и важнейшее таинство Христианской церкви. При совершении таинства, ребенка или взрослого погружают в купель со святой (освященной) водой.
Вино упоминается в Ветхом и Новом завете более 200 раз. Первое чудо Христа – превращение воды в вино на свадьбе.
Но самое важное священное значение вина открылось на Тайной Вечере. Тайная Вечеря – последняя перед распятием трапеза Христа с ближайшими двенадцатью учениками, двенадцатью апостолами.
Хлеб в Православии также имеет символическое значение. Иисус Христос называл себя «хлебом жизни». Мы уже говорили о чуде приумножения хлебов в пустыне.
Но, как и с вином, главное – священное значение хлеба, то, которое открылось на Тайной Вечере. Во время трапезы Иисус Христос благословил вино и хлеб, сказав ученикам, что вино «есть Кровь Моя», а хлеб «есть Тело Мое». Христос открыл ученикам таинство причастия.
И доныне в церквях происходит священнодействие «Евхаристия» или «Святое Причастие», когда Божественные дары, освященные вино и хлеб, таинственным образом превращаются (пресуществляются) в Кровь и Тело Христа. Поедая их, христианин соединяется с Богом.
Евхаристия – главное Таинство Церкви. В нем осуществляется то, к чему призван христианин – единение с Господом.
Благовещенский собор состоит из двух храмов потрясающей красоты – верхнего и нижнего. В верхнем храме главный престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В нижнем храме главный престол в честь Успения Божией матери.
Внутреннее убранство обоих храмов изумительно. В каждом мозаичные иконы. Есть и писанные маслом в прекрасных окладах. Красивейшие светильники. Узорные полы.
На потолке и стенах мозаикой выполнены священные изображения. А также росписи и узоры, которые похожи на драгоценные ковры и ткани.
Царские врата – чудесные произведения искусства из мрамора с изящной резьбой и золоченного металла, с мозаичными иконами. На ажуре металлического кружева литые изображения Архангелов.
Пространство верхнего храма устремлено ввысь. В нижнем – потолок невысокий. Тем не менее, он не давит. Его поддерживают сводчатые арки, как в классической архитектуре русских каменных теремов.
Благовещенский собор уникален. Такого храма, украшенного мозаикой от пола до потолка, в России нет. Красота ошеломляет.
Попадаешь в какой-то необыкновенный мир. Наполненный красотой, переливами света и цвета.
Мозаики набирают из кусочков специально изготовленного стекла – смальты. Также драгоценных, полудрагоценных минералов.
Может быть использовано больше 20 оттенков одного цвета. Цвет в смальте «живой», ярко искрящийся или нежно мерцающий. Фоны мозаичных икон и узоров в Благовещенском соборе часто золотые.
Свет от лампад, свечей и из окон изменчив. Представьте, он попадает на мозаики. Они не только переливаются и искрятся разноцветьем. Фигуры на иконах, на фоне мерцающего золота, становятся объемными, оживают. Кажется, что приближаются к молящимся. Невероятное ощущение!
Когда собор будет полностью закончен, в верхнем и нижнем храмах будет 12 приделов. Уже сейчас многие приделы освящены и идут службы.
Придел – специально выделенная основная часть храма со своим алтарем.
Освященные приделы Благовещенского храма
Иконы Благовещенского Собора
Обо всех иконах собора в статье рассказать невозможно. Их очень много. Поэтому остановимся только на трех.
Икона «Спас Нерукотворный»
Это совершенно особая икона. Самый первый образ Христа. Согласно церковным преданиям, она не была написана. Лик Господа появился благодаря чуду.
«Нерукотворный» –не руками сделанный
Христос умылся и отер лицо платком. На нем проявился и сохранился его Божественный образ. Позднее, было написано много икон по этому Божественному образцу.
Перед иконой молятся с молитвой «Отче наш». Просят об исцелении, укреплении в вере, помощи в решении жизненных трудностей.
Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Эта икона, как и большинство икон, существует в разных списках – воспроизведениях первого чудотворного образа. Их детали могут отличаться, так как список не воспроизводит оригинал. Но суть, религиозный смысл всегда одинаковы.
Посланник Бога, Архангел Гавриил, приносит Деве Марии Благую Весть «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Дева избрана Господом для высокой миссии – рождения Спасителя.
Богословы считают, что это была первая добрая весть для человечества после «грехопадения». И именно эти слова мы произносим, читая богородичную молитву. Эту молитву еще называют «ангельское приветствие».
Все иконы исполнены глубокого смысла. Образы на иконах говорят с нами, если мы понимаем их язык. Не исключение и икона «Благовещение».
Архангел Гавриил (имя в переводе с древнееврейского «сила Божия») – один из высших небесных посланников. Приносит людям хорошие вести и открытые Богом знания.
На иконах «Благовещение» Архангел благословляет Деву Марию. У него в руках белая лилия (символ чистоты, цветок Богоматери), может быть и цветущая райская ветвь, пальмовая ветвь (символ мира) или жезл/посох (символ власти и небесного посланничества).
Дева Мария тоже изображается с различными религиозными символами. Они раскрывают одну из сторон ее земной жизни.
Богородица с прялкой и красной нитью. Этот образ отсылает нас к преданию, согласно которому Дева пряла красный занавес для Иерусалимского храма. Эта завеса впоследствии разодралась надвое в момент смерти ее сына. Красный цвет нити символ того, что из крови и плоти Божией Матери соткалась человеческая плоть Спасителя.
На других благовещенских иконах Мария изображена с книгой. Как указание на то что, находясь на обучении в храме, она многие часы проводила за чтением религиозных текстов.
Реже всего можно встретить икону, на которой Мария изображена с младенцем Иисусом в ее лоне.
Перед иконой «Благовещение» молятся об очищении от грехов, исцелении от бесплодия, о замужестве, о благополучии в семье. Лучше при этом читать специальные молитвы на Благовещение. Если не знаете – то богородичную молитву «Богородица, Дева, радуйся…»
Икона «Успение Пресвятой Богородицы»
Это удивительно красивая икона. Со многими образами и деталями. Икона посвящена переходу Богоматери в Жизнь Вечную.
Священные писания рассказывают, Богородица постоянно молила Сына взять ее к себе. И за три дня до ее кончины к ней явился Архангел Гавриил и принес ей весть о предстоящем успении и вознесении в Царство Небесное.
Последние дни земной жизни Пречистая Дева посвятила общению с близкими и прощанию с ними. Но не надеялась проститься с апостолами. Ведь они проповедовали в разных странах мира.
Мария попросила сына о помощи. Господь явил чудо: ангелы на облаках перенесли апостолов к Марии. Всех, кроме Фомы. Ему была уготовано другое.
Настал день и Мария приготовилась к встрече с Господом. Она лежала на смертном одре. Вокруг нее печально стояли апостолы.
Внезапно комната ярко осветилась неземным светом. К матери явился ее Сын Иисус Христос в окружении ангелов. И в этот момент Дева Мария мирно скончалась. Ее душа была принята Спасителем. Они вместе вознеслись в Небеса.
Именно этот момент отхождения души и принятие ее Господом изображен на иконе «Успение».
Тело Преблагой Девы похоронили в семейной гробнице. Как положено вход закрыли камнем.
На третий день после смерти Марии к апостолам присоединился Фома. Он сильно горевал, что не сумел попрощаться с ней. Для святого Фомы открыли гробницу.
И было явлено чудо. В гробнице не было тела, тронутого тлением. Она была пуста. Лежали только погребальные одежды. Стало понятно, что Матерь Божия воскресла и была взята на Небеса.
С Фомой произошло еще одно чудо. Утешая апостола, Преблагая сбросила ему с Небес свой Пояс.
Апостолы праздновали Воскресение и Вознесение Пресвятой Девы. Им было явление Богородицы, которая провозгласила «Я с вами». Человечеству был дан знак, Царица Небесная всегда рядом и оберегает каждого из нас.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы» по горизонтали разделена на две смысловые части: нижняя – земная скорбь, верхняя – радость, обещание бессмертия.
В центре изображения на ложе с покоится Дева Мария. Над головой Пречистой, нимб. Богоматерь укрыта пурпурной тканью. Сандалии пурпурного цвета (на ногах или сброшены).
Пурпур – указание на царственность. Перед нами уже Царица Небесная. Реже Богородицу изображают в короне со скипетром.
Вокруг ложа сгрудились скорбящие апостолы. Перед ложем горят свечи.
Свеча на иконе – символ божественного света, символ Христа как Света для мира. Свет – одно из имен Бога.
Рядом со смертным одром стоит Сам Спаситель. В руках он держит Душу своей Пречистой Матери. Над Господом и Богоматерью летают ликующие ангелы.
Душа – в образе спеленутого младенца с нимбом над головой. Это трогательный символ рождения в жизнь вечную, победа над смертью.
Вокруг Христа удлиненный овал; фигура вписана в него. Такой овал на иконах называется мандорла. С ним изображают только Спасителя и Пресвятую Деву.
Мандорла – это сияние, Божественный Свет. Говорит о том, что Спаситель пришел во всей своей Божественной Славе.
Иногда, на иконе изображают как ангелы возносят Богородицу к раскрытым вратам Рая. Нередко в верхней части иконы изображают, как Ангелы несут Апостолов на облаках.
Часто в верхней части мандорлы, обычно красным цветом, пишут шестикрылого Серафима.
Слово «серафим» в переводе с древнееврейского «пылающий», «огненный».
Серафимы самые близкие к Богу Ангелы. Они сжигают, обращают в пепел грешные помыслы и чувства.
Молитвы перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы» помогают верующим избавиться от страха физической смерти. Также можно обращаются с молитвенными просьбами об исцелении души и тела, укреплении в вере, избавлении от искушений. Чтобы получить уверенность в собственных силах. Просить о прощении грехов, чтобы попасть в Царствие Небесное