благовещенский собор московский кремль иконостас

Благовещенский собор Московского Кремля

Благовещенский собор Московского Кремля – один из старейших и красивейших храмов России. Его строительство датируется XIII веком. Многие туристы и паломники приезжают из разных точек земного шара, чтобы взглянуть на неповторимую архитектуру здания и окунуться в атмосферу древней православной Руси.

История Благовещенского собора

За времена существования Благовещенского собора Московского Кремля его много раз перестраивали, реконструировали и достраивали. Первое упоминание о храме датируется 1291 годом. Из древнего предания известно, что указание о начале строительства было дано сыном Александра Невского Андреем. На территории Кремля была построена деревянная Благовещенская церковь. Существует версия, что изначально собор называли храмом Рождества Богоматери. В 1397 году в церковь из Византии была доставлена икона «Спас в ризе белой». По некоторым историческим источникам считается, что церковь строилась в XIV веке по приказу вдовы Александра Невского, принявшей постриг и посвятившей последние годы жизни богу.

В XV веке Иван III, подверженный влиянию европейских архитекторов, начал грандиозную перестройку и реконструкцию Кремля. Благовещенскую церковь тоже решено было перестроить. На месте деревянного здания на белокаменном подклете вырос трехкупольный храм. Освящение состоялось 7 апреля 1489 года. Церемония была приурочена к празднованию великого церковного праздника Благовещения и проводилась митрополитом Геронтием.

благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть фото благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть картинку благовещенский собор московский кремль иконостас. Картинка про благовещенский собор московский кремль иконостас. Фото благовещенский собор московский кремль иконостас

В 1547 году в Кремле случился знаменитый славный пожар, в котором пострадало много зданий, и погибли люди. Благовещенскому собору также был причинен значительный ущерб. Восстановительные работы продолжались до 1564 года. Храм был немножко расширен. С западной стороны к нему сделали пристройку, увенчанную двумя главами.

Грозненское крыльцо было пристроено к собору в 1572 году. Его строительство началось по приказу Иван Грозного. После четвертого развода с женой он был отлучен от церкви. Стоя на новом крыльце, он мог слушать литургии, проходящие в храме.

Примечательно, что в конце XVI века в соборе работал священником известнейший композитор того времени Фёдор Крестьянин. Вплоть до XVIII века Благовещенский храм был личным приходом русских государей и их семей. Настоятель собора всегда был личным духовником царя. В стенах храма хранились святые реликвии правителей: мощи, древние книги и ценные сосуду, особо почитаемые образа.

Во времена правления династии Романовых храм оберегался и украшался. Во время первой мировой войны разрушительным снарядом было значительно повреждено крыльцо собора.

После революции Благовещенский собор был закрыт и в нем сделали музей. Главной целью работников культуры было сохранение внутреннего убранства и архитектуры здания, его изучение и реставрация. В 1989 году собору исполнилось пятьсот лет. В честь этого значимого события была устроена выставка исторических ценностей и предметов обихода служителей и знаменитых прихожан церкви.

Работа храма была возобновлена в 1993 году. Первое богослужение состоялось на престольный праздник собора Благовещение. Торжественную церемонию проводил патриарх всея Руси Алексий II. С тех пор стало традиционным приглашать главного священнослужителя страны на проведение службы в престольный праздник собора.

благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть фото благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть картинку благовещенский собор московский кремль иконостас. Картинка про благовещенский собор московский кремль иконостас. Фото благовещенский собор московский кремль иконостас

Подклет храма на сегодняшний день является одной из древнейших архитектурных построек Кремля. В настоящее время в нем устроен музей «Клады и древности Московского Кремля», открытый для посещения жителями и гостями города. Здание храма представляет собой образец русского зодчества и имеет большую историческую ценность. К сожалению, внутреннее убранство стен храма с течением лет значительно пострадало: часть древних фресок не удалось сохранить. Сохранилась роспись художника Феодосия, сделанная в 1508 г. Современная роспись с точностью воспроизводит утерянные рисунки прошлых лет. Примечательно то, что наряду с иконами стены собора украшают портреты русских царей.

благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть фото благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть картинку благовещенский собор московский кремль иконостас. Картинка про благовещенский собор московский кремль иконостас. Фото благовещенский собор московский кремль иконостас

Благовещенский собор считается одним из самых значимых храмов царских семей. Благодаря многочисленным переходам и галереям он является частью дворцового комплекса. Многие иностранные делегации, чтобы попасть в Московский Кремль, проходили через соборные галереи. Думные палаты бояр размещались сразу за храмом. Главная роль собора состояла в том, что он был домовой церковью царских семей. Здесь венчали и крестили государевых отпрысков, отпевали умерших членов семьи, причащали и исповедовали главных лиц державы. Протопоп собора в обязательном порядке был духовным лицом царя. Также в его обязанности входило обучение и духовное просвещение государевых детей и составление завещания.

Строительство Благовещенского собора Московского Кремля

Новое белокаменное здание с тремя куполами было построено на месте деревянной Благовещенской церкви. Строительство шло пять лет: с 1484 по 1489 год. Проект для здания разрабатывался итальянскими архитекторами. Строительные работы были выполнены псковскими умельцами, славящимися своим мастерством. В результате получилось неповторимое здание в стиле кремлевской архитектуры с нотками псковского зодчества.

Фундамент для собора был выложен на месте старого здания, повторяя его форму. Стены выкладывались из белого камня. Изначально было возведено прямоугольное здание, увенчанное тремя куполами. Арки небольшого размера расходились от главной постройки, крытые галереи располагались вокруг купольной части. С жилыми кремлевскими строениями собор связывала система переходов.

В 1508 году по велению государя были позолочены купола. Произвели украшение иконостаса: образа святых обложили золотом, серебром и бисером. В 1520 году расписали паперти. Обновлялись росписи в 1648 и в 1667 годах. На росписях изображены древнегреческие мудрецы: Аристотель, Птоломей, Гомер, Плутарх, Анаксагор, Менандр. На воротах с северной стороны нарисованы древнеримские пророчицы Сивиллы.

Иконостас Благовещенского собора изначально был украшен иконами, написанными Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Во время пожара в 1547 году они сгорели и на их место поставили два древних ряда той же эпохи: Праздничный и Деисусный. Уникально напольное покрытие храма: оно выполнено из яшмы медового цвета. Предание гласит, что Иван Грозный, будучи в Ростове увидел данный материал и велел доставить его в Москву для убранства собора.

После пожара в 1547 году основное здание отремонтировали и с западной стороны сделали пристройку с двумя куполами. В 60-е годы XVI века Иван Грозный отдал распоряжение о расширении Благовещенского собора. На углах галерей пристроили 4 придела, возвели две закрытые главки в западной части здания. Кровлю и купола обделали позолоченными листами из меди. Собор Московского Кремля стал девятиглавым, каким можно его увидеть в наше время.

Архитектура

Внешняя архитектура храма

Благовещенский собор являет собой образец смешения московской архитектуры и псковского зодчества. Воздвигнут на подклете, сохранившемся от старой деревянной церкви. Облик девятиглавого храма с золочеными куполами радует глаз россиян с 60-х годов XVI в.

благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть фото благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть картинку благовещенский собор московский кремль иконостас. Картинка про благовещенский собор московский кремль иконостас. Фото благовещенский собор московский кремль иконостас

Под куполами собора по окружности сделаны декоративные полукруглые нишки в стиле псковского зодчества. Фасад здания украшают пояски «бегунка» и «поребрика» из кирпича особой формы. В стиле московского зодчества сделаны ярусы кокошников и килевидных закомар, продолжающихся расчлененными лопатками. Основной объем храма дополняется с четырех сторон пристроенными приделами. Приделы возведены над углами галерей и представляют собой маленькие тонкостенные церковки, увенчанные золотым куполом. По историческим сведениям, приделы были построены в честь венчания русского царя Ивана Грозного. До постройки приделов Благовещенский собор ничем ни отличался от многих храмов Москвы, теперь же он обрел объемную красоту и величие, сравнимую только с Покровским собором.

Подклет храма гораздо старше, чем само здание (примерно на 200 лет). Он находится под центральной частью храма. Выложен из белого камня и имеет четырехугольную форму. Массивный столп располагается по центру подклета, от него на стены перекинуты низкие арки. С восточной стороны к нему пристроена апсида. Скорее всего, в подклете хранилась царская казна.

благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть фото благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть картинку благовещенский собор московский кремль иконостас. Картинка про благовещенский собор московский кремль иконостас. Фото благовещенский собор московский кремль иконостас

Архитектура итальянского Возрождения ярко выражается на парадных галереях с северной и восточной стороны здания: резные белокаменные капители, филенки на опорных столпах, перекрытия с крестовыми сводами. По этим галереям торжественно проводили в Гранатовую палату особо почитаемых гостей царя.

Южная и восточная галереи возводились в 1489 г. Восточная до настоящего времени не сохранилась: ее разобрали вместе с пристроенными к ней палатами. Скорее всего, паперть была пристроена по ошибке, так как обычно к храму со стороны алтаря пристройки не полагались. Изначально она служила для соединения собора с Казенной палатой. Южная галерея – это закрытое помещение, в котором с XVI века расположен придел Василия Кесарийского. По ней цари переходили во дворец с Соборной площади.

Во внешнем и внутреннем убранстве Южной галереи произошли большие перемены. Западную и восточную стену перестроили, своды переложили, лопатки четверика стесали. В XIX веке здесь был устроен придел Николая Чудотворца. Позднее в южной паперти устроили соборную ризницу и мастерскую вышивальщиц. Был значительно испорчен и стесан декор здания. Декоративные элементы были возвращены зданию после реставрационных работ в 1949 году. Южное крыльцо, расположенное со стороны Москвы-реки, украшено резьбой. Изначально оно было открытым, потом его перестроили и сделали закрытым. По этому крыльцу русская знать выходила в дворцовый сад, где отдыхали и раздавали милость. Резной портал XV века из белого камня сохранился до наших дней.

благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть фото благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть картинку благовещенский собор московский кремль иконостас. Картинка про благовещенский собор московский кремль иконостас. Фото благовещенский собор московский кремль иконостас

Изначально южная паперть была богато украшена изысканной резьбой. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют об этом. Красивые узоры листьев аканта ярких цветов украшали капитель и колонки. В XIX веке многие искусные элементы декора заменили грубыми копиями.

Внутреннее убранство храма

Своды в Благовещенском соборе Московского Кремля имеют крестообразную форму. Барабан центральной башни держат четыре столпа. Так как собор предназначался для княжеской семьи, его интерьер изначально был невелик. Позднее помещение храма расширили, пристроив к нему дополнительные приделы. Рядом с восточным столпом расположен иконостас. Широкие хоры с ведущей на них лестницей находятся в западной части. В предании говорится, что при богослужениях женская часть царской семьи находилась на хорах. Но историки опровергают этот факт, считая, что хоры отделяла двухметровая кирпичная стена и, судя по характерным рисункам фресок, там находились три придела: Богоматери, Собора архангелов и Георгиевский.

Центральная часть храма имеет высокие своды, завершаемые барабаном купола. Днем барабан купола имеет хорошее естественное освещение, падающее из многочисленных окон, а нижняя часть храма остается затемненной. Изначально на южной и северной стенах окна были очень узкими, в XVIII веке их расширили. Центральную часть храма многократно реконструировали. Сперва в XVII веке были разобраны хоры, через два столетия их восстановили, а свод загородили плоским перекрытием.

Роспись собора достаточно традиционна. На куполах изображены Христос-Вседержатель и Божья Матерь. Стены храма расписаны изображениями известных сцен из Евангелия. В западной части стены иллюстрированы сценами Страшного суда. Кроме библейских изображений во внутреннем убранстве храма присутствуют лики государевых предков. Рукописные изображения Дмитрия Донского и Ивана Калиты находятся на столбах, удерживающих своды.

благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть фото благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть картинку благовещенский собор московский кремль иконостас. Картинка про благовещенский собор московский кремль иконостас. Фото благовещенский собор московский кремль иконостас

Иконостас

Величественный иконостас Благовещенского собора является основным украшением внутреннего убранства храма. Он состоит из разных частей, привозимых в собор в разное время. Некоторые части для иконостаса изготовлены современными мастерами, а некоторые имеют древние корни и считаются исторической реликвией. Каждая составляющая иконостаса была изготовлена для Благовещенского храма в честь какого-нибудь значимого для России события.

Например, новые Царские врата иконостаса сделали после нашествия Наполеона на Москву. Собор был разграблен французскими оккупантами и основные ценности вывезены за пределы города. В их числе были и Царские врата. Новые врата были изготовлены в 1818 году. В Благовещенском соборе собрали все обветшалые изделия из серебра и выплавили из них новые врата. Об этом можно узнать из надписи, сделанной мастерами на внутренней стороне створок. Царские врата иконостаса в представлении православных людей являются символической границей между Небесным и Земным миром. Не смотря на различия в материалах, во всех кремлевских соборах они очень похожи.

благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть фото благовещенский собор московский кремль иконостас. Смотреть картинку благовещенский собор московский кремль иконостас. Картинка про благовещенский собор московский кремль иконостас. Фото благовещенский собор московский кремль иконостас

Образа для иконостаса Благовещенского собора изначально расписывал Феофан Грек и Андрей Рублев. После пожара на их место были установлены иконы, принадлежащие руке художника Феодосия.

Внешний вид Царских врат в Благовещенском соборе Московского кремля достаточно традиционен. На верхней части створок изображено Благовещение, нижняя часть украшена фигурами четверых евангелистов и их символами. К сожалению, расписная эмаль, которой были выполнены лики, кисти ног и стопы святых, сохранилась лишь частично, большая часть доработана современными мастерами во время реставрации. В 1838 году иконостас подвергался обновлению и над святыми появились новые столбики, корона и сень.

Оклад для иконостаса Благовещенского собора изготавливался на московской фабрике известного ювелира XIX века Хлебникова И. П. в 1896 году. На изготовление цокольной части в 1894 году императором был объявлен конкурс, в котором выиграл архитектор Н. В. Султанов. Он разрабатывал чертежи для ее изготовления. Цоколь был изготовлен из чеканных листов из меди и украшен орнаментом под XVI-XVII века. На выпуклых мишенях по краям цокольной части иконостаса выбита надпись с годами начала и окончания работы.

Роскошная многослойная рама иконостаса выполнена в трех тонах: белом, голубом и вишневом. Материалом для нее послужил медный лист. Поверх него положен позолоченный оклад из латуни и все это украшено прозрачными пластинами из слюды.

Как добраться до Благовещенского собора

Благовещенский собор расположен в самом сердце нашей столицы – на Соборной площади московского Кремля. Неподалеку от храма располагаются три станции метрополитена: «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина» и «Боровицкая». Станция «Боровицкая» принадлежит Серпухово-Тимирязевской линии. Время пути от станции – 9 минут. «Библиотека им. Ленина» принадлежит Сокольнической линии. Время пути пешком – 14 минут. Столько же времени понадобится пройти от станции «Александровский сад», принадлежащей Филёвской линии.

Адрес: Москва, улица Манежная, 2-10. Тел.: +7 (495) 695-41-46.

Источник

Благовещенский собор Московского Кремля. Праздничный чин

За время изучения праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора высказывались самые разнообразные мнения по его атрибуции. Весьма подробно этот вопрос освещается в одном из каталогов Музеев Московского Кремля, увидевшем свет в 2004 году: Щенникова Л.А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса: Каталог. М., Красная площадь 2004, стр. 183-185 (раздел «Атрибуция»). Для пользы наших читателей позволим себе процитировать этот раздел целиком (опустив, однако, многочисленные примечания — ссылки на библиографию).

В литературе начала XX в. иконы праздничного ряда, древняя живопись которых была скрыта под записями, упоминаются в общих исторических обзорах Благовещенского собора вместе с иконами деисусного чина без каких-либо датировок и характеристик. В этих же работах со ссылками на Никоновскую летопись и «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина отмечается, что в 1547 г. в Благовещенском соборе сгорел «деисус Андреева писма Рублева»; при этом указывается, что словом «деисус» «обозначался и весь иконостас».

Первая атрибуция древних икон праздничного ряда, определяющая их как произведения мастеров «школы Феофана Грека», появилась в каталоге Первой выставки национального музейного фонда, где были представлены иконы «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Успение», только что раскрытые из-под поздних записей. И. Э. Грабарь полагал, что эти иконы, так же, как и «Деисус» Благовещенского собора, относятся к концу XIV или началу XV в. и созданы в «мастерской Феофана, который именно в это время работал в Москве в Благовещенском соборе». «Так как его главным учеником и помощником был Рублев, — продолжает свою мысль И. Э. Грабарь, — то весьма вероятно и его участие в создании этих икон. Восемь праздников, видимо, принадлежат одному художнику и только девятый — “Успение” — обнаруживает руку другого мастера».

В работах последующих лет И. Э. Грабарь решительно связал древние иконы деисусного и праздничного рядов иконостаса с летописным сообщением о «подписи» Благовещенского собора в 1405 г. Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым, разделив «Праздники» на две группы, первую из которых, состоящую из шести икон («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим»), он отнес к творчеству Андрея Рублева, а вторую группу — остальные восемь икон («Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Распятие», «Положение во гроб — Оплакивание», «Воскресение — Сошествие во ад», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Успение») — приписал Прохору с Городца. Эта атрибуция с небольшими уточнениями относительно иконы «Воскрешение Лазаря» (перенесена в «рублевскую» группу) была принята В. Н. Лазаревым, а затем большинством исследователей, обращавшихся к этим произведениям как в специальных научных статьях, так и в популярных изданиях и обобщающих работах.

Одновременно с «рублевской» атрибуцией И. Э. Грабаря возникла и другая точка зрения (принадлежит А. И. Анисимову), предостерегавшая от преждевременного отождествления только что раскрытых икон с произведениями трех мастеров, названных в летописной записи 1405 г. Осторожное, критическое отношение к оценке этих икон как бесспорно «рублевских» высказали впоследствии также А. И. Некрасов и Н. А. Демина. М. В. Алпатов принял гипотезу И. Э. Грабаря, но в его нередко противоречивых характеристиках кремлевских икон постоянно присутствует ощущение нетипичности для творчества Андрея Рублева этих произведений, явных затруднений при определении «кто именно из двух русских мастеров — Прохор из Городца или Андрей Рублев выполнял ту или иную икону».

Новая датировка и атрибуция икон праздничного ряда была предложена Л. В. Бетиным, связавшим их происхождение с древним Архангельским собором Московского Кремля, который был расписан в 1399 г. Феофаном Греком с учениками. В соответствии с выдвинутым предположением Л. В. Бетин датировал иконы «Праздников» так же, как и «феофановский Деисус», — 1399 годом. Исследователь увидел в них «коллективную работу» мастеров московской школы, писавших по «прорисям» Феофана Грека; идея о создании Феофаном Греком «рисунков-образцов» всех икон из древнего иконостаса Благовещенского собора принадлежала М. А. Ильину.

В 1980-e гг. благодаря изучению письменных источников было установлено, что все внутреннее убранство Благовещенского собора погибло в пожаре 1547 г. В то же время анализ художественной структуры «рублевской» группы «Праздников» в сравнении с наиболее достоверными произведениями Андрея Рублева (фресками Успенского собора во Владимире 1408 г. и иконой «Святая Троица» начала XV в.) показал существенные различия между этими памятниками. Сомнение в принадлежности «рублевских» икон праздников к творчеству Андрея Рублева высказали также Г. И. Вздорнов, Э. С. Смирнова и Г. В. Попов. По мнению А. И. Яковлевой, благовещенские «Праздники» могли быть созданы либо «мастерами “круга А. Рублева” уже во втором десятилетии XV в.» (как предполагает Г. В. Попов), либо мастерами той артели, которая работала в Кремле в первом десятилетии XV в.; ближайшие их аналогии — миниатюры «Морозовского Евангелия». Вместе с тем сохраняется и прежняя, восходящая к И. Э. Грабарю, атрибуция икон левой половины праздничного ряда как бесспорных произведений Андрея Рублева, появившихся если не в 1405 г., то в годы, близкие к этой дате.

О происхождении древних рядов иконостаса Благовещенского собора высказываются самые разнообразные гипотезы. Так В. А. Плугин полагает, что сохранившиеся в Благовещенском соборе Московского Кремля «Деисус» и «Праздники» могли быть созданы для собора Архангела Михаила в городе Старице (Тверское княжество), расписанного в 1406–1407 гг., а в Московский Кремль привезены Иваном Грозным. По его мнению, мастер, написавший семь первых икон праздников (левую половину ряда), может быть отождествлен с Рублевым; относительно личности второго мастера, написавшего иконы правой половины ряда, он считает возможным вновь «вернуться к старой гипотезе о Прохоре с Городца».

Своеобразную позицию в атрибуции древних икон Благовещенского собора занимает В. Г. Брюсова. По ее убеждению «Деисус» и «Праздники» выполнены русскими мастерами-знаменщиками — Даниилом Черным и Андреем Рублевым — для собора Рождества Богородицы (построен около 1405–1406 гг.) в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода; после пожара 1547 г. привезены в Москву, но в иконостас Благовещенского собора поставлены «лишь в 1567 году».

Совершенно особая точка зрения, высказанная априори, не основанная на исследованиях сохранившихся икон (а также исторических источников и работ предшественников), принадлежит Н. К. Голейзовскому, по мнению которого все иконы деисусного и праздничного рядов иконостаса Благовещенского собора являются «новоделами» середины XVI в., выполненными в спешке, не лучшими мастерами, причем в «Праздниках» сохраняются «следы классических признаков псковской иконописи».

Окончательная атрибуция, приводимая Л. А. Щенниковой в каталоге выглядит следующим образом:

Иконы праздничного ряда, оказавшиеся после пожара 1547 г. в Благовещенском соборе Московского Кремля, созданы в Москве в начале XV в. (возможно, в 1410-е гг.) двумя мастерами, один из которых (автор левой половины «Праздников») следовал «рублевской» художественной концепции, сохранив при этом свою манеру письма, а другой мастер, выполнивший правую половину ряда, ориентировался и на «архаические» стилистические образцы искусства второй половины XIV в.

Иконы «Уверение Фомы» и «Преполовение Пятидесятницы», появившиеся в составе праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора в период размещения древних привозных икон праздников на алтарной преграде этого храма, были датированы серединой XVI в. впервые И. Э. Грабарем, отнесшим их к творчеству псковских мастеров. Датировка И. Э. Грабаря была принята Н. А. Маясовой. Сопоставление икон «Уверение Фомы» и «Преполовение» с характерными произведениями живописи середины XVI в. (в том числе и созданными псковскими мастерами) подтверждает эту датировку, однако принадлежность к творчеству псковских мастеров не имеет достаточных обоснований, поскольку в этих двух иконах больше сходства с произведениями XVI в. из Благовещенского собора.

К сожалению, атрибуция Щенниковой не учитывает работ О.Г.Ульянова, опубликованных в 2004-2005 гг., где автор приводит доказательства в пользу того, что «существующий иконостас в домовом Благовещенском храме Московского Кремля первоначально находился в Успенском соборе Симонова монастыря, для которого он был написан в 1404-1405 гг. В его создании принял несомненное участие симоновский иконописец Игнатий Грек, а также вполне мог быть причастен «чудний пресловущий» насельник великокняжеско-митрополичьего Спасо-Андроникова монастыря преп. Андрей Рублев» [Ульянов 2005в].

Сейчас в иконостасе собора находится пятнадцать икон праздничного чина. Шестнадцатая — «Уверение Фомы» — размещена в экспозиции в южной галерее Благовещенского собора.

¦ 95. Прохор с Городца. Праздничный ряд: Тайная Вечеря. Распятие. Положение во гроб. Вознесение. Сошествие во ад. Сошествие Св. Духа

1405 год. 80×61; 80,5×61; 81×62,5; 81×63,5; 81×61; 81×63. Благовещенский собор в Московском Кремле [5015 соб/ж-1409, 3249 соб/ж-1402, 3250 соб/ж-1403, 3252 соб/ж-1405, 3251 соб/ж-1404, 3253 соб/ж-1406].

Эти шесть икон праздничного яруса иконостаса Благовещенского собора составляют единую стилистическую группу, в которую входит и чиновая фигура Дмитрия Солунского. Все иконы обнаруживают руку одного мастера, еще крепко связанного с художественной культурой XIV века. Лучше всего сохранилась икона «Тайная вечеря», хотя в ней немало утрат на золотом фоне, на зданиях, на лицах и на одеждах апостолов. Две продольные трещины левкаса. Такие же трещины и на иконе «Сошествие Св. Духа», которая находится, как и «Вознесение», в худшем состоянии сохранности (серьезные утраты на одеждах, лицах и зданиях, особенно же на некогда золотом фоне). По мнению М. К. Тихомирова (Андрей Рублев и его эпоха. — «Вопросы истории», 1961, № 1, с. 6–7), Прохор происходил из Городца на Волге, бывшего крупным центром Суздальской земли. Возможно, что Прохор входил в состав великокняжеской дружины живописцев, хотя и являлся монахом одного из московских монастырей.

96. Андрей Рублев. Праздничный ряд: Благовещение. Рождество Христово. Сретение. Крещение. Преображение. Воскрешение Лазаря. Вход в Иерусалим

1405 год. 81×61; 81×62; 81×61,5; 81×62; 80,5×61; 81×61; 80,8×62,5. Благовещенский собор в Московском Кремле [3243 соб/ж-1396, 3244 соб/ж-1397, 3255 соб/ж-1408, 3245 соб/ж-1398, 3248 соб/ж-1401, 3246 соб/ж-1399, 3247 соб/ж-1400].

Эти семь икон праздничного яруса иконостаса Благовещенского собора также образуют единую стилистическую группу. Все иконы сильно пострадали в XVII веке, когда они были частично спемзованы, процарапаны по остаткам живописи глубокими графами и переписаны. Иконы, расчищенные в 1918–1920 годах, имеют много потертостей верхнего красочного слоя (особенно на золотых фонах, на одеяниях, на горках и архитектурных кулисах, в меньшей степени на лицах, хотя многие из них наполовину утрачены). Уцелевшие куски живописи говорят о высоком мастерстве исполнения. Как по иконографии, так и по стилю «праздники» очень близки к произведениям византийской иконописи, что лишний раз указывает на руку сравнительно молодого мастера, не успевшего еще достаточно активно переработать впечатления от византийского искусства. В жизни Рублева этот сдвиг нашел себе место несколько позднее — около 1408 года. Попытка Ю. А. Лебедевой ( Lebedewa J. Andrej Rubljow und seine Zeitgenossen, S. 35–36, 38–39, 67–68) приписать молодому Рублеву икону «Богоматерь Умиление» в Русском музее, миниатюру с изображением Пантократора из Евангелия Гос. Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде и миниатюру с изображением ангела из Евангелия Хитрово в Гос. Библиотеке СССР имени В. И. Ленина в Москве стилистически не может быть обоснована. См. критические замечания в моей книге «Андрей Рублев и его школа» (с. 58, примеч. 29).
¦

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *