благовещенский собор в харькове
Благовещенский кафедральный собор (г. Харьков)
Официальный сайт собора
Історія
■ Вечером 2 июня 1997 г. верх купола колокольни был охвачен огнем. Накануне там проводились сварочные работы. В то же время в Харьковскую епархию поступали по телефону звонки с предупреждением: «Скоро ваш собор сгорит». Поэтому о причинах пожара существует 2 версии: нарушение правил техники безопасности и поджог. Во время пожара ветер дул на восток, создавая угрозу обрушения верха купола колокольни на основную часть храма. По милости Божией и благодаря самоотверженному труду пожарных, худшего не случилось: верх горящего купола ударился о карниз колокольни и упал во двор. В 1998 г. колокольню отремонтировали (в сборе средств участвовали разные конфессии города).
Поділитися:
Православний календар
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Новости УПЦ
Благовещенский собор (Харьков)
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенский собор) в Харькове — кафедральный собор Харьковско-Богодуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. Является памятником архитектуры.
Содержание
История [ править ]
История собора, а вернее еще деревянной церкви, началась в 50-х годах XVII столетия, когда одновременно с развитием Харькова основываются форпосты православия — церкви Рождественская, Николаевская, Вознесенская и Благовещенская.
Бурная судьба церкви пестрит трагическими событиями, первым из которых был пожар 1738 года, когда она была полностью уничтожена. Но благодаря прихожанам Залопаньского поселения церковь недолго находилась в забвении — ее быстро восстановили в первозданном виде.
Однако новая деревянная церковь простояла недолго — в 1789 году было принято решение о замене ее на каменную по проекту Петра Анатольевича Ярославского (1750 – 1810), которая через пять лет была освящена и открыла свои двери прихожанам.
Расширение церкви, до 1836 года однопрестольной (стол для совершения таинства Святого Причастия у христиан), связанное с увеличением прихода, вызвало пристройку придельных храмов великомучеников Варвары и Иоанна Воина при содействии церковного старосты А. Д. Скрыпника. Что в последствии дало возможность храму носить титул “Городского собора” (до 1863 года).
Расширение прихода на этом не остановилось, что потребовало либо расширение существующего храма либо постройки нового. На расширенном заседании церковного прихода в 1887 году было принято решение в пользу последнего и закладка нового храма состоялась 2 октября 1888 года. Новое здание храма строилось по проекту Михаила Ивановича Ловцова (1850 — 1907) — будущего главного архитектора Харькова – в течении двенадцати лет, в то время как богослужения происходили в старом здании.
Общая смета строительства собора составила 400 000 рублей. Освящен храм был в 1901 году, после сноса здания старого храма, из которого были перенесены иконы и церковная утварь. А в 1913 году собору уже возвращен статус “Городского собора”.
После 1917 года собор не теряет своего религиозного значения: в 1919 году справа освящена церковь Антония Римлянина, а в 1921 году в часовне — Сергея Радонежского.
Тяжело пришлось зданию собора после 1930 года, когда в его стенах разместили конюшни и нефтехранилище.
Колокольня Благовещенского собора Харькова Колокольня харьковского Благовещенского собора
Возобновление богослужения в соборе произошло лишь в 1943 году, после чего храм использовался только как религиозное сооружение. Для усиления его духа в собор были перенесены мощи святых Мелетия и Афанасия (Петелария), а в 1946 году присвоен статус “кафедрального”.
Стихийные бедствия продолжали преследовать собор – в ночь с 1 на 2 июля 1974 года ураганом сорвало крест с колокольни и отнесло к реке.
Третьей святыней храма в 1993 году стали мощи мощи священномученика Александра (Петровского).
В июле 1996 года сильным ураганом погнуло новый крест на колокольне. Год спустя, 2 июня 1997 года восстановленный крест вместе с верхней частью купола колокольни был уничтожен пожаром, возникшим в верхней части подкупольного помещения при проведении сварочных работ. При восстановлении купола после пожара его высота несколько увеличилась.
В 2007—2008 годах вокруг храма устроена новая ограда, подчеркнувшая его монументальность.
7 мая 2011 года Благовещенский Собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это стал первый в истории официальный визит главы РПЦ в Харьков.
Описание [ править ]
Первоначальная однопрестольная деревянная церковь (1655 — 1794) Благовещения Пресвятой Богородицы была выполнена в трехглавой форме с отдельно стоящей колокольней. Главной достопримечательностью была икона Казанской Божией Матери в позолоченной ризе (1776 г.).
Первая каменная церковь (1789 – 1901) (проект П. А. Ярославского) была однокупольной трехпрестольной (два теплых, один – холодный) с каменной колокольней.
Нынешний харьковский Благовещенский, выстроенный по проекту М. И. Ловцова, пятиглавый со множеством декоративных элементов возведен в византийском стиле с чередованием рядов красного кирпича и светлой штукатурки. Храм имеет два ряда окон, использующиеся для освещения и декорации. Общая вместительность собора достигает четырех тысяч человек благодаря своим размерам: высота — 59 м, ширина — 34 м.
Каменная колокольня, в свое время одна из наиболее высоких (80 м), пристроена к центральной части храма.
Общая вместимость храма около 5000 прихожан.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Богослужения [ править ]
Главные праздники собора:
17 декабря — св. вмц. Варвары
12 августа — св. вмч. Иоанна-воина
12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери
Как добраться [ править ]
Адрес: 61003, Украина, г. Харьков, пл. Благовещенская, 1
Телефон: (057) 712–47–37 (алтарь), 777–00–83 (дежурный)
Станция метро «Центральный рынок».
Автобусом: любым маршрутом, проходящим через Центральный рынок.
Трамваем: №7, 12, 20 до остановки «Центральный рынок».
Фото [ править ]
Благовещенская церковь на открытке начала XX века
Мощи свт. Афанасия Сидящего, Патриарха Константинопольского
Внутреннее убранство собора
Мощи священномученика Александра Петровского, архиепископа Харьковского
Мощи святителя Мелетия Леонтовича, архиепископа Харьковского
Адрес: Украина, г. Харьков
Начало строительства: 1888 год
Окончание строительства: 1901 год
Архитектор: Ловцов Михаил Иванович
Координаты: 49°59’25.8″N 36°13’26.9″E
Краткое описание
Крупнейший украинский город Харьков до определенного момента можно было редко встретить в туристических проспектах, предназначенных для любителей достопримечательностей и памятников истории и архитектуры.
Благовещенский собор с высоты птичьего полёта
Дело все в том, что первая столица Украины – промышленный и образовательный центр страны, в котором главное внимание еще со времен его основания уделялось строительству фабрик, заводов и лучших учебных заведений. О его достопримечательностях мало кто знал в Европе. Так продолжалось ровно до того момента, когда в Харьков прибыли гости из европейских стран для просмотра матчей в рамках чемпионата Европы по футболу 2012 года.
Именно после футбольных матчей, прошедших на одном из лучших стадионов Украины, на Харьков и его достопримечательности обратили внимание многие туристические агентства Старого Света. Оказывается, среди многоэтажных жилых домов, крупнейших предприятий, и поражающих своими размерами учебных заведений, скрываются настоящие шедевры архитектуры. Об одном из таких шедевров, носящем название Харьковский Свято-Благовещенский собор и пойдет речь в этом материале.
Вид на восточный фасад собора
Глядя на Благовещенский собор в Харькове, невольно создается двоякое впечатление от увиденного: массивный храм, «устремляющийся в небо», кажется легким и даже «воздушным». При этом невозможно избавиться от ощущения, что этот храм Господень нерушим. Ему не страшны ни природные катаклизмы, ни механические повреждения. Вид Благовещенского собора ночью способен ввести в немой шок от открывшейся красоты даже искушенного путешественника: уникальная в своем роде подсветка делает храм поистине фантастическим зрелищем. Особенно, атмосферой мистицизма все пропитано в ту ночь, когда с его колоколен раздается на весь центр города звон, а священник выходит к своим прихожанам с новостью: «Христос Воскрес!».
Благовещенский собор является не просто прекрасной и удивительной, «нехарактерной» для православной церкви достопримечательностью: за его стенами покоятся нетленные мощи святых и происходят самые настоящие чудеса, которые призваны доказать атеистам существование высших сил и бессмертной души. В Свято-Благовещенском соборе можно прикоснуться и вознести молитвы к одной из самых значимых православных святынь: сидящему на троне Афанасию III Цареградскому, который покинул наш грешный мир еще в 1654 году. Его мощи нетленны, что признано одним из чудес, являемых человечеству Богом. Кстати, это единственные в мире нетленные мощи, которые находятся в сидячем положении.
Собор в ночной иллюминации
Увы, многочисленные документы, которые могли бы пролить свет на дату возникновения храма Благовещения Пресвятой Богородицы, были безвозвратно утеряны. Существуют данные, что архив, в котором хранились летописи, был варварски уничтожен во время оккупации Харькова фашистскими войсками. Первое упоминание о Благовещенском соборе встречается в «Куряжских записях», которые датируются 1720-м годом. Сохранилась также книга 1727-го года, в которой описано таинство крещения. О том, как выглядела церковь в 16-м веке можно сделать вывод по чудом уцелевшей описи, которая была составлена священниками в 1775-м году. Среди историков и архитекторов до сих пор не утихают споры о том, когда же впервые на «месте силы» был возведен православный храм. Подавляющее большинство специалистов утверждают, что Благовещенская церковь была построена приблизительно в то время, когда на карте мира возник и сам город. Однако эта версия не имеет под собой веских оснований. К слову, довольно трудно дать ответ на вопрос: «Когда появился сам город Харьков, и от какого слова происходит его название?».
Самая первая Благовещенская церковь находилась в окружении домов, сделанных по большей части из глины. Из этого можно сделать определенный вывод: подавляющая часть прихожан была людьми бедными. В 1738-м году в результате сильнейшего пожара, охватившего Залопаньскую часть города, церковь выгорела дотла. В кратчайшие сроки церковь была полностью восстановлена и представляла собой деревянный храм с тремя башнями и колокольней: православный храм был отделен от города тыном.
Вид собора с ул. Красные ряды
В одной из описей внутреннего убранства церкви рассказывает о том, что, в тогда еще скромном храме, находилось православная святыня: казанская икона Божьей Матери, написанная в 1776-м году и оправленная великолепной ризой, отлитой из серебра и покрытой позолотой.
В 1789-м году вместо деревянной церкви строится каменный храм, который был закончен уже к сентябрю 1794-го года, когда и произошло его освящение. Каменная церковь была построена благодаря пожертвованию полководца Батезатула, который выделил чистое золото на позолоту иконостаса и величественного купола. Огромный вклад внесла и Анастасия Петровна Дупина, которая в те далекие времена являлась полноправной владелицей главного базара города, носящего название «Благовещенский». Удивительно, но несмотря на многочисленные пожары и постоянные бомбардировки фашистской авиации, некоторые здания Благовещенского базара, построенные еще в конце 1770-хх годов, сохранились нетронутыми. После проведенной реставрации в них и по сей день ведется бойкая торговля.
Благовещенская церковь в Харькове из-за большого количества прихожан лишь в 1914-м году получит официальный статус собора. В 19 веке население Харькова стремительно растет, развивается промышленность, в городе одно за другим открываются учебные заведения. В результате этого принято решение о перестройке Благовещенского собора. Зимой 1888-го года у Харьковской городской думы приобретается огромный участок, и архитектор Михаил Ловцов разрабатывает уникальный в своем роде проект православного храма в византийском стиле.
Вид собора с Рождественской улицы
Построить массивное сооружение, которое способно привести в неописуемый восторг любого православного христианина и гостей города из стран Европы, удалось лишь за двадцать лет. Никаких технических трудностей во время строительства не возникало. Такое длительное время понадобилось строителям и зодчим для того, чтобы в мире появился уникальный православный храм, который, по мнению многих авторитетных экспертов, «составляет достойную конкуренцию» храму Василия Блаженного в Москве. Деньги на строительство нового Благовещенского собора в Харькове, в прямом смысле слова, лились рекой. Основные пожертвования выделяли богатейшие люди Харькова и Москвы. В работах приняли участие более 1 000 специалистов из городов Украины и России. По приблизительным данным церковь построена из более чем 7 миллионов кирпичей, а ее стоимость исчислялась в полмиллиона рублей (царских, а значит, золотых).
Когда был сдан Свято-Благовещенский собор в Харькове, он вызвал чувство неописуемого восторга даже у самых авторитетных архитекторов. Высота до креста главного купола составляла практически 60 метров, длина церкви – более 70 метров, а высота колокольни вместе с православным крестом составила 80 метров. Благовещенская церковь в Харькове рассчитана на 4 тысячи человек.
Вид на северный фасад собора
Ее не посмели тронуть большевики после Великой Октябрьской революции, хотя есть данные о том, что в нижнем храме они хранили горюче-смазочные материалы. Вплоть до 1940-го года советские власти, несмотря на распространяемый в народе атеизм, позволяли прихожанам заходить в церковь и даже устраивать в ней концерты духовной музыки. В 1930-м году Благовещенский собор все же закрыли, и сделали его своеобразным музеем. Иконостас, выполненный из драгоценного наррского мрамора, был не тронут. Сохранились и древнейшие иконы, которые ранее находились в деревянной церкви. Не пострадала и роспись, которая чем-то напоминает мотивы росписи Московского храма Христа Спасителя.
В 1943-м году после очередного освобождения Харькова, Благовещенский собор был открыт для прихожан и продолжает функционировать и до наших дней. По какой причине большевики решили открыть храм и по сей день остается загадкой. Наверное, фашистские захватчики были выгнаны из стратегически важного города не без помощи высших сил.
Неоднократно священнослужителями описывались чудеса, которые являли его нетленные мощи. Увы, трон святителя Афанасия в 1922-м году был разграблен. Дело все в том, что трон был выполнен мастерами из чистого серебра и украшен драгоценными камнями. Благодаря стараниям реставраторов, кресло, на котором покоятся мощи Афанасия Цареградского, практически восстановлено.
К слову, чудеса продолжаются и по сей день: одеяние Святого Афанасия и его тапочки в течение двух-трех недель полностью изнашиваются. К его трону ежегодно совершают паломничество тысячи православных христиан и монахов. Не так давно к мощам Святого Афанасия прибыли монахини из Почаевского монастыря, которые выставили на время своего пребывания в Благовещенском соборе чудотворную икону Почаевской Божьей Матери.
Внутреннее убранство Свято-Благовещенского собора в Харькове поражает своим великолепием. После реставрационных работ, во время которых были обновлены росписи, декоративные элементы и алтарь, храм стал настоящим «ограненным бриллиантом» всего православного мира. Кроме нетленных мощей Афанасия Цареградского, сидящего на троне в главном помещении храма, в кафедральном соборе Харькова хранятся мощи Александра Петровского, умершего в 1940-м году, Мелетия Леонтовича, преставившегося в 1840-м году. Кроме этого, совсем недавно в харьковском Благовещенском соборе был захоронен митрополит Харьковский Никодим, который прославился своими добрыми делами не только у себя на родине, но и за ее пределами.
Приезжая в Харьков чтобы увидеть великолепный православный кафедральный собор, построенный в византийском стиле, следует знать, что это не музей, а действующий храм, который ежедневно посещают тысячи прихожан. Для того чтобы запечатлеть все великолепие архитектуры харьковского Благовещенского собора, лучше всего подняться на Университетскую горку, с которой открывается поистине роскошный вид на храм. С Университетской горки прекрасно получаются и ночные фото Благовещенского собора. Съемка в верхнем и нижнем храмах ведется только с разрешения и благословения настоятеля. Подойти к нетленным мощам Святого Афанасия, приложиться к кресту, находящемуся на его правом плече, может каждый православный христианин. Неподалеку от трона находится небольшой ящик для сбора пожертвований на одеяния Святого Афанасия. Практически каждый посетитель Благовещенского собора оставляет в этом ящике приемлемую для него сумму. Как говорилось выше, одежду и обувь на мощах Святого Афанасия приходится менять раз в две-три недели.
Благовещенский кафедральный собор (г. Харьков)
Официальный сайт собора
Святині
■ Мощи свт. Мелетия (Леонтовича), архиеп. Харьковского (память – 25 февр. н.ст.), переносили в собор в 1929 (когда он был временно занят «обновленцами») и 1948 гг. До 1929 г. они находились в усыпальнице главного храма Покровского монастыря, в 1935 г. – были перенесены в городской Трехсвятительский храм (где оставались и после закрытия 1939 г. – до возвращения в собор). Свт. Мелетий, в миру Михаил, родился в 1784 г. в с. Новые Санжары на Полтавщине, в семье «дворянина из казаков». Михаил рано потерял отца и пережил с матерью большие лишения. В годы учебы в начальных и средних духовных школах он также терпел нужду, однако учился весьма прилежно и был направлен для высшего образования в Петербургскую духовную академию. Пережитые испытания детства и юности на всю жизнь ослабили телесное здоровье подвижника, но, с другой стороны, привили ему особое милосердие к бедным, которых он всегда опекал как мог. После окончания академии Михаил несколько лет был ее преподавателем, а затем стал инспектором Киевской духовной академии, где в 1820 г. принял монашество. Позже свт. Мелетий был ректором Могилевской и Псковской духовных семинарий, в 1824-1828 гг. – Киевской духовной академии, с 1826 г. – викарным епископом Киевской епархии, в 1828-1835 гг. служил в Сибири в сане епископа Пермского и Иркутского, а в последние годы земного пути был Харьковским архиепископом. Основатель Харьковского Университета Василий Каразин писал о нем: «Все христианские добродетели украшали сего мужа. Он был точным подобием архиереев первобытной Церкви. Усердие к высокому своему званию, необыкновенное трудолюбие, смирение, воздержание, добровольная нищета, приветливость, правота, соединенная с доброжелательством каждому». Могила святителя в Покровской обители была почитаема харьковчанами. Когда, при ремонте, гробы других погребенных архиереев замуровали, – гроб свт. Мелетия был помещен в металлическую раку и поставлен отдельно, а сверху над ним водрузили сень. При пожаре 1875 г. огонь уничтожил весь интерьер усыпальницы и распаял раку свт. Мелетия, но гроб с мощами остался невредим. В 1978 г. архипастырь причислен к лику святых.
Поділитися:
Православний календар
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.