благовещенский собор воткинск история

О храме

благовещенский собор воткинск история. Смотреть фото благовещенский собор воткинск история. Смотреть картинку благовещенский собор воткинск история. Картинка про благовещенский собор воткинск история. Фото благовещенский собор воткинск история

Контактная информация

По Указу Вятской Духовной Консистории № 3360 от 12 октября 1815 г. Дмитриевская церковь переименована в Благовещенский собор. В этом же году была выдана храмозданная грамота на постройку каменного собора во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами в честь Святителя Николая Чудотворца и Святителя Димитрия Ростовского.

Фундамент собора заложен в 1817 году, а строительство закончено в 1818 г. В этом же году освятили 2 придела в теплой церкви: правый – Николаевский и левый – Дмитриевский. Колокола соответствующие «благолепному украшению создаваемой в Воткинском заводе каменной соборной церкви» выполнил колокольный мастер из Елабуги Дмитрий Шишкин. После изготовления колокол на санях был доставлен в Воткинск к празднику Богоявления. Весил колокол 129 пудов.

Иконы для собора писали художник императорской Академии А.Т.Винокуров, и частью П.И.Федоров, а вызолачивал их живописец Михаил Юркин. Сложное произведение декоративно – прикладного искусства – иконостас, в сочетании стилей барокко и классицизма, создавал «московский цеховой управы мастер по резному мастерству» А.М.Канцырев.

Осенью 1821 года на личные средства крупного русского ученого – металлурга П.Г.Соболевского над главным куполом собора был водружен венчающий шар и крест. На следующий год в Воткинск переезжает известный на Урале архитектор В.Н.Петенкин, который и достроит окончательно собор.

Холодный храм собора освящен 29 июля 1828 года во имя Благовещения Пресвятой Богородицы епископом Вятским Кириллом. Освящение произведено на мощах великомученика и целителя Пантелеймона «часть коих вложена в особом оловянном ковчежце к крест под престолом».

В 1841 г. придельные престолы в связи с заменой иконостаса вновь освящены: Никольский престол освящен в честь Владимирской иконы Божьей Матери, второй престол – в честь Святитителя Димитрия Ростовского.

В 1845 году в связи с перестройкой главного иконостаса собора пестол вновь освящен 22 февраля 1845 г. с тем же названием – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1863 г. храм расширили, престолы остались те же: главный – Благовещенский, правый – Владимирский, левый – Дмитриевский.

В 1882 году при соборе открыто церковноприходское попечительство.

Авторы стенной живописи неустановленны, известно лишь, что поновлял и расширял их известный сарапульский живописец А.П.Беркутов. В 1901-1902 годы живописец А.В.Мастрюков выполнил росписи на соединительной арке и в западной части собора.

Главной святыней собора была Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская», особое почитание которой было возбуждено случаем чудесного исцеления от болезни младенца Николая, сына горного начальника Воткинского завода И.П.Чайковского в 1838 году.

Трагические события 20 – го столетия, разразившиеся в России, не обошли и Воткинск, а вместе с ним Благовещенский собор и его священство.

В ЦГА УР хранится телеграмма председателя воткинского ЧК Линдемана председателю ревсовета Зорину. В которой Линдеман отвечает на вопрос Зорина «не скучаешь ли в Воткинске»: « Работы порядочно; но признаться что то охладел. Ужасно изнервничался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю». Далее в телеграммах ближайших дней идут переговоры о предстоящем визите в Воткинск Зорина. 14 декабря Линдеман военносрочно телеграфирует « К понедельнику всё готово в программе № 490». Что такое № 490 остается только догадываться, но явно, что не просто диспут Спустя три дня\ Зорин бахвальствуется в Реввоенсовет « Понедельник я Семков Шапошников ездили Воткинск устроили три митинга между прочим один соборе прошли довольно хорошо церкви были оппоненты которых с успехом разбили точка». Понедельником в 1918 году было 16 декабря. Именно в эти дни был зверски убит самый уважаемый священник собора о.Николай Чернышев вместе со своей дочерью Варварой (последней его «отметкой» в метрических книгах было 30 ноября/13 декабря по новому стилю, а 14 у Линдемана было «всё готово»). Без вести пропадают священники Михаил Суворов, Николай Кошурников, Владимир Андриевский.

В 1919 году Воткинск временно освобождает армия адмирала Колчака. Но летом этого же года она оставляет Прикамье. Жители Воткинска, помня красный кошмар, в своём большинстве покидают родные места вместе с армией Колчака. Вместе с ними эвакуируется и значительная часть священства: священники Афанасий Левитский (вернется в 1924 году),Николай Якимов, Леонид Рудольский(вернется в 1922 году), Дмитрий Замятин, Василий Рычков, Алексей Невоструев; диаконы Григорий Пикулев, Николай Ардашев,Николай Мухачев (вернётся в 1922 году), Николай Попов.

3/16 сентября 1921 года председателем Воткинского политбюро изъяты (вместе с красным сукном) метрические книги.

Документы по изъятию церковных ценностей не обнаружены. В плоть до своего закрытия, не смотря на бушующие страсти вокруг и в самой Церкви, священство и приход собора остаются верными православными христианами.

Благовещенский собор закрыт на основании постановления президиума Сарапульского окрисполкома от 15 марта 1929 г. № 123. Здание передано под кинотеатр.

В январе 2001 года собор передан Православной Церкви.

В архивах известны следующие документы, которые помогут Вам узнать больше о священстве и прихожанах этого храма, окажут помощь в составлении родословной:

ЦГА УР (Центральный государственный архив Удмуртской Республики)

Духовные росписи за 1817 – 1826 гг.

Клировые ведомости за 1815 – 1916 гг.

( ф.409 о.1 д. 116 – 117,119,121,127,131 – 132. ф. 245 о.1 д.249, о.4. д.127,129)

Метрические книги записи родившихся за 1907,1914,1917 – 1919 г.г

Метрические книги записи бракосочетавшихся за 1907, 1917 – 1918 гг.

(ф. 409 о.1д. 133 – 237)

Архивный отдел администрации г. Сарапула

Клировые ведомости за 1920,1922,1924,1926 г.г

Метрические книги родившихся 1847 – 1851; 1863 – 1868; 1870-1888; 1893-1905; 1906-1909; 1911-1913;1915-1916 гг.

Метрические книги умерших 1847 – 1851; 1887 – 1903; 1905; 1907-1912 гг.

Метрические книги бракосочетавшихся 1847 – 1850 гг.

ЦГА УР ф. 409 Объединенный фонд Благовещенского собора и церквей Камско – Воткинского завода.

Источник

По святым местам. Благовещенский собор Воткинска

Программа «По святым местам» приветствует вас из Удмуртии. За моей спиной Воткинский пруд, увидеть который мы смогли благодаря тому, что поднялись на колокольню Благовещенского собора. В этом храме крестили композитора Петра Ильича Чайковского, но в истории церкви есть еще немало интересных фактов. О них наш сегодняшний рассказ.

Благовещенский собор – душа этого города, а его сердце – то, благодаря чему Воткинск начал свою жизнь. Это завод. В 1757 году граф Петр Шувалов получил разрешение императрицы Елизаветы на строительство Воткинского железоделательного завода, а через три года при заводе был и храм в честь святителя Димитрия Ростовского.

Священник Алексий Симагин, клирик Благовещенского кафедрального собора:

– Если мы возьмем карты XVIII века, Воткинск там не найдем, а найдем село Дмитриевское. Естественно, народу потребовалось, чтобы был построен храм.

Но совсем скоро сюда придет войско Емельяна Пугачева, в городе будет разрушена кирпичная фабрика, а также заводская контора и церковь.

Священник Алексий Симагин:

– Когда Пугачев отсюда ушел и восстание было подавлено, была вновь построена Димитриевская церковь с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Но город рос, и в июле 1815 года мастеровые Воткинского завода просят о строительстве каменного храма. Стройка пойдет так быстро, что за первые пять лет освятят два боковых придела. А 25 апреля 1840 года в поселке Воткинск Сарапульского уезда Вятской губернии родился великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Отец его, горный инженер Илья Петрович Чайковский, был начальником Воткинского завода.

Светлана Константиновна Морозова, главный хранитель Музея-усадьбы П.И. Чайковского:

– В этой комнате родились дети Чайковских, в том числе великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, а свидетелем их рождения была икона Девы Марии. Запись о рождении Петра Ильича Чайковского была сделана в метрической книге Благовещенского собора, она хранилась там, а здесь копия свидетельства его рождения. Чайковские в 1837 году приехали в Воткинск, в 1838-м у них родился Николай, в 1840-м – Петр, в 1841-м – Сашенька, в 1843-м – Ипполит, то есть очень быстро этот дом наполнился детскими голосами.

Собор – ровесник Петра Ильича Чайковского; к 1840 году основные строительные работы были завершены. В течение восьми лет жизни маленького Пети собор был для него важнейшим после отчего дома зданием. По воскресеньям и большим православным праздникам юный композитор посещал его вместе с родителями.

Священник Алексий Симагин:

– Видимо, на его творчество очень повлияли те песнопения, которые исполнялись хором, в хоре было до 25 человек, потому что здесь была не просто молитвенность, а настоящее искусство (причем акустика этого собора очень неплохая).

Светлана Константиновна Морозова:

– Илья Петрович, начальник завода, играл на флейте, настоятель Благовещенского собора Василий Блинов на скрипке, управляющий заводом играл на интересном инструменте –гитаре в форме лиры; на виолончели – один из гвардейцев. Они разыгрывали квартеты, дуэты. Александра Андреевна хорошо играла на рояле, а также пела романсы.

Семью с храмом связывало и чудо – исцеление брата Чайковского Николая.

Светлана Константиновна Морозова:

– Эта трагическая история стала известна благодаря сохранившемуся письму Александры Андреевны своей сестре в Санкт-Петербург. Дело в том, что однажды Николай заболел, случилось это, как всегда, внезапно. Вдруг он стал невесел, у него резко поднялась температура, Коленьке становилось все хуже и хуже. Александра Андреевна бросилась, как была, в платье, не одевшись (а стояла зима), бежать к врачу. Ее догнала повозка, отправленная Ильей Петровичем, Александру Андреевну закутали в шубу, приехали к Тучемскому. (Сильвестр Федорович Тучемский (1792–1868) – первый доктор медицины и хирургии города Воткинска.) Он осмотрел ребенка, сказал, что это мозговая горячка и что он ничем помочь не может. Все в доме стали молиться, и тут родственница Ильи Петровича Надежда Тимофеевна Вальцева, которая очень часто бывала здесь в гостях, даже порой жила в этом доме и была очень набожной, сказала: «Давайте пошлем за отцом Василием и принесем сюда икону крестным ходом». Принесли ночью икону Владимирской Божией Матери и всю ночь до утра молились. Под утро икону понесли обратно в храм, только внесли в ворота, как прибежала служанка и сказала, что Коленька очнулся, молочка просит.

Возможно, именно история чудесного выздоровления старшего брата композитора привела к тому, что в крестные к Петру позвали Надежду Тимофеевну Вальцеву – тетушку, которая так хлопотала о здоровье старшего сына Чайковских.

Светлана Константиновна Морозова:

– А настоятель Благовещенского собора стал крестным отцом Петра Ильича. Такие были у него крестные родители.

Протоиерей Василий Блинов учил Николая и Петю «Закону Божьему» и так сдружился с начальником завода, что даже стал постоянным участником любительских концертов камерного ансамбля в доме Чайковских, играя на скрипке.

Алла Павловна Карпеева, ученый секретарь Музея истории и культуры г. Воткинска:

– Отец Василий (Василий Егорович Блинов), кто крестил Петра Ильича Чайковского, настоятель Благовещенского собора и один из его активных созидателей, был не только прекрасным пастырем. Это был человек, который увлекался историей, этнографией, собирал данные по истории Камско-Воткинского горного округа, и многие его материалы легли в основу дальнейших исследований по истории нашего края.

В Воткинске любили своих батюшек, особенно отца Николая Чернышева, который служил здесь с 1884 года.

Алла Павловна Карпеева:

– Отец Николай Чернышев, о котором мы многое знаем, был не только прекрасным пастырем, это был человек, которого действительно уважали в Воткинске. Вообще надо сказать, что мастеровые завода были очень уверенными в себе людьми, и заслужить их настоящее уважение было очень сложно. Сохранились воспоминания о том, что когда отец Николай шел со службы из Благовещенского собора в тот дом, где он жил (а это буквально два квартала отсюда, на Конторской улице), рабочие, мастера Воткинского завода выстраивались вдоль дороги, по которой он шел, и складывали руки для благословения. В те времена (это начало XX века) это дорогого стоило. Он преподавал «Закон Божий» в гимназиях, которые были в Воткинске, как в мужской, так и в женской. Поэтому на многих фотографиях, которые также хранятся в нашем музее, мы можем видеть наших гимназисток вместе с отцом Николаем. Никому из них неведомо было, какая судьба ожидает и отца Николая, и многих наших гимназисток.

Ижевско-Воткинское восстание 1918 года – трагедия, которая коснулась здесь каждой семьи. Большевики, захватив власть в городе после революции 1917 года, стали быстро терять свои позиции. Важно заметить, ижевские и воткинские рабочиеэто особый вид уральского пролетариата, квалифицированные и добросовестные сотрудники заводов, многие из них имели свое подсобное хозяйство, налаженный быт, поэтому лозунги большевиков не были им близки.

Алла Павловна Карпеева:

– Надо отметить, что в начале XX века средняя заработная плата мастерового завода составляла 61 рубль. Чтобы понимать, что это значит: примерно 5 рублей стоили золотые мужские часы, которые мы часто видим в кинофильмах или на старинных фотографиях. То есть человек зарабатывал достойную сумму. Воткинцы всегда изначально были люди патриотично настроенные; работающие на оборонном предприятии получали достойную заработную плату, их ценило начальство, они себя чувствовали не винтиками в государственной огромной машине, а очень значимыми людьми. Для уральских рабочих характерно не только хорошее мастерство, но и безграничное терпение…

Когда в январе 1918-го в Воткинск прибыли матросы из Кронштадта, это были матросы-анархисты, они проходили по воткинским улицам и, к своему ужасу, видели большие дома рабочих, во дворах у рабочих домашний скот. Когда они входили в дом, видели часы, красивые скатерти, нарядных женщин – хозяек этого дома. Это не рабочие, это буржуазия. И начинаются массовые выселения людей из тех домов, в которых они жили поколениями. Понимание того, что нужно бороться с этим, достигло своего апогея, и восстание вспыхивает сначала в Ижевске, а 17 августа 1918 года народное восстание началось в Воткинске. Несколько месяцев Воткинск был в руках восставших, здесь была своя полиция, свои порядки, здесь очень строго следили за тем, чтобы не было никакого беспредела, выпускалась газета (она есть в фондах нашего музея). Но большевистское правительство не могло потерпеть того, чтобы в центре России, где находятся оружейные заводы (в Ижевске оружейный завод, в Воткинске завод), снаряды находились бы в руках восставших.

На Урал стянули многочисленную армию большевиков, которая оттеснила восставших, но самое страшное случилось потом – в Воткинске начались расстрелы.

Алла Павловна Карпеева:

Иеромонах Павел (Белокрылов), благочинный Воткинского округа:

– Расстреляли порядка 500 человек в Воткинске, верующие искали их тела и нашли только в апреле. Белая армия занимает город на небольшой период времени, их хоронят по полному чину как священника и дочку. Сейчас мощи находятся временно в Михайловском соборе, а потом, когда мы восстановим Благовещенский собор, где он был настоятелем, будет уже торжественное перенесение мощей в город Воткинск.

Собор вместимостью 5 000 человек был закрыт в 1929-м, а затем дом Божий стали разрушать и в переделанном здании открыли Дом культуры.

Священник Алексий Симагин:

– Варварское было отношение тех людей, кто занимался перестройкой этого собора. Иконы, которые здесь еще сохранились, стали использовать в детском столярном училище как верстаки, на них строгали доски, некоторые шли в качестве дров, а иконы действительно были уникальные: и большие по размеру, и художественные по своему оформлению.

Вот так выглядела церковь в 2004 году перед началом реставрации, от прежнего храма нетронутыми остались только стены, все остальное пришлось возводить заново.

Священник Алексий Симагин:

– Мы видим своды трех нефов, купол – это все построено уже в 2000-е годы. В настоящий момент продолжается восстановление, но пока с очень великим трудом. Как он строился – не хватало на строительство денег, так и восстанавливается – денег тоже не хватает.

Храм строился на пожертвования заводчан, и, наверное, восстановлен он может быть только так же, всем миром, ведь Благовещенский собор – это визитная карточка города. На открытках, магнитиках вы найдете изображение этого храма, который стоит на берегу пруда, а напротив – усадьба Чайковских, где больше ста лет назад жил маленький мальчик, рассказавший нам историю «Лебединое озеро», о вечной борьбе добра и зла, о любви, которая сильнее смерти.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Источник

История одного храма

благовещенский собор воткинск история. Смотреть фото благовещенский собор воткинск история. Смотреть картинку благовещенский собор воткинск история. Картинка про благовещенский собор воткинск история. Фото благовещенский собор воткинск история
Благовещенский собор г. Воткинска, XIX в.

Совсем недавно в столице Удмуртии г. Ижевске был торжественно открыт и освящен восстановленный Михайловский собор, в XIX веке бывший гордостью поселка Ижевский завод. В торжествах принимал участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А в 60 километрах от Ижевска, в г. Воткинске, в настоящее время полным ходом идет восстановление еще одного значимого (и не только в масштабах города и республики) храма – Благовещенского, в котором в 1840 году был крещен Петр Ильич Чайковский.

Предание рассказывает, что местные жители лет за десять до строительства Камско-Воткинского завода (начавшегося в 1757 году) слышали из-под земли «удары по металлу», «звон колокола».

Вскоре после пуска Камско-Воткинского завода, которое состоялось 21 сентября 1759 года, управитель завода Алексей Москвин прошением от 16 декабря просил епископа Казанского Гавриила благословить сооружение в Воткинском заводе деревянной церкви во имя вновь прославленного чудотворца святителя Димитрия Ростовского. Разрешение и благословение не замедлило последовать, по храмозданной грамоте от 19 декабря 1759 года в заводе начали строить свою первую церковь. Тогда же был определен первый воткинский священник, которым стал иерей Василий Содальский. Вновь построенная церковь была освящена по указу Казанской духовной консистории и благословлению архиерея 5 октября 1760 года во имя святителя Димитрия Ростовского. Среди икон Димитриевской церкви прихожане особо чтили Владимирскую икону Божией Матери, образ Христа Вседержителя и икону святителя Димитрия Ростовского. Причем икона святителя Димитрия Ростовского была одной из первых, написанных новопрославленному святому. Первых прихожан церкви было более 100 человек – мастеровых и инженеров. Когда же для исполнения горнозаводских работ к заводу было приписано еще свыше 1000 крестьян из прилежащих деревень, они тоже стали прихожанами Димитриевского храма.

По указу Вятской духовной консистории (в чье ведение перешел храм) № 1514 от 21 октября 1764 года разрешено было построить придельную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 24 июня 1774 года обе церкви: «холодная» – Димитриевская и «теплая» – Благовещения – были сожжены и разграблены пугачевцами, а священник Василий Содальский «Пугачева толпою поколот». Во время пожара успели вынести и спрятать в небольшой амбар, бывший при церкви, Владимирскую икону Божией Матери, образ Вседержителя и церковную утварь, необходимую для совершения литургии (сосуды, Евангелие, крест – дары графа Шувалова).

Вместо сожженной церкви тщанием жителей поселка, по храмозданной грамоте № 1444 епископа Вятского Лаврентия от 14 мая 1775 года, была построена новая деревянная церковь. «Усердие со стороны прихожан при постройке церкви сей было столь велико, что, по сказанию старожилов, окончена была постройка в два месяца. Сбоку, в особенной пристройке, устроен был придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Помнящие церковь сию с похвалою отзывались об устройстве, обширности, благоприличном украшении ее», – сообщали Вятские епархиальные ведомости в № 21 за 1863 год. Спустя почти 40 лет церковь стала ветшать, а приход резко увеличился – до 12800 человек. Возникла необходимость строительства большого каменного храма. Горный департамент в выделении средств отказал, а в церковной кассе в 1811 году денег было только 700 рублей…

В том же 1811 году из Ижевска в Воткинск был переведен отец Василий Блинов – одна из наиболее замечательных личностей, связанная не только с историей храма, но и города.

Протоиерей Василий Егорович Блинов родился в семье священника Вятского Богоявленского собора Георгия (Егора) Михайловича Блинова и его жены Натальи Амвросиевны 2 января 1785 года. Восприемником при крещении был друг отца доктор Петр Федорович Чайковский, дед Петра Ильича Чайковского.

В 1792–1804 годах Василий Блинов обучался в Вятской духовной семинарии, а по окончании ее был оставлен учителем младших классов. В 1807 году Василий Блинов, уже священник, был направлен служить в Ильинскую церковь Ижевского завода. И тут была продолжена духовная связь с семьей Чайковских. Он принимал участие в обряде венчания чиновника Ивана Федоровича Евреинова с Александрой Петровной Чайковской, дочерью своего крестного отца и сестрой Ильи Петровича Чайковского.

29 октября 1811 года отец Василий стал протоиереем старой Димитриевской церкви Воткинска. В первый же год своей службы здесь отец Василий добился открытия Нагорного кладбища (действовавшего до конца 1950-х годов).

Тогда же, в 1815 году, стал закладываться фундамент церкви, но неудачно. Строительство было возобновлено в 1817 году – по проекту архитектора горного департамента Александра Ивановича Постникова. Руководил строительным комитетом отец Василий Блинов.

К 1819 году храм, кроме колокольни, был возведен. В декабре 1818 года протоиереем Василием Блиновым по благословению епископа Вятского Амвросия освящен правый придел во имя святителя Николая Чудотворца, а 19 апреля 1819 года – левый придел во имя святителя Димитрия Ростовского.

Отливкой большого благовестного колокола занимались рабочие колокольного завода в Елабуге. Колокол весил 129 пудов 17 фунтов, доставили его 6 января 1818 года. Позднее, после появления большого колокола весом в 388 пудов, данный колокол стал считаться поминальным. В колокола для красоты звона было добавлено серебро, колокольный звон в дни богослужений доносился до деревни Болгуры, что в 15 км от храма.

С началом богослужений в новом каменном храме старая деревянная Димитриевская церковь в 1819 году была перенесена на Нагорное кладбище и переосвящена в честь Преображения Господня.

Площадь возле храма быстро превратилась в базарную. В 1824 году здесь устроили торговые лавки, сдаваемые причтом в аренду. На ночь товары сносились в склады, располагавшиеся на нижнем уровне храма, под полом молельного зала. Через 20 лет вокруг храма была поставлена прочная каменная ограда с железными решетками.

благовещенский собор воткинск история. Смотреть фото благовещенский собор воткинск история. Смотреть картинку благовещенский собор воткинск история. Картинка про благовещенский собор воткинск история. Фото благовещенский собор воткинск история
Благовещенский собор г. Воткинска, 2004 г.

Для окончательного устройства главного храма и колокольни не было средств, только в 1827 году, собравшись с силами, смогли приступить к устройству иконостаса и украшению храма. Иконы для иконостаса писал член Императорской Академии художеств, учитель рисования казанской гимназии художник Алексей Тимофеевич Винокуров. Ему было поручено написать 48 образов. Особенностью внутреннего убранства храма стали копии с известных икон и картин знаменитых художников на религиозные темы: иконы «Троица» кисти Рублева, полотен «Христос в пустыне» Крамского, «Явление Христа народу» Иванова, фрагментов «Тайной вечери» Леонардо да Винчи…

Главный Благовещенский храм был завершен (без колокольни) в 1828 году. 29 июля 1828 года архиепископ Вятский и Слободской Кирилл в сослужении ректора духовной семинарии архимандрита Иеронима и собора священников освятил престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на мощах великомученика и целителя Пантелеимона, часть которых была вложена в оловянный ковчежец в крест под престолом.

Колокольня же оставалась незаконченной. На рисунках В.А. Жуковского, посетившего Воткинск в 1837 году в свите великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), хранящихся в музее-усадьбе П.И. Чайковского, видно, что работы еще продолжаются. Окончательно колокольня была достроена в 1839 году архитектором Василием Никифоровичем Петенкиным: он фактически создал центр города, чей облик и к настоящему времени изменился не так уж сильно.

Храм одновременно вмещал до 5000 человек. Огромное здание церкви, самой большой в то время в Вятской губернии, с двухэтажной колокольней, украшенное колоннами у входа и портиками с южной и северной сторон, имело градоформирующее значение. Оно расположилось возле восточного конца плотины. Храм зрительно стягивал застройку геометрического центра города воедино. Его мощные вертикали были доступны взору со всех сторон старого одноэтажного Воткинска.

Основной святыней считалась Владимирская икона Божией Матери. Именно с нее начинается связь семьи Чайковских с Благовещенским храмом. Подполковник И.П. Чайковский в 1837 году получил назначение на должность начальника Камско-Воткинского горного округа, в которой и пребывал до 1848 года. Семья Чайковских неопустительно посещала храм по воскресеньям и большим церковным праздникам. Здесь же были крещены и дети.

Отец Василий, еще в 1818 году получивший благодарность от Александра I за «сочинение проповедей», прекрасно играл на скрипке, был непременным участником концертов в доме Чайковских и первым учителем мальчиков Ильи Петровича. Младший брат Петра Ильича Модест писал в своей книге «Жизнь П.И. Чайковского»: «Отец Василий Блинов считался нашими родителями умницей, а мне, ребенку, казался очень красивым стариком. Он учил меня… и Петю закону Божиему».

Отец Василий был законоучителем и инспектором сначала в воткинской малой горной школе для мальчиков, а затем добился передачи на содержание горного ведомства действовавшей с 1830-х годов частной школы для девочек. После открытия в 1828 году перевозинской горной школы отец Василий стал ее инспектором, а в воткинской школе лекарских учеников (то есть фельдшеров) был законоучителем, причем работал там бесплатно. Он был членом-корреспондентом Вятского статистического комитета. Отец Василий собирал материалы по краеведению и статистике Камско-Воткинского горного округа. Впоследствии итоги этих изысканий опубликовал его сын Михаил, выпускник математического факультета Казанского университета. Отец Василий Блинов был большим любителем чтения, в его доме была прекрасная библиотека. Он отличался высокой музыкальной культурой. Хор певчих Благовещенского храма заслуживал постоянные похвалы современников, особенно нравился И.П. Чайковскому.

5 мая 1840 года в Благовещенском храме был крещен Петр Чайковский, о чем была сделана соответствующая запись в метрической книге Камско-Воткинского Благовещенского храма за 1840 год. Крестными стали отец Василий и жена горного исправника и коллежского секретаря А.С. Вальцева Надежда Тимофеевна Вальцева.

Надежда Тимофеевна Вальцева была родственницей И.П. Чайковского по линии матери, происходила из семьи Посоховых. Родилась она, по всей вероятности, в Вятке, ее родители –Тимофей Титович и Наталья Степановна Рапины. Ее отец был учителем Вятского народного училища, другом Петра Федоровича Чайковского – деда композитора.

Наталья Степановна была сестрой жены Петра Федоровича. Таким образом, связи Чайковских и Посоховых-Вальцевых очень давние. Точно так же, как и давние связи с семьей Блиновых, и все они тянутся к Вятке.

Наталья Тимофеевна была женой Алексея Сергеевича Вальцева, который служил с И.П. Чайковским еще до приезда в Воткинск. Когда И.П. Чайковский стал начальником Камско-Воткинского горного округа, он упоминал Вальцевых в своих письмах. А 1 апреля 1837 года он написал своей жене Александре Андреевне: «Место исправника свободно, и я не замещу его никем, пока не откажется Алексей Сергеевич». С 4 декабря 1837 года Вальцев (кстати, участник Отечественной войны 1812 года) стал горным исправником Воткинского завода. Служба у него шла успешно, в 1840 году он был награжден знаком «За XV лет беспорочной службы», а в 1841 году – орденом Станислава III степени. 14 марта 1842 года 59 лет от роду А.С. Вальцев скончался.

Похоронив супруга, как писал брат композитора Модест Ильич Чайковский, «Надежда Тимофеевна приютила… свою старость у Чайковских», поселившись в их доме. После отъезда семьи Чайковских Надежда Тимофеевна осталась в Воткинске, где и была похоронена.

Когда 2 декабря 1839 года тяжело заболел Николай Чайковский (Александра Андреевна была беременна Петром) и все доктора сочли его положение безнадежным, именно Надежда Тимофеевна «вздумала принести… чудотворный Владимирский образ Божией Матери. Протопоп (то есть отец Василий Блинов) отслужил молебен с коленопреклонением, все присутствующие молились… По окончании молебна понесли образ обратно; но не успели его вынести из ворот», как писала Александра Андреевна, «как вдруг прибежали… сказать, что он (то есть маленький Николай) опомнился и первое слово сказал “Бог” – и попросил молочка…». Илья Петрович сразу после исцеления пожертвовал 1000 руб. на украшение ризы иконы золотом, серебром, драгоценными камнями. Началось поклонение чудотворной иконе, которая стала покровительницей семьи Чайковских.

Возможно, после этого случая Илья Петрович и Александра Андреевна прониклись еще большим доверием к Надежде Тимофеевне и Василию Егоровичу и именно их попросили стать восприемниками при крещении своего второго сына – Петра. Кстати, в Доме-музее композитора в Клину хранится Казанский образ Божией Матери, которая была подарена Петру Ильичу Надеждой Тимофеевной Вальцевой. Он очень дорожил этой иконой, потому что это была еще одна ниточка к его родному Воткинску.

В Благовещенском храме впервые услышал Петр Ильич хоровое пение (напомним, при отце Василии Блинове был прекрасный хор певчих). Несомненно, хор, в котором Петруша Чайковский тоже пел до отъезда семьи Чайковских из Воткинска в 1848 году, как и часто им слышанное здесь народное пение, определили будущую судьбу музыкального гения.

К сожалению, отец Василий не дожил до триумфа своего воспитанника. 25 марта 1846 года он скончался от «грудной болезни» и был похоронен в ограде Благовещенского храма, о котором столько радел при жизни.

Еще при отце Василии, в 1841 году, была произведена замена иконостасов в приделах, и сами приделы вновь освящены: правый – в честь Владимирской иконы Божией Матери, а левый – во имя святителя Димитрия Ростовского. В 1863 году храм был расширен.

Благовещенский храм всегда славился своими священнослужителями. Так, в конце XIX века настоятелем храма был протоиерей Николай Кошурников, имевший степень кандидата богословия. Все священники традиционно учили детей при заводской школе, затем в перевозинской школе, позднее и в других учебных заведениях без оплаты, в счет жалованья. Преподавали до восьми предметов: от чтения и письма до арифметики и священной истории. Церковь внедряла грамотность среди рабочих Воткинского завода. И в том, что изделия воткинских мастеровых получали золотые медали на всемирных промышленных выставках в Чикаго, Нью-Йорке, Филадельфии, Париже, Москве, есть заслуга и воткинских священников – первых школьных учителей заводского поселка.

В 1882 году при храме было открыто церковноприходское попечительство. На средства попечительства содержалась женская церковноприходская школа и церковный хор. Богатой библиотекой храма пользовались не только священнослужители, но и прихожане.

К 1896 году прихожанами храма были жители поселка Воткинский завод и еще 52 русских селения и 25 удмуртских деревень и починков на территории современных Воткинского, Шарканского и частично Дебесского районов Удмуртской республики.

До революции 1917 года в Воткинске широко известна была семья священников и просветителей Чернышевых. Первый из них, Федор Ефимович (1782–1875), окончил Вятскую духовную семинарию, позднее был помощником управителя Воткинского завода, бывал на семейных торжествах у Чайковских. Его родственник, Андрей Иванович (1813–1903), с 1860-х годов служил священником (затем протоиереем) Благовещенского храма, занимался краеведением, из восьми его детей трое стали иереями, а две дочери вышли замуж за священников. Один из сыновей, отец Николай, был председателем общества трезвости, читал населению общедоступные лекции.

Во время гражданской войны большинство воткинских священников или пропали без вести, или были расстреляны. 13–16 декабря 1918 года председателем Воткинского ЧК Линдеманом и членами революционного совета в городе проводились митинги. Один из них прошел прямо в храме. Именно в эти дни были расстреляны один из самых уважаемых людей Воткинска отец Николай Чернышев и его дочь Варвара. Колчаковцы, занявшие Воткинск 7 апреля 1919 году, разыскали тела расстрелянных и устроили в Благовещенском храме прощание с почитаемым священником и его дочерью.

С декабря 1918-го по 1920 год службы в храме не совершались. Церковная утварь, изготовленная из серебра, золота и драгоценных камней, была изъята новой властью. После гражданской войны храм продолжал действовать, хотя было одинаково трудно и священникам, и прихожанам: завод уже пять лет стоял – работать было некому (многие рабочие, не принявшие советскую власть, ушли с войсками Колчака на Дальний Восток и в Китай) и не на чем. В 1919–1928 годы регулярно проводились изъятия церковной утвари, арест священников.

Глубокую добрую память у воткинцев старшего поколения оставил церковный хор, пользовавшийся доброй славой далеко за пределами Воткинска – в Вятке, Перми, Уфе. Постоянный штатный состав его певчих был невелик – около 20 человек, но в него входило очень много любителей церковного пения из числа рабочих и служащих завода. Хор в его воскресном или праздничном составе был очень хорош. Послушать его в такие дни приходило много людей, в том числе и атеистов, иноверцев, людей равнодушных к религии. Всем им слушание хора доставляло огромное эстетическое наслаждение.

Последним регентом хора был Григорий Дмитриевич Давыдов, хорошо известный и любимый в Воткинске человек. Он долго работал на заводе начальником цехов и лабораторий, преподавателем в маштехникуме, руководителем многих хоровых и музыкальных коллективов. Регентом соборного хора он был с 1923 года до закрытия собора в 1929 году. Как регент он проявил себя незаурядным педагогом и организатором, постоянно искал людей, одаренных хорошими голосами, много занимался с ними сам, приглашал для них учителей пения. И еще много лет спустя, уже после закрытия храма, молодежь первых пятилеток восторженно принимала на своих концертах и вечерах бывших воспитанников соборного хора, учеников Давыдова.

15 марта 1929 года на заседании президиума Сарапульского окрисполкома было принято постановление о закрытии Благовещенского храма и передаче его Воткинскому поссовету под культурно-просветительское учреждение. Храм закрыли 29 марта. Специальная комиссия произвела инвентаризацию. В местной газете заранее опубликовали список изымаемых ценностей. Их сразу увезли в Сарапульский музей (до наших дней сохранились лишь две иконы – чудотворный Владимирский образ Божией Матери и образ Димитрия Ростовского). Для снятия крестов и колоколов пригласили с завода верхолазов – рабочих мостового цеха. Кресты вручную перепиливали около четырех часов. Рухнув, они глубоко вонзились в землю. Колокола снимали три дня. Большой удержать не смогли, он упал с высоты и раскололся на три части. Старожилы вспоминают, что власти, боясь народа, мобилизовали всех комсомольцев и коммунистов, не говоря уж о конной и пешей милиции. Но беспорядков не было, хотя площадь перед храмом была переполнена. Мужчины молились, женщины плакали.

Иконами топили печи госучреждений, использовали их в качестве пиломатериала при обучении детей столярному делу. Фрески храма всячески осквернялись специальными бригадами из комсомольцев. После закрытия храма здание начали переоборудовать под драм- и электро-театр.

Вплоть до мая 1931 года под руководством инженера Аронштама здание храма уродовалось до неузнаваемости. Колокольни и купол были сломаны. Взамен колокольни надстроен был второй этаж, над оставшейся частью купола возведена кровля. В алтарной части (апсиде) пристроены уборные и входные лестницы. Работы велись без проекта. Одно из красивейших зданий Прикамья в кратчайшие сроки было превращено в «сарай» – именно так 70 следующих лет и называли его горожане.

В перестроенном и частично разрушенном здании Благовещенского храма был открыт дом культуры имени Ленина, а при нем киноклуб. Но еще в 1931 году секретарь Воткинского райкома ВКП(б) Г.В. Слюньков в докладной записке Удмуртскому обкому партии отмечал, что оставшиеся открытыми церкви (Николаевскую, Преображенскую, Ильинскую) посещают больше, чем городские клубы.

После более чем 70 лет поругания, 31 января 2001 года, городская дума Воткинска приняла решение вернуть верующим здание дома культуры имени Ленина – бывший Благовещенский храм. 2 августа 2001 года архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай в сослужении большого количества духовенства совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском храме Воткинска. После литургии состоялся крестный ход к Благовещенской церкви. Архиерей совершил малое освящение храма. По освящения владыка Николай обратился к верующим с поздравительным словом. Он призвал всех собравшихся в этот день в храме «хранить как зеницу ока то, что до нас дошло от далеких предков». С тех пор богослужения здесь стали ежедневными. Настоятелем вновь открытого храма стал отец Валерий Белокрылов.

благовещенский собор воткинск история. Смотреть фото благовещенский собор воткинск история. Смотреть картинку благовещенский собор воткинск история. Картинка про благовещенский собор воткинск история. Фото благовещенский собор воткинск история
Благовещенский собор г. Воткинска, 2007 г.

По инициативе Музея истории и культуры г. Воткинска 18 мая 2004 года в восстанавливаемом Благовещенском храме, где когда-то крестили П.И. Чайковского, была отслужена панихида по композитору. Это событие произошло здесь впервые за последние несколько десятков лет и, как отметил священник Алексей Секретарев, служивший панихиду, оно «отныне должно стать ежегодным».

В 2005 году ижевскими архитекторами, отметившими исключительное качество оригинальной постройки XIX века, равной которой, по мнению специалистов, в Удмуртии нет, разработан детальный план восстановления храма в первозданном виде. В конце 2005 года был планомерно демонтирован кинотеатр «Спутник» – часть бывшего дома культуры имени Ленина, пристрой советского времени к основному зданию, в последнее время находившийся в аварийном состоянии.

Восстановление храма началось с алтаря и купола, затем будет проведена реставрация колокольни. К 2008 году планируется воссоздать внешний облик собора. Также запланировано восстановить внутреннюю отделку храма и в первую очередь настенную и потолочную росписи. Сведения о том, как выглядел собор до перепланировки, мастера черпают из фотографий, сохранившихся чертежей и воспоминаний старожилов. Ремонтные работы ведутся воткинской строительной фирмой «Мастер», проект осуществляется под патронажем члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, лидера республиканского отделения партии «Единая Россия», члена комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Государственной Думы РФ Виктора Хорошавцева.

Из истории известно, что храм строился на пожертвования богатых и бедных, чиновников и простых рабочих. Каждая семья коренных жителей Воткинска приняла в этом большом деле участие. Любая помощь принимается и теперь. В иконной лавке Благовещенского храма имена жертвователей заносятся в памятную книгу. Есть и такое предложение: писать имена на кирпичах, из которых возводится храм.

Александр Корамыслов,
сотрудник Музея истории и культуры г. Воткинска

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *