Благой нрав это что
Признаки благого нрава
Признаки благого нрава
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Благой нрав – это «мешочек» духовного богатства верующего. В хадисах сказано, что это одно из «приобретений», за которое большинство верующих попадут в Рай. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил, что наиболее любимым перед Всевышним является тот, кто отличается более благим нравом. Но что можно считать благим нравом, какие черты в него входят? Опираясь на Сунну и Коран, можно выделить некоторые качества, которые уместно отнести к проявлениям благонравия.
От Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет заразы и нет тайры (усматривание дурного знака в каком-либо явлении)! Но нравится мне оптимизм!» Его спросили: «А что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Доброе слово». В версии, переданной от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет тайры! Оптимизм – лучше неё!» Его спросили: «Посланник Аллаха, а что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Годное слово, которое слышит один из вас (в своей душе)».
Также в хадисе, переданном от имама Ахмада, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пессимизм является проявлением дурного нрава» (Ахмад).
Оптимизм связан не только с позитивным взглядом на жизнь, но и с готовностью преодолевать трудности, мужеством и решительностью в достижении целей, верой в себя и окружение. Пессимизм же наоборот заставляет человека мириться с худшим, опускать руки перед трудностями и принимать страдания и неудобства как должное.
От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, мягкость, в чем бы она ни выражалась, украшает, а ее отсутствие, в чем бы оно ни выражалось, поистине очерняет (порочит)». (Муслим) В хадисе от Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, также говорится, что мягкие люди – одни из тех, кому запрещен Ад: «Не сообщить ли вам, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок, прост (в общении)». (Тирмизи).
Мягкость не подразумевает наивность или глупость. Это более адекватная форма взаимодействия с другими людьми. Быть мягким также не значит быть лицемерным или «прогибаться». Можно быть твердым в своих убеждениях, но при этом доносить это в более приемлемой форме – проявляя мягкость и снисходительность.
Передают со слов Хариса ибн Вахби аль-Хузаъи, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал людям: «Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? Это — каждый грубый, жадный и горделивый». (Бухари, Муслим).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ткже сказал: «Щедрость – это дерево рая, ветки которого доходят до этого мира. Того, кто держится за ветку дерева щедрости, эта ветка приведёт в рай. Скупость – это дерево ада, ветки которого доходят до этого мира. Того, кто держится за ветку дерева скупости, эта ветка приведёт в ад».
Но что значит «держаться» за щедрость? Некоторые мудрецы понимали под этим готовность пожертвовать чем-либо при появлении первой же мысли об этом. Щедрость противоположна скупости, малодушию и даже расчету. Потому что предполагает бескорыстное самоотверженное жертвование чем-либо. Подобно тому как делали это первые мусульмане. Хузайфа аль-Адави, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «В день битвы при Ярмуке я отправился на поиски двоюродного брата. У меня с собой было немного воды, чтобы напоить его.
Дойдя до него, я сказал: «Я напою тебя», и он кивнул головой в знак согласия. Тогда до нас донесся стон умирающего от жажды. Мой двоюродный брат сделал жест, чтобы я напоил этого человека. Им оказался Хишам ибн Ас, да будет доволен им Аллах. Я спросил, напоить ли его, и он кивнул утвердительно. Тут Хишам, да будет доволен им Аллах, услышал стон другого умирающего от жажды человека и сделал жест, чтобы я отправился к нему. Когда я дошёл до него, тот человек уже умер. Тогда я вернулся к Хишаму, да будет доволен им Аллах. Но и он тоже успел покинуть этот мир. Тогда я возвратился к двоюродному брату, но и его тоже я нашёл мёртвым».
Щедрость – это способность отдавать не торгуясь о цене. Но к ней относится способность делиться не только материальным богатством, но и духовным: знаниями, добротой, поддержкой, позитивными эмоциями, любовью.
Как обрести благой нрав?
Как стать мусульманином с хорошим нравом?
Характер – главная измерительная величина человеческой души. Нрав человека – первое внешнее проявление качества отношений человека со своим Творцом. Характер, нрав на арабском «матин» означает хороший и твердый. Следовательно, если человек имеет сильный характер, он проявляется не только в хорошие времена, но и в трудностях.
Как выработать благой нрав и стать обладателем хорошего характера? Об этом данная статья.
Лучшим примером в благом нраве для каждого мусульманина является пророк Мухаммад (мир ему). Именно к качествам, которым обладал наш пророк (мир ему), должен стремится мусульманин. А для это, во-первых, необходимо знать какими качествами он обладал, изучить сиру Пророка (мир ему), хадисы, истории из его жизни, как он вел себя в той или иной ситуации. Именно через изучение его жизни можно заложить в себе семена благих поступков, которые при дальнейшем поливании нужными знаниями растут в благой нрав.
Аллах наделил своего Посланника (мир ему) лучшим нравом: «Воистину, твой нрав превосходен» (Коран, 68:4). Аиша (да будет Аллах доволен ею) говорила, что «Его характер – это отражение Корана» (Муслим, Абу Дауд, Ахмад).
Сам пророк (мир ему) взывал Всевышнему с мольбой о хорошем нраве. «О, Аллах направь меня на благой нрав, никто не может направить на благой нрав, кроме Тебя» (Муслим).
«О Аллах, я ищу Твоего убежища от плохого нрава, поступков и желаний» (Тирмизи).
«О Аллах, ты создал меня совершенным, сделай же и мой нрав совершенным» (Ахмад).
«O Аллах! Я ищу Твоего убежища от чувства беспомощности, лени, трусости и скупости, и ищу Твоего убежища от всех презренных черт и прихотей, от небрежности и обнищания, от подлости и унижения. Защити меня от бедности и неверия, от греховности, разобщенности и лицемерия» (Ахмад, Малик).
Хороший нрав охватывает многие стороны жизнедеятельности мусульманина. Это его слова и дела, это поклонение его перед Господом, это и взаимоотношения его с другими рабами Аллаха.
«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо сатана вносит между ними раздор. Воистину, сатана для человека – явный враг» (Сура ал-Исра, 53).
Также в Коране сказано: «Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (Сура Фуссилят, 34).
Самым лучшим призывом к вере обладает мусульманин, обладающий хорошим нравом. Человек, не имеющий благого нрава, когда берется за призыв людей к исламу, зачастую отвращает их от него, и мало кому из них приносят пользу его знание и опыт. Природа людей такова, что они принимают наставлений только от того, к кому хотят стремится, кто проявляет к ним внимание и уважение. Всевышний, обратившись к Пророку (мир ему) сказал:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них проще¬ния и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3:159).
Совершенный характер не может быть достигнут без этих условий:
1. Взывайте к Всевышнему о послании хорошего нрава.
2. Изучайте жизнеописание пророка (мир ему) и стремитесь к достижению таких же качеств.
3. Не забывайте о том, что хороший нрав – это тоже поклонение, совершая которое человек может достигнуть довольства Всевышнего.
4. Будьте терпеливы и снисходительны. Не отвечайте на зло и грубость той же монетой.
Интересная статья? Сдлеайте, пожалуйста, репост!
БЛАГОЙ НРАВ? ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Об этом наиважнейшем качестве мусульманина рассказывает имам г.Владикавказа Батраз Аршиев.
Хвала Аллах – Господу миров, мир и благословение Его пророку Мухаммаду, его семье и всем тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня.
Благой нрав — это когда человек соблюдает правила взаимоотношений со своим Господом и со всеми окружающими его людьми. Когда он выполняет свои обязанности по отношению к ним, проявляя доброту, мягкость и кротость.
Благой нрав – это когда говоришь там, где надо говорить, и молчишь, когда надо молчать. И если говоришь, то говоришь только благое, подбирая наилучшие слова. Не спрашиваешь о том, что тебя не касается. Побуждаешь к одобряемому, а, видя порицаемое, порицаешь это наилучшим образом.
Благой нрав – это когда уважаешь старших, жалеешь младших, проявляешь доброту и снисходительность к каждому живому существу.
Благой нрав – это не только совершение большого количества поклонений, а когда люди находятся в безопасности от твоего языка и твоих рук. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин — это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками …».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «Знаете ли вы, кто такой настоящий банкрот?». Они сказали: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни дирхама и ни динара». Он сказал: «Банкрот в моей умме тот, кто придет в Судный день, имея намазы, посты и закят, и в то же время обругав того-то, опорочив такого-то, съев незаконно имущество другого, пролив кровь третьего, ударив еще кого-то, и он отдает из своих благих поступков тому и другому, а когда закончатся его хорошие поступки до того, как закончится его отчет, будут взяты их грехи и брошены ему, и потом он будет брошен в Ад».
Некоторые мусульмане совершают очень много усилий для того, чтобы заслужить довольство Аллаха. Они молятся, постятся, совершают дополнительные намазы, дают добровольную милостыню, но мало кто понимает, что ничего не сравнится в Судный День с благим нравом.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, ибо, поистине, Аллах Всевышний ненавидит произносящего непристойности и оскорбляющего!». Кроме того, оно равняется молитве и посту, которые являются двумя великими столпами ислама. Об этом сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Не положат на Весы ничего тяжелее благонравия, и, поистине, благонравие приводит придерживающегося его к степени (соблюдающего) пост и (совершающего) молитву».
В другой версии этого хадиса сообщается: «Поистине, благонравием раб достигает ступени постящегося и молящегося». Более того, ислам объявил благонравие признаком совершенства веры: «Наиболее совершенной верой из верующих обладает самый благонравный из них».
Несмотря на это, люди меньше всего работают над своим нравом. Ведь для этого нужно очистить свою душу от разных пороков: алчности, зависти, грубости, вспыльчивости и т.д. А это очень сложно. Иногда кажется, почти невозможно. Именно этого очищения требует от нас Аллах. Именно этому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил своих сподвижников на протяжении многих лет, создавая общество, фундаментом которого стали высокие нравственные принципы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) на собственном примере показывал, как мусульманин должен относиться к своему брату в исламе, устанавливая для них те нормы, которые должны главенствовать в мусульманском обществе. Он (мир ему и благословение Аллаха) постоянно подчёркивал важность благонравия, побуждал своих сподвижников придерживаться его и внушал им любовь к нему, пользуясь самыми разными методами, прибегая как к словам, так и к делам. Он хорошо понимал, какую большую роль играет благонравие в деле исправления характера, очищения души и совершенствования людей. В связи с этим он однажды спросил Абу Зарра: «О Абу Зарр, не указать ли тебе на два качества, придерживаться которых легко, а на Весах они окажутся тяжелыми?» Он сказал: «Конечно, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Будь благонравным и сохраняй молчание, ибо клянусь Тем, в чьей длани душа моя, ничто не украшает людей так, как это!»
Множество примеров проявления благого нрава мы видим в жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда я шел куда-то вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на котором был плащ из Наджрана с грубой оторочкой, его до¬гнал какой-то бедуин, который так сильно потянул его за край плаща, что из-за этого на плече Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, остался след, а потом сказал: “Вели дать мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!” Услышав это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нему и рас¬смеялся, а потом велел дать ему что-то».
Это удивительный пример сдержанности, крото¬сти и совершенства Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его благонравия и великодушия, терпеливого снесения личных обид и прощения грубого обраще¬ния с ним тем людям, чье сердце он хотел привлечь к исламу и укрепить в нем. Людям, призывающим к Аллаху, и тем, кто руково¬дит другими, следует подражать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в его благоразумии, сдержанности, таких прекрасных нравственных качествах, как великодушие, снисходительность, способность прощать и оттал¬кивать зло тем, что лучше.
Имам аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) какой-то бедуин принялся мочиться в мечети, и все присутствующие поднялись со своих мест, чтобы наброситься на него, однако Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Оставьте его и вылейте на его мочу ведро воды, ибо, поистине, посланы вы только для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения! Пророк, конечно же, мягко объяснил ему, что это мечеть, и что здесь не подобает справлять нужду. Позже, когда этот бедуин уже познал религию, говорил: «Да будут отец мой и мать выкупом за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Он встал и подошел ко мне, и не поругал меня, и не упрекнул, и не ударил!»
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих сподвижников нести добро всегда и везде, даже когда они порицают порицаемое. Он говорил им: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте» ( Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нём что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещённое Аллахом, он мстил за Аллаха Всевышнего (Аль-Бухари, Муслим).
От Му’авии ибн аль-Хакама ас-Сулями сообщается: «Однажды, когда мы совершали намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, один из молящихся чихнул, и я сказал ему: “Да смилостивится над тобой Аллах!” Люди стали смотреть на меня, и тогда я воскликнул: “Да что же это! Чего вы смотрите на меня?!” Люди стали ударять ладонями по бедрам, и когда я по¬нял, что они хотят, чтобы я замолчал, я смолк. Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завершил намаз. Да бу¬дут отец мой и мать выкупом за него! Ни до него, ни после я не видел столь прекрасного учителя. Клянусь Аллахом, он не обидел меня, не ударил и не стал бранить. Он сказал: “Совершая намаз, не годится разговаривать с людьми, потому что (намаз) это — вос¬хваление и возвеличивание Аллаха, и чтение Корана”.
Сообщается, что Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Лишённый доброты, полностью лишён и блага» ( Аль-Бухари, Муслим).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Улыбнуться своему брату – есть милостыня».
Джарир ибн Абдуллах сказал: «С тех пор, как я принял ислам, я не видел Пророка без улыбки. Я всегда видел его улыбающимся».
Многие люди были не согласны с той истиной, с которой пришел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но даже враги не могли упрекнуть его в чем-либо непристойном или коварном, так как он был справедливым, благонравным и великодушным. Никто не мог его ненавидеть. От одного его вида люди понимали, что такой человек не может лгать, и что он пришел с истиной. А чего стоит отношение с человеком, который никогда не обманывает, не предает, не подводит, не злословит, не сквернословит. С таким человеком, от языка и рук которого ты находишься в безопасности, который проявляет терпение. Когда ты в чем-то ошибся, мягко и деликатно укажет тебе на ошибки. Человек, который не высокомерен, не завистлив и не держит на тебя зла.
Есть в нашей общине люди, общение с которыми для нас всегда легко. Какое бы ты дело с ним ни совершал, всегда получаешь моральное удовлетворение, не говоря уже о пользе совершенного дела. За одно это доброе отношение они получат такую награду, о которой мы можем только мечтать. Именно таких братьев мы любим больше всего, и не удивительно, что и Аллах их любит, и что награда их будет велика.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах помилует человека, который проявит снисходительность (великодушие) во время продажи, во время покупки и во время требования долга» ( Аль-Бухари, Муслим). Он также сказал: Не сообщить ли вам о том, кто станет запретным для огня (или: … о том, для кого огонь станет запретным)? Запретным (для огня) станет каждый близкий, мягкий и лёгкий”. То есть, человек, ставший близким к людям благодаря хорошему обхождению с ними и отличающийся мягкостью и лёгкостью характера.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также подчеркнул: «Поистине, Аллах добр, Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное» ( Аль-Бухари, Муслим).
*
Мы очень часто забываем о своем нраве. Забываем исправлять и очищать его. Просто живем по инерции, плывем по течению. В суете мирских дел не работаем над своим нравом и душой, откладывая это на второй план, не понимая, что рискуем оказаться в Судный День на месте того банкрота, который усердствовал, совершая благие дела, но забыл исправлять свой нрав, и все, что он совершал, не принесло для него большой пользы.
Если мы не очистим наш нрав, двери ко всем достижениям для нас будут закрыты. Даже, если преуспеем в каких-то делах, не обладая нравом, в этом для нас не будет блага. Если нам удастся построить большое количество мечетей и медресе, призвать в ислам толпы людей, то это еще не достижение. Может оказаться так, что те же самые мусульмане в тех же, построенных нами мечетях, будут сеять смуту среди верующих по причине своего невежества и дурного нрава. Те же самые новоиспеченные мусульмане будут своим поведением, своей грубостью и черствостью отвращать других людей от ислама. И тогда тщетными окажутся наши старания и усердия.
Наша главная цель сегодня – воспитать здоровое поколение верующих, несущих добро и порядок каждым своим словом, делом и даже жестом.
Почему мы нуждаемся в хорошем нраве
Муфтий Дагестана шейх Ахмад Афанди
وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ
(смысл): «Поистине, ты (Мухаммад) обладаешь великим нравом (самыми лучшими нравственными качествами)» (сура Аль-Калам: 4).
Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
«Качества Пророка ﷺ были качествами Корана» (Ибн Хиббан);
«В День Суда ближе всех из вас ко мне будет тот, кто обладает наилучшим нравом» (Ибн ан-Наджар);
3. Пророк ﷺ считал своей пророческой миссией облагораживание и усовершенствование нравственных качеств, как он сам сказал:
«Воистину Я был послан для усовершенствования нравов» (Джами аль-ахадис, 8892);
4. благой нрав отяготит весы раба в День Суда, как сказал Пророк ﷺ :
«Нет ничего более тяжёлого на весах деяний раба в Судный день, чем благой нрав» (Абу Давуд, Тирмизи);
5. Пророк ﷺ рассказал, что благой нрав – это сливки религии.
От Абу ‘Алаа ибн Шиххира (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Один человек подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ лицом к лицу и спросил: «О Посланник Аллаха! Что такое религия (дин)?» Он ответил: «Благой нрав«. Потом тот подошёл справа и спросил: «О Посланник Аллаха! Что такое религия?» Тот ответил: «Благой нрав«. Затем человек подошёл слева и спросил: «Что такое религия?» Опять в ответ прозвучало: «Благой нрав«. Тот подошёл уже со спины и спросил: «О Посланник Аллаха! Что такое религия? «, Пророк ﷺ повернулся к нему и ответил: «Разве ты не понимаешь? Религия – чтобы ты не гневался»» («Ихья ‘улум ад-дин»);
6. плохой нрав — это несчастье (шуъмун) и болезнь для его обладателя и того, кто живёт с ним.
От Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Пророка ﷺ спросили: «Что такое «шуъмун» (несчастие)?» Он ответил: «Это плохой нрав»» (Ибн ‘Асакир);
7. Посланник Аллаха ﷺ рассказал, что самое лучшее из качеств – это благой нрав, и невозможно, чтобы Аллах улучшил нрав человека и ввёл его в Ад.
Посланника ﷺ спросили:
«»Какое из деяний самое ценное?» Он ответил: «Благой нрав«» («Ихья ‘улум ад-дин»).
Также Посланник ﷺ сказал:
«Аллах не даст сгореть в Аду тому, чьё сотворение и благой нрав Он украсил» (Табарани);
8. поклонение – даже если его много – не приносит пользу без благого нрава.
«Однажды Пророку ﷺ сказали: “О Посланник Аллаха! Поистине, некая женщина выстаивает ночные молитвы, постится днём, раздаёт милостыню, но у неё плохой нрав, и она причиняет вред соседям своим языком”. Пророк ﷺ сказал: “Нет в ней блага, она из числа обитателей Огня!”» (Бухари в «Аль-Адабуль-муфрад» 119);
9. благой нрав – это первое, что кладут на весы раба в Судный день, и этим усиливается его вера, а из-за плохого нрава усиливается неверие. Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого.
От Абу Ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Я слышал, как Посланник Аллах ﷺ сказал: «Первое, что положат на весы – это благой нрав и щедрость. Когда Аллах сотворил веру, она сказала: «О Аллах, усиль меня», – и Аллах усилил её благим нравом и щедростью. А когда Аллах сотворил неверие, то оно сказало: «О Аллах! Усиль меня», – и Аллах усилил его жадностью и плохим нравом«»;
10. благой нрав – это украшение веры. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Всевышний избрал для себя эту религию, и нет украшения вашей религии кроме щедрости и благого нрава, так украшайте вашу религию ими»;
11. человек не может отдать всем людям имущество, однако может одарить их своим благим нравом. И они полюбят его, и распространится из-за него любовь между людьми. Пророк ﷺ сказал:
«Поистине, вы не сможете охватить всех людей своим имуществом, так охватите их всех своей улыбкой и благим нравом»;
12. плохой нрав портит все дела, которые совершает человек, начиная с веры и заканчивая другими деяниями. Пророк ﷺ сказал: «Плохой нрав портит деяния, подобно тому, как уксус портит мёд»;
13. Посланник Аллаха ﷺ обращался с мольбой к Всевышнему и просил увеличить его благие качества, а ведь известно, что он просил только о благом. Вот одна из таких его просьб в начале намаза: «О Аллах, веди меня к наилучшим нравам, ведь только Ты ведёшь к наилучшим нравам, и отведи меня от наихудших нравов, ведь только ты можешь отвести от них»;
14. благонравие растворяет грехи без остатка. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, благонравие растворяет грехи, подобно солнцу, растворяющему лёд»;
15. благонравие делает жизнь человека счастливой. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Один из признаков счастья человека – его благой нрав»;
16. благонравие сочетает в себе блага этого и того света. Анас (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Умму Хабиба (да будет доволен ею Аллах) спросила Посланника Аллаха ﷺ : «Что будет с женщиной, у которой в этом мире было два мужа (вышла замуж после смерти прежнего мужа), которая скончалась, и её мужья также вскоре умерли, и все они войдут в Рай – с кем она будет в Раю?»
Пророк ﷺ ответил: «Она будет с тем, кто был более благонравен, о Умму Хабиба, благонравие сочетает в себе блага обоих миров».
17. благонравие возносит раба Аллаха до степени постящихся днём, выстаивающих в поклонении ночь, много поклоняющихся. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, вдохновлённый Всевышним мусульманин благодаря своему благонравию и благородству достигает положения постящегося днём и выстаивающего в поклонении ночь».
Анас (да будет доволен им Аллах) также передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, раб Всевышнего благодаря своему благонравию достигает высоких степеней и почётных уровней Вечного мира, даже если он слаб в поклонении»;
18. скверный нрав низвергает человека до самых низких уровней Ада. Да упасёт нас Всевышний от этого. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, раб Аллаха из-за своего скверного нрава достигает самых глубоких уровней Ада»;
19. обладатель благого нрава, поистине, лучший из людей, как сказал Пророк ﷺ : «Лучшие из вас те, у которых самый лучший нрав»;
20. обладатель благого нрава близок к Всевышнему Аллаху, Пророк ﷺ сказал: «Поистине, щедрый близок к Аллаху, к людям и к Раю и далёк от Ада, и поистине, скупой далёк от Аллаха, от людей и от Рая и близок к Аду»;
21. обладатель благого нрава запретен (харам) для огня Ада, то есть защищён от него. Пророк ﷺ сказал: «Рассказать ли вам про того, кто будет запретен (харам) для огня Ада завтра (в День Суда)? Каждый лёгкий (нравом), мягкий (нравом), близкий (дисциплинированный на собраниях), уступчивый (великодушный в купле-продаже)»;
22. благой нрав – это благо для его обладателя. Пророк ﷺ сказал: «Доброта – счастье (блага), глупость – несчастье»;
23. скверный нрав губит его обладателя и портит все его хорошие деяния. Пророк ﷺ сказал: «Зависть пожирает (портит) хорошие деяния подобно тому, как огонь пожирает (сжигает) дрова»;
24. обладатель благого нрава считается обитателем Рая. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
Когда Пророк ﷺ ушёл, ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) последовал за тем человеком и сказал ему: «Я поссорился со своим отцом и поклялся, что в течение трёх дней не буду приходить к нему, и если ты посчитаешь возможным приютить меня на это время, то я так и сделаю», и тот сказал: «Хорошо«».
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «А потом ‘Абдуллах рассказывал, что провёл с ним три дня, но не видел, чтобы он хоть немного молился по ночам, и только когда он просыпался и начинал ворочаться в своей постели, то поминал Аллаха Всемогущего и Великого. И так продолжалось до тех пор, пока он не поднимался на утренний намаз».
И тогда ‘Абдуллах сказал: «Это и есть то, что возвысило тебя!»;
25. человек никогда не постигнет сущности веры, кроме как улучшением нрава. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клянусь Тем, в чьей воле душа Мухаммада, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не побудить ли вас к тому, что обеспечит вам всё это? Распространяйте салам между собой»;
26. плохой нрав – это пагубная болезнь, из-за которой погибли предыдущие общины, и от которой нас остерегал Посланник Аллаха ﷺ словами: «Поистине, постигнет мою общину болезнь предыдущих народов». Они спросили:
«Что это за болезнь предыдущих народов?» Он ответил: «Злоба, вероломство, увеличение имущества, состязание за мирское, гнев друг на друга, зависть друг к другу – до того, что будет притеснение, а потом смута»;
28. Всевышний Аллах призовёт благонравного в день Великого Суда перед всеми творениями и наградит его за благонравие. От Посланника Аллаха ﷺ передаётся: «Того, кто сдержит свой гнев, имея возможность проявить его, Всевышний призовёт в день Великого Суда перед всеми творениями и даст ему на выбор ту гурию, которую он пожелает»;
29. благонравие поддерживает человека в преклонном возрасте. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Юноше, который проявит почтение к старцу из-за его возраста, Всевышний непременно направит того, кто окажет ему почтение в старости»;
30. скверный нрав препятствует прощению Всевышнего Аллаха. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Врата Рая открываются каждый понедельник и четверг, и каждому рабу, не придававшему Аллаху никого в сотоварищи, прощаются грехи, за исключением человека, у которого между ним и его братом была ненависть и вражда. После чего говорится: “Отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся, отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся, отсрочьте этим двоим, пока они не помирятся”». (Муслим)
31. обладатель скверного нрава не войдёт в Рай. От Хумама бин Хариса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды мимо Хузайфы ибн Ямана (да будет доволен им Аллах), прошёл человек, Хузайфе сказали, что он доносит о людях правителям, Хузайфа ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Не войдёт в Рай сплетник…«»;
32. скверный нрав является признаком лицемерия, в то время как благой нрав является одним из признаков веры. От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Стыдливость и немногословность – две ветви имана, а сквернословие и болтливость – две ветви лицемерия…»;
33. благой нрав в этом мире даёт такие плоды, как высокое положение, благословение и благородство. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ казал:
«Милостыня не уменьшает имущество. Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме славы, а того, кто проявит смирение ради довольства Аллаха, Аллах непременно возвышает» (Муслим).
34. плохой нрав – мрак Судного дня. От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Несправедливость – мрак Судного дня»;
35. Всевышний Аллах накажет обладателя скверного нрава соответственно его нраву. От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ поднялся на минбар и громко воззвал:
«О те, которые приняли Ислам на словах, но чьи сердца не прониклись ещё верой, не причиняйте страданий мусульманам, не стыдите их, не выискивайте у них недостатков – воистину, у того, кто будет выискивать недостатки у своего брата мусульманина, Аллах будет выискивать недостатки, а если недостатки будет выискивать Всевышний, то Он опозорит его, даже если тот будет скрываться в глубине своего дома»;
36. Посланник Аллаха просил защиты у Всевышнего от скверного нрава, поскольку это бедствие.
Приводится, что Посланник Аллаха обращался ко Всевышнему с такой мольбой: «О Аллах, защити меня от того, чтобы стать причиной раздоров, защити меня от лицемерия и скверных нравов»;
37. благонравие открывает широкие двери для обильного и благословенного удела. Яхья ибн Муаз сказал: «Воистину, в укрепление благих нравов человека открывает сокровищницу его удела»;
38. благонравие – это фундамент и основа религии. Яхья ибн Муаз сказал: «У всякого строения есть фундамент, а фундаментом Ислама является благонравие».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.