Было ли такое что благодатный огонь не сходил когда
Малоизвестные факты о Благодатном огне у Гроба Господня
Одним из немногих чудес Православной Церкви, являемых ежегодно в известное время и в известном месте, является Благодатный огонь. По количеству очевидцев (до 20 тыс. человек ежегодно) и исторический длительности (как минимум с IV в. по Р.Х.) это событие не имеет аналогов не только в нашей Церкви, но и во всём мире.
Многие знают, что во время схождения происходит самовозгорание свечей как у Патриарха в Кувуклии, так и у простых паломников; широко известно и многократно зафиксировано, что само схождение сопровождается молниеподобными всполохами, а пламя Благодатного огня в течение нескольких минут не обжигает.
Однако за почти двухтысячелетнюю историю упоминаемое явление сопровождалось или предварялось большим количеством иных чудесных событий, которые зачастую оказывали сильное влияние на христианскую общину, а порой и на действия церковных иерархов, представителей власти. Некоторые из таких событий случались единожды, другие повторяются иногда, а иные происходят часто. Хотелось бы рассказать о чудесных событиях подобного рода, неизвестных широкому кругу читателей.
Светящийся шар
Молнии при схождении Благодатного огня. Кадр видеосъемки НТВ в 2003 году |
Среди наиболее часто упоминаемых, но малоизвестных событий – появление в храме светящихся шаров.
Интересный случай был засвидетельствован и снят на камеру греческим паломником в 1994 году. Вскоре после схождения Благодатного огня справа от входа в Кувуклию, в нескольких метрах от неё, появился ярко светящийся шар диаметром около 50 сантиметров в форме чётко очерченной сферы. Он начал быстро (со скоростью около 3,5 метра в секунду) двигаться через плотную толпу приблизительно на уровне плеч людей. При этом, по словам свидетеля, люди не ощущали его, а сам шар не дробился и не размывался. Пройдя около 10-15 метров, он зажёг в конце пути, по словам свидетеля, свечу у пожилого мужчины, находившегося между колоннами на пути к алтарю Марии Магдалины. Другому свидетелю удалось заснять шары небольшого размера голубоватого цвета, витающие в воздухе.
Чаще всего подобные явления происходят около Кувуклии и над ней. Православный исследователь Владимир Губанов приводит такие свидетельства: «Сёстры рассказывают, что благодать ещё проявляется после первого схождения, после Огня. “Я вижу, сверкает опять над Кувуклией, вокруг Кувуклии молнии такими зигзагами, то там сверкнёт, то на самом куполе Кувуклии. Вдруг появился шар (как шаровая молния). В какой-то момент он вдруг распался, сверкнув зигзагом. Тут же мы все вскочили: благодать! Какое чудо. ” “Мы стоим все в ожидании. Вдруг засвистали все, смотрю, прямо на образ Воскресшего голубой шар сошёл. И выходит Патриарх, уже получил Благодатный огонь”».
В.Губанов отмечает также, что от подобных светящихся шаров зажигаются свечи и лампады. Например, на Пасху 1997 года происходило следующее: «Другая женщина, Нина, была в это время на Голгофе и смотрела вниз на алтарь. Она видела, как на свечи греческому священнику сошли три огненных шарика, размером с апельсин. Шарики крутились и как бы играли друг с другом. Затем свечи у священника загорелись». О том же рассказывают писатель Александр Сегень и другие свидетели. «В сей миг весь храм наполнился радостным и восторженным криком, зарницы продолжались, но уже родилось лиловое зарево – его вынес из Кувуклии Патриарх Ириней, его уже разносили во все стороны, и оно уже само отскакивало во все стороны, подобно ёлочным шарикам, и у многих сами зажигались пучки свечей, как сами зажглись лампады над входом в Кувуклию. Один шарик взлетел вверх и зажёг свечи у монахов, разместившихся на втором ярусе ротонды». «У одной седой пожилой женщины из нашей группы при схождении Огня свечи сами возжглись в руке. Она видела схождение Огня не как другие, а в виде огненных шаров, нисходящих на Кувуклию. Когда от этих шаров загорелись её свечи, она трижды тушила их, но те снова возжигались».
Эти светлые шары встречаются и в других местах храма. Вот как это описывает журналист Николай Кокухин:
«– В прошлом году я была на Голгофе, – говорит моя собеседница, – и видела, как по стене катился Благодатный огонь.
– Что значит «катился»?
– Ну, такой светлый огненный шар медленно сползал по стене, и не было сил оторвать от него глаз».
Звуковые явления
Изредка встречаются упоминания о звуковых явлениях, предваряющих схождение Благодатного огня, при этом они встречаются как в исторических, так и в современных свидетельствах. Свидетели в большинстве случаев специально отмечают, что гром появляется при ясной погоде.
В «Житии и хождении в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары (1634-1637)» рассказывается: «А митрополит у той часовни у дверей и зрит на Деисус, прямо к востоку, и вверх на небо смотрит, где проломана маковица, и хвалу Богу воздающе со умилением и со слезами, ожидая милости Божией; а молился 2 часа. И как пробило 11 часов, и над маковицею тоя великия церкви с небес возгреме гром трикраты, и греки и арапы начата велегласно глаголати: агиос, агиос, агиос, а по нашему есть: свят, свят, свят Господь Саваоф, и они начата креститися. »
Упоминание о громе есть и в свидетельстве о событиях XVI века в «Сказании о странствии пострижника Святыя Горы Афонския инока Парфения»: «. День был чистый и красный. Патриарх сидел к правой стране. Вдруг ударил гром, и на левой стране средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел Огнь пламенем».
Случается подобное и в наше время. Настоятель Спасо-Преображенской церкви села Бронница и духовник Новгородской епархии архимандрит Иларион пишет: «Вместе со священнослужителями из России (в количестве 16 человек) я находился всю оставшуюся часть ночи. в алтаре храма Воскресения Христова. И вот утром Великой субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трёх часов (до двенадцати)».
Восстанавливающиеся предметы
Реже встречаются свидетельства о самовосстановлении предметов, опалённых Огнём. Так, духовник Новгородской епархии архимандрит Иларион рассказывает: «Со мной произошёл такой случай: загорелся клобук. Думаю: вот-те на – совсем сгорел. “Валентина, – говорю послушнице своей, – смотри скорей сюда: что тут у меня на голове сделалось?” “А ничего, отец, – отвечает, – клобук ваш цел, ни одной на нём дырочки нет”. А матушки горненские потом благодушно успокоили: “С нами такое часто бывает”».
Подобные случаи имели место и у других паломников. В.Губанов приводит свидетельство: «Храм мгновенно наполнился Огнём. Я зажгла два пучка свечей. Первое время огонь Благодатный не опаляет – одна гречанка потушила мне эти пучки просто рукой. Столько Огня и никогда никакого пожара. На мне тушили апостольник, но не осталось и следа».
Мироточения в канун схождения Благодатного огня
Православное духовенство зачастую указывает на истечение слёз, крови или мира из икон как на знамение предстоящих испытаний. Крово- и мироточения не единожды происходили перед схождением Благодатного огня.
Впервые это было зафиксировано в 1572 году, когда по фреске «Возложение тернового венца» потекли капли жидкости, похожей на кровь. Копия свидетельства одного из паломников-французов, первыми увидевших происшедшее, и поныне хранится в архиве Центральной парижской библиотеки.
В середине XIX века фреска была заменена иконой с тем же сюжетом. В 1939 году, накануне Пасхи, в ночь с Великой пятницы на Великую субботу, она вновь замироточила. «Миро, стекая по алому плащу Христа, попадало на руки Спасителя – и на них появлялись кровоточащие раны. Это продолжалось недолго: на Пасху икона приняла прежний вид. Патриарх Иерусалимский написал Папе Римскому о том, что на Пасху было знамение».
В 2001 году икона замироточила вновь. Вот что об это рассказывают свидетели. «В прошлом году храм Гроба Господня в ночь с Великой пятницы на Великую субботу был наполнен до отказа, – рассказывает руководитель Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан. – Присутствовали практически все монахи Свято-гробского братства – в Иерусалиме их 50 человек – и тысячи туристов со всего мира. Только из России было более сотни паломников. В храме был и сам Патриарх Иерусалимский Ириней. » По свидетельству иеромонаха Феофана, первым увидел знамение Патриарх. «Ириней давал благословение паломникам, стоя боком к “Возложению тернового венца”. Потом ему протянули свечу. Он повернулся лицом к иконе, поднял глаза – и ахнул! Тысячи паломников, как по команде, повернули головы туда же, куда смотрел Ириней. По храму прошёл стон. На ногах Спасителя появились кроваво-красные пятна. Миро появилось вначале на плаще Христа, а оттуда стекало алой струйкой на ноги. Мироточение продолжалось ровно день. Как и в предыдущие два раза, перед самой Пасхой оно прекратилось, причём на иконе не осталось никаких следов».
А вот свидетельство о том же паломника из США Марио Пейчева (Mario Peichev): «Мы, маленькая паломническая группа из Русской Зарубежной Церкви, были в храме Господнем в ожидании схождения Благодатного огня, читали акафисты и старались подготовиться к этому великому чуду. Приблизительно в 23 часа наступило большое оживление. Румыны и греки, которые сидели рядом, начали разговаривать очень эмоционально о какой-то иконе. Сидящая рядом со мной гречанка объяснила по-английски, что икона Господа нашего Иисуса Христа начала мироточить. Я пошёл к камню бичевания и увидел множество людей – монахов, паломников, которые стояли перед иконой Господа с благоговением и со страхом Божиим. Из голени Господа истекало миро, которое стекало на надпись под самой иконой. Я сделал фотографию (приводим её, а также другой снимок, сделанный Пейчевым накануне Пасхи в монастыре св. Герасима Иорданского. – Ред.). Внизу, на ногах Спасителя, а также под ними, на буквах греческого текста, видны многочисленные потёки мира».
Марио Пейчев: «По милости Божией мы засняли в монастыре Св.Герасима Иорданского, как в канун Великой субботы 2001 года на лике Богородицы на иконе «Бегство в Египет» появилась слеза. » |
Тот же Марио Пейчев сообщал: «Паломники из Самары сподобились увидеть в храме Воскресения Христова на месте бичевания Спасителя на иконе Иисуса Христа ниже колен тёмные пятна, которые всё увеличивались в размерах на глазах у изумлённых верующих. Когда к этим пятнам приложили марлю, то оказалось, что на иконе выступило святое миро, такое же, каким, по мнению священника Илии (Куликова), совершается Таинство миропомазания в православных храмах».
Самарская паломница также свидетельствовала: «А в прошлом году, когда мы были в Иерусалиме, в ночь на схождение Благодатного огня – с Великой пятницы на Великую субботу – закровоточила икона “Христос в узах”. Вообще в Гробе Господнем не помнят таких случаев, как мироточение или кровоточение икон. И вдруг в прошлом году произошло это чудо. Мы все ходили, смотрели, я сама видела, как по иконе стекала кровь. Монахи были в ужасе, они говорили, что это грозный предвестник, что-то случится. И вы видите – какой год был трудный для Израиля, для Святой Земли. В монастыре Герасима Иорданского не просто мироточили иконы, там по стенам текло миро. Мы сняли это на плёнку. Монахи не могли припомнить чего-либо подобного и говорили, что ждут самых тревожных событий. »
Как свидетельствует история, все три случая мироточения сопровождались крупными историческими событиями, в результате которых гибло значительное количество людей. В 1572 году, через пять месяцев после мироточения, произошла печально известная Варфоломеевская ночь, когда были вырезаны тысячи гугенотов. Также через пять месяцев после мироточения 1939 года началась Вторая мировая война, унёсшая жизни десятков миллионов людей. Наконец, все мы были свидетелями чудовищного теракта, произведённого исламскими террористами через пять месяцев после Пасхи – 11 сентября 2001 г. – и унёсшего жизни множества людей.
В заключение хотелось бы отметить, что в настоящем обзоре отмечены не все редкие и необычные события, зафиксированные свидетелями. Некоторые из описаний необычных феноменов встречались единожды и нуждаются в дальнейшем изучении и подтверждении.
Православная Жизнь
Что будет, если Благодатный огонь не сойдет, рассказывает архимандрит Виктор (Коцаба).
Справка:
Благодатный огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел апостол Петр.
Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков.
– Отче, сколько раз Вы присутствовали при схождении Благодатного огня?
– Милостью Божьей довелось быть несколько раз свидетелем этого чуда. Конечно, впечатления незабываемые. Прежде всего, сама поездка требует определенных усилий: в эти дни в Иерусалиме огромное количество людей и совсем не просто пройти в Кувуклию Гроба Господня, где сходит Благодатный огонь.
Такое ощущение, что именно в этот день, в Великую субботу, Храм Гроба Господня становится центром мира. Народ прибывает еще с вечера, весь город перекрыт, активизируются полицейские на постах. Непрост и путь до Храма Воскресения Христова, который нужно преодолеть, войдя в старый город. Через каждые 100-200 метров – новый пост, люди сбиваются в толпы. В одной из них мы однажды стояли больше часа. Сам путь не длинный, но занимает примерно до 1,5 – 2 часов. Случается, что тебя зажмут в центре давки, и ты никуда не можешь продвинуться. Все торопятся к Храму Гроба Господня.
Мне запомнилась моя первая поездка на схождение Благодатного огня, тогда у меня не было никаких особых пропусков, но удалось спокойно пройти весь путь и остановиться прямо возле входа в Кувуклию. Тогда для меня это было тоже чудом. (улыбается)
– Никто не знает, в какой момент сойдет Благодатный огонь? Как проходит ожидание?
– Вся наша делегация уже с 10 утра находится в Храме. Огонь сходит обычно около 2 часов дня. Мы все это время пребываем на одном месте, потому что если выйдем, то зайти будет нелегко, практически невозможно. Вокруг крики, суета, шум и жара. Есть, конечно, возможность помолиться, потому что стоим возле самой Кувуклии Гроба Господня.
Сначала появляется арабская православная молодежь, которая на своем языке выкрикивает лозунги, предвозвещающие, что Христос Воскрес, поет разные песни, бегает, вылезает с барабанами на Кувуклию. Увидев впервые такое поведение в храме, я был поражен. Но это считается нормой: во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить эти «дикарские» пляски, молодежь в Храм не впустили – и Огонь не появился. Патриарх молился в Кувуклии два часа и затем приказал впустить арабов. Тогда только огонь снизошел.
Арабы словно обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи.
Далее Патриарх с архиереями Иерусалимской Церкви возглавляет Крестный ход, трижды обходя Кувуклию, после чего полностью разоблачается и заходит во внутрь. Тушат все лампады. Устанавливается царственная тишина, несмотря на большое количество людей, только появляются вспышки телефонов, фотоаппаратов. Спустя минут 15 Патриарх выходит уже с Огнем и раздает его всем. Кто-то из «танцевавших» православных арабов подбегает к нему, берет Огонь, и, рассекая толпу, просто бежит в другой конец Храма. Через считаные минуты весь Храм пылает Благодатным огнем.
Сразу же после схождения огонь обладает особым свойством, он не жжет лицо и руки. Я проверял на себе, действительно это так. Он ощущается мягким, не похожим на привычный для нас огонь. После этого все друг друга поздравляют словами «Христос Воскрес!»
– Есть предание, что если не сойдет огонь, то будет конец света.
– Это, конечно, известное предание, поэтому все ждут с трепетом и страхом схождения Благодатного огня.
– А были случаи, когда огонь не сходил?
– Был единственный случай в истории, когда схождение Благодатного огня произошло за пределами Храма по молитвам православного патриарха. Произошло это в 1579 г.
Как известно, владельцами Храма Гроба Господня являются несколько Церквей. И вот священники Армянской Церкви, вопреки традиции, уговорили и подкупили султана Мурата Правдивого и градоначальника, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. По призыву армянского духовенства со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были отстранены не только от Кувуклии, но и выведены из Храма. Они молились о схождении огня перед входом в святыню, скорбя о случившемся.
Армянский Патриарх молился около суток, однако никакого чуда не произошло. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снисхождении огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный Патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески – и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный огонь. Это колона до сегодняшнего дня сохранилась у входа в Храм Воскресения Христового.
Случаи, когда не было схождения Благодатного Огня
В течение всего развития христианства известно только несколько случаев, когда Благодатный Огонь не хотел сходить. Таких вопиющих событий было всего три. Этому были виной воля и завышенное самомнение отдельных людей.
Древние времена
Ещё на самой заре становления христианства возникли некоторые трения между главой Римско-католической церкви и Константинопольским Патриархом. Это случилось в 1054 году. Тогда Папа Лев IX направил в Константинополь делегацию, чтобы решить возникшие конфликтные вопросы. Возглавлять делегатов было поручено кардиналу Гумберту. Но тогда пути примирения не были найдены.
В июле того же года католические посланники объявили, что ими низложен Патриарх Михаил. Они даже отлучили его от Церкви. Но Михаил так просто данные действия не оставил. Его решением было предание легатов анафеме, что он сделал 20 июля.
Так произошёл раскол в религии, разделив Церковь на Православную Восточную и Римско-католическую Западную. Католики сконцентрировали свою религию в Риме, сделав его своим главным городом. А у православных таким центром стал Константинополь. На протяжении нескольких столетий в Иерусалиме господствовала Православная Церковь. За всё это время ни разу не случилось, чтобы Благодатный Огонь не сошёл на верующих.
Шло время, и в 1099 году Иерусалим завоевали крестоносцы. Таким образом представители Римско-католической Церкви, опираясь на знать и объявив православных отступниками, стали притеснять их. С того самого времени Православная вера стала буквально под запретом. Тем, кто верил в Православие, запрещалось посещать Храм Гроба Господня. Верующих выгоняли из всех храмов, проводили конфискацию их собственности и помещения, принадлежавшие Православной Церкви.
Притеснения доходили до истязаний. По приказу первого римского ставленника, патриарха Арнольда, стали выгонять сектантов-еретиков (имеется в виду тех, кто исповедовал православие) из помещения Храма Гроба Господня.
После этого по его приказу начали истязать православных монахов, выпытывая у них место хранения Распятия и других мощей. На смену Арнольду пришёл Димеберт Пизанский, который поступил ещё круче. Он прогнал всех местных христиан подальше от Храма. А потом этот патриарх в Святое место для всех христиан разрешил заходить в него только латинам.
Кара случилась в 1101 году накануне Пасхи. Тогда в Кувуклии не произошло явление Благодатного Огня. Благодать случилась, только когда внутрь Храма вновь разрешили войти восточным православным христианам, тогда Святой Огонь снизошёл на верующих. После этого Балдуин I постарался восстановить в правах местных верующих христиан.
Средневековье
Следующий событие, когда Благодатный Огонь не желал сходить, произошло в Великую Субботу 1579 года. За два года до этого происшествия во время османского правления сменился очередной «мэр» Иерусалима. Тогда армянским священникам удалось договориться с новым управляющим, что миссию встречи Благодатного Огня вместо православного Патриарха из Иерусалима будет отдано кому-нибудь из служителей армянской православной церкви. Армянская церковь ликовала.
Поверив армянским священнослужителям, многие их единоверцы собрались в Иерусалиме, прибыв из разных ближневосточных стран. Они хотели в одиночестве отмечать Пасху. Эти набожные священники к тому же не постеснялись в Великий День 1579 года не впустить православного Патриарха в Храм. Софроний IV с его окружением не имели права входить в Храм Гроба Господня. Их оставили стоять за запертыми дверьми снаружи. Самоуверенные служители Армянской Церкви зашли в Часовню и начали молиться о сошествии Благодатного Огня. Однако их призывы остались не дошли до ушей Господа.
Находящиеся у запертых дверей Храма Гроба Господня православные священники тоже отправляли свои молитвы к Богу. Вдруг раздался какой-то треск. Неожиданно появилась трещина на храмовой каменной опоре, стоящей слева от запертых дверей Храма. Внезапно оттуда вышел Благодатный Огонь. Святое Пламя зажгло свечи, которые держал Иерусалимский Патриарх. Это было настоящее ликование православного иерусалимского священства. Священники, стоявшие за дверями, зашли в Храм и стали прославлять Бога. Обожжённые места схождения Благодатного Огня даже в наши дни видны на древней каменной опоре Священного Храма.
Такое явление единственным случаем за всё время существования христианства, когда Божественный Огонь появлялся не в Храме. Этому сильно способствовали мольбы иерусалимских православных священников, а отнюдь не армянских. Увидев это чудо, окружающие очень возликовали. От восторга арабы, исповедовавшие христианство, начали совершать неимоверные прыжки и выкрикивать: «Ты один Бог наш, Иисус Христос, наша истинная вера едина – вера православных христиан». Это зрелище описал монах Парфений. Османские власти очень рассердились на высокомерие армян. Сначала они даже хотели казнить архиерея. Но потом помиловали его. В назидание, они приказали ему всегда следовать в данной церемонии за Православным Патриархом. С тех пор армянский архиерей больше не участвует в получении Благодатного Огня. Большое количество раз на протяжении веков сменялись правительства, но этот обычай сохраняется и по сей день.
Но это не было единственной попыткой исламских властей помешать церемонии явления Благодатного Огня. Однажды мусульманский правитель велел поменять кунжутные фитили в свечах на медную проволоку. Он думал, что свечи не вспыхнут и явление не произойдёт. Но вопреки всем козням медная проволока вспыхнула, и чудо случилось.
Современность
Ритуал сложился из древних традиций. Настоятель, монахи Лавры Святого Саввы Освящённого и местные православные монахи – незаменимые фигуры таинства явления Божественного Огня. Каждый год в Великую Субботу опечатывается Кувуклия. Спустя полчаса после этого молодые арабы-христиане начинают кричать, топать, бить в барабаны и выкрикивать тексты молитв. После этого молодые мужчины верхом друг на друге врываются в Храм Гроба Господня. Под сводами Храма они начинают петь и плясать.
В исторических источниках не сохранилось, когда именно был установлен такой ритуал. Крики и песнопения арабских парней – это древние тексты молитв, которые молодые арабы произносят на своём языке. Таким образом они обращаются к Иисусу и Богородице. Также они просят Святого Георгия Победоносца, особенно почитаемого в Восточных странах, помолиться о ниспослании Божественного Огня.
Когда в Иерусалиме было британское правление в 1918-1947 годах, губернатор-англичанин решил наложить запрет на «дикие» танцы арабской молодёжи. Иерусалимский Патриарх взывал в молитвах к Богу течение двух часов, но Огонь так и не сходил. Не дождавшись чуда, он по собственной воле нарушил приказ британского губернатора и впустил в Храм Гроба Господня пляшущую и орущую арабскую молодёжь. После этого, как полностью совершился ритуал, Благодатный Огонь сошёл к верующим, и чудо свершилось.