человек ведущий свадьбу как называется
Не заскучать, запомнить все, потанцевать и посмеяться: что делает тамада на свадьбе
Сегодня многие пары сомневаются в необходимости присутствия на свадьбе ведущего или тамады. Некоторые отказываются от подобной услуги в целях экономии. Другие убеждены, что вполне справятся своими силами. Зачем на самом деле нужен свадебный ведущий, что он делает и можно ли обойтись без него – ниже.
Что входит в обязанности ведущего
Большинство пар весьма искаженно представляют себе задачи, которые поставлены перед ведущим на свадьбе и которые он должен выполнять, а потому зачастую опрометчиво отказываются от такой услуги. И совершенно напрасно, так как это человек позволит вам не отвлекаться на хлопоты насущные и в полной мере наслаждаться своим праздником. При этом вас будут ожидать еще и неожиданные сюрпризы.
Итак, хороший тамада выполняет следующие обязанности на свадебном торжестве:
Таким образом, профессиональный и ответственный тамада на свадьбе — это не просто тамада, который не дает гостям спокойно выпить, постоянно тащит участвовать во всяких конкурсах и смешит шутками. Это распорядитель и координатор торжества, который избавит от ряда забот и стрессов молодых, их свидетелей и родителей. и учитывая тот объем работ, который ложится на плечи тамады, стоимость его услуг не так уж высока.
Время работы тамады оговаривается всегда индивидуально. Стандартно ведущий остается на празднике до 23.00. Но в индивидуальном порядке по отдельным тарифам время может быть продлено.
Совет: не стоит воспринимать ведущего на свадьбе как постороннего человека, который работает для вас за деньги. Постарайтесь увидеть в нем близкого друга, который радуется и переживает за вас и искренне стремится помочь вам с организацией свадьбы и развлечением гостей. Тогда это почувствуют и гости тоже, и атмосфера на свадьбе будет расслабленной и веселой.
Как все происходит
Даже если у вас самая обычная классическая свадьба, не гангстерская, не кельтская и не в стиле сафари, услуги тамады все равно вам не помешают. Как правило, специальные агентства предоставляют контакты специалистов, оказывающих подобные услуги. Если вы заказали комплексное сопровождение организации свадьбы, то координатор сам подберет кандидатуры – вам останется только поприсутствовать на кастинге. Если же вы взялись за оргработы самостоятельно, то сначала вам нужно будет связаться со всеми кандидатами и договориться о встрече.
Делают это не позднее, чем за три месяца до планируемой даты свадьбы. Это нужно:
Как правило, при первой встрече ведущие демонстрируют свое портфолио – то есть уже сыгранные свадьбы. Обычно в запасе у каждого есть несколько вариантов программы как для классической, так и для тематической вечеринки. Если вас все устраивает – вы вносите залог и начинаете разрабатывать индивидуальный сценарий.
Тут вам понадобится предоставить достаточно объемную информацию о своих родителях, друзьях и родственниках, об их особенностях, взаимоотношениях и предпочтениях. Это нужно для того, чтобы на празднике не произошло казусных ситуаций и приглашенные не были поставлены в неловкое положение во время развлечений.
Далее проводится окончательное согласование программы и закупка необходимого инвентаря. Это делаете вы или сам ведущий по вашему согласию – стоимость в любом случае оплачивается заказчиком. На этом предварительные работы завершены. Теперь вы встретитесь накануне свадьбы, чтобы еще раз все подтвердить, а затем уже – на банкетной площадке, где только для вас будет разворачиваться веселое, трогательное и незабываемое свадебное шоу.
Оценивая все «за» и «против», нужен или нет вам тамада, задайте себе простой вопрос: а зачем, собственно, вы устраиваете свадебный праздник и зовете на него друзей и родных? Ответ один: чтобы все полюбовались на вас и запомнили надолго этот день, такой волнующий и знаменательный. Так вот, чтобы ваша свадьба действительно запомнилась гостям, да и вам тоже, как необычное и значимое событие, услуги свадебного ведущего необходимы. Просто выпить и вкусно закусить под душевные тосты вы сможете на именины. А на свадьбе все должны прочувствовать полностью торжественность и романтичность свершившегося, где-то прослезиться, где-то посмеяться, но запомнить этот далеко не рутинный банкет надолго. И поможет в этом профессионально подготовленный, опытный тамада.
Стать свадебным организатором
И ходить на праздник как на работу
Год назад Люба вышла замуж. Ей понравилось организовывать свою свадьбу, и она бросила работу юристом, чтобы стать свадебным организатором.
Я расспросил ее о карьере, работе, деньгах и трудностях.
Зачем нужен свадебный организатор
Организатор — такая «точка сборки» свадьбы. Он делает так, чтобы все нужное на свадьбу приехало, все хорошо провели время, а потом уехали по домам, а не в больницы.
Свадьба — большое событие: в нем участвуют артисты, повара и официанты, кондитеры, флористы, декораторы, водители, пиротехники, охранники, каскадеры, кареты, кони, ряженые, врачи и бойцы спецназа. Сначала нужно разыскать их, подобрать, синхронизировать, договориться о ценах, утвердить с каждым концепцию, составить общую программу и договориться с площадкой, на которой все это будет происходить. А еще нужно сделать так, чтобы все это нравилось невесте, жениху и их родителям.
Потом площадка в последний момент откажет, клоуны заболеют, кони взбрыкнут, а у кондитера собака съест товар. Тогда всю работу нужно проделать заново за два дня до свадьбы.
В день свадьбы нужно убедиться, что все приехали на нужную площадку (а не в такой же ресторан на другом конце города); проверить качество установки декораций, чтобы никого не убило; осмотреть цветы; проверить уровень дизеля в генераторе; разогнать тучи; дать нашатыря свекрови; успокоить десантника со стороны жениха и выслать вертолет за невестой, потому что в городе пробки и она никак не может выехать из дома.
Эту работу могут выполнить и сами молодожены — но тогда они берут на себя организацию большого проекта и решение проблем на месте. Не смертельно, но приятного мало. Жених весь день свадьбы раздает исполнителям конверты с гонорарами, невеста ругается с флористом, а ледяная скульптура лебедя стоит в пробке на другом конце города.
Если свадьба большая или молодожены не хотят заморачиваться, они обращаются к организатору. Он готовит свадьбу заранее и контролирует обстановку в день свадьбы. Молодожены просто приходят на праздник, а организатор координирует подрядчиков, всем платит и решает проблемы.
Рынок
Одни организаторы работают сами по себе и получают клиентов через знакомых. Другие открывают агентства, в которых работают несколько организаторов. Некоторые агентства специализируются на свадьбах, другие занимаются любыми праздниками: хоть юбилеями, хоть утренниками.
Отдельно от агентств на рынке работают подрядчики: декораторы, флористы, кондитеры, рестораны и кейтеринг, артисты и ведущие, фотографы и операторы. Есть фирмы, которые организуют логистику или просто дают в аренду транспорт. Еще есть те, кто поставляет свет и звук, организует уборку, безопасность, проводит флешмобы или профессионально занимается пиротехникой. Как правило, все эти подрядчики одновременно обслуживают весь рынок ивента: и концерты, и свадьбы, и фотосессии, и что угодно.
Одна из задач организатора — собрать вокруг себя надежных подрядчиков и быстро предъявлять их клиентам. Например, если жених должен въехать на церемонию на коне, то у организатора должен быть подрядчик, который договорится с конем.
Хороший организатор знает, кто из ведущих пьет и как сильно; какой стилист подойдет какой невесте; сколько стоят бумажные розочки у разных декораторов; к кому из фотографов идти за утонченными фотоисториями, а кто даст качественную невесту на ладошке. Организатор — это такой проводник на рынке праздников: он знает, кто сколько стоит, как с кем договариваться и кого с кем можно сочетать.
Учеба
Почти все известные агентства проводят собственные курсы свадебных организаторов. Так они делятся с новичками опытом, помогают набрать базу подрядчиков и присматривают себе кадры. Можно обойтись и без этих курсов, потому что опыт и базу можно наработать и своими силами. Дипломы и формальное образование для этой работы не нужны.
Учебные программы бывают разные: месячные, недельные и даже двухдневные интенсивы в выходные. Цена зависит от города, известности свадебного агентства и продолжительности обучения, обычно она колеблется от 20 до 45 тысяч рублей.
Люба решила не торопиться и разобраться в теме основательно, поэтому пошла на 30-дневные курсы свадебных организаторов за 30 000 рублей.
стоили курсы свадебных организаторов
Теоретические занятия шли каждый день по несколько часов. На них рассказывали, как организовать свадьбу летом, зимой или осенью; что делать, если нужно подготовить выездную регистрацию; как избежать основных ошибок и найти надежных специалистов к себе в команду. В конце всем участникам выдали готовые сценарии для разговора с клиентами и подрядчиками, а еще шаблоны договоров и других документов.
Потом началась практика в качестве помощника свадебного организатора. Люба встречала гостей, искала потерявшихся артистов, бегала с вазами для цветов, следила, чтобы официанты вовремя выносили горячее, — делала самую тяжелую работу. Все это было частью обучения, поэтому она трудилась бесплатно. Так Люба смогла увидеть процесс изнутри.
На практике Люба показала себя хорошо, и ей сразу предложили место в агентстве по аренде оборудования и свадебных площадок. На работе она ежедневно общалась с людьми, которые пытаются организовать свою свадьбу. Так ей удалось найти первых клиентов и в ее портфолио появились успешные проекты. Этого оказалось достаточно, чтобы включилось сарафанное радио.
общая сумма, которую Люба потратила на обучение
Можно было, конечно, всего этого не делать и просто начать работать самостоятельно. Но как говорит Люба, такие курсы — это еще относительно простой способ войти в индустрию. Своими силами это было бы сделать тяжелее.
Деньги
За год работы Люба провела 15 свадеб с бюджетами от 200 тысяч до 1 млн рублей. Свадьбу на миллион она готовила 6 месяцев и получила за нее 250 тысяч. Такая сумма сложилась из двух частей: гонорара от молодоженов и комиссии от подрядчиков.
заработала Люба за организацию свадьбы, общий бюджет которой — 1 млн рублей
Комиссия с подрядчиков — основа заработка организатора. Размер зависит от региона и умения вести переговоры, но в среднем это 10% от заработка подрядчика. По сути, это благодарность специалиста за то, что организатор зовет его на свои мероприятия. Конечно, клиенты могут найти подрядчиков и сами, но, не ориентируясь на рынке, легко нарваться на непрофессионалов и испортить себе праздник.
Необходимые навыки
Снаружи свадьба — это кружева, крем и рюшки. Изнутри — ярость, пот, кровь и трехэтажные маты. Вот что должно быть в сердце и голове хорошего свадебного организатора.
Организаторские способности. Считается, что работа в свадебном бизнесе для творческих людей. Люба убеждена, что организатора это касается в последнюю очередь. В первую очередь свадьба — это логистика, документы, сметы и решение проблем.
Предусмотрительность. Свадебный организатор обязан помнить обо всех мелочах и предугадывать любые форс-мажоры. Если Люба готовит свадьбу на открытом воздухе, она обязательно держит под рукой зонты, пледы и тепловые пушки. Если молодые захотят сыграть свадьбу в «красивые» даты, например 08.08.2018, она всеми силами постарается их отговорить. В такие дни площадки, фотографы и ведущие многократно задирают ценник, а в загсе творится кромешный ад.
Однажды Люба готовила свадьбу в престижном яхт-клубе. Неожиданно оказалось, что нигде поблизости нет мусорных баков и мешки просто сваливают горой на заднем дворе. Чтобы гости свадьбы случайно не набрели на такую пирамиду, Любе пришлось срочно размещать заказ на «Ю-ду» и самой платить 2000 Р за вывоз мусора.
Дисциплина и многозадачность. Обычную свадьбу без экзотических деталей опытный организатор может подготовить за неделю. На мероприятия сложнее приходится тратить несколько месяцев. Одновременно Люба ведет до пяти проектов: пока одни заказчики изучают смету, с другими она выбирает площадку, а между делом бронирует декораторов и кейтеринг для третьего проекта.
Внимание к деталям. Организатор должен лично проверить, правильно ли расставлены столы в банкетном зале, не бросается ли в глаза оборудование, одет ли диджей по дресс-коду и даже все ли лампочки горят в люстрах. Детали решают: создают ощущение праздника или тянут мероприятие на дно.
Любовь к людям. С молодоженами придется общаться в течение нескольких месяцев, внимательно выслушивая их пожелания. Скорее всего, за это время невеста успеет пару раз полностью поменять концепцию и обвинить во всем организатора. С этим нужно просто смириться: свадьба — большой стресс для молодоженов. Люба говорит, что к концу проекта клиенты становятся настолько родными, что она больше, чем гонорару, радуется их довольным улыбкам, когда они видят, что все получилось как задумано.
Крепкие нервы. Обычно в день торжества даже самый четкий план разваливается: ведущий в последнюю минуту откажется работать, артисты опоздают на три часа, а водитель автобуса напьется. Организатор должен внушать молодоженам чувство спокойствия и безопасности, даже если за сценой пьяные официанты устроили дуэль на горящих шампурах.
Минусы профессии
В профессию свадебного организатора войти легко, но так же легко в ней и разочароваться. Лучше заранее знать, с чем придется столкнуться.
Сезонность. Высокий сезон начинается в мае и длится до конца сентября. В эти месяцы свадебный организатор работает без остановки: все выходные расписаны под проведение свадеб, а в рабочие дни нужно успеть доделать последние приготовления.
Голодный месяц — ноябрь, когда уже лежит снег, но для красивой зимней свадьбы его еще мало. В этот период спасают новогодние корпоративы. В феврале и марте наступает Великий пост — многие стараются не проводить масштабных мероприятий с застольями. Обычно в это время свадебные организаторы устраивают себе отпуск и уезжают к морю.
Ответственность. Результат работы фотографа — красивые фотографии, кондитера — вкусный торт. Люба отвечает за свадьбу целиком. Если подводит фотограф или кондитер, претензии будут к организатору: ведь это она привела этих специалистов, а значит, отвечает за результат.
Пьяные гости. Правильно рассчитать необходимое количество алкоголя тоже задача свадебного организатора. Но как ни старайся, всегда найдутся гости, которые перебрали. Любе часто приходится усмирять взрослых солидных людей, которые кидаются мебелью и ломают аппаратуру.
Пьяные ВИП-гости. Свадьба — дело недешевое, и среди клиентов попадаются дети богатых и влиятельных родителей. Сами дети еще ничего, но вот с родителями и их гостями могут быть трудности. На свадьбе можно встретить пьяного сотрудника МВД, пьяного бандита и пьяного судью. Все трое, в силу статуса и служебной необходимости, могут быть вооружены.
Рутина. Красочное представление длится всего 10% рабочего времени. Остальные 90% занимает ежедневная рутина и стресс: постоянные пересчеты и оптимизация сметы, переговоры с клиентами, подрядчиками и площадками. Раньше Люба была юристом и не вылезала из зала суда, но даже тогда не работала с бумагами так много.
Ненормированный график. Чем ближе свадьба, тем больше проблем, которые нужно оперативно решать, поэтому последние недели организатор на связи с клиентами круглосуточно. В день торжества Люба уходит с площадки последней, когда демонтировали все оборудование и уехала даже уборщица. После каждого проекта она тратит несколько дней, чтобы отоспаться и прийти в себя.
Раньше, стремясь заработать побольше, Люба проводила по две свадьбы подряд, например в пятницу и субботу. Вернувшись домой в два ночи, она еще доделывала последние детали для следующего проекта. На сон оставалось два-три часа, потому что в шесть утра нужно было снова быть на площадке. В таком режиме на второй день она выглядела как выжатый лимон и ничего не соображала. Чтобы не портить репутацию, Люба решила, что на одни выходные будет брать только одну свадьбу.
Никакой стабильности. Обычная проблема фрилансера или хозяина собственного бизнеса: никогда нельзя быть уверенным, получишь ли новые заказы и сколько в итоге заработаешь.
Тамада, версия 2.0: кто и как ведет свадьбы в Москве
12 февраля – Международный день брачных агентств, а 14-го (совпадение? Не думаем!) – День всех влюбленных.
Гадание на первенца, пошловатые конкурсы, песни, пляски, а иногда и драки. Большинство московских пар сегодня всеми силами старается избежать так называемой классической русской свадьбы – которая как в «Горько!». А с чем, кроме пьяных гостей, она ассоциируется? Пожалуй, с тамадой-баянистом.
Мы пообщались с теми, кто сегодня ведет свадьбы в Москве, и выяснили, чем их работа отличается от работы тамады, могут ли гости испортить день бракосочетания и часто ли ведущему приходится регулировать конфликты.
Тимофей Бутырин
КВНщик, сценарист,
«Чем ведущий отличается от тамады? Тамада – это всякие «совковые» конкурсы типа «перекати яички», а еще баян и свадебные песни-пляски. Тамада – это такой многоплановый человек, который может и на баяне сыграть, и песню спеть, и конкурс залихватский провести. А вот ведущий не поет – он ведет. Ему достаточно только его самого и микрофона.
Ведущий, как и тамада, проводит разные конкурсы, которыми занимает гостей. Но все обходится без плоских шуток, основанных на таком, скажем, животном смехе. Тамада ведь всегда шутит ниже пояса, для него смешно – это попой сесть на шарик или апельсинку между «этими» местами зажать. Ведущий же старается избежать пошлости – причем во всех смыслах. Чтобы не вышло, как в «Горько!», короче.
Фото предоставлено Тимофеем
Программа у каждого ведущего оригинальная. Так что рассказывать о конкретных конкурсах, которые я пишу, не буду – это секрет. Но из тех, которые в разных вариациях встречаются у многих ведущих, могу привести в пример, допустим, разные битвы парней и девчонок. Еще такое бывает: аудитория делится на команды по пять человек, каждому гостю выдается по букве, потом они должны на скорость складывать слова.
Бывают тематические свадьбы – допустим, «Рыцарская» или «Мафия». Обычно такие концепции невеста придумывает сама, иногда я принимаю участие (тогда работа стоит дороже, поскольку я выступаю уже не только как ведущий, но и как сценарист). Показываю ребятам примеры конкурсов, они понимают, что я адекватный, что им нравится, потом я эти конкурсы дорабатываю, дополняю, подвязываю к тематике.
В классическом понимании я тамадой никогда не бываю: даже если меня просят провести более классическую свадьбу, с обрядами и традициями, я все равно избегаю пошлых конкурсов – они всех порядком подзадолбали. Думаю, свадьбу с настоящим тамадой сегодня можно встретить разве что где-то в провинции. Для Москвы это, скорее, редкость.
Фото предоставлено Тимофеем
Среди традиций, которые, бывает, пары хотят видеть на своей свадьбе, – это каравай (без него вообще почти никогда не обходится), продажа первого куска торта, гадание на первенца (когда гости бросают бумажки в ползунки). Думаю, за МКАДом этот список куда шире.
Впрочем, почти на каждой свадьбе, даже максимально современной, обязательно найдется такой гость, который захочет спеть романс или еще что-нибудь такое «классическое» сделать. И никак его не переубедишь. Например, на одной свадьбе ко мне подошел мужичок и сказал: «Ну-ка! А поставь мне казачью песню!» Даже тысячу рублей за нее дал! Еще бывает, под конец, когда все подвыпьют, кто-нибудь пытается (естественно, против воли молодоженов) украсть невесту. Обращаются ко мне, я помогаю, направляю, но говорю: ну, ребят, раз решили устроить кражу, придумайте сами условия выкупа, покреативьте. Выступаю в таком случае как организатор.
Фото предоставлено Тимофеем
Русская свадьба – она далеко не всегда такая, как в «Горько!». По крайней мере, в Москве я никогда не видел тамаду с баяном и конкурсами про яички. Мне кажется, их уже нет.
Самое худшее, что я видел (причем даже не как ведущий, а как гость), – это свадьба одного знакомого. Родители невесты настояли на очень классическом празднике. И у них был тамада – якобы ведущий, но на самом деле самый настоящий тамада с пошлыми и скучными конкурсами. Между делом он даже ходил по рядам и пел.
А мой коллега как-то вел свадьбу в Саранске. Пара выглядела слегка провинциально, но в целом ребята были очень адекватные. Хотели красивой свадьбы, даже концепцию придумали – «Шоколад». Невеста очень заморачивалась: поставила шоколадный фонтан, еще какие-то штуки, сказала всем, в какой цветовой гамме приходить. Но в итоге все сорвалось из-за того, что гости банально были не готовы к подобному торжеству: ожидали обычной свадьбы с тамадой и конкурсами про шарики, которые нужно задницей лопать.
Фото предоставлено Тимофеем
Когда мой друг попытался провести какие-то «шоколадные» конкурсы, все начали орать: «Э, слышь, чего ты!? Давай это… Это же свадьба! Горько!» Вот так все и пошло прахом.
Мой совет парам, которые хотят пожениться, – грамотно рассчитывать не только собственные силы, но и уровень своих будущих гостей. Фантазии нужно соразмерять с реальностью, прикидывая, сможете вы воплотить в жизнь то, что запланировали, или нет. Не в одном только в ведущем дело бывает.
Всегда нужно искать компромисс: когда ты пытаешься сделать свадьбу чисто для себя, то, как правило, на сто процентов все равно не получается».
Марина Лиса
профессиональная артистка, антитамада,
ведущая
«Тамада от ведущего, в принципе, ничем не отличается: и тот, и другой ведет мероприятие. Просто «тамада» – термин устаревший. Считается, вроде как, что это дедушка с аккордеоном или баяном, занудными речами, стихами минут на сорок. Сейчас молодежь все это не любит. Слово «ведущий» подразумевает нечто более современное.
Я сама по возрасту старше других ведущих, но на самом деле мне молодежь в подметки не годится. Как тетенька современная, я не люблю ничего нудного и старого. К тому же, я могу и петь, и танцевать, и играть. Знаете, сейчас развелось столько ведущих: бабочку с цветочком надели, микрофон в руку взяли, и все – сразу звезды. Попробовали бы они поступить в Щукинское, Щепкинское или ВГИК – их бы там на порог не пустили. Настоящий же ведущий, по-моему, должен быть профессиональным артистом – все уметь. Хотя, конечно, программа зависит от клиентов: не хотят конкурсы – я их проводить не буду, не хотят песен – петь не буду, не хотят, чтобы их с караваем встречали, – не будет им никакого каравая.
Грамотный ведущий – это чистая импровизация. С молодоженами заранее обговаривается только общая концепция праздника. Например, они говорят: не хотим ЗАГС, хотим красивую выездную регистрацию с ангелочком, оркестром, красивым фуршетом. Я подстраиваюсь, планирую. Впрочем, большинство молодоженов желают все же классической свадьбы – только без заезженных конкурсов про лопанье шариков попой. Нечто такое хорошее, интеллигентное, домашнее. Тематические свадьбы («Пиратские», «Гавайские» и прочие) я не очень люблю.
Я как ведущий, конечно, на любителя, потому что сегодня все в основном хотят, чтобы их свадьбы вели молодые мальчики. Многие думают: молодой парень – это современно, а тетя – это отстой. Но большинство этих ребят не обладает не только талантом артиста, но и талантом психолога. Мудрая женщина вложит в праздник больше души
Я доведу родителей и молодоженов тостами до слез так, что мне потом будут целовать ручки. Искренне и с чувством прочитаю маме с папой стихи, потому что сама пережила свадьбу своего ребенка. Я такие теплые слова скажу, так все это прочувствую, как ни один ведущий-мальчик никогда не сделает.
На свадьбе я могу плакать вместе с молодоженами, потому что я как мама – будто своих детей выдаю. Могу смеяться вместе с ними, могу танцевать вместе с ними. Мне ни одна свадьба не безразлична. Я забываю на работе про все: о том, что у меня болит, что происходит дома. И дарю свою энергетику и любовь людям, а они это чувствуют. Все легко и просто.
Свадьба – это не клубная тусовка, на ней много очень разных людей: от молодых до 90-летних бабушек. На всех, естественно, не угодишь. Задача ведущего – найти середину, чтобы хорошо было и тем, и тем.
У меня в голове тысячи конкурсов. Но, как правило, на одной свадьбе проводится их штук пять-семь. Краткость – сестра таланта. У меня есть интеллектуальные конкурсы – на знание чего-то, с подвохами. Есть движуха, есть креативные, в которых мы вживаемся в роли разных профессий и показываем, изображаем. Все современное, с экраном, бывают флешмобы, «Угадай мелодию». Каждый конкурс – если я не придумала его сама – я переделываю под свой вкус».
Алексей Громыко
ведущий
«Тамада – это, на самом деле, такой человек, который просто объявляет тостующих. И вообще он является, как правило, членом семьи. Это слово просто прилипло к языку, вот и все.
Конкурс – тоже не очень хорошее обозначение свадебного развлечения. Бывает конкурс красоты – это всем понятно. А то, что на свадьбе происходит, правильнее называть работой с публикой, интерактивом. Ведущему нужно выстроить праздник так, чтобы люди не скучали, были на кураже. Чтобы один так называемый конкурс перетекал в другой, речь продолжалась обрядом и так далее. Нельзя, чтобы было так: сейчас мы веселимся, а теперь нет. Свадьба должна быть одной большой шарадой, но людям при этом нужно давать и отдохнуть.
Какие я провожу конкурсы, говорить не буду – это коммерческая тайна. Но недовольных клиентов не бывает: я все делаю под конкретных людей. Пары бывают разные – так что и свадьбы неодинаковы. Нужен индивидуальный подход: я не могу каждый раз вставлять в программу некую музыкальную штуку, а потом попой лопать шарики. Так делают люди, у которых пиджаки с блестками. Вот их-то, пожалуй, и подразумевают сегодня под словом «тамада».
Когда я знакомлюсь с парой, я оцениваю, как и что они говорят. Какой у них акцент, откуда приехали. Чего хотят, что их веселит, какие шутки «заходят». Вот так и составляю представление о том, что им нужно. Знаете, есть люди, которым лопать попой шарики просто жизненно необходимо! Если этого не будет – значит, праздника не было. А есть пары, с которыми можно поговорить о творчестве Моцарта, к примеру. Для них конкурс с лопанием шариков попой будет ошибкой. Я не говорю, кстати, что подобная развлекуха – это плохо, а сравнивать творчество Баха и Моцарта в австрийских реалиях – это то, что надо. Просто задача ведущего – понять, что конкретным людям нужно. Ведь в большинстве случаев сами они этого сформулировать не могут.
У меня были разные клиенты, и на свадьбах разное бывало. Вообще, составлять для свадьбы подробный сценарий – занятие неблагодарное. Конечно, план обсуждается с молодыми, но очень часто, когда вы приходите на свадьбу, приходится действовать спонтанно. Дело в том, что до ресторана ведь была прогулка, на которой, возможно, что-то такое произошло, что поменяло состояние людей.
Как-то раз я ждал молодых у ресторана. Выходят из машины – и оказывается, что они уже повздорили, жених тут же начинает прикладывать рукой своего брата (ну или еще кого-то). Вроде кто-то что-то не то сказал про невесту. У меня подготовлен какой-то веселый сценарий, а тут вдруг начинается такой мрачный замес.
Выход есть из любой ситуации: подрядил людей, мы их разняли, я перевел все в шутку. Мы тут же начали организовывать активные игры, чтобы люди выплеснули адреналин. У них ведь глаза горели – в таком состоянии за стол сажать было бы ошибкой. Потом, конечно, сели, все более-менее сгладилось. Не могу сказать, что на сто процентов – кровь есть кровь, – но все же ситуация наладилась.
Кстати, те люди были вовсе не из разряда «лопать шарики попой», жених казался абсолютно адекватным, достойно себя вел потом всю свадьбу. Может, просто перенервничал, вот и начал месить. Его тоже можно понять: какая свадьба без драки?
Тут, кстати, нужно оговориться: то, что русская свадьба всегда бывает с дракой, – это миф. На самом деле это, скорее, исключение, чем правило. Из ста свадеб, может, раза два-три такое произойдет, не больше.
Что касается обрядов, традиций, то в этом отношении я тоже много повидал. Просят устроить благословение матери с использованием икон, гадание на первенца в разных формах, битье посуды. Продажа торта бывает разная: кто-то отдает кусок родителям и все, кто-то реально устраивает аукцион. Наверное, это от финансового благополучия семьи зависит. Бросание букета, подвязки – вообще обязательная штука (видимо, все посмотрели западные фильмы, вот и устаканилось в сознании). Еще бывает первый танец молодых, в основном его хотят невесты. Жених такой: «Блин, ну может, не надо?». А невеста не отступает: у нее учитель танцев уже заряжен, на телефоне висит, музыка подобрана, платье с разрезом купила, чтобы все получилось. Бывает, невесту крадут – тоже традиция в разных вариациях.
Классическую свадьбу хотят не все, но «современников» и «классиков» среди пар примерно поровну. Кстати, всегда надо понимать, что свадьба – это праздник не для двоих. Она, по сути, для гостей. Те, кто хочет свадьбу для себя, уезжают на Гоа.
Даже если вы сами очень хотите все осовременить, имейте в виду, что ваши родители, вероятно, этого не хотят. Они речь готовили. Что им, слово теперь не предоставить? Нужно находить баланс. Например, можно переосмыслить обряды так, чтобы получилось и вашим, и нашим. Допустим, до гадания на первенца ввернуть какую-нибудь шутку, связанную с этим делом, а потом уже все сделать так, как хотят родители. Нужно оценивать гостей».
Елена Юрина
экс-тамада
«Тамада – это человек, который использует в своей работе много реквизита – костюмы, в которые наряжает гостей, разные подручные средства для проведения конкурсов. Еще тамада почти наверняка играет на баяне. И, конечно, никогда не меняется: как развлекал гостей двадцать лет назад пошлыми шутками, так и сейчас развлекает.
Ведущему же для того, чтобы провести праздник, достаточно микрофона. Кроме того, он постоянно обучается, ездит на мастер-классы, развивается. Я не говорю, что тамада – это плохо, а ведущий – это хорошо, просто у каждого своя публика.
Когда я только начинала вести свадьбы, я сама была настоящей тамадой. В ту пору даже слова такого не было – «ведущий». По крайней мере, в том городе, где я жила, – точно. Я таскала с собой баулы с костюмами и прочим реквизитом и была уверена, что по-другому просто и быть не может.
Однажды мой диджей, а он был взрослый и мудрый мужчина, спросил: «А ты смогла бы работать без своих тряпок?» Я обалдела: это ведь был гвоздь программы, то, за что меня покупали! Но фраза зацепила, я задумалась. Правда: смогла бы.
Через несколько лет, когда я уже начала выезжать из города, посещать разные семинары, я действительно выросла из всех тех тряпок: мне перестало быть интересно в таком образе, я уже не видела в нем изюминки. Я поняла, что праздник не в этом.
Как-то раз меня позвала провести праздник компания, с которой мы гуляли лет пять назад, когда у меня еще были костюмы и баулы. Я пришла к ним: у меня в зале проектор, на экране – свадебный репортаж для молодоженов, я провожу интеллигентные конкурсы. А люди, представьте себе, остались недовольны! Им нужна была тетка с баулами, которой я перестала быть. Теперь ко мне идут новые люди, я работаю для другой публики.
Думаю, сегодня классический тамада востребован только на периферии, в маленьких городках, в области. Там это развито.
Я знаю один форум, где общаются именно не ведущие, а те, классические, кто с баяном, с реквизитом. Одна тамада написала там историю о том, как ее пригласили в Москву на свадьбу гостем. Свадьбу вел молодой мальчик, у которого, естественно, не было никакого реквизита и пошлых шуток. Ее закидали вопросами: «Таня, скажи! Ну как это было? Это было отвратительно? Это было ужасно?» А она была в шоке и, видимо, с удивлением для самой себя ответила: «Да я не могу сказать, что было плохо. Мне понравилось, что нас не напрягали, не мучили, не дергали. Я могла пообщаться с родственниками, которых давно не видела». Эта женщина писала, что чувствовала себя на той свадьбе легко и свободно. При этом не скучала: ей было интересно.
Она описывала разные лайтовые моменты, которыми ведущие сегодня развлекают гостей на свадьбе. Из того, что она приводила в пример, я тоже многое использую в своей работе. Все на форуме возмутились, начали писать: «О, ну конечно, вот мы-то пашем, а он просто вышел и все, даже не напрягся!» А я теперь уверена, что праздники нужно вести именно так: не напрягая и не напрягаясь.
Раньше я покупала свадебные программы на семинарах у сценаристов. А недавно посетила тренинг «Конструктор конкурсов», на котором преподали специальную методику по сочинению конкурсов. Так что теперь могу сама программу набросать.
Среди конкурсов, которые я провожу, – это, например, флешмоб для девушек. Я задаю вопрос «Какой самый короткий путь к сердцу мужчины?», получаю привычный ответ «Через желудок», а затем мы в шуточной форме заучиваем танец. Мы «рубим салат», «режем бутерброды», «выносим холодец» и так далее. Получается красиво.
На следующей неделе я еду в Волгоград на слет ведущих. Будут выступать представители лучших агентств Москвы. Поделятся своими наработками. Я стараюсь хотя бы раз в год вкладывать деньги в такие вещи.
Я – женщина-ведущий и не очень себе представляю, как может быть по-другому. У меня бывают даже клиенты, которым принципиально, чтобы их свадьбу вела женщина. А в городе, где я жила раньше (там живет чуть меньше чем полмиллиона людей), вообще все, кто работает тамадой, – женщины. Я позиционирую себя как добрая хозяйка, к которой пришли гости. Во главе угла – молодожены, которым я помогаю веселиться. Но сама как гвоздь программы не выступаю. Я повар, который помогает подготовить праздник».