Чем можно заменить свидетельство о рождении
Как получить повторное свидетельство о рождении (дубликат)?
Адвокат Антонов А.П.
Повторное свидетельство о рождении можно получить, если вы потеряли, испортили или заламинировали свидетельство о рождении, а также если бланк изветшал, текст и (или) печать органа ЗАГС на нем стали нечитаемыми (п. 1 ст. 9 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).
Чтобы получить повторное свидетельство о рождении (далее также — дубликат свидетельства), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Определите, относитесь ли вы к лицам, имеющим право на получение дубликата свидетельства
За получением повторного свидетельства о рождении могут обратиться, в частности, следующие лица (п. 2 ст. 9 Закона N 143-ФЗ):
1)лицо, в отношении которого была составлена запись о рождении;
2)родственник (иное заинтересованное лицо) — в случае смерти лица, в отношении которого была составлена запись о рождении;
3)родители (лица, их заменяющие) — в случае получения дубликата свидетельства о рождении ребенка, не достигшего ко дню выдачи повторного свидетельства 18 лет (если ребенок достиг совершеннолетия, его родителям (одному из них) выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка);
4)опекуны лиц, признанных недееспособными;
5)иные лица — при предоставлении нотариально удостоверенной доверенности от лица, имеющего право на получение дубликата свидетельства.
Повторное свидетельство о рождении не выдается родителям (одному из них) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. По их просьбе им выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка (п. 3 ст. 9 Закона N 143-ФЗ; п. 46 Административного регламента, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2018 N 307).
Шаг 3. Обратитесь с документами в орган ЗАГС и получите дубликат свидетельства
За получением дубликата свидетельства вам необходимо обратиться в орган ЗАГС по месту вашего жительства или пребывания. Если вы обращаетесь в орган ЗАГС по месту хранения записи акта гражданского состояния на бумажном носителе лично, дубликат свидетельства выдается в день обращения (п. п. 1, 4 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
Подать заявление в орган ЗАГС можно лично, по почте, а в некоторых субъектах РФ — через МФЦ либо в форме электронного документа через Интернет (включая Единый портал госуслуг) (п. п. 4, 5 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
Следует учесть, что при направлении заявления по почте, через МФЦ или Интернет получение дубликата свидетельства займет большее время по сравнению с личным обращением в орган ЗАГС.
За выдачу дубликата потребуется уплатить госпошлину (ст. 10 Закона N 143-ФЗ; пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ; п. 51 Административного регламента N 307).
Справка. Размер госпошлины
За выдачу повторного свидетельства уплачивается госпошлина в размере 350 руб. Право на освобождение от уплаты госпошлины имеют, в частности, Герои РФ (ст. 10 Закона N 143-ФЗ; пп. 11 п. 1 ст. 333.25, пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ).
При получении повторного свидетельства вы должны предъявить документ, удостоверяющий личность, и указанные выше документы, подтверждающие ваше право на получение повторного свидетельства (п. 7 ст. 9 Закона N 143-ФЗ).
На бланке повторного свидетельства будет сделана отметка, что свидетельство повторное (п. 21 Приложения N 2 к Приказу Минюста России от 13.08.2018 N 167).
Если вас известили об отсутствии записи акта о рождении (например, в связи с утратой архивного фонда органа ЗАГС вследствие пожара), вы вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта госрегистрации рождения. Решение суда, которым будет установлен данный факт, является основанием для восстановления записи и выдачи свидетельства о рождении (п. 3 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ; п. п. 2 — 4 ст. 74 Закона N 143-ФЗ; пп. 2 п. 10, пп. 3 п. 80 Административного регламента N 307; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 16).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Как поменять написание фамилии в свидетельстве о рождении?
Согласно п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Закон об актах гражданского состояния) государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона об актах гражданского состояния для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
Согласно п. 4 ст. 7 Закона об актах гражданского состояния записи актов гражданского состояния на бумажных носителях (по каждому типу записей актов гражданского состояния отдельно), составленные в пределах года, собираются в хронологическом порядке в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (актовую книгу).
Согласно п. 1 ст. 8 Закона об актах гражданского состояния свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
Согласно п. 1 ст. 69 Закона об актах гражданского состояния внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния при наличии оснований, предусмотренных п. 2 этой статьи, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.
Согласно абз. 11 п. 2 ст. 69 Закона об актах гражданского состояния основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных ст. 70 данного закона.
Согласно ст. 70 Закона об актах гражданского состояния заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом записи актов гражданского состояния в случае, если:
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 71 Закона об актах гражданского состояния заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению.
По общему правилу, имя гражданина (фамилия, имя, отчество), указанное в документах, отличающееся от имени, содержащегося в актовой книге, и выданном на ее основании свидетельстве о рождении, – содержит ошибку.
Судя по описанной в вопросе ситуации, ошибка допущена не в свидетельстве о рождении, а во всех прочих документах, которые должны были соответствовать имени, указанному в свидетельстве о рождении, которое выдается на основании медицинской справки из роддома. Поэтому в загсе вправе отказать в перемене фамилии. В связи с этим придется доказывать, что фамилии родителей, братьев и сестер содержат букву «ё» – «Меркачёва» – и только у автора вопроса такой буквы нет, что является ошибкой, допущенной либо при оформлении справки в роддоме, либо при оформлении свидетельства о рождении. Для установления правильности написания фамилии в загсе должны проверить, каким образом записана фамилия в самой актовой книге. Если в ней, как и в справке из роддома, – «Меркачёва», а в свидетельстве о рождении – «Меркачева», то по заключению органа загс будет выдано новое свидетельство о рождении. Если и в актовой книге, как и в справке из роддома и в свидетельстве о рождении, – «Меркачева», то придется идти в суд и, как я уже говорил, доказывать, что написание фамилии не прихоть, а исправление ошибки, поскольку фамилии родителей, братьев и сестер содержат букву «ё» – «Меркачёва».
Ссылка на фамилию «Меркачёва» в паспорте и в документах на детей основанием для смены фамилии в органах загса не является, поскольку все документы, выданные после свидетельства о рождении, – производные, и должны соответствовать первичной записи в Книге записей актов гражданского состояния.
Где и как получить свидетельство о рождении ребенка?
Свидетельство о рождении является официальным бланком, удостоверяющим личность несовершеннолетнего гражданина в возрасте до 14 лет.
Однако и после достижения указанного возраста этот документ будет подтверждать юридически значимые обстоятельства — факт родственных отношений, дату и место появления на свет.
Порядок получения свидетельства о рождении
Ввиду недееспособности малолетнего гражданина обязанность получения и хранения этого документа возлагается на его родителей. Процедура проходит через несколько этапов:
Чтобы оформить свидетельство о рождении ребенка не нужно оплачивать госпошлину, этот документ выдается безвозмездно.
Для оформления необходимы паспорта матери и отца (либо одного из них), свидетельство о заключении брака (при наличии), медсправка.
Если семейные отношения между отцом и матерью официально не зарегистрированы, одновременно может быть оформлена бумага об усыновлении.
Как восстановить свидетельство о рождении?
При уничтожении, повреждении или утрате бланка его можно восстановить, обратившись в ЗАГС. Поскольку первичный бланк утрачивает свое юридическое значение, гражданам будет выдан дубликат свидетельства. Для восстановления документа нужно выполнить следующие действия:
Дубликат свидетельства будет выдан в день обращения только в случае, если заявление подано в отдел ЗАГС, где был зарегистрирован факт рождения. Если заявление подается через иное территориальное подразделение ЗАГСа, процедура затянется на время пересылки готового бланка.
Необходимо предоставить паспорта родителей, свидетельство о браке или о разводе, квитанцию об уплате госпошлины. При отсутствии у них семейных отношений заявитель должен представить документ об усыновлении.
Где и как оформляется свидетельство о рождении ребенка?
Об этом сказано в ст. 15 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143-ФЗ. Бумагу о рождении ребенка можно получить:
Если возникает возможность выбора отдела ЗАГСа для регистрации факта рождения, самостоятельное решение будут принимать родители.
Бланк заполняют должностные лица ЗАГСа в течение часа после поступления заявления от родителей.
Форма утверждена на законодательном уровне, а подделка свидетельства влечет уголовную ответственность. На восстановленном документе проставляется отметка «дубликат», при этом исходное свидетельство сразу утрачивает силу.
Возможные проблемы при получении свидетельства о рождении
Хотя в большинстве случаев получение этого документа не вызывает сложностей, выделим потенциальные проблемы, которые могут возникнуть у граждан:
Сделать свидетельство о рождении родители должны в течение первого месяца жизни ребенка, однако за нарушение этого срока законодательных санкций не предусмотрено.
Как сменить фамилию, имя или отчество ребенку
1. В каких случаях можно сменить имя ребенку?
Ребенку младше 14 лет можно сменить имя или фамилию (но не отчество). Сделать это могут только родители с согласия органов опеки и попечительства. Опекуны или приемные родители таким правом не обладают. При этом свидетельство о перемене имени не выдается, выдается только новое свидетельство о рождении с внесенными изменениями.
Ребенок старше 14 лет может сменить имя, фамилию или отчество самостоятельно, если он признан полностью дееспособным, или с согласия родителей или других законных представителей. При этом выдается свидетельство о перемене имени. Изменения в свидетельство о рождении вносятся по желанию.
Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если фамилии у матери и отца разные, по соглашению родителей ребенку присваивают фамилию отца, фамилию матери или двойную фамилию, образованную посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности. Нельзя изменять эту последовательность при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.
В имени ребенка родителям запрещено использовать цифры, буквенно-цифровые обозначения, числительные, символы и не являющиеся буквами знаки, за исключением знака «дефис», или их любую комбинацию, а также нельзя использовать бранные слова, указания на ранги, должности, титулы.
2. Как получить согласие органов опеки?
Согласие органов опеки для перемены имени ребенку, не достигшему 14 лет, выдается только при согласии обоих родителей или одинокого родителя. Если ребенок старше 10 лет, потребуется и его согласие.
Исчерпывающего списка документов, которые могут потребовать в органах опеки и попечительства, нет. Но у вас могут попросить:
Если вы хотите, чтобы орган опеки и попечительства принял решение о смене фамилии ребенка без учета мнения одного из родителей, то вам, скорее всего, потребуется представить один из следующих документов:
Если разрешение органов опеки и попечительства будет получено, вы сможете обратиться в загс для регистрации изменения имени ребенка.
3. Какие нужны документы для смены имени ребенку?
Если ребенок старше 14 лет, но еще не признан полностью дееспособным, также понадобятся:
Свидетельства (справки), выданные органами ЗАГС Москвы, не нужно предоставлять во время регистрации перемены имени, если в них не будут вноситься изменения и если они:
Исключение составляет свидетельство о рождении — для перемены имени его нужно предоставить.
4. Куда подавать документы?
Обратитесь в орган ЗАГС по месту жительства родителей (если ребенок младше 14 лет), по месту жительства ребенка или по месту регистрации его рождения. Стандартный срок рассмотрения заявления — один месяц со дня подачи, иногда его могут увеличить до трех.
Если у сотрудников органа ЗАГС не возникнет вопросов относительно ваших документов, вас вызовут для регистрации перемены имени, выдачи свидетельства о перемене имени и повторного свидетельства о рождении. Сама регистрации перемены имени займет не более 60 минут. Заявление можно подать только лично в органе ЗАГС.
5. Какие нужно будет поменять документы?
После того как вы получите свидетельство о перемене имени и повторное свидетельство о рождении ребенка, вам придется заменить и другие его документы:
Все эти документы можно оформить в любом центре госуслуг «Мои документы» одним пакетом. Более подробную информацию об оформлении документов одним пакетом можно получить по телефону Единой справочной службы Москвы: +7 (495) 777-77-77.
В документы, выданные за границей, изменения не вносятся. Принадлежность таких документов подтверждается свидетельством о перемене имени.
О перемене имени ребенка необходимо оповестить школу и поликлинику. Не забудьте также сообщить об изменении ФИО ребенка ТСЖ или управляющей компании, Городскому центру жилищных субсидий (если получаете субсидии), Департаменту труда и социальной защиты населения (если получаете выплаты), Департаменту городского имущества (если ожидаете своей очереди на улучшение жилищных условий).
Эксперт объяснила, как оформить документы и маткапитал на новорожденного
Рождение ребенка — событие радостное, но влекущее за собой массу разных хлопот. Родителей ожидают не только радости отцовства и материнства, но и огромное количество бумажной волокиты, связанной с оформлением прихода в мир нового гражданина Российской Федерации. Инструкции на сайте Госуслуг, призванные внести ясность в этот вопрос, порой лишь вгоняют в панику неподготовленных пап и мам — именно поэтому ФАН обратился за советом к председателю правления Общероссийской общественной организации поддержки материнства и детства «Совет Матерей» Татьяне Буцкой. В интервью для нашего издания она назвала обязательные шаги, которые должны предпринять родители в первые недели после рождения ребенка.
Свидетельство о рождении
— Татьяна Викторовна, давайте начнем с самого первого документа, который выдается человеку — свидетельства о рождении. Где его можно получить?
— Иногда прямо в роддоме. При некоторых перинатальных центрах существуют своеобразные филиалы ЗАГСов, в которых можно оформить документы на ребенка. Самое главное для вас в таком случае — это заранее выбрать имя. А поскольку зачастую это большая проблема для родителей, им приходится забирать малыша без документа, чтобы потом потратить кучу времени на его оформление уже в самом ЗАГСе.
Кстати, одним из моих предложений было позволить ЗАГСам при роддомах регистрировать не только новорожденных, но еще и их родителей в качестве мужа и жены, поскольку очень часто случается так, что люди обзаводятся детьми, так и не оформив супружеские отношения. Откладывают до последнего, как это водится. Ну, а с появлением ребенка — чего уж дальше думать и затягивать?
Семья, конечно, становится крепче с появлением печати в паспорте. Кроме того, многие выплаты на ребенка получить намного проще, когда его папа и мама приходятся друг другу мужем и женой. Немногие, кстати, знают, что в противном случае отцу придется усыновлять свое чадо — а это довольно малоприятный момент для мужчины.
Вообще, свидетельство о рождении можно получить не только в ЗАГСе, но и в МФЦ, а также на портале Госуслуг. Для оформления необходимо предоставить паспорта обоих родителей (если мать замужем, в противном случае должен прилагаться еще и документ об установлении отцовства), свидетельство о браке (либо свидетельство о разводе, если малыш родился не позднее 300 дней после расторжения брака) и справка о рождении ребенка, выданная в роддоме.
Материнский капитал
— Один из самых часто задаваемых вопросов среди будущих родителей касается процедуры получения материнского капитала. Как им обзавестись?
— Сейчас распространена практика проактивной выдачи сертификатов на маткапитал. Иными словами, вам никуда не надо специально идти с документами, чтобы подтвердить появление ребенка в вашей семье. Как только малыш рождается, информация об этом поступает соответствующие органы, которые впоследствии должны уведомить вас о предоставленном праве на материнский капитал.
Сайт Госуслуг вскоре запустит так называемые «суперсервисы» (они реально суперские!) по самым разным жизненным ситуациям. Среди них будет жизненная ситуация «Рождение ребенка» — и как только малыш появится на свет, на него сразу будут оформлены электронное свидетельство о рождении, электронный СНИЛС, его мать сможет в онлайн-формате осуществить регистрацию малыша по месту жительства и получить свой «капитал». Кроме того, на ее телефон тут же будет приходить СМС с вопросом о том, куда именно государство должно перечислить ей 18 тысяч рублей — единовременное пособие при рождении ребенка.
Вам даже не надо будет никуда ходить! И документы, и деньги на ребенка родители будут получать автоматически. Вся эта сказочная история ожидает нашу страну со дня на день — по крайней мере, так обещают в Министерстве труда и социального развития РФ.
Регистрация по месту жительства
— А что насчет регистрации ребенка по месту жительства? Как решается этот вопрос?
— Малыш должен проживать с родителями. Соответственно, и зарегистрирован он должен быть вместе с ними по одному адресу. Ну или по адресу прописки папы или мамы, если по документам они живут в разных местах. К выбору регистрации нужно подойти ответственно, поскольку семья будет получать поддержку именно от того региона, в котором она прописала своего ребенка. Напомню, что ее размер может сильно разниться в зависимости от того или иного субъекта РФ.
Эти региональные маткапиталы бывают очень крутыми: и 100, и даже 150 тысяч рублей. Так что вопросом действительно следует заняться серьезно и хорошенько повыбирать, если есть такая возможность.
Регистрацию можно также оформить на сайте Госуслуг, в МФЦ или в МВД. Необходимо будет предъявить: заявление, паспорта родителей и свидетельство о рождении ребенка.
— Вы сказали, что в каждом регионе свои «материнские сертификаты», которые выдаются в дополнение в общефедеральным. Давайте возьмем усредненный вариант — не столицу, но и не провинцию — город Санкт-Петербург. Как решается вопрос поддержки семей там?
— Советую зайти на сайт «времярожать.рф» — там есть целый мотиватор, в котором все конкретно рассчитано. Откройте его, напишите о вашей жизненной ситуации и о том, какой по счету ребенок появится в вашей семье (от этого много зависит) — все суммы вам тут же «вылетят». Думаю, что Санкт-Петербург у нас в «топе».
Именно там власти придумали так называемую «детскую карту». Город перечисляет на нее деньги, но потратить вы можете их только в специализированных торговых сетях, занимающихся продажей товаров для малышей.
К слову, некоторые субъекты федерации дополнительно выделяют папам и мамам своеобразную «гуманитарную помощь» на детей, вроде бесплатных молочных смесей. Что же касается витаминов, то их прописывают в рамках территориальных программ госгарантий по полису ОМС как беременным, так и детям до трех лет.
Полис ОМС и СНИЛС
— А что с полисом обязательного медицинского страхования? Как и в какой срок его нужно оформить?
Все! Все документы на ребенка собраны.
Вопросы декретного отпуска
— Для некоторых женщин, решивших совмещать материнство с заработком, остро стоит следующий вопрос: можно ли, работая по совместительству на двух должностях, по одной уйти в декрет и получать пособие, а по второй не уходить в отпуск по уходу за ребенком, чтобы дополнительно еще получать зарплату.
— Да, такая возможность действительно есть. Никто не будет лишать мать положенного ей по закону пособия, если она нуждается в дополнительных деньгах и вынуждена работать. При этом надо помнить, что женщина может осуществлять трудовую функцию по совместительству, но неполный рабочий день, иначе она лишиться права получать пособие.
— А если женщина решила выйти из отпуска по уходу за ребенком, то может ли она потом поменять свое мнение и снова «вернуться» в декрет? Или обратного пути для нее уже не будет?
— Я специально проконсультировалась по этому поводу с нашим юристом — да, мать может временно уходить из декрета в случае необходимости, и потом возвращаться в него.
— Татьяна Викторовна, благодарю вас за обстоятельные советы! Уверен, многим будущим мамам они пригодятся.