Чем объединены все предложения текста 5 класс

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Текст. Тема и основная мысль текста

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью.

Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.

1. Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.10-13.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вам известно, что текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью. Все предложения выражают развёрнутую мысль.

У текста есть определённые признаки. Прочитаем стихотворение Владимира Орлова «Живой букварь» и подумаем, почему перед нами текст.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Пчёлы в поле и в саду

И к тому же в их труде

Всё по справедливости.

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Все предложения в этом стихотворении объединены общей темой (темой дружбы); раскрывают определённую идею (у природы мы учимся терпению, труду, правдивости, чистоте, доброте, бескорыстности и настоящей крепкой дружбе); предложения расположены в определённой последовательности и связаны между собой (например, первое предложение связано с остальными изменением формы слова учитучат, однокоренными словами учитобучает).

Рассмотрим подробнее основную мысль текста (идею). Владимир Орлов объясняет нам, что учиться дружбе нужно у природы, настоящая дружба ничего не требует взамен, то есть бескорыстна, она должна быть чистой, доброй, справедливой. Именно этому нас учит природа: все деревья и весь большой лесной народ.

Проведем лингвистический эксперимент для проверки последовательности и связности предложений. Переставим местами первые два предложения стихотворения:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

В этих строках потерялся смысл. Следовательно, предложения в тексте действительно расположены в определённом порядке и связаны языковыми средствами.

Текст может быть большого объёма. В тексте бывает несколько тем. Чтобы раскрыть тему, используют подтемы (по ним мы можем составить план текста). В каждой подтеме есть ключевые слова и предложения, которые являются основными для раскрытия темы (они содержат главную информацию). Остальные предложения (относятся к второстепенной информации) уточняют, поясняют и конкретизируют тему.

Текст бывает не только письменным, но и устным. Строить любое высказывание нужно с учётом основных признаков текста:

При написании изложения и сочинения необходимо опираться на план текста. План помогает структурировать мысль и не позволит отойти от темы.

В подробном изложении необходимо воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, последовательно, раскрыть тему так, как это сделал автор, по возможности сохранив языковые особенности текста. Если план составлен хорошо, то он отражает основное содержание текста, помогает сохранить его последовательность; по удачно составленному плану ясно, о чём пойдет речь в тексте, какова тема высказывания.

Составим план по рассказу Михаила Пришвина «Берестяная трубочка».

«Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой».

В начале текста Пришвин сообщает об удивительной берестяной трубочке, но сразу не говорит почему. Речь идёт об обычной сухой берестяной трубочке, каких много на берёзах. Рассказчику интересно, «нет ли чего в такой трубочке».

Во второй части, которая разделена на два абзаца, писатель размышляет, каким образом орех попал в трубочку, поскольку «возле берёзы не было орешника» (сначала предполагает, что это белка, потом догадывается, что это птица ореховка).

В третьей части сообщается о ещё одном открытии, изумившем писателя: «в этой трубочке поселился – кто бы мог подумать! – паучишко».

По составленному плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в изложении, кто действующие лица этой истории, а также узнать, что будет еще одно открытие, связанное с берестяной трубочкой.

Теоретический материал для углубленного изучения

Тему текста необходимо отличать от сюжета. Сюжет – это событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание художественного произведения. Вы, вероятно, слышали такие связанные с этим понятием выражения, как «остросюжетный фильм», «видеосюжеты», «сюжетные картинки».

То, что мы можем пересказать, – это сюжет. Изложение текста – это и есть пересказ порядка событий в том виде, в котором они описаны в художественном произведении.

Тема – это предмет изображения, отправная точка создания любого произведения. Например, тема дружбы, тема предательства, тема счастья. Темы есть в параграфах учебника, сочинения пишутся тоже на определённую тему, есть тема рисунка, тема выступления и так далее.

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

Основная мысль – это…

а) предмет речи; то, о чём говорится в тексте;

б) главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить;

в) несколько предложений, объединённых по смыслу.

Разбор задания. Вспоминаем, что основная мысль – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить. Ответ: Б.

Разбор задания. Внимательно читаем первую строчку. Находим связность – один из признаков текста. Затем внимательно читаем вторую строчку. Последовательность – второй спрятанный признак текста.

Источник

Как строится текст. Презентация по русскому языку (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть фото Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть картинку Чем объединены все предложения текста 5 класс. Картинка про Чем объединены все предложения текста 5 класс. Фото Чем объединены все предложения текста 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Работа Кочановой В.В.,учителя
МОУ «Зимстанская сош»,
п. Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми
Как строится текст

Описание слайда:

I. Все предложения текста объединены темой и основной мыслью.

II. Содержание текста и его построение представляют собой единое целое. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы — начало и конец.
III. Текст обычно разделён на части, которые называются абзацами. Все предложения в абзаце связаны по смыслу. Каждый абзац начинается с красной строки и содержит определённую мысль — микротему.
IV. Очень часто у текста есть заголовок, но его может и не быть. Заголовок выражает обычно тему или основную мысль текста. Заголовок — одно из важных средств связи предложений в тексте
Тема — то, о чём говорится в этом тексте.
Основная (главная) мысль — то, что хотел сказать нам автор, ради чего этот текст написан.

Описание слайда:

Прочитайте басню И.Крылова «Стрекоза и Муравей». Её заголовок отражает тему басни. Придумайте и запишите своё название, в котором бы выразилась основная мысль этой басни.
Упражнение 43.

Описание слайда:

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

Описание слайда:

44. Прочитайте текст из электронной энциклопедии «Кругосвет».
Интернет – Всемирная компьютерная сеть, которая объединяет миллионы компьютеров в единую информационную систему.
Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации.
Интернет стал неотделимой частью современной цивилизации. Стремительно врываясь в сферы образования, связи, услуг, он порождает новые формы общения и обучения. Интернет давно стал привычным и удобным спутником жизни.
2. Сколько микротем в этом тексте? Как они выделены?
3. Владеете ли вы компьютером? Умеете ли пользоваться Интернетом? Напишите небольшое сочинение «Интернет – наш помощник».

Описание слайда:

Знаете ли вы что…
Электронные библиотеки – современные хранилища текстовой информации. Развитие Интернета и мультимедийных технологий привело к возникновению электронных информационных коллекций, которые стали технической основой библиотек будущего.

Описание слайда:

Старый знакомый
Я познакомился с дятлом. Шёл по тихой тропинке и вдруг услышал стук. На засохшей вершине сидел дятел и разбивал шишку. Прикрываясь толстой соседней сосной, я подкрался и, осторожно высунувшись, прицелился в него фоторужьём.
Дятел деловито стучал. Иногда он переворачивал шишку, отдыхал или перебирал пёрышки на спине. На затылке у него было красное пятнышко.
Каждую осень я приходил по тихой тропинке к сухой сосне и встречал на ней знакомого дятла и говорил ему: «Здравствуй, дятел, я рад, что ты ещё жив!».
На сосне у него «кузница», и он разбивает на ней шишки.
Он не очень меня боится и позволяет себя снимать.

45. 1. Прочитайте текст. Назовите его тему. Как вы её определили? Что раскрывает заголовок – тему или основную мысль?
2. Прочитайте выделенное предложение. Можно ли так назвать этот текст? Что будет отражать такой заголовок?

Описание слайда:

46. 1. всегда ли можно по заглавию текста определить, о чём он, каково его содержание? Объясните вашу точку зрения.
2. Что отражает заголовок текста – тему или основную мысль? Соответствует ли заголо-вок содержанию текста? Какие вопросы помогают определить тему и основную мысль текста?
3. Какова тема этого текста? В чём состоит его основная мысль? Как бы вы назвали этот текст?

Описание слайда:

Признаки текста
У текста есть заглавие.
В заглавии прямо или косвенно отражена тема или главная мысль, иногда и то и другое вместе.
В тексте всегда есть начало.
Тема и главная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он делится на части: начало, основная часть, заключение (конец текста)
Все части связаны по смыслу и структурно (по строению)
Для текста характерна композиционная завершённость: конец перекликается с заглавием, значит тема и основная мысль раскрыты.

Описание слайда:

III. Текст обычно разделён на части, которые называются абзацами. Все предложения
в абзаце связаны по смыслу. Каждый абзац начинается с красной строки и содержит
определённую мысль – микротему.
Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне
находитесь вы?
Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком.
Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

IV. Очень часто у текста есть заголовок, но его может и не быть. Заголовок выражает
обычно тему или основную мысль текста. Заголовок – одно из важнейших средств связи предложений в тексте.

Описание слайда:

Домашнее задание.
По выбору:
1)Упражнение 47.
2) Упражнение 43.

Источник

«Текст. Тема текста»5 класс урок русского языка

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС «Текст. Тема текста»

Цель деятельности учителя

Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста

Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию

Развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, моти­вацию к обучению.

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные : знать понятия «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике

Метапредметные : способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014

Основные требования к ЗУН обучающихся

Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема

Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

1) Организационный этап.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

Усердно будем мы трудиться, чтобы чему-то научиться.

При разговоре не перебивай собеседника.

Того, кто говорит, нужно поддерживать добрым взглядом.

Если говорящий ошибся или о чем-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним.

Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.

Говорим всегда на выдохе: четко, ясно и неторопливо.

Готовятся к уроку. Настраиваются на работу.

1 обучающийся выразительно читает ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

2) Актуализация знаний.

Видеофрагмент «Трое из Простоквашино»

— Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

— Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

— Вы обладаете такими качествами?

И конечно же не забываем и соблюдаем правила общения.

Сегодня у нас урок развития речи.

Каждый человек, говорящий и пишущий на русском языке, должен уметь выражать свои мысли грамотно.

Давайте вспомним отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино», где родители получают письмо дяди Федора.

— Почему родители не поняли послания сына?

Отвечают на вопросы

Приходят к выводу, что текст должен создаваться по определенным правилам

Вывод: текст не получился

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А какими же признаками обладает текст? Именно об этом мы сегодня на уроке и поговорим

Слово ТЕКСТ заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает «ткань, единство»(т.е. словесное единство).

— А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом?

-Тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое текст? Каковы признаки текста? Как определить тему текста?)

— Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

Отвечают на вопросы

Вывод об актуальности знаний

Научиться самим создавать тексты.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Задание 1: Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.

С.34 определение ТЕКСТ

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Работа с учебником

Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое.

— Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

— Какой заголовок подходит нашему тексту?

В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.

Записывают опорную схему

5) Первичная проверка понимания

Мотор осёкся и замолчал.

Самолёт, стремительно понёсся вниз.

Падая, самолёт задел верхушки сосен.

Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части.

Но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкую вековую ель, он соскользнул в глубокий сугроб.

Это спасло ему жизнь.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и отвечать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

7) Первичное закрепление.

Итак, мы с вами обозначили основные признаки текста:

1. Предложения должны быть связаны темой(по смыслу)

ТЕМА определяеем, когда задаем вопрос О ЧЕМ?

— Определите тему текста упр.69

2. Предложения должны быть связаны грамматически (последовательность)

Существуют средства связи предложений в тексте.

— Найдите в тексте упр.69 такие средства

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Работают по тексту упражнения.

8) Информация о домашнем задании

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, давайте подведем итог нашим исследованиям текста

— Назовите признаки текста

— Какой вопрос поможет определить тему текста?

— Где пригодятся полученные знания?

— Все ли получилось на уроке?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке

Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть фото Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть картинку Чем объединены все предложения текста 5 класс. Картинка про Чем объединены все предложения текста 5 класс. Фото Чем объединены все предложения текста 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть фото Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть картинку Чем объединены все предложения текста 5 класс. Картинка про Чем объединены все предложения текста 5 класс. Фото Чем объединены все предложения текста 5 класс

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть фото Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть картинку Чем объединены все предложения текста 5 класс. Картинка про Чем объединены все предложения текста 5 класс. Фото Чем объединены все предложения текста 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть фото Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть картинку Чем объединены все предложения текста 5 класс. Картинка про Чем объединены все предложения текста 5 класс. Фото Чем объединены все предложения текста 5 класс

Номер материала: ДБ-290265

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть фото Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть картинку Чем объединены все предложения текста 5 класс. Картинка про Чем объединены все предложения текста 5 класс. Фото Чем объединены все предложения текста 5 класс

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть фото Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть картинку Чем объединены все предложения текста 5 класс. Картинка про Чем объединены все предложения текста 5 класс. Фото Чем объединены все предложения текста 5 класс

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть фото Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть картинку Чем объединены все предложения текста 5 класс. Картинка про Чем объединены все предложения текста 5 класс. Фото Чем объединены все предложения текста 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть фото Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть картинку Чем объединены все предложения текста 5 класс. Картинка про Чем объединены все предложения текста 5 класс. Фото Чем объединены все предложения текста 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть фото Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть картинку Чем объединены все предложения текста 5 класс. Картинка про Чем объединены все предложения текста 5 класс. Фото Чем объединены все предложения текста 5 класс

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть фото Чем объединены все предложения текста 5 класс. Смотреть картинку Чем объединены все предложения текста 5 класс. Картинка про Чем объединены все предложения текста 5 класс. Фото Чем объединены все предложения текста 5 класс

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Текст. Тема и основная мысль текста

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью.

Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.

1. Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.10-13.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вам известно, что текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью. Все предложения выражают развёрнутую мысль.

У текста есть определённые признаки. Прочитаем стихотворение Владимира Орлова «Живой букварь» и подумаем, почему перед нами текст.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Пчёлы в поле и в саду

И к тому же в их труде

Всё по справедливости.

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

Каждый день, зимой и летом,

Дарит нас теплом и светом.

И взамен ни у кого

Не попросит ничего!

У природы круглый год

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Все предложения в этом стихотворении объединены общей темой (темой дружбы); раскрывают определённую идею (у природы мы учимся терпению, труду, правдивости, чистоте, доброте, бескорыстности и настоящей крепкой дружбе); предложения расположены в определённой последовательности и связаны между собой (например, первое предложение связано с остальными изменением формы слова учитучат, однокоренными словами учитобучает).

Рассмотрим подробнее основную мысль текста (идею). Владимир Орлов объясняет нам, что учиться дружбе нужно у природы, настоящая дружба ничего не требует взамен, то есть бескорыстна, она должна быть чистой, доброй, справедливой. Именно этому нас учит природа: все деревья и весь большой лесной народ.

Проведем лингвистический эксперимент для проверки последовательности и связности предложений. Переставим местами первые два предложения стихотворения:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

В этих строках потерялся смысл. Следовательно, предложения в тексте действительно расположены в определённом порядке и связаны языковыми средствами.

Текст может быть большого объёма. В тексте бывает несколько тем. Чтобы раскрыть тему, используют подтемы (по ним мы можем составить план текста). В каждой подтеме есть ключевые слова и предложения, которые являются основными для раскрытия темы (они содержат главную информацию). Остальные предложения (относятся к второстепенной информации) уточняют, поясняют и конкретизируют тему.

Текст бывает не только письменным, но и устным. Строить любое высказывание нужно с учётом основных признаков текста:

При написании изложения и сочинения необходимо опираться на план текста. План помогает структурировать мысль и не позволит отойти от темы.

В подробном изложении необходимо воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, последовательно, раскрыть тему так, как это сделал автор, по возможности сохранив языковые особенности текста. Если план составлен хорошо, то он отражает основное содержание текста, помогает сохранить его последовательность; по удачно составленному плану ясно, о чём пойдет речь в тексте, какова тема высказывания.

Составим план по рассказу Михаила Пришвина «Берестяная трубочка».

«Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой».

В начале текста Пришвин сообщает об удивительной берестяной трубочке, но сразу не говорит почему. Речь идёт об обычной сухой берестяной трубочке, каких много на берёзах. Рассказчику интересно, «нет ли чего в такой трубочке».

Во второй части, которая разделена на два абзаца, писатель размышляет, каким образом орех попал в трубочку, поскольку «возле берёзы не было орешника» (сначала предполагает, что это белка, потом догадывается, что это птица ореховка).

В третьей части сообщается о ещё одном открытии, изумившем писателя: «в этой трубочке поселился – кто бы мог подумать! – паучишко».

По составленному плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в изложении, кто действующие лица этой истории, а также узнать, что будет еще одно открытие, связанное с берестяной трубочкой.

Теоретический материал для углубленного изучения

Тему текста необходимо отличать от сюжета. Сюжет – это событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание художественного произведения. Вы, вероятно, слышали такие связанные с этим понятием выражения, как «остросюжетный фильм», «видеосюжеты», «сюжетные картинки».

То, что мы можем пересказать, – это сюжет. Изложение текста – это и есть пересказ порядка событий в том виде, в котором они описаны в художественном произведении.

Тема – это предмет изображения, отправная точка создания любого произведения. Например, тема дружбы, тема предательства, тема счастья. Темы есть в параграфах учебника, сочинения пишутся тоже на определённую тему, есть тема рисунка, тема выступления и так далее.

Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

Основная мысль – это…

а) предмет речи; то, о чём говорится в тексте;

б) главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить;

в) несколько предложений, объединённых по смыслу.

Разбор задания. Вспоминаем, что основная мысль – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить. Ответ: Б.

Разбор задания. Внимательно читаем первую строчку. Находим связность – один из признаков текста. Затем внимательно читаем вторую строчку. Последовательность – второй спрятанный признак текста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *