Чем подчеркнуть текстуру дерева
Морилка — дешевое средство, которое выявит текстуру древесины и превратит простую сосну в красное дерево
Морилка способна придать древесине любой цвет и оттенок. Ей по силам облагородить простую сосновую вагонку, превратив ее в красное дерево, или подарить новую жизнь надоевшей мебели. Этот удивительный препарат заслуживает подробного рассмотрения
Вопреки расхожему мнению морилка не является краской. Она не ложится на поверхность плотным непрозрачным слоем, а проникает глубоко в толщу древесины, придавая нужный цвет и подчеркивая фактуру. Никакой краске не под силу сделать естественный рисунок волокон дерева настолько четким и выразительным. И при этом складывается ощущение, что это — естественный цвет материала, и никакой химической обработки не было и в помине. Неудивительно, что морилки многие десятилетия не теряют популярности, достойно выдерживая конкуренцию с самыми «продвинутыми» декоративным составами.
Большинство морилок выпускаются в двух видах — готовый к применению раствор или порошок, который нужно развести в жидкости. И как не странно, второй вариант удобнее, ведь он позволяет регулировать насыщенность цвета. Чем больше порошка, тем ярче будет окрашенная древесина.
Разновидности морилок
Рынок предлагает огромный выбор морилок (иначе их называют бейцами) и, чтобы не утонуть в море разнообразия, разберемся в основных разновидностях. Итак, морилки подразделяются на несколько групп в зависимости от типа связующего.
‘>
Нанесение морилки на водной основе
Самые популярные бейцы имеют водную основу. У составов такого рода два основных преимущества: они легко наносятся и не имеют запаха. Если утром пропитать морилкой пол, ночью в этой комнате можно будет спать, не испытывая ни малейшего дискомфорта. На полное высыхание морилки обычно уходит 10-14 часов.
Но, к сожалению, назвать водные морилки идеальными нельзя. Прежде всего, у них относительно небогатая цветовая гамма, состоящая только из оттенков коричневого. Но куда важнее то, что при нанесении они поднимают волокна древесины, делая поверхность шероховатой. Впрочем, эту проблему можно минимизировать, если перед декоративной обработкой смочить предмет, дождаться высыхания, сошкурить образовавшиеся щетинки, и только потом приступить к морению.
Если немного подогреть морилку перед использованием, она глубже проникнет в структуру дерева и даст более насыщенный тон
Масляные морилки не поднимают волокна, и с их помощью древесине можно придать практически любой желаемый цвет. Для полного высыхания окрашенной поверхности нужно не более двух часов. Но и тут есть «подводные камни».
Данные морилки представляют собой пигменты, растворенные в олифе или других органических маслах. А это означает резкий, неприятный запах, который может держаться многие месяцы. Поэтому прежде, чем приступать к масштабным работам по тонировке древесины, разумно будет сделать пробные выкрасы на небольшой доске и посмотреть, как будет вести себя материал в ближайшие несколько дней.
Спиртовые морилки представляют собой анилиновый краситель, растворенный в денатурате. Звучит пугающе, не так ли? Но бояться агрессивной «химии» не стоит — такие составы не несут угрозы здоровью, так как жидкая составляющая почти сразу же улетучивается. Собственно, в этом и состоит основной недостаток спиртовых бейцев — они слишком быстро высыхают. На полное отверждение уходит всего 30-40 минут, но схватывание происходит куда быстрее.
Нанесенная кистью, морилка моментально впитывается, и любой неаккуратный мазок создает на поверхности брызги и пятна, которые невозможно вывести. Можно лишь стесать рубанком или закрасить, придав дереву более плотный, темный тон. Так что разумнее всего использовать в работе со спиртовыми бейцами краскопульт. Так будет больше шансов достичь желаемого результата.
Ну а к преимуществам спиртовых морилок можно с уверенностью отнести глубокое проникновение в структуру материала. Они придают древесине яркий, насыщенный цвет, который не тускнеет многие годы.
Если морилка приобреталась в виде порошка, после разведения раствор необходимо процедить, и только потом приступать к нанесению
Относительно недавно на нашем рынке появились акриловые и восковые бейцы. При их разработке специалисты стремились избавиться от недостатков всех вышеперечисленных морилок. Удалось ли это? И да, и нет.
И акриловые, и восковые препараты отличаются простотой нанесения и широчайшей цветовой гаммой. Они могут придать тривиальной сосне вид экзотической породы с благородными переливами зеленого или голубого. Будучи экологически чистыми, пропитки не источают неприятных запахов. Кроме того, эти составы обладают прекрасными водоотталкивающими характеристиками. Но увы, и они небезупречны.
Составы на основе воска почти не проникают вглубь древесины, создавая на поверхности слой, довольно уязвимый к механическим повреждениям. Акриловые же образуют неаккуратные потеки при нанесении в несколько слоев. И наконец, как восковые, так и акриловые морилки стоят значительно дороже, чем их «коллеги».
На тот случай, если дерево нужно не затемнить, а напротив, придать более светлый цвет, разработаны отбеливающие морилки, основу которых составляют кислоты или перекись водорода. С их помощью можно получить доску с благородным налетом седины. Но важно помнить, что такие препараты являются химически агрессивными, так что при работе с ними необходимо соблюдать меры безопасности и использовать защитные перчатки и респиратор.
Технология морения
Даже самая качественная морилка даст желаемый результат только при грамотном нанесении. Перед обработкой деревянную поверхность необходимо очистить от жира, пыли, грязи, а если нужно, то обстругать и зачистить наждачной бумагой. Очевидно, что старую краску, если таковая была, нужно удалить полностью. О том, как это сделать, мы писали в статье «Средства для снятия макияжа».
Морилку наносят строго вдоль волокон. При поперечном движении образуются потеки и пятна. Небольшие поверхности, например, двери или створки шкафов, тонируют при помощи кисти, губки или тканевого тампона. Для обработки полов разумнее использовать краскопульт.
Как правило, морилку наносят в два-три этапа. Чем больше слоев, тем темнее и насыщеннее цвет
Важно! Выкрасы, представляемые производителями морилок, обычно имеют мало общего с реальностью. Реальный результат зависит от множества переменных — сорта древесины, ее смолистости, густоты раствора и проч. Более того, известны случаи, когда обработанная доска за сутки радикально меняла цвет, превращаясь, например, из темно-коричневой в серую. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, очень важно сначала сделать пробы на доске, нанеся состав в один, два и три слоя, отложить на пару дней, и только если результат удовлетворит целиком и полностью, приступать к основной работе.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!
12 Простых способов как создать текстуру на деревянной поверхности
А что такое текстура сама по себе? Под текстурой надо понимать изображение, которое воспроизводит визуальные свойства какой-либо поверхности или объекта. К текстуре, в отличие от рисунка, требования и нормы по композиции, не применяются. Это связано с тем, что она не является отдельно взятым художественным произведением, хотя может часто выступать в художественном произведении доминантой. Конечно, не стоит путать понятие текстуры на деревянной поверхности с текстурой древесины. Так как, текстура древесины образуется не ее поверхности в результате перерезания анатомических элементов. Поэтому она зависит от породы и направления разреза и служит для определения пород, а также является определяющим показателем декоративной ценности древесины. А у нас же речь пойдет о том, как создать текстуру механическом воздействии на деревянную поверхность.
Для того, чтобы придать деревянной поверхности самую оригинальную текстуру в виде орнамента или узора не обязательно иметь, какой-либо сложный инструмент. Иногда для того, чтобы не задумываться над тем, как создать текстуру, попробуйте использовать самые неожиданные предметы. Даже самый обычный гвоздь способен создать на простой гладкой доске красивый текстурный рисунок, которую затем можно использовать как элемент мебели или в качестве отделочного материала. И это далеко не полный список, а только лишь небольшой пример, для начала работы с деревом, чтобы преобразить в элемент искусства обычную доску. Просто берем молоток и гвоздь в руки, включаем свое воображение и приступаем к созданию своими руками возможно первого в вашей жизни шедевра.
Мы стараемся всегда предоставить вам возможность узнать о самых простых способах, преобразить свой дом и этот материал яркое этому подтверждение. А сейчас не конкретных примерах с фотографиями, рассмотрим 12 не сложных узора на деревянной поверхности, которые легко выполняются своими руками при помощи простых инструментов.
1. Обычный гвоздь с затупленным острием
Берем обыкновенный гвоздь, длиной 200 мм или больше и на токарном станке или обычной болгаркой срезаем его острый конец до необходимого диаметра. Простукивая молотком по шляпке гвоздя, добиваемся образования на деревянной поверхности небольших углублений круглой формы. Таким методом можно легко обрабатывать небольшие поверхности.
2. Угловая стамеска
Применив угловую стамеску для обработки деревянной поверхности можно создать множество срезов различной длины и глубины, расположенных недалеко друг от друга.
3. Как создать текстуру обычным шилом
Слегка надавливая обычным шилом, на деревянную поверхность, создаем на ней множество мелких углублений. Текстура и цвет обработанной поверхности древесины, надо сказать, не всегда постоянны. Со временем цвет дерева меняется, так поверхность дуба и красного дерева темнеет, палисандра чернеет, березы желтеет и т. д. Цвет также меняется и под слоем нанесенного на поверхность лака. Древесина приобретает более темный оттенок. При этом у разных пород оттенок также будет отличаться. Что же касается цвета текстуры, то под слоем лака он, как правило, становится ярче, как-бы проявляется. Если необходимо определить какой оттенок приобретет поверхность древесины покрытой лаком, достаточно слегка смочить ее водой.
4.Создаем текстуру на деревянной поверхности слесарным зубилом
5. Оригинальный способ как создать текстуру при помощи оцинкованного шурупа
Достаточно толстым оцинкованным шурупом и молотком создаем на деревянной поверхности множество одинаковых бороздок. Пользоваться для этого метода необходимо именно оцинкованным шурупом, так как шурупы без покрытия будут окрашивать в черный цвет дерево.
6. Ручной фрезер для создания текстуры на деревянной поверхности
Ручным фрезером легко придать заготовке из дерева волнистую структуру.
Древесина также обладает такой способностью, как блеск – отражать направленно световой поток. Всем известно, что строго направленное отражение, то есть наибольший блеск наблюдается при освещении зеркальных поверхностей, как идеально гладких. Матовые же поверхности, обладающие однородными неровностями, отражают световой поток рассеянно, не направленно, равномерно во все направления.
Поверхность древесины, тщательно обработанная, от зеркальной весьма далека. Однако на участках с продольными разрезами древесины могут встречаться участки с небольшими сравнительно структурными неровностями, где могут появляться блики и отсветы.
Степень блеска будет зависеть от плоскости разреза, породы дерева, наличия сердцевинных лучей. Разные породы отличаются характерным блеском древесины. Бук, дуб, граб, тополь, береза, яблоня, груша, липа обладает сатиновым, полуматовым блеском. Клен, кедр, чинара имеет шелковистый, а береза, лавровишня, серый клен и др. муаровый блеск. А некоторые породы обладают искристым блеском.
7. Долото для создания закруглений
Углы деревянной заготовки можно легко закруглить обыкновенным долотом.
8. Обычная дрель с насадкой для создания неровного рельефа на поверхности
Пользуясь закругленной рашпильной насадкой для дрели можно создавать на деревянной поверхности структуру с неровным рельефом в виде закругленных небольших углублений.
9. Закругленная шляпка гвоздя в качестве инструмента
Выше описанная текстура на поверхности дерева может образоваться также при помощи гвоздя с закругленной шляпкой. Переворачиваем его просто вверх острием и одиночными ударами молотка создаем углубления. Гвоздь также можно зажать в дрель, тогда можно обойтись без молотка.
10. Аппарат для выжигания по дереву
Ну, конечно же, самые различные орнаменты и узоры можно легко создавать на поверхности дерева при помощи всем известного аппарата для выжигания.
11. Используем круглый напильник для создания рельефных углов
При помощи круглого рашпиля стачиваем углы так, что бы получились углубления с одинаковой глубиной и расстоянием. При желании можно изменить угол обработки, что поможет несколько разнообразить окончательный рисунок обрабатываемой заготовки.
12. Шлифовальная ротационная машина (болгарка)
Пользуясь ротационной шлифовальной машиной (болгаркой) на деревянной поверхности можно также придать волнистую структуру.
13. Как создать текстуру с ярко выраженным рисунком породы
Иногда чтобы усилить естественный цвет и подчеркнуть текстуру древесины прибегают к ее отбеливанию или обжигу.
Отбеливание
Для отбеливания используют часто обычную перекись водорода, которая годится для работы с любой древесиной. Для работы с дубом и кленом можно применять щавелевую кислоту. Также применяется для этих целей и цианистая кислота, особенно для посиневшей сосны или любой другой древесины.
В процессе декоративной обработки древесины методом отбеливания внутри материала происходит окисление соединений, которые ему придают природную окраску. При помощи такой процедуры можно не только достичь изменения тона, но и сгладить имеющиеся недостатки древесины, а также сделать менее броским естественный узор. Как результат: улучшаются декоративные свойства, а также увеличивается время службы готового изделия.
Раствор для отбеливания наносится на обрабатываемую поверхность при помощи кисти с искусственной щетиной. Можно также воспользоваться просто хлопчатобумажным тампоном. Для этого х/б ткань наматывается на конец любого деревянного стержня. По окончании процесса отбеливания остатки раствора удаляют, а заготовку (древесину) моют тщательно теплой водой с последующей сушкой в течение двух-трех дней.
Отбеливание раствором хлорной извести
Перед обработкой этим составом древесину необходимо сначала подготовить. Для этого при помощи карбоната калия либо кальцинированной соды выводим из древесины смолистые и дубильные вещества.
Готовим необходимый несложный раствор:
Осветление происходит обычно через 15 минут. Когда изначально поверхность была слишком темной, процедуру можно провести еще раз.
Если деревянная заготовка небольшая, то можно провести процесс осветления посредством вымачивания в течение 40 минут в растворе хлорной извести.
А если обработанное изделие предполагается покрасить, то необходимо смыть соляной кислотой остатки хлорной извести. Соляную кислоту разбавляют для этого в воде (1 г. в 30 мл.). В заключение поверхность промывают мыльным раствором с водой.
Отбеливание дерева при помощи перекиси водорода
Отбелить древесину можно также, если использовать пергидроль, то есть раствор концентрированной перекиси водорода. С этой целью его наносят на поверхность губкой. Приостановить действие препарата можно с помощью 4%-ного раствора уксусной кислоты.
Стоит отметить, что такую декоративную обработку дерева невозможно будет провести для дуба. А при слишком длительной обработке материал может приобрести даже зеленый тон. Этим методом отбеливают в основном бук, березу и древесину грецкого ореха. Перед обработкой пергидролью, заготовку смачивают водой и немного подсушивают. Потом материал обрабатывают дополнительно раствором аммиака (10%). Для осветления березы и ясеня применяется смесь растворов аммиака (20%) и перекиси водорода (20%).
Отбеливание гипохлоритом кальция
Чтобы провести данную процедуру обработки необходимо приготовить раствор препарата на водной основе с соотношением 8:100, который при помощи губки наносится на поверхность. Состав выдерживают 5 минут, чтобы средство подействовало, затем заготовку протирают раствором уксусной кислоты (2%).
Раствор для отбеливания на основе щавелевой кислоты
Наиболее подходит данный метод обработки дерева светлых пород, таких как клен, липа, береза, тополь. Для этого разводят небольшое количество щавелевой кислоты (1,5–6 мл) в 100 миллилитрах кипяченой воды. Для приостановки действия раствора пользуются смесью кальцинированной соды (3 г) с хлорной известью (15 г) в 100 миллилитрах воды. Необходимо подчеркнуть, что очень важно сначала растворить в горячей воде соду и только когда состав остынет, добавляют хлорную известь в него. Деревянная заготовка после обработки тщательно промывается водой и просушивается.
Щавелевая кислота также является отличным средством при отбеливании дубовых деталей. Ее можно в этом случае заменить лимонной или уксусной кислотой. Иногда пользуются вариантом ускоренного отбеливания, который предполагает использование щавелевой кислоты (15 г), водного раствора серной кислоты (20 г), перекиси натрия (25 г) в составе.
Обжиг
Для обжига древесины используют паяльную лампу, газовый резак либо горелку газовой плиты. Поверхность изделия перед обжигом необходимо слегка увлажнить. Это позволит несколько замедлить время обжига, а также даст возможность регулировать в некоторой степени глубину выжигания древесины с более рыхлыми слоями. Обжиг необходимо продолжать до того состояния, когда вся обрабатываемая поверхность приобретет требуемый цвет. В зависимости от изделия это может быть от темно-коричневого до черно-коричневого цвета. Затем при помощи щетки из проволоки (стальной или латунной) с поверхности счищается обгоревшая древесина. В результате текстура древесины становиться контрастнее, четче и резче прорисовываются годичные кольца с более твердыми частицами. После зачистки можно нанести на изделие прозрачное покрытие одним из известных способов.
Не забывайте что работы по крашению, отбеливанию и обжигу древесины необходимо проводить в специальном помещении. В нем должна находиться приточно-вытяжная вентиляция, вытяжной шкаф, водопровод, стол с кафельным покрытием. Красители и реактивы должны хранится в специальных для этого шкафах.
Как после обработки огнем изменяются качества древесины
Обработанная огнем древесина значительно отличается по свойствам от вскрытой лаком. Удивительно, но огонь может не только ее уничтожить, а в умелых руках он способен придать ей совершенно уникальные характеристики.
Во-первых, это, естественно, внешний вид. Текстура древесины проявляется максимально, а материал по внешнему виду настолько меняется, что не всякий эксперт сможет назвать породу дерева. Поэтому независимо от стоимости исходного сырья, после обработки результат будет великолепным.
Во-вторых, высокая экологичность – без применения химических реагентов можно создать материал, долговечность и прочность которого многократно увеличивается.
В-третьих, такой материал приобретает низкую теплопроводность – поэтому владельцы домов обустроенных вентилируемым фасадом из обработанного огнем дерева отмечают внутри помещения всесезонную комфортную температуру.
Выявление текстуры древесины с помощью красителей
Выявление текстуры древесины с помощью красителей
Узорчатые переливы кленовой и березовой древесины, а также деревьев других пород будут казаться глубже и блеснут красивыми оттенками, если вы выберете именно этот способ отделки. Вот что нужно знать для достижения успеха в деле выявления текстуры древесины.
Те из вас кто много лет с успехом использует готовые морилки скорее всего удивятся: «Зачем же нужно применять красители? Да кому они нужны?». Только не торопитесь с выводами. В сравнении с пигментными морилками, которые чаще всего можно найти в продаже, красители позволяют получить более чистые цвета, лучше подчеркивающие натуральный блеск древесины. Разница будет заметней, если при помощи красителей тонировать плотную древесину, плохо переносящую обычную морилку, или узорчатую древесину, например, волнистого клена. Морилка, как правило, сделает рисунок древесины немного замутненным, а краситель придаст впечатляющую глубину и насыщенность. Эти различия хорошо заметны на рисунке ниже.
Тонирование волнистого клена
Морилки и красители по-разному воздействуют на внешний вид древесины, так как окрашивают ее разными способами. Пигментная морилка только частично проникает в древесину, окрашивающий эффект создают крошечные пигментные частицы, оседающие в мельчайших трещинах и порах. Если древесина имеет гладкую и твердую поверхность (например, клен), то пигментным частицам просто негде удерживаться.
Морилки в виде геля, обладающие густой консистенцией, формируют на поверхности пленку, но также не проникают глубоко в древесину. Они предотвращают появление пятен, но скрывают рисунок волокон. В отличие от них, красители, будучи полностью растворенными, проникают вглубь вместе с растворителем и изменяют цвет клеток древесины (из-за этих свойств красители иногда ошибочно называют протравами). При этом поверхность становится как бы прозрачной. В некоторые пигментные морилки добавляют краситель, но такая комбинация все же не решает проблем, присущих плотной древесине.
Красители для древесины: выбор вариантов
Красители продаются в виде жидкости или порошка, и любой краситель можно растворить в одном или нескольких растворителях: воде, денатурированном спирте или масле (толуоле или скипидаре). Впервые приступая к работе с красителями, покупайте водорастворимый концентрат или порошок, который отличается простотой применения, хорошими проникающими свойствами и неплохой стойкостью к выцветанию.
Независимо от способа тонирования, торцевые волокна всегда представляют проблему, так как впитывают больше красителя или пигмента, становясь темнее поверхностей, образованных продольными волокнами. Для получения более равномерного цвета попробуйте воспользоваться одним из двух описанных ниже методов. Перед тонированием отшлифуйте торцевые волокна более мелким абразивом, чем остальные места, или загрунтуйте их смесью шеллака с денатурированным спиртом в пропорции 50:50 и после высыхания слегка отшлифуйте наждачной бумагой зернистостью 220 единиц.
Нанесение красителей на древесину
В большинстве случаев мы предпочитаем так работать с водорастворимыми красителями. Когда проект или его части готовы к отделке, шлифуем древесину, как обычно, и протираем мокрой тряпкой, чтобы поднять так называемый ворс. Просушиваем в течение суток, а затем слегка шлифуем наждачной бумагой зернистостью 320 единиц. Удалив ворс, мы предотвращаем его поднятие после нанесения красящего раствора. Затем разводим краситель, как показано на фото.
Вскипятите воду, дайте ей остыть в течение минуты и добавьте порошок красителя для получения концентрации 30 г/л. Пусть раствор остынет до комнатной температуры
Тщательно перемешайте раствор и процедите его через бумажный фильтр или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц порошка
Пользуясь стеклянной или пластиковой посудой, готовим такое количество раствора, чтобы его хватило на всю работу и не пришлось заново добиваться нужного цвета, замешивая вторую порцию. Проверяем результат на обрезках такой же древесины, из которой изготовлены детали проекта. С помощью обычной губки наносим водный раствор красителя на древесину, размазывая его в любом направлении, стараясь побыстрее покрыть равномерно всю поверхность, чтобы избежать появления пятен и полос при перекрытии уже подсохших мест.
Не следует допускать также пропусков и потеков. Обрабатываем за один раз все стороны готового изделия. Чтобы было удобнее работать с относительно небольшими предметами, по возможности делим большой проект на несколько составных частей или тонируем все детали до сборки. Нанеся раствор на всю поверхность, нужно немедленно стереть излишки мягкой тканью.
Работа со спиртовыми красителями
Если вы решили применить спирторастворимые красители, имейте в виду следующее:
Корректировка результата тонирования древесины
Если цвет выглядит темнее запланированного, лучше сразу же осветлить его. В некоторых случаях, когда результат слишком далек от ваших ожиданий, есть возможность вернуться к стартовой точке. Смойте большую часть красителя водой, а затем удалите остальное с помощью обычного бытового хлорсодержащего отбеливателя. Если хотите сделать древесину темнее, еще раз нанесите тот же или более насыщенный красящий раствор.
Удаление излишков состава гарантирует равномерность окрашивания. Если вы наносили раствор губкой, отожмите ее и снова пройдитесь ею по поверхности
Мокрой тканью можно осветлить поверхность, даже если краситель уже высох, но вы быстрее добьетесь нужного результата, если древесина еще влажная
Освоив приемы работы с красителями и научившись подбирать нужный цвет, начните экспериментировать с цветовой палитрой. Просушив поверхность, добавьте краситель другого цвета, чтобы получить смесь двух красок. Например, добавьте красный краситель, чтобы сделать основной тон более теплым, или синий — для получения холодного оттенка. Если цвет выглядит так, как вы хотели, хорошенько просушите поверхность. Сухая древесина потускнеет, но прозрачный лак вернет ей яркость цвета и красоту рисунка, какими они были при нанесении красителя.
Поверх красителя можно нанести любое покрытие, но будьте осторожны, если решите использовать состав на водной основе. При нанесении водного лака кистью поверх водорастворимого красителя последний может вновь раствориться и смешаться с лаком, делая его мутным. Аэрозольное нанесение поможет избежать этой проблемы.