черный копатель с днем рождения
Кладоискатель рассказал о «мистических явлениях»
Владимир Порываев: «Клинок с рунами принес мне несчастья»
Наш собеседник – кладоискатель-профессионал Владимир Порываев. За долгие годы своей охоты за потаенными сокровищами он не раз оказывался свидетелем, а то и участником событий, объяснения которым с материалистической точки зрения дать невозможно.
Фото: Из личного архива
– Поиск кладов во все времена считался отчасти не богоугодным делом. Ведь как- никак ты пытаешься овладеть вещами, тебе никогда не принадлежавшими. Хотя почти всегда у таких старинных кладов уже нет законных хозяев, они как бы ничьи, – подчеркнул Владимир. – Знаю, что некоторые из моих коллег по увлечению, чтобы гарантировать успех предстоящего поиска и отвратить от себя действие негативных сил, прибегают к прямо-таки языческим обрядам, обращаясь за содействием и сопутствующей делу удачей к Бабке-копейке или Земляному Дедушке (надо этого старца обязательно водочкой угостить, плеснув из стакана на землю).
Что касается меня, то, отправляясь в очередную серьезную экспедицию, привык совершать определенный ритуал: помолиться, сходить в храм, исповедаться.
Часть найденных ценностей я взял за правило отдавать на церковные нужды, а если находил в «схроне» какое-то припрятанное в лихие годы церковное имущество, обязательно все такие трофеи передавал в монастырь. Это позволило мне до сих пор благополучно возвращаться из всех моих поездок.
Хотя, имея столь большой кладоискательский стаж, я не раз сталкивался с какими-то странными «потусторонними» явлениями. И порой они могли представлять серьезную угрозу.
Во многом это связано еще и с тем, что некоторые из кладов – так называемые «кровавые». То есть сокровища были добыты и припрятаны разбойниками, убийцами. Встречаются и другие клады из числа тех, что тоже «по ту сторону добра». Человек, устраивавший когда-то такую заначку, накладывал на припрятанные богатства заклятье, которое сулило большие беды тому, кто их попробует взять. Произносили, например, что-то вроде: «Как с гуся водя, так с меня худоба. Кто клад мой найдет, на того пусть перейдет!»
Приговор старого клинка
Одна из самых показательных историй произошла не так уж давно. Случилось мне копаться на месте старого селения, полностью исчезнувшего с лица земли во время войны. А рядом с моим полевым лагерем в этой глухомани оказался бивак двоих «черных копателей».
Я столетние, двухсотлетние, трехсотлетние артефакты пытаюсь в земле отыскать, а они роют в поисках «сувениров» минувшей войны. В итоге познакомились поближе, решили объединить наше лагерное хозяйство – так удобнее, да и вечера у общего костерка коротать веселее. Хотя работали в поле, конечно, по отдельности.
Как-то уже под конец экспедиции ребята наткнулись на разрушенный блиндаж, а в нем – на останки высокопоставленного немецкого офицера. Среди прочих ценностей, которые они откопали – орденов, знаков различия, медальонов, – оказался и клинок в полусгнивших ножнах.
На лезвии из отличной стали хорошо были видны какие-то рунические надписи. Кинжал мне сразу не понравился: от него могильным холодом повеяло. Но ребятам было не до подобных сантиментов, они едва не переругались, споря, кому должна достаться эта вещь.
В итоге парни все-таки смогли договориться. А вскоре мы разъехались, обменявшись перед тем номерами телефонов. Буквально через пару месяцев этот контакт вдруг сработал. Мне позвонил один из «черных копателей» и сообщил, что его приятель, тот, которому достался немецкий кинжал, погиб. Поехал в одиночку «на коп» и по роковой случайности развел костер прямо над притаившимся в земле старым снарядом или миной.
Согласно прежним договоренностям клинок теперь перешел в собственность звонившего. Еще некоторое время о нем не было никаких известий. Потом он снова позвонил, в пьяном угаре стал рассказывать, что по ночам теперь все время снится какой-то мужик и грозно требует: «Верни то, что мне принадлежит!» Я понял: это все «фокусы» загадочного клинка, и посоветовал парню поскорее сбыть его куда-нибудь — вещь дорогая. Однако воспользоваться советом копатель не успел. Через несколько дней он, будучи в сильном подпитии, упал с балкона своей квартиры.
После этой трагедии кинжал с руническими надписями отдали мне. Но, пока искал покупателя, клинок успел навредить: в моем жилище один за другим дохли домашние животные, жена вдруг попала с острым приступом в больницу, а сам я начал ощущать какое-то общее недомогание, слабость. Кончилось тем, что во время съемки программы на одном из телевизионных каналов, посвященной моим кладоискательским экспедициям (в том числе и этой), мне стало очень плохо, думал даже, что прямо у них там в студии и концы отдам.
Призрак на спецобъекте
Весьма загадочный случай произошел в моем родном селе Семеновское под Москвой. Там в сталинские времена существовал спецобъект НКВД. Для сотрудников построили два больших барака, которые были жилыми еще долгие годы после того, как «контору» закрыли. Однако уже в наше время эти обветшавшие здания, наконец, полностью расселили. Они стояли пустые, и привлекли мое кладоискательское внимание.
Решил обследовать чердак. По собственному опыту знаю, что в подобных местах можно много интересного обнаружить – в потайных местах за стропилами, в засыпке потолочных перекрытий.
Вооружившись лопатой, я копался в одном из углов чердака и вдруг явственно услышал какой-то шорох. Из-за трубы дымохода «нарисовалась» какая-то фигура. В полутьме контуры ее были нечеткими, но все-таки я смог рассмотреть, что это пожилого вида мужчина.
Встреча с ним повторилась и в следующий мой визит на загадочный чердак. На сей раз фигура не просто появилась из сумрака, но и делала какие-то движения рукой, явно указывая мне на участок чердака в дальнем от меня углу. Я потом порылся там и выудил из толстого слоя шлака, использованного строителями барака для утепления потолка, немецкий «Маузер-98М», бережливо замотанный в тряпки и обернутый снаружи газетами, датированными 1960-ми годами.
Вещий сон
Еще один эпизод также связан с Семеновским. Как-то приехал я на свою малую родину на несколько дней – отдохнуть от московской суеты. И стал мне вдруг раз, другой, третий сниться один и тот же сон. Будто хочу пробраться на чердак какого-то старого дома. Иду вначале осторожно по карнизу, дотягиваюсь до круглого чердачного окна. А в окне этом вместо решетки – подходяще по размеру велосипедное колесо. Я его выдавливаю и попадаю через открывшийся проем внутрь.
Через некоторое время, путешествуя по окрестностям, я добрался до одной из соседних деревень. А там увидел старый, еще, наверное, с дореволюционных времен уцелевший дом. Половина его жилая, – там, похоже, семья дачников обитает, а половина пустует, заброшена.
Мне, конечно, интересно стало. На неделе вернулся я к дому и, воспользовавшись тем, что дачников в это время не было, по толстой старой ветле попробовал вскарабкаться наверх. Дерево выросло очень близко от стены, так что мне не составило особого труда перебраться с ветлы на не широкий, но все-таки достаточный для опоры ног карниз. По нему я приблизился к окошку, ведущему на чердак. Оказалось, что оно загорожено от птиц старым велосипедным колесом!
Я не сразу осознал совпадение. И лишь, когда, выдавив эту железяку и пробравшись в открывшийся проем, оказался на чердаке, вдруг сообразил: да это же мой навязчивый сон воплощается в реальности!
Выходит, откуда-то мне знак был подан. И, действительно, я в этот заброшенный дом не зря пробрался. На чердаке мне попалась очень интересная вещь. Под толстую балку перекрытия был засунут короткий клинок – бебут, изготовленный в 1917 году златоустовскими мастерами. Такие клинки в старой армии носили артиллеристы.
Клад не пускает
Вот довольно характерная история, которая показывает, что порой клад может попросту не подпускать к себе.
Мне давно хотелось «прочесать» одно из мест в Подмосковье, где в старину находилось большое село. Сейчас там никто не живет, а на картах крупного масштаба указано лишь «пустошь Маслово». Казалось бы, очень доступный кладоискательский объект, – до него от столицы буквально километров 60. Но попасть туда мне никак не удавалось. И причины были какие-то странные.
Помню, в самый первый раз отправился я в погожий осенний день. Солнышко светит, небо голубое. Но когда подъехал к пустоши поближе, вдруг обрушился сильнейший снегопад. В считанные минуты все вокруг замело. Даже по дороге проехать было трудно, а уж вести поиски там, на месте исчезнувшего селения, казалось и вовсе бесполезно: сплошные сугробы вокруг, скрывшие все столь важные поисковику приметы, – где дома стояли, где колодцы были, где погреба. Пришлось развернуть машину и рулить домой.
Другая моя попытка сорвалась из-за того, что в окрестностях пустоши, когда я уже оставил машину и пробирался пешком, меня вдруг атаковала стая собак. Получил пару укусов, одежду порвали. Какие уж тут клады!
Случилось еще, что помехой стало неудачное – как по заказу! – падение с велосипеда: повредив ногу, я вынужден был отказаться от дальнейшей поездки «на коп» в бывшее Маслово. Или еще вариант: на пути к пустоши оказался свидетелем дорожной аварии и на долгие часы застрял там в роли свидетеля для милиции. Драгоценное время для поисков было упущено.
Однажды, кажется, уж все проблемы позади, осталось лишь преодолеть последний километр до места по лесу. И тут мой верный навигатор вдруг стало глючить, а дорожки через лесные заросли запетляли-запетляли, и я совсем потерял ориентиры. Был уверен, что иду правильно, а вместо пустоши вышел в итоге в какое-то совершенно иное место. Пытался по другой тропинке идти – опять заплутал. Так и не пустило меня к себе это древнее поселение.
Черный Копатель
Черный Копатель запись закреплена
НЕИЗВЕСТНАЯ РУСЬ
#НР_Кухня
РУССКИЙ КВАСОВАР
Состояние похмелья на Руси раньше называли несколько иначе — «язя квасная». Здесь придётся пояснить оба слова. Первое, «язя» — это болезнь особого рода, такое пограничное состояние, близкое к обмороку, обозначающее разброд и шатание в ногах и мыслях.
Определение «квасная» указывает на происхождение болезни — от кваса. Но не от того, каким мы утоляем жажду в летнюю жару. Похмелье вызывал другой квас — «творёный», то есть сваренный.
Показать полностью.
Историки утверждают, что напиток, по вкусу подобный современному квасу, на земле пили еще 8 тысяч лет назад. Но нигде, кроме Руси, не получил он такого распространения и не пользовался такой популярностью.Первые упоминания о русском квасе датированы 989 годом, когда обративший подданных в христианство князь киевский Владимир, приказал угощать народ едой, медом и квасом.
До XII века квас на Руси был крепче и гуще современного пива. Сейчас он относится к безалкогольным, но в древности по крепости он мог приравниваться к вину. Крепость кваса, который готовили наши предки, не была столь уж безобидной: содержание алкоголя могло достигать 15%.Он же являлся напитком для особых случаев, праздничных гуляний и поминок. Жители Руси считали его целебным и давали употреблять в пищу тяжелобольным людям.
Слово «пьяница» на языке того времени было «квасник» (слово «квасить», соответствовавшее «пьянствовать», дошло и до нашего времени).
С XII века стали различать квас, как кислый слабоалкогольный напиток, и квас, как сильно опьяняющий напиток. Опьяняющий квас стали называть «творёным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим, как обычный квас.
Квас употреблялся с редькой, черным хлебом и зеленым луком. Такой обед отлично утолял голод и жажду крестьян и пахарей. Такой же прием пищи был традиционным в пост. Пили квас в эти периоды по три раза в день.
К началу XV века существовало свыше 500 разновидностей народного напитка: сладкий и кислый, мятный и с изюмом, густой и квас-щи, душистый и суточный, белый и окрошечный, с хреном (уральский) и боярский, ароматный и пшенный, с перцем и грушевый. Кстати, в конце XIX века именно квас из отварных груш лидировал среди прохладительных напитков у жителей первопрестольной.
Ядреный и бодрящий напиток любили все без исключения, от мала до велика, невзирая на чины и звания. Им угощались в царских хоромах и за монастырскими стенами, в крестьянских избах и в солдатских казармах, на ярмарках и в великосветских салонах. Известно, что квас непременно включали в паек заключенных.
В народной медицине квас пили от лихорадки, водянки и других болезней. Его даже прописывали пациентам в лазаретах. Квас был обязательным диетическим продуктом для выздоравливающих. Действительно, квас очень полезный, если он натуральный и приготовлен по традиционным рецептам. По статистике, каждый житель ежегодно употреблял по 250 литров кваса.
Рецепт кваса ржаного.
На 3 литра воды:
ржаные сухари – 1 кг,
сахар – 200 г,
дрожжи – 20 г,
изюм – 50 г.
Ржаные сухари залить кипятком, затем охладить.
Процедить, добавить сахар и хорошенько размешать.
Добавить дрожжей, поставить в теплое место и дать бродить 12 часов. Потом перелить в бутылки, добавить изюм и поставить их в холодное место. Через два дня квас готов.
Рецепт кваса медового.
400 г мёда,
5 л воды,
400 г изюма,
1 лимон,
1 столовая ложка ржаной муки,
8 г дрожжей.
Для приготовления медового кваса по этому рецепту русской кухни в мёд кладем лимон, нарезанный тонкими кружками, изюм и заливаем 4 л холодной кипячёной воды, в которой размешаны мука и дрожжи.
Через сутки подливаем в бочонок 1 л кипяченой воды. Когда лимон и изюм всплывут на поверхность воды, жидкость процеживаем сквозь сито. Разливаем квас по бутылкам, закупориваем, положив в бутылку по 2—3 изюминки и храним в холодном месте. Через 2—3 дня квас готов к употреблению.
Рецепт кваса русского.
хлеб ржаной — 1000 г,
сахар — 200 г, д
дрожжи — 50 г,
изюм — 50 г,
вода — 6 л (5 л для замачивания сухарей и 1 л для разведения дрожжей).
Хлеб нарезать ломтиками и высушить в жарочном шкафу. Сухари раздробить на кусочки и залить кипятком.
Через 6 — 8 часов жидкость отцедить (она должна быть прозрачной, с коричневым оттенком), положить сахар и разведенные дрожжи. Посуду накрыть, спустя 12 часов настой разлить в бутылки, положив в каждую 2—3 изюминки.
Бутылки плотно укупорить. Первые сутки держать квас в теплом месте, а затем поставить на холод. Наиболее вкусен квас 4-дневной выдержки.
Рецепт Петровского кваса.
800 г ржаных сухарей,
25 г дрожжей,
по 100 г сахарного песка, меда, хрена,
4 л воды
Хлеб нарезать ломтиками и подсушить в духовке до образования темно-коричневого цвета.
Сухари залить кипятком и дать настояться в тепле 3—4 ч.
Сусло (если квас готовится не в настойном чане) процедить через несколько слоев марли, добавить в него сахар, разведенные в стакане сусла дрожжи, мяту, листья смородины и, накрыв посуду тканью, дать квасу настояться в теплом месте 10—12 ч.
Когда сусло хорошо перебродит, его следует вновь процедить и разлить по бутылкам.
Перед розливом в бутылки в него добавляют мед и тертый хрен.
Бутылки хорошо укупорить и поставить в холодильник. Через 3 суток квас готов.
Рецепт Сухарного кваса
1 кг сухарей нз солодового ржаного хлеба (несоленого),
15 л воды,
600 г сахара,
50 г мяты,
20—30 г изюма.
Сухари залить 15 л крутого кипятка и настаивать в течение 4—5 ч. Настоенное прозрачное сусло осторожно слить в чистую посуду, охладить, добавить сахар, настой мяты, дрожжи и оставить для брожения.
Сброженное сусло разлить в бутылки с одной-двумя изюминками в каждой и, не закупоривая, выдержать при комнатной температуре до тех пор, пока в квасе не станут подниматься пузырьки углекислот.
Бутылки с квасом укупорить пробками, обвязать горлышко проволокой и уложить в ледник. Через 1—2 дня квас готов.
Квас мятный
10 столовых ложек квасного концентрата,
1/2 стакана мятного сиропа,
4 л воды,
2 чайные ложки бадьяна,
1,5 стакана сахара,
6—7 г дрожжей.
Концентрат квасного сусла и сахар развести теплой водой, добавить сироп и бадьян, а затем разведенные в воде дрожжи и выдержать в теплом месте около суток.
Квас разлить в бутылки или банки и хранить в холодильнике.
Таким же способом можно приготовить квас с наполнителями из разных сиропов и соков.
Квас яблочный.
В современной медицине яблоки используют в лечебном питании.
Рекомендуют яблоки при ожирении, гипертонической болезни, атеросклерозе, подагре, болезнях печени и почек.
Продукты для кваса яблочного:
1 кг яблок,
2,5 стакана сахара,
50 г прессованных дрожжей,
1 столовая ложка лимонного сока,
5 литров воды.
Для приготовления кваса яблочного яблоки порежьте, залейте водой, доведите до кипения, дайте настояться 2 – 3 часа и процедите. Добавьте в настой разведенные в кипяченой воде дрожжи, сахар и сок лимона.
Поставьте квас для брожения.
Рецепт Белого кваса.
По 3 кг ржаного дробленого солода, ячменного солода, пшеничной муки, гречневой муки,
1,5 кг ржаной муки,
50 г мяты,
20 г изюма
Хлебные продукты хорошо перемешать, медленно прибавляя крутой кипяток, замешать крутое тесто без комков. Переложить тесто в настойный чан и залить 10— 12 л кипятка.
Тщательно размешав тесто, добавить в него 3—4 ложки жидких дрожжей, закваски или квасной гущи из старого кваса, сдобрить прокипяченным настоем мяты, накрыть и оставить в теплом месте для сбраживания и осветления.
Хорошо выбродивший и отстоявшийся квас слить с гущи, разлить в бутылки, бросить в каждую несколько изюминок.
Бутылки укупорить и хранить в холодном месте в лежачем положении.
Черные копатели рассказали байки из девяностых
«Братки попросили найти общак»
Черные копатели — самые рисковые среди кладоискателей. То, чем они занимаются, одобрять сложно. Поэтому с журналистами они общаются крайне неохотно. А если все-таки разговорятся, то делятся в основном байками из прошлого. Впрочем, истории из лихих девяностых интересны и сейчас.
Фото: УФСБ России по Костромской области
Сообщество этих охотников за удачей условно делится на две категории: белые копатели и черные копатели. Вторая группа даже по названию ее кажется весьма чреватой неприятностями. И это не преувеличение.
Черные копатели занимаются по большей части криминальным поиском скрывающихся в земле артефактов. Раскапывают старинные захоронения, роют на местах боев. Их «подвиги» практически всегда остаются никому не известными, а отправляясь в свою очередную экспедицию черный копатель отнюдь не уверен, что благополучно вернется домой.
Автор этих строк через доверенных лиц смог пообщаться с одним таким нелегалом. Собеседник оказался не слишком словоохотлив, однако даже то немногое, услышанное от него, заставляет предполагать, что похождения этого человека вполне тянут на увлекательный роман.
Настоящего своего имени он не назвал, договорились, что буду звать его Георгием. Персонаж довольно примечательный: ценитель старины, знаток истории. Вот только историей он интересуется достаточно однобоко. Внимание Георгия привлекают бывшие усадьбы и церковные погосты. Причем такие, которые оказались сейчас в полнейшем забвении и запустении. Георгий копается там в поисках предметов, которые впоследствии могут пополнить его коллекцию антиквариата или будут выгодно проданы.
— Что это за предметы?
— Церковная утварь, украшения, скульптуры, посуда, ордена.
— То есть занимаешься кладоискательством?
— Такое определение в моем случае не очень уместно. Доводилось, конечно, находить то, что прежние хозяева здания постарались спрятать в смутные времена. Однако большую часть моих трофеев я разыскал в завалах, под осыпавшимися стенами, рухнувшими перекрытиями, в подвалах. (Тут последовала длительная пауза.) Да, и в склепах тоже, чего скрывать! Скажете – аморально, кощунственно? А не кощунство ли, к примеру, красивейшие перстни вместе с покойником зарывать?!
Из рассказов Георгия стало понятно, насколько же рискованным делом он занимается.
— Не раз я попадал в неприятные ситуации. Случалось, когда пытался добраться до какого-нибудь склепа или подвала, прячущегося под руинами разрушенного старинного здания, вырытый мною лаз заваливало обрушившимися камнями и землей. Однажды так капитально «похоронило» – сутки там, в подземелье, откапывал придавленные ноги да наверх сквозь завал пробивался!
А в другой раз – было это в лихие девяностые – довелось в склепе под заброшенной часовней просидеть целый день с покойником.
Тогда и вовсе дурацкая история получилась. Пока занимался поисками этой могилы, был уверен, что там похоронена дочь местного помещика, трагически погибшая в конце позапрошлого столетия. Но проникнув в склеп, вместо останков этой барышни увидел вполне современный гроб. Внутри лежал, судя по костюму, довольно крутой мужик. Наверное, братки решили тайком похоронить погибшего подельника.
Выйти из склепа оказалось невозможно: слышу, рядом с часовней, там, где у меня под кустом черемухи был прокопан лаз, расположилась компания мужиков – мат-перемат, бутылки звякают. В общем, просидел я в том склепе с криминальным покойником до самых сумерек.
По словам Георгия, его занятиям копательством пошел уже второй десяток лет. Об одной из своих самых успешных экспедиций мой собеседник рассказал довольно подробно.
– Оказавшись однажды в дальней деревеньке в одной из областей к северу от Москвы, я услышал от местных жителей про какое-то место со странным названием Никола-Грива. Бабульки припомнили старую байку: якобы в годы революции священник тамошнего храма замуровал в стене церковные драгоценности, а сам оказался потом в эмиграции. Много лет спустя приезжала из Франции дочка этого священника и просила у местных властей разрешения посетить церковь, но ей отказали, заявив, что храма такого давно уже не существует.
«Завязали глаза и отвезли на поляну»
Историю о копателе, провернувшем на рубеже веков сверхвыгодную, но и сверхрискованную операцию, рассказал ветеран-кладоискатель. Само собой, никаких имен-фамилий и названий географических не упоминалось, а сюжет таков.
Герой рассказа был в ту пору счастливым обладателем импортного металлодетектора. Подобная техника в те годы еще только-только стала проникать на российский рынок из-за рубежа, и «вооружены» ею были считанные единицы поисковиков.
На мужика, когда он отправился «пошарить потеряшки» в окрестностях старинного городка, вышли местные криминальные авторитеты с просьбой помочь им в поиске спрятанной «заначки».
Оказывается, целью экспедиции был бидончик или небольшой ящик, наполненные драгоценностями. Мол, один авторитетный человек хранил общак, а, когда почувствовал угрозу ареста, закопал сокровища среди рощи.
Потом он угодил в тюрьму и там тяжело заболел. Но перед смертью успел шепнуть, где спрятан клад.
Вот названные им ориентиры пригодиться уже не могли: березы и елки «с развилкой» и «с дуплом» успели пустить на дрова.
Искатель назвал серьезную сумму гонорара. Заказчики согласились, не торгуясь. Однако предупредили, что в целях сохранения тайны они повезут его на место поиска с завязанными глазами.
Так все и произошло. В условленный час подъехала машина с тремя крепкими ребятами. Поисковика усадили в салон и закрыли ему глаза плотной повязкой. Автомобиль петлял, свернул асфальта на ухабистую грунтовку. Наконец, добрались и сняли повязку. Мужик увидел, что стоит на поляне, покрытой редкими пеньками.
Поиски продолжались несколько часов – метр за метром приходилось прозванивать прибором обширную территорию бывшей рощи. В конце концов копатель щелкнул тумблером на пульте и извиняющимся тоном сказал: «Нет, ничего не удалось нащупать. Может, на какой-то другой поляне ваш друг этот тайник устроил?» Что же делать – с навороченным прибором ведь не поспоришь! Разочарованные братки вновь завязали мужику глаза и отвезли назад. Даже заплатили неустойку. В общем, расстались, не имея взаимных претензий.
А назватра ранним утром следующего дня, кладоискатель, собрав вещички и распрощавшись с хозяйкой дома, где снимал комнату. остановил частника-«бомбилу» и велел ехать по маршруту, который ему укажет. Так добрался до места, где вчера сворачивали на грунтовку.
Здесь мужик отпустил машину и дальше пошел пешком. Добрался до той самой поляны с пеньками, уверенно подошел к одному из них и прозвонил почву в метре вокруг.
Дальше пришлось поработать саперной лопаткой. Искатель вытащил эмалированный бидончик, внутри которого, завернутые в полиэтилен, лежали золотые и серебряные украшения – кольца, перстни, цепочки, серьги. А еще – золотые монеты. Это и был общак.
Но как же ему это удалось? – Так быстро, с первой попытки найти место, куда его везли, завязав глаза. А на поляне сразу выбрать именно ближайший к кладу пенек?
Конечно, точку на поляне, где зарыт клад, мужик определил еще накануне. С ориентацией в пространстве тоже помогла техника. Во время поездки с братками в кармане у мужика лежал включенный прибор GPS-навигатор, записавший весь маршрут. Это чудо техники тогда в России еще только появилось.