Чхл что это такое в детском саду
Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС
Людмила Толкачева
Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС
Чтение художественной литературы с детьми среднего дошкольного возраста как вид деятельности в соответствии с ФГОС.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитии речи детей.
Художественная литература открывает для ребёнка жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как семейное чтение. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии, жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка. В таком случае страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения с взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми. В связи с этим перед нами встает проблема как приобщить детей и их родителей к чтению художественной литературы. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, к освоению родного языка через произведения устного народного творчества, художественной литературы.
Чтение художественной литературы по ФГОС содержится в двух образовательных областях это «Художественно-эстетическое развитие» и «Речевое развитие».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства в том числе словесного
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• восприятие художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Образовательная область «Речевое развитие» включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.
Литературное развитие ребенка 3-4 лет содержит в себе знакомство с фольклорными и литературными художественными текстами.
Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями живой и неживой природы.
В воспитательно-образовательной работе по данному направлению нами используются следующие методы:
Чтение взрослого, при котором утрированно используем выразительное рассказывание, при котором голосом пытаемся рисовать образы и картины происходящего.
Также нами используется инсценирование произведений с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.
Беседа после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого в неё включаем разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, о последовательности событий и т. д.
Используется и метод рассматривания иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение отдаем книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев.
Нами используются игры-драматизации — это игры-имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания литературных текстов
Привлекаем к участию в постановках мини-спектаклей по знакомым народным сказкам
В возрасте 4-5 лет ребёнок знакомится с широким кругом литературных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и различным видам творческой деятельности на их основе.
У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Дети начинают осознавать разницу между реальной действительностью и её отражением в книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений.
Как и в младшей группе, литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, в наблюдения за явлениями живой и неживой природы. Вместе с тем необходимо каждый день целенаправленно знакомить детей с новым текстом или организовывать деятельность на основе уже известного.
Основные методы литературного развития, используемые нами в этом возрасте, следующие:
Это чтение взрослого. Своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами пытаемся увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение.
Последующая беседа способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формированию в речи своего отношения к услышанному.
Рассматривание иллюстраций имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его пересказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.
Широко используются театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, кукольного театров, которые обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет центр художественной литературы. Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит интимное, личностное общение ребенка с произведением искусства – книгой и иллюстрациями.
В центре художественной литературы мы помещаем издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями. Кроме книг, здесь находятся отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы.
Книги и тематические выставки меняем каждые две недели, что бы ребенок не утрачивал интерес к ним.
В младшей группе познакомили детей с центром художественной литературы, его устройством и назначением, приучали к правилам бережного отношения
Брать книги чистыми руками
Не использовать для игр
После просмотра книги, класть ее на место.
Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребенка, обогащает его, делает его интересным, полным необычайных открытий.
К сожалению, мы отметили недостаточный интерес детей нашей группы к художественной литературе. Для того, чтобы решить эту задачу нами был реализован краткосрочный проект «Звери и птицы Евгения Чарушина».
Цель проекта: познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина.
Задачи по работе с детьми.
Дать детям знания о художнике и писателе Е. И. Чарушине
Формировать интерес к художественной литературе
Развивать у детей воображение, наблюдательность
Активизировать лексический словарь детей
Расширять представление детей о мире живой природы
Воспитывать бережное отношение к животным
Задачи по взаимодействию с родителями.
Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе
Продолжать формировать интерес родителей к чтению детской литературы
Способствовать укреплению семьи, формированию семейных традиций: семейного чтения по вечерам, посещения библиотек
Над проектом мы использовали следующие формы работы:
• Чтение художественной литературы по произведениям Е. И. Чарушина.
• Пересказ произведения по опорным схемам
• Беседа о прочитанном произведении
• Лепка кролика с морковкой
• Подвижные игры «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике»
• Сюжетно-ролевые игры: «Айболит спешит на помощь», «Зоопарк»
Родители активно участвовали в реализации проекта. Проявили осознанный интерес к неделе детской книги, пополнили центр художественной литературы книгами Е. И. Чарушина, приняли участие в создании альбома «Ребята о зверятах». Получили рекомендации по совместному посещению контактного зоопарка «Каменский дворик» и «Птичий остров».
В результате проведенной работы по проекту
o дети получили знания о писателе Е. И. Чарушина.
o Познакомились с произведением писателя, животными и птицами, представленными в книгах
o У детей сформировались навыки пересказа по предметно-схематическому изображению
o Дети приняли участие в выставке рисунков по произведениям Е. И. Чарушина.
o Совместно с родителями создали альбом «Ребята о зверятах»
o Сделали макет «Наш двор»
o Провели досуг «В гостях у бабушки Матрены»
Анализ результатов диагностики по художественно-эстетической деятельности (куда входят и произведения художественной литературы) показал, что наблюдается положительная динамика по всем показателям диагностики.
Таким образом если организовать деятельность ребенка так, что книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то ребенок научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. А в этом и состоит основная задача воспитания книгой.
И в заключении хочется вспомнить слова Френсиса Бэкона
«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.»
Чтение художественной литературы как средство трудового воспитания «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,.
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Чтение художественной литературы Цели: Познавательное развитие. • Познакомить с сезонной жизнью белки. • Расширять и активизировать словарный запас: подстилка, жолуди, лазейка,.
Конспект занятия по музыкально-художественной деятельности в соответствии с ФГОС до «Настоящие мастера» Цель: продолжать знакомство с народной игрушкой, народными инструментами. Задачи: Образовательные – закрепить приемы рисования дымковских.
Непосредственно образовательная деятельность старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Тайны морских глубин» МДОУ «ДСКВ №62» д. Старая Непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО В основе ФГОС.
Содержание Рппс группы среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Понятие РППС определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и.
Сюжетно-ролевая игра с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС «Почта» в средней группе Задачи: Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде.
Восприятие детьми 4–5 лет художественной литературы в условиях ФГОС ДО 1. Вашему вниманию предоставляется «Творческая презентация по самообразованию НА ТЕМУ: «Восприятие детьми 4 – 5 лет художественной литературы.
Консультация По ЧХЛ в ДОУ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методика заучивания стихотворения детей дошкольного возраста
Как сказал, Василий Александрович Сухомлинский «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего, должно быть для него интересным»
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Что такое Заучивание?
Заучивание – это многократное устное повторение текста за небольшой промежуток времени.
В детском возрасте заучивание стихотворений является важным воспитательным и обучающим моментом.
В зависимости от возрастных возможностей детей ставятся определенные задачи и объем стихотворений увеличивается.
Учить запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
Учить запоминать считалки + скороговорки и загадки.
Читать стихотворения осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно, проявлять инициативу и самостоятельность
Учить повторять наиболее интересные, выразительные отрывки
Учить заучивать отрывки с наиболее яркими, запоминающими описаниями, сравнениями, эпитетами
Учить договаривать слова и несложные фразы.
Учить вслушиваться в ритм и мелодику текста
Учить читать наизусть потешки и небольшие произведения.
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
Мелодика речи — основной компонент интонации.
Правила заучивания стихотворений:
1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрасту детей;
Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.
2. Учитывать индивидуальные особенности детей.
Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).
3. Читать, соблюдая интонационную выразительность.
Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает, то это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить.
Занятие не может быть целиком посвящено заучиванию одного произведения и строится по определенному алгоритму:
1. Вступительная реплика (или небольшая беседа);
2. Выразительное чтение стихотворения педагогом;
3. Беседа по содержанию стихотворения;
4. Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание;
5. Чтение стихотворения детьми при помощи воспитателя;
6. Воспроизведения стихотворения по 2 ребенка для выявления уровня запоминания данного произведения.
Занятие целесообразно дополнять другими видами деятельности, например: повторение ранее разученных стихотворений.
Существуют разные приемы разучивания стихов. (Мы можем учить стихи …)
Учим стихи по картинкам
Учим стихи в движении
Учим стихи построчно
Использование схем и мнемотаблиц
А теперь подробно рассмотрим каждый из приемом:
1 способ. Учить стихам по картинкам.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит непроизвольный характер, поэтому зрительный образ, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Детей младшего возраста предоставляется сюжетная картинка, подобранная к стихотворению. А.Барто «Котенок»
Для детей старшего возраста стихи изображаются в 6-8 картинках.
Ветер по лесу летал,
Ветер листья все считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.
Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
3 способ. Учим стихи построчно (игра с воспитателями).
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни,- повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца».
4 способ. Использование мнемотаблиц и схем.
Мнемотаблицы — используются для облегчения запоминания и увеличения объёма памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц в настоящее время становиться актуальным.
Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост, у детей работает и слуховое, и зрительное восприятие. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем дети легко запоминают. Кроме того, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у детей после прослушивания, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам
Практически все методы и приемы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.
Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста
ЛЮБОВЬ МЕЛЬНИКОВА
Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста
Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста.
проанализировать роль художественной литературы в речевом развитии детей;
изучить методику чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях;
рассмотреть структуру занятий по ознакомлению детей с жанрами прозы и поэзии;
изучить методику предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения;
проанализировать особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах.
1. Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.
Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы.
Традиционно в методикеразвития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду:
• чтение и рассказывание художественной литературы; заучивание стихотворений на занятиях;
• использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
2. Методы, приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе.
Читая детям художественные произведения во время НОД по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства,такие как:
— вопросы к детям по содержанию произведений;
— заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. ;
— выразительное чтение художественной литературы;
— беседа по произведению;
— движение пальцами, руками;
— оформление выставки, книжного уголка.
Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей.
Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Методическиеприемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
3. Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях.
М. М.Конина выделяет несколько типов занятий:
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
3. Объединение произведений,принадлежащих к разным видам искусства:
— чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
— чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
4.Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
— чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
— настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
— кукольный и теневой театр, фланелеграф;
— диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
5.Чтение как часть занятия по развитию речи:
— оно может быть логически связано с содержанием занятия (загадывание загадок);
— чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).
В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
Подготовка к занятию включает следующие моменты:
-обоснованный выбор произведения с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
-подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).
С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.
Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.
В предварительную работу входит и подготовка детей. Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.
Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
Книга, предназначенная для ребенка дошкольного возраста, обязательно содержит иллюстрации. Иллюстрации в такой книге занимают равноправное место с текстом, потому что ребенок сам не читает, книга обращается к нему прежде всего картинкой. Среди иллюстраторов детских книг есть замечательные художники: В. Лебедев (книги С. Я. Маршака «Детки в клетке», «Цветная книга» и др., Е. Чарушин (книги «Большие и маленькие» Е. Чарушина, Л. Н. Толстого «Три медведя», Е. Рачев (сказки «Два жадных медвежонка», «Рукавичка», Д. Шмаринов (Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).
В тех случаях, когда иллюстрации в книге крупные, хорошо видимые издали, их можно показать детям на занятии.
Для детей старшего возраста рекомендуется купить одно и то же произведение, но с рисунками разных художников, например, «Мойдодыр» К. Чуковского с рисунками В. Сутеева, Ю. Узбякова.
Разные рисунки к одному произведению обострят интерес детей, они начинают более внимательно рассматривать, сравнивать, обсуждать, иной раз даже спорить.
В группе шестилеток рекомендуется в течение года провести несколько занятий по рассматриванию иллюстраций в известных детям книжках.Для таких занятий можно рекомендовать следующие книги: «Дядя Степа» С. Михалкова (худ. Д. Дубинский, «Когда это бывает» А. Рылова (автор и художник, «Разные колеса» В. Сутеева (автор и художник).
Благодаря таким занятиям у детей закрепляется интерес к книге, воспитывается вкус и эстетическое восприятие, появляется усидчивость и целенаправленное внимание. Кроме того, дети узнают, что такое обложка, страница, переплет.
Беседы с детьми после чтения проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать им возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги.
1. Беседа-ответы на вопрос, поставленный автором.
2. Беседа в связи с прочитанным.
Когда содержание произведения в какой-то мере связано с собственными впечатлениями детей или фактами из их жизни, воспитатель после чтения направляет детей на высказывания о своих впечатлениях, наблюдениях. Прочитав детям стихотворение Е. Благининой «Вот какая мама»,можно предложить детям: «Расскажите, как вас мама наряжала на праздник».
Беседа после прочтения рассказа или сказки по вопросам воспитателя является одним из методических приемов обучения детей рассказыванию и помогает запоминанию текста.
Воспитатель должен заранее составить вопросы к такой беседе, чтобы, отвечая на вопросы, дети последовательно и полно передали содержание произведения. При проведении такого занятия нужно добиваться активного участия в нем всех детей, не требуя исчерпывающего ответа от одного ребенка. Если же ребенок ответил кратко и не передал в своем ответе всего содержания, задаются дополнительные вопросы, вызываются другие дети. В случае необходимости воспитатель сам напоминает то, что дети забыли, выразительно цитируя отдельные места книги.
4. Методика заучивания стихотворений.
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии.
При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1—2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших. Списки произведений, рекомендованных «Программой воспитания в детском саду», обеспечивают подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1—2 стихотворения (на занятиях).
Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детейк восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания, и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места.
Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.
Обычно заучивание не занимает всего времени, отведенного на занятие.Оставшееся время посвящают другой деятельности: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по технике речи.
Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8—10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких.
5. Чтение и рассказывание детям вне занятий.
Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки и т. д. Иное произведение, прочитанное не на занятии, а в определенной ситуации, окажет более сильное воздействие на ум и чувства детей. Такое чтение можно предусмотреть и наметить в календарном плане, например прочитать во время прогулки стихи.
Пословицу не следует заучивать с детьми — нужно неоднократно употреблять ее к месту.
Загадка. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.
Помимо народных загадок, доступных детям дошкольного возраста, используют и авторские. Воспитатель должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются составлять загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.
Одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений.Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. Вопросы содержания и методики инсценирования рассматриваются в специальной литературе – авторы Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. Федотов, Г. В. Генов, Л. С. Фурмина и другие.
Другая группа методов и средств использования литературы вне занятий — развлечения, праздники.
В подготовительных к школе группах используются такие формы : литературные утренники и самодеятельные литературные концерты.
Утренник может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя.Тема утренника может быть и такой: «Русские народные сказки», «Советские поэты — детям», «Зарубежные сказки» и т. д.
Ребенку старшего дошкольного возраста доступны для восприятия и такие виды инсценировки, как балет и опера на сюжеты детских художественных произведений. создаваемые профессиональными артистами.
Для малышей устраивается так называемый спектакль игрушек. Спектакль игрушек—инсценировка сказки с помощью обычных кукол и игрушек.
Можно подготовить спектакль игрушек по сказкам «Три медведя» Л. Н. Толстого, «Теремок», «Заюшкина избушка», по народным песенкам «Кошкин дом», «Сидит, сидит зайчик», «Кисонька-мурысонька».
Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы).
В методике показа диафильмов (он наиболее часто встречается в детских садах) важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией диафильма желательно вступительное слово воспитателя.Рекомендуются различные приемы показа: речевое сопровождение сеанса, повторный показ в сочетании с детским рассказом. Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т. д.
Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей, соблюдать правила безопасности.
6. Уголок книги в группах.
В целях воспитания у детей интереса к книге и самых элементарных умений пользоваться ею, т. е. рассматривать картинки, в каждой группе детского сада должен быть так называемый книжный уголок, место для хранения и рассматривания книг. Каждый ребенок должен иметь возможность взять любую книжку, сесть за стол, посмотреть картинки, поговорить о них с товарищами. Для книжного уголка выбирается у окна светлое, удобное место. В книжном уголке должна быть полка или витрина, чтобы выставлять книги.
Книги для каждой группы подбираются, соответственно программе детского сада. Дополнительная детская литература, выбранная воспитателем, хранится здесь же.
На витринке в средней группе могут быть любимые детьми книги из предназначенных для младшей группы, точно так же как в книжном уголке старшей группы должны быть любимые детьми книги, которые им читали в младшей и средней группах.
В младшей группе каждая книга имеется в нескольких экземплярах (двух, трех, чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги. Книги на витрине следует время от времени менять. Если воспитатель видит, что дети все реже и реже берут какую-либо книгу, ее нужно на время убрать, а потом снова выставить; тогда дети с новым интересом будут рассматривать ее.
7. Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе.
Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.
Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы:
— Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)
— Участие в проектах
— Информация на сайте ДОУ
В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.
Для эффективной работы по инсценировке литературныхтекстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:
“Знакомство ребенка с художественной литературой”.
“ Роль сказки в развитии речи детей”.
“ Организация бесед по сказкам”.
“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т. п.
Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети
начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них
начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие,
доброта, протест против несправедливости.
Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая
Эффективные приемы методыи средства позволяют педагогу:
Формировать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном
обучении, но и в самостоятельной деятельности;
1. Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей;
2. Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Благодаря использованию приемов развития речи, происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к художественной литературе.
Используя различные формы по приобщению детей к чтению, осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным результатом которого должен стать интерес к книге.
Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ, ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.
Презентация «Деловая игра «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой» Цель: Закрепить знания педагогов по данной теме. Продолжать формировать умения критически относиться к методическим пособиям и творчески.
Конспект открытого занятия по речевому развитию посредством ознакомления с художественной литературой «Пойманная птичка» Конспект открытого занятия по речевому развитию, через ознакомление с художественной литературой «Пойманная птичка», с детьми подготовительной.
Консультация для воспитателей «Методика работы с книгой в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой» Современные дети стали мало читать. Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из.
Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.
Методика закаливания детей младшего дошкольного возраста Самое сложное – это вписать процедуры в свой ежедневный график и точно ему следовать, не пропуская их и не откладывая на потом. Закаливание.
Педагогический совет «Ознакомление детей с художественной литературой дома и в условиях детского сада» Педагогический совет на тему «Ознакомление детей с художественной литературой дома и в условиях детского сада» Актуальность проблемы Ребенок.
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Развитие связной речи у Дошкольников» Подготовила воспитатель: Мартынова Елена Николаевна Балашиха 2018.
Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.