чтение текстов 1 класс в период обучения грамоте
Урок обучения грамоте (чтение) на тему «Текст». 1 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение грамоте: 1 класс.
План-конспект урока по теме: «Текст»
-упражняться в выборе заглавия текста
-определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте
-пересказывать текст по иллюстрациям
-формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте
— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
— воспитывать интерес к чтению
1. Организация класса
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё читай, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
2. Сообщение темы урока.
— Каждый учебный день, мы с вами, ребята, берем в руки учебник чтения. Сегодня –исключение. Учебник нам не понадобиться. Я хочу проверить насколько хорошо вы усваиваете материал. И начнем мы со звуковой разминки.
3. Звуковая разминка.
Чтобы правильно люди могли разговаривать,
Нужно детям научиться звуки выговаривать!
Если будем повторять звуки речи чисто мы,
То, конечно, сможем стать самыми речистыми!
-Внимание на слайд…(звуковая разминка) Чтение гласных звуков.
а о у ы и е ё ю я э
— Назовите буквы с которыми мы уже тоже успели познакомиться, но они не встретились нам на слайде.
— Какие звуки обозначены этими буквами?
-Почему мы не можем спеть эти звуки?( это звуки согласных букв)- они произносятся быстро.
4. Повторение изученного. Обобщение знаний.
— Слова, которые мы произносим –это определенная последовательность звуков.
-Что же мы знаем о слове? Из чего они состоят? (Может состоять из одного или несколько слогов).
-Разделим эти слова на слоги.
— Что можно составить используя слова?
-Перед нами предложение., записанное с помощью иллюстраций. Давайте его прочитаем…
— Рассмотрите схему этого предложения. Сколько в нём слов? Назовите их.
— Составьте предложение по иллюстрации используя схему.
Мама завязывает сыну тёплый шарф.
-Посмотрите на слайд. Перед нами домик.
-Кто знает, что означает этот домик?(текст)
(Последовательность изложения. Смысловая связь предложений.)
5. Работа с текстом.
-Сегодня на уроке мы продолжим учиться составлять тексты.
-Рассмотрите иллюстрации. Определите последовательность событий.
-Составьте предложение к каждой иллюстрации.
Лиса притворилась мертвой, чтобы поймать ворону.
Любопытные птицы приблизились к лисе и стали клевать ее.
Лиса дождалась подходящего момента и схватила ворону.
— Почему эти предложения можно назвать текстом?
— Как вы считаете, для чего тексту необходим заголовок?
— Придумайте заголовки к следующим текстам.
Как только выпадает снег, залегают в берлоге медведи.
Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мохом выстилают своё жилье.
Тепло и уютно в медвежьих берлогах. (В берлоге).
Одинаковые, игрушечные домики расставлены в саду под яблонями.
В них живут пчелы. Домики называются – ульи. Утром из каждого домика вылетает и отправляется на работу тьма-тьмущая пчел.
Несут домой пыльцу, сладкий цветочный сок. Делают в домиках вкусный мед – тот самый, который мы любим. (Пчелиные домики).
Маленький Петя шел по тропинке.
Навстречу выбежала черная лохматая собака.
Петя испугался и хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижался маленький котенок и жалобно замяукал. Он просил защиты от страшного зверя.
Пете стыдно стало перед котенком. Мальчик поднял его и смело пошел навстречу собаке.
Собака остановилась, испуганно посмотрела на Петю и скрылась в кустах. (Защитник).
6. Работа по сказке «Теремок».
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной интересной сказкой. Отгадайте о чём идёт речь?
Зайка в нём жил и лягушка-квакушка,
Волк, и лисичка, и мышка-норушка,
Только медведь поместиться не смог,
С треском разрушился наш (ТЕРЕМОК).
-Послушайте эту сказку. Запомните главных героев.
Стоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка–квакушка и спрашивает:
— Терем–теремок! Кто в тереме живёт
— Я, мышка–норушка! А ты кто?
— А я лягушка–квакушка.
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик–побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, лягушка–квакушка. А ты кто?
— А я зайчик–побегайчик
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка–сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?
— А я лисичка–сестричка.
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок–серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:
— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?
— А я волчок–серый бочок.
Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем–теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, волчок–серый бочок.
— А я медведь косолапый.
Медведь и полез в теремок. Лез–лез, лез–лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
Влез медведь на крышу.
— Только уселся — бах! — раздавил теремок.
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
— В какой последовательности в сказке появлялись герои?
— Попробуем пересказать сказку опираясь на иллюстрации.
— У каждого из вас на столах лежат конверты, в них фрагменты сказки «Теремок». Расположите их последовательно друг за другом. Но будьте внимательны. Один фрагмент сказки пропущен (белый квадрат). Проверьте свою работу.
— А теперь представим себя художниками-иллюстраторами и нарисуем недостающий фрагмент.
— Что вы изобразили в своих рисунках?
— Из чего состоят предложения?
-Из чего состоят слова?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДВ-362438
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тексты-тренажеры для 1 класса
Тексты с заданиями для уроков обучения чтению и письму (букварный и послебукварный период). Цели: знакомство с познавательными текстами о природе; обогащение словарного запаса; развитие внимания, памяти; формирование навыков работы с текстом, навыков осмысленного чтения. Развитие навыков списывания, конструирования предложений-ответов. Подбор текстов, разделённых на слоги, их небольшой объём и характер заданий позволяет ребёнку быть успешным без вмешательства взрослых. Достаточно найти в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос и списать его полностью или сократив без особых усилий. Такая работа хорошо упражняет детей в навыках чтения, списывания и работы с предложением и текстом.
Вопросы предусматривают либо репродукцию, либо переработку материала текстов.
Предмет: Русский язык
Целевая аудитория: для 1 класса
Автор: Кольцова Марина Викторовна
Место работы: МОУ Средняя школа № 10
Добавил: Марина_Кольцова
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Тексты для чтения в 1 классе для читающих детей.
Маленькие познавательные тексты для читающих детей в период обучению грамоте. К текстам можно дописать вопросы.
Просмотр содержимого документа
«Бабочки»
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Какие бывают бабочки?
Какие бабочки ярче, привлекательнее?
Как выглядят ночные бабочки?
Просмотр содержимого документа
«Барбус»
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Как называется группа барбусов?
Где барбусы откладывают икру?
Просмотр содержимого документа
«Божья коровка»
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Как выглядит божья коровка?
Почему её считают хищным животным?
Почему её следует охранять?
Просмотр содержимого документа
«В разведке»
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Кто побывал в космосе первыми?
Запиши клички первых космонавтов.
Зачем их послали в космос?
Просмотр содержимого документа
«Галка и ворона»
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Подчеркни, кто крупнее: галка, ворона, они одинаковы по размеру.
У кого чёрное туловище?
У кого серое туловище?
Подчеркни, у какой птицы серая шея: у галки, у вороны, у обеих птиц,.
Что у галки и вороны одинакового цвета?
Просмотр содержимого документа
«Голоса рыб»
НАЙДИ ОТВЕТ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС И СПИШИ ПОДХОДЯЩЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТЕКСТА.
Методика обучения грамоте в 1 классе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОБУЧЕНИе ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО) В 1 КЛАССЕ.
20 конспектов по обучению грамоте (чтение и письмо) в 1 классе.
Обучение проходит с использованием комплекта учебников «Школа России»:
Русская азбука: учеб. для 1 кл. В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В.Д. Берестов. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
Илюхина В.А. Чудо-прописи 1,2,3,4,ч. для 1 класса начальной школы под ред. В.Г. Горецкого. – М.: «Просвещение», 2006.
В конспектах последовательно отражены спаренные уроки обучения грамоте (интеграция двух уроков – чтения и письма) в букварный период (второй период).
Надеюсь, что система представленных уроков станет понятнее, если раскрыть несколько секретов, от которых зависят плодотворность, успех процесса обучения первоклассников чтению и письму.
1.Настрой на урок. Учитель должен заряжать детей оптимизмом, жизнелюбием, любознательностью.
Высокий темп ведения урока способствует быстрой смене видов деятельности, что тормозит процесс учащихся на уроке. Усталости учащихся также препятствует использование физминуток, пальчиковой гимнастики, разминок для глаз с привлечением тренажёра Базарного; проведения «звуковых эстафет» (подробно см. в уроках 3-4).
3. Сотрудничество учителя и учеников. Это, пожалуй, главный секрет, позволяющий успешно строить учебный процесс, удерживать внимание учащихся на уроке. С этой целью использую старый добрый метод, который в наши дни получил название «сказкотерапия». Сказкотерапия – это одно из направлений психотерапии, без знания которой в наше время, где царят отношения непонимания, злобы и жестокости, работать с детьми просто невозможно (именно по этой причине в настоящее время обучаюсь в педагогическом университете на психолого-педагогическом факультете). Использование в учебном процессе сказкотерапии, библиотерапии, игровой терапии позволяет ребёнку поверить в самого себя, в свои силы и возможности (не случайно эти методы используют при лечении заикания, с их помощью побеждают недуг).
Я уверена, что в наши дни истинный учитель (тот, кто любит жить, старается найти способы, с помощью которых он мог бы помочь подрастающему поколению стать раскрепощённым и счастливым) должен быть хорошим психотерапевтом и психологом.
«Психотерапия – не свод догм и правил, а, прежде всего, горячее сердце и открытая душа, это поиск самого себя и самореализация, а они – самый верный путь к тому, чтобы способствовать реализации окружающих» (К. Мустакас).
Учитель-терапевт – полноправный участник жизни, который совместно с ребёнком ищет смыслы этого мира. Необходимое условие сотрудничества (терапии отношений) – уважение к уникальной природе ребёнка. Слово «терапия» произошло от греческого «служитель». И глагол здесь – «ждать». Учитель-терапевт ждёт, пока ребёнок придёт в согласие с самим собой.
Ребёнок должен ощущать тёплую, человеческую эмпатию взрослого, знать, что взрослый доверяет ему и верит в него, лишь в этом случае ребёнок обретает контроль над самим собой, он находит своё собственное «я».
4. Эмоциональный климат классной комнаты. Это имеет для ребёнка чрезвычайно важное значение, т. к. классная комната становится его местом, он ощущает свою причастность. Здесь должна царить атмосфера гармонии, покоя и значимости.
5. Определение ограничений. Это один из важных аспектов в становлении отношений сотрудничества, определяющий границы отношений, вырабатывающий ответственность ребёнка по отношению к самому себе и к окружающим. При отсутствии ограничений, ребёнок пребывает в обстановке угрозы и неизвестности. Негативные чувства порождают барьер во взаимоотношениях.
6. Структура урока. Долгое время я экспериментировала в поисках целесообразных, приемлемых для каждого предмета структурных моментов урока. В результате остановилась на интегрированных комбинированных уроках, где выработалась своя определённая система. Хочу поделиться опытом проведения уроков обучения грамоте в 1 классе, для которых характерна следующая структура.
Структура уроков обучения грамоте.
5 минут «жужжащего» чтения с использованием «Практического пособия для обучения детей чтению» О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой способствуют развитию и совершенствованию навыков чтения, что в дальнейшем приводит к высоким показателям при проверке техники чтения. По окончании работы в «Пособии…» «Читательская пятиминутка» будет осуществляться путём чтения книг из классной библиотеки, которую целенаправленно создавала в течение многих лет.
3*Повторение ранее пройденного материала.
На данном этапе так же, как и на последующих, активно использую педагогическую методику Г.А. Бакулиной (см. «Начальная школа» №4 2002 г.), осуществляемую средствами субъективизации, позволяющую вести активный поиск метода решения проблемы, что способствует развитию творческого (проблемного) мышления учащихся, формированию ключевых компетентностей.
Субъективизация – качественно новый уровень вовлечённости школьника в планирование и осуществление учебного процесса, где ученику передаётся часть функций учителя,
4* Определение темы урока (методом субъективизации).
5.* Изучение нового материала.
1. Слого-звуковой анализ слов, содержащих изучаемые звуки; характеристика звуков по предложенному алгоритму.
2. «Новоселье» буквы в «Замке букв», имитирующем ленту букв, где есть красная «гостиная» (гласные буквы), сине-зелёная «гостиная» (буквы, обозначающие 2 согласных звука: твёрдый и мягкий), синяя «гостиная» (буквы, обозначающие 1 согласный звук: твёрдый), зелёная «гостиная» (буквы, обозначающие 1 согласный звук: мягкий), белая «гостиная» (ь, ъ).
3. Из истории изучаемой буквы.
4. Книжная пятиминутка.
5 минут для расширения кругозора учащихся, для знакомства с миром детской художественной литературы, со сказочными героями, литературными персонажами и их авторами.
5. Работа с учебником:
чтение слогов и предложений;
работа по картинкам, способствующая развитию речи,
чтение стихотворений и пословиц с обращением к толкованию слов (словарная работа) с целью обогащения словарного запаса учащихся,
занимательные упражнения, игры со словами, развивающие языковую наблюдательность.
6. Обучение письму строчной буквы.
зрительное восприятие изученной буквы с использованием забавных стихотворений, способствующих её запоминанию;
«тактильное знакомство» со строчной изученной буквой методом ощупывания буквы, вырезанной из наждачной бумаги, в направлении письма;
письмо буквы с помощью вкладыша;
Из всего изученного мною опыта педагогов в плане обучения детей письму я обратила внимание на опыт Е.Н. Потаповой. Её система оказалась наиболее плодотворной, развивающей не только каллиграфию, но и скоропись.
Обучение письму условно разделено на 3 этапа:
первый: штриховка, развитие мускульной памяти;
второй: «тактильное знакомство» с буквой методом ощупывания букв, вырезанных из нежной наждачной бумаги, в направлении письма;
третий: письмо букв с помощью вкладыша.
Штриховку (1 этап) использую в «Школе дошкольника», два последующих этапа – на уроках обучения грамоте.
7. Пальчиковая гимнастика.
5 минут для знакомства с теорией и совершенствования практических навыков по развитию речи (знакомство с понятиями «текст», «тема текста», «основная мысль текста», «заголовок», «дикция», «темп», «выразительность», «культура общения» и т. д.; произношение чистоговорок, скороговорок).
Иногда в качестве физминутки проводится «Звуковая эстафета» (см. подробнее Уроки 3,4).
10. Обучение письму заглавной буквы (проводится аналогично обучению письму строчной буквы).
11. Разминка для глаз с использованием тренажёра Базарного.
6* Закрепление изученного материала.
Чтение слогов-слияний с изученной буквой с использованием абака, где в центре карточки помещена новая буква, обозначающая согласный звук, а гласные перемещаются на подвижной полосе, образуя новые слоги. Пособие позволяет закрепить навык осознанного произношения твёрдого или мягкого согласных звуков в зависимости от следующей за ними гласной.
Упражнение «Волшебное окошко».
Чтение слогов-слияний по слоговым таблицам, составление слов из слогов. Указателем слогов является «Волшебное окошко» (демонстрационная карточка с отверстием, на которой изображён сказочный герой). Данное упражнение используется на разных этапах урока.
Упражнение «Твёрдый – мягкий».
Упражнение «Звонкий – глухой».
Дифференциация согласных звуков по звонкости – глухости с использованием сигнальных карточек: с колокольчиком – обозначает звонкий согласный звук; с молоточком – обозначает глухой согласный звук.
5 минут для активизации словарного запаса учащихся:
определение значений слов;
знакомство с многозначностью слов;
подбор синонимов и антонимов.
7* Подведение итогов.
Проведение интегрированных комбинированных уроков способствует выработке прочных навыков. Не стоит пугаться однотипности структуры урока, т. к. каждый, казалось бы, привычный структурный момент ежедневно обновляется и видоизменяется содержанием материала, появлением новых сказочных героев, новыми игровыми ситуациями, особенностями сложившихся взаимоотношений на данном уроке. Тонкость и острота мышления, гибкость во взаимоотношениях, использование воздействия внешних факторов в данной конкретной ситуации, мастерство учителя позволяют превращать уроки, выстроенные по единой схеме, в неповторимые, захватывающие.
Для каждого структурного момента на уроке существует своя сигнальная карточка, которую показывает учитель. Через несколько уроков после начала использования сигнальных карточек дети уже без слов понимают, каким видом работы займутся в данный момент и чрезвычайно быстро перестраиваются, готовят необходимые пособия. Чёткость скрашивается сигнальными карточками, применение которых превращается в своеобразную игру со своими правилами.
7. Создание проблемных ситуаций на уроке:
создание ситуации выбора, принятие решения;
сравнение, сопоставление фактов, явлений;
экскурсы в историю открытий, изобретений;
показ приёмов, иллюстрирующих рассогласование между теорией и жизненным опытом учащихся;
принципиально новый взгляд на привычное явление;
сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления.
В самом процессе решения учебных проблем чаще всего участвуют наиболее способные учащиеся, но целенаправленная работа по развитию речи, логического мышления учеников способствует постепенному вовлечению всех детей в разрешение проблемных ситуаций.
8. Разностороннее развитие учащихся на уроках обучения грамоте.
Интегрированные комбинированные уроки обучения грамоте позволяют ежедневно решать целый ряд задач.
выделять из слов на слух, дифференцировать и характеризовать изучаемые звуки;
составлять слого-звуковые схемы слов;
составлять текст в соответствии с правилами: предложения в тексте связаны по смыслу; к тексту можно придумать заглавие; все предложения в тексте имеют границы и определённое место;
узнавать графический образ букв.
Познакомить учащихся с последовательностью написания букв, видами соединения букв.
речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, языковую наблюдательность и культуру;
интерес к чтению, к книге, к истории нашей страны;
ключевые компетентности (умение решать проблему, осуществлять поиск недостающей информации; умение сотрудничать, отвечать за свои поступки и др.).
Формировать навыки плавного, правильного, орфоэпического, осознанного, выразительного чтения.