Что будет если кормить ребенка смесью с рождения

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Смотреть фото Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Смотреть картинку Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Картинка про Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Фото Что будет если кормить ребенка смесью с рожденияНесмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Смотреть фото Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Смотреть картинку Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Картинка про Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Фото Что будет если кормить ребенка смесью с рожденияЧто же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Источник

Раннее искусственное вскармливание — последствия и решение

Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Смотреть фото Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Смотреть картинку Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Картинка про Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Фото Что будет если кормить ребенка смесью с рождения

Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Смотреть фото Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Смотреть картинку Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Картинка про Что будет если кормить ребенка смесью с рождения. Фото Что будет если кормить ребенка смесью с рождения

На прием к Н. А. Кругловой, врачу-диетологу, обратилась мама ребенка 6 месяцев с жалобами на запоры, на беспокойство ребенка при дефекации.

Мальчик Игорь, 6 месяцев, родился от 2-й беременности, срочных родов. Первые роды закончились рождением здорового ребенка, грудное вскармливание до 2 месяцев. Возраст матери при рождении второго ребенка 29 лет.

Анамнез жизни и заболевания

Первая половина беременности осложнена токсикозом. Роды естественные. Оценка по шкале Апгар 8/9 баллов. Масса тела при рождении — 3200 г, рост — 52 см. Закричал сразу, к груди приложен в родильном зале. Течение периода новорожденности без особенностей.

Нервно-психическое развитие соответствует возрасту.

Вскармливание грудное до 1 месяца.

Обращение к врачам

До обращения к врачу-диетологу ребенок находился под патронажем врача-педиатра участкового. Часто мама самостоятельно определяла достаточность питания ребенка, принимала решения по вопросам вскармливания, самостоятельно пыталась устранить нарушения желудочно-кишечного тракта (запоры, беспокойство при дефекации), появившиеся после раннего перехода на искусственное вскармливание. Спустя несколько месяцев после возникновения первых функциональных нарушений ЖКТ мама с шестимесячным ребенком обратилась к врачу-диетологу.

Задача врача-диетолога: откорректировать нарушения питания ребенка, составить индивидуальную программу вскармливания при функциональных нарушениях желудочно-кишечного тракта, правильно подобрать искусственную смесь.

Развитие ребенка

1 месяц

Рост ребенка — 55 см, вес — 4000 г. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту.

Прибавка в весе — 800 г.

Переход на смешанное вскармливание.

В возрасте 1 месяца мать посчитала, что грудного молока ребенку недостаточно, так как, по ее мнению, он часто прикладывался к груди и не выдерживал интервалы в 3 часа. Поэтому после кормления грудью она докармливала ребенка адаптированной смесью «Нестожен-1». Начальные объемы смеси — 20–30 мл. В течение 2 недель объем смеси мама увеличила до 50–60 мл в одно кормление. Смесь была выбрана самостоятельно.

Контрольное взвешивание после кормления грудью мама не проводила. Объем введения докорма определялся субъективно.

До введения смеси в питание ребенка стул был 4–5 раз в сутки, гомогенный мазеобразный, горчично-желтого цвета, без примесей. Дефекация не вызывала беспокойства ребенка. На первом месяце жизни, со слов мамы, отмечались приступы кишечных колик. Во время них ребенок сильно беспокоился, поджимал ножки к животу. Облегчение приносили массаж живота и теплые ванны.

После введения смеси консистенция кала стала более плотная, частота дефекации 2–3 раза в сутки, диспепсических расстройств не наблюдалось.

Оценка ситуации врачом-диетологом

Данные действия матери (переход на смешанное вскармливание) были не обоснованы, так как за первый месяц жизни прибавка в весе у ребенка составила 800 г, что соответствует норме. Мама не проводила контрольное взвешивание при грудном вскармливании. Данная процедура дала бы ей точное понимание того, сколько ребенок получает грудного молока. И только после этого можно было бы делать выводы о необходимости введения искусственных смесей.

Мнение мамы, что ребенок, находящийся на естественном вскармливании, в возрасте 1 месяца всегда должен выдерживать трехчасовые интервалы между кормлениями, — ошибочно. Существует два вида грудного вскармливания: по часам и по требованию ребенка. Например, ВОЗ в настоящее время рекомендует кормление по требованию, которое не предполагает наличия строгого режима кормления грудью.

Основной признак недостаточного питания ребенка — низкая прибавка массы тела

Контрольное взвешивание

Окончательный вывод о недостаточной лактации может быть сделан на основании результатов взвешивания ребенка в домашних условиях после каждого кормления в течение суток — контрольного взвешивания. Для взвешивания подойдут детские весы, стоимость которых не столь велика, как об этом пишут участники всевозможных интернет-форумов для мам. Купить такие весы можно в любых детских магазинах (а также в интернет- магазинах).

Принцип метода: ребенка необходимо взвесить до и после кормления в той же одежде, не меняя пеленок, даже если за время кормления он помочился или оправился. Разница между полученными цифрами обозначает то количество молока, которое ребенок высосал за одно кормление. Процедуру взвешивания нужно повторить 3–5 раз в сутки для максимальной точности.

Далее следует рассчитать средний показатель количества молока за одно кормление: полученные данные складываем и делим на количество кормлений, после которых проводилось взвешивание. Затем умножаем эту цифру на количество кормлений за сутки и получаем показатель объема молока, который ребенок в реальности получает за 24 часа. Чтобы понять, достаточно ли этого количества, необходимо сравнить полученное число с объемом молока, требуемым ребенку в зависимости от возраста.

И если ребенок получает достаточное количество грудного молока, прибавляет в весе (в соответствии с нормой), то нет необходимости поднимать вопрос перехода на смешанное или искусственное вскармливание.

В случае недостаточного питания врач должен помочь матери правильно организовать и поддержать грудное вскармливание, учитывая индивидуальные особенности мамы (повысить лактацию, объяснить методику сцеживания) и ребенка (например, докармливать из бутылочки сцеженным молоком, если ребенок неохотно берет грудь при слабом потоке молока, не требует еще молока и засыпает).

1,5 месяца

В возрасте 1,5 месяцев появились жалобы на запоры, на беспокойство ребенка при дефекации. Стул 1 раз в 2–3 дня, плотной консистенции, без посторонних примесей. Часто акт дефекации сопровождается беспокойством ребенка.

Для облегчения симптомов врачом-педиатром участковым были рекомендованы массаж и гимнастика на гимнастическом мяче. Мама проводила эти процедуры, однако частота стула не изменилась.

2 месяца

Переход на полное искусственное вскармливание.

Рост — 58 см, вес — 4900 г. Нервно-психическое развитие соответствует возрасту.

Прибавка в весе — 900 г.

В связи с жалобами матери на резкое сокращение количества грудного молока по рекомендации врача-педиатра участкового ребенок был переведен на полное искусственное вскармливание указанной выше смесью.

Далее в статье:

Расчет объема кормления для ребенка 2 месяцев

Оценка ситуации врачом-диетологом

Оценка ситуации врачом-диетологом

Оценка ситуации врачом-диетологом

На приеме у врача-диетолога

Результаты лабораторных методов исследования

Таблица 1. рацион на момент обращения к врачу-диетологу

Таблица 2. рацион, рекомендуемый врачом-диетологом

Примерный рацион ребенка с учетом рекомендаций

Полную версию статьи можно прочитать в печатной версии журнала
«Практическая диетология»!

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

Источник

Энциклопедия мам

1. Полезная информация для мамы

Грудное молоко –лучшее питание для малыша. Оно содержит различные биологически активные вещества, которые пока невозможно воссоздать даже в самой лучшей смеси. Грудное молоко – залог физического и психического здоровья человека. Сохраняйте грудное вскармливание как можно дольше, хотя бы до года.

Иногда маме по самым разным причинам приходится отказываться от грудного вскармливания. Но, не расстраивайтесь, не вам одной приходится пройти этот путь! Мы поможем Вам получить информацию, которая поможет сориентироваться в выборе и принятии решения о питании своего малыша.

Каждый ребенок растет и развивается по своему собственному плану, а это значит, что маме нужно научиться наблюдать за ребенком, понимать его потребности и, главное, не переживать, если что-то идет не по плану.

1.1 Смешанное (СВ) и искусственное (ИВ) вскармливание – что это такое

Считается, что смешанное вскармливание подразумевает получение ребенком не менее 150-200 мл или не менее 1/5 суточного объема грудного молока от общего количества питания (грудным молоком и смесью) в сутки. Остальное количество питания ребенок получает в виде докорма молочной смесью.

Смешанное вскармливание, как правило, является временным периодом, после которого ребенок либо возвращается к грудному, либо переходит на полностью искусственное вскармливание.

Искусственное вскармливание подразумевает либо отсутствие грудного молока, либо его объем менее 1/5 от всего объема суточного питания.

1.2. Показания к введению докорма, СВ или ИВ

2. Как организовать смешанное вскармливание новорожденного или грудничка

2.1. Правила введения докорма или ИВ

2.2. Смешанное или искусственное вскармливание – как организовать

Если перевод на СВ не вызван острой необходимостью, то вводить смесь стоит постепенно. Ребенок первого полугодия жизни еще физиологически не созрел и должен адаптироваться к новому питанию, а это не всегда проходит гладко. Нужно быть готовым к проявлению дисфункций ЖКТ – запорам, расстройствам желудка, усилению метеоризма, срыгиваний и колик.

Особенности введения докорма

Если объем докорма невелик, то его лучше давать с ложечки. Если докорм производится из бутылочки, то лучше подобрать упругую соску с небольшими отверстиями. Легкое поступление молока через соску способствует более быстрому отказу от груди.

Как правильно организовать режим питания, если грудное вскармливание происходило по требованию. Если ребенок при ГВ находился на свободном вскармливании (по требованию), то соблюдение этого принципа можно сохранить и при СВ с учетом объемов кормления грудным молоком (обязательно из обеих грудей). Компенсировать объем смесями можно по требованию ребенка, который в этом случае требует более частого, но в меньших количествах питания. Смешанное вскармливание. Режим питания, если грудное вскармливание происходило по расписанию. Как правило, при 6-7 разовом кормлении рекомендуется соблюдение 3-3,5 часовых интервалов между кормлениями днем и 6-ти часовой перерыв на ночной сон. При введении прикорма (любое детское питание кроме смесей) в период от 4 до 6 месяцев ребенок может быть переведен на 5-ти разовое кормление.

Объем питания в первые 10 дней жизни ребенка.

Объем может быть рассчитан по формуле Зайцевой:

Суточный объем молока или смеси= 2% от массы тела при рождении х n, где n – день жизни новорожденного ребенка.

Пример: ребенок 3200 г, 5 дней жизни

Объем питания в сутки = 3200 г х 2% = 64 г

64 г Х 5 дней = 320 г смеси в сутки

Объем одного кормления = количество дней жизни ребенка х 10

«Объемный метод» расчета питания для детей старше 10 дней. Объем питания ребенка со средним уровнем физического развития*. Суточный объем питания делят на количество приемов пищи и получают объем одной порции грудного молока или смеси (5-7 раз в день).

10 дней – 2 месяца = 1/5 массы тела или 600 – 900 мл

2 – 4 месяца = 1/6 массы тела или 800 – 1000 мл

4 – 6 месяцев = 1/7 массы тела или 900 – 1000 мл

*В объем не входят детские чаи, соки и вода. Все количества являются ориентировочными и зависят от индивидуального состояния ребенка.

Как перейти на смешанное или искусственное вскармливание. В этом лучше всего Вам поможет лечащий педиатр, который посоветует оптимальный режим кормления для Вашего малыша.

2.3. Чек-лист переносимости смеси

3. Плюсы и минусы смешанного вскармливания

Большой выбор смесей

Животное, особенно коровье молоко в смесях, трудно усваивается, что может привести к дисфункциям ЖКТ – срыгивания, поносы, запоры, развитию аллергических реакций.

Усваиваемость витаминов и минералов из смесей ниже, чем из грудного молока.

Не все смеси обогащены веществами, стимулирующими развитие нормальной микробиоты (пребиотики и пробиотики)

Неаккуратность при хранении и разведении смесей грозит попаданием в бутылочку патогенных организмов. Материнское молоко стерильно.

В некоторые смеси для устранения запоров и срыгиваний включена клейковина, этот ингредиент может травмировать незрелую слизистую кишечника ребенка

4. Какая смесь лучше при смешанном вскармливании

Выбор смеси начинается с выбора молока, из которого она приготовлена

4.1. Козье или коровье молоко?

Коровье молоко

Козье молоко

ПЛЮСЫ

Дешевле для коммерческого производства смесей

Усваивается быстрее и легче коровьего из-за особенностей белков и жиров козьего молока

Более традиционно и привычно

Более доступно (распространено) для производства и личного потребления

Ниже содержание αs1- казеина (до 6%) против 38% в коровьем. αs1- казеин- одна из причин возникновения аллергии на белок коровьего молока (АБКМ)

Отличный вкус при соответствующем фермерском разведении

Казеиновый профиль козьего молока образует менее плотный казеиновый сгусток (коагулят) в желудочке малыша. Такой коагулят переваривается переваривается быстрее и легче, чем коровье молоко.

Богато различными витаминами и минералами

Сыворотка козьего молока переваривается легче сыворотки коровьего молока. Это происходит благодаря свойствам β-лактоглобулина козьей сыворотки, 77% которой перевариваются ЖКТ (против 17% β-лактоглобулинов коровьего молока).

Традиционно используется для приготовления смесей

Высокое содержание природных нуклеотидов (в 4-10 раз выше, чем в коровьем молоке).

5 нуклеотидов козьего молока идентичны 5 нуклеотидам грудного молока (из 14 изученных нуклеотидов грудного молока).

Это повышает защитные силы организма.

Высокое содержание природных олигосахаридов (в 4-5 раз выше, чем в коровьем молоке).

Олигосахариды способствуют улучшению пищеварения и поддержанию иммунитета.

Тяжело переваривается незрелым ЖКТ младенца

Высокая стоимость козьего молока и продуктов на его основе

4.2. Чек-лист «Лучшая смесь для смешанного вскармливания»

Смесь соответствует возрасту ребенка (0-6 мес., 6-12 мес., 12+ мес.).

Смесь является адаптированной по белковому составу – в таблице питательно ценности проверяете % соотношения сыворотки (минимум 60%) и казеина (минимум 40%) для возраста от 0 до 6 месяцев.

Смесь обогащена функциональными ингредиентами:

4.3. Лучшая смесь для искусственного вскармливания

Старайтесь не менять смесь, если она подошла малышу. Таким образом, если ребенку подошла смесь, которую он ел при смешанном вскармливании, то целесообразно продолжить кормление этой смесью и при искусственной вскармливании.

Частая смена смеси не полезна для ребенка. т.к. адаптация к новому продукту у всех происходит по-разному и может занимать от 0 до 30 дней. В этот период ребенок может чувствовать различные дискомфортные состояния, что ухудшает качество его жизни.

ВНИМАНИЕ: Информация носит исключительно справочный характер, все дети индивидуальны, по любым вопросам питания и здоровья своего малыша обязательно проконсультируйтесь у лечащего педиатра.

Публикация подготовлена на основе:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *