Что будет если не сойдет благодатный огонь на пасху библия
Православная Жизнь
Что будет, если Благодатный огонь не сойдет, рассказывает архимандрит Виктор (Коцаба).
Справка:
Благодатный огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел апостол Петр.
Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков.
– Отче, сколько раз Вы присутствовали при схождении Благодатного огня?
– Милостью Божьей довелось быть несколько раз свидетелем этого чуда. Конечно, впечатления незабываемые. Прежде всего, сама поездка требует определенных усилий: в эти дни в Иерусалиме огромное количество людей и совсем не просто пройти в Кувуклию Гроба Господня, где сходит Благодатный огонь.
Такое ощущение, что именно в этот день, в Великую субботу, Храм Гроба Господня становится центром мира. Народ прибывает еще с вечера, весь город перекрыт, активизируются полицейские на постах. Непрост и путь до Храма Воскресения Христова, который нужно преодолеть, войдя в старый город. Через каждые 100-200 метров – новый пост, люди сбиваются в толпы. В одной из них мы однажды стояли больше часа. Сам путь не длинный, но занимает примерно до 1,5 – 2 часов. Случается, что тебя зажмут в центре давки, и ты никуда не можешь продвинуться. Все торопятся к Храму Гроба Господня.
Мне запомнилась моя первая поездка на схождение Благодатного огня, тогда у меня не было никаких особых пропусков, но удалось спокойно пройти весь путь и остановиться прямо возле входа в Кувуклию. Тогда для меня это было тоже чудом. (улыбается)
– Никто не знает, в какой момент сойдет Благодатный огонь? Как проходит ожидание?
– Вся наша делегация уже с 10 утра находится в Храме. Огонь сходит обычно около 2 часов дня. Мы все это время пребываем на одном месте, потому что если выйдем, то зайти будет нелегко, практически невозможно. Вокруг крики, суета, шум и жара. Есть, конечно, возможность помолиться, потому что стоим возле самой Кувуклии Гроба Господня.
Сначала появляется арабская православная молодежь, которая на своем языке выкрикивает лозунги, предвозвещающие, что Христос Воскрес, поет разные песни, бегает, вылезает с барабанами на Кувуклию. Увидев впервые такое поведение в храме, я был поражен. Но это считается нормой: во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить эти «дикарские» пляски, молодежь в Храм не впустили – и Огонь не появился. Патриарх молился в Кувуклии два часа и затем приказал впустить арабов. Тогда только огонь снизошел.
Арабы словно обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи.
Далее Патриарх с архиереями Иерусалимской Церкви возглавляет Крестный ход, трижды обходя Кувуклию, после чего полностью разоблачается и заходит во внутрь. Тушат все лампады. Устанавливается царственная тишина, несмотря на большое количество людей, только появляются вспышки телефонов, фотоаппаратов. Спустя минут 15 Патриарх выходит уже с Огнем и раздает его всем. Кто-то из «танцевавших» православных арабов подбегает к нему, берет Огонь, и, рассекая толпу, просто бежит в другой конец Храма. Через считаные минуты весь Храм пылает Благодатным огнем.
Сразу же после схождения огонь обладает особым свойством, он не жжет лицо и руки. Я проверял на себе, действительно это так. Он ощущается мягким, не похожим на привычный для нас огонь. После этого все друг друга поздравляют словами «Христос Воскрес!»
– Есть предание, что если не сойдет огонь, то будет конец света.
– Это, конечно, известное предание, поэтому все ждут с трепетом и страхом схождения Благодатного огня.
– А были случаи, когда огонь не сходил?
– Был единственный случай в истории, когда схождение Благодатного огня произошло за пределами Храма по молитвам православного патриарха. Произошло это в 1579 г.
Как известно, владельцами Храма Гроба Господня являются несколько Церквей. И вот священники Армянской Церкви, вопреки традиции, уговорили и подкупили султана Мурата Правдивого и градоначальника, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. По призыву армянского духовенства со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были отстранены не только от Кувуклии, но и выведены из Храма. Они молились о схождении огня перед входом в святыню, скорбя о случившемся.
Армянский Патриарх молился около суток, однако никакого чуда не произошло. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снисхождении огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный Патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески – и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный огонь. Это колона до сегодняшнего дня сохранилась у входа в Храм Воскресения Христового.
Что будет если не сойдет благодатный огонь на пасху библия
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Три случая, когда Благодатный огонь не пожелал сходить по воле и амбициям отдельно взятых личностей
Тем, что лишь на православную Пасху сходит с неба Благодатный огонь (при условии, что в храме Гроба Господня служит православный патриарх по православному календарю), Бог свидетельствует об истинности православной веры, Православной Церкви.
Разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта.
Найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.
В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Произошел раскол христианской церкви, на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.
В течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточной церкви. И не было ни одного случая, когда бы благодатный огонь не сошел бы на христиан.
В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами. Римская церковь, получив поддержку герцогов и баронов и считая Православных за вероотступников, принялись буквально попирать их права и православную веру. Православным христианам было запрещено входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, у них отбирали имущество и церковные здания, унижали и притесняли, вплоть до применения к ним пыток.
Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книги «Падение Константинополя»:
«Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (ред: православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…».
Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него…
Скоро грянуло Божье возмездие. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.
В 1578 году, после очередной смены турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новоиспеченным «мэром» о том, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха получит представитель Армянской церкви. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху.
В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны.
Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.
Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.
«Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: «Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера — вера православных христиан» — писал инок Парфений.
Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня.
Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор. Кстати, это была не единственная попытка мусульманских властей, воспрепятствовать схождения Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): «… однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась».
141-й Патриарх Иерусалимский Феофил III. Полный титул: Блаженнейший и Всесвятейший Кир Феофил, Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, обонпол Иордана, Каны Галилейской и святого Сиона.
Раз в год, на богослужении совершающемся во Храме Гроба Господня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, ровно в 12:55 он, вместе с армянским архимандритом, входит в Гроб Господень.
Там, стоя на коленях перед Ложем Спасителя, они читают молитву, после чего возжигают свои пучки свечей от явившегося чудесным образом огня, и выносят его ожидающему народу.
Согласно укоренившейся за 2000 лет традициям обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местные православные арабы.
В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.
По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918–1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел.
А вот, что пишет английский историк Стивен Рансимен о гонениях на православных после взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 году.
Факты основаны на западных хрониках: «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы… Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав… „
Говорят также об одном случае. Благодатный огонь не появился в печальную Пасху, в 1923 году. В это время патриарх Тихон был отстранен от управления Русской Православной Церковью.
Однажды турки, овладевшие Иерусалимом, запретили православным служить, и те, не допущенные в храм, стояли у его входа, плакали и молились — Благодатный огонь вдруг вырвался из одной из колонн храма, оросив православный люд.
Эта трещина в колонне, образованная вопреки всем законам природы, доныне служит свидетельством торжества Православия.
Что может случиться, если не сойдет Благодатный огонь на Пасху
Москва, 15.12.2021, 16:31:49, редакция FTimes.ru, автор Елена Вайло.
На врата Храма Гроба коронавирус «надел» замок. Говорят, что в этом году из-за пандемии тысячи, миллионы верующих не смогут попасть и стать свидетелями настоящего чуда — схождения Благодатного огня на Землю. Более того, все чаще задается вопрос: а что, если огонь не сойдет? Будет ли это знаком приближающегося апокалипсиса?
Как происходит пасхальное чудо в Иерусалиме?
Схождение огня в главной христианской святыне — Храме Гроба Господнего — это, пожалуй, одно из самых ожидаемых чудес. В это время сердца всех верующих замирают в ожидании и вечном вопросе: сойдет или нет? Когда огонь сходит — все от души радуются, а Храм освещается множеством зажженных свечей. Православные души благоговеют, и иерусалимский огонь развозят по всему миру.
Схождения Благодатного огня, как правило, ожидают с двух часов дня. В это время ожидание и волнение верующих становится особенно сильным. В Храме потушены все свечи и лампады. Как только под куполом рождается огонь, Патриарх разоблачается, снимает всю богослужебную одежду и остается в нижнем подряснике — стихаре. Затем он входит в Гроб Господень, за ним закрывают дверь, и он усердно молится. Во время этой молитвы Благодатный огонь начинает сходить с неба на вату на Гробе Господнем. Первый огонь обретает форму голубой росы. Собрав эти первые огненные капли, Патриарх умывается им. Говорят, что этот огонь в течение сорока секунд не способен обжечь и опалить.
В это же время в руках верующих сами по себе воспламеняются свечи.
Кстати, схождение Благодатного огня на Гроб Господень происходит не только в Пасху, но и в некоторые другие дни, даже когда Храм закрыт и в нем никого нет. Это не раз фиксировала установленная там камера видеонаблюдения.
Что будет, если не сойдет Благодатный огонь на Пасху?
Что же будет, если Благодатный огонь не сойдет не Пасху? По словам священника Максима Первозванского, такое, конечно, теоретически возможно. Однако для начала следует задаться вопросом: почему человека интересует подобный вопрос? Это знак недостаточной веры.
Много говорят о том, что несошедший Благодатный огонь на Пасху — это предзнаменование скорого конца света. Однако ни в одном церковном учении не говорится о связи между схождением огня и апокалипсисом.
Даже если Благодатный огонь в Иерусалиме не сойдет, это не будет значить ровным счетом ничего, утверждает священник, отмечая, что в «Откровениях Иоанна Богослова» о конце света нет ни единого слова про Благодатный огонь.
Благодатный огонь сходит или его зажигают?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Я человек верующий, но недавно наткнулся на кое-что, связанное с чудом схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня. Это было интервью с армянским священником, который участвует в богослужении в Великую Субботу во время схождения Благодатного Огня. Он трижды присутствовал на этом богослужении непосредственно с патриархом в Кувуклии и утверждает, что огонь зажигается от масляных лампад и сам по себе не сходит. Будь это атеист или человек просто далекий от веры я бы и слушать не стал. Но ведь это священник! Я искал точный ответ на эту тему, изучил процесс богослужения, грубо говоря? все, что происходит во время этого. Но чего-либо, что могло бы опровергнуть слова этого священника, не нашел. В итоге вместо радости с Пасхой ко мне пришли новые вопросы без ответов. «Почему все говорят, что Огонь сходит, появляется чудесным образом, а он утверждает обратное?». И грех маловерия. Настолько это все забило мне голову, что дело дошло до слез и криков внутри себя: «Как же так?». Что мне теперь делать? Я понимаю, что это большой грех маловерия, но я бы что угодно сейчас отдал, лишь бы убрать все сомнения и вернуть крепкую веру!
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Иерей Виктор НИКИШОВ
Божие благословение на Вас!
Вот всегда лукавый подкинет какие-то мысли, и непременно они будут в таком виде, чтобы омрачить радость праздника. Не нужно на них поддаваться.
В этой и многих других ситуациях нужно научиться отделать главное от второстепенного.
Я не буду опровергать или утверждать мысли, о которых Вы написали, но напомню о Символе веры. Символ веры — это молитвословие, в котором все основные положения и догматы Православной Церкви изложены в краткой и очень точной форме. Составлен он в IV веке отцами I и II Вселенских Соборов. В нем ни слова нет про Благодатный огонь. Это значит, что тема Благодатного огня в принципе второстепенна, а значит, она не требует таких усиленных мыслей и раздумий, которыми Вы мучитесь.
Утверждение о Божественной природе благодатного огня не является догматом Церкви.
Также нет никакого четкого подтверждения тому, что в тот год, когда не сойдет благодатный огонь, придет антихрист. Существует Апокалипсис Иоанна Богослова, который описывает события последних времен. И там нет так же ни слова о Благодатном огне.
Таким образом нам нужно сделать вывод, что излишнее поклонение благодатному огню, ожидание его с замиранием сердца и страх от того, что он не сойдет – опасная тенденция, которая уводит нас от главного события Светлого Христова Воскресения. В средствах массовой информации даже встретилось такое жуткое по своему смыслу утверждение: «Благодатный огонь сошел, а значит Христос Воскрес!».
Получается, мы уже не христиане, а огнепоклонники. К этому чуду нужно относиться спокойно и помнить о его второстепенности. Не стоит гоняться за доказательствами или опровержениями, так как этим безуспешно занимаются не первый десяток лет. Нужно помнить о самом главном чуде – чуде Воскрешения Христа.
Что касается огня, могу сослаться на рассказ паломника и посоветовать Вам успокоиться на том, что огонь как минимум необычен, поскольку очень многие люди свидетельствуют, что он не обжигает в первые моменты, у многих свечи в руках вспыхивают сами и никакого пожара, несмотря на такое огромное количество людей с открытым огнем, не происходит.
Что будет, если Благодатный огонь не сойдет
Есть несколько версий по поводу того, сколько раз Благодатный огонь не возгорался, а также предположений о том, чудо ли это вообще.
Четыре или один
Украинский епископ Виктор (в миру Владимир Коцаба), неоднократно присутствовавший в Иерусалиме при схождении Благодатного огня, утверждает, что в истории был всего один случай, когда данное чудо в Храме Гроба Господня, несмотря на молитвы, не произошло — это было в 1579 году. По словам епископа, в тот год православных священников вывели из Храма — Пасху в нем отмечали служители и верующие только Армянской Церкви. Армянский патриарх молился о схождении огня почти сутки, но чуда не случилось.
Все это время православные священники возносили молитвы о благодати у стен Храма. И, согласно преданиям, просьбы о ниспослании Благодатного огня были услышаны — ударивший с неба луч попал в колонну Храма (она сохранилась до наших дней), рассек ее, одна из искр воспламенила свечу православного Патриарха Софрония IV. От свечи Софрония получили огонь и другие православные верующие.
По утверждению английского историка Стивена Рансимена, были еще два случая, когда Благодатный огонь не сходил — в 1101 году и в период правления Иерусалимом Британии (первая половина ХХ века, точной даты Рансимен не назвал). В первом случае причиной непоявления Благодатного огня называется ущемление прав восточных христиан, которых не пустили в Храм Гроба Господня. Во втором случае речь шла о препятствовании совершению верующими арабами ритуальных танцев при схождении огня. Благодатный огонь сошел только когда «дикарские» пляски все-таки разрешили.
Писатель Юрий Воробьевский в книге «Орден Иуды» приводит сведения о четвертом случае, когда Благодатный огонь не снизошел — в 1923 году (тогда расстреляли Патриарха РПЦ Тихона).
Что будет, если Благодатный огонь не сойдет
Епископ Виктор подтверждает, что наиболее популярно предание о скором наступлении конца света, если Благодатный огонь не сойдет. Епископ Кременчугский и Лубенский Николай дополняет: по преданиям, необходимо три условия для того, чтобы утверждать о грядущем светопреставлении — нахождение Ноева ковчега, засыхание Маврийского дуба и собственно отсутствие Благодатного огня в Великую Субботу.
Тайна или нет
О том, является ли схождение Благодатного огня чудом, давно ведется полемика. Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что этот процесс — тайна, которую не стоит стремиться постичь, ее нужно воспринимать как данность, милость Божию.
Диакон Андрей Кураев спровоцировал скандал своим «переводом» слов Патриарха Иерусалимского Феофила III, который якобы заявил, что схождение Благодатного огня — процесс рукотворный, это всего лишь часть церковной церемонии, никакого самовозгорания на самом деле нет. С резкой критикой высказывания Кураева выступил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, возглавляющий фонд Андрея Первозванного, заявившего, что диакон по-своему интерпретировал слова Патриарха Феофила. В свою очередь, Кураев сослался на личное мнение, которое расходится с официальной позицией иерархов РПЦ.