Что чукчи делают с женщинами
Первая брачная ночь у чукчей: почему они смеются, узнав о таком обычае
Для каждого человека в современном обществе брак является не только началом семейной жизни, но и чем-то духовно связующим двух людей в одно целое. Однако у разных народов совершенно разные взгляды как на брак, так и на первую брачную ночь. Определенное внимание хотелось бы уделить брачным обычаям Чукотки, ведь мировоззрение народов Севера совершенно отличается от принятого нами.
Свадебный обряд
Чукотская свадьба издревле проходила в несколько этапов или обрядов. В первую очередь ритуал проходил в яранге жениха. Женщину и мужчину обмазывали кровью жертвенного оленя, выводя знаки, которые символизировали охрану семьи. После брачующиеся приносили жертвоприношения огню, закату и рассвету, а также «кормили» домашних охранителей. Также существовала такая свадебная церемония, как «путешествие из-за скуки», когда молодожены и их родственники ехали к родителям невесты с подарками в виде оленей и угощений. Уже в том доме обряд бракосочетания проводился снова.
Браки
У чукчей существовало несколько видов брака, например, брак между двоюродными братьями и сестрами или между дядей и племянницей. Стоит уточнить, что браки между родственниками обговаривались как до рождения детей, так и после их появления на свет. Так же необходимо отметить, что присутствовали и такие браки, где один из партнеров был намного старше. Однако в том случае, когда мужчина был младше жены, ему было необходимо взять в жены еще одну женщину в целях работы и выживания. Конечно, и в таких суровых условия присутствовала романтика, когда мужчина выкрадывал женщину и проходил определенные испытания. Но в основном молодой человек за невесту обязан был отработать у тестя не один год. И если в конечном итоге мужчине было отказано, то он считался абсолютно никчемным и обязан был работать даже не прося еды. Только уже через полгода-год работы на семью невесты молодой человек мог начать с девушкой интимные отношения, и тогда это и считалось началом семейной жизни.
Другие обычаи, связанные с браком
Из предыдущей информации становится понятно, что первой брачной ночи как таковой у чукчей не существует. Этому есть и другое доказательство. При договоренности о браке на ранних годах жизни детей, допускаются и их половые отношения. В этом случае о настоящей любви среди представителей этого народа говорить стоит в особых случаях.
Однако с родами дело обстоит куда суровее. Роженицу оставляют одну, без какой-либо помощи со стороны. К несчастью многие после подобных родов не выживают.
Любовные утехи чукч, которые заставят покраснеть любого
Чукчи – коренной народ крайнего северо-востока, о котором сложено множество забавных небылиц и историй. Загадочные жители тундры – умелые оленеводы и ловкие охотники всегда интересовали ученых, ведь они, как никто смогли приспособиться к самым суровым и экстремальным условиям естественной среды. Что уж там говорить о чукотских женщинах, которые не перестают поражать своей силой воли, духа и выносливостью.
Например, у них не принято выражать в слух страдания во время родов и уж тем более вызывать на дом повитуху.
Статная и дородная
Известному этнографу Владимиру Богоразу удалось долгое время прожить в Заполярье, чтобы досконально изучить традиции, поверья и местную бытовую жизнь чукчей. В I части научного труда «Чукчи» он подробно описал, как устроена социальная жизнь обитателей крайнего северо-востока. «В процессе родов женщинам не позволено стонать, кричать. Также запрещено прибегать к помощи других женщин. Родившая ребенка женщина сама отрезает пуповину и утилизирует плаценту», – об этом написал в своем труде В. Г. Богораз.
В суровых жизненных условиях на стойбищах женщины не могли рассчитывать даже на самую элементарную медицинскую помощь. И так было на протяжении всех предыдущих столетий. Как ни странно, но среди женщин-чукчей ценились те, которые обладали «стальной» выносливостью, дородностью и плодовитостью. Главным достоинством молодых девушек в глазах потенциального мужа считался широкий таз, благодаря которому роды проходили быстро и без осложнений.
А ведь на самом деле, кому нужны эти проблемы? У чукчей принято было брать в жены породистых и крепких девушек, которые могут без проблем родить здорового ребенка своему мужу. Исследователь отметил, что молодые юноши прежде всего обращают внимание на статность и силу красавицы, и обязательно делают комплимент ее большому тазу, а уж потом обращают внимание на красоту волос, которые также свидетельствуют о крепком здоровье избранницы. Самый ходовой комплимент, который парни делают девушкам: «Крупная женщина, широкий таз, длинные волосы».
Как и у некоторых женщин, роды у чукчей не всегда проходят быстро и гладко. Поэтому тем роженицам, которые не могли «разродиться» и не сдерживали стонов, вызывали повитуху. Однако, у чукчей роды с чьей-либо помощью – признак слабости, более того – позора. В дальнейшем женщина испытывала презрительные насмешки из-за того, что не смогла самостоятельно родить. Более того, таким же насмешкам подвергали ее мужа, прозывая «повитушным».
Снег как средство охлаждения
Многие исследователи были поражены крепкой физической силой чукотских женщин. Северным красавицам не страшен был голод, холод и другие жизненные невзгоды. Будучи в таких условиях, они всегда держались стойко и проявляли «железное» терпение.
В своем труде В. Г. Богораз написал о том, как чукотские женщины умудрялись шить в уличных условиях при 30-градусном морозе. При этом их руки оставались не защищенными на протяжении многих часов работы.
Также этнограф отметил, что некоторые из них в процессе шитья снимали с себя одежду, оставаясь на морозе полураздетыми, а чтобы не вспотеть, клали себе за ворот куски снега.
Воинские качества
В своей книге «Военное дело чукчей» историк, А. К. Нефедкин написал о подвигах чукотских красавиц. Также ученый поведал об их беспощадности: часто женам приходилось убивать своих детей, затем самих себя. К этому жестокому поступку их подталкивала безысходность, когда они понимали, что враг приближается. Для них это был знак, что их мужья проиграли битву. Другие, более стойкие и выносливые жены умудрялись отвоевать свое пристанище.
Некоторые женщины шли в поход со своими мужьями и помогали им в бою. Нефедкин написал о том, как в одной небылице упоминается об одной семейной паре, которые вместе убивали топором своего противника.
Русские рассказывали, как одна пожилая женщина убивала из лука врагов, атаковавших стойбище ее семьи. Часто встречаются истории о прекрасной женщине-воине, сумевшей победить врага в битве на копьях в то время, когда ее муж пас оленей, оставив беззащитную жену с детьми.
Работа сутками напролет
Примечательно то, что северные красавицы могли работать по 2-3 суток без отдыха и сна. Как правило, тяжелому труду повергались девушки в семьях свекрови и свекра.
«Работая над шкурами весь день, молодая девушка приступала к ночной стрижке стада. Утром, вернувшись домой, она снова принималась за работу и без каких-либо признаков усталости трудилась до самого вечера», – писал В. Г. Богораз.
Также этнограф отметил, что в целом положение северных красавиц в чукотском обществе, требует кардинального изменения и улучшения. При каждой возможности сказать что-нибудь в свою защиту, невестка слышала заезженную фразу: «Ты женщина, значит молчи».
В. Г. Богораз упомянул одну ситуацию, когда старшая невестка чукчи по имени Eigeli отработала 2 суток в оленьем стаде, и вернувшись домой едва ли держалась на ногах. Тем не менее, свекор не пожалел женщину и приказал ей накрыть стол для гостей.
«Она настолько была уставшей, что еле передвигалась», – упомянул этнограф. Также исследователь услышал, как одна 20-летняя девушка, жившая по соседству, во время работы свалилась с ног без сознания.
Супружеская жизнь
Состоятельные чукчи позволяли себе иметь по несколько жен. При этом малейшая ревность со стороны одной из женщин строго осуждалась мужьями.
Профессор С. А. Арутюнов в своем труде «У берегов Ледовитого океана» подробно описал, как происходил обмен супругами у северных жителей.
«Женщина может с легкостью может с легкостью обзавестись любовником или еще одним мужем, которые вдобавок могут стать еще и другом первого мужа. Бывают и такие ситуации, когда мужья договариваются между собой: эту зиму ты поживешь с моей супругой, а я с твоей, а ближе к весне поменяемся», – отметил С. А, Арутюнов.
Таких мужчин именовали «друзьями по жене». Чукчу, который не хотел уступать свою жену своему другу, считали гнусным и недостойным собственником по отношению к супруге.
Почему чукчи предлагают своих жен гостям? Ничего общего с распущенностью
Почему чукчи предлагают своих жен гостям – для европейского человека такая традиция кажется чудовищной. Но если вникнуть в ситуацию, Заполярье – местность далеко не многолюдная, и найти там холостого парня или незамужнюю девушку – задача не из простых. Тут уже речь о том, чтобы повстречать свою любимую половинку, даже не идёт – просто кого-то противоположного пола и подходящего по возрасту повстречать бы.
Чукчи предлагают своих жен гостям, заботясь о здоровье своего потомства
У малочисленных и небольших народностей гостям, которые ложились спать с их женщинами, принято было радоваться. Ведь от таких случайных связей в семье потом рождались здоровые дети. К таким народностям относятся и чукчи. У них веками считалось большой честью то, что гость вступал в интимные отношения с хозяйкой семейства.
Женщины в этой ситуации всё делали для того, чтобы понравиться желанному гостю и чтобы он не смог устоять перед их чарами. А если положенное время спустя у женщины рождался ребёнок от гостя, то это событие было праздником для всего селения. Связано это с проблемами совершенно естественными, не имеющими ничего общего с распущенностью.
В малочисленной народности чукчей младенцы часто отличались хилостью, страдали различными заболеваниями и редко кто из них становился взрослым – дети просто умирали. Если же в «любовном процессе» участвовал случайный человек со стороны, это было настоящее спасение, которое воспринималось как чудо.
У чукчей-оленеводов издавна было принято передавать своих жён в пользование по правилам «краткосрочной аренды». Когда мужчина из другого клана уходил на промысел, он брал с собой чужую супругу. Женщина эта в пути была ему не просто хорошей хозяйкой, она также выполняла обязанности самой пылкой любовницы. И всё ради того, чтобы её дети, которые могли родиться от такой связи, были бы здоровыми.
Чукчи предлагали своих жен гостям и создавали шведские семьи
Чукчи отличаются моногамностью, однако издавна повелось так, что у богатых оленеводов жён было две, а то и более. Это объяснялось практическими соображениями: отдельное стадо – за ним следит одна из женщин. Она руководит рабочими и выполняет всё необходимое по хозяйству. Хозяйка – это, как правило – первая супруга, а вторая – помощница.
Существовало у чукчей и такое понятие как групповой брак. Это та же шведская семья, её формировали родственники или просто близкие друзья. Мужчины называли себя товарищами по жене и меняли между собой супруг, сменяя друг друга в постели. Такой обычай помимо всего прочего, ещё и выживать людям помогал, потому что кочующему по тундре оленеводу всегда можно было добраться до соседнего стойбища и не сомневаться в крове и домашнем уюте, если это дом его товарища по жене.
Связь между людьми в групповом браке была очень крепкой, ведь все рождённые таким образом дети были общими, поэтому их всегда поддерживали и окружали заботой все члены большого семейства.
Групповые браки – это настоящее спасение для бесплодного мужчины. Ведь его жена всё равно обязательно родит детей, и это непременно будет радостное событие, неважно, кто именно будет его биологический отец.
Чукчи и их традиции, связанные со вдовой покойного брата
Суровые условия жизни оленеводов часто приводили к гибели мужчин от переохлаждения, от недоедания, от зубов хищника. Летальный исход мог наступить просто из-за небольшой травмы или несчастного случая. И женщина, на попечении которой могло быть несколько маленьких детей, оставалась один на один с суровой действительностью.
Левират знаком многим народностям в странах Азии, на Крайнем Севере, американским эскимосам. Таким образом, в сложной жизненной ситуации женщина и осиротевшие дети получаются обеспеченными защитой и финансовой поддержкой. Интересно, что на старших братьев этот обычай не распространяется – только на младших членов семьи мужского пола.
Чукчи предлагают своих жен гостям, и это просто способ выживания народности
Углублённое изучение данного вопроса учёными-социологами показало, что такая линия поведения чукчей с сексуальной распущенностью народности или племени не имеет ничего общего. Таким образом люди старались выжить, сохранить свой род именно путём освежения своего генофонда, что способствовало не только выживанию, но ещё и развитию народности.
Для историков не является секретом тот факт, что поиском свежей крови были озабочены многие народности. Молодым людям по этой причине приходилось, достигнув определённого возраста, уходить из родного селения и искать себе невесту. В нашей сказке «Царевна-лягушка» сюжет тот же: из лука братья стреляли и шли вслед за полётом стрелы в поисках невесты.
Межнациональные браки – это всегда стремление к улучшению своего потомства, как бы вульгарно не относились к этому отдельные члены социума. На примере современных народностей, которые были образованы разными расами, можно убедиться, что от такого симбиоза – одна только польза.
Newsrank
Материалы не попавшие на сайт мы выкладываем в нашей Viber-группе и Telegram-канале. Обязательно проверь!
Феномен гостеприимного гетеризма изучал французский этнограф Арнольд ван Геннеп. По мнению ученого, обряд можно расценивать как способ налаживания связей с чужестранцами. Все свои наблюдения и умозаключения он отразил в книге «Обряды перехода», вышедшей в свет в 1909 году.
Гостеприимство у народностей Камчатского края
Средства контрацепции в данном случае являются неприемлемыми, поскольку основная цель соития – зачатие ребенка. Если она была достигнута, все селение с радостью воспримет эту новость и начнется празднование, ведь зачатый ребенок будет содержать гены представителя другого народа, а, значит, будет обладать крепким здоровьем и хорошим генофондом.
Одним из первых американцев, познавший необычные традиции северных народов, стал известный адмирал Роберт Пири. Он заполучил «полевую жену», с которой в последствии даже познакомил свою законную супругу.
Удивительные обычаи эскимосов с Аляски
Проблемы с потомством наблюдались и у жителей материковой Аляски, которые проживали обособленно от других стран и народов Земли. Эскимосам нередко приходилось вступать в брак с относительно близкими родственниками, что приводило к рождению детей со слабым здоровьем.
Для оздоровления потомства эти народы тоже стали практиковать измену «в знак гостеприимства» и нередко обмениваются женами с мужчинами из других поселений. Особыми привилегиями пользуются сильные представители племени, которые всегда имеют широкий выбор между представительницами женского пола.
Сексуальное гостеприимство встречается и в других уголках мира. Этот довольно странный обычай характерен для народностей, ведущих замкнутый образ жизни. Одним из примеров является австралийское племя арунта, в котором мужчины с удовольствием делятся своими женами с чужестранцами чтобы улучшить гены потомства. Нередки случаи, когда женами делятся даже с представителями того же племени в качестве дружественного жеста и проявления симпатии.
Традиция северного народа: зачем чукчи предлагали своих жен пришедшему в дом гостю
Необычная традиция жителей Заполярья – предлагать своих жен пришедшему в дом гостю – кажется для европейского жителя дикостью. Официально такой уклад именуется гостеприимным гетеризмом. Связано такое несвойственное принятие в доме гостей с острой потребностью в разбавлении генов для рождения здорового потомства. Для мужа было огромной честью, если гость проявит к его супруге симпатию и после этого родится здоровый ребенок.
Зачем чукчи предлагают своих жен гостям
Когда община живет замкнуто, рано или поздно происходит кровосмешение, и в итоге каждый второй становится братьями или сестрами. А так как выбирать свою вторую половинку больше не из кого, то и жениться или выходить замуж приходилось на родственнике.
В результате таких союзов у пары рождалось слабое болезненное потомство. Нередко рожденные дети у семьи чукчей рождались хилыми и попросту не выживали. Если в соитии участвовал посторонний человек, то это могло спасти ситуацию.
У чукчей принято предлагать гостям своих жен. Если пришедший в дом мужчина проявлял симпатию к хозяйке дома, это было честью для мужа, который с радостью уступал ему свое спальное место. Глава семейства надеялся, что в результате интимной связи у его жены родится здоровое потомство, пусть и не от него.
Женщины в этой ситуации, делали все, чтобы привлечь внимание гостя. Такое поведение чукчей не имеет ничего общего с изменой, ведь пара делает все для продолжения своего рода. Если у жены впоследствии интимной связи с посторонним мужчиной рождался крепкий малыш, это считалась праздником для всего селения, иначе по-другому народность просто вымерла бы.
Предлагая своих жен гостям, чукчи создавали шведские семьи
У чукчей издревле существовал обычай по созданию групповых браков. Из-за слияния союз был представлен несколькими родственниками или друзьями. Напоминает это шведскую семью, в которой мужчин именовали «товарищами по жене». Такой способ по обмену женщинами в постели, помогал вечно кочующему народу выживать в условиях Крайнего Севера.
Групповые браки скрепляли людей между собой, создавая целые общины. Обмен женщинами позволял решать проблему бесплодия и рождения здорового потомства. Каждый участник группового союза мог рассчитывать на поддержку со стороны остальных членов немаленькой семьи.
Дети, рожденные в общине, считались общими и заботились о них все участники большой семьи. Если у ребенка погибали биологические отец или мать, то это не представляло никакой проблемы, ведь ухаживать за ним продолжали другие члены общины.
Еще один интересный факт группового брака: если погибал муж, то супруга не считалась вдовой, а передавалась по наследству младшему брату или ближайшему родственнику.
Как обмен женами помогал чукчам продолжать свой род
Рождение ребенка у северных народов всегда считалось большим чудом и радостным событием для всего племени. Ведь родился еще один представитель их народа, а значит, и продолжатель рода. Многие столетия благодаря своим «диким» для цивилизованного общества традициям, чукчи смогли решить демографическую проблему и успешно выжить.
Так продолжалась до тех пор, пока древнему народу не стали доступны знания о жизни «белых» людей с их классическим укладом жизни. Когда вечно кочующие чукчи, живущие в примитивных ярангах, узнали о существовании больших теплых домов и об отношениях в классических семьях, их народ начал стремительно вымирать.
Согласно Всероссийской переписи 2002 года, чукчей осталось всего около 16 тысяч человек. Следуя традициям «большой земли», где люди давно ведут современный образ жизни, северный народ постепенно отказывается от старого уклада. Именно это и привело к тому, что со временем чукчи, как народ, стали «растворяться» в современном обществе и вымирать.