что дает пересказ текста
есть ли польза пересказа любого текста?
Но лучше всего не пересказывать, а обсуждать прочитанное.
Как не утонуть в море информации?
Практически каждый современный человек ежедневно поглощает огромное количество информации. Существенная ее часть приходится на письменные источники – переписку, статьи, книги, рассылки, публикации в интернете и т. д. Чтобы быть в курсе событий, приходится читать много и довольно быстро. Однако важно, чтобы и в памяти что-то осталось. И лучше, когда не что-то, а важная информация.
Вопреки распространенному мифу, скорость и качество совместимы! Давайте рассмотрим инструменты скорочтения, которые помогут в этом.
Если вы читаете большое количество текстов, разделите их на 3 условные категории:
Это могут быть тезисы выступления, билеты к экзамену, инструкции, нормативно-правовые акты и т. п.
Посвятите подобным текстам больше времени. Читайте вдумчиво, подчеркивайте главные мысли или ключевые слова. Можете сделать конспект или нарисовать майнд-мэп. Проработав текст, повторите его. Первое повторение лучше делать через 20 минут после чтения, второе – через 6-8 часов.
Это могут быть новости, тематические статьи, материалы некоторых рассылок или даже энциклопедии.
При работе с текстами данной категории старайтесь не вчитываться в детали. Максимально сконцентрируйтесь на главном. Для этого еще перед началом работы с текстом сформулируйте вопросы. Например: «Каковы три работающие стратегии увеличения прибыли предприятия в период экономического кризиса?», «Что случилось вчера в Приднестровье?» или «Почему поссорились Брэд Питт и Анджелина Джоли?».
Найдите ответ на вопрос – достаточный и при этом не слишком подробный. Не старайтесь прочитать абсолютно все, ведь это не приблизит вас к цели (получить четкий ответ), зато отнимет время.
Сюда относятся художественная литература и развлекательные материалы (их читайте как вам нравится – быстро или медленно, запоминая детали или нет). А также все тексты, которые вы читаетебез четко сформулированной задачи («запомнить полностью» или «найти ответ на вопрос»).
Первое, что стоит сделать, — бегло просмотреть подобный текст и определить, что же вы от него хотите. То есть понять свою цель. Она может быть более «размытой», чем при работе с текстом 2-й категории, например: «Хочу узнать что-нибудь новое о системе мотивации персонала».
Формулировка цели поможет сделать чтение более эффективным – сосредоточиться на важном именно для вас и перестать отвлекаться на не значимую информацию. К примеру, вы читаете книгу о мотивации и задаете себе вопрос: «Это новое для меня?» — и отвечаете: «Нет, уже знаю». Значит, можно не вчитываться и перейти к следующему тезису.
Обязательно сформулируйте в 1-2 предложениях главную идею текста, то есть его доминанту. Если материал оказался насыщенным, и вы почерпнули многое, сделайте краткий пересказ или конспект.
В чем польза деления текстов на категории? Во-первых, вы ранжируете информацию, делите ее на важную и не важную. Это способствует запоминанию того, что вам действительно необходимо, и вы не перегружаете память лишними деталями. Во-вторых, перестав читать тексты 2 и 3 категорий «от корки до корки», вы можете существенно сэкономить время.
В следующей статье я расскажу о важной технике, которая помогает сделать чтение любого текста максимально продуктивным.
А пока напишите в комментариях: тексты какой категории встречаются вам чаще всего? Возможно, у вас есть свои приемы их эффективного чтения и запоминания?
Хороший вопрос. Зачем нужен пересказ?
Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о произошедших событиях, увиденном и услышанном, выдуманном или прочитанном? Удается ли ему четко и точно сформулировать мысли, передать свои чувства и эмоции?
Умение чётко и ясно высказать свое мнение, точно передать информацию, подобрать нужные слова, чтобы утешить, приободрить, возразить, потребовать, заинтересовать формируется на протяжении всей жизни. Его основы закладываются в довольно раннем возрасте, а целенаправленная работа над формированием умения рассказывать проводится в начальной школе. Именно для того, чтобы ребенок научился пользоваться всеми возможностями человеческой речи, начиная с первого класса дети получают задания типа «придумать рассказ», «пересказать текст», «выучить наизусть».
Каждый из этих видов заданий требует особого подхода и может вызвать определенные затруднения. В этой статье постараемся разобраться, зачем нужен пересказ и как помочь ребёнку получить пользу от рассказывания.
Пересказ — на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами (вариант задания «пересказ близко к тексту» подразумевает употребление некоторых наиболее ёмких и точных слов и выражений, использованных автором). Но многим первоклассникам эта работа даётся с трудом. Можно назвать следующие наиболее частые проблемы при подготовке пересказа младшими школьниками:
Цель школьных пересказов — помочь ребёнку научиться избегать подобных ошибок, обогатить и разнообразить его речь, приучить к последовательности и точности изложения.
Как правило, учителя редко подробно инструктируют детей перед пересказом, ограничиваясь формулировкой задания — «пересказать страницы с тринадцатой по пятнадцатую». Но у всех учеников разные уровни речевого развития, опыт публичных выступлений. Отличаются спецификой и восприятие, мышление, память. В итоге далеко не каждый первоклассник в состоянии самостоятельно подготовить хороший пересказ. При этом неудачный опыт, приобретенный при пересказе на уроке, может сослужить дурную службу — вызвать негативное отношение к подобным заданиям, обиду, сомнение в собственных силах.
В начальной школе для пересказа предлагаются, в основном, два типа текстов. Первый — это рассказ-описание. В таких текстах мало событий, но большое количество образных выражений, необычных, эмоционально окрашенных слов. Цель такого пересказа — расширить, обогатить словарный запас детей. При подготовке пересказа текста-описания надо акцентировать внимание на словах, употребленных в переносном значении, многозначных словах, сравнительных оборотах. Для закрепления полученных знаний полезна игра «Что на что похоже», самой простой вариацией её является разглядывание облаков и сравнение формы облаков со знакомыми предметами. Образные выражения и сравнительные обороты, которые встречались в тексте пересказа, можно напоминать и в повседневной жизни: осенние листья похожи на золотые монеты, дождь напоминает слёзы, солнце на небе как будто улыбается прохожим и т.п.
Второй тип текстов, часто предлагаемых для пересказа — это авторское описание каких-либо событий. Обычно для пересказов выбирают тексты, в которых отсутствуют диалоги или их число сведено к минимуму. Здесь у ребёнка есть возможность, в первую очередь, потренироваться в передаче речи другого человека. Важно также достоверно рассказать о последовательности событий. Для расширения словарного запаса в таких текстах могут пригодиться слова, описывающие эмоциональное состояние людей и животных, особенности их внешнего вида. Показать ребёнку, что приобретенные им навыки пересказа актуальны и полезны, вы можете в повседневной жизни, предлагая ему вспомнить, например, на кого из литературных персонажей внешне похож прохожий на улице, предложить составить самостоятельный рассказ о забавном эпизоде или запомнившемся событии. При случае напоминайте ребёнку, какие интересные, меткие, точные выражения из литературных произведений он встречал в пересказываемых текстах. Помогайте почувствовать, что богатый словарный запас — это действительно мощный инструмент, который помогает достичь взаимопонимания с окружающими.
Помочь использовать пересказ как средство для развития речи, а не как способ получить дополнительный стресс может несложная памятка.
Готовлю пересказ
Перепишите текст памятки крупно на небольшую карточку, ещё лучше — если ребёнок сам изготовит себе такую напоминалку. Постарайтесь первое время помогать ребёнку выполнять каждый пункт памятки, пока привычка действовать в определенной последовательности не станет относительно устойчивой. В дальнейшем процесс подготовки к пересказу, осознанный и разделенный на этапы, станет основой для подготовки ответов у доски на уроках в средней школе и при экзаменационных ответах в старшей и высшей школе.
Пересказывать прочитанные книги Чтобы стать умнее
Чтение — не только источник знаний, но и хороший тренинг эмоционального интеллекта. Книги помогают развивать эмпатию и понимать других людей, моделируя в воображении внутренний мир персонажей. Но при правильном подходе их потенциал может быть гораздо больше. Разбираемся, как привычка пересказывать книги позволяет извлечь из чтения максимум.
Зачем пересказывать?
Чтобы лучше запомнить прочитанное
Зачем читать, если большую часть прочитанного мы забываем уже через неделю? Во многом это неизбежный процесс, но стоит постараться запоминать самое главное. Лучший способ стимулировать память — записать то, что вы узнали, своими словами и перечитать. Это работает так: когда вы мысленно пересказываете и записываете содержание книги, вы задействуете больше областей мозга, чем просто при чтении. Например, при письме активны двигательные центры. А перечитывая рукописный текст, вы стимулируете речевой центр мозга больше, чем при чтении печатного текста. Чем больше разнообразных стимулов при усвоении информации получает центр памяти (гиппокамп), тем важнее информация кажется мозгу и тем больше шансов, что он решит ее сохранить. Именно по этой причине в современных учебниках часто предлагают писать резюме в конце каждой главы.
Чтобы лучше понять книгу и себя
Обычно еще в процессе чтения мы можем легко определить, нравится нам книга или нет. Гораздо сложнее ответить на вопрос «Почему?». А именно от ответа на него зависит богатство читательского опыта. Обсудить прочитанное с другими людьми (например, в книжном клубе) — не единственный способ разобраться в своих впечатлениях. Пересказ книги для самого себя дает такой же эффект. Во-первых, в процессе пересказа уточняешь множество фактических деталей, которые могли ускользнуть при чтении. Во-вторых, разбираешься в мыслях и чувствах, которые вызывает прочитанное. Мы любим и не любим книги, которые резонируют с чем-то внутри нас, так что анализ своих предпочтений — это еще и реальный инструмент самопознания.
Как пересказывать?
Делать заметки на полях
Пересказ начинается с заметок. Создатель «интеллектуального хаба» Farnam Street Шейн Пэрриш советует обращаться с книгой как с рабочим материалом: делать пометки на полях, загибать запомнившиеся страницы, подчеркивать фразы, которые вызывают вопросы. На основе заметок можно составить свой план книги, не обязательно совпадающий с ее оглавлением. Включите в него интересные вам идеи и концепции с указанием страниц, на которых они упомянуты. Так делает, например, Мария Попова, автор популярного блога о литературе и культуре BrainPickings.org.
Использовать метод Фейнмана
В методике американского физика Ричарда Фейнмана усвоение книги разбито на четыре этапа, каждый из которых все больше вовлекает вас во взаимодействие с текстом.
— Запишите все новое, что вы узнали из прочитанного о конкретной теме.
— Представьте, что вам нужно объяснить это ребенку понятным языком. Отбросьте специальные термины и метафоры, постарайтесь сформулировать мысль ясно и четко, но не упрощая и не искажая содержание. Хороший способ увидеть разницу между знанием предмета и знанием того, как он называется.
— Определите пробелы в понимании. Если вы не смогли что-то объяснить для себя простыми словами, возвращайтесь к книге и попробуйте понять.
— Составьте из своих заметок связный текст.
Практиковать активное чтение
Чтобы регулярно делать заметки о прочитанных книгах, нужны стимулы. И лучший из них — обратная связь. Каждая прочитанная книга — это такой же повод высказаться, как удачная фотография и любые другие впечатления. Публикуйте свои читательские заметки в социальных сетях, делитесь полюбившимися цитатами в твиттере, пишите рецензии для Goodreads, комментируйте чужие отзывы. Превратите осмысление прочитанного в общение. Активное чтение отличается от пассивного так же, как активное владение иностранным языком от пассивного словарного запаса.
7 причин, почему изложения не только не бессмысленны, но и полезны
В школе сегодня уделяют много внимания сочинению. Оно и понятно: этот формат ждет детей на экзаменах. А про изложение многие забывают. Наш блогер, автор учебников по русскому языку Екатерина Бунеева, рассказывает, чему учит это упражнение.
Изложение — письменный пересказ текста. Он, как и устный, бывает подробный, сжатый и выборочный. В школе всегда начинали с подробного (в начальных классах и дальше), затем писали выборочное (классе в 6-м примерно), а в 7-8-м учились сжатому изложению как самому трудному.
Сейчас полная неразбериха и вообще непонятно, есть ли система работы над изложением от класса к классу или нет. А ведь польза от этого упражнения огромная! Да, я не оговорилась: изложение — это не контрольная работа «на оценку», а просто речевое упражнение наряду с другими (письмо по памяти, свободный диктант, сочинение). В чем же эта польза?
1. Учит вдумчиво читать
Чтобы письменно пересказать текст, его надо сначала прочитать и понять всю информацию: и ту, что лежит на поверхности, и ту, что спрятана «между строк», и главную мысль автора. Значит, первый этап подготовки к изложению — это изучающее чтение текста: не умеешь читать — не поймёшь текст, не поймёшь — не перескажешь.
2. Выделять главное
Чтобы глубже понять и лучше запомнить содержание текста (а развивать память тоже полезно), надо выделить в каждом абзаце ключевые слова, определить тему текста. Если ключевые слова выделены верно, тему сформулировать легко.
3. Видеть микротему
Чтобы последовательно передать содержание текста, нужно сформулировать микротему («маленькую тему») каждого абзаца. Это трудно, но если научиться, не страшна никакая письменная работа.
4. Составлять план
Если последовательно записать названия микротем, получится план текста. План и ключевые слова — это и опора для изложения, и одновременно приёмы понимания текста. Двойная польза!
5. Развивать устную речь
Чтобы письменно пересказать текст, надо сначала пересказать его устно, опираясь на план и ключевые слова каждого абзаца. Развивается связная устная речь, ребёнок учится логическим переходам от одного абзаца к другому. Полезно работать в парах: один слушает, другой пересказывает и наоборот.
6. Работать в черновике
Чтобы хорошо написать изложение, нужен черновик. Работая на черновике, ребёнок постигает культуру создания текста и понимает, что ни один текст не создаётся «с колёс», нужна тщательная работа, исправления, самопроверка и только потом — окончательный вариант на чистовике.
7. Выражать свою мысль
Работая над изложением, ребёнок учится передавать содержание «своими словами», но у него перед глазами — образец литературной речи, с которым нужно сравнить свои формулировки и увидеть, что одну и ту же мысль можно выразить разными способами. Следование образцам на этапе ученичества чрезвычайно полезно.
В соответствии с методикой развития речи сначала учим писать изложение прочитанного текста, а примерно с 6 класса — чередуем изложение прочитанного и изложение прослушанного текста. Постепенно, классу к 8-му, приходим к изложению только «на слух». Уметь читать и понимать текст, воспринимать информацию на слух, понимать, структурировать её и передавать подробно, сжато или выборочно — чрезвычайно востребованные умения и для учёбы, и для множества профессий.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как научить ребенка пересказывать тексты
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать.
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.