что дарили в старину молодоженам на свадьбу
HolidayDays.ru
Каждое свадебное торжество – индивидуально организованное мероприятие со своими традициями и бюджетом. Но есть некоторые моменты, которые едины для любой свадьбы, в частности, это подарки, которые гости преподносят молодожёнам, как свидетельство их уважения к новой семье и желание оставить память о себе.
Что традиционно преподносили на Руси молодожёнам в подарок
Истоков традиции преподносить подарки жениху и невесте сегодня не вспомнит никто, но традиция хороша, несёт в себе позитив и приятное ожидание чего-то необычного. Подарки в старину молодожёнам имели особую подоплёку и обязательно несли в себе значение. Ценность подарка зависела от благосостояния дарящего, от сословия семьи, в которой состоялась свадьба, но всегда гости старались, чтобы подарок оставил о себе память.
Самыми запоминающимися и традиционными считались старинные подарки молодожёнам, сувениры, сделанные собственными руками – неразлучники. Обычно родственники договаривались о том, кто изготовит этот подарок, а дарили сообща, сопровождая процедуру дарения песнями и поздравлениями. Неразлучник представлял собой две тряпичные куклы, пришитые накрепко друг к другу. Куклы изображали мужчину и женщину в ярких нарядах. Этот сувенир должен был находиться в спальне супругов на видном месте, оберегая семью от разлуки.
Родители молодых обязательно преподносили икону Божьей матери в подарок молодым. Она должна была охранять жилище новой семьи, помочь в рождении детей. Для создания фундамента благосостояния молодых гости преподносили в подарок молодожёнам то, что могло использоваться в старину в хозяйстве: домашнюю утварь, постельные принадлежности, посуду, предметы мебели, домашних животных. С намёком на скорейшее прибавление в семействе не возбранялось дарение люльки для будущего малыша.
В зажиточных семьях и подарки были более существенными: золотые и серебряные изделия, другие дорогие украшения, антиквариат, недвижимость, земля. Отличительная черта подарков сводилась к тому, чтобы подарки не лежали мёртвым грузом, а приносили пользу и улучшали благосостояние молодой семьи.
Дочерей в семье с малых лет готовили к тому, что они выйдут замуж, поэтому, как только девушка приобретала навык шить, вышивать, вязать, то она начинала готовить подарки для будущего жениха и родственников: платки, пояса, рубашки, полотенца.
Жених преподносил в качестве подарка полный свадебный гардероб: подвенечное платье, туфли, фату. Вдобавок к этому, он традиционно дарил будущей супруге ларец с драгоценностями, гребешком, мылом и зеркалом.
Каждый свадебный подарок нёс особый смысл, в основном это касалось понятных всем человеческих понятий: молодым желали любви, благополучия, достатка, прибавления в семействе, спокойствия и ровных отношений.
Подарок, который дарили в старину молодожёнам, часто носили символический характер, а потом уже рассматривалась его материальная сторона. Доброе слово, сопутствующее подношению, порой значило больше, чем денежная составляющая. Поэтому подарок, сделанный своими руками в старину, ценился, хранился в семье и передавался из поколения в поколение.
К числу таких подарков можно отнести, например, сделанные народным умельцем часы на стену, расписную посуду и кухонную утварь, деревянные сувениры, полотенца, расшитые вручную. Такие подарки создавали уют в доме и напоминали о добрых напутствиях для счастливой семейной жизни. Эти добрые традиции помогали сохранять прочные семейные отношения на долгие годы.
Какие старинные традиции подарков на свадьбу можно использовать сегодня
Современность внесла кардинальные коррективы не только в организацию свадеб, но и в отношение к подаркам. Но суть предмета дарения осталась прежней: подарки должны быть практичными и нужными. Поэтому бытовая техника заменила кухонную утварь, которую преподносили в дар молодой семье много лет назад. На смену самодельной посуде пришли сервизы фабричного производства, а вместо расшитых рушников молодым дарят современный текстиль.
Это нормальный подход к процедуре дарения, потому что времена изменились, и современные люди воспримут без понимания те подарки, которые восхищали молодожёнов в старину. Жаль, что практически утрачена традиция дарить обереги-неразлучники и самодельные символические сувениры.
Сегодня подобные подарочные сувениры разных форматов имеются в продаже в достаточном количестве, поэтому не будет лишним преподнести эти милые подарки в качестве пожелания благополучия и крепких семейных отношений. Они будут в полной мере соответствовать требованиям к свадебным подаркам:
• Практичность;
• Полезность;
• Оригинальность.
Именно этим условиям отвечали свадебные подарки в старые времена, несмотря на то, что сегодняшнего разнообразия товаров тогда не было.
Мы сталкивались с тем, что часто гости предпочитают дарить деньги, а молодые не против их получать, чтобы использовать по своему усмотрению. К сожалению, память о деньгах в конверте скоро улетучится, но надолго запомнится процедура дарения, если вы обставите её оригинально.
Например, можно сделать букет из свёрнутых в трубочку купюр, красиво оформить его – такой подарок запомнится. Ещё вариант оригинального подарка в виде денег: заполнить денежными купюрами, конфетти, блёстками воздушный шарик, накачать его гелием.
Лопнув шар, молодые получат не только деньги в подарок, но и будут осыпаны дождём украшений.
Что дарили в старину молодоженам на свадьбу
Многие уверены, что можно подарить молодоженам всё, что в хозяйстве пригодится. Однако это верно лишь отчасти. Ведь традиция свадебного одаривания берет начало в глубине веков, и сейчас смысл и важность того, что подарить на свадьбах претерпел изменения или стёрся совсем.
На Руси было заведено так, что подарить на свадьбу молодожёнам следовало что-нибудь на двоих и со смыслом. Так, в качестве подарков на свадьбу молодожёнам, выступала домашняя птица – к плодовитости семьи; общее полотенце с ровными краями дарилось для тесной связи жены и мужа – дареные вещи и предметы домашнего обихода были символичны и сопровождались поздравлениями-присказками.
— Нельзя дарить на свадьбу розы, особенно красные.
— Невесте подарить белую скатерть — к ровной жизненной дороге.
— Перед тем, как начать делить свадебный каравай (торт), невеста обязательно одаривала подарками самых близких родственников жениха. В старину это было что-то обязательно сделанное руками невесты, то есть искреннее, с любовью: тканые пояса, вышитые рушники, платки. Ведь невеста переходила в род мужа, и было важно подарить новым родственникам частичку своей души.
— Невеста обязательно дарила жениху что-то сделанное своими руками (сшитую рубаху, вышитое полотенце, тканый пояс и т.п.). С подарком невеста передает своему любимому часть своей души, свою энергетику. Такой подарок становился мощным оберегом-хранителем для ее супруга. И оберегом-хранителем их союза. Потому если соблюсти этот обычай, то молодые будут жить в любви и согласии долгие годы.
— В старину дарили на свадьбу постельное белье в залог хорошей и долгой семейной жизни.
-Дарили обязательно вышитые рушники-полотенца. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, пары птичек (жаворонки, голуби). Они символизируют жениха и невесту. Рисунок олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как пожелание молодым «процветания», здоровья, богатства, рождения детей. Такие рушники потом хранились в красном углу и служили семейным оберегом. Во время семейных праздников ими украшали дом.
Свадебные обычаи Древней Руси
онечно, одни традиции сейчас нам кажутся смешными, другие — просто абсурдными, однако люди искренне верили, что соблюдение всех обычаев и традиций — залог долгожданного семейного счастья!
За всю долгую историю существования и развития Древней Руси накопилось огромное количество самых разнообразных свадебных традиций, обрядов и обычаев.
Сложно поверить, но на Руси какое-то время было разрешено многоженство и многомужество, а также практиковали так называемый пробный брак: невеста переселялась на определенное время в дом жениха, а свадьба праздновалась только после того, как у них родится ребенок. В том случае, если у жениха с невестой совместное житье завершалось неудачно, то свадьба отменялась, а невеста вновь переезжала в родительский дом, получая при этом вознаграждение.
До того, как править Русью стала Екатерина Вторая, свадебное платье было традиционно красного цвета. Екатерина первая надела именно белое свадебное платье. Эта традиция чтится и по сей день: невесты мечтают о белоснежном свадебном платье, которое олицетворяет искренность, чистоту и невинность.
Свадебные гуляния, как правило, проходили два-три дня, но иногда свадьбы гуляли и по целым неделям. Ранним утром самого волнительного дня — свадьбы, жених должен был отправить своей избраннице так называемую «женихову шкатулку», которая была наполнена сладостями, украшениями и принадлежностями для венчания.
Мама невесты в день свадьбы по традиции передавала своей дочери семейный талисман или оберег, который являлся символом их рода. Невеста же в свою очередь должна была передать этот оберег своей дочери в день ее свадьбы. Семейная реликвия не продавалась ни при каких обстоятельствах и всегда хранилась в доме. Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста обязательно должна была в день свадьбы очень много плакать.
На Руси ни одна свадьба не могла обойтись без таинства венчания: жених приезжал за невестой и они вместе с гостями отправлялись в храм. В тот транспорт (обычно повозка), на котором передвигались жених и невеста, клали шкуры пушных животных: верили, что эти шкуры отгоняют нечистые силы. Очень часто было так, что жених первый прибывал на место венчания и ожидал свою суженую. Невесте сообщали, что жених ее ждет и она сама отправлялась в церковь. Таким образом невесты страховались от возможного клейма брошенной невесты.
В теплые времена года (весна, лето, осень) дорога от дома до церкви была устлана цветами, а на свадьбах богатых людей вместо цветов была ковровая дорожка, которая стелилась до самого алтаря. По окончании ритуала венчания молодые обедали каждый в своем родительском доме, а жениху разрешалось забрать невесту только после того, как он получит благословение родителей. И именно на этом этапе свадебного дня с жениха требовали выкуп за красавицу невесту. И уже после всех этих испытаний свадебное веселье продолжалось.
Само гуляние проходило в доме родителей жениха. Новобрачным запрещалось пить, а есть они могли лишь немного — это была своего рода подготовка к их первой брачной ночи. Первую ночь новоиспеченные супруги проводили, как правило, не дома (говорили, что нечистые силы насылали порчу на дом, где проходила свадьба), а в сенях или даже на сеновале. Второй день свадьбы праздновался в доме родителей невесты, а третий праздничный день — уже в доме самих новобрачных. Жена угощала гостей блюдами, которые готовила сама, а также дарила каждому гостю вышитый своими руками рушник. Это делалось для того, чтобы гости оценили девушку как хозяйку.
Как на Руси свадьбы играли
2013/07/10
В браке
0 комментариев
В жизни человека брак — исключительное по важности событие, имеющее глубокий духовный смысл и сакральный характер. Христиане должны вступать в брак с главной целью — помочь друг другу спастись и вместе войти в Царствие Небесное. Обычно свадьбы играли в зимний мясоед (т.е. от Крещения до начала Великого поста). Говаривали: «Лето — для старанья, зима — для гулянья».
Реже свадьбы справлялись в начале лета: на Красную горку (первое воскресенье после Пасхи) засватают, а на Троицу обвенчают. Считалось, что если парень или девушка просидят на Красную горку дома, то неудачно женятся или вовсе останутся без семьи.
Осенью свадьбы играли обычно на Покров. К празднику Покрова оканчивались все сельскохозяйственные работы, и наступало время отдыха. Девушки усердно молились Божией Матери в праздник Ее Покрова, чтобы найти своего суженого: «Пресвятая Богородица, покрой землю снежком, а меня — платком», поэтому сам праздник считался на Руси свадебным днем.
На Руси невест выбирали родители, посоветовавшись с духовником семьи. Самому жениху такой выбор не доверяли, потому что боялись, что он выберет невесту необдуманно, руководствуясь страстями.
Зачастую молодые не видели друг друга до самой свадьбы. Поэтому слово «невеста» произошло от выражения «не весть кто», т.е. неизвестная, неведомая. А «суженый» — от «судьбы», «суда Божия», потому что жениха, по молитвам девушки и ее родителей, посылает Сам Бог. Выходя замуж по воле родителей, девушка отдавала себя на «суд Божий»: что ожидало ее в замужестве, ведал только Бог.
Крестьяне устраивали смотрины невест на играх-хороводах, где и девушки, и парни показывали свою сноровку. Умение и выносливость узнавали также на полевых работах. Чтобы узнать, хороша ли девушка лицом, парни подглядывали ее возвращение из бани, когда на лице не было ни румян, ни сурьмы. Когда выбирали невесту, то, прежде всего, обращали внимание на то, как она работает, что умеет делать, — в семье жениха она была нужна еще и в качестве работницы. Белоручку могли и не засватать.
Сватовство было делом очень ответственным и почетным. Сват должен был хорошо разбираться в людях, уметь вести разговор, знать обычаи и быть очень благоговейным и набожным человеком — потому что он соединял судьбы людей по Божией воле. «Не выбирай невесту, а выбирай сваху», — говаривали в старину.
Войдя в дом, сваты начинали иносказательный разговор: «Мы сватами к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ль у вас стог купить, да жеребенка накормить?» Сватов усаживали за стол и, независимо от того, собирались ли отдавать дочь замуж или нет, сытно кормили и оказывали радушие. Этого требовал непреложный закон гостеприимства. Сваты приходили тоже не с пустыми руками. Они приносили с собой хлеб (традиционный каравай) и вино. Иногда шкатулку или берестяной короб с подарками для невесты («девичьими безделицами»). Отказывали тоже не прямо, опасаясь обидеть хороших людей, а посылали их «коряки лупать», «арбуз испечь» или «чайник навесить». Иногда давали, в знак отказа, тыкву. Согласия невесты на брак обычно не спрашивали, последнее слово всегда оставалось за отцом, и девушке приходилось смиряться и говорить родителю: «Из вашей воли не выйду». Сваты и родители невесты «били по рукам», т.е пожимали друг другу руки в знак закрепления договора о браке. Этот обряд назывался «рукобитьем» или «сговором».
После того, как девушка была просватана, отправлялись «смотреть углы» — хозяйство жениха. Особенно ценилось обилие хлеба и скота, затем — посуда и одежда. Так же осматривали приданое невесты. В него обычно входила постель (перина, одеяла, подушки), полный наряд невесты, украшения (особенно ценились янтарные бусы, нитки жемчуга и серебряные цепочки), подарки жениху и свекру (рубаха и кальсоны), подарки свекрови (нижние рубашки, ткань на сарафан, платки) и всем родственникам — полотенца собственного рукоделия. За приданым в дом невесты на второй день свадьбы приезжали свашки жениха и выкупали его у младшего брата или сестры, которые сидели на сундуке с добром и «продавали приданое».
После смотрин наступало время подготовки к свадьбе. А на русском Севере существовал очень интересный обычай «закрыванья невесты». После совместной молитвы перед иконами зажигали свечу, и отец накидывал на голову дочериневесты платок («фату», «фатку»), натягивал на лицо и после этого говорил: «Просватали!» Невеста пыталась задуть свечу, убегала, пыталась скрыться от отца, избежать закрыванья, но подружки ее догоняли и возвращали. Невесте полагалось причитать до самой свадьбы — то есть несколько дней. Жених приносил невесте подарки, а она долго отказывалась от них, мучая его, но, в конце концов, принимала. И после этого жених получал право поцеловать невесту.
Наконец, наступал главный день — день венчания. На Севере для невесты этот день начинался с бани. В южнорусских губерниях невеста вставала раньше всех и с подружками бежала в дом жениха, чтобы застать его в постели и надеть на него свадебную рубаху. Несколько дней от сватовства до венчания (на Севере — не более одной недели, на Юге — до целого месяца) занимали «посиделки». Девушкиподружки каждый день сходились в доме невесты, помогая ей шить и вышивать приданое и подарки для жениха и новой родни. Иногда устраивались «вечеринки» — гулянья с играми, песнями и плясками, причем на них мог присутствовать жених и его друзья. Затем наряжали невесту и готовили ее к венцу.
Венчальная одежда была особенной. На Юге — это платье белого, розового или голубого цвета, на Севере — красный сарафан. Невеста снимала свой девичий головной убор (обычно, ленту) и отдавала младшей сестре. На голову ей надевали венок — символ чистоты и целомудрия, поэтому если женщина вторично выходила замуж, венок уже не надевала. Фата или покрывало — непременная часть свадебного наряда, символ замужества и подчиненности женщины — мужчине. Снаряженную к венцу невесту благословляли родители. Жених также получал родительское благословение. Затем жених со своими друзьями, на празднично украшенных телегах (летом) или санях (зимой) — это был «свадебный поезд» — отправлялся за невестой, которую ему еще предстояло выкупить. У ворот дома невесты стояли ее родня и подружки, не давая жениху и его свите прохода, пока он не заплатит выкуп. Войдя в дом, жених видел невесту сидящей под образами, а около нее — младших братьев и сестер, которые «продавали ее косу». Выкупив косу, жених занимал место рядом с невестой. Родители благословляли молодых, которые кланялись на все четыре стороны и отправлялись на Венчание.
На Венчание родители жениха и невесты не ездили, молодых сопровождали крестные, родственники и друзья. Чаще всего именно крестные держали венцы либо лучшие друзья. Под ноги молодым постилали то самое вышитое венчальное полотенце, которое было получено от невесты на сватовстве. Венчальные свечи, большие и украшенные лентами и цветами, по благочестивому обычаю, зажигались от богоявленской (крещенской) свечи. Кольца перед началом таинства освящались священником в алтаре. Причем, по исконному обычаю, кольцо жениха было золотым, а невесты — серебряным.
После возвращения из церкви у дома жениха молодых встречали родители молодого супруга: отец — с иконой, мать — с караваем. Солонка с солью, венчавшая каравай, символизировала будущее благосостояние супругов. На Руси соль была редким, и потому дорогим продуктом. Молодых осыпали хмелем, деньгами, орехами и хлебными зернами. Хлебные зерна символизировали плодородие, поэтому осыпать пшеницей жену и мужа означало желать им многочадия.
Итак, в доме жениха начинался свадебный пир. Прежде всего, на столе присутствовала традиционная еда — большой, круглый свадебный каравай (курник), украшенный веточками «девьей красоты», а также «птичками» и «шишками» из теста, «лежень» — продолговатый хлеб и булочки — «шишки» и «витушки». Каравай всегда разрезала сама невеста и раздавала гостям, его нужно было съесть полностью. Благочестивой традицией было угощать бедных и сирых, подавать милостыню. Так на молодых призывалось Божие благословение. В старину на княжеских свадьбах жениха и невесту потчевали жареными лебедями. Считалось, что лебедей могли есть только на свадьбе.
Главными действующими лицами свадебного пира, как, впрочем, и всей свадьбы, кроме жениха и невесты, были дружко («старший боярин», «шафер») и сваха («свашка», «сватка»). Дружко — главный распорядитель свадебной церемонии, должен состоять впервые в браке Помогала дружке свашка — тоже состоящая «в браке судьбы», бойкая и острая на язык женщина. Дружко и свашка исполняли обязанности, как бы теперь сказали, тамады. Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. Молодожены почти ничего не ели, перед ними стоял один прибор, и муж кормил молодую жену.
Непременно на столе стоял бочонок (или чашка) с медом, символизирующим сладкую супружескую жизнь. Объем бочонка доходил до нескольких литров, весь мед молодые должны были съесть после свадьбы. Отсюда и пошло название — «медовый месяц». Спиртного молодожены не пили совсем, хотя перед ними на столе стояли бутылки вина, перевязанные красной лентой. Красный цвет — традиционный свадебный цвет, на Руси он считался праздничным.
В южнорусских краях, у казаков соблюдался красивый и мудрый обычай «повивания невесты». В укромной комнате или прямо за свадебным столом две свашки (со стороны жениха и невесты) снимали с нее венок (или это делал молодой муж), заплетали волосы в две косы, укладывали их вокруг головы, повязывая сверху белым платком. Девушки носили только одну косу — символ непорочности и одиночества, замужние женщины — две косы — знак того, что теперь она не одна, что она нашла свою вторую половинку.
Молодые раньше всех покидали свадебный пир. В первый раз их укладывали спать в нежилом, нетопленном покое, как бы холодно в нем ни было. Постель обычно стелила свекровь. По старинному обычаю невесте полагалось разуть молодого мужа — этим она показывала свою покорность и признавала его власть над собой. На второй день свадебный пир справлялся в доме невесты, и все гости приносили в подарок курицу или петуха, украшенных лентами и цветами. В последующие дни вся свадебная процессия поочередно обходила всех родственников жениха и невесты, пируя в каждом доме.
Свадьба была незабываемым событием для супругов не только потому, что случалась только раз в жизни, но и потому, что в этот день стирались все сословные и имущественные различия. Жениха и невесту величали «князем» и «княгиней», потому что вступление в брак имело подобие с возведением древних князей в достоинство их власти. Какими бы бедными ни были новобрачные, на свадьбе они считались «княжеской четой», а их друзья и ближайшие родственники именовались «боярами».
В браке, освященном Божиим и родительским благословением и соответствующем традициям благочестивых предков, человек обретал полноту своего существования. Недаром говорили, что «не женат — не человек» или «холостой — полчеловека». Жизнь обретала новый смысл.
Что дарили на свадьбы нашим мамам и бабушкам
Сегодня молодожёнов трудно удивить подарками, чаще всего они заранее знают даже, какая сумма в каком конверте, на что сложились родители, что приготовили бабушки и дедушки. Удивить молодёжь, привыкшую к ежедневному шопингу, трудно. Редко у кого мелькнёт мысль о том, как раньше, в пору повального дефицита всего несколько десятилетий назад, искали подарки и что дарили на свадьбу мамам и бабушкам.
Свадьба в пятидесятые годы
Свадебные подарки во многих семьях бережно хранят не только потому, что с ними связаны чудесные воспоминания. В старину это были самые дорогие вещи, которые могли вручить родители, а с середины прошлого века — всё, что они смогли достать.
Редкими были шумные свадьбы в послевоенные годы, чаще пары просто регистрировали уже состоявшиеся отношения.
Еще памятны были война и голодные послевоенные годы, даже на скромное торжество у большинства советских граждан средств не хватало, а уж пышная свадьба точно привлекла бы внимание «компетентных органов».
Поэтому стол накрывали только для своих, самых близких. Чаще всего в подарок молодожёнам готовили постельное бельё, подушки и перины, для дочери родители специально собирали «приданое».
В деревнях лучшим подарком была корова — кормилица, пара коз, поросята. Удачей было получить отрез на платье от профкома, картину, ткань для пошива штор. Бабушки вспоминают, что часто на свадьбу дарили в те годы игрушки: красивую нарядную куклу, машинки. Такие подарки бережно хранили до рождения детей.
Конец пятидесятых дал старт бракосочетаниям как торжеству.
Семья — ячейка общества, ее рождение становится праздником с собственными, советскими традициями. В популярных изданиях даже рекомендовалось делать подарки, но небольшие. Невесте вручать букет роз, жениху — красные гвоздики.
Лучшими подарками считались посуда, наборы качественного постельного белья, радиоприемники, швейные машинки. Особым шиком считалось преподнести на свадьбу молодым телевизор марки «Рекорд», который только появился в продаже, или «Заря», который стоил дешевле.
Что дарили в шестидесятых — семидесятых
В шестидесятые годы каждый старался что-то достать к свадьбе родных или друзей. Это могли быть наборы праздничной посуды, сервизы, столовые приборы, а кому-то удавалось приобрести даже комплекты постельного белья.
Дефицитным стало практически всё: посуда, изделия легкой промышленности, бытовая техника и электроника.
Поэтому принцип «что достал, то и подарок» был во всём. Чехословацкий хрусталь, ГДР-вская посуда, мебельные гарнитуры или их части, мягкая мебель или талоны на её приобретение — ценилось всё.
Поэтому нередко в молодой семье потом ломали голову, куда деть 8 сервизов и 10 наборов столовых приборов.
Восьмидесятые
Ковры из Туркменистана или Узбекистана, которых не было в свободной продаже, мебель, посуда, фарфор, хрусталь и, как это ни странно сегодня — книги.
Особенно ценились сборники Дюма, Конан Дойл, Морис Дрюон, полные собрания сочинений и советских, и зарубежных писателей. У многих они до сих пор стоят в домашних библиотеках!
В цене бытовая техника, цветные телевизоры, кассетные магнитофоны, проигрыватели, редкие виниловые пластинки. Высший шик — кооперативная квартира или автомобиль.
Девяностые
В девяностые стало популярным венчаться в храмах. Иной раз в один день священник венчал две-три пары. Популярные подарки лихолетья — это в первую очередь «дорого-богато»: золото, ювелирные изделия, автомобили и видеомагнитофоны, телевизоры, стиральные машинки.
Богатые родители дарили квартиры и машины, но всё чаще подарки вручали в конвертах — денежными суммами, чтобы молодые могли приобрести себе то, что захотят сами.
Однако именно в 90-е подаренные на свадьбу суммы не окупали даже расходов на неё. Оттуда, из 90-х, до сих пор доносятся отголоски: свадьба должна быть богатой, громкой, чтобы все оценили. К счастью, больше появляется и пар, «сбегающих» от застолий в туристические поездки и свадебные путешествия, чтобы праздник для двоих оставался праздником.
Сегодня свадебные фото прежних лет смотрятся где-то мило, где-то грустно и забавно. Так или иначе многие до сих пор спят на подаренных несколько десятков лет назад пуховых подушках, достают по праздникам бабушкин парадный сервиз и читают Дюма, на пожелтевшем форзаце которого надпись: «Поздравляем с днём бракосочетания!».