что делать если в свидетельстве о рождении допущена ошибка
Версия для слабовидящих
Государственные услуги населению
Получение информации при подаче ходатайства о гражданстве Российской Федерации
Проекты нормативных правовых актов
О персональных данных
Независимая антикоррупционная экспертиза
Ответы на часто
задаваемые вопросы
Подать заявление
в форме электронного документа
о выдаче повторного свидетельства или справки
Предварительная запись на подачу заявления о заключении брака
График приёма заявлений
на заключение брака
Информация о Курганском городском отделе
Что делать, если в Вашей актовой записи обнаружена ошибка?
Уверенны ли вы, что в записи акта гражданского состояния, например, о Вашем рождении, Ваши данные указаны правильно? Многие, сталкиваясь с такой проблемой, не знают как ее правильно решить и нужно ли ее решать? Что такое акты гражданского состояния? Кем вносятся исправления или изменения в запись акта гражданского состояния? Что делать, если органы ЗАГС отказываются вносить исправления?
Что такое акты гражданского состояния?
Причины ошибок в актовых записях и необходимость их устранения
В идеале запись в свидетельстве, которое у Вас на руках и запись в актовой книге, состоящей из записей актов гражданского состояния, должны быть идентичными и соответствовать подлинным данным, однако практика показывает, что зачастую срабатывает человеческий фактор и сотрудниками органов ЗАГС при государственной регистрации актов гражданского состояния допускаются ошибки. При этом, в соответствии с действующим законодательством, каждая запись прочитывается и подписывается заявителем. В последствии такие недочеты ведут к долгой процедуре их исправления.
Необходимость устранения ошибки в актовой записи чаще всего связана с получением наследства. Нотариус выдает отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство наследникам, в связи с тем, что у умершего актовая запись была не точной и не позволяет подтвердить родственные отношения. Тогда Вам необходимо эту неточность устранить.
При этом, обратите внимание! Если в Вашем документе, подтверждающем факт государственной регистрации акта гражданского состояния, обнаружена орфографическая ошибка, либо не полные сведения, при этом актовая запись составлена правильно, Вам выдадут повторный документ с правильными сведениями.
Кем вносятся исправления и изменения в актовую запись?
В соответствии со статьей 69 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее — Закон) внесение исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния при наличии достаточных оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами производятся органами записи актов гражданского состояния.
При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.
Порядок внесения исправлений или изменений в органах ЗАГС
Для внесения исправлений или изменений вам необходимо обратиться в органы ЗАГСа с заявлением. Заявление об изменении, дополнении и исправлении в записи актов гражданского состояния подается в орган ЗАГС по месту жительства заявителя или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению (ст. 71 Закона).
Внесение исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица.
Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня поступления заявления (ст.72 Закона).
При наличии уважительных причин (неполучение копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, и других) срок рассмотрения заявления может быть увеличен не более чем на два месяца руководителем органа записи актов гражданского состояния.
На основании представленных документов и результатов проверки орган ЗАГС составляет заключение об изменении, дополнении и исправлении актов гражданского состояния или об отказе в этом.
В случае, если заявителю отказано во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные при подаче заявления, подлежат возврату.
На основании исправленной или измененной записи акта гражданского состояния заявителю выдается новое свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Установление неправильности записи в актах гражданского состояния в судебном порядке
В соответствии со статьями 307-309 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, если органы записи актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи.
Заявление о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя.
Решение суда, которым установлена неправильность записи в акте гражданского состояния, служит основанием для исправления или изменения такой записи органом записи актов гражданского состояния.
Исправить ошибку в свидетельстве о рождении
У меня в паспорте отчество Хамидовна, а в свидетельствах о рождении детей Хамитовна. Как исправить ошибку в свидетельствах о рождении детей?
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Закон об АГС) государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона об АГС для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
Согласно п. 1 ст. 69 Закона об АГС внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния при наличии оснований, предусмотренных п. 2 этой статьи, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.
Согласно п. 2 ст. 69 Закона об АГС основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных ст. 70 данного закона.
Согласно абз. 2 ст. 70 Закона об АГС заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом записи актов гражданского состояния в случае, если в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки.
Согласно п. 1 ст. 71 Закона об АГС заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению.
Таким образом, в орган записи актов гражданского состояния по месту вашего жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению, следует подать заявление с изложением факта ошибки и просьбой дать заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния. Далее вносится исправление в запись акта гражданского состояния. После этого выдается новое свидетельство о рождении.
Как поменять написание фамилии в свидетельстве о рождении?
Согласно п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Закон об актах гражданского состояния) государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона об актах гражданского состояния для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
Согласно п. 4 ст. 7 Закона об актах гражданского состояния записи актов гражданского состояния на бумажных носителях (по каждому типу записей актов гражданского состояния отдельно), составленные в пределах года, собираются в хронологическом порядке в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния (актовую книгу).
Согласно п. 1 ст. 8 Закона об актах гражданского состояния свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
Согласно п. 1 ст. 69 Закона об актах гражданского состояния внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния при наличии оснований, предусмотренных п. 2 этой статьи, и при отсутствии спора между заинтересованными лицами. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда.
Согласно абз. 11 п. 2 ст. 69 Закона об актах гражданского состояния основанием для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния является заключение органа записи актов гражданского состояния о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случаях, предусмотренных ст. 70 данного закона.
Согласно ст. 70 Закона об актах гражданского состояния заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния составляется органом записи актов гражданского состояния в случае, если:
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 71 Закона об актах гражданского состояния заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган записи актов гражданского состояния по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению.
По общему правилу, имя гражданина (фамилия, имя, отчество), указанное в документах, отличающееся от имени, содержащегося в актовой книге, и выданном на ее основании свидетельстве о рождении, – содержит ошибку.
Судя по описанной в вопросе ситуации, ошибка допущена не в свидетельстве о рождении, а во всех прочих документах, которые должны были соответствовать имени, указанному в свидетельстве о рождении, которое выдается на основании медицинской справки из роддома. Поэтому в загсе вправе отказать в перемене фамилии. В связи с этим придется доказывать, что фамилии родителей, братьев и сестер содержат букву «ё» – «Меркачёва» – и только у автора вопроса такой буквы нет, что является ошибкой, допущенной либо при оформлении справки в роддоме, либо при оформлении свидетельства о рождении. Для установления правильности написания фамилии в загсе должны проверить, каким образом записана фамилия в самой актовой книге. Если в ней, как и в справке из роддома, – «Меркачёва», а в свидетельстве о рождении – «Меркачева», то по заключению органа загс будет выдано новое свидетельство о рождении. Если и в актовой книге, как и в справке из роддома и в свидетельстве о рождении, – «Меркачева», то придется идти в суд и, как я уже говорил, доказывать, что написание фамилии не прихоть, а исправление ошибки, поскольку фамилии родителей, братьев и сестер содержат букву «ё» – «Меркачёва».
Ссылка на фамилию «Меркачёва» в паспорте и в документах на детей основанием для смены фамилии в органах загса не является, поскольку все документы, выданные после свидетельства о рождении, – производные, и должны соответствовать первичной записи в Книге записей актов гражданского состояния.
Как сделать исправление в свидетельстве о рождении, если в нем допущена ошибка: неправильно указали имя матери, фамилию
Свидетельство о рождении – первый и важный документ нового человека. От правильности его оформления зависят остальные документы. Если в документе при оформлении допущена опечатка, требуется внести исправления и получить новое свидетельство во избежание проблем и неприятных моментов. В законодательстве четко прописан алгоритм действий по исправлению ошибок в документе.
Что делать, если в свидетельстве о рождении обнаружена ошибка?
Акты гражданского состояния регистрируются, изменяются и исправляются в органах ЗАГС. Именно туда обращаются при обнаружении опечатки в свидетельстве ребенка с целью ее исправления.
Эта неприятность в будущем станет препятствием на пути вступления в право наследования – доказать родство с родителями будет сложно. Для внесения исправлений в документ понадобится основание:
Для чего могут понадобиться исправления?
Исправления могут понадобиться гражданину, когда в документе с опечатками написали имя, фамилию, отчество, дату рождения ребенка, данные его матери и отца, дату выдачи свидетельства. Вносить изменения и исправления ошибок необходимо потому, что на основании этого документа ребенок в будущем получит другие, в которых будут те же ошибки.
Как ни удивительно, но не всегда родители замечают погрешности в документе нового гражданина, и не все спешат устранить неточности. Иногда уже взрослый человек вынужден ходить по инстанциям и добиваться выдачи нового документа. Так бывает, например, когда неверно указанные данные не позволяют гражданину доказать родство с членами семьи.
Куда обращаться, чтобы сделать исправление?
Исправления орфографических ошибок, допущенных при оформлении документа, осуществляются в загсе. Следует написать заявление, указав на имеющиеся опечатки и неточности, и предоставить достоверную информацию для их исправления. Когда у гражданина нет возможности обратиться лично, отправляют заказное письмо на адрес организации или направить своего представителя с нотариально заверенной доверенностью.
Можно подать заявление через портал госуслуг. Потребуется лишь подробно заполнить форму с указанием достоверной информации и отправить обращение в нужный орган. Чтобы иметь возможность пользоваться ресурсами сайта, придется пройти процесс регистрации и идентификации личности.
Заявление об исправлении ошибки (образец)
Заявление об исправлении ошибочных данных составляется в соответствии с требованиями законодательства. Оно содержит:
Бланк заявления предоставляют в загсе, там же можно ознакомиться с образцом его заполнения. Важно правильно указать всю необходимую информацию.
К заявлению необходимо приложить установленный законом пакет документов. Если что-то не будет предоставлено, заявление не примут. Основной пакет документов включает:
При получении заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния орган ЗАГС запрашивает копию записи акта, подлежащей исправлению или изменению. Также копии других записей актов, подтверждающих наличие оснований для внесения исправления или изменения, в органе ЗАГС по месту их хранения.
Изучив все документы, представленные заявителем, а также истребованные копии записей актов гражданского состояния, орган ЗАГС составляет заключение о внесении исправления или изменения либо отказе во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния. Когда заявителю отказано во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные при подаче заявления, подлежат возврату.
Рассмотрение заявления займет около месяца. При наличии уважительных причин (отсутствие копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения) срок рассмотрения заявления может быть увеличен на два месяца руководителем органа записи актов гражданского состояния.
Если орган ЗАГС по каким-то причинам отказывает заявителю в принятии заявления и внесении исправлений, решить этот вопрос можно в судебном порядке. В этом случае к основному пакету документов прикладывается справка об отказе в исправлении.
Если ошибка допущена в свидетельстве о рождении другого человека
Бывают ситуации, когда требуется заменить свидетельство о рождении взрослого человека (не свое, не ребенка, иногда даже не родственника), иногда – покойного. Если допущены ошибки (неправильно указана фамилия, имя, дата рождения), из-за которых, например, наследник по праву представления или наследственной трансмиссии не может реализовать свое право на вступление в наследство, что делать? Тоже обратиться в загс, приложив к заявлению необходимые документы. При получении мотивированного отказа следует обратиться в суд.
Как исправить документ загса
1. В каких случаях надо вносить изменения в документ?
В любой документ загса можно внести изменение:
В свидетельство о рождении вносятся изменения:
Детям до 14 лет сменить фамилию и имя (не отчество) можно в органах опеки. После этого в загсе нужно внести изменения в свидетельство о рождении ребенка. Свидетельство о перемене имени не выдается.
В свидетельство о смерти вносятся изменения:
Споры заинтересованных сторон о необходимости изменений решаются в суде.
При регистрации перемены имени вам нужно в обязательном порядке внести изменения в свидетельство о рождении всех несовершеннолетних детей. В остальные документы загса изменения вносятся по вашему желанию. При смене фамилии в связи с заключением или расторжением брака менять другие документы загса не нужно
2. Кто может внести изменения?
Подать заявление о внесении исправлений в документ загса может только его владелец.
Если нужно внести исправления в документ несовершеннолетнего ребенка или человека, признанного недееспособным, заявление должен подать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун или попечитель).
Внести исправления в документ умершего человека может его родственник или другое заинтересованное лицо.
Во всех случаях обратиться за услугой может представитель по доверенности.
3. Какие документы понадобятся?
Для внесения исправлений или изменений в документ загса вам понадобятся:
Если какой-то из ваших документов на иностранном языке, вам также нужно предоставить его перевод на русский. Верность перевода должна быть удостоверена российским нотариусом.
Если вы утратили документ, в который необходимо внести измнения, получать повторное свидетельство не требуется.
4. Куда подавать документы?
Подать документы можно в любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве. Заявление рассматривается в течение одного месяца, при наличии объективных причин срок может быть увеличен до трех месяцев.