что ели кашку что пили бражку полный текст
Потешки, прибаутки и стишки
Коллекция потешек из собрания фольклорного архива Нижегородского ГУ
1.1
Берут руки ребенка в свои и, хлопая
ими в ладоши, произносят:
— Ладушки, вы — ладушки.
— Где были?
— У бабушки.
— А что ели?
— Кашку.
— А что пили?
— Бражку.
— А что на закуску?
— Кислую капустку.
— Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Спрашивая «Попили? Поели?», берут руки ребенка и кладут их ему на голову.
1.2
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!
С ребенком играют в ладушки, приговаривая эти слова.
1.3
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка хмеленька.
1.4
— Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.
1.5
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка миленька.
Полетели, полетели и на головку сел!
1.6
— Лады — лады — ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
— Что на закуску?
— Кислую капустку.
1.7
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Чего ели кашку?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
— Чего на закуску?
— Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.
1.8
Ох, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Таненька,
Спи-ко, крошечка.
2.1
Хлопают ручками ребенка, при последних словах ручки поднимают на головку.
Гули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.
2.2
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.
3.
Курочка — потатурочка,
Кукушка — рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.
4.
— Гуси, гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
При последних словах машут ручками и ребенка.
6.«Идет коза рогатая».
6.1
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Забодаю, забодаю!
6.2
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!
6.3
Складывают пальцы руки в «козу» и, помахивая ею в такт, произносят:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!
6.4
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, —
Забодает, забодает, забодает.
6.5
Играют с маленькими детьми, показывая в конце, как бодается коза.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!
6.6
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забудет.
7.1
Ритмично ребенка похлопывают по спинке, приговаривая:
— Что в горбочке?
— Денежки.
— Кто наклал?
— Дедушка.
— Чем он клал?
— Ковшиком.
— А каким?
— Золотым.
— А выкладывал каким?
— Посеребряным
7.2
Приговаривают когда качают ребенка:
Что в горбу? — Денежки.
Кто наклал? — Дедушка.
Чем он клал? — Ковшиком.
Каким? — Золотым.
8.
Ребенка теребят за нос и приговаривают:
Чей нос? — Савин.
Где был? — Славил.
Что выславил? — Копейку
Что купил? — Конфетку.
С кем ел? — С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.
9.1
Загибают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.
9.2
Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
9.3
Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке (указывают на мизинец)
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели (машут руками ребенка),
Шу! На голову сели.
9.4
Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:
— Сорока- сорока! Где была?
— Далеко!
— Что делала?
— Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не отпил!
9.5
Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор —
Кашку на стол.
Гости со двора —
И кашка со стола.
9.6
Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор —
Кашка, на стол,
Гости со двора —
Кашка со стола.
9.7
Сорока- сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.
9.7
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.
9.8
Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор —
Каша на стол.
Гости со двора —
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.
9.9
— Ворона, ворона,
Куда летала?
— Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.
9.10
Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!
10.2
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам
В ямку бух!
10.3
Ехали, поехали,
В лес за орехами.
В ямку — бух, а там — петух.
При произнесении последней фразы ребенка опускают между колен.
10.4
Ехали, ехали,
К бабе за орехами,
В ямку — бух!
А там — петух.
10.5
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку — бух,
А там петух.
10.6
Качая ребенка на ноге, приговаривают:
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам —
Да бух!
10.7
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В яму бух — раздавили сорок мух!
11.
Ребенка качают на коленях и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!
Приговаривают, когда нянчась с маленьким ребенком, подбрасывают его на коленях, и при последних словах опускают между ног.
12.1
Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
— Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
12.2
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем
Песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.
14.
Загибают пальчики ребенка и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Что ели кашку что пили бражку полный текст
Послушать варианты исполнения песни «Ладушки»
Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
-Что ели?
— Кашку.
-Что пили?
— Бражку.
— Кого ругали?
— Машку.
-За что? Про что?
— Не ешь нашу кашку!
— Не пей нашу бражку!
Шу-у-у!
Полетели!
На головку сели!
Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
-Что ели?
— Кашку.
-Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели Шу-у-у!
Полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!
где были?
У бабушки!
Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
Кши. Полетели!
На головку сели!
Сели посидели,
дальше полетели.
Умывалочки
Мы проснулись, потянулись
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра,
Умываться нам пора!
На носик и на глазки,
На щечки и на ушки,
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Нашей милой крошке,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Умыть Настино личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Моемся мы в тазике.
Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Намочит нас немножко,
Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Нашей милой крошке,
Анастасія Михйлик (Monday, 23 August 2021 14:12)
Ладушки, ладушки,
Хочу я оладушки,
Жареных з скоринкою,
З медом і малинкою,
А ще склянку молочка,
Так щоб пінка до вершка.
Їх наїмся до схочу
І на двірку я помчууу.
Диана и Камила (Wednesday, 02 June 2021 16:40)
Наталья (Saturday, 22 February 2014 10:43)
«Ладушки, ладушки. » – тайна детской потешки.
С детства помним песенку про «ладушки», но оказывается, она не так проста и корнями уходит в славянскую обрядность.
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки!
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Ладушки – это не ладони
Все обычно полагают, что слово «ладушки» связано с действием «хлопать в ладони». Есть такой глагол «ладошить». Но слово «ладонь» в русском языке появилось только в XVIII веке. А эта песенка известна многим славянским народам, в языках которых не было слова «ладонь».
На Руси ладонь называли «долонь», в белорусском языке «далонь», в украинском «долоня». Скорее всего, эта песенка появилась ещё в языческой Руси, поэтому она известна многим славянским народам.
О слове «ладушка»
Л. В. Успенский интерпретирует первую строчку песенки так: «Милые мои детушки, где вы были?» (Успенский Л. Очерки о языке, 1956). В славянских языках был корень «лад», который связан с нежностью и радостью. «Ладушкой» молодой муж ласково мог называть свою жену или деток.
Кстати, это не единственная народная песня, где встречается слово «ладушки».
Диди, ла-ди, диди, ладушки! Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч. IV и V. М., 1999.
Ой ладушки, ладу! Народное творчество Южного Урала. Вып. 1. Челябинск, 1948.
Ой ладо, ой ладушки-ладо. А. К. Толстой в произведении «Змей Тугарин: Былина» (1867 г.)
Но всё не так просто.
Таинственный языческий обряд
Слово «ладушки» связано, скорее всего, с богиней плодородия Ладой, а значит, эта песня относится к обрядовым.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели Шу-у-у!
Полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!
Что за некие «шу», которые полетели и на головку сели? Конечно, речь идёт о птицах, такими словами приветствовали приход весны. В славянской мифологии птицы на зиму улетали в Ирий, это место похоже на рай, в нём как раз и зимуют птицы вместе с душами мёртвых. По поверьям, первой улетает туда на зимовку кукушка (хранительница ключей), по другой версии, жаворонок, последним — аист.
Птицы уносят с собой тепло, а возвращаясь, открывают райские врата и выпускают на землю весну. Славяне жили от весны и до весны, так как вся жизнь в древности зависела от урожая. С прилётом птиц начинались весенние дожди, которые дарил людям Перун, и земля становилась плодородной.
В честь прилета птиц устраивали народные гулянья: пекли фигурки из теста, выносили их на улицу и пели заклички. Закличи – это обрядные песни, слово образовано от глагола «закликать».
Возможно, в «ладушках» как раз боготворили Ладу, встречали птиц и ели священную кашу в честь обновления мира.
Немного жуткая версия о кашке с бражкой
Какая бражка в детской потешке? Этнографы предполагают, что кашка и бражка в этой присказке – поминальная еда, которую относили умершим родственникам. Сейчас это еда, которая подается на поминках (коливо). По этой версии, «шу, полетели, на головку сели» – это души умерших родственников.
Зачем тогда раньше играли с ребенком в «ладушки», если здесь явный ритуальный подтекст? Этой песенкой будто подготавливали маленьких детей к почитанию предков.
Итак, «ладушки» – это детская песенка-обряд в честь прихода весны, приветствие богини Лады.
Ладушки-ладушки: большая подборка стишков-потешек для детей
Любимая детская потешка ладушки — игра стишок для бабушек и малышей. Мы собрали все варианты этой веселой и смешной игры для детей любого возраста. В тексте потешки задаётся вопрос: где были, а малыши хором или по одиночке отвечают — у бабушки. Эта потешка развивает память ребёнка, мелкую моторику, помогает наладить взаимодействие, отвлечь или сконцентрировать внимание на игре.
Читайте малышу потешку онлайн или скопируйте в заметки, чтобы не забыть, какие есть разновидности.
Ладушки-ладушки
Испекли оладушки (движения имитируют изготовление оладушек)
На окно поставили,
Остывать заставили, (машем ручками)
А остынут – поедим (имитируем еду)
И воробушкам дадим (имитируем кормление птичек крошками).
Ши – полетели, на головку сели! (ручки показывают, куда сели птички).
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
— Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
Кашка сладенька,
Бабка добренька,
Дедка не добр
— Поварешкой стук в лоб.
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).
Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка вкусненька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели,
На головку сети,
Ладушки запели!
С последними словами берут руки ребенка и кладут их ему на голову.
— Лады-лады-ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
— Что на закуску?
— Кислую капустку.
-Ладушки ладушки,
-Где были?
-У бабушки.
-А что ели?
-Булочки.
-А кто булочки испек?
-Ее кошка Мурочка.
-А что еще ели вы?
-Яйца ели. Всмяточку.
-Угощал вас ими кто?
-Петушок Васяточка.
-А что пили?
-Молочко
Топленое да с пеночкой.
-Молоко кто наливал?
-Ее корова Леночка
-А что делали потом?
— Щелкали орешки.
-Кто орешки те привез?
-Белочка. В тележке.
-А что делали потом?
-Спали на перинке.
-А перинку кто взбивал?
-Козочка Аринка.
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
— Что на закуску?
— Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.
— Лады-лады-ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
— Что на закуску?
— Щи да капустку.
— Что на заедку?
— Сладенькую репку.
Шу! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели.
Когда ребенок начинает играть в ладушки? Личный опыт
Пальчиковые игры хорошо развивают мелкую моторику, чувство ритма, способствуют быстрому освоению речи и навыков счета.
Ладушки – одна из первых игр в жизни каждого малыша. Но что делать, если ребенок не умеет или отказывается хлопать в ладоши? В нашем материале – советы специалистов и опыт родителей.
В каком возрасте ребенок делает «ладушки»
Согласно возрастным нормам, в ладушки и «ку-ку» ребенок должен научиться играть к 6 месяцам. Игра состоит из простых движений: в ритме потешки нужно хлопать в ладоши, а в конце изображать крылышки птиц и показывать, как они «на головку сели».
Учить ребенка этой игре лучше поэтапно, в соответствии с возрастом:
Где были? — У бабушки!
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели!
Это лишь один из множества вариантов текста.
Когда ребенок начинает хлопать в ладоши? Советы и личный опыт
Вот какими историями и советами поделились участники форума:
Natik85: Не интересны вашему малышу ладушки, ну и ладно, вы где-нибудь видели человека, который не умеет хлопать в ладоши? Вот и ваше чадо научится. Я своего сына тоже учила-учила, ну не интересно ему и все, не повторяет за мной, и никакие стишки не помогают. В общем, через неделю я от него отстала. Я уже и забыла про эти ладушки, а потом вижу: он сидит на полу и сам хлопает в ладоши, в какой-то передаче по «теленяне» детки хлопали, и он за ними повторял. Было ему месяцев 10-11.
xolera: Моя доча стала играть в ладушки с шести месяцев))) Сначала я ей пела и ее ладошками хлопала, а потом дня через 3 она сама стала хлопать под песенку.
Мария-maria: У меня дочь в ладушки начала играть только в год (причем сама, нашла книжку в которой была эта потешка – и давай хлопать в ладоши), до этого времени в ладошки не хлопала совсем, зато теперь и на слово «оладушки» тоже хлопать начинает.
Елена Мастерова: Моей дочери 10,5 месяцев и она вообще не любит ни сороку-ворону, ни играть в ладушки, но зато любит массу других вещей делать: собирает мелкие предметы, строит домики из кубиков, понемногу учится рисовать пальчиковыми красками, книжки читаем, все ручками берет. И мне кажется, не нужно ребенка заставлять, есть масса других упражнений, которые малыши любят.
sole: Дети хорошо учатся друг у друга. Я старшему полгода объясняла, как кружиться, а девочка чуть старше его ему один раз показала, и они потом полчаса кружились.
LuckyMother: А попробуйте заменить привычный нам стих на что-нибудь другое (но подходящее)?
Лен4ики: Показывали сыну «ладушки» месяцев с трех. Улыбался, и только. В 9,5 мес на фразу бабушки «Ладушки, ладушки» вдруг захлопал в ладоши. Больше на «ладушки» не реагирует, но если радуется, например, папу с работы встречает, всегда хлопает! А я в одной книге прочитала, что ребенок должен повторять за мамой хлопанье в ладоши уже с трех месяцев и очень парилась по этому поводу. Сейчас понимаю, что всему свое время.
Как научить ребенка ладушкам
Подведем итог. Что делать, если ваш малыш никак не освоит этот навык?
А если ладушки все же не придутся по вкусу вашему ребенку, попробуйте другие пальчиковые игры. Верим, что все получится!