Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.
Сначала дадим определение, что такое «природа»
Определение понятия «природа»
Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.
Природа в узком смысл е— окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Сходства и различия природы и общества
ПРИРОДА
ОБЩЕСТВО
Сходство:
Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.
Взаимодействие общества и природы
ПРИРОДА
ОБЩЕСТВО
Положительное влияние
1.Является средой, где живёт человек.
2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)
3.Источник средств производства
( металл, уголь, нефть и т.д.)
4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается
( теория «вызова-ответа» Тойнби).
1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.
2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.
4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга»)
Отрицательное влияние
1.Способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития.
2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)
3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха)
1.Истощение недр
2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы
Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.
Некоторые ТЕРМИНЫ:
Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.
Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).
Правовая защита природы
1.На международном уровне
Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.
Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.
Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.
1.Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).
4.Лесной кодекс. 1997г.и др.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
№ 1 Тест по теме « общество» 10 класс
1 Какой из признаков характеризует общество как систему
1) обособление от природы
2) постоянное развитие
3) способы взаимодействия людей
4) сохранение связи с природой
2.Что характеризует как общество, так и природу
2) весь материальный мир
3) формы и способы взаимодействия людей
4) этап исторического развития человечества
3.Выделяя основные элементы общества, их взаимодействие, ученые характеризуют общество как
3) материальный мир
1) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
2) способы взаимодействия и формы объединения людей
4) материальный мир в целом
5.Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи
1) общества и природы
2) техники и технологии
3) цивилизации и культуры
4) экологии и морали
6.Примером влияния природных факторов на развитие общества является
1) создание памятника древнерусского права-« Русской правды»
2) совпадение территории расселения восточных славян с бассейнами крупных рек
3) введение «уроков и погостов» княгиней Ольгой
4) деление дружины на старшую и младшую
7.Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственности- характерные черты общества
2) вступающего в эпоху промышленной революции
8.Какой из признаков характеризует индустриальное общество
2) преобладание промышленности
3) слабый уровень разделения труда
4) решающее значение сферы услуг в экономике
9. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
10.С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей,можно показать прогрессивный характер
1) изобретения письменности
2) успехов в освоении космического пространства
3) отмирания обычая кровной мести
4) учения о разделении властей
11)Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни
А.Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружений является примером связи политической и экономической сфер общества
Б.Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12.Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни
А Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения
Б Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны
1) верно А 3) верны оба суждения
2) верно Б 4) оба суждения неверны
13 Верны ли следующие суждения о процессе глобализации современного мира
А Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным
Б Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
14 Верны ли суждения о путях и формах общественного развития
А В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство
Б В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали традиции и обычаи
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
15. Верны ли следующие высказывания об общественном прогрессе
А Понятие «прогресс» и «регресс» объединяет представление о направленности общественного развития
Б Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
16. Что из ниже перечисленного является особенностью постиндустриального общества
1) религиозный характер культуры
2) переход от натурального к товарному производству
3) завершение промышленного переворота
4) развитие информационных технологий
17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество
1) аграрный тип общества
2) неразвитость институтов частной собственности
3) особая ценность человеческой индивидуальности
4) преобладание коллективистских форм сознания
18. Найдите в приведенном ниже списке характерные черты традиционного общества и запишите цифры, под которыми они указаны
1) преобладание промышленности
2) активное участие церкви в жизни общества
3) партнерская семья
4) агро-сырьевой характер производства
5) широкое распространение наукоемких технологий
19 Заверши фразу: «Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям это….
20 Типы общества : традиционное, ………, …………..
предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются————общественной жизни и социальные институты.Выделяют 4 сферы которые находятся в тесной взаимосвязи,т.к. Поддерживают необходимую————общества.————-в каждой из сфер решают важные социальные задачи.Они обеспечивают производство и распределение различных видов——-,а также управление совместной———людей.
1 целостность 2 система 3 общество 4 социальные блага 5 сфера
6 производство 7 культура 8 социальные институты 9 деятельность
№ 1 Тест по теме « общество» 10 класс
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-345190
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест с ответами по обществознанию “Человек, общество, природа” 8 класс
1. Область планеты Земля, охваченная разумной деятельностью человека: а) ноосфера + б) гидросфера в) литосфера
2. Какой из признаков характеризует индустриальное общество: а) ведущая роль с/х б) преобладание промышленности + в) слабый уровень разделения труда
3. Высший тип мыслительной деятельности: а) поведение б) гениальность в) разум +
4. В первобытном обществе люди руководствовались нормами морали, так ли это: а) нет + б) да в) отчасти
5. В эпоху первобытности общество жило по жестким правилам поведения, которые исследователи называют мононормам, так ли это: а) нет б) отчасти в) да +
6. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи: а) цивилизации и культуры б) общества и природы + в) экологии и морали
7. Большинство исследователей считает, что разум является результатом работы: а) эндокринной системы б) нервной системы в) мозга +
8. Мораль устанавливается государством и поддерживается его принудительной силой, так ли это: а) нет + б) да в) отчасти
9. Мораль является одним из социальных регуляторов поведения человека, так ли это: а) нет б) отчасти в) да +
10. Что характеризует как общество, так и природу: а) этап исторического развития человечества б) система + в) формы и способы взаимодействия людей
11. Мораль была выработана в процессе эволюции человека для сдерживания чрезмерного индивидуализма, так ли это: а) да + б) нет в) отчасти
12. Большинство исследователей считают, что биологический вид современного человека появился впервые в: а) Европе б) Африке + в) Азии
13. Биологическую теорию происхождения человека разработал: а) Дарвин + б) Вернадский в) Фромм
14. Какой из признаков характеризует общество как систему: а) сохранение связи с природой б) постоянное развитие в) способы взаимодействия людей +
15. Этот термин не характеризует понятие социальные регуляторы поведения человека в обществе: а) способность + б) традиции в) обычаи
16. Общество: а) часть природы б) способы взаимодействия и формы объединения людей + в) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
17. Необходимо правильно установить соответствие между латинским термином, означающим этап эволюции человека как биологического вида, и аналогичным термином на русском языке: Homo habillis: а) человек разумный б) человек прямоходящий в) человек умелый +
18. Необходимо правильно установить соответствие между латинским термином, означающим этап эволюции человека как биологического вида, и аналогичным термином на русском языке: Homo erectus: а) неандерталец б) человек прямоходящий + в) человек умелый
19. Антропологи называют современного человека: а) человек прямоходящий б) человек умелый в) человек разумный +
20. Необходимо правильно установить соответствие между латинским термином, означающим этап эволюции человека как биологического вида, и аналогичным термином на русском языке: Homo neanderthalensis: а) человек разумный б) неандерталец + в) человек прямоходящий
21. К способам решить экологические проблемы относится: а) разработка безотходных технологий + б) производство автомобилей в) запуск ракет в космос
22. Необходимо правильно установить соответствие между латинским термином, означающим этап эволюции человека как биологического вида, и аналогичным термином на русском языке: Homo sapiens: а) человек умелый б) человек разумный + в) неандерталец
23. К экологическим проблемам современности относится: а) разнообразие видов б) появление новых видов в) исчезновение некоторых живых существ +
24. В каком из примеров наиболее полно представлена структура деятельности человека: а) цели, задачи, план б) цели, действия, результат + в) мотивы, потребности, стремления
25. К экологическим проблемам современности относится: а) очистка воздуха б) загрязнение воды и воздуха + в) очистка водоемов
26. Самореализация – это: а) желание сделать карьеру б) осуществление жизненных целей + в) материальные условия существования
27. Человек познает окружающий мир непосредственно через: а) ощущения + б) суждения в) умозаключения
28. К экологическим проблемам современности относится: а) очистка воздуха б) появление новых видов в) климатические изменения +
29. Природа в узком смысле – это: а) условия жизни, биосфера + б) планета Земля в) мир во всех его формах
30. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами и находящаяся под их воздействием, называется: а) атмосферой б) биосферой + в) гидросферой
1. Природа в узком смысле – это: а) условия жизни, биосфера + б) планета Земля в) мир во всех его формах
2. Природа в понимании первобытного человека: а) источник полезных ископаемых б) объект поклонения и уважения + в) источник извлечения выгоды
3. Новый общественный уклад превратил ресурсы Земли в: а) источник поддержания жизни б) источник средств для изучения космоса в) источник дохода человека +
4. Экология – это: а) наука + б) организация в) перечень проблем
5. К экологическим проблемам современности относится: а) очистка воздуха б) появление новых видов в) климатические изменения +
6. К экологическим проблемам современности относится: а) очистка воздуха б) загрязнение воды и воздуха + в) очистка водоемов
7. К экологическим проблемам современности относится: а) разнообразие видов б) появление новых видов в) исчезновение некоторых живых существ +
8. “Чума” 20 века – это: а) СПИД + б) дыры в озоновом слое в) радиация
9. С Чернобыльской АЭС, японской АЭС “Фукусима-1” связано: а) уменьшение озонового слоя б) исчезновение некоторых видов животных в) радиационное заражение +
10. В Черную книгу занесены: а) исчезающие виды животных б) исчезнувшие виды живых существ + в) исчезающие виды растений
11. К способам решить экологические проблемы относится: а) разработка безотходных технологий + б) производство автомобилей в) запуск ракет в космос
12. Гринпис – это: а) детское движение б) международная организация защиты природы + в) название исследовательского центра
13. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами и находящаяся под их воздействием называется: а) биосферой + б) гидросферой в) атмосферой
14. Область планеты Земля, охваченная разумной деятельностью человека: а) гидросфера б) биосфера в) ноосфера +
15. Высший тип мыслительной деятельности: а) разум + б) понимание в) поведение
16. Большинство исследователей считает, что разум является результатом работы: а) нервной системы б) мозга + в) эндокринной системы
17. Выберите неверное выражение: а) для цивилизации как стадии развития общества характерно её выделение из природы б) в эпоху первобытности общество жило по жёстким правилам поведения в) в первобытном обществе люди руководствовались нормами морали +
18. Выберите неверное выражение: а) мораль выражает личные или общественные ценности б) мораль устанавливается государством и поддерживается его принудительной силой + в) мораль является одним из социальных регуляторов поведения человека
19. Антропологи называют современного человека: а) человек прямоходящий б) человек умелый в) человек разумный +
20. Большинство исследователей считают, что биологический вид современного человека появился впервые в: а) Европе б) Африке + в) Азии
21. Биологическую теорию происхождения человека разработал: а) Дарвин + б) Вернадский в) Фромм
22. Общество – это: а) часть природы б) способы взаимодействия и формы объединения людей в) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
23. Какой из признаков характеризует общество как систему: а) сохранение связи с природой б) постоянное развитие в) способы взаимодействия людей +
24. Что характеризует как общество, так и природу: а) этап исторического развития человечества б) система + в) формы и способы взаимодействия людей
25. Выделяя основные элементы общества, их взаимодействие, ученые характеризуют общество как: а) материальный мир б) цивилизацию в) систему +
26. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи: а) цивилизации и культуры б) общества и природы + в) экологии и морали
27. Примером влияния природных факторов на развитие общества является: а) совпадение территории расселения восточных славян с бассейнами крупных рек б) деление дружины на старшую и младшую в) создание памятника древнерусского права – «Русской правды»
28. Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственности – характерные черты общества: а) индустриального б) вступающего в эпоху промышленной революции в) традиционного +
29. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется: а) революцией + б) регрессом в) эволюцией
30. Какой из признаков характеризует индустриальное общество: а) ведущая роль с/х б) преобладание промышленности + в) слабый уровень разделения труда
1. В первобытном обществе люди руководствовались нормами морали, так ли это: а) да б) отчасти в) нет +
2. К индустриальному обществу относится данный признак: а) ведущая роль с/х б) преобладание промышленности + в) слабый уровень разделения труда
3. Чем является природа в понимании первобытного человека: а) источником полезных ископаемых б) объектом поклонения и уважения + в) источником извлечения выгоды
4. Аристотель был одним из первых, кто описал: а) пять органов чувств человека + б) рефлексы человека в) анатомическое строение человека
5. Обособление общества от природы: а) благотворное влияние деятельности людей на среду обитания б) оторванность от природы процессов ее естественного развития в) качественная специфика +
6. Как природу, так и общество, характеризует: а) этап исторического развития человечества б) система + в) формы и способы взаимодействия людей
7. Индивид: а) человек, отвечающий за свои поступки, действия б) субъект исторического процесса в) человек как часть общества +
8. Высший тип мыслительной деятельности носит название: а) разум + б) понимание в) поведение
9. Понятие, означающее руководящее начало, правило, образец: а) норма + б) принцип в) цель
10. Как систему, общество характеризует: а) сохранение связи с природой б) постоянное развитие в) способы взаимодействия людей +
11. Природа: а) окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений + б) географическая среда в) все явления, события, процессы в природе
12. Что является обществом: а) часть природы б) способы взаимодействия и формы объединения людей + в) направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
13. В эпоху первобытности общество жило по жёстким правилам поведения, так ли это: а) да + б) нет в) отчасти
14. Для цивилизации как стадии развития общества характерно её выделение из природы, так ли это: а) нет б) отчасти в) да +
15. Какой ученый является разработчиком биологической теории происхождения человека: а) Дарвин + б) Вернадский в) Фромм
16. Немецкий социолог М. Вебер считал, что: а) геополитика определяет общественное развитие б) общество развивается под воздействием как экономического, так и духовного фактора + в) общество развивается только по пути прогресса
17. Как антропология называет современного человека: а) человек прямоходящий б) человек умелый в) человек разумный +
18. Потребность: а) процесс, в результате которого человеком создаются материальные блага б) осознаваемая человеком потребность в том, что необходимо для поддержания организма человека + в) побуждение к действию
19. Охваченная разумной деятельностью человека область Земли, носит название: а) гидросфера б) биосфера в) ноосфера +
20. Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что: а) пять органов чувств позволяют человеку познать мир б) климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека + в) воздействие на человека осуществляется в процессе производства
21. Заселённая живыми организмами и находящаяся под их воздействием называется оболочка Земли, носит название: а) биосферой + б) гидросферой в) атмосферой
22. Наиболее полные знания об обществе дает: а) этнография б) философия + в) история
23. Что можно отнести к экологическим проблемам современности: а) разнообразие видов б) появление новых видов в) исчезновение некоторых живых существ +
24. Общество необходимо как: а) условие развития человечества б) условие существования человека + в) условие достижения материальных благ
25. Греческий философ-моралист, чьё имя связано с теорией государства: а) Сократ б) Аристотель в) Платон +
26. Что можно отнести к экологическим проблемам современности: а) очистка воздуха б) загрязнение воды и воздуха + в) очистка водоемов
27. Что относится к методам решения экологических проблем: а) разработка безотходных технологий + б) производство автомобилей в) запуск ракет в космос
28. Что можно отнести к экологическим проблемам современности: а) очистка воздуха б) появление новых видов в) климатические изменения +
29. Чем является природа в узком смысле: а) условия жизни, биосфера + б) планета Земля в) мир во всех его формах
30. По мнению большинства ученых-исследователей, биологический вид современного человека появился впервые на этом континенте: а) Евразия б) Африка + в) Австралия