Что искал диоген днем с огнем в толпе людей
Фонарь Диогена
Предметом этого эссе послужит факт, упомянутый у ряда античных авторов,
в частности, у Диогена Лаэртского в «Жизнеописании и мнениях знаменитых
философов» о Диогене Синопском:
«Средь бела дня с зажженным фонарем в руках бродил он повсюду и говорил:
Этот факт считается общепринятым, однако, выглядит он неправдоподобным
и странным. К тому же такое поведение не вяжется со стилем жизни практичного
Скорее всего, всё происходило на деле совсем иначе.
Порой изречения одних философов приписывались другим, то же самое
могло случиться с некоторыми событиями из их жизни.
Вот басня античного поэта Федра «Ответ Эзопа болтуну»:
Эзоп один прислуживал хозяину,
И тот ему велел скорей сварить обед,
Пошел он по соседям, чтоб достать огня;
А раздобыв, с зажженным он светильником,
Чтоб не идти кружной дорогою,
Пошел обратно напрямик по площади.
Один болтун, его увидя, спрашивает:
И пустомеля понял, коль догадлив был,
Что старец человеком и не счел его
За то, что пристает он к людям занятым.
Полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец Эзоп предположительно
жил около 600 года до н. э., т. е. почти на двести лет раньше философа
Диогена, родившегося в 412 году до Рождества Христова.
Очевидно, слова Эзопа и исторический эпизод буквально были приписаны
И суть анекдота проясняется: фраза «Человека ищу» была пронизана
Торжество победы над самим собой есть венец философии.
Лучший способ мучить своих врагов — всегда находиться в хорошем настроении.
Когда человек молод — очень рано, когда старый — уже поздно.
Истории, связанные с Диогеном:
Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Потому, что люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
Похвала
Как-то на званном обеде всем наскучил своей плохой игрой арфист. Диоген однако, удивил всех, похвалив того:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, всё же продолжаешь играть, а не идёшь воровать.
Почему Диоген не любит людей
Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих не люблю за то, что они творят зло, а хороших – за то, что позволяют им это делать.
Польза от вина
Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. В ответ Диоген поизнёс:
— Если бы я выпил это вино, оно всё равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А так — оно и вам не досталось, и мне не причинило никакого вреда.
Продолжи или начни
Всегда довольствуясь малым, Диоген редко просил милостыню. В случае крайней нужды он говорил, обращаясь к прохожим:
— Если ты добр и уже подавал ранее, то дай и мне, а если нет, то начни с меня!
Собирая милостыню, Диоген попросил у одного богача целую драхму. Тот удивился:
— Почему так много? Ведь у других ты просишь меньше.
Философ ответил:
— У других я попрошу ещё и получу. А ты вряд ли найдёшь в себе силы подать вдругорядь.
Самое безопасное место
Как-то на состязании по стрельбе из лука Диоген увидел неумелого стрелка. Вдруг философ уселся у самой мишени и сказал стреляющему:
— Видать, здесь самое безопасное место.
Один борец из-за постоянных неудач оставил занятия спортом и стал врачевателем. Узнав об этом, Диоген сказал:
— Ты, наверное, решил погубить всех победителей.
Победитель Олимпиады, афинянин Диокрипп, торжественно въезжал в родной город. Увидев в толпе красивую девушку, он оглянулся, не находя сил оторваться о неё взглядом. Диоген, стоящий в толпе горожан, приветствовавшей спортсмена, воскликнул тогда:
— Смотрите: девчонка свернула шею нашему герою!
Диоген спросил у знакомого:
— Скажи, что про меня говорят афиняне?
Тот ответил:
— Говорят, что ты притворяешься дураком.
— Скажи им: я притворяюсь дураком, а они притворяются умными!
Диогену, который достиг преклонных лет, советовали изменить свой образ жизни и доживать свой век спокойно. Философ ответил:
— Если бы вы соревновались в беге на Олимпиаде и, пробежав почти всю дистанцию первым, стали слабеть недалеко от финиша, вы бы сдались? Или постарались бы сохранить первенство?
У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Он ответил:
— Не знаю, мне известно, что у него много денег.
— Значит, он богат!
— Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, — пояснил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворён тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше, чем имеет, — бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но при этом доволен своим положением.
Что быстрее стареет
Диогена спросили, что быстрее всего стареет. Философ ответил:
— Благодарность.
Литература:
Диоген Лаэртский, VI, 69)
Институт Философии Российской Академии Наук ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М.: НЛО, 1995
Диоген Синопский
Электронная библиотека
Юлиан. К невежественным киникам
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген
«Антология кинизма»; под ред. И.М.Нахова. М.: Наука, 1984.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
Кисиль В. Я., Рибери В.В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002.ISBN 5-8183-0414-0.
Зайцев А. И.Диоген Синопский// Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.
Многие древние философы забыты и канули «в лету». Но грек Диоген имеет последователей и сегодня.
Основные сведения об этом незаурядном человеке получены из книги популярных анекдотов о древнегреческих философах:
Диоген Синопский — греческий философ (ок. 412 до н. э. — 323 до н. э).
Диоген имя нарицательное — оно давалось незаурядным
личностям. В переводе с санскрита — дивный (божественный гений (дух). Кроме первого не самого известного Диогена Аполлонийского, создавшего версию о существовании в космосе метеоритов, можно насчитать еще десяток незаурядных личностей с этим именем. Причем от философов и поэтов, до епископов и даже византийского императора.
Хорошо известен Диоген Лаэртский — греческий философ. Именно он написал о своем знаменитом предшественнике и донес до нас многие его деяния и высказывания.
Согласно его описанию, философ Диоген был сыном менялы Гикесия. Оказавшись в Дельфах, он вопросил оракула, чем ему предстоит в жизни заниматься, на что получил ответ:
Но насмотревшись на людей разных сословий посещавших отца он стал осмысливать бренность человеческого существования. Возможно уже тогда понимал несправедливость в распределении жизненных благ. Позже это прозвучало так:
Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он ответил:
«Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь».
Покинув семью, Диоген тал изгоем и нашел призвание в философии. Свое жилище он устроил возле афинской Агоры в большом глиняном сосуде — пифосе (древние греки бочек еще не делали).
И вот в этом тесном сосуде Диоген и спорил то сам с собой, а то с непререкаемыми авторитетами того времени.
Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген издевался — по нынешнему тролил тогдашний авторитет:
«чашу вижу, а чашности — нет».
Диоген был атеист и нигилист и пофигист одновременно. Считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными воззрениями и суевериями своих сограждан. Демагогов и политиков он считал льстецами черни.
Однажды, возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там народу, Диоген ответил: «Народу полно, а вот людей почти нет.»
В другой раз, выйдя на площадь он начал кричать:
«Эй, люди, люди!», но когда народ сбежался, он начал прогонять их приговаривая:
«Я звал людей, а не мерзавцев.»
Как считают некоторые современные философы Диоген уже тогда ввел теорию относительности в разрезе тогдашних норм морали. Он относил себя то к высшим, то к низшим одновременно.
Объявив себя гражданином мира он легко менял убеждения от аскетизма до эпикурейства.
Его последователи живут и сегодня. И самые яркие их представители — бомжи.
Это ведь тоже философы-аскеты, живущие одним днем. По существу это древнегреческие киники.
Диоген ведь был еще и последователем кинизма (от «кинос» — собака). Киники считали, что жить следует подобно собаке. Кстати, от этого же слова происходит современное «циник».
Некоторые современники считают его еще и первым троллем.
Диоген не боялся ни афинских олигархов, ни царей. Он часто дерзил им.
Афинский богач Анаксимен Лампсакский был полным человеком. Как-то к нему подошел Диоген и сказал:
«Удели нам, нищим, немного твоего брюха. Этим ты сделаешь и себе легче, и нам поможешь».
Случай с Александром Македонским, загородившим Диогену солнце, широко известен, как и его походы с фонарем.
Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером эпатажа из древней античности.
В России этот модный древнегреческий анекдот перешел в присказку:
«Днем с огнем не сыскать!»
Отдельные высказывания философа перешли в разряд афоризмов:
Быстрее всего стареет благодарность.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Свои выступления Диоген часто заканчивал оригинальной фразой:
Благодарю за внимание! Надеюсь, Вам было так же интересно, как и мне!
Многие восхищаются независимостью и эпатажностью древнего грека. Но при этом его жизненная позиция имела большой изъян — неумение прощать и быть снисходительным. В недалеком прошлом формулировка была бы простой «Оторвался от коллектива».
Он был слишком высокого мнения о себе. Потому как-то само собой сделал вывод:
Диоген Синопский
Диоген Синопский родился около 404 г. до н. э. Был ярким представителем школы киников, последователем основателя школы Антисфена. Диоген считал идеальным первобытное общество, а потому решительно отвергал цивилизацию, государство, культуру,. Не признавал патриотизма, называл себя космополитом, и вслед за Платоном отвергал семью, проповедуя общность жен. Выказывал абсолютное равнодушие к жизненным удобствам и, не имея собственного жилья, поселился в бочке.
О нем сохранилась притча. Александр Македонский захотел озолотить Диогена и, подойдя к бочке, в которой обосновался философ, спросил: «Что бы ты хотел получить от меня, Диоген?» Диоген спокойно отозвался: «Чтобы ты отошел, поскольку загораживаешь мне солнце».
Из всех гражданских и человеческих категорий бытия он признавал лишь одну — аскетическую добродетель. Умер около 323 г. до н. э.
Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.
Льстец — самое опасное из ручных животных.
Все находится во власти богов; мудрецы — друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.
Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.
Народу много, а людей немного.
Однажды Диоген вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген?» И философ ответил: «Ищу человека!»
Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.
Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.
С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.
Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.
Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Торжество над самим собой есть венец философии.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Анекдоты про Диогена
Как-то Диоген в ясный солнечный день озабоченно ходил по Афинам с горящим фонарем. На вопрос, что он делает, Диоген сказал: «Ищу честного человека»
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев», Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».
Занимаясь онанизмом на площади, при стечении народа, Диоген приговаривал: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот»
Как-то Диоген просил подаяния у статуи. На вопрос, зачем он это делает, Диоген сказал: «Чтобы приучить себя к отказам»
Диоген говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно берут тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.
Диоген велел бросить себя без погребения. «Как, на съедение зверям и стервятникам?» – «Отнюдь! – ответил Диоген. – Положите рядом со мной палку, и я буду их отгонять». – «Как же? Разве ты почувствуешь?» – «А коли не почувствую, то какое мне дело до самых грызучих зверей?»
Как-то Диоген, прибыв в Олимпию и заметив в праздничной толпе богато одетых родосских юношей, воскликнул со смехом: «Это спесь». Затем философ столкнулся с лакедемонянами в поношенной и неопрятной одежде. «Это тоже спесь, но иного рода», – сказал он.
Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски. «Смешно, – сказал Диоген, – если Манет может жить без Диогена, а Диоген не сможет жить без Манета».
На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».
Однажды Диоген, завтракая в харчевне, позвал к себе проходившего мимо Демосфена. Тот отказался. «Ты стыдишься, Демосфен, зайти в харчевню? – спросил Диоген, – а ведь твой хозяин бывает здесь каждый день!» – подразумевая весь народ и каждого гражданина в отдельности
Тому, кто стыдил его за то, что он бывает в нечистых местах, он сказал: «Солнце тоже заглядывает и помойные ямы, но от этого не оскверняется».
Увидев однажды женщину, непристойным образом распростершуюся перед статуями богов, и желая избавить ее от суеверия, он (Диоген) подошел и сказал: «А ты не боишься, женщина, что, быть может, бог находится позади тебя, ибо все полно его присутствием, и ты ведешь себя непристойно по отношению к нему?»
Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Рубрики
—Цитатник
Флеш-часики из программы «Время» + КОД Устанавливаем часики в эпиграф. Размер часиков можно.
Карл Густав Юнг: Наша психическая структура повторяет структуру Вселенной Карл Юнг Зн.
—Стена
—Всегда под рукой
Версаль. Парк. Ч. 3
—Статистика
Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus). «Ищу человека!»
Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.
Быстрее всего стареет благодарность.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе.
«Добро не наука, оно действие». Р. Роллан
Процитировано 8 раз
Понравилось: 11 пользователям