Что можно делать с текстом
Что можно делать с текстом
Сегодня мы все острее ощущаем усталость от входящего в мозг информационного потока. Тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста.
Как писать хорошие, интересные тексты? Предлагаем 19 советов для начинающих и «продолжающих» редакторов, копирайтеров, блогеров — вообще для всех, кто воздействует словом на ход событий.
Сформулируйте тему в двух простых предложениях. Почему такое ограничение? Потому что это естественная длина внятного ответа на устный вопрос «О чем ты хотел рассказать?»
Если вы не можете сформулировать тему в двух притягивающих внимание читателя предложениях, значит, что-то не так. Ограничение в два предложения поможет отточить мысль, определить, какие линии и эпизоды важны, а какие второстепенны. Повторяйте этот прием для каждой главы. Он действительно помогает выстроить мысль, сюжет и структуру текста на отрезке любой длины.
Исследуя тему, старайтесь сохранить свежий взгляд на вещи. Да, вы прочли тысячу книг по теме, вы уже немного эксперт, но оставайтесь инопланетянином, ребенком, который удивляется тому, с чем взрослые смирились, и не стесняется задавать вопросы.
Есть детали и есть подробности, но это не одно и то же. Детали — это приметы героя, эпизода, рассказывающие что-то важное о человеке, пейзаже, сценке. А подробности — это вредоносные, несущественные уточнения, без которых можно было бы обойтись.
Пример: «В 2013 году ежедневные надои молока с коровы стояли на отметке 20 литров, а в 2014 году выросли до 40 литров». Зачем это нагромождение цифр, если можно написать просто «коровы стали давать вдвое больше молока»?
Старайтесь, чтобы на один абзац у вас приходилась одна, максимум две цифры. Если, конечно, вы не пишете статью по бухгалтерскому учету или математике.
Не стоит сразу сдавать козыри: лучше придержать самый поразительный эпизод, а начать немного издалека, в первых предложениях немного сбить читателя с толку, но заинтересовать (даже в статьях иногда можно предъявлять главного героя не сразу).
В интернете можно найти, терпеливо погуглив, не менее 20 способов борьбы с прокрастинацией. Но, как показывает практика, исправно работают лишь два.
Способ А заключается в том, чтобы заранее посчитать, сколько тысяч знаков вам надо написать за сегодня, — и, когда прокрастинация опутает вас, начать писать сколь угодно скучно, но по подробному плану. Через силу, упорно — и при этом без литературной обработки, просто пишите, что вы думаете по данному поводу.
Способ Б — поговорить с собой, вслух произнести в свободной форме развернутую речь в ответ на вопрос «что я хочу сказать в этом куске». Разговорившись, мы, как правило, находим удачные формулировки или ходы для начала того или иного куска, а то и всего текста. Если спустя несколько минут вы поняли, что сегодня вам проще говорить, — включайте заранее приготовленный диктофон.
Лишние слова — самые страшные враги. Написав фразу, посмотрите на нее и выбросьте половину слов. Не получается? Измените формулировки так, чтобы получилось.
Не используйте конструкции из трех глаголов или прилагательных подряд.
Недопустим канцелярит вроде «осуществил проведение плановых ремонтных работ». Гораздо лучше это выглядит как «отремонтировал».
Каждый раз, глядя на сложное описание сложного явления, старайтесь уложить его в емкую фразу из четырех-пяти слов.
Пример: если «Н. имеет пессимистичные прогнозы относительно развития нефтедобывающей промышленности», то можно сформулировать короче: «Н. не верит в нефть».
Одно из главных заблуждений — что надо выражаться литературно, не писать сухо, лить воду, расширять текст за счет обилия слов, описаний, сложносочиненных конструкций.
Если вы полностью выразили мысль или ситуацию и показали всю ее сложность в трех абзацах — отлично. Да будет так. Если же вам, например, задали писать статью в некий журнал и его редактор произнес «не менее 6000 знаков», а у вас не более 3000, — значит, разворачивайте мысль, сюжет, ищите оттенки, о которых было бы здóрово рассказать, вспоминайте другие ситуации и описывайте их. Но вообще умный редактор примет и 3000 — если автор на этом коротком отрезке захватил его внимание.
Чем короче, тем лучше. Представим, что в нашем тексте фигурирует очень длинное предложение. Где-то посередине читатель потеряется в нем, не уследив за логикой. Но стоит только длинное предложение разбить на несколько коротких, внимание и положительное восприятие снова активизируются.
Разная длина предложений делает текст динамичным, его проще и веселей читать, постепенно осваивая каждую строку.
Если вы пишете информационный или коммерческий текст, не забывайте о законе высокой читаемости: чем короче слово, тем выше читаемость. В русском языке длинным считается слово, содержащее от четырех слогов, в профессиональной среде есть даже специальное обозначение «слова 4+». И когда нужно выявить читаемость текста, используется следующая градация:
Люди всегда внимательно читают то, что помещено в списках. Так что, если часть вашего повествования можно представить в виде маркированного или нумерованного списка, сделайте это и убедитесь: результат окажется зрительно привлекательным.
Подключайте собственный опыт — как положительный, так и отрицательный. Лучшие истории — это ваши личные приключения (о них читатель может узнать только от вас).
Используйте слова-визуализаторы: представьте, посмотрите, вспомните и т. д.
Сложно, но возможно: пишите так, чтобы чувствовалась ваша улыбка.
Как писать тексты все лучше и лучше: дюжина идей на заметку авторам
Сообщения в Twitter, Facebook, Google+, посты в блог, комментарии, электронные письма, коммерческие предложения — все это стало нашей повседневной жизнью. Писать стало не просто трендом современной интернет-аудитории, а насущной потребностью бизнеса и отдельного человека, иначе трудно заявить о себе в Сети — этом глобальном, общедоступном источнике информации нашего времени. Навык написания текстов стал для многих, присутствующих в Сети, одним из наиболее важных. Для того чтобы позиционировать свой бренд, себя, свое дело, многие превращаются в авторов. Сегодня мы хотим поделиться мыслями, которые будут полезны тем, чья задача — не просто создавать контент, а делать это с каждым днем все лучше.
1. С чего начать?
Лучше всего — с вопросов, которые могут возникнуть у потенциального читателя по теме, на которую вы собираетесь написать материал. Ставьте себя на место представителя вашей целевой аудитории. Каковы его потребности? Что бы ему хотелось узнать по этой конкретной теме?
2. План материала
Единственное, что можно здесь сказать, — план, несомненно, нужен. Некоторые составляют его на бумаге, другие держат в голове. Но без плана трудно, почти невозможно создать логически связный и композиционно стройный материал.
3. Длина текста
На этот счет у современных специалистов разные мнения. Есть исследования, которые говорят, что пост в блоге, к примеру, должен быть такой длины, чтобы его можно было прочесть за 7 минут.
Но в современном медийном пространстве прослеживается и другая явная тенденция — обращение к большим формам контента (мануал, white paper, электронная книга). Рэнд Фишкин, например, высказывает мысль о том, что в контент-маркетинге в обозримом будущем выигрывать начнут те, кто инвестируют не в огромное количество материалов среднего качества, а в крупные формы контента — объемные, глубокие и качественные работы, на создание которых нужно много времени, но и которые аудитория оценит соответствующе.
Однако ни у кого нет сомнений в том, что люди читают текст ровно до тех пор, пока он удерживает их внимание. С этой точки зрения, материал может быть любого объема. Главный вопрос: сумеет ли автор увлечь своего читателя настолько, чтобы тот прочитал текст до конца?
4. Когда вам нечего сказать по теме…
Сохраните себе вот этот скриншот:
И открывайте его в минуты, когда понимаете: сказать совершенно нечего. Это действует отрезвляюще: вы поймете, что лучше не говорить ничего, чем лить воду.
5. Попробуйте написать текст на заданную тему за 60 минут
Строго говоря, для многих профессиональных журналистов ситуация, когда пятки горят (материал нужен здесь, сейчас, и хороший), — это рутина, а не экстраординарный случай. Они тренируют этот навык ежедневно в условиях реального, а не искусственно созданного дедлайна. И это отличный способ выработать такие качества, как лаконизм в стиле, умение быстро и без колебаний отсеивать лишнюю информацию, способность мыслить трезво и критично, виртуозно обращаться со словом.
Если вы будете делать это ежедневно, вы серьезно прокачаете свои скиллы в написании текстов.
6. Проговаривание текста вслух
Попробуйте этот прием — чтение своего текста вслух многое скажет вам о его благозвучии. Как автору вам трудно заметить изъяны текста. Но воспринимая фразы на слух, вы скорее поймете, какие фрагменты нуждаются в доработке.
7. Ясность изложения
Профессиональный автор часто сам способен стать самым критичным редактором своего собственного материала. Но есть авторы, которые не способны понять, что не так с их текстом.
Максим Горький в письме одному молодому писателю из Иваново-Вознесенска как-то написал: «Очерк ваш «На даче фабриканта» не будет напечатан, потому что он, по существу, маловажен да и написан плохо. Разрешите сказать вам, что, стараясь писать красиво, вы пишете многословно и скучно, а, кроме того — не достаточно ясно. Поставьте себя на место человека, который читает, например, такую фразу: «Причудливо красовались два домика, напоминавших отчасти индийские пагоды, — воздушные резные домики, в кольцах веранд, в легком беге винтовых лестниц, с башенками-вышками, со шпилями». Читатель наверное не видел индийских «пагод», а если видел на фотографиях, так не мог заметить с внешней стороны стен «легкого бега винтовых лестниц» и прочих деталей, пристроенных вами. В следующей фразе «домики» оказываются «поместительными, двухэтажными домами». Зачем же именовать их домиками? «Великолепие» не изображено вами, а писать надо изобразительно, так, чтобы читатель видел то, о чем вы пишете».
Словом, всегда задавайтесь вопросами при прочтении своего текста: достаточно ли точно это написано? Не останется ли у читателя недоумения после прочтения той или иной фразы? Если есть хоть малейшее сомнение в ясности абзаца, правьте его.
8. О методе слепой печати
Этот навык — один из самых важных в жизни. Честно. Во-первых, это просто классно — печатать, глядя в монитор, а не на клавиатуру. А во-вторых, умение печатать десятью пальцами делает вас настолько эффективнее, насколько выше становится скорость вашей печати.
9. О врожденной грамотности
Ее не существует. Как может быть врожденным свойство, целиком и полностью связанное с языком — системой, о которой, родившись, человек не имеет ни малейшего понятия? Он еще не умеет говорить, но у него уже врожденная грамотность?
В резюме фраза «обладаю врожденной грамотностью», поверьте, на умных людей производит прямо противоположное впечатление тому, которого хотел добиться автор резюме. Особенно если следом идет что-то вроде: «закончил (вместо «окончил») такой-то вуз».
Ошибки делают все. Даже редактору нужен редактор.
10. Как избежать ошибок?
Избежать нельзя никак. Их можно только исправить. Желательно вычитывать свой текст не менее трех раз. Еще лучше — отложить его и на следующей день, если есть возможность, вычитать в четвертый раз.
11. О воровстве идей
Мы живем в эпоху коллективного сознательного, границы которого беспредельно расширил интернет. Мы делимся информацией без разбору со всеми и жадно черпаем информацию от людей — такова Сеть. Так что, крадите идеи и позволяйте другим красть их у вас. Но будьте честны: вашими при этом остаются только мысли, которые родила в вас чужая идея. Эти мысли «по поводу», на которые вдохновляет вас чей-то пост в блоге, чья-то интересная фотография в соцсети или ролик на YouTube — и есть та ценность, из которой выкристаллизовывается ваша собственная идея.
12. Ежедневная работа на собственный запас идей
Идеи — это все, что есть по-настоящему ценного у автора. У него может быть тема, но может не быть идеи. Такой автор плох. Автор, у которого есть идея, сможет создать прекрасный текст практически на любую тему.
Идея — это ваша авторская позиция, глобальная, если хотите цель, ради которой вы пишете. Это проявление человеческого в авторе, свет его личности. Идеи нам дарит жизнь. Фиксируйте их, записывайте свои мысли в блокнот или iPhone— это ваш запас, который работает на будущее.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Закладки для редакторов: 35 инструментов в помощь всем, кто работает с текстом
Король, Дучак, Позднякова, Малышев, Дьякова, Мельник делятся полезными ссылками, которые помогут начинающим авторам уверенней обращаться с текстом, а опытным — переложить часть труда на искусственный интеллект. Редакция «Лайв Тайпинга» собрала все ссылки в одной статье, чтобы вам было удобно их сохранить.
Привет, это «Лайв Тайпинг»! Мы разрабатываем мобильные приложения и пишем про это. Крутые редакторы поделились с нами инструментами, которые ускоряют и упрощают работу над текстами.
Три основных инструмента знают все — это голова, руки и «Главред». Но есть и менее известные сервисы. Именно они будут в этом списке. И «Главред».
Эти инструменты не научат вас писать текст — они помогут вам сделать его. Упростят сбор материала, расшифруют интервью на 40 минут, проверят текст на ошибки (даже английский), а ещё помогут расслабиться, если вы заработались.
Изучите подборку от начала до конца или переключитесь на нужный раздел статьи, который поможет вам:
Чем поможет: материал от агентства контент-маркетинга «Сделаем» помогает придумывать темы для статей. В нём несколько десятков пунктов-идей — комбинируя их со спецификой своей отрасли, вы сможете придумать темы для статей на год вперёд.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: в материале есть готовые примеры того, как выстроить структуру кейса, колонки, инструкции и других типов статей. Полезно, когда набираешь много информации и не знаешь, что с ней делать.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: помогает экспертам и журналистам найти друг друга. Журналисты получают комментарии и экспертную оценку по нужному запросу, а эксперты — упоминания в СМИ.
Сколько стоит: есть бесплатный доступ для знакомства с сервисом; минимальный тариф «Эксперт» — от 3 591 ₽ в месяц.
Чем поможет: найдёт исследования, эксперименты и другие научные работы по теме статьи. Много документов в PDF-формате — можно сразу скачать и начать работу.
Сколько стоит: бесплатно, но попадаются ссылки на Google Книги и другие ресурсы за деньги.
Чем поможет: большая «сборка» порталов и сайтов от Светланы Дучак. В документе можно найти статистическую информацию для материалов любой тематики.
У меня есть документ, в котором больше 70-ти источников статистики — мы его пополняли всем миром. Я захожу туда, когда подумываю, какая статистика мне нужна для статьи и где её взять
Сколько стоит: бесплатно, но можно написать Свете, что она классная, и поблагодарить за док.
Чем поможет: транскрибирует тексты. Вы загружаете аудиозапись, нажимаете кнопку и получаете расшифрованный текст. Он не идеален, требует вычитки и редактуры, но даже в таком формате сервис экономит время.
Сколько стоит: бесплатно до 1,5 минут, далее 8 ₽/минута.
Чем поможет: сервис для синтеза речи помогает вычитать готовый текст. Когда перечитываешь материал про себя, глаз замыливается и мелкие недостатки ускользают — на слух их отловить проще.
Сколько стоит: бесплатно, но требуется регистрация в YandexCloud.
Чем поможет: на ресурсе текст расшифровывают живые люди за относительно небольшие деньги. Вы загружаете аудио, оплачиваете и ждёте расшифровку несколько дней (есть возможность заказать срочную работу).
Сколько стоит: на сайте есть калькулятор стоимости — цена минуты зависит от тарифа. Срочная расшифровка часового интервью обойдётся в 3 000 ₽, а если вы готовы подождать шесть рабочих дней — в 1 140 ₽.
Чем поможет: бот в телеге расшифровывает голосовые сообщения в текст. Можно надиктовать какую-то мысль и сразу получить её в «печатном» формате. Такая же функциональность есть у мессенджеров ICQ и ВК, если вы предпочитаете их.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: главный инструмент в арсенале редактора. В нём удобно создавать и редактировать тексты, делиться ими с коллегами, отправлять клиентам. Полностью освоить Google Документы за час поможет мастер-класс по горячим клавишам от Максима Ильяхова.
Ещё классный инструмент — таблица в гуглдоке. С её помощью можно накидать простейший пример вёрстки, даже если не умеешь работать ни в каком графическом редакторе. Или сразу вписать текст в нужный формат, чтобы прикинуть объём и структуру. Допустим, нарисовать макет, чтобы примерно представлять, как текст будет смотреться на мобильном
Сколько стоит: бесплатно.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: выручает, когда глаза в кучу, а в голове вертится только «наша компания, наша компания».
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: расширение для хрома сканирует английский текст и уберегает от глупых ошибок при письме.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: расширение для браузера проверяет грамматику, подчёркивает ошибки не только в Google-документах или Word, но и в других полях для ввода текста.
Сколько стоит: бесплатно для базовой проверки грамматики и орфографии, 125 ₽ в месяц — для расширенной и 225 ₽ в месяц — для корпоративного использования.
Чем поможет: очищает текст от словесного мусора, находит слова-паразиты, лишние повторы, сложные конструкции, которые можно облегчить или заменить. Отличное средство, чтобы взглянуть на текст глазами корректора. Но написанное проверяет искусственный интеллект, поэтому бездумно соглашаться на все правки не нужно. (Чистота этого абзаца — 7,5 баллов из 10).
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: если у вас нет безупречной грамотности и вы сидите за материалом не первый час, сомнения начинают возникать в каждой запятой. Сервис проверит текст на явные ошибки в правописании и на красоту. В предыдущем абзаце про «Главреда» «Орфограммка» нашла тавтологию и неблагозвучие — штош…
Программ для проверки грамотности довольно много, но, по личному ощущению, «Орфограммка» замечает больше ошибок, а ещё у неё есть классная проверка красоты текста
Сколько стоит: бесплатно первые 60 тысяч знаков — этого мало, но на пробу хватит. Платные лицензии делятся по времени и по объёму — выбрать можно подходящий тариф.
Адрес сервиса: clck.ru (скопируйте и вставьте в поисковую строку).
Чем поможет: сервис превращает громоздкий URL-адрес в короткую и понятную ссылку. Бонус — создание QR-кода.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: конвертирует миллионы в миллиарды, чтобы вы не ошибались с количеством нулей.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: можно скачивать эмоджи в PNG и быстро собирать из них простенькие, но яркие иллюстрации.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: в «Фигме» не-дизайнеры могут работать с текстом в интерфейсе, продумывать структуру лендингов, а также делать несложные дизайнерские штуки.
Чем поможет: блочный редактор для создания сайтов и лендингов. Простые инструменты помогут создать красивую продуктовую страницу за несколько часов тем, кто знает базовые принципы вёрстки.
Все ваши лучшие лендинги уже есть в Тильде — осталось их только сделать
Сколько стоит: один сайт можно создать бесплатно с ограничениями по инструментам, в тарифе Personal — один сайт без ограничений, в тарифе Business — пять сайтов.
Чем поможет: простой инструмент для создания скриншотов. Программу нужно установить на компьютер и ввести e-mail для регистрации — после этого можно захватывать экран, рисовать, писать и оставлять на скриншоте различные пометки.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: сервис от GoDaddy, чтобы делать картинки для постов. Начинался только с мобильной версии, но теперь есть и веб. Можно работать бесплатно, а можно оформить подписку и не мучить дизайнера каждый день просьбами сделать картинку в ленту.
Чем поможет: незаменимая вещь, когда компания разрастается и отслеживать все упоминания о ней вручную становится неэффективно. Собирает данные с социальных сетей, блогов, форумов, отзовиков, онлайн-СМИ, публичных каналов в Telegram, сайтов госучреждений и анализирует их.
На рынке сервисов, подобных Brand Analytics, много – советую начинать с тестирования пробных версий, чтобы понять, с каким инструментом удобнее всего будет работать именно вам
Сколько стоит: тарифы на Brand Analytics — от 25 тысяч рублей в месяц; тариф Brand Analytics Express — 8500 ₽/ месяц.
Чем поможет: конструктор UTM-меток ставит метки на ссылки, чтобы можно было понять, откуда читатель пришёл в статью или на сайт.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: проанализирует ваш сайт, соберёт данные о посещаемости, каналах трафика, индексации, безопасности и найдёт внутренние ошибки. Сервис также можно использовать для проверки посещаемости сайта, на котором вы хотите разместить материал.
Сколько стоит: в бесплатном тарифе можно использовать до 10 инструментов в день; тариф «Начальный» — 7 дней пробного использования, затем 990 ₽ в месяц.
Чем поможет: похожий на PR-CY, но более широкий по функциональности сервис на английском языке. Поможет проанализировать сайт, маркетинговую стратегию и поведение пользователей на ресурсе. Быстрый доступ к статистике сайта можно получить через расширение для браузера.
Чем поможет: сервис для создания интеллектуальных карт помогает рисовать красивые майндмэпы для обсуждения идей с коллегами. Совместим со «Слаком», поэтому контакты в Miro можно добавлять оттуда.
Чем поможет: такс-трекер с визуально чистым интерфейсом, в котором удобно планировать задачи. Умеет подбадривать: в Todoist можно ставить цели на день, если вы их выполняете — трекер даёт медальку. Веб-версия синхронизируется с мобильным приложением, чтобы список задач оставался под рукой.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: мы уже отмечали этот инструмент в подборке «Закладки для айтишников: 50 сервисов в помощь мобильным разработчикам», но Toggl можно использовать и редакторам, чтобы засекать время, которое уходит на поиск цифр, расшифровку или вычитку текста — помогает держать рабочие процессы в тонусе.
Чем поможет: планировщик задач для владельцев айфонов и маков, с которым можно создавать расписание на день или часть дня, ставить напоминания и отметки о выполнении. В Things можно создавать группу проектов и задач, объединенных общей ответственностью, например «Контент-план».
В Things храню все задачи вот уже много лет
Сколько стоит: однократная покупка десктопной версии – 4 690 ₽, приложение для iPhone – 899 ₽.
Чем поможет: приложение для MacOS может автоматизировать любые сценарии работы на макбуке с помощью горячих клавиш. Настройте комбинации так, как удобно вам, чтобы запускать программы и управлять поиском одним нажатием.
Сколько стоит: бесплатно.
Чем поможет: помогает отвлечься от работы и немного перезагрузить мозг. В игре нужно угадывать места, в которых вы находитесь на Google Street View, и максимально близко отмечать их на Google Картах. Есть разные локации: мир, Европа, Россия и другие страны. GeoGuessr быстро переключает внимание, а после мозг в награду чуть бодрее берется за работу. Ну, и заодно мир посмотрите.
Сколько стоит: доступна одна бесплатная игра в день, аккаунт без ограничений — 290 ₽ в месяц (220, если оплатите год вперёд).
Чем поможет: приложение подбирает индивидуальные практики под ваши цели: снижает тревогу, стресс, помогает успокаиваться и расслабляться перед сном. Несколько минут медитаций каждый день — и ваш ум спокоен. Если, конечно, заниматься этим регулярно.
Сколько стоит: 3 дня бесплатно, потом 349 ₽ в месяц.