что нельзя мусульманам мужчинам до свадьбы
Что нельзя мусульманам мужчинам до свадьбы
Я сам католик, но меня очень мучает один вопрос: почему нельзя девушке и парню вступать в половую связь до брака. Я на интуитивном уровне чувствую, что нельзя, но пока никак не могу обосновать. Может, вы мне поможете с точки зрения ислама?
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на следующий момент: главной причиной, по которой мы выполняем те или иные предписания, или же избегаем чего-либо, являются повеления или запреты Аллаха Всевышнего. Мы выполняем то, что повелел Аллах и избегаем того, что Он запретил. Это является основой обязанностей рабов. Однако каждое повеление или запрет, содержит божественную мудрость.
Но в этом вопросе есть и другой момент, на который следует обратить внимание. Все повеления и запреты Аллаха Всевышнего адресованы мусульманам, то есть людям, принявшим ислам. Так как человек, прежде всего, должен уверовать. Поэтому мусульманин обязан действовать только в рамках предписаний ислама. То есть причина, по которой мусульманин совершает те, или иные действия и не совершает других, заключается не в том, что его разум считает их хорошими или плохими, а в том, что это является повелением или запретом Аллаха. Как уже было сказано выше, в каждом повелении или запрете заложена божественная мудрость. Поэтому истинной причиной запрещенности прелюбодеяния является то, что Аллах сделал это харамом.
В Коране говорится:
«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (аль-Исра 17/32).
«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает таким образом, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным» (Фуркан 25/68-69).
Также существует и множество хадисов, запрещающих прелюбодеяние, в которых сообщается о том, что это станет причиной страдания в ахирате. В одном из хадисов посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) упомянул прелюбодеяние в числе великих грехов (Бухари, Адаб, 6). В другом хадисе говорится о том, в момент совершения прелюбодеяния вера покидает человека (Тирмизи, Иман, 11).
Таким образом, причиной, удерживающей верующего от прелюбодеяния, должно стать предостережение Аллаха и Его посланника, а также наказание, которое предусмотрено за это в ахирате. В противном случае как бы хорошо человек не знал о вреде прелюбодеяния для семьи и общества, если в его сердце нет веры удерживающей от совершения грехов, он будет продолжать совершать их.
Рассматривая этот вопрос с иной точки зрения, перед нами возникнет следующая ситуация. Если бы ислам не запретил прелюбодеяние, то это привело бы к появлению общества, в котором был бы разрушен институт семьи, которое было бы лишено морально-нравственных принципов, и тогда был бы уместен вопрос «почему ислам не запретил прелюбодеяние?». Этим мы хотим сказать следующее: в исламе первостепенным является принятие всем сердцем того, что Аллах сказал в Коране, и применение этого в жизни. И только после этого следует переходить к исследованию мудрости того, или иного повеления и запрета.
Что же касается других причин, по которым ислам запрещает прелюбодеяние, то среди них можно назвать следующие:
Прелюбодеяние разрушает семейные устои, становится причиной появления на свет детей с неустановленной родословной, и, как следствие, возникнут проблемы наследства.
Человек по своей натуре ревнив и эгоистичен. Поэтому свобода в сексуальном плане непременно приведет к конфликтам, преступлениям и смуте. В современной жизни существует масса примеров этого.
Также прелюбодеяние является причиной возникновения и распространения множества заболеваний. И самым ярким примером этого является распространение СПИДа.
Сексуальная распущенность делает человека рабом своих низменных страстей и желаний и разрушает нравственность. Кроме того, прелюбодеяние становится причиной ослабления родственных связей и дружеских уз.
Можно было бы привести и массу других примеров вреда, который несет прелюбодеяние. Поэтому на протяжении всей истории человечества в отношениях между полами устанавливались определенные ограничения. И во всех религиях прелюбодеяние было запрещено.
«Быть девственницей до свадьбы не позор, а гордость»: что можно и чего нельзя до замужества
— Только после свадьбы! – эту фразу слышали многие мужчины и даже женщины. А знаете ли вы, что для мусульман добрачные отношения недопустимы? Решила на этот раз рассказать, что нам можно и чего нельзя до свадьбы.
1) Нельзя иметь близость до замужества/женитьбы
— Ты должна беречь себя ради будущего мужа, — эти слова мне папа не раз говорил, когда я росла. Он оказался прав. Это не какие-то пережитки прошлого, традиции наших прабабушек. Быть чистой, когда ты вступаешь в брак, – настоящее счастье. Ты принадлежишь только одному человеку, не сравниваешь его с кем-то, осознаёшь, что действительно означает «первая брачная ночь».
Сейчас почему-то считается, что если ты ещё девственница, то значит ты непривлекательная и никому не нужна. Да и как вообще можешь жить без секса? Без него же никуда… Но на самом деле девственность, если ты ещё не вышла замуж, гордость, а не позор.
Навязывание интимных отношений до брака происходит ещё в школе. «У меня уже было два мальчика, а ты так и ходишь одна?» Или влюбляется школьница, например, в старшеклассника, влюбляется всем сердцем, готова ради него на всё, во всём ему подчиняется. Ведь она убеждена, что первая любовь – судьба. Он принимает её любовь, но к семье не готов, впереди учёба в университете, да и вообще – не нагулялся. Я мало знаю людей, которые доводят до свадьбы свои школьные интриги. Итог таких отношений для девушки – разбитое сердце, душевная боль, разочарование в мужчинах, в отношениях. Воспоминание о том, кто так много дал надежд, а потом ушёл в закат, останутся на всю жизнь. И это ещё лучший исход этой печальной любви. Бывает и ранняя беременность или её прерывание.
Ну, допустим, в школе тебе было не до отношений, маленькая ещё была. Зато сейчас 25, а мужчины ещё не было, значит, ты старая дева. А если ты мужчина и никогда не было женщин, значит, проблемы со здоровьем.
Когда за плечами большой опыт в отношениях, волей-неволей сравниваешь своего мужа или жену с бывшими. Иногда чтобы это преодолеть, приходится даже пользоваться помощью психолога. А ещё из-за беспорядочной половой жизни можно подхватить венерическое заболевание…
Институт семьи очень важен для мусульман. Девочки берегут себя, свою женскую силу для того, кто правда станет мужем, а не будет пускать пыль в глаза. Когда ты первая у него, а он первый у тебя, вы будете привязаны друг к другу всем сердцем.
2) Нельзя целоваться и обниматься до свадьбы
Если нельзя иметь половую близость до замужества, то, естественно, что поцелуи и объятия, которые могут привести к связи, тоже под запретом. Знаю много пар, которые, будучи помолвленными, не позволяли до свадьбы себе даже коснуться друг друга и взяться за руки. Мне кажется, это в первую очередь уважение к женщине. Она чувствует себя жемчужиной, желанной, но недоступной. Её надо добиваться и не через постель, а совсем другими методами. Ну. как принцессу.
3) До свадьбы мужчина или его представители могут увидеть невесту без платка
В предыдущих статьях я рассказывала, что значит платок для мусульманки. Девушка, которая надела его, может снимать хиджаб только перед женщинами, подругами, родителями, близкими родственниками, мужем и близкими родственниками мужа.
Казалось бы, жених ещё не муж, значит, ему тоже нельзя смотреть на неё без платка! Как же тогда он выберет свою супругу? Женщина в хиджабе и без него – совершенно два разных человека.
— Наш пророк Мухаммад сказал: «Когда кто-нибудь из вас сватается к женщине, и если он может посмотреть на то, что вдохновит его на женитьбу, то пусть сделает это». Ведь у мусульман выбор супруги(а) считается одним самых важных поступков в жизни. От благонравия, крепости веры и взаимной любви супругов зависит их жизнь и благополучие всей семьи. Поэтому и подход должен быть соответствующий. У разных народов существуют целые ритуалы, традиции, именуемые смотринами, где жениху предоставляется возможность увидеть свою будущую жену без покрывала. Родственники девушки могут показать фотографию невесты или пригласить жениха (его маму, сестру) и позволить увидеть ее со стороны и т. д. Способы разнятся в зависимости от сложившихся традиций определенного народа. Важно понимать, что девушка не должна знать об этой «процедуре». Это дает возможность исключить чрезмерное приукрашивание себя, а также, в случае если она придется не по душе жениху, избежать огорчения и душевной травмы, — рассказывает руководитель воспитательного отдела при ДУМ РК Марьям Ковалева.
Слышала о курьёзном случае, который произошёл в Саудовской Аравии, когда муж решил развестись с женой сразу после свадьбы, потому что она очень сильно красилась до брака и когда сняла свой макияж после церемонии, он увидел, что она далеко не красавица, как казалась. Конечно же, так изменять свою внешность, желая обмануть будущего мужа, недопустимо.
4) Девушка-мусульманка не может выйти замуж за христианина
Помните сериал «Клон»? В нём главная героиня Жади из Марокко хотела выйти замуж за бразильца Лукаса. И вот никак не получалось у них пожениться, потому что Жади – мусульманка, а Лукас – христианин.
Мусульманин может жениться и на христианке, и на иудейке, а вот мусульманка только на «своём». Почему? Дело в том, что в исламе мужчина — глава семьи. Жена должна следовать за ним во всём, но слушаться человека, чье мировоззрение в корне отличается от твоего, невероятно трудно, а зачастую и невозможно.
— По исламу муж-мусульманин не имеет права запрещать жене-христианке жить по своим традициям, чтить свою веру, ходить в церковь, — говорит Марьям Ковалева. — Она может ставить дома иконы и молиться. Он не должен насаждать свою религию, а лишь увещевать, наставлять с любовью и пониманием. Но будет ли разрешать жене-мусульманке ходить в мечеть и носить платок муж другой религии? Не факт и тогда будут ущемляться права женщины. Тогда как мусульманин не имеет права это делать.
5) Сначала мусульманский брак скрепляется перед Богом и уже потом в ЗАГСе
В исламе есть обряд аналогичный венчанию, называется никях. Он происходит при свидетелях и родственниках, чаще всего в мечети. Пара перед Богом обязуется взять друг друга в жёны, быть хорошими мужем и женой, заботиться друг о друге. Можно сказать, что никях — получение благословения от Всевышнего.
6) Разводиться можно
Конечно, доводить отношения до развода крайне нежелательно. Но в жизни бывает всякое и иногда приходится рвать в корне отношения. Если пара официально зарегистрировала свои отношения в ЗАГСе, то развод проходит по законам РФ.
В следующий раз я расскажу, где же знакомятся мусульманки с будущими мужьями и как развиваются их отношения до свадьбы.
«Близость между молодыми до брака происходит от вседозволенности»
Журналист KazanFirst Ляйсан Кадырова расспросила религиозного деятеля о правилах мусульманского брака.
До свадьбы молодым нельзя оставаться наедине
— Булат хазрат, в светском обществе чтобы создать семью, парень с девушкой свободно встречаются и только потом женятся. До этого момента они так или иначе познают друг друга. А в исламе, насколько я знаю, такое поведение между молодыми запрещено. Им нельзя оставаться наедине.
— Когда я говорила об общении наедине, я не имела в виду половую близость, а всего лишь общение. Даже такие встречи запрещены?
— Конечно. Всевышний сказал: Не приближайтесь к прелюбодеянию. Наедине парню и девушке оставаться ни в коем случае нельзя, потому что рядом с двумя молодыми третьим будет шайтан. Поэтому вероятность того, что прелюбодеяние все-таки произойдет, выше 99 процентов.
— Тогда как же парням понимать, что на этой девушке он мог бы жениться, если встречи не разрешаются?
— Встречаться молодые могут, но только при других людях. Если между молодыми есть симпатия и если молодой человек познакомился с семьей девушки, то это значит, что они могут пожениться. Ни при каком физическом взаимодействии человек не обеспечит себе счастливую семейную жизнь.
Традиция сватовства живет до сих пор
— Раньше проблемы выбора, наверное, не было. Парней и девушек сватали опытные люди. Насколько это явление актуально на сегодня?
— Конечно, сватовство есть и сегодня. На арабском это называется хитба.
— У нас в Казани есть даже такие люди, которые называют себя профессиональными свахами. Что вы об этом думаете?
— В наше время я могу назвать себя кем угодно, каким угодно профессионалом. Но если у человека действительно большой опыт в этом деле, то почему бы и нет.
— Как это происходит на деле? В дом к девушке приходит человек и говорит, что, мол, есть хороший парень и он ищет себе невесту?
— Если из хорошей семьи, то почему бы нет. Да, после сватовства молодых знакомят. И если парень с девушкой понравились друг другу, то никаху быть.
— А вот если молодые люди нашли друг друга собственными усилиями, им тоже нужен третий человек, который познакомил бы парня с семьей девушки?
— По-разному. Кто-то просит для себя сваху, те, кто пришел в ислам уже будучи взрослым, привыкли делать все самостоятельно, поэтому и к родителям приходят сами. Этот вопрос всегда рассматривается в частном порядке.
Без свидетелей никах недействителен
— Когда люди хотят создать семью, требования для этого со стороны государства нам всем хорошо известны. Есть ли в исламе особенные требования к людям, планирующим совершить никах?
— Сейчас немало случаев межнациональных браков. Нередко бывает так, что один из будущих супругов принимает веру второго специально для прочтения никаха. Будет ли он действителен в таком случае?
— Конечно, будет. Вы никогда не узнаете, только специально для этого действия человек принял ислам или нет. Однако надо сказать, что если парень не мусульманин, а мусульманка выходит за него замуж или наоборот, то это не считается никахом. Даже если придет имам, даже если будут свидетели, даже если все остальные условия выполнены, то брак не будет считаться действительным.
В исламе, как и везде, любви все возрасты покорны
— Мне кажется или среди мужчин-мусульман есть склонность выбирать себе жен младше возрастом? Так ли это?
— Возрастной вопрос абсолютно не регламентируется исламом. Здесь так же, как и в светском обществе, нет каких-то возрастных ограничений. Главное, чтобы он и она были мусульманами. Если 50-летний мужчина хочет жениться на 25-летней девушке и она согласна, то для этого нет никаких преград. Может, этот мужчина ощущает себя не по возрасту и молод душой.
Если есть какие-то моменты, вызывающие ваше сомнение или вопросы, можно обратиться к нашему официальному документу «Положение о проведении богослужения и религиозных обрядов». За него проголосовали все имамы-мухтасибы и казыи Татарстана на пленуме. Этот документ был составлен для того, чтобы мусульмане республики как можно меньше причиняли себе вреда. В нашей стране за какие-либо правонарушения можно понести в некоторых случаях даже уголовное наказание. Чтобы избежать подобных неприятностей, в нашем документы мы прописали все правила. О них в первую очередь должен знать имам и доносить их до своей махалли.
— Булат хазрат, скажите, правда ли, что поженить или выдать замуж своего ребенка считается одной из святых обязанностей родителей?
— Да, это является обязанностью родителей, потому что это, во-первых, забота о своих детях. Ведь жениться для парня или выйти замуж для девушки является естеством человека. Во-вторых, это является для родителей обязанностью по предписаниям религии. Все наши пророки, за редкими исключениями, были женаты. В-третьих, обязанностью мусульманина является продолжение рода, чтобы наша умма разрасталась.
Никах
Никах в исламе или никях – в переводе с арабского языка означает «бракосочетание» и сходен у мусульман по своему значению и действию с терминами «женитьба», «замужество», «свадьба» (на арабском: «завадж», «джаваз», «урс»). Значение термина никах в исламе трактуется как «брак, который заключается между мужчиной и женщиной».
Никах – это договор или брачный контракт между мужчиной и женщиной, которые вступают в брак, на определенных обязательных условиях.
Условия никаха
Мужчина и женщина, принявшие решение вступить в брак, должны быть достигшими возраста совершеннолетия по исламу, а также обладать рассудком, то есть осознанно быть готовыми к взрослой жизни и адекватно отдавать себе отчет в той ответственности, которую возлагает семейная жизнь на человека.
Ислам выдвигает определенные условия, которые должны быть соблюдены, чтобы никах мог быть признан состоявшимся.
Первым условием для никаха является свадебный подарок или махр, который должен подарить невесте ее жених. Нельзя путать махр и калым, который является своего рода выкупом, выплачиваемым по среднеазиатской традиции семье невесты. Махр – это подарок именно невесте, а не ее отцу или родственникам, как в случае с калымом. Подарок махр – это не обязательно подарок денежный, но ценный. В хадисе Пророк Мухаммад ﷺ говорил одному из сподвижников, что ему следует жениться, даже если он не обладает достаточными финансовыми возможностями, и в подобных ситуациях махром могут выступать суры из Священной Книги Коран. В Писании сказано о необходимости соблюдения махра для того, чтобы никах был признан настоящим.
Вторым условием для никаха является то, что невеста мусульманина может принадлежать к «людям Писания», то есть быть иудейкой или христианской, но не может мусульманин жениться на язычнице, многобожнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.
Третье условие для никаха: чтобы никах был признан действительным, следует произнести определенную формулу на арабском языке: опекун невесты произносит в прошедшем времени завваджту («я выдал замуж»), а жених – кабильту («я принял женитьбу»), и между произнесением этих формул не должно быть большого перерыва во времени.
Четвертое условие для никаха: по правилам ряда мазхабов, при совершении никаха при первом браке невеста должна присутствовать со своим доверенным лицом – так считают ханбалиты, шафииты и маликиты, но ханафиты считают, что при заключении брака или никаха, даже если он первый, невеста может присутствовать без сопровождения опекуна или доверенного лица.
Пятое условие для никаха: во время заключения никаха необходимо присутствие свидетелей. Ими могут выступать либо двое мужчин, либо один мужчина и две женщины, согласно ханафитскому мазхабу. По мнению ханафитских богословов, если в качестве свидетелей будут присутствовать только женщины, то такой никах не будет признан действительным. Также шафииты и ханбалиты, в отличие от ханафитов, считают, что свидетелями могут быть только люди, которые заслуживают доверие.
Среди обязательных условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы никах считался действительным, также:
История реформирования брачных отношений
При джахилии (временах невежества или доисламских временах) у арабов в практике были различные формы бракосочетания, среди которых были и временные брачные соглашения, и брак по наследству, и после выкупа. Существовала также практика, когда женщин забирали в качестве трофея во время ведения военных действий.
Но Пророк Мухаммад ﷺ провел реформирование института никаха, и после этого при заключении никаха начали учитывать интересы обеих сторон.
Основы никаха
В современном мусульманском мире процедура никаха базируется на трех компонентах, следующих друг за другом: со стороны жениха – предложение о браке, со стороны невесты – принятие этого предложения, и со стороны доверенного лица невесты, которым может быть ее отец или старший брат, а также лицо, выступающее в роли попечителя невесты.
При заключении никаха между мусульманином и не мусульманкой согласие может также давать доверенное лицо невесты, не состоящее с ней в родственных отношениях, но являющееся мусульманином – такая практика применяется в случае никаха между мусульманином и христианкой или иудейкой.
Требования к жениху и невесте
Современные мусульмане не всегда в полной мере осознают, как правильно трактовать термин никах и какие обязанности на супругов возлагаются при заключении никаха.
Ислам считает никах делом богоугодным, дозволенным каждому мусульманину. Ислам рекомендует соответствие жениха и невесты по общественному, социальному, финансовому положению, а также взаимной симпатии, и схожести типажей по нравственному и духовному развитию, возрастным характеристикам, но это не является требованием к женитьбе.
В исламе существуют определенные ограничения, к числу которых относится попадание невесты под категорию «махрам», то есть если она является жениху матерью, как родной, так и молочной, бабушкой или дочерью, сестрой, как родной, так и молочной, внучкой, а также племянницей, тетей, тещей, мачехой, падчерицей или невесткой. Разрешенным считают никах, если между супругами степень родства дальше третьей степени.
Священная Книга Коран выходить мусульманкам за немусульманина замуж запрещает. Мусульманские мужчины не могут жениться на неверующих женщинах, агностках и атеистках, а также на язычницах, а на христианках и иудейках жениться мусульманам разрешается, но является не желательным.
Если речь идет о заключении брака в немусульманской стране с женщинами из «людей Писания», христианками или иудейками, то это макрух тахрим, что граничит с запретом.
Мусульманин не может сожительствовать с женщиной, не заключая с ней никах, это расценивается как харам и прелюбодеяние.
Если вступает в брак человек неполноправный и недееспособный, то решение за него принимает опекун, его хозяин или посредник.
Во времена рабства Ислам регулировал также отношения господ и их рабов, в Исламе не разрешался никах со своим рабом или рабыней, но сожительство с рабыней господину ее позволено, однако лучшим решением было освобождение рабыни и женитьба на ней, как на свободной женщине с правами жены, так поступал Пророк Мухаммад ﷺ с некоторыми своими женами. Разрешалось заключение браков между рабами, но рабам требовалось получить на это разрешение своего хозяина, а количество жен для раба ограничено двумя.
Мусульманин может иметь максимум четыре жены, но если он хочет еще раз жениться, уже имея четырех жен, то ему следует сначала развестись с одной из них. Женщине по исламу иметь несколько мужей запрещено.
Ислам предписывает мужчине при выборе невесты обратить внимание на такие качества, как ее религиозность, а также ее характер, на внешнюю красоту и на способность родить ему детей, а также на ее происхождение.
Никах мусульманина с христианкой
Какой должна быть женщина, чтобы она стала идеальной для мусульманина женой?
Сказано, что женщина из «людей Писания» должна быть целомудренной, чтобы мусульманин мог на ней жениться. По словам Абу Джафара ибн Джарира ат-Табари, добродетельная женщина значит недоступная или целомудренная, то есть та, которая хранит свое целомудрие, воздерживается и оберегает от разврата свои половые органы.
Всевышний Аллах сказал о Марьям, дочери Имрана, что она была целомудренной, сберегла свое целомудрие, то есть она сохранила от запретного свои половые органы и отдалилась от разврата. Целомудрие применяется здесь не только для женщин Писания, но и для мусульманок. Ат-Табари приводит слова Всевышнего Аллаха о том, что мусульманам «дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас». Некоторые же ученые считали, что эти слова подразумевают, что люди Писания, к которым относится женщина, на которой собирается жениться мусульманин, должны не находиться в состоянии войны с мусульманами.
Важным условием является и то, что мужчина мусульманин, собираясь жениться на христианке или иудейке, должен быть уверен в том, что ребенок, который родится у него от этой женщины, не будет в будущем принужден к неверию. То есть жениться на немусульманке в немусульманской стране мусульманин не должен, поскольку в такой стране его ребенок может быть воспитан не в исламе, его могут принудить изучать христианство, водить в церковь. В таких странах также может существовать такой закон, по которому женщина может забрать ребенка и сама его воспитывать в религии своего народа и по своим обычаям.
Никях с неверующей женщиной
Относительно женитьбы мусульманина на неверующих шейх ас-Саади приводит такие слова из Корана, где сказано: «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют» (2:221).
Женой мусульманина не может стать женщина, которая является блудницей или не защищена от прелюбодеяния, и это относится как к женщинам из числа людей Писания, так и к мусульманкам.
Возраст вступления в брак для девушки и юноши
Относительно того, что женщина и мужчина, вступающие в брак и произносящие формулу никаха должны быть взрослыми (с арабского языка «балиг»), а также вменяемыми, сходятся во мнении представители всех мазхабов.
Женщина, являющаяся девственницей, без согласия своего попечителя, даже достигнув совершеннолетия, вступить в никах не может.
Иджма или консенсус всех ученых из всех мазхабов подразумевает, что наступление менструаций и возможности забеременеть и родить ребенка является достаточным для разрешения женщине вступить в брак, но возраст совершеннолетия различными мазхабами устанавливается разный, если менструации отсутствуют или у мальчиков отсутствуют поллюции.
Ханбалиты и шафииты считают, что совершеннолетие наступает в пятнадцать лет как для юношей, так и для девушек, а маликиты ставят в качестве совершеннолетия возраст в семнадцать лет. Ханафиты считают, что совершеннолетие – это восемнадцать лет, а джафариты для девочек ставят возрастом совершеннолетия девять лет, а для мальчиков – пятнадцать. Есть мнение некоторых современных ученых среди шиитов относительно того, что не стоит девушкам вступать в никах в таком раннем возрасте.
Этапы бракосочетания
Своими основами порядок совершения исламского бракосочетания уходит в доисламский семейно-правовой комплекс, и разработкой его занимались мусульманские ученые, жившие в первых веках существования ислама.
Этапы исламского бракосочетания или никаха включают:
Обряд хитба или сватовство, сговор, когда жених самостоятельно или посредством своего доверенного делает предложение отцу, опекуну или доверенному лицу невесты, а также договаривается о махре, то есть подарке или имуществе, которое будущий муж выделяет жене, а также оговаривает с ними другие условия, которые упоминаются в брачном договоре.
Обряд зифаф или передача невесты в дом жениха, после чего следует свадебное торжество, то есть валима и урс. Если невеста еще не является взрослой, то передача ее в дом мужа состоится только тогда, когда невеста достигнет совершеннолетия. Брачный договор может быть оглашен во время свадебного торжества. Также в этот момент происходит выплата махра, либо части махра.
Некоторые богословы опираясь на слабый хадис видят желательным, чтобы обряд бракосочетания проводился в мечети. Заключение брачного договора происходит при свидетелях.
Непосредственно обряд бракосочетания зависит от того, каков достаток у брачующихся, от их положения в обществе и от того, как диктуют проводить обряд никах местные обычаи у мусульман.
Желательно, чтобы на обряд бракосочетания в мечеть и свадебную трапезу были приглашены друзья или родственники.
Современные мусульмане регистрируют никах у брачного нотариуса или мазуна.
В ряде исламских стран существует закон ограничивающий число полигамных браков, хотя их процент не был высоким никогда, либо полностью запрещает такие браки.
Смотрины
Мусульманин, который собирается жениться, должен сначала посмотреть на ту женщину, к которой он собирается свататься, чтобы женщина могла познакомиться с мужчиной, а он получил о своей будущей жене ясное представление. Мусульманский мужчина может посмотреть на женщину, к которой он планирует свататься и сделать он может это неоднократно, но смотреть можно только на лицо ее и кисти рук. Некоторые ученые, к числу которых относятся аль-Аузаи и имам Ахмад, придерживались мнения в этом вопросе, что мужчина может увидеть лицо женщины, кисти рук, а также ее шею, ступни и руки.
Согласие на брак или никях
По мнению большинства мазхабов, кроме ханафитов, для того, чтобы никах был признан действительным, необходимо, чтобы каждая из сторон дала добровольное согласие, а если невеста – девственница, то согласие должен дать также ее опекун.
Это подтверждают хадисы, в которых сказано, что никах женщины, которая вышла замуж без согласия своего опекуна, недействителен. Относительно тех женщин, которые уже были замужем, сказано, что они имеют право решить сами.
Серьезность намерений
Все суннитские мазхабы считают, что нельзя произносить формулу брака или формулу развода в шутку, но и в этом случае никах будут считать действительным. Также заключение брака может происходит на языке жестов. Джафариты же считают, что как в первом, так и во втором случае никах действительным считаться не будет.
Формула произнесения вступления в никах
В формуле брачного договора должны содержаться: само предложение или иджаб, которое сделано невестой или опекуном ее, ответ жениха или представителя его, который называется кабуль. Произнесение данной формулы обязательно для того, чтобы никах был признан действительным. Правоведы ханбалитского и маликитского мазхабов считают, что в эту формулу должны быть включены слова завваджт или анкахт, когда невеста произносит «я вышла замуж», а также кабильту, то есть фразу жениха, означающую «согласен». В этих мазхабах выдвигается требование, чтобы ответ на предложение был сделан сразу же, или брак будет расцениваться как недействительный.
Брачный контракт
Ханбалиты считают, что брачный контракт будет иметь силу, если жених обязуется, что не будет заставлять свою жену покинуть ее город, а также страну, не будет заставлять ее ездить с ним в командировки, если обязуется не брать вторую и последующих жен. Ханафиты, шафииты и маликиты считают, что это условие силы не имеет, но брак с таким условием, прописанном в брачном договоре, является действительным.
Махр – это имущество, которое муж выделяет своей жене при заключении брака. Определяется размер и содержание махра в момент сговора путем соглашения представителей обеих сторон. Если же никах оканчивается вдовством, то махр остается у жены, также как если брак заканчивается разводом по инициативе мужа.
Махр может содержать нечто ценное, на что может распространяться право собственности: деньги, ценное имущество, драгоценные металлы и камни.
Шариат устанавливает минимальный размер махра, и если его размер не оговорен в момент заключения брачного договора, то супруг выплачивает минимальный размер. Ханафитский мазхаб устанавливает в качестве минимального размера махра 33,6 граммов серебра, 4,8 граммов золота или эквивалентную их стоимости денежную сумму. Маликиты устанавливают минимальным размером махра три дирхема, а джафариты признают махром все, что имеет какую-то стоимость.
Если между супругами уже была интимная близость, то муж эту сумму выплатить обязан. Запрещено выплачивать меньшую сумму, даже если это было оговорено в брачном контракте. Никах не может быт расторгнут при невыплате махра у представителей любых суннитских мазхабов, за исключением маликитского.
Когда именно выплачивать махр, оговаривается в момент заключения брачного контракта: это делают либо сразу, либо махр выплачивается частями, либо махр выплачивается при разводе.
Если махр не выплачен, то жена имеет право на фасх или условный развод, который будет длиться до тех пор, пока махр не будет выплачен.
Первая брачная ночь
Первая брачная ночь – это не просто вступление супругов в интимные отношения: это особый ритуал со своими правилами и предписаниями.
Мустахабб для жениха в первую брачную ночь угощать свою жену сладостями и напитками, которые дозволены. Перед тем, как вступить со своей женой в интимные отношения, муж должен положить жене руку на лоб, произнести басмалу, а затем произнести дуа: «О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от неё добра и всего доброго, чем Ты её одарил! И прибегаю к Тебе от её зла и от всего злого, чем Ты её наделил».
После этого супруги должны совместно совершить намаз из двух ракаатов, читая «О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!».
Когда жена является девственницей, то есть не была замужем до этого, то мужу, если у него есть другие жены, следует провести с ней семь ночей после заключения никаха, но если жена до этого уже была в браке, то муж должен провести с ней три ночи.
Обычай демонстрировать доказательство того, что супруга была девственницей, существует у некоторых исламских народов, но это не относится к исламскому этикету и является запрещенным в шариате.
Виды мусульманских браков
Завадж, никах, урс – это брак, при котором жених выплачивает своей невесте махр, и жены, которые получили махр, между собой равны.
У некоторых мусульманских течений существует несколько видов брака:
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)