Что одеть на армянскую свадьбу
Армянские свадебные традиции и обычаи
Армянские свадебные традиции отличаются уникальной национальной колоритностью, древними обычаями, веселыми танцами и щедростью. Красивая армянская невеста должна быть самой заметной на торжестве.
Подготовка к торжеству
Свадьба по-армянски предполагает соблюдение вековых традиций, которыми гордится каждый житель Армении. В праздничном действии участвуют все родственники. Они проходят согласно национальным обычаям и обязательно в сопровождении музыкантов и танцами.
Современные пары почитают традиционные обряды, но вносят какие-то новшества. Раньше невесту подыскивала мать жениха или близкая родственница. Сообщала о своем выборе брату, мужу, крестному, советовалась с ними. Если девушка подходила, начинали готовиться к сватовству. Иногда новобрачные знакомились только на свадьбе. Сейчас молодые могут сами выбирать себе пару. Особенности ритуала сохраняются неукоснительно. Почему? Чтобы молодожены были счастливы, а союз крепкий.
Яндекс картинки
Армянская свадьба, традиции сватовства, гулянья отличаются богатыми подарками, обязательно разыгрывается выкуп невесты. Молодая должна станцевать сама или в сопровождении девушек в национальных костюмах. Так передаются традиционные особенности. Гулянья это завершающее звено в цепочке бракосочетания. Начинается все с выбора невесты и сватовства. Затем объявляется помолвка, если члены обеих семей согласны, и длительный период подготовки с выбором платья, банкетного зала, оформления зала, приглашения родственников.
Сватовство
Главными критериями отбора кандидаток в жены являются отменное здоровье, трудолюбие, девственность. На первом месте стоит происхождение и родословная семьи. Современная молодежь в Армении обычно знакомятся сами, но именно парень выбирает себе жену. А девушка соглашается или ее родители отказывают.
В былые времена родители договаривались о свадьбе, когда дети были в возрасте 6-12 лет. В 17 лет девушка считалась старой невестой и это было позорным для семьи. Сейчас многие молодые женщины получают образование, заботятся о карьере, а замуж выходят в 20, 25, 30 лет. Многие родители начинают подыскивать пару детям сразу после их рождения. Мужчина женится после достижения совершеннолетия, когда может самостоятельно обеспечить семью. Средний возраст жениха 24 года.
Яндекс картинки
Из близких родственниц назначается сваха или миджнорд кин, которая договаривается о сватовстве. Сначала она пытается узнать отношение родителей девушки к семье жениха, часто наведывается к ним в гости. Если предварительное согласие получено, то в дом невесты приходят сваты-мужчины. Главным назначается крестный отец парня. Вместе со старейшиной клана они приходят в дом невесты и начинают иносказательно просить руки девушки. Действо происходит в полушутливой форме. Сразу соглашаться нельзя и сваты получают отказ. Это показывает, как высоко ценят девушку и за первого встречного не отдадут, за нее нужно побороться. Кавор через пару дней приходит снова и делает предложение. Родители невесты соглашаются лишь на третий раз. Когда дело движется к свадьбе, договаривают о точной дате, количестве приглашенных и других мелочах. Для армян это важный и значительный момент. Затем проводят смотрины, где парень и девушка знакомятся, узнают друг друга. Парень приносит много сладостей, которые затем раздаются соседской детворе.
Чтобы скрепить союз, между двумя отцами семейств устраивали состязание. Лаваш скручивали и давали его разорвать. Обряд символизировал единение. Во время объединения должен присутствовать священник, который благословлял мужчин на крепкую дружбу и взаимопонимание.
Помолвка или обручение
Обряд ншанадрутюн отличается роскошью, дается выкуп за невесту, дарят шикарные корзины с фруктами, дорогим вином, косметикой. Гости собираются в доме жениха, устраивается небольшое застолье, после которого все отправляются с песнями и танцами в дом невесты. Подарки несут над головой в открытом виде, показывая состоятельность жениха.
Яндекс картинки
На фото показаны образцы красиво оформленных подарков, богатых корзин, украшенных лентами, пышными бантами, задрапированных тканью. Составлять подношения могут самостоятельно гости или заказать в агентстве праздников. Оформлением занимаются дизайнеры и каждый подарок выглядит оригинальным и уникальным. Количество и наименование сувениров показывает щедрость и внимательность семьи жениха.
Жених дарит будущей жене кольцо и одевает ей на палец, а свекровь преподносит золотое колье, драгоценное украшение. С этого момента помолвку отменить уже невозможно.
Яндекс картинки
Но в современном обществе армян к разрыву относятся более лояльно. Известны случаи, когда между помолвкой и самой свадьбой проходило несколько лет.
За общим столом, который накрывают родители невесты, молодым желают счастливой жизни, определяют дату бракосочетания. Это серьезный шаг для обеих семей. На застолье могут зарезать барана, что свидетельствует о богатстве и значимости мероприятия. Сейчас помолвка и венчание объединяют и проводят в один день.
Затем следуют подготовительные мероприятия. Они называются кьясум трел. До дня свадьбы нужно выбрать место проведения церемонии и гуляний. Обычно выбирают просторный ресторан, красиво его украшают. Тщательно подбирают тамаду из числа родственников, собирают подарки гостям, таросики. Раньше могли гулять 1-2 недели, сейчас торжество сократили до 1-2 дней. Расходы обычно делят пополам. С каждой стороны на торжество приглашается много родственников. Иногда общее число гостей доходит до 200-500 человек. Если на свадьбу зайдет посторонний, его никогда не прогонят, а накормят и попросят станцевать.
Венчание
Традиции и обряды празднования армянской свадьбы формировались на протяжении нескольких веков. Некоторые остались только в исторических летописях, другие сохранились в первозданном виде до наших дней.
Яндекс картинки
В день свадьбы торжественное шествие со стороны будущего мужа с корзинами подарков приближается к дому невесты. Тамада предлагает конкурсы на выкуп, бьют тарелки, вино льется рекой. Проходят гулянья весело, с шутками. Подружки помогают надеть наряды, которые подготовила свекровь. Молодые не могут увидеть друг друга, пока не будет уплачен кавор. Это выкуп, который отдается крестным. Оригинальная роль глашатая отводилась одному из друзей будущего мужа. Это должен быть самый ловкий и шустрый парень. Традиция носит названия кража курицы лисом.
Свадьба по-армянски предполагает гражданскую роспись и обязательное венчание по христианским обрядам. Второе таинство гораздо важнее и является основополагающим для молодой семьи. Молодожены должны быть одного вероисповедания. Священник обвязывает новобрачных специальным шнуром в национальных цветах красного и зеленого и запечатывает концы воском. С таким ожерельем на шее молодые ходят некоторое время. Только священник имеет право разорвать концы нарота и дать благословение на первую брачную ночь. Во время обряда над головами новобрачных держат металлический меч и ножны, отгоняющие злых духов. Важно, чтобы в церкви между молодыми никто не проходил, как бы разрывая их союз. За этим внимательно следят родственники.
После храма гости и молодые регистрируют семейное положение и отправляются праздновать. В торжественной обстановке тамада произносит длинные тосты с пожеланиями счастья, благополучия, проводит различные конкурсы.
Танец невесты
За все время празднования молодая должна самостоятельно станцевать дважды. Первый раз дома, когда приезжает жених. Обрядовые пляски узундара символизируют разлуку с родителями и отеческим домом. Движения плавные, размашистые, руками в такт музыке девушка описывает в воздухе круги и узоры. Танец полон скорби и печали, но вскоре превращается в оптимистический, полный надежд хоровод с подругами. Узундара может исполняться на обручении или после венчания. Одной из разновидностей танца является соперничество между мужчинами за руку невесты. Они окружают ее в круг, предлагая себя и соперничая с женихом, осыпают монетами. А невеста кружится и всем отказывает, соединяясь в конце с любимым. Отец дает свое благословение и передает руку дочери жениху. Современная интерпретация предполагает, что в руки девушки все присутствующие мужчины по очереди кладут крупные денежные купюры, которые молодые оставляют себе в качестве приданного. Раньше они отдавались музыкантам. «Шабаш» обязательный атрибут свадьбы.
Яндекс картинки
Во второй раз невеста танцует на паркете в банкетном зале в национальном костюме, прославляя армянские шашлыки. Это может быть групповое исполнение, приглашенные артисты. Каждое действо тщательно отрабатывается и репетируется отдельно. Выход невесты на танцпол – это подарок супругу, когда жена показывает свои лучшие качества, свою грацию, мягкость и нежность. Свадьба по-армянски насыщена ритуалами с глубоким смыслом.
Танец с шашлыком
Главным атрибутом любого застолья в Армении является вынос шашлыков, который сопровождается национальным танцем в костюмах. Исполняют его профессиональные танцовщицы. Хоровац подают с красным вином, которое появляется на столе постоянно. Под национальные напевы в затемненный зал вносят горящие шампура, подносы с готовым мясом. Театрализованная подача блюда показывает значимость традиций и уважение к предкам. Для хороваца придумали даже отдельную песню, в которой его восхваляют.
Яндекс картинки
Таросики
Интересный свадебный обряд: вручение всем холостым гостям небольших презентов таросиков. И парни, и девушки получают коробочки со сладостями, жемчужинами, украшениями в знак того, что где-то есть и их половинка. Молодая пара делится своим счастьем и желает поскорее друзьям и родственникам выйти замуж и жениться. Можно приобрести готовые сувениры или сделать их своими руками. Все зависит от материального благосостояния молодых. Свадебные салоны предоставляют таросики на любой вкус.
Яндекс картинки
Подарки и свадебный стол
После регистрации брака молодых встречает мать жениха и дает напутствие на счастливую жизнь. Преподносит пиалу с медом, символизирующую сладкий медовый месяц. Накидывает на плечи паре лаваш, чтобы дом был «полная чаша», всегда в достатке и роскоши. На счастье перед входом бьют тарелки.
Яндекс картинки
На столе присутствуют блюда национальной кухни в таком изобилии, что можно накормить целую армию. Ароматы хашламы, саджы, пахлавы, шашлыка, гаты, кяты привлекают взоры. Тарелки с яствами красиво украшают, используют расписные тарелки, оригинально складывают салфетки в виде лебедей, веера. Здесь можно найти горячие и холодные закуски, мясные блюда, свежие фрукты, вкуснейшие десерты. По обычаю на следующий день гости собираются снова и кушают хаш. Обязательно режут барана, мясо маринуют, жарят и подают с овощами.
Звучат тосты с упоминанием умерших родственников, пожелания большого количества детей, богатства, здоровья. В старину невесту усаживали за ширмой, обвешивали амулетами и оберегами.
Торжество может проходить в доме жениха, затем у невесты. Раньше проводилось ритуальное закалывание быка, а лицо парня обмазывалось кровью. Сейчас такие обычаи остались в деревнях и не все их придерживаются. На церемонии молодым помогают азаббаши – холостые друзья молодоженов. Они вооружаются символическим мечом, украшенным конфетами и яблоками, и следят, чтобы невесту не украли.
Почему нельзя кричать «горько»
Обряды на армянской свадьбе не предусматривают публичного выражения своих чувств, жарких поцелуев и криков «горько». Жених может легонько прикоснуться к щеке новобрачной. Выкрики за праздничным столом не приняты. А в почете скромность девушек и целомудрие. После пожеланий счастья и традиционных тостов добавляют «Туш».
Даже традиционное для европейских народов кидание свадебного букета в Армении не прижилось. Ни одна девушка не будет прыгать и скакать, чтобы выхватить цветы из рук соперницы.
Послесвадебные обряды
Когда заканчиваются трехдневные гуляния, невеста переезжает в дом к мужу. Проводы дочери и прощание с отеческим домом носит печальный характер. Может сопровождаться грустными песнями, причитаниями. Девушка произносит благодарственные слова родителям. В современном обществе данная традиция утратила свою актуальность.
В брачную ночь молодые остаются в доме одни. Родственники уходят, а возвращаются на следующий день. Утром демонстрируют простыню с пятнами крови или как символ чистоты невесты выносили красные яблоки.
Армяне верят, что соблюдение всех обрядов подарит обеспеченную, счастливую жизнь, убережет от чужого сглаза, вознаградит большим потомством.
Платья и костюмы
Свадебные хлопоты по покупке платья для невесты полностью лежат на свекрови. Чем пышнее юбка, тем выше будут ценить девушку в новой семье. Это возможность показать свое уважение к новым членам семьи. Обязательно должна быть длинная, шикарная фата, украшения из бисера, жемчуга, вышивки. Красивая невеста в белоснежном платье украсит любой праздник.
Яндекс картинки
Жениха традиционно наряжают в строгий костюм черного цвета и белую рубашку. Одежду он подбирает себе самостоятельно. Свадьба по-армянски празднуется шумно, весело.
Армянская свадьба. Обычаи и традиции
У некоторых народов почитание обычаев предков особо развито. И очень развито национальное самосознание. Армянский народ относится к их числу. Армяне смогли сберечь свое духовное сокровище: национальные традиции, корни которых уходят вглубь веков, свою культуру и религию. И сегодня стойко соблюдаются традиции, в частности такие, как: почитание старших, нерушимость родственных связей, прочность брака. Особенно следует отметить такое явление, как армянская свадьба. Это очень большой праздник. В старину гуляли семь дней и семь ночей всем селом. На сегодняшний день эта традиция себя уже изжила, но гостей армянская свадьба по традиции собирает, и по сей день, очень и очень много.
До конца девятнадцатого века свадьбы в Армении начинались осенью и продолжались вплоть до великого поста. Когда полевые работы были завершены. Выбором невесты занимались т. н. «дибончи», либо же родственники парня. Тут играли роль в основном деньги, а не красота невесты, ее приданное т. н. «джегез». Браки по расчету более присуши горожанам, нежели селянам, сохранявшим, как правило, патриархальные традиции.
До начала свадьбы, за 15 дней в сельской местности от дома жениха в дом невесты направлялся материал для свадебного наряда. В городской местности же в дом невесты направлялась уже готовая одежда, включая нарядные сапожки.
Свадьба и ее обряд
Брак — один из важнейших социальных институтов, формы которого находятся в определенной зависимости от господствующих в общее» общественных отношений и отражают как общие закономерности развитая человечества, так и основные этапы этнической истории данного народа, его этнокультурные особенности, в частности, имущественно-правовые нормы, нравственные представления и традиции.
В традиционном, преимущественно крестьянском, обществе армян брачность приближалась к всеобщей, т. е. вступление в брак считалось обязательным для всех, за исключением людей с физическими или умственными недостатками.
Женить и выдать замуж своих детей старались как можно раньше. Правда, в литературе есть сведения о случаях добровольного безбрачия некоторых девушек, считавших это богоугодным делом; их решение вызывало безусловное уважение семьи и односельчан. В брак вступи строго по старшинству: обычай запрещал младшим жениться и выходить замуж раньше старших братьев и сестер.
При вступлении в брак у армян действовал ряд запретов, определенных нормами обычного права и церковными законодательством.
Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а то и до седьмого колена. Это во многом определялось экзогамным характером азга (рода) у армян.
Даже во второй половине XIX браки внутри азга не допускались поскольку его члены считались близкими родственниками. При этом в разных областях Армении понятие “Близкий родственник” варьировалось от четырех до семи поколений, в зависимости от того, до какого колена велся счет родства от основателя азга.
Другим видом запретов было ограничение по свойству. Не допускался брак двух родных братьев с двумя родными сестрами.
Строгим препятствием к браку, как уже отмечалось, было искусственное родство.
Так, усыновленный гердастаном не имел права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником.
Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства или посестримства
Весьма распространен у армян был институт кумовства (каворутюн), которое считалось, независимо от того, свадебным оно было или крестильным, нередко даже более близким, чем кровное родство. Поэтому брачные связи категорически запрещались не только с представителями семьи кума — кавора, кнкавора, но и между потомками кумовьев.
На брачные ограничения оказывала влияние и религиозная принадлежность, так как небольшая часть армян, как уже отмечалось, по вероисповеданию были католиками, и браки между ними и армянами-григорианами были крайне редки.
Этнически смешанные браки, особенно в районах с компактным армянским населением, практически не отмечены. Браки армян с мусульманами резко осуждались; о ванских армянах Е. Лалаян, например, писал: «Ни армянин, ни турок не позволят, чтобы кто-либо из их сородичей отступил от родной веры из-за брака с инородцем».
Брачный круг был ограничен и территориально, т. е. невесту старались выбрать в родном или соседнем селе. Интересна с этой точки зрения старая армянская поговорка: «Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю».
С одной стороны, локальная эндогамия объяснялась некоторой замкнутостью быта исторически возникших в связи с массовыми переселениями этнографических групп армянского этноса с их спецификой бытовой культуры. Поэтому старожилы и переселенцы, которые жили большей частью в разных селах, старались избегать семейных отношений.
Например в Вайоц-дзоре до недавнего времени были села, жители которых называли себя «старыми» армянами, отделяясь таким образом от армян из Ирана, которые поселились в этом районе в 1828 г., после присоединения Восточной Армении к России.
Длительное время различия между этими группами сохранялись. «Старые» армяне предпочитали брать жен в своем селе либо в селах со «старым» армянским населением; то же относилось к переселенцам — «новым» армянам.
С другой стороны, локальная эндогамия была обусловлена социально-экономическими причинами, особенно введенной в пореформенное время подушной системой наделения землей, при которой любое увеличение членов той или иной общины (в данном случае за счет невесты из чужого села) вело к нежелательному сокращению подушного земельного участка.
За последние десятилетия значительно увеличилась доля социально смешанных и намного меньше — национально смешанных семей. Это объясняется рядом обстоятельств: Армения — одна из мононациональных республик бывшего Союза (доля коренной национальности увеличилась здесь, например, с 84,4% в 1926 г. до 89,7% в 1979 г.), и в связи с этим у нее самый низкий индекс этнической мозаичности, имеющий тенденцию к дальнейшему снижению (с 0,212 а 1959 г. до 0,211 в 1970 г. и 0,132 в 1979 г.);
Кроме того, по-прежнему большую роль играет национальная предпочтительность многих традиционных черт в быту.
В Армении межнациональные браки стали заключаться со времен первой мировой войны.
Тогда молодые армяне-рабочие, трудившиеся в России, женились на русских девушках и привозили их в Армению.
В 1924г. из 6626 браков армян 35 (0,5%) были зарегистрированы с женщинами других национальностей, в том числе в 21 случае с русскими; из 6617 браков армянок в 28 случаях (0,4%) их супругом был представитель другой национальности, в том числе в 17 браках — русский; в 1926г. из 6528 браков армян и 6515 браков армянок национально смешанных браков было соответственно 25 (0,4%), в том числе 15 с русскими женщинами, и 12 (0,2%), в том числе в 10 случаях мужья были русскими.
В прошлом, традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа, который назывался hарси гин, глхагин (букв. «цена невесты», «цена головы»).
Другим, менее распространенным был способ заключения брака путем похищения — ахчик пахцнел (букв. «умыкнуть девушку»), главным образом в форме увода, т. е. с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей.
Такой способ заключения брака исследователи долгое время считали древнейшим и едва ли не универсальным. Позднее они пришли к выводу, что оба способа заключения брака (по сговору и похищением) по своему происхождению относятся к одному историческому периоду с той лишь существенной разницей, что брак по сговору уже в древности утвердился в качестве общепринятого правового института, а брак похищением никогда не был законным и считался отклонением от нормы, нарушением принятого обычая.
Случаи похищения у армян известны в далеком прошлом и бытовали еще в XIX — начале XX в., а иногда и позднее.
Теперь практикуются обе формы заключения брака при значительном преобладании, как и прежде, брака по сговору.
Армянская свадьба по всем канонам: традиции и современность
Армянские свадебные традиции формировались на протяжении многих веков. Некоторые обряды сегодня полностью потеряли свою актуальность, другим «пришлось» подстроиться под ритм современного мира. Но основные ритуалы сохранились, проводятся они и по сей день.
Сватовство
Если когда-то в большинстве случаев родители делали выбор за молодых, то уже достаточно давно эта народная традиция не соблюдается. Юноши и девушки вольны сами выбирать себе того, с кем будут делить свою жизнь. Когда же выбор сделан, близкие жениха (как правило, родители и другие члены семьи) идут в дом девушки просить ее руки.
Помолвка или обручение
Как правило, помолвка и свадьба проводятся в один и тот же день. В выбранную дату жених со своими родственниками идет в дом невесты с подарками. В армянском языке есть выражение «сини капел», дословно оно переводится как «завязать», то есть «оформить поднос» с подарками. Эта традиция очень давняя, и она, кроме старательного выбора непосредственно подарков, предполагает красивое оформление.
Если еще несколько лет назад подносы или корзинки с дарами украшали родственники жениха, то в наши дни эту традицию доверили уже дизайнерам. В качестве подарков же в подносы и корзины кладут фрукты, сладости, коньяк, вино, духи, косметику, украшения и т.д.
Вручение подарков непременно сопровождается музыкой и танцами. Родственники жениха, держа подносы над головой, танцуют во дворе невесты под веселую народную музыку – для этого специально приглашают музыкантов. Навстречу им выходят родственники со стороны невесты, принимают дары и благодарят ответными подарками.
Когда же веселая компания входит в дом, гостей уже ждет накрытый фуршетный стол. Пока гости наслаждаются угощениями, женщины со стороны жениха идут в комнату невесты и помогают ей одеться или поют песни.
Еще одна интересная старинная традиция – жених не может увидеть свою возлюбленную, пока не заплатит за нее выкуп крестным – «кавор» и «каворкин».
Венчание
После этого молодые наконец встречаются и едут в церковь на венчание. Именно церковное таинство стоит во главе армянской свадьбы, а не светская роспись в загсе.