Что означает благодарственное письмо
Разница между благодарностью и благодарственным письмом
В ходе переписки между официальными лицами могут составляться и отправляться благодарности и благодарственные письма. В чем особенности тех и других?
Что представляет собой благодарность?
Под благодарностью в официальной переписке понимается документ:
Благодарность — документ, который содержит формулировки, представленные в достаточно свободной форме. Нет каких-то общепринятых норм, на которые можно ориентироваться при его составлении. Самое главное — донести до человека тот факт, что его поступок оказался кому-то приятен или полезен, а также что другой человек (коллега, партнер или руководитель) испытывает позитивные эмоции касательно действий, совершенных получателем благодарности.
Что представляет собой благодарственное письмо?
Под благодарственным письмом в деловой переписке понимается документ, который практически всегда отправляется из одной организации (например, от имени ее руководства) в другую. Адресуется благодарственное письмо непосредственно партнерской фирме или кому-либо из ее представителей.
По другой трактовке благодарственное письмо — это документ, являющийся наградой (наряду с почетной грамотой или, например, дипломом). Во многих регионах РФ такие регалии носят официальный статус — как благодарственные письма от главы субъекта, законодательного, исполнительного органа власти. Не менее распространены соответствующие награды также в муниципалитетах РФ.
Следует отметить, что и в коммерческих фирмах благодарственным письмам может быть придан официальный статус. Например, посредством издания отдельного локального нормативного акта, регламентирующего порядок вручения данных писем.
Таким образом, составление благодарственных писем нередко стандартизовано. Правила их написания могут отражаться в официальных правовых актах или локальных нормах внутри компании. Работники ведомств или частных фирм в этом случае при составлении благодарственных писем ориентируются на соответствующие правила.
Сравнение
Главное отличие благодарности от благодарственного письма заключается в том, что первый вид документа может передаваться от одних сотрудников компании другим (чаще всего от руководства — подчиненным). Второй, как правило, составляется одной организацией для другой или адресуется конкретному гражданину (если письмо является наградным документом).
Благодарность обычно составляется в свободной форме. Благодарственное письмо — часто в соответствии с официальными регламентами.
Изучив, в чем разница между благодарностью и благодарственным письмом, зафиксируем выводы в таблице.
В чем отличия благодарности и благодарственного письма, разница
Переписка между официальными лицами может сопровождаться составлением и отправкой разных документов. Среди них стоит выделить благодарности и благодарственные письма. Чтобы соблюсти протокол, оформлять документацию важно правильно. При этом важно понимать, чем же отличается благодарность от благодарственного письма. Характерные особенности кроются в сути и правилах оформления бумаг.
Что такое благодарность?
Под этим термином в делопроизводстве понимают такие виды документов:
В этом документе все формулировки могут быть представлены в довольно свободной форме. Единые нормы или правила, которые стоит учитывать при оформлении, отсутствуют. При этом важно донести до человека информацию, что его поступок принес пользу или положительные эмоции, а его коллега, руководитель или партнер испытывает признательность за это.
Что представляет собой благодарственное письмо?
В деловой переписке это понятие означает документ, который почти всегда направляют из одной компании в другую. Адресатом выступает партнерская фирма или ее представители.
В соответствии с другой трактовкой, такое письмо – это документ, который является наградой. В этом случае допустимо провести параллель с дипломом или почетной грамотой.
Стоит учитывать, что и в коммерческих компаниях подобные бумаги могут иметь официальный статус. Так, для этого издают конкретный нормативный акт, который регламентирует правила вручения подобных писем.
Составление писем благодарности часто носит стандартизированный характер. Особенности составления подобных документов фиксируют в официальных законодательных актах или нормах компании. Сотрудники ведомственных организаций или частных фирм при составлении такой документации ориентируются на соответствующие рекомендации.
Отличия между благодарностью и благодарственным письмом
Ключевая разница между терминами и наградами кроется в адресате. Благодарность обычно передается от одних работников фирмы другим. Чаще всего руководство выражает признательность подчиненным. Письмо направляется из одной организации во вторую или адресуется определенному гражданину.
Благодарность обычно оформляется в свободной форме. При этом для составления письма требуется ориентироваться на официальные регламентные документы.
Примеры из жизни
Бумаги, в которых выражается благодарность, обычно составляются в свободной форме. В качестве примеров шаблонных фраз для такой документации стоит привести следующее:
Письмо благодарности может быть направлено в инициативном порядке или использоваться как ответ. Во втором случае его применяют в качестве реакции на поздравление или приглашение.
Награждение часто проводят в связи с различными юбилейными датами или торжественными событиями. К примеру, в соответствии с Положением, которое издано Мэром Великого Новгорода, награды вручаются в следующие сроки:
Что же лучше?
Многих людей интересует, какая награда выше по статусу. Дать на этот вопрос однозначный ответ сложно. Обычно благодарственное письмо главнее по сравнению с обычной благодарностью. Его вручают государственные органы или направляют из одной организации во вторую.
При этом для работников фирмы может быть круче благодарность. Ее выдает руководство за определенные заслуги. В этом случае награда важнее с моральной точки зрения.
Сравнительная таблица
Чтобы разобраться в особенностях и отличиях рассматриваемых бумаг, стоит ознакомиться с информацией, которая представлена в таблице:
Благодарность | Благодарственное письмо |
Может передаваться одними работниками компании другим – чаще всего от руководителей нижестоящим сотрудникам. | Обычно оформляется представителями одной компании и направляется в другую. Документ часто применяется для награждения определенного лица. |
Преимущественно оформляется в свободной форме. | При оформлении бумаги часто требуется соблюдение правил и регламентов. |
Благодарность и благодарственное письмо – важные документы, которые используются для награждения и выражения признательности каким-то лицам или организациям. Несмотря на ряд схожих характеристик, эти бумаги имеют много отличий. Они заключаются в сути, статусе, правилах составления.
Благодарственное письмо: что это, зачем и надо ли?
Часто наши люди вообще воспринимают благодарственное письмо как лицемерие или подхалимство. А зря. Благодарственное письмо — это возможность выделиться, оставить или закрепить приятное впечатление, исправить небольшие промашки.
Чувствуем, у пессимистов и скептиков уже чешутся руки написать что-то из серии «за что их благодарить?». Погодите комментировать, сперва прочтите мнение экспертов. Мы будем рады, если вы почерпнете из статьи что-то новое и полезное. А если этот «завершающий штрих» принесет вам желаемую работу — наша цель будет достигнута.
Зачем это надо?
«Кстати, я вспомнил(а) о еще одном проекте, которым могу гордиться. Он не связан с моим опытом работы в последней компании, и на собеседовании я о нем не упомянул(а). Речь идет о… Моя роль в данном проекте…
Также даю ссылку на PDF-файл документа, о котором мы говорили на собеседовании. Печатный вариант, если понадобится, обязательно передам вам по возможности».
Благодарственное письмо не исправит плохого собеседования, но небольшие промахи скрасить поможет.
Когда писать?
«Прошу исключить мое имя из списков кандидатов на … позицию, поскольку я принял решение двигаться в другом направлении. Было очень приятно провести время в профессиональной беседе с Вами. Спасибо за эту возможность и проявленный интерес к моей кандидатуре».
Кому писать?
Писать надо отдельное персонализированное письмо рекрутеру или HR-менеджеру, проводившему собеседование. Если на интервью было несколько человек, напишите каждому из них отдельно. Для этого постарайтесь запомнить или записать имена интервьюеров.
Что и как писать?
Благодарственное письмо отправляется в течение суток (максимум — трех) после собеседования и может включать в себя:
«Я давно мечтал(а) принять участие в проекте ***, и был(а) рад(а) узнать, что ваша компания будет реализовывать один из них».
«Еще раз проанализировав свой предыдущий опыт, а именно [кратко (!) о самом опыте], я пришел(ла) к выводу, что смогу внести достойный вклад в развитие Вашей компании»;
В завершение напомните свои координаты и попрощайтесь.
«Я буду рад(а) представить Вам дополнительную информацию, если таковая понадобится. Ожидаю ответа».
Как не надо писать?
Сами рекрутеры признались, что благодарственное письмо не способно кардинально повлиять на их решение. Но они считают, что такой шаг свидетельствует о сильной мотивации соискателя работать в компании. Также рекрутеры отмечают для себя целеустремленность и настойчивость кандидата. Кандидат может не быть отобран на рассматриваемую должность, но при появлении других вакансий, по словам рекрутеров, к его кандидатуре обратятся вероятнее и охотнее. Помните, хорошее впечатление работодателя от общения с вами качественно увеличивает вероятность вашего дальнейшего трудоустройства.
В чем отличия грамоты от благодарности, какой документ лучше и важнее
При составлении поощрительных документов важно знать, чем отличается почетная или похвальная грамота от благодарности. Подобного рода нематериальные поощрения в письменной форме фиксируют факт признания особых заслуг. Грамота является официальным документом, составленным в деловом стиле, выдача которого регламентируется соответствующим постановлением или приказом. Благодарность может иметь неформальный характер.
Краткое определение терминов
Грамота, как и благодарность, выдается в качестве нематериального поощрения. Главное их предназначение — в письменной форме засвидетельствовать факт признания особых заслуг.
Грамота
Это документ, относящийся к типу наград, служащий в качестве поощрения, в документальной форме удостоверяющий факт особых заслуг. Грамотой награждают человека или группу людей, а также коллективы, организации, компании. Выдается эта награда непосредственно награждаемому лицу (физическому или юридическому).
Грамота относится к поощрению не материального, а морального характера. Ее вправе выдавать как государственные структуры, так и частные фирмы, и общественные организации. Регламент награждения фиксируется в специальном постановлении или приказе.
Сама грамота представляет собой письменно оформленный документ, изложенный на специальном бланке (листке бумаги). Награда выдается бесплатно. Для грамоты разработан шаблон оформления и стандартная структура составления. Она составляется в деловом стиле.
Выдача поощрения, как правило, приурочена к важной дате (день победы или участия в соревновании или конкурсе, государственный праздник, юбилей). Решение о награждении принимается организаторами торжества, конкурса, соревнования или руководителями компании.
Благодарность
Это документ, с помощью которого выражается благодарность физическому или юридическому лицу. Благодарственные слова излагаются на простом листке бумаге или специальном (фирменном) бланке. Благодарность используется не только для поощрения, но и для ответа на предложение (приглашение, поздравление).
Документ благодарственного характера выдается за успехи, проявленные качества, научный вклад. С его помощью выражают признательность или уважение. Благодарность выдается не только отличившемуся человеку, но и третьим лицам, например, родителям, воспитавшим ребенка-отличника.
Подобного рода документ разрешается оформлять как в деловом, так и в произвольном стиле. Если благодарность выдается в качестве поощрения, то церемония награждения проводится в торжественной обстановке. Регламент награждения фиксируют в постановлении или приказе. Трудовым законодательством разрешено благодарить (в письменной форме) наемного работника за трудовые успехи и фиксировать такого рода поощрение в трудовой книжке.
Благодарность может носить неофициальный характер, не регламентироваться приказами. Каждый предприниматель вправе написать деловому партнеру благодарственные слова, например, поблагодарить за длительное сотрудничество. Благодарность разрешено отправить по почте простым или заказным письмом.
Разница между грамотой и благодарностью
Документы поощрительного характера документально подтверждают факт особой заслуги. Регламент выдачи различного рода поощрений имеет ряд отличий. Грамота отличается от благодарности структурой, стилем написания и составления.
В каких случаях награждают
Регламент награждения (таблица):
Заслуги | Кто выдает | Грамота / получает | Благодарность / получает |
Успехи в учебе | Учебное заведение | Учащийся | Родители учащегося |
Достижения в спорте | Спортивная организация | Спортсмен | Тренер спортсмена |
Успехи в труде | Работодатель | Наемный работник | Наемный работник |
Достижения в науке | Министерства, научные организации | Ученый | Ученый |
Призовые места | Организаторы конкурсов и соревнований | Победитель | — |
Вклад в развитие отрасли | Профильное министерство | Отличившийся специалист, ученый или научный коллектив | Отличившийся специалист, ученый или научный коллектив |
За высокие морально-боевые качества при прохождении службы в армии | Командование части | Солдат | Родители солдата |
Вклад в развитие партнерских отношений | Руководитель организации | — | Партнер |
Как выглядят
Грамота, как правило, представляет собой готовую заготовку, в которую вписывают данные награждаемого лица (физического или юридического). Она имеет простую структуру, состоит из «шапки», основной части и реквизитов награждающего субъекта. Грамота оформляется в официально-деловом стиле, содержит только текст, касающийся темы награждения.
Благодарность может иметь произвольный характер. Правда, это тоже документ, а значит, при его составлении запрещено фамильярничать. Благодарность состоит из «шапки», основной части и подписи. Написать такой документ можно на фирменном бланке или листке бумаги.
Особенности награждения
Грамоту принято вручать в торжественной обстановке непосредственно награждаемому лицу. Существует общепринятая церемония награждения подобными поощрительными документами. Грамоту вручают на общем собрании коллектива или участников мероприятия.
Благодарность разрешается выслать по почте. Присутствие награждаемого лица в момент награждения не обязательно. Вручение благодарности разрешено приурочить к юбилею или государственному празднику.
Плюсы и минусы
Положительные стороны награждения:
Что лучше и выше по статусу — благодарственное письмо или почетная грамота
Намного весомее, конечно, почетная или похвальная грамота. Награждение подобным документом требует постановления или распоряжения руководства. Грамота круче и намного ценнее. Выдается за успехи в учебе и работе, выдающиеся заслуги и достижения.
Благодарность ниже по статусу, иногда выглядит как обычное письмо. Для выдачи такого документа не обязательно готовить приказ по форме. Благодарственный текст нередко является неофициальным выражением признательности.
Сходства поощрительных документов
Благодарность, как и грамота, относится к нематериальному типу документально оформленного поощрения. С помощью таких документов фиксируют факт особых заслуг. Обе награды выдаются как физическим, так и юридическим лицам. Подобного рода поощрения разрешено применять по отношению к нанятым сотрудникам, а факт награждения следует зафиксировать в личном деле и трудовой книжке.
Сравнительная таблица
Сравнение документов (таблица):
Критерии | Грамота | Благодарность |
Условия выдачи | За успехи и достижения | В качестве признательности |
Структура | Типовая форма | Произвольная форма |
Стиль составления | Деловой (шаблонный) документ | Документ или письмо неофициального характера |
Стиль изложения | Официально-деловой | Произвольный, эмоциональный (минимальный набор слов) |
Регламентируется | Постановлением или приказом | Может выдаваться без предварительного приказа |
Статус | Официальный поощрительный документ | Документированное поощрение |
Кому выдается | Награждаемому лицу | Награждаемому лицу и третьим лицам |
Заключение
Для нематериального поощрения используют такие награды, как грамоты и благодарности. Для подобного рода поощрительных листков разработан шаблон, при их заполнении применяется официально-деловой стиль. Правда, благодарность в ряде случаев разрешается составлять произвольно.
Любой сотрудник может получить от организации благодарственное письмо, такая благодарность выражается в случае хорошей работы. Это деловой документ, содержащий слова благодарности, при этом повод бывает разный: качественное оказание услуг, хорошо выполненная работа, успешное сотрудничество, содействие или помощь. Некоммерческое деловое письмо адресуется одному человеку или целому коллективу.
Что такое благодарственное письмо
Получить письмо-благодарность может отдельный человек лично или какой-либо коллектив. Это подчеркивает важность людей, их заслуги. Такое письмо может быть ответом на поздравление или приглашение. Письмо благодарности соответствует всем требованиям делового стиля, в нем есть основные части: шапка документа, обращение, основной текст, бумага сопровождается подписью руководителя, ставится печать. Письмо пишется на бланке компании, имеет четкую форму, является одним из видов делового общения между людьми.
Образец
Благодарственное письмо считается деловым документом, но здесь допустимы некоторые отступления от правил. Шапка указывается при необходимости, она – необязательный элемент. В ней даются сведения того человека (или людей), которому выражается благодарность. Ниже следует обращение. Затем размещаются слова благодарности, которые состоят из шаблонных фраз. А внизу слева должна ставиться подпись с основными данными выражающего благодарность: указывается ФИО, название должности. Все это часто оформляется на фирменных бланках от имени руководителя.
В интернете можно скачать образцы благодарственных писем:
Образцы написания могут быть следующие:
За что выражают благодарность в письме
Оформление благодарственного послания делается за хорошо выполненную работу, оказанную помощь, поддержку. Если люди финансово спонсировали или являлись поставщиками оборудования, мебели, других необходимых вещей, им могут направить благодарность по электронной почте за помощь с выражением глубокой признательности теплыми словами, которые поднимут настроение адресату, подвигнут на новые хорошие дела.
За добросовестный труд
Некоторые люди посвящают своей работе многие годы, они вкладывают все силы, трудятся добросовестно. Благодарят работника организации таким письмом, в нем обязательно указывается имя и отчество человека, сколько проработал в организации, какие были заслуги за это время. Составьте текст, в котором будут упомянуты личные и профессиональные качества человека, проекты, над которыми человек работал. Цель благодарственного послания — сделать человеку приятное, поднять его силы на новый уровень, поэтому его важно правильно написать.
Образец письма, в котором благодарят сотрудника:
Благодарность за работу
Составить благодарственное послание сотруднику должен непосредственный начальник, а затем его подписать. В тексте пишут обращение как к одному человеку, так и к целому коллективу компании. Выражается в случае, если проект был сделан в срок или даже раньше. Если коллектив слаженно и успешно трудился, после чего компания получила большую прибыль, то письмо также будет хорошим тоном. Примерная структура:
За оказанную помощь
Выражение благодарности в деловых письмах часто следует за тем, как была оказана какая-либо помощь компании или конкретному человеку со стороны другой организации или физического лица. Помощь выражается в поддержке морально, организации какого-либо мероприятия. Часто помощь приходит в виде спонсорского финансирования какой-либо компании или человека в его новом проекте.
Образец благодарственного письма:
Благодарность за сотрудничество
Этот вид письма очень распространен, он направляется людям как внутри самой компании, так и разным деловым партнерам, может отдаваться на официальном вручении. Примерная структура:
За спонсорскую помощь
Крайне часто компании своим спонсорам выражают благодарность за помощь, поддержку, составление письма при этом похоже на все предыдущие варианты:
Правила написания благодарственного письма
Благодарственное письмо — это документ официального стиля, поэтому ему присущи четкие стандарты, правила заполнения:
Обращение
Реквизиты письма
Реквизиты могут быть представлены в письме по минимуму: только наименование организации, должности лица, который составляет документ. Но есть вариант, когда реквизиты указываются очень подробно:
Сведения о составителе
Этот пункт письма не занимает много места. В конце просто указывается должность лица, выражающего благодарность, и его ФИО. Может быть еще подпись. В некоторых случаях пишут развернуто: наименование организации, должность, которую занимает благодарящий, его ФИО полностью и сокращенная подпись. Если предназначено письмо родителям, то указание должности не нужно, хватает просто имени.
Текст благодарственного письма
Как написать благодарность правильно? Из-за того, что письменная благодарность — это официальный документ, его содержание всегда шаблонное. Оно обязательно включает стандартные фразы о выражении благодарности. Подчеркиваются личные качества людей, которым направляется это письмо. Стандартные фразы воспринимаются как обязательные, однако людям все равно приятно получить такую бумагу.
Как правильно выразить благодарность
Поблагодарить человека можно с помощью простых, но эффективных фраз. При этом не стоит ждать более удобного случая, лучше это делать при любой сложившейся возможности:
Как избежать шаблонных фраз
Понятно, что благодарственное письмо — это официальная бумага, которая состоит из общепринятых фраз, оборотов речи, однако можно попробовать избежать шаблонных выражений или их количество немного сократить. Не стоит говорить общими словами, лучше конкретизировать данный случай: упоминать реальных людей, их заслуги, поступки, профессиональные качества и т. д. В письме не указываются промахи коллег, недочеты их работы, стараются подчеркнуть только положительные стороны. Лучше использовать больше искренних слов, фраз «от себя».