Что означает основная мысль текста

Как выделить основную мысль текста

Доброго здоровья, уважаемый читатель журнала «Web4job.ru”! В этой статье мы поговорим на тему Как выделить основную мысль текста, какие имеются особенности для ее выделения, как понять, о чем хотел написать автор.

Как выделить основную мысль текста

Текст состоит из определенного числа предложений, связанных друг с другом по смыслу.

Любой человек должен уметь выделять его основную мысль.

Большие объемы материала научиться обрабатывать быстро и качественно можно в том случае, если вы умеете пользоваться техникой выбора основного смысла информации.

Так можно увеличить объемы обрабатываемых сведений, тратя при этом меньше времени и увеличив производительность.

Для выделения главной мысли текста имеются некоторые особенности

Обобщение анализа и синтеза – наилучший способ усвоения информации.

Существует порядок определения основной мысли

Нужно понять цель автора, что он хотел сказать, написав статью на данную тему:

Если главная мысль не сформулирована, надо написать ее самому, используя стиль автора, а если требуется написать ее для улучшения текста или улучшения восприятия, то написать ее можно своими словами.

Посмотрим видео на тему Как выделить основную мысль текста

Подготовка к ЕГЭ. Основная мысль текста

Текст

Заключение

В этой статье мы рассмотрели тему Как выделить основную мысль текста, как понять, о чем хотел написать автор, особенности выделения основной мысли.

Надеюсь, статья оказалась полезной. Если возникли вопросы, можете задать их через форму комментариев под этой статьей.

Также буду признательна, если поделитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях.

Источник

Что означает основная мысль текста

Что означает основная мысль текста. Смотреть фото Что означает основная мысль текста. Смотреть картинку Что означает основная мысль текста. Картинка про Что означает основная мысль текста. Фото Что означает основная мысль текста

У одних людей это получается быстро, другие — после прочтения не могут сформулировать даже смысл небольшого фрагмента текста. Давайте разбираться как понять смысл текста.

Основная мысль текста.

Давайте сначала разберемся, что такое основная мысль текста. Основная мысль текста — это главная информация, содержащаяся в тексте. И когда говорят: «Прочитайте основную мысль текста». Имеют ввиду, что эта информация находится в тексте. Основную мысль текста не нужно придумывать, ее нужно прочитать. Это главное предложение в тексте. И оно может быть создано из слов, которые разбросаны по всему тексту и выражают основную идею текста.

Понимание текста зависит от скорости чтения.

Вы замечали за собой, когда вы очень быстро читаете текст и не улавливаете о чем вы читаете, начинаете перечитывать страницу. Перечитываете ее медленнее и начинаете «вчитываться» в текст. Так вот, понимание вами текста зависит от скорости чтения. Читаем быстро — не понимаем, читаем медленно — понимаем. Это происходит из-за того, что ваш мозг не научился воспринимать информацию на большой скорости. Он не успевает обработать информацию на высоких скоростях. Мозг — это большой компьютер, и именно он, восприняв всю информацию, может сказать какая в этом тексте тема и основная мысль текста. Но для этого надо «научить» наш мозг воспринимать информацию быстрее. Не обязательно читать медленнее. Можно читать 1000 слов в минуту и воспринимать информацию на этой скорости на уровне 80−90% процентов понимания. Для этого необходимы тренировки и упражнения. В нашему курсе вы научитесь быстро читать и воспринимать информацию. Вы можете зарегистрироваться на пробный урок прямо сейчас.

Пройдите бесплатный урок по скорочтению :

Источник

Русский язык

Обложка урока взята с источника.

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Текст. Тема текста

Посмотри, озорной ветерок забросил в классную комнату 3 осиновых листочка с записями. Давай их прочитаем.

Тебе понятно, что хотел сказать неизвестный автор? Что он написал? Правильно, это слова, и мы не можем сказать, что хотел передать нам пишущий.

Попробуем узнать об этом, прочитав второе послание.

А сейчас ты понял автора? Что ты прочитал? Правильно, предложения.

Но, к сожалению, мы так и не поняли, какую информацию пытался донести до нас автор.

У нас остался еще один листок. Прочитаем его.

Наконец нам удалось понять автора послания. Он записал не просто предложения, а объединил их в единое целое.Значит, для того чтобы передать информацию, нужны не просто предложения, а текст.

Происхождение слова текст – латинское. Textum –ткань, соединение.

Чтобы тебе было понятнее, сравним 2 примера.

Можно ли сказать, что в первом примере приведен текст? По каким признакам ты это определил? А второй пример? Все ли признаки текста сохранены? Назови их.

Текст можно отличить от предложений по определенным признакам:

Получается, что текстом можно назвать не любую группу предложений, а только ту, в которой предложения связаны между собой по смыслу и подчинены общей теме, поэтому первый пример мы назовем текстом, а второй нет.

Потренируемся.

Запиши текст, расположив предложения в нужной последовательности.

(Правильный вариант: 2143)

В тексте последовательно излагаются какие-нибудь события, описываются

предметы,явления, действия или рассуждается о чем-нибудь.Поэтому тексты бывают трех типов.

В тексте-описании описываются предметы, явления, события. Такой текст отвечает на вопрос: какой он?

Пример текста-описания.

Ах, как хорошо осенью в лесу! Золотом, рубинами и янтарем светятся в эту пору клены, вязы, черемухи и осины. Кусты шиповника стоят, будто объятые пламенем. Горький запах дубовой коры заполняет лес. До полудня на увядшей траве лежит роса.

Автор, словно талантливый художник, без кисти и красок описывает красоту осеннего леса. К тексту мы задаем вопрос: каков он, осенний лес?

Текст-повествование сообщает, рассказывает о событиях, которые следуют друг за другом. Такой текст ответит на вопросы: что он делает и в какой последовательности?

Прочитай текст-повествование.

Учительница велела мне нарисовать какую-нибудь птицу. Взял я цветные карандаши, альбом и отправился в лес. На улице было по-весеннему тепло. На опушке я увидел рыжую белочку. Она шустро забралась на вершину дерева, только пушистый хвост мелькнул среди веток.

Автор повествует, то есть рассказывает, что он делает и в какой последовательности совершаются действия.

В тексте-рассуждении высказывается и обосновывается какое-либо утверждение о предмете, явлении, действии, событии. К нему можно задать вопрос: почему так? Зачем?

Познакомься с примером текста-рассуждения.

В жизни каждого человека очень важен поступок.

По поступкам судят о человеке, о его честности и порядочности, доброте и отзывчивости, искренности и ответственности. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.

Вот почему так важно сначала подумать, прежде чем что-нибудь сделать.

В этом тексте автор рассуждает о важности поступков. Часто они значат в нашей жизни больше, чем слова.

Во вступлении утверждается, насколько важен поступок в жизни каждого человека. В основной части текста это утверждение доказывается. И в заключении (последнее предложение текста) делается вывод о важности поступков.

Как мы уже сказали выше, предложения в составе текста объединены одной темой. Попробуем разобраться, что такое тема на примере текста.

Образ Родины неразрывно связан с родной природой. Природа живет в лучших народных песнях. А сколько красоты открыли нам в родной природе Пушкин, Шишкин, Левитан, Чайковский! Сколько бессмертных картин, стихов, волшебной музыки подарили нам люди, которые любили природу до слез, до боли в сердце!

О чем мы узнали из текста? О чем в нем рассказывается? Предметом речи является родная природа. Это и есть тема данного текста.

Запомни: тема – это предмет речи, то, о чем или о ком говорится в тексте, вопрос, который раскрывается. Тему можно определить, задав вопрос: что является предметом речи в тексте?

Рассмотрим другой текст. Прочитай его и определи тему текста.

С самого раннего детства дружим мы с книгой. Сначала она открывает перед нами чудесный мир сказок. Потом появляется самый первый учебник –букварь. На смену ему приходят другие учебники. Начинается увлекательное путешествие в страну знаний. И первый проводник в этом путешествии –книга. Она открывает и отдает людям все сокровища знаний, накопленные в течение тысячелетий.

Итак, задаем вопрос: о чем рассказывает автор? О книге. Значит тема прочитанного текста – книга.

Основная мысль текста

В процессе общения мы создаем текст не просто так, а для чего-то. Мы хотим доказать читателю или слушателю какую-то мысль.

С какой целью автор создавал текст о родной природе? В чем он хотел убедить читателя или слушателя?

Он хотел передать читателю мысль о том, что Родина и ее природа– это единое целое, что без окружающей природы нет Родины.

Главная мысль текста (основная мысль) – это то, что доказывается; то, в чем должен убедиться читающий или слушающий.

Нужно определить основную мысль текста – задай вопрос: что хочет сказать автор?

Потренируемся.

Прочитай текст. Какую основную мысль хотел передать автор?

Погляди на карту нашей страны. Дух захватывает от гордости! На многие тысячи километров раскинула она свои просторы. Моря, реки, озера глядят на нас своими голубыми глазами. Тайга, степи, пустыни, горы сменяют друг друга. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как Россия.

(Основная мысль прочитанного текста: Россия – богатая страна, которой нужно гордиться).

Темы широкие и узкие

Темы бывают широкие и узкие.

Попробуй представить себе широкую реку и маленькую речонку. Какая из них может вместить в себя другую? Конечно, широкая река может вместить в себя несколько узких речонок. Точно так же и широкая тема может вместить в себя несколько узких тем.

Примеры широкой и узкой тем: Русские народные сказки – широкая тема. Волшебные сказки – узкая тема.

Широкая тема вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.

Ты знаешь, что апельсин состоит из долек. Точно также широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).

Выберите в каждом ряду темы широкие и узкие.

Ответ: 1. Широкая тема – времена года, узкие – январь, мартовская капель, майские краски. 2. Широкая тема – части речи, узкие – глагол, имя существительное, имя прилагательное.

Источник

Памятка «Тема и основная мысль текста»

Тема и основная мысль текста

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.
Часто тема отражена в заголовке.

Основная мысль текста –это то главное , о чём хотел сказать автор.
Это то, к чему текст призывает, чему учит,
ради чего он написан.
Основная мысль может быть выражена в одном из предложений текста. Чаще её надо найти и сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Тема и основная мысль текста

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.
Часто тема отражена в заголовке.

Основная мысль текста –это то главное , о чём хотел сказать автор.
Это то, к чему текст призывает, чему учит,
ради чего он написан.
Основная мысль может быть выражена в одном из предложений текста. Чаще её надо найти и сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что означает основная мысль текста. Смотреть фото Что означает основная мысль текста. Смотреть картинку Что означает основная мысль текста. Картинка про Что означает основная мысль текста. Фото Что означает основная мысль текста

Номер материала: ДБ-791196

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Что означает основная мысль текста. Смотреть фото Что означает основная мысль текста. Смотреть картинку Что означает основная мысль текста. Картинка про Что означает основная мысль текста. Фото Что означает основная мысль текста

Что означает основная мысль текста. Смотреть фото Что означает основная мысль текста. Смотреть картинку Что означает основная мысль текста. Картинка про Что означает основная мысль текста. Фото Что означает основная мысль текста

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что означает основная мысль текста. Смотреть фото Что означает основная мысль текста. Смотреть картинку Что означает основная мысль текста. Картинка про Что означает основная мысль текста. Фото Что означает основная мысль текста

Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся

Время чтения: 1 минута

Что означает основная мысль текста. Смотреть фото Что означает основная мысль текста. Смотреть картинку Что означает основная мысль текста. Картинка про Что означает основная мысль текста. Фото Что означает основная мысль текста

Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года

Время чтения: 1 минута

Что означает основная мысль текста. Смотреть фото Что означает основная мысль текста. Смотреть картинку Что означает основная мысль текста. Картинка про Что означает основная мысль текста. Фото Что означает основная мысль текста

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что означает основная мысль текста. Смотреть фото Что означает основная мысль текста. Смотреть картинку Что означает основная мысль текста. Картинка про Что означает основная мысль текста. Фото Что означает основная мысль текста

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

Что означает основная мысль текста. Смотреть фото Что означает основная мысль текста. Смотреть картинку Что означает основная мысль текста. Картинка про Что означает основная мысль текста. Фото Что означает основная мысль текста

Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тема, название, основная мысль и структура текста

Тема текста – это то, о чем текст.

Как правило, тема текста отражена в его названии.

Основная мысль текста (или идея) – это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста может быть отражена в заглавии. Но чаще ее можно «найти» в самом тексте. Иногда автор «прячет» основную мысль, не высказывает ее «вслух», оставляя читателю возможность самому догадаться и сформулировать для себя идею текста (главную мысль автора). Что означает основная мысль текста. Смотреть фото Что означает основная мысль текста. Смотреть картинку Что означает основная мысль текста. Картинка про Что означает основная мысль текста. Фото Что означает основная мысль текста

П риветствую, тебя, мой дорогой читатель! Сегодня мы говорим о том, с чего начинать работу над СОЧИНЕНИЕМ.

А начинать надо с обдумывания темы и основной мысли сочинения.

Любая идея должна иметь начало и конец, поэтому нельзя забывать о логике сочинения, или структуре текста.

Четкая структура текста делает текст понятным для восприятия. Читатель не должен «потеряться», запутаться, испугаться, утомиться, погрузиться в хаос непонимания. Подчинить текст логике (структуре) поможет план. План может быть простым или сложным, но он всегда будет состоять из ТРЕХ ЧАСТЕЙ:

Разные типы и стили текста – разные начало и конец сочинения!

Все предложения в тексте подчиняются одной ТЕМЕ.

Последовательность предложений в сочинении определяется авторской идеей. Наиболее полное отражение авторской идеи обеспечивает развернутость и информативность текста. Другими словами, в тексте должна быть достаточно полная информация о фактах, событиях, процессах, которые зависят от того, о чем текст, и помогают раскрыть основную мысль автора. А развернутость, последовательность, структурные связи, смысловое единство также помогают обеспечить передачу основной мысли автора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *