Что означает рожденный подданным должен повиноваться
Всемирная история
§ 3. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе
В какие столетия в Англии и Франции сформировались сословно-представительные учреждения? Какие причины способствовали их созданию? Какое влияние оказывали эти учреждения на политическую жизнь государств, на положение сословий?
«Рождённый подданным должен повиноваться». «Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рождённый подданным повиновался без рассуждений» — эта фраза выражает теоретический смысл абсолютизма. Абсолютизм — форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу — монарху.
Вспомните о времени феодальной раздробленности, когда «каждый воевал против каждого». Вы знаете, сколько горя междоусобные войны принесли жителям европейских государств, и прежде всего крестьянам, не имевшим никакой защиты.
Абсолютизм складывался в период разложения традиционного общества, в конце XV—XVI вв., а своего расцвета достиг в XVII в. Ему присущи создание общегосударственного аппарата управления, состоящего из чиновников; формирование постоянной профессиональной армии; создание государственной налоговой системы; введение единого государственного законодательства и административного устройства, шаги по созданию системы единых мер и весов; образование государственной церкви; проведение единой государственной экономической политики.
Как же оценивать эпоху абсолютизма? Надо понимать, что на практике абсолютная власть монарха нигде не была реализована в полной мере.
Один король — одна страна. На примере истории Англии и Франции проследим процесс становления абсолютизма.
При абсолютизме продолжается присоединение окраинных территорий, пресекаются попытки старой феодальной знати сохранить свою независимость. Во Франции, например, после завершения Столетней войны провинции Нормандия, Бургундия и другие теряют свои старые права, обеспечивавшие им независимость, и подчиняются королевской власти.
В Англии Генрих VIII Тюдор повёл наступление против отдалённых северных графств и Уэльса, сохранявших ещё некоторую независимость, и подчинил их Лондону. Для управления этими территориями были созданы специальные государственные органы — Совет Севера и Совет Уэльса.
Чтобы не допустить повторения кровавых событий, подобных междоусобной борьбе между Йорками и Ланкастерами, короли из новой династии Тюдоров распустили рыцарские отряды, сровняли с землёй замки бунтующей аристократии, подавили мятежи непокорной знати. Земли мятежников конфисковывались и передавались в королевскую казну.
Крепостные стены, земляные валы и глубокие рвы, наполненные водой, не помогли и городам сохранить свои вольности, которые были значительно ограничены.
«Как мои предки могли допустить такое учреждение. » В эпоху абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, Генеральные штаты во Франции) утрачивают прежнее значение. Главная мечта монархов — избавиться от них совсем. Но поскольку полностью уничтожить представительные учреждения оказалось невозможно, монархи изобретали всяческие средства, чтобы уменьшить их значение. Для этого применялись методы кнута и пряника.
В Англии Тюдорам приходилось считаться с существованием парламента. Согласно старинным обычаям английские короли не имели права собирать налоги без его разрешения. В отношениях с парламентом Тюдоры проявили себя дипломатами. Они предпочитали сотрудничать с ним, а не бороться. Тем не менее за 37 лет правления Генриха VIII парламент собирался всего 21 раз. Дочь Генриха VIII королева Елизавета парламент не любила, и это было заметно. Она созывала его всего 13 раз за все 45 лет правления. В глазах королевы парламент был досадной необходимостью, за которую её министрам следовало бы просить прощения. Однако на словах Елизавета всегда заявляла о своей готовности прислушиваться к его мнению. Именно в период правления Тюдоров в Англии произошло усиление абсолютизма.
После смерти бездетной Елизаветы Тюдор в 1603 г. корона Англии перешла к шотландскому королю Якову VI Стюарту, её племяннику. Он стал королём Англии,
Шотландии и Ирландии Яковом I Стюартом (1603—1625). В отношениях с парламентом король Яков I не проявил себя дипломатом и не скрывал своего отвращения к этому учреждению, что привело к конфликту между королевской властью и парламентом. «Не понимаю, — заявил он однажды испанскому послу, — как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться». А ведь английские короли имели право вето и могли запретить любое решение парламента.
Король Яков I Стюарт
Найдите на гравюре и назовите атрибуты королевской власти.
Собрав свой первый парламент в 1604 г., Яков I обратился к нему с речью: «В моём лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров — моя законная жена. 51 глава, а остров — моё тело. 51 пастырь, а остров — моё стадо».
Во Франции абсолютная монархия стала складываться к XVI в. Король Франциск I (1515—1547) из династии Валуа настолько был уверен в праве на неограниченность своей власти, что только один раз созвал Генеральные штаты. На своих указах он писал: «Ибо нам так угодно».
В отличие от английского парламента, Генеральные штаты во Франции не превратились в постоянно действующий орган. Созывались они редко, только в случае большой необходимости. С 1614 до 1789 г. Генеральные штаты не собирались ни разу.
Единая система государственного управления. В Англии центральным административным и исполнительным органом ещё при Тюдорах стал Тайный совет, членов которого назначал монарх. Тайный совет совместно с королём определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны.
Во Франции, как и в Англии, главой государства был король, обладавший всей полнотой власти. При нём имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал его членов, и за ним оставалось последнее слово. Членами правительства были принцы крови, высшие духовные чины, финансисты, юристы, но фактически в стране существовало личное правление короля.
Судебная и местная власть под контролем короля. Организация судебной системы также использовалась для укрепления абсолютизма.
В Англии большая часть судебных дел передавалась в ведение двух королевских судов, что подрывало независимость знати на местах. Для борьбы с мятежной знатью ещё первыми Тюдорами была создана Звёздная палата, она же наблюдала за системой правосудия в Англии. Уже в это время, наряду с судьями, назначаемыми короной, существовали и выборные, мировые судьи, пользовавшиеся большим влиянием. Им принадлежала главная роль в управлении графствами, а выбирались они на собрании дворянства графства из числа наиболее уважаемых и достойных рыцарей. Но эта самостоятельность, скорее, была внешней, так как правительство внимательно следило за выборами и неугодная королю кандидатура просто не могла пройти. Бывало и так, что Тайный совет рассылал в графства письма, где прямо указывалось, кого надо избрать на пост мирового судьи. Среди мировых судей были представители старой, родовитой аристократии и нового дворянства.
Франция. Приём у прокурора
Мировых судей называли «глаза и уши короны». Они должны были не только вести судебные процессы, но и разоблачать заговоры, подавлять мятежи крестьян и городских низов, преследовать бродяг, собирать налоги, организовывать сбор денег для оказания помощи бедным и ир. Как видите, дел у мировых судей было много.
Французские короли считали, что более всего их власть стесняют высшие судебные органы в провинциях — парламенты у имевшие широкие полномочия, — им принадлежало право обжалования судебных и правительственных решений. В XVII в. таких парламентов в стране было 17. Наибольшим влиянием пользовался Парижский парламент, деятельность которого распространялась на треть территории страны. Парламенты имели не только судебные, но и некоторые политические права. Так, Парижский парламент назначал регента (временного правителя государства в случае малолетства короля), рассматривал договоры и указы короля и пр.
Остро конфликтовал с Парижским парламентом Людовик XIV (1643—1715). Именно к Парижскому парламенту могли быть обращены приписываемые ему знаменитые слова: «Вы думали, господа, что государство — это вы? Государство — это я!» Позднее он отнял у парламента ряд прав, а многих его членов отправил в ссылку. Стремясь усилить централизацию власти, Людовик XIV посылал в провинции своих представителей — интендантов, одной из функций которых было наблюдение за исполнением законов.
Управление страной осуществляли чиновники. В Англии государственных служащих было немного — от 1000 до 1500 человек. Но жалованье от короля получали не все. На что же они жили? Чиновникам разрешалось получать деньги за услуги от просителей, так что народ сам содержал королевских служащих.
Во Франции чиновников было гораздо больше — 8 тыс. в XVI в. и 46 тыс. в XVII в. Их должности передавались по наследству, а также продавались. Личные достоинства человека при таком порядке не играли решающей роли: всё зависело от наличия денег. Здесь, как и в Англии, главным доходом было не жалованье, а плата населения чиновникам за услуги.
Вся деятельность государственного аппарата должна была исходить из того, что монархия является божественным установлением.
Монарх — помазанник Божий. Все без исключения короли стремились внушить своим подданным мысль о необходимости абсолютной королевской власти. Ещё со времён Средневековья власть короля провозглашалась божественной по происхождению. Монарх считался наместником Иисуса Христа на земле. В Англии при королеве Елизавете верующие читали такую молитву: «О Святый Боже, милосерднейший Отче, кто до сего дня, послав Твою служительницу и нашу государыню и милостивую королеву Елизавету в королевство, избавил преданный Тебе английский народ от опасностей войны и порабощения, тела освободил от тирании, а дух от суеверия, возвратил мир и истинную религию. » Печатались также сборники баллад и проповедей, в которых утверждалось, что королева вывела народ из тьмы.
Во Франции теоретически считалось, что король не подчиняется обычным законам, может отменить законы, принятые его предшественниками, имеет право жить и действовать без контроля со стороны своих подданных. Но даже абсолютный монарх не мог быть деспотом, он не только заставлял других выполнять законы, но и сам должен был их уважать. В обращении к королю часто звучали древние принципы: «Сир, вы можете всё, но вы не должны желать всего, что вы можете».
Своего наиболее полного расцвета абсолютизм достиг во второй половине XVII в. во Франции при Людовике XIV. С 1661 г. этот король берёт в свои руки всю полноту власти, и за короткий промежуток времени ему удаётся явить Франции и Европе образ всемогущего «короля-Солнца», короля-героя. Отнюдь не случаен выбор им солнечной эмблемы. Как объяснял сам Людовик, дневное светило направляет своё тепло и свет на землю и поэтому всё вокруг обязано ему жизнью. Власть короля носила и религиозный характер, что объяснялось обрядом миропомазания при коронации.
Как и в Англии, во Франции культ «короля-солнца» также насаждался всеми возможными в то время средствами: литературными произведениями, живописью, графикой, разного рода зрелищами. Использовались малейшие поводы для демонстрации всенародного обожания и поклонения. Так, например, любая победа на поле брани становилась поводом для народного гулянья с пением религиозных гимнов, сопровождавшихся салютом во славу короля-победителя.
Религиозным учениям вторили и светские. В XVI— XVII вв. во Франции уже была развита наука о государстве и праве. Одно из её главных положений — вся верховная законодательная власть сосредоточивается в руках монарха. В руках Людовика XIV находилась вся политическая власть. Верховная власть короля проявлялась в том, что только он мог определять религию государства, вершить справедливый суд (сюда же включалось и право помилования), объявлять войну, вступать в военные союзы и заключать перемирия; издавать законы и указы; чеканить монету, собирать налоги; жаловать дворянство простолюдинам и создавать чиновничьи службы. Власть короля считалась независимой: «Король Франции обязан лишь Богу и шпаге». Но абсолютный монарх не мог лишать своих подданных собственности, без суда заточать их в тюрьму.
Культу короля в XVI—XVII вв. помогала строгая регламентация жизни королевского двора. Во Франции в середине XVII в. на придворной службе состояло примерно полторы тысячи представителей знатнейших семейств королевства. В основе придворной жизни лежал этикет, смысл которого заключался в обожествлении королевской особы. Людовику XIV стремились подражать все европейские монархи.
Армия на службе монарха. Налоговая система. Особенностью английского абсолютизма являлось отсутствие у монарха регулярной армии. Первым королём, создавшим постоянную гвардию, был Генрих VII Тюдор, но она насчитывала всего 200 человек. Тюдоры избегали расходов и на наёмные войска, а в случае войны созывали народное ополчение и создавали отряды из дворян-добровольцев. Зато имелся королевский флот, на содержание которого собирали деньги с населения.
Французское государство взимало налоги с крестьян, ремесленников и буржуа. Прямых налогов было два: талья — налог на землю и имущество — и подушная подать. Имелись и косвенные налоги, например на соль — габель.
Содержание армии и государственных чиновников стоило дорого, поэтому во Франции общий размер налогов всё время возрастал. Если в начале XVI в. казна собирала со своих подданных 3 млн ливров в год, то в середине XVII в. в связи с участием в Тридцатилетней войне правительство собрало 90—100 млн ливров за год.
Единая экономическая политика. В эпоху абсолютизма в экономической политике европейских государств господствует меркантилизм — экономическое учение и экономическая политика, в основе которых лежало убеждение, что основную форму богатства составляют ценные металлы и что от их обилия зависит процветание государства. Считалось, что помочь государству разбогатеть
может правильно организованная международная торговля: вывозить из страны товаров больше, чем ввозить. Правительства некоторых стран даже запрещали ввоз иностранных товаров, в первую очередь предметов роскоши, стараясь налаживать собственное производство. Впервые такую политику стал проводить во Франции в XVI в. Генрих IV, поощрявший развитие сельского хозяйства и выделявший деньги на строительство государственных предприятий. Но успехи этой политики были скромными, так как почти до конца XVIII в. в стране не имелось единой системы мер и весов и существовали внутренние таможенные границы.
Создание национальных государств. В эпоху становления абсолютизма власть монархов была столь велика, что некоторые из них позволили себе замахнуться на церковное и монастырское имущество, стали подчинять своему влиянию церковные организации, что ещё сильнее укрепляло их власть.
В рамках абсолютистских государств, имеющих чёткие границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру, складываются централизованные, национальные государства. Такими стали Англия и Франция.
В Германии и Италии в XVI—XVII вв. ещё существовали отдельные, часто воевавшие между собой государственные образования. Власть в них принадлежала неограниченным или почти неограниченным монархам. Эти государства подчинялись Священной Римской империи германской нации.
В начале Нового времени республиканский строй был редкостью, он существовал в Венеции и горной Швейцарии, а после освободительной войны в Нидерландах (XVI в.) образовалась Республика Соединённых провинций, или Голландия.
Раннее Новое время характеризуется началом складывания прочных абсолютистских государств, имеющих чёткие границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность.
1 Подробнее об этом говорится в следующих параграфах.
В границах своего государства абсолютизм был способен сдерживать разрушительные войны «всех против всех», доставлявшие страдания всем слоям населения.
1. Выпишите термины: а) характеризующие политическую власть; б) обозначающие различные органы государственной власти. 2. Запишите в тетрадь основные признаки абсолютной королевской власти. 3. Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика?
1. Подготовьте устный рассказ «Король и парламент», используя текст параграфа, дополнительную литературу и интернет-ресурсы.
2. Объясните, какими способами абсолютные монархи осуществляли контроль за местной и судебной властями. 3. Какую роль в укреплении королевской власти играла религия? 4. Придумайте и изобразите эмблему абсолютной королевской власти. Подготовьте электронную презентацию своих работ.
Этикет при дворе Людовика XIV
При Людовике XIV королевскую резиденцию перенесли в Версаль. Людовик не стал жить в Париже, в этом грязном, шумном, строптивом городе с узкими извилистыми улицами, где царило нестерпимое зловоние.
День и ночь от Парижа к Версалю двигались тысячи людей и сотни экипажей. Громыхали фуры, нагруженные мукой, мясом, зеленью, рыбой. Мчались кареты аристократов, имевших почётную привилегию — давить безнаказанно бедняков, не успевших вовремя увернуться.
Версаль впечатлял. Колоссальные здания, огромные площади и парки — всё это было достойно величия короля. Даже статуи в парке должны были напоминать о его блеске — Юпитер был изваян с лицом самого Людовика XIV.
В «спектакле», который ежедневно происходил в Версальском дворце, все «играли короля». Задолго до его пробуждения в приёмной зале собиралась целая толпа царедворцев. Тут были все — принцы крови, придворные дамы, брадобреи. Когда король просыпался, их группами начинали впускать к нему в спальню. Сначала входили родственники, а затем поочерёдно все остальные. И так до тех пор, пока король не был одет совсем.
Версаль. 1668 г.
Представьте, что вы находитесь в парке Версальского дворца. Опишите зрелище, которое открывается перед вашими глазами.
Ещё большей торжественностью обставлялась трапеза короля, особенно «большой стол», устраиваемый по воскресеньям. Тут присутствующие склонялись перед появлением салфетки короля, здесь было шествие «говядины его величества» под охраной вооружённой гвардии.
Не менее двух-трёх раз в неделю Людовик XIV выезжал на охоту. Если не было охоты, вечером во дворце устраивались маскарады, концерты, игры в карты.
После ужина, который сопровождался обычным застольным церемониалом, король отходил ко сну. И опять повторялась утренняя церемония.
Таков был день «короля-Солнца». Людовик XIV не сгибался под тяжестью этого этикета, он был силён и вынослив. Этикет был нужен ему, чтобы подчеркнуть величие короля и чтобы все деятельные, а потому опасные для него представители аристократии были «под рукой», «на виду».
Не без расчёта осыпал Людовик придворных подачками. Если кто-то из аристократов проживал вдали от двора, король заявлял: «Я не знаю, я не вижу этого человека».
Абсолютизм
Абсолютизм, или абсолютная монархия, в обычной терминологии, — та форма монархии, которая не признает никаких ограничений для носителя верховной власти. Еллинек выражает ту же мысль другими словами, говоря, что абсолютная монархия есть государство, «в котором только монарх является непосредственным государственным органом». Другие органы не имеют самостоятельного значения, ибо их правомочия все без исключения восходят к правомочию монарха, как к источнику. Практические положительные задачи очень часто приводят к неизбежному самоограничению абсолютного монарха, но это самоограничение отличается тем, что не носит абсолютно-необходимого характера и может в любой момент быть взято назад, ибо в государстве нет такого органа, который мог бы помешать этому. Таким образом, органы, осуществляющие с большей или меньшей самостоятельностью делегированные им абсолютной верховной властью функции, пользуются своей самостоятельностью только фактически, а не юридически. Юридическая регламентация государственного строя абсолютной монархии по этим причинам вообще невозможна. У «конституции» абсолютной монархии отсутствуют и не могут не отсутствовать формальные гарантии. Тот принцип, что пределом власти абсолютного монарха является будто бы частное право отдельных лиц, не выдерживает критики, ибо в абсолютной монархии даже частное право отдельных лиц, если оно приходит в столкновение с принципом абсолютной власти, никогда не может найти прочной фактической защиты. И были такие времена, когда самая возможность защиты частных прав индивидуума перед властью абсолютного монарха отрицалась и принципиально.
Абсолютизм немыслим без бюрократии (см.), ибо абсолютный монарх не может править один и вынужден делегировать свою власть чиновничеству. Чем стройнее бюрократические организации, тем абсолютизм прочнее при прочих одинаковых условиях. Там, где королевская власть, не обладающая еще правами абсолютизма, могла опираться на хороший бюрократический механизм, абсолютизм устанавливался легче. Во Франции, где уже при Филиппе II и Людовике IX создавалось чиновничество, тянувшее к центру, абсолютизм укоренился незаметно. В Англии борьба с абсолютизмом в XVII веке была успешна именно потому, что страна не знала бюрократии и имела крепкое местное самоуправление. Чиновничество — необходимая принадлежность абсолютизма, но оно же приводит к гибели абсолютную монархию, ибо, чуждое ответственности, оно с необычайной легкостью забывает об интересах страны, соблюдая только собственные. Невозможность подчинить чиновничество действительному контролю и создает невозможность «конституции» абсолютной монархии.
Абсолютизм представляет собою одну из древнейших и наиболее знакомых истории государственных форм. Он известен нам уже в глубокой древности, на Востоке, но социологический анализ условий возникновения и существования восточных деспотий в очень большой мере затруднен недостатком точных сведений. Современное состояние науки не дает возможности разглядеть самого главного вопроса: что делало необходимым деспотическую организацию монархии. Кроме того, неясно, в какой мере действие государственных норм встречало ограничения со стороны элементов теократизма. Поэтому для ясного понимания сущности абсолютизма, значения и характера его эволюции, удобнее всего оставаться в кругу хорошо известных нам явлений европейской истории.
Абсолютизм был необходимостью в известный исторический момент. Организация государственной власти в известный момент должна была получить именно характер абсолютизма. Всякий другой строй противоречил бы социальной обстановке. Феодальное дробление государственной власти было необходимостью в эпоху расцвета натурального хозяйства. Когда поместье может обеспечить себе самодовлеющее хозяйственное существование и не нуждается в обмене, чтобы получить предметы первой необходимости, барон естественно становится государем и очень мало заботится о своем верховном сюзерене, короле (см. феодализм). Наоборот, когда хозяйственная автономия поместья разрушается, когда в экономический оборот вторгается обмен, появляются рынки, умножается количество городов, как центров торговли и промышленности, — политическая самостоятельность феодального барона не может существовать. Оживление торговли знаменует переход к денежному хозяйству, и в частно-правовых отношениях деньги все больше выполняют ту функцию, которую раньше выполняли непосредственные продукты. На деньги приходится переводить все повинности. Это ведет, во-первых, к освобождению крестьянства (см.), то есть к подрыву социальной силы феодальных баронов, а во-вторых — к новой организации государственного хозяйства. Последнее вызывается также и переменами в военной технике и необходимостью пользоваться услугами наемников. Все это вместе создает сословно-представительные органы, ту машину, посредством которой центральная власть получает необходимые ей денежные средства.
Сословная монархия знаменует новый этап в развитии государственности. Идея феодальной дробности стушевывается перед идеей земского единства, олицетворяемого представительством всех трех чинов в одном учреждении. Символом земского единства становится король. Теперь это уже — не первый между равными, а безусловно над всеми сословиями стоящий государь.
Эпоха сословной монархии есть эпоха расцвета городов и упадка феодалов. Города становятся центрами хозяйственной жизни, одолевают, где с помощью королевской власти, где самостоятельно, мелкую, а частью и крупную феодальную знать и становятся главною финансовой опорою государства. Но города своей экономической или, говоря точнее, торговой политикой (см. город) обостряют партикуляристские тенденции во всех странах, хотя принципы партикуляризма носят уже не феодальный характер. Между тем, географические открытия в XV веке и вызванная ими революция на товарном и денежном рынке властно диктуют переход к хозяйству национальному. В течение всего XVI века идет борьба между принципами партикуляризма и национализма в хозяйстве. И когда последний одерживает верх, государственной власти предъявляется трудная задача — защиты национального хозяйства страны. Для этого необходимо было укрепление территориального единства, устранение феодальной дробности власти, искоренение всяких партикуляристских тенденций. Средствами, находящимися в распоряжении королевской власти, эта задача не могла быть выполнена. Нужна была власть, облеченная большими полномочиями, независимая от сословного представительства. Таково происхождение абсолютизма XVI века. Классом, вложившим в руки королевской власти острый меч абсолютизма, мог быть только торговый и промышленный класс, то есть та часть третьего сословия, которая была представлена в представительных учреждениях. Таков характер, например, орлеанского ордонанса 1439 года, великой хартии французского абсолютизма. Если Англия осталась вне рамок этой эволюции, то это объясняется тем, что, благодаря островному положению, страна могла не бояться в такой степени разрушения своего национального хозяйства.
Идеи и приемы, использованные для новой организации государственной власти, были двоякого рода. Во-первых, укоренению идей абсолютизма содействовало римское право, реципированное благодаря настоятельной нужде в юридических нормах, отвечающих потребностям сложного обмена (см. рецепция римского права). Когда, благодаря этому импульсу, юристы стали изучать Дигесты, они без труда нашли там и принципы абсолютизма. Quod principi placuit, legis habet vigorem — одной этой римской формулы было достаточно для того, чтобы конструировать теорию абсолютизма. Но этим не ограничивалась сокровищница примеров, из которой могла черпать монархия в своем стремлении к абсолютизму. Италия, где торговля и промышленность расцвели раньше, чем где-либо, избавилась раньше других и от феодализма. В XIV и в XV веках на итальянской почве расцвело такое множество маленьких абсолютных монархий, итальянские тираны обогатили мир таким изобилием практических рецептов управления, что при организации абсолютизма нужно было только добросовестно справляться с тем, как поступали в том или ином случае Висконти и Сфорца, Альбицци и Медичи, Анжуйцы и Аррагонцы. К тому же итальянский городской мелкотравчатый абсолютизм не замедлил дать и теорию абсолютизма — доктрину Маккиавелли (см.). Недаром идеологи и практики внеитальянского абсолютизма были поклонниками автора «Principe». Он давал им в своих книгах готовые указания, составленные на основании хорошо изученного и зрело обдуманного опыта Италии. Людовику XI или Томасу Кромвелю не приходилось самим задумываться над тем, как поступать в том или ином случае.
В XVI-ХVIIІ веках абсолютизм в той или иной форме был пережит всеми странами Европы. Наиболее яркий расцвет его пришелся на долю Франции и Испании. Во Франции уже Людовик XI начал систематически и сознательно укреплять идею самовластия. Опираясь на ордонанс 1439 года, он сокрушил крупных феодалов и подчинил своему влиянию крупные города. Его ближайшие преемники — Карл VIII и Людовик XII, занятые войнами, не продолжали его дела. Франциск I наложил на дворянство золотые цепи и заставил его забыть в вихре придворных увеселений о сословных правах. При нем парламенты и сословия свыкаются с мыслью, что король выше законов и что ордонансы не связывают королевской воли; при нем появляется формула абсолютизма: car tel est notre bon plaisir. Религиозные войны оживили оппозицию сословий (см. гугеноты), но вслед затем Генрих IV, Ришелье, Людовик XIV вознесли принцип абсолютизма на небывалую высоту. При Людовике XV начинается падение французского абсолютизма, а при Людовике XVI он рушится окончательно.
В Испании начало абсолютизму было положено Изабеллой и Фердинандом. Карл V, сокрушивший восстание коммунеров (см.), укрепил абсолютизм. Филипп II довел его до кульминационного пункта. В его руках абсолютизм выродился в уродливую деспотию. В Англии, где юридически абсолютизм не возрождался, ибо существовал без перерыва парламент, ограничивающий королевскую власть, фактически был период абсолютизма, охватывающий царствования Генриха VIIІ, Эдуарда VI, Марии, Елизаветы и первых двух Стюартов. Парламент находился в полном подчинении у королей, беспрекословно исполнял королевскую волю и не ставил серьезных преград личному управлению. Первая революция сразила абсолютизм, вторая восстановила на более прочных основах конституционный порядок. В австрийской вотчине германского императора и в Пруссии несколько позднее установились те же порядки неограниченного самодержавия.
На какой почве вырос и чем держался абсолютизм? Ответ на этот вопрос отчасти заключается в изложении (см. выше) той эволюции, которая привела к абсолютизму. Необходимость энергичной защиты национального хозяйства концентрировала власть, и период первого расцвета абсолютизма всюду сопровождается именно защитою национального хозяйства. Экономическою политикою абсолютизма был меркантилизм, заимствованный у свободных городов и плохо отвечавший условиям национального хозяйства; способ защиты был неправильный, но сознание ее необходимости есть факт повсеместный. Абсолютизм держался, однако, не только этим. Абсолютная власть, лишив старшие сословия политических прав, мудро оставила в их руках социальное господство и без колебаний становилась на их сторону, когда этому господству что-нибудь угрожало. Это не только примиряло дворянство и духовенство с абсолютизмом, но заставляло их энергично его поддерживать. Живя в мире с классом торговым, в союзе с землевладельческим, абсолютизм мог не бояться ничего. Всякие покушения на него беспощадно подавлялись. На этой почве создалась теория абсолютизма. Она проповедовала божественное происхождение королевской власти, приписывала ей целый ряд атрибутов, гармонировавших с презумпцией ее божественности и совершенно бесспорных, раз презумпция была допущена. Главные пункты этого учения, теоретиками которого были Боден, Боссюэт, Людовик XIV, Фильмер и др., состояли в следующем: Король правит и властвует над государством. Ему принадлежит право распоряжаться личностью подданных, у которых нет никаких, ни политических, ни гражданских прав. Королю принадлежит право собственности над имуществом церкви и мирян. Восстание против короля и неповиновение ему — не только преступление, но и грех. «Воля Божия такова,— говорил Людовик XIV,— что тот, кто рожден подданным, должен повиноваться беспрекословно». Власть короля еще потому не ограничена, что он «наместник Бога», по выражению Боссюэта. Нет ничего удивительного, если современники верили и в то, что королю передается власть исцелять больных своим прикосновением и делать некоторые другие чудеса.
Теория эта держалась, пока стоял незыблемым абсолютизм. А он мог держаться, пока были в наличности условия, его вызвавшие и поддерживавшие. Эти условия в XVIII веке начали исчезать. Одновременное покровительство торгово-промышленной деятельности и дворянскому землевладению, покоящемуся на крепостном строе, было возможно до тех пор, пока хозяйственная эволюция не привела к решительному конфликту между торговлей и промышленностью, с одной стороны, и крепостническим землевладением, с другой. Торговля и промышленность в XVIII веке сделали огромные успехи. Буржуазия стала теснить землевладельческий класс, и королевская власть должна была прийти к заключению, что, если она станет на сторону дворянства, она должна будет погибнуть. Чтобы спасти себя, чтобы отстоять свой абсолютизм, королевская власть делает третьему сословию уступки за счет землевладельцев. Это — пора так называемого просвещенного абсолютизма. Просвещенный абсолютизм — власть неограниченная и не уступающая подданным никаких политических прав, но она старается в этих рамках обеспечить подданным права гражданские и уравнять их юридическое положение наперекор сложившимся исторически сословным и корпоративным правам. Он борется с церковью и дворянскими привилегиями, создает равное для всех гражданское право, дает свободу совести, поднимает уровень народного образования. Делается это для того, чтобы ублаготворить некоторыми уступками крепнущее третье сословие за счет осужденных эволюцией двух старших сословий. „Все для народа, ничего посредством народа».