что помогает в достижении духовного благополучия
Тест по ОБЖ Здоровый образ жизни и его составляющие для 9 класса
Тест по ОБЖ Здоровый образ жизни и его составляющие для 9 класса с ответами. Тест состоит из 10 заданий с выбором ответа.
1. Виновник большинства болезней и бед человека — это
1) природа
2) общество
3) он сам
2. Какая связь между эмоциями человека и его духовным благополучием?
1) навык управления эмоциями важен для такого благополучия
2) чтобы быть духовно благополучным, нужно игнорировать свои эмоции
3) связи нет
3. Человек, ведущий здоровый образ жизни, с большой вероятностью будет благополучен
1) духовно
2) физически
3) социально
4) во всех вышеперечисленных сферах
4. Что помогает в достижении духовного благополучия?
1) стремление к совершенству, перфекционизм
2) стремление к своей цели, умение жить с собой в согласии
3) стремление к контролю за окружающими
5. Какие качества помогают человеку быть социально благополучным?
1) ответственность, исполнительность, сила воли
2) раздражительность, вспыльчивость, чрезмерная эмоциональность
3) тревожность, мнительность, педантичность
6. Как лучше всего питаться?
1) рационально
2) обильно
3) без мяса
7. Регулярные спортивные занятия не только улучшают фигуру, но и
1) повышают шансы выйти из опасной ситуации
2) снижают количество друзей
3) увеличивают количество лайков в Инстаграме
8. Где можно заниматься спортом?
1) в тренажерном зале
2) дома
3) на улице
4) во всех вышеперечисленных местах
9. На что нужно ориентироваться, составляя свой план здорового образа жизни?
1) на свои потребности и образ жизни
2) на пример друзей
3) на родителей
10. Помогают ли алкоголь и сигареты вести здоровый образ жизни?
1) да
2) нет
3) сигареты — да, а алкоголь — нет
Ответы на тест по ОБЖ Здоровый образ жизни и его составляющие для 9 класса
1-3
2-1
3-4
4-2
5-1
6-1
7-1
8-4
9-1
10-2
Благополучие
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
«Благополучие и благосостояние – вот самый яркий признак хорошей жизни, неотъемлемое условие земной радости и счастья. Изобилие и богатство возвышают дух человека и отгоняют уныние. Нужда, наоборот, гнетет несчастного, и если бедность, по пословице, пороком не является, то нищета и постоянная нужда в самом необходимом – это уже страшный порок и ужасная болезнь, от зараженного которой отвернутся все, даже самые близкие родственники». Подобным образом всегда мыслил и продолжает мыслить мир. И опровергнуть устоявшееся заблуждение о роли благополучия в земной жизни очень сложно.
Еще мыслители и мудрецы древности пытались противопоставить стремлению к земному, временному благополучию духовное совершенствование человека. Философ-стоик Сенека учит: «Благополучие похоже на нежную, но безрассудную мать, которая балует своих детей». Поэт Гораций взывает, что «полного благополучия нет». Цицерон замечает, что ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод. Все эти мудрецы – язычники Древнего Рима – до сих пор уважаемы и авторитетны. Но слова их и пример жизни не имели большой популярности: лишь немногие к ним прислушивались. Живя среди грубого распутства, вызванного пресыщением богатством и невоздержанием, мыслители скорбели о всё большей и большей деградации окружающих их людей и видели источником этого упадка благополучие. Мужественное терпение бедности и лишений, предельный аскетизм повседневной жизни – всё это ими признавалось лекарством против телесной и духовной слабости и всячески делом и словом проповедовалось. Но они осознавали, что, кроме личных усилий всех и каждого, для спасения гибнущего в похоти и разврате человечества необходима помощь свыше. Итогом же Божественного вмешательства будет новый век – то есть преображенная вечная жизнь.
В ожидании великого праздника Рождества Христова, когда в храмах уже поются чудные ирмосы «Христос раждается, славите», хочется вспомнить и слова древнеримского поэта Вергилия:
Снова великий веков возрождается ныне порядок.
Дева приходит опять и рождает в правленье Сатурна –
Снова с высоких небес посылается новое племя.
Мальчика ты сбережешь – век отступит железный;
Век золотой возвратится для целого мира.
Ожидание Нового Золотого века некоторыми древними мыслителями позволяет называть их христианами до Христа.
Но для нас важнее слов этих мудрецов слова Господа нашего Иисуса Христа, которые имеют в себе ответы на все наши вопросы.
Евангелие говорит нам о новом веке – вечной жизни – и о средствах к его стяжанию, в том числе и через благополучие и благоденствие.
В сегодняшнем Евангелии читаем, как начальствующий, то есть некий князь (у других евангелистов говорится, что он был юным), приступает ко Христу с вопросом, что надо делать для наследования вечной жизни.
Об этом начальствующем юноше нам ничего не известно, и святые отцы относятся к его личности неоднозначно. Святитель Амвросий Медиоланский видит в нем знатного иудейского законника, который хвастается своей праведностью и ждет лишь похвалы. Блаженный Иероним Стридонский считает, что этот вопрошатель – гордый и суетный совопросник, цель которого – испытать Христа и подловить Его в несоблюдении Закона и старческих преданий. Святитель Иларий Пиктавийский говорит, что это образ целого народа иудейского: получив в наследие закон Моисеев, он до того пленился и возгордился этим духовно-нравственным богатством, что все свои надежды и упования сосредоточил на нем и не желает знать, что есть несравненно более ценное сокровище – вера Христова.
«Некоторые, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – обвиняют сего юношу в том, что он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством и притом с намерением искусить Его». Сам же святитель скорее согласен назвать его сребролюбцем и начальником богатства. Феофилакт Болгарский считает юношу любостяжателем и даже его вопрос о вечной жизни связывает с желанием наслаждаться своим богатством вечно, «ибо никто так не желает долгой жизни, как человек любостяжательный». А Евфимий Зигабен пишет: «Не был этот юноша, как некоторые говорят, ни лукавым, ни льстивым человеком, иначе бы не полюбил его, посмотрев на него, Иисус, как говорит евангелист Марк. Он добрый и благочестивый человек, но терние сребролюбия заглушает почву его богатой души».
Из всего этого мы можем сделать вывод, что святые отцы не имели единого отношения к этому человеку, но все они сходятся в причине его скорби, вызванной ответом Христа: «Еще единаго не докончал еси: вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вослед мене». Многие ревностные не по уму, услышав это, скажут: «Оставим работу и труд, продадим имения, полученные деньги раздадим нищим, а сами, подобно пророку Илии, сядем у потока Харафского, а вороны будут приносить нам хлеб». Так думая в простоте сердца и недалекости ума, они не знают, что еще до пришествия Христа некоторые древние мудрецы или по особенной любви к ученым занятиям и исследованиям метафизических вопросов, или же ради стяжания людской славы поступали подобным образом. Философы Анаксагор, Демокрит, Кратес были великими бессребрениками, добровольно становились нищими, отказывались от богатства и благополучия, думали о вопросах вечности и морали, но, увы, имена их и их творения сейчас лишь для редких единиц что-либо значат.
Господь Иисус Христос говорит нам не об оставлении имений, а велит отрешиться душой от ошибочных мнений об имениях, от пристрастия к деньгам, от излишних забот о приобретении имущества. Он говорит нам не о подражании язычникам, видевшим вред в благополучии и благо в нестяжании, – он говорит о более возвышенных и совершенных добродетелях. Надо очистить свою душу от страстей и выбросить из нее всё чуждое ее назначению. Пользование внешними благами не является грехом. Господь принимает угощение раскаявшегося грешника – мытаря Закхея, тем самым одобряя пользование богатством, но заповедует дела милосердия: утолять жаждущего, насыщать алчущего, вводить в дом странника, одевать нагого. Если бы все раздали свои владения, то как можно было бы исполнить другую заповедь о делах милосердия? Не значило бы это, что Господь в одно и то же время велел подавать милостыню бедным и не подавать, питать их и не питать, быть гостеприимными и не быть? Господь, уча относительно пользования внешними благами, повелевает отрекаться в них не того, что служит к поддержанию жизни, а того, что делает дурное употребление из них, – то есть душевных недугов и страстей. Об этом надо помнить всегда и к этому стремиться, избегая ненужного многопопечения о земном, страха лишиться хорошей работы и положения в обществе, зависти и недоброжелательства к конкурентам.
Богатый юноша опечалился и потому, что слово Христа о раздаче имения сильно пошатнуло его представление о будущем веке. Иудеи верили, что в новом веке – вечной жизни – всё обновится и будет избавлено от порчи, упадка, зла, горечи, боли, страха и смерти. Возникнут новые возможности и будут новые радости. Небо и земля соединятся, Бог и Его дети заживут вместе. Юноша, зная, что Христос устанавливает давно ожидаемое Божие Царство, спасительную верховную Божию власть, испугался войти в это Царство, ему стало страшно отказаться от ценностей века старого и всецело довериться новому, подобно тому, как ныряльщику приходится оторваться от берега, чтобы прыгнуть в реку. Он не мог всерьез искать нового века, пока не отказался от атрибутов века старого. Эти атрибуты – не только закон Моисея и предания иудейских старцев, но и устоявшийся взгляд на владение землей как элемент самоопределения богоизбранного народа еврейского. Быть богатым значило быть благословенным от Бога, владение землей было исполнением закона. И вот неспособность оставить народное мнение о важности владения имением делает его неспособным к наследию вечного имения – Вечной жизни.
Братия и сестры, уже в настоящее время лучи будущего века прорываются в наш мрачный и ветхий мир. В жизни со Христом мы приобретаем новые имения, новые семьи, новые возможности, оставляя всё старое. Церковь в любую эпоху призвана быть живым воплощением будущего века. В такой лишенной эгоизма и дышащей доверием общинной жизни Церкви мы, ее составляющие части, сможем увидеть, что такое новый мир Божий, и всё больше и больше вживаться в него. В эти дни ожидания Рождества Христова исполним заповедь Божию – оторвемся на время от мирской суеты и забот о благополучии и подготовим свои души постом и молитвой ко встрече с Подателем всяческих благ.
В назидание же нам пусть будет наставление святителя Григория Паламы:
«Помни будущий век и поучайся во всех заповедях и поучениях Господних; и самого себя испытывай, не преступил ли или не оставил ты чего, и исправь себя во всём. Посещай в день воскресный храм Божий и будь на всех службах церковных; причащайся Святого Тела и Крови Христовой и начало полагай исправнейшей жизни; обновляй себя и приуготовляй к принятию будущих благ. Имея таким образом Бога в сердце своем, ты не преступишь заповеди и бремени греха на себя не возьмешь». Аминь.
Душевное благополучие
Душевное благополучие человека, связано с уверенностью в собственных силах, нормальной самооценкой, позитивным мышлением ведением здорового образа жизни, а также доброжелательностью, общительностью, эмоциональной стабильностью.
Суть благополучия в плане души
Такое благополучие является чувством принадлежности определенному обществу, его культуры. Здесь идет речь об осознании своей личностной ценности вместе с критическим отношением к себе, своей деятельности. Благополучному человеку легко в планировании каждый день и выполнении сформулированной цели жизни, управлении своими манерами и поведением в рамках принятых норм в любой даже опасной ситуации. Это творец, цельная личность, способная справиться со стрессом в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также результативно работать на благо себя и других людей.
Существуют такие составляющие:
Поэтому необходимым является умение восстанавливать душевное равновесие, что не так и сложно для адекватного человека. Нужно ознакомиться с принципами работы один раз и дальше в почти любых случаях, без исключения для чрезвычайных ситуаций, срабатывает автоматичность. При малейшем отклонении с пути счастья, успеха и гармонии, мы получаем определенный сигнал от наших эмоций. Таким образом, нам нужно контролировать и отдавать себе отчет, в каком эмоциональном настроении мы находимся, что нами движет. Для возврата в состояние равновесия следует осознать себя свободомыслящими существами, а не чужими марионетками, и перестать винить других в своих неприятностях.
Только так можно жить с полным контролем своего настроения, эмоционального баланса. А это позволит в любых ситуациях повседневной жизни быть на позитиве и:
Так жить – не значит закрывать глаза на волнующие вопросы и вещи. Разница заключается в самом отношении.
Показатели хорошего духовного здоровья
Душевным здоровьем является образ мышления, эмоции, методы коммуникации с окружением. Оно взаимосвязано с восприятием всего вокруг и себя, в том числе. Это понятие ассоциируется с благополучием. Такое здоровье дает возможность в повседневной жизни испытывать ощущения радости, находить правильные решения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Люди, обладая таким здоровьем, справятся с любой неожиданностью, обязательно найдут позитивный момент, не занимаются самообвинением и видят свое будущее в ярких красках, а не черном цвете.
Это здоровье проявляется:
Но это совершенно не значит не чувствовать грусть, горе, злость либо безысходность. Бывают разные случаи у каждого. Мы испытываем разные эмоции и чувства, включая положительные и отрицательные. Это неизбежно в повседневной жизни. Однако значение имеет то, в какой степени мы довольны собственной жизнью вообще, проявляем заботу о себе, насколько активны, социальны. Кроме того, важна наша реакция на конфликт, неудачу и даже на необдуманное высказывание в наш адрес со стороны. Поэтому аналогично физическому здоровью, мы обязаны всю свою жизнь заботиться о состоянии нашего здоровья духовного плана. Ключом для улучшения является умение преодолевать трудности и выносить дополнительное напряжение в виде стрессов, негативных мыслей и т.д. в любых ситуациях.
Какие факторы способствуют формированию личности благополучного человека?
Нашему благополучию способствует:
10 секретов благополучия в духовной жизни христианина
Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы жить благополучной и счастливой жизнью даже не в самых лучших обстоятельствах? Как любить жизнь, несмотря на всё её несовершенство?
Джой, автор этой статьи, является доктором психологии с большим опытом работы. Джой написала несколько книг, выступала на телевидении и радио. Она основала свою собственную серию передач на радио и была признана «предпринимателем года» в Далласе. Джой провела множество телеконференций и основала вебинары, которые помогают людям находить радость в разных областях их жизни. Духовные поиски настоящего источника радости привели в итоге Джой к вечной библейской мудрости.
Я верю, что полное благополучие включает в себя удовлетворение в пяти разных областях: духовной, интеллектуальной, эмоциональной, физической, а также в области отношений с другими людьми.
Мир и благодать вам от Бога Отца нашего и Господа нашего Иисуса Христа. Благословен будь Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Во Христе благословил Он нас всеми духовными благословениями в Царстве Небесном. (Ефесянам 1:2-3)
Вор приходит только для того, чтобы красть, убивать и уничтожать. Я же пришёл, чтобы имели жизнь и имели с избытком. (От Иоанна 10:10)
Если мы живем согласно Библии, тогда личное благополучие (духовная жизнь с избытком) является нашим выбором, ведь именно в Библии содержатся инструкции, помогающие его достичь. Так в чем же именно заключаются секреты благополучной жизни, описанные в Библии?
Библейские секреты благополучия в духовной жизни
Секрет первый. Вера в Бога ведет к более счастливой жизни и более позитивному мышлению. Значит человеку, желающему иметь жизнь с избытком, необходимо выбрать веру в Бога, в Его доброту, любовь и Его желание благословить людей. Человек, искренне желающий найти и познать Бога, обретает лучшую жизнь. На самом деле непоколебимая вера много молящегося человека может побудить Бога действовать в его жизни. Мы должны стараться жить по нашей вере, невзирая на все наши сомнения.
Секрет второй. Сила Иисуса приходит, когда человек полагается на Бога. Следовательно, чем больше мы подражаем Христу, тем больше мы будем ощущать Его силу в нашей жизни. Жизнь будет великим приключением, когда мы позволим Богу поднять нас над нашими ограниченными возможностями и нашей зоной комфорта. Трудности и различные вызовы призваны научить нас больше полагаться на Бога, что в результате поможет нам чувствовать себя более удовлетворенно и уверенно. Лучший способ победить нашу гордость, неуверенность и трусость — смириться перед Богом и позволить Ему управлять нашей жизнью. А когда мы полностью позволим Богу взять контроль над нашей жизнью и изменить наши сердца, Он даст нам полную жизнь с избытком, которую обещал Иисус.
Секрет третий. Сосредоточьтесь на добром и верьте в то, что Бог может научить нас чему-то ценному в любой ситуации. Позитивное поведение показывает наше доверие Богу, а истина заключается в том, что изменить то, как мы себя чувствуем, так же несложно, как и изменить то, что мы говорим сами себе. Наша цель заключается в том, чтобы заменить негативные мысли (которые очень часто являются ложью, которую мы говорим сами себе) жизнеутверждающими библейскими мыслями. В следующий раз, когда вы будете чувствовать себя грустно или подавленно, спросите себя: «Что я только что сказал сам себе?» и «Что Библия говорит об этом?» А после этого выберите более конструктивную мысль.
Секрет четвертый. Чтобы быть мотивированным, следуйте примеру Христа (Евреям 12:2) и представляйте ваши мысли, которые будут у вас, когда вы достигнете цели. Простое желание почувствовать себя лучше, избегая неудобной ситуации, не поможет нам двигаться вперед, когда наступят времена испытаний. И напротив, чувство вдохновения, удовлетворения и благодарности, которые приходят после достижения значимой цели, помогают нам, мотивируя двигаться вперед. Апостол Павел был мастером в области постановки и достижения цели; подражание ему поможет и нам сохранять мотивацию в наших жизнях.
Секрет пятый. Скажите себе: «Я уникальный и особенный, у меня особое предназначение, Бог создал меня именно таким, чтобы я исполнил Его замысел в своей жизни!» Как дети Божьи мы должны согласиться с Богом и видеть самих себя такими же, как и Он — безупречными! Многие из нас обесценивают себя, и, вместо того чтобы благодарить Бога, имеют дело с собственным неверным образом. Вера в то, что мы созданы Богом для особой цели, не должна допускать мысли о посредственном результате.
Секрет шестой. Бог прекрасно знает то, чего хочет от нашей жизни, и Он создал нас способными исполнить это предназначение. Можете ли вы понять и описать ту цель и миссию, которую Бог дал вам? Если нет, то вы легко можете разочароваться на своем духовном пути следования за Христом и тем более вам будет трудно понять цель и смысл ваших страданий. Верьте, что вы были рождены по воле Бога и для Его цели, поэтому просите Бога раскрыть вам Его уникальный замысел для вашей жизни. Подумайте о том, как весь ваш предыдущий жизненный опыт готовил вас для служения Богу и другим людям. Подумайте о том, что у вас получается лучше, чем у других людей!
Седьмой секрет. Постоянная Божья защита и забота говорят нам о том, что у нас нет никаких причин для страха и неуверенности. Бог заповедовал нам быть благодарными во всех обстоятельствах, что в итоге дает нам возможность жить наилучшей жизнью. Бог не просто говорит нам быть благодарными, но и постоянно поддерживает нас на нашем пути! Понимание того, что у нас есть личные отношения с таким невероятным Создателем, Отцом, Господом и Спасителем, является номером один среди причин нашей благодарности Ему. Бог даже трудные времена в нашей жизни использует для того, чтобы укрепить нашу веру и сделать нас сильнее!
Секрет восьмой. По мере того как мы всё больше учимся доверять Богу и Его Слову, Он помогает нам становиться всё больше похожими на Христа — более любящими, радостными, миролюбивыми, терпеливыми, добрыми, верными и мягкими. К сожалению, наши беспокойства могут лишить нас радости, так что нам потребуется библейская мудрость, чтобы вновь начать жить той жизнью, которую Бог задумал для нас. Изменение нашего фокуса — с беспокойства на Божью мудрость — поможет нам избежать плохих последствий наших страхов и беспокойств.
Секрет девятый. Библия описывает Божьи преображающие отношения с Его народом, поэтому нет ничего удивительного, что именно в ней содержится руководство для развития здоровых и счастливых отношений. Иисус показывал Свою любовь на словах и на делах, мы можем подражать Его сострадательной заботе о других лишь тогда, когда будем любить Бога всем своим сердцем и полностью посвятим себя отношениям с Богом. Раз доброта является плодом Божьего Духа, значит чем больше мы будем похожи на Христа, тем больше добра будет в наших сердцах и наших жизнях.
Секрет десятый. Иисус учил нас быть кроткими и подчиняться друг другу, а значит мы можем влиять друг на друга и находиться под влиянием других людей. Поставьте себе целью искренне интересоваться жизнями других людей и научитесь сохранять спокойствие, не обижаясь на людей. Иногда мы путаем смелость с жёсткостью, но настоящая сила находится в мягкости. На самом деле, когда в наших сердцах есть мир Божий, нам становится гораздо проще хранить мир и в наших отношениях с другими людьми. Наконец, не забывайте о «главе любви» (1 Коринфянам 13 глава) и используйте ее в качестве барометра, чтобы оценивать состояние своих отношений с другими людьми.
discoverjoyonline.com
Джой Бодзиоч
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Духовная жизнь. 55 необходимых навыков.
Духовная жизнь. 55 необходимых навыков. С вами духовный психолог Фатеева Елена.
Мой опыт осознанной духовной жизни составляет ровно 20 лет в 2021 году. Именно в 2001 году я находилась в глубочайшем кризисе своей души, на грани жизни и смерти. И только по молитве, которая была сравнима с воплем о помощи в Небо, Бог привел меня в нужную школу, где и показал мне Путь, Свет и Истину. Моя жизнь разделилась на “до” и “после”. До я жила без Бога, после – осознанно с Ним.
И с тех пор я постоянно работаю над собой, зная цели и смыслы человеческой жизни. И это мне в радость. Потому решила и с вами поделиться тем, что осознала и наработала за эти 20 лет.
Не все пришло сразу, на многое ушли годы, чтобы понять что и как делать со своей душой и телом. И были периоды застоя, непонимания, отчаяния. Приходили и уходили настоящие и ложные наставники. И все это дало опыт.
И я точно могу сказать, что независимо от обстоятельств и многочисленных ошибок, Господь всегда выводит человека опять на верную тропу Жизни, если в душе остается вера и устремление к Нему.
Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой […] Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя… (Исаия 43:1, 4а).
Поэтому то, что я пишу здесь есть живой опыт моей судьбы, а также выводы моих многочисленных наблюдений за близкими и учениками. Надеюсь, что эта статья будет полезна и вам, так как жить духовной жизнью надо осознанно, понимая к чему конкретно стоит стремиться и какими способами, чтобы прийти к единственной цели – полному воссоединению души с Богом и Царствию Небесному.
И чтобы достигнуть этой цели, надо много работать над собой, взращивая свою Личность в Боге.
В книге Иоанна Лествичника “Лествица” изложено по сути все то же самое, но понять ее бывает трудновато из-за специфики языка того времени и того, что эта книга была предназначены для монахов. Поэтому буквально перенести в нашу современность то, что там сказано не получается. А если четко не осознавать какие задачи стоят перед душой и какими методами можно их решить, то тогда к чему стремиться? Как над собой работать?
Хочу сказать еще про то, что большое количество внешне верующих людей считают, что достаточно регулярно ходить в церковь, вычитывать дисциплинированно правильные молитвы, участвовать в Таинствах, и тогда уже не надо никакой работы над собой – Божья благодать все сделает за них сама.
Но хочется спросить таких людей – почему вы ходите годами в церковь, много молитесь, а еще не святы? Почему ваши грехи лежат на поверхности, вы каетесь в них годами, произнося на Исповеди одно и то же, а ничего не меняется? Почему все святые старцы вели неустанную внутреннюю борьбу со своими пороками совершенно конкретными методами, а вы нет? Может быть стоит задуматься и что-то в своей картине мира поменять?
Такая часть людей отличается типичными разговорами. У них речь идет всегда только о вычитанных молитвах, обсуждении когда какой церковный праздник, какие службы, какие иконы куда привезли, в какой монастырь нынче есть паломничество или какое чудо где-то свершилось. Беседы о работе над собой практически никогда не ведутся. Поэтому найти с ними общий язык бывает очень сложно.
И на фоне многочисленных знаний как правильно себя вести в церкви и вычитанных духовных книг, которые мало применяются в реальной жизни, развивается еще и гордыня невероятных масштабов, когда такие люди начинают тебя поучать на каждом шагу, но именно внешнему, а не внутреннему.
Однажды священники разрешили мне после Литургии сделать в храме объявление, и я предложила прийти ко мне на живой тренинг по управлению гневом. Священство той церкви тогда не посчитало нужным объяснить прихожанам, что учиться и работать над собой непрестанно просто необходимо. Я одна призывала, как глас вопиющего в пустыне, а навстречу мне выкрикнули такую фразу: “Зачем нам ходить по тренингам, если мы участвуем в таинствах церкви?” И объяснить тем людям, что Бог ждет вашей усиленной работы над собой, чтобы вы не были иждивенцами у Него в духовном смысле слова, было невозможно.
Инфантилизм, к сожалению, процветает в современной церковной среде по причине лени и жизни без осознанности, внешней обрядовости, которая часто подменяет мистическую, реальную жизнь с Богом. Ведь это потребует напряжения всех внутренних сил, а проще заучить дисциплину церковных богослужений и ни о чем больше не думать, надеясь, что Бог исполнит за них ту работу, которую эти люди просто вынуждены совершать над собой сами.
Передовые в плане внутренней духовной жизни священники прямо взывают со всех информационных каналов: – “Люди! Не свечи, ни записки, ни паски, ни вербы, не стояние бездумное в церкви и не вычитанные молитвы главное! Работайте постоянно над собой, совершенствуйте душу с Божьей помощью!” Но их мало кто по – настоящему слышит. Люди в большинстве своем ждут волшебной таблетки от Бога, не желая себя напрягать даже ради вечной жизни в Царствии Небесном.
Пришли ко мне и остались на несколько лет в группе только те, кто уже в своих внутренних поисках были в полном тупике, и не могли найти в обычной церкви ответы на свои внутренние вопросы. А так как я сама ищу методы и иду тем же путем постоянной внутренней работы над собой, то мне легче делиться свои живым опытом и излагать на основе учений святых старцев те принципы и задачи, которые заложены Богом в наш земной Путь.
Другая крайность – это работа над собой чисто психологическими методами, не соединяя в себе воздействие Божьей благодати и усилий человека, то есть не выходя на Синергию – сотворчество Бога и человека в деле спасения души.
Многие мои знакомые психологи проходят через серьезнейшие кризисы в жизни и работе, когда они идут путем применения в личностном росте только чисто земной психологии. Так на одной из лекций психолога, который называет себя “православным” я слушала в течение часа теорию внутреннего устройства нашего сознания на основе учения З. Фрейда, который сам очень печально (самоубийством) закончил свою жизнь неверующего человека.
Хотя в учениях святых старцев можно найти глубочайшее изложение внутреннего устройства души человека. Хотя бы в книге Пестова Николая Евграфовича “Современная практика православного благочестия”, которую я очень люблю и считаю, что она должна быть настольной. Биография автора просто удивительна и эту книгу, которая вся пронизана сингуляром опыта святых отцов, берут за учебник в духовных семинариях.
И когда слушатели стали задавать вопросы данному психологу – что же нужно делать в первую очередь, чтобы себе помочь в тяжелой ситуации, то прозвучали от лектора все советы на уровне чисто земных действий: расслабиться, отвлечься и т.п. И когда я сказала, что молитва есть первое средство себе помочь, то этот психолог заявил мне, что пусть сначала ученые докажут как действует молитва, а потом он будет так считать.
Вот вам еще один пример как не надо работать над собой, потому что это исключает участие Бога и оставляет только усилия человека преобразовать свою душу, что практически невозможно. Да, человек может совершить какие – то действия у себя внутри с помощью психологии: что-то пересмотреть, что-то отпустить, облегчить и т.п. Но вырвать с корнем свои грехи, полностью очистить душу, научиться любить безусловной любовью друзей и врагов, приблизиться к святости без Бога не получится.
Не пугайтесь, что навыков, которые я изложила на основе своего опыта внутренней жизни может показаться много. Они условно поделены на духовные и психологические, но все между собой пересекаются. Духовные навыки касаются больше мировоззренческих позиций, когда человек, пришедший к вере, постепенно, с годами меняет свои ориентиры на Пути Жизни, приучая себе мыслить иначе и ставить другие цели.
А психологические навыки являются больше прикладными, то есть инструментарием, который позволит эти цели достичь работой на уровне эмоций, мыслей и действий.
И нарабатывать их надо по мере необходимости, то есть когда сама Жизнь подводит вас к тому или иному осознанию и потребности что-то в себе поменять.
Образ дуба
Держите в голове образ дуба. Он никогда не вырастет мощным за один год. Молоденькие дубки легко сломать двумя пальцами. Но взрослый дуб достигает 50 метров в высоту и 7 метров в диаметре.
Когда понятно что в себе нарабатывать для достижения поставленной цели, тогда появляются конкретные задачи, которые можно и нужно решить. Это и есть цель данной статьи. И она для тех, кто ищет, кто действительно стремиться очистить и преобразовать свою душу совместными усилиями Бога и человека на пути в Небо.
Все постепенно. И разовьете вы эти навыки также постепенно. Но не за 1 день.
«Жизнь — это громадная мастерская, в которой души готовятся на небо», — слова епископа Л. Буго.
Еще пару слов о том что такое навыки и как они формируются.
Навык — это…
Под навыком мы подразумеваем часть деятельности, способность человека автоматически повторять одно и то же действие в духовной или земной деятельности (печатать на клавиатуре, читать, писать, играть на гитаре, молиться и т.д.). Проще говоря, это то, что вы хорошо научились делать.
Таким образом, навыки – это сугубо полезные действия-автоматизмы, закрепившиеся в результате практики.
Навык — это действия, совершаемые с помощью волевого компонента: надо — делаю, не надо – не делаю.
Навыки не имеют ничего общего с талантами, то есть врожденными способностями человека.
Задатки таланта присутствуют с момента рождения у каждого человека, их нужно только развить. Навык же – это приобретение умений «с нуля». Они находятся там, где вы имеете больше всего опыта.
Навыки выполняют очень важную функцию – они делают жизнь человека проще, а деятельность эффективней в духовной и материальной сферах жизни.
Каждая личность в разной степени обладает своим набором навыков: они смешиваются, дополняют друг друга.
Нюансы формирования
Обучение навыку происходит в три этапа:
Немаловажную роль в оттачивании навыка играет личность, через которую происходит обучение. Правильно организованный процесс ускоряет формирование и закрепление алгоритма действий, приводя их к автоматизму.
Есть небольшое искушение, что в навык может превратиться в рутинное занятие, в котором уже нет чувств и радости, но это можно исправить, внося в него творчески все новые способы реализации. Например: изменять утреннее правило на другие, близкие по сердцу молитвы, читать не всю Библию подряд, а только то, к чему тянется сердце и т.д.
А вот что написано о привычках, то есть о тех же навыках в выше упомянутой мною книге Пестова Н. Е.
Глава 19. Привычки
Старец Силуан так пишет об этом:
«Жизнь свою я провел в добре и в грехах и узнал за шестьдесят лет, какую силу имеет привычка. И душа и ум могут приобрести привычку. К чему привыкнет человек, то так и делает.
Если привыкнет ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают; а если привыкнет к добру, то Бог ему в том содействует Своею благодатью.
Так, если привыкнешь постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви.
Если привыкнешь давать милостыню, быть послушным, откровенным на исповеди духовному отцу, то так и будешь всегда делать, и в этом найдешь ты покой в Боге».
Вместе с тем надо помнить, что изменения в росте духовного организма происходят постепенно и медленно, как и рост и изменения всякого организма из растительного и животного мира.
Господь Сам говорит об этой постепенности, когда сравнивает рост Царства Небесного в душе человека с медленным и постепенным ростом растения (Мк. 4, 26–32).
Как пишет прп. Исаак Сириянин:
«Если привычка потребует чего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабою. Если же однажды исполнишь ее волю, то во второй раз найдешь, что нападает она на тебя с гораздо большею силою».
Итак, в развитии своих добрых привычек и добродетелей нельзя рассчитывать на внезапность перемены, но лишь на достижение результатов после постоянных усилий при постепенности в отношении трудности поставленных перед собою задач.”
Итак, вот список тех навыков – привычек, который я для себя вывела за 20 лет и которые в себе постоянно развиваю, так как процесс нашего развития и совершенствования бесконечен, и выходит далеко за пределы земной жизни. По некоторым из них у меня есть для вас конкретные курсы или тренинги. И где вы видите ссылку, можете переходить на страницу с описанием программы (или там будет полезная статья) и в короткие сроки обучиться, так как я излагаю в своих учебных программах уже сингуляр многих лет работы над собой, что сократит для вас существенно время и силы, и поможет наработать то необходимое, к чему вас подводит Божий промысел.
Список навыков.
Духовные навыки:
Психологические навыки:
И в конце хочу привести вам слова святителя Феофана Затворника по поводу плодов постоянной и глубокой работы над собой.
Епископ Феофан утверждал, что все обетования, изображенные у пророков Ветхого Завета, исполнились во Христе и должны осуществиться в жизни христиан как ясно ощущаемая ими реальность. Для святителя было и нормальным и необходимым, что все глубоко верующие люди «испытывают отпущение грехов, в чем свидетель им облегченная совесть; испытывают обновление, в чем свидетель им сознание новой жизни, восприемлемой в купели; испытывают наитие благодати Святого Духа, в чем свидетель им ощущаемая ими нравственная сила на преодоление всякой страсти и всякого греха; испытывают всыновление, в чем свидетель им внутреннее чувство сыновства Богу, Духом возгреваемое, вследствие коего вопиют: Авва, Отче».
Добавьте в комментариях свое видение подобных навыков и поделитесь чем эта статья была вам полезна.
А если вы хотите вместо уныния и маловерия научиться самостоятельно и легче находить кратчайший и правильный путь выхода из любой скорби, страдания, сложной ситуации, через духовный анализ, осознание духовных причин, понимание Промысла Бога в отношении вас и пошагового алгоритма выхода Победителем над собой и обстоятельствами, тогда присоединяйтесь к моему онлайн тренингу «Выйти из проблем Победителем!» прямо сейчас, нажав на банер ниже