что поют при причастии текст источником
Собрание причастнов, поемых во всё лето
для малого четырехголосного смешанного хора
От составителя
Суточный круг богослужений Православной Церкви венчается Божественной литургией, во время которой совершается Таинство Святого Причащения. Таинство это включено во все употребимые чины литургии: чин литургии святого Иоанна Златоуста, чин литургии святого Василия Великого и чин литургии святого Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров).
В Служебнике, при изложении чина литургии святого Иоанна Златоуста, читаем:
Е̑гда́, же в•идитъ дi•аконъ сtщ•енника простир•ающа р’уц%, hи
прикас•ающася сtт•ому хл%бу, во bэже сотвор•ити свят•ое
вознош•енiе, возглаш•аетъ: В•онмемъ.
Сtщ•енникъ же, вознос)я сtт•ый хл%б, возглаш•аетъ: Сtтkая
сtтkымъ. Л•икъ: KЕд•инъ сtтъ, hэд•инъ гcдь,
сл•аву бtга h0tц)а, hам•инь.
KИ по•ютъ л•ицы кiнwн|къ дн)е, kил)и сtт•агw.
Киноник, за которым в русской богослужебной практике закрепилось русифицированное название «причастен», таким образом, является неотъемлемой частью любой литургии. Устав даёт четкие указания, в какой день какой причастен надлежит исполнять.
С течением времени, однако, жанр этот пришел в упадок. Пожалуй, первую попытку его возрождения и систематизации предпринял в 1998 году Е.Кустовский (см. Е. Кустовский. «Причастный Стихъ». Издательство «Живоносный Источник», Москва, 1998 г.). Его сборник содержит все указанные в Уставе тексты причастнов (кроме причастна из новейшей службы святым царственным страстотерпцам), положенные, в основном, на напевы светильнов, праздничных стихир и «иных ярких песнопений» праздников. Настоящий сборник является своеобразным дополняющим продолжением сборника Е. Кустовского. В отличие от последнего, он ориентирован главным образом на приходские храмы, музыкальная стилистика которых основана на произведениях композиторов XVII–XIX веков. Составитель надеется, что этот сборник поможет регентам, путём введения в репертуар своего хора собранных здесь причастнов, соблюсти формальную полноту и стилистическую целостность музыкальной составляющей Божественной литургии.
Слово об истории жанра
Из предисловия Е. Кустовского и Е. Манаковой к сборнику «Причастный стих»
Даже опытные регенты под словом «Причастен», «Причастное песнопение» подразумевают лишь определённый эпизод службы, во время которого можно исполнить любое песнопение, ориентируясь лишь на собственный вкус и тематическое соответствие службе.
Тем не менее, Устав довольно конкретно обозначает содержание эпизода причащения духовенства и мирян, полагая петь в это время строку Священного Писания (как правило – псалма). Это соблюдалось довольно строго в средневековых формах как греческой, так и русской литургии.
В XVIII–XIX веках «итальянская» композиторская школа включила в чин Божественной литургии своеобразную «музыкальную паузу», избрав для этого время пения причастна. Киноник утратил распев, его стали поскору пропевать на читке, а во время причащения духовенства стал исполняться свободный музыкальный «концертный номер».
После открытия Царских Врат, на причащении мирян, в том же XIX веке стало устойчивой традицией петь киноник Пасхи – «Тело Христово приимите…». Сложилась, мягко говоря, странная ситуация: на саму Пасху, когда пение причастна «Тело Христово приимите…» должно было бы, наконец, звучать на своем месте, традиция также устойчиво заменяет его на тропарь «Христос воскресе из мертвых…».
Можно было бы ожидать от церковных музыкантов рубежа веков возрождения не только величия древних распевов, но и некоторых форм совсем еще недавнего богослужения. К сожалению, этого не случилось. Обиход А. Кастальского излагает (и тем самым, как бы закрепляет) пение причастна поскору, на читке. Соловецкий и Валаамский обиходы, основанные на древних монастырских традициях, – тоже. Этому же следует и издание церковных песнопений А. Касторского.
В ХХ веке причастны публикуются в очень малом количестве нотных сборников. Знаменитый «Лондонский сборник» представил целый букет классических авторских композиций воскресного киноника «Хвалите Господа с небес.», а также будничные причастны в гармонизации М. Ковалевского. В России же композиторское творчество в жанре причастна не имеет сколько-нибудь систематического направления, не опубликовано и рассредоточено по рукописным библиотекам регентов и композиторов.
Мы, разумеется, далеки от мысли, что побороть инерцию существующей традиции можно быстро и легко. Мы, однако, надеемся, что если какому-либо регенту и придёт в голову «смелая» идея систематического пения причастна на каждой Божественной литургии – ему поможет эта публикация.
41. Совершение таинства: возбуждение к достойному предстоянию при совершении евхаристии: возгласы и ответы, предшествующие и сопровождающие евхаристическую молитву; возношение даров и освящение
После пения символа веры диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». После этого диакон уходит в алтарь. Эти слова диакона означают то, что мы будем стоять хорошо, будем стоять со страхом. Будем внимательны, чтобы спокойно в мире принести святое возношение. После этого на клиросе поют: «Милость мира, жертву хваления»; этими словами обясняют что такое «святое возношение». Святое возношение – есть хвалебная и самая приятная жертва Богу. Она есть милость ближним, принесение бескровной жертвы и прославление Бога. После этого пения священник в алтаре обращается к народу и преподает ему благословение Св. Троицы такими словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами». На это благословение клир поет: «и со духом твоим», т.е.мы желаем того же и твоей душе. После этого священник возглашает: «Горе имеем сердца». Эти слова означают то, что мы должны обратить наши сердца от земли на небо к Богу. На это молящиеся отвечают: «Имамы ко Господу», т.е. мы уже обратили свои сердца к Господу. После Этого священник произносит: «Благ одарим Господа», т.е. принесем Господу благодарственные молитвы. В ответ на это на клиросе поют:
«Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней».
Достойно и праведно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу Троице единосущной и нераздельной.
Это время возвещается звоном для того, чтобы знали те, кто не в храме, о наступлении важных минут при совершении литургии. Священник во время этого пения молится и тайно читает первую часть благодарственной евхаристической молитвы. В этой молитве он прославляет Бога и благодарит Его за сотворение нас, за Его милости и за то, что Он принимает эту нашу службу, хотя Его окружают на небе и Ему всегда служат множество ангелов постоянно:
«Победную песнь поюще, взывающе и глаголюще».
Перевод. Воспевая песнь победы, вопиюще, возглашая, взывая и говоря.
Эти последние слова молитвы священник произносит вслух. В них указывается на те четыре вида животных под образом которых пророк Изекииль видел ангелов, окружающих престол Божий, а именно орла (поюще), вола (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глоголюще). На клиросе поют ту победную песнь, которую пели на небе Серафимы:
«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».
Свят, Свят, Свят Господь сил. Небо и земля полны славы Твоей.
Слово «Саваоф» означает Владьку небесных воинств. К этой ангельской песни присоединяется та хвалебная песнь человеческая, которую пел народ при торжественном входе Господа во Иерусалим: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Осанна в вышних». Это слияние ангельской и человеческой песни происходит, во-первых, в воспоминание того, что Господь принес Себя в жертву за грехи мира и тем примирил небо и землю, ангелов и людей, во-вторых, потому, что в совершении литургии вместе с людьми участвуют и ангелы. Слово «Свят», повторенное в ангельской песни три раза, относится к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому. Во время пения серафимской песни священник тайно читает вторую часть евхаристической молитвы. В этой части молитвы после благодарения и славословия Бога священник воспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа и, указывая на хлеб, лежащий на дискосе, произносит слова Господа: «приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». На клиросе поют «аминь». Молящиеся полагают крестное знамение с малым поклоном. Затем священник, указывая на вино в чане, возглашает слова Господа: «пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». На клиросе поют «аминь». Молящиеся полагают крестное знамение с малым поклоном. Вспомянувши Тайную Вечерю Господа, священник в молитве воспоминает также
диакон берет крестообразно в правую руку дискос с лежащим на нем хлебом, а в левую – чашу с вином, поднимает их над престолом и приносит жертву Богу со словами священника: «Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся». Эти слова священника имеют такой смысл:
Твои дары Твоими рабами Тебе приносятся за грехи всех людей и в благодарность за все Твои милости.
На клиросе оканчивают возглас священника пением духовной песни: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим Господи и молимтися Боже наш». Во время пения этой песни священник читает третью часть евхаристической молитвы; три раза молит Бога о ниспослании Св. Духа на себя, на предстоящих людей и на поставленные на престоле дары. После пения «Тебе поем. » молящиеся полагают крестное знамение сопровождая его земным поклоном. После молитвы священник благословляет хлеб на дискосе и тихо произносит: «И сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего»; также благословляет вино в чаше и произносит: «а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего» и, наконец, благословляя их вместе произносит: «приложив Духом Твоим Святым». Этот самый главный и святейший момент литургии. В эту минуту совершается великое таинственное пресуществление Святых Даров. В эту минуту силою Святого Духа хлеб невидимо пресуществляется в Тело Христово, а вино в Кровь Христову. После этого священник кланяется перед Святыми Дарами земным поклоном и молится о том, чтобы Св. Дары причащающимся послужили для прощения грехов и для получения царства небесного.
Для беседы с учащимися: Что возглашает диакон после пения символа веры? Что означают эти слова? Когда диакон уходит в алтарь? Что называется «Святое возношение»? Какими словами священник преподает благословение Святой Троицы? Что означает ответь клира на благословение священника? Что означают возгласы и пение слов: «Горе имеем сердца» и «Имамы ко Господу»? Когда бывает звон при совершении литургии верных? Что означает этот звон? За что священник благодарить Господа в тайной молитве? Какие слова молитвы священник произносит вслух? Какую победную песнь поют на небе серафимы? Какая человеческая песнь присоединяется к серафимской? Что значить слово «Саваоф»? Какие слова произносит священник при воспоминании тайной вечери? Какие слова произносит священник при поднятии дискоса и чаши? Что означают эти слова? О чем священник молится во время пения «Тебе поем»? Какие произносятся слова при благословении вина и хлеба? Что совершается во время благословения?
Источник: Издание «Сотрудник школ» А. К. Залесской. Москва, 1917 г.
Подготовка к Таинствам
Для Готовящихся к таинствам:
— Крещения
— Венчания
— Исповеди
— Святого Причащения
ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ (Евхаристия).
Причащение (Евхаристия – «благодарение» греч.)
– ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО – ГЛАВНОЕ ТАИНСТВО ЦЕРКВИ (всего 7 Таинств), в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов его и в жизнь вечную. Православные христиане в Таинстве Причастия соединяются со Христом (становятся причастными Его Жизни). Христос прибывает в нас, а мы во Христе. Величайшее чудо святого Причастия совершается во время Божественной Литургии. Во время службы Господь непосредственно присутствует в храме и Пречистым Своим Телом и Святою Своею Кровию питает верующих, опаляя все грехи и даруя Свою благодать и защиту от зла всем, с верой к Нему приходящим.
В ЧАШЕ ПОД ВИДОМ ХЛЕБА (АГНЦА) И ВИНА (РАЗБАВЛЕННОГО ВОДОЙ) НАХОДЯТСЯ
СВЯТЫЕ ДАРЫ – ЭТО ТЕЛО И КРОВЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
Вино и вода: (КРОВЬ ХРИСТА)
Господь наш Иисус Христос говорил: «Примите и пейте из нее все: ибо это и есть Чаша Крови Моей Нового Завета за вас изливаемая во оставление грехов. Совершайте это в память обо мне» (Евангелие от Матфея, 26 глава, 26-28 стих)
ОПИСАНИЕ ТАИНСТВА ПРИЧАЩЕНИЯ (преподания Святых Даров):
• После открытия Царских врат священник и диакон с Чашей выходят на амвон и произносят слова:
«Со страхом Божиим и верою приступите» в этот момент все верующие делают земной поклон
• Первыми причащаются священнослужители, затем монахи, дети, мужчины, а потом все остальные. Торопиться не надо, лучше уступить дорогу ближним
• Священник причащает верующих, произнося молитву, а хор тем временем поет: «Тело Христово примите – Источника Бессмертного вкусите»
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ?
o Когда открылись Царские врата надо перекреститься, сделать земной поклон и чтобы не задеть Чашу сложить руки крестообразно на груди, так чтобы правая была сверху. Не разнимая рук нужно причаститься, а потом не торопясь отойти ко столику с запивкой.
o Подойдя к Священнику нужно произнести свое имя (которое нарекли в Святом Крещении)
o Затем Священник лжицей из чаши подает причастнику СВЯТЫЕ ДАРЫ. В это время он произносит молитву: «Причащается раб Божий __(ИМЯ ПРИЧАСТНИКА)___ во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Аминь»
o Затем диакон отирает уста причастника особым красный платом
o После чего нужно поцеловать нижний край Чаши. Трогать Чашу руками и целовать руку священника не надо
o После чего, не торопясь пройти к столику с запивкой, где надо съесть антидор (кусочек просфоры) и запить теплотой (церковное вино с водой или просто теплой водой). И только после этого можно прикладываться к иконам, разговаривать
o Когда священник выходит с Крестом в завершении Литургии, верующие прикладываются ко Кресту
o После Причастия надо обязательно прочесть Благодарственные молитвы по Святому Причащению (в храме или дома – эти молитвы есть в каждом православном молитвослове)
ПРИМЕЧАНИЕ
o Если Святые Дары подают из разных Чаш, то принимать Их можно только из одной
o Тяжело больных людей священник может причастить в больнице или посетить их дома
o Можно причаститься в осуждение (т.е. совершить большой грех, сделав себе еще хуже ) – это значит приступить к Таинству Евхаристии, находясь в смертном грехе (блуд, убийство, воровство, аборты и т.д) Перед Причастием нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО принести покаяние на Исповеди во всех своих грехах и только потом подходить к Чаше. Таинство Исповеди совершается до Таинства Причастия.
Конечно, Причастия не достоин не один человек на земле, сколько бы он не постился и не молился, так как это Великое Таинство, но Господь даровал его всем людям по своей милости и великой любви к нам!
НО ВСЕ ТАКИ К ПРИЧАСТИЮ НУЖНО ПОСТАРАТЬСЯ ДОСТОЙНО ПОДГОТОВИТЬСЯ –
это значит поговеть (сюда входит ПОСТ, ЧТЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ МОЛИТВ, ИСПОВЕДЬ):
1. ПОСТ:
Во время поста можно есть продукты только растительного происхождения и в умеренном количестве. Необходимо исключить продукты животного происхождения – мясо, яйца и молочные продукты.
Желательно выдержать 7мидневный, но можно и 3 дня (3 дня готовимся, на 4ый причащаемся)
P.S. Практика подготовки к Причастию для каждого человека различна. И перед тем, как причащаться (особенно если причащаетесь впервые) лучше побеседовать со священником. Батюшка подскажет Вам, как подготовиться к Таинству.
2. Также необходимо прочитать МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО:
(Есть в каждом Православном Молитвослове)
3 канона:
1. Покаянный Господу Иисусу Христу
2. Молебный ко Пресвятой Богородице
3. Ангелу-Хранителю
(Акафист Иисусу Христу (прочитать по возможности и желанию)
И САМОЕ ГЛАВНОЕ:
5. ПОСЛЕДОВАНИЕ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ (прочитать обязательно!)
Вечерние и утренние молитвы (есть в каждом Молитвослове, читаются по обычаю)
и сразу после причащения:
1. Благодарственная молитва (тоже есть в каждом Молитвослове)
1. ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОВЕДОВАТЬСЯ. К Таинству Исповеди нет никакой особой подготовки (не надо поститься, молиться и т.п.). Главное – вспомнить все свои грехи и искренне каяться в них, чтобы больше не повторять их. Псалом 50: «…Жертва Богу – дух сокрушен…» (Раскаяние в своих собственных грехах – это самое главное, что мы можем сделать для Бога). Даже если прошла общая исповедь, постарайтесь подойти и исповедоваться у батюшки лично! Кто-то исповедуется вслух, кто-то записывает грехи на листе бумаге – это не имеет принципиального значения. Главное – это наше истинное раскаяние в соделанном и стремление больше не совершать подобного. Исповедоваться можно постоянно, вне зависимости от того, собираетесь Вы причащаться или нет. Священник после Вашей исповеди читает разрешительную молитву. Если Вы хотите причаститься, нужно спросить у батюшки благословение, чтобы он помолился и допустил Вас до Причастия.
3. Крестик обязательно должен быть на груди (его вообще никогда не надо снимать, ведь он защищает нас от зла).
4. С полуночи нельзя есть и пить!
5. Нехорошо опаздывать к началу Исповеди. Ведь перед Таинством исповеди священник читает общую молитву для всех верующих. Надо обязательно присутствовать на всей Божественной Литургии (т.е. быть в храме до конца службы и в самом ее завершении все верующие прикладываются ко кресту, который выносит батюшка).
В день Причащения можно вкушать любую пищу (если это не день строгого поста). Необходимо хранить душу от соблазнов, празднословия, пересудов, увеселительных развлечений и т.п. Лучшее дело – чтение Священного Писания (Библии), духовной литературы, но особенно Святого Евангелия и Псалтири и духовная беседа.
После Причащения да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе принятого Христа!
Не откладывайте Причастия. Причащаться необходимо как можно чаще,
но подходить к этому Таинству стоит с благоговением и твердой верой.
Что поют при причастии текст источником
Во время причащения необходимо петь причастный стих (киноник). Причем кинониками являются все тексты после «Единъ Святъ», заканчивающиеся пением «Аллилуія» перед «Видехомъ свѣтъ истинныи». Таким образом причащение священнослужителей и мирян является единым целым, одной частью литургии, а не двумя, и никаких «евхаристических пауз» не возникает.
Надо сказать, что ежедневное пение во время причащения мирян пасхального причастна «Тѣло Христово», судя по всему, относительно недавнее нововведение. То есть по логике во время причащения и священнослужителей, и мирян поется один причастен, заканчивающийся пением «Аллилуія». В любом случае «Аллилуія» надо петь после того, как все причастятся. Практика пения «Аллилуія» после причастна, перед причащением мирян допустима, когда из мирян никто не причащается. Но, например, в одном нашем храме священник даже и в этом случае показывает Чашу народу, возглашая «Со страхомъ Божіимъ», тогда мы поем «Благословенъ Грядыи» (причастен Входа Господня, тоже неизвестно как сюда попал) и «Аллилуія».
Конечно, бесчинием является совершение исповеди единственным священником после Отче нашъ. Священник не имеет права отлучаться от Престола со Святыми Дарами на нем. Священноначалие постоянно указывает, что необходимо вести разъяснительную работу с прихожанами и находить более подходящее время для исповеди. Нелепо, когда «евхаристическая пауза» длится несколько часов, дольше, чем сама служба. При этом народ изнывает, дети кричат, чтецы и певцы изнемогают, а священники принимают исповедь в поте лица.
Чтение в рассматриваемое время последования ко причащению, вероятно, допустимо, но как-то странно, ведь предполагается, что все причастники подготовились заранее. Пение стихир, тропарей и прочих песнопений дня или просто избранных уже представляет собой именно концерт. Задача концерта не подготовить к причащению, не расположить к молитве, а развлечь. Пение колядок, псальм (не путать с псалмами) и других мирских песен, а также неканоничных текстов (вроде Αγνη Παρθενε) в православном храме неуместно. По недоразумению некоторые приходы переняли этот обычай от католиков и протестантов, для которых давно уже храм превратился в концертный зал.
Таинство причащения (Евхаристия)
Самое главное из семи церковных Таинств, которому другие Таинства служат подготовкой. А также весь ежедневный церковный круг служб подводит к самому главному – Евхаристии.
Что такое Евхаристия
В переводе с греческого это слово значит – благодарение. Вечерня, часы, утреня служат подготовкой к Божественной Литургии , на которой совершается самое главное и великое Таинство – Евхаристия.
Евхаристический канон бывает в середине литургии. Во время него совершается претворение просфоры и вина в Тело и Кровь Христа. Это Таинство, перед которым благоговеют даже ангелы.
Господь дал нам это Таинство во спасение душ и телес. Его Он даровал во время Своей земной жизни, а именно, на Тайной вечери. Это – последняя трапеза, на которой находились Христос и ученики. Именно тогда Христос, преломив хлеб, произнес странные для всех слова: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». А затем, подняв кувшин с вином, сказал: «Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя, еже за вы изливаемая».
Этим Он положил начало новому и важному Таинству – Евхаристии (претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа). Ничего не поняли тогда апостолы, но только после крестной смерти Христа стало понятно многое.
Немного истории
Первые христиане поняли, что Евхаристия – основа всей службы, и поэтому совершали ее постоянно. Конечно, выглядело это все иначе, чем сейчас. Первая христианская служба называлась «агапа», что значит в переводе – вечеря любви.
На ней читалось и толковалось Священное Писание, пелись ветхозаветные гимны. Древние христиане отлагали специальный хлеб для Пресвятой Богородицы, который назвался «Панагией».
Позже появились чины служб, записанных святыми:
Эти чинопоследования существуют и до сей поры в современной православной Церкви. Позже в Византии произошло разделение агапы, которые превратились в благотворительные трапезы для бедных, от самой Евхаристии. Многие гимны превратились в тайные молитвы. Появились великие и малые входы. Раньше агапы служились по вечерам, а литургии стали служиться по утрам.
Затем перестали выводить из храма оглашенных и кающихся. Появилось разграничение алтаря от основной части храма. Так появился иконостас. Для причащения мирян стали использовать лжицу.
Были написаны многие современные песнопения:
Потом появились другие службы суточного круга: вечерня, утреня и т.д.
Для чего нужна Евхаристия
Причастие Святых Христовых Таин – это великое Таинство, благодаря которому человек может соединиться с Самим Христом. После того, как хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, прихожане могут приступить к Святой Чаше. Таким образом, Христос входит в сердце человека, освящая его душу и тело и делая его достойным Царствия Небесного.
Надо понимать, что Евхаристия – не воспоминание претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа на Тайной вечери, а настоящее действие, Христос действительно входит в Чашу на каждой литургии. Он мог бы создать Себе любое Тело, но, поскольку мы по немощи можем принять только съедобную пищу, то Он выбрал продукты, наиболее похожие на Тело и Кровь.
При причащении мирян священник произносит такие слова: «причащается раб Божий (раба Божия) во оставление грехов и жизнь вечную». Это означает, что человеку прощаются грехи на причастии, и он становится достоин вечной жизни.
Хор поет во время причастия: «Тело Христово примите, Источника Бессмертного вкусите». Это означает, что принимая Тело Христово, мы делаем свою душу бессмертной. В Евангелии есть слова Христа, что кто не ест Тело Христа и не пьет Его кровь, не может быть достойным Царствия Небесного.
В молитве ко Причастию говорится, что человек причащается во исцеление души и тела. Т.е. Святое Причастие оздоровляет не только душу, но и тело. Были случаи, когда люди выздоравливали после этого Таинства.
Как готовиться ко Святому Причастию
Для того чтобы достойно принять Христа в свое сердце, надо тщательно подготовиться к этому Таинству. Апостол Павел в посланиях предупреждает, что те, кто причащаются недостойно, становятся немощными и даже иногда умирают. Поэтому он советует подходить к Таинству осознанно, без суеты, не стремясь подойти первыми.
Святые отцы создали чин подготовки ко Причастию. Оно так и называется «Правило ко Святому Причастию» и находится в каждом православном молитвослове.
Духовные стихи написаны святыми отцами и введены в чин для лучшего осознания цели Таинства. В них говорится, что Причастие есть Огонь, опаляющий недостойные, что перед тем, как приступить к Таинству, надо примириться с обидчиками. Об этом написано и в Евангелии, что перед тем, как идти к царю, надо примириться с соперником. Также есть евангельская притча о должнике, который не простил друга своего, и царь, простивший ему долг, узнав об этом, посадил его в темницу. Если Господь прощает нам множество грехов, то мы тем более должны простить меньших прегрешений своему брату.
Главные условия подготовки
Итак, первое условие подготовки к Святому причастию – это прощение обид. Желательно попросить у всех прощения, примириться со всеми. Если это сделать невозможно (человек уехал далеко или его уже нет в живых), то хотя бы мысленно простить его.
Нельзя приступать к Таинству причастия с обидой и злобой в сердце на кого-то. Можно причаститься в суд и осуждение, если приступить с неготовым или холодным сердцем. Христос недолго пробудет в таком сердце, и просто выйдет из него. А может быть и болезнь, по словам апостола. Важно помнить, что Тело Христово – это Огонь «опаляющий недостойных».
Перед Причастием желательно поститься неделю. Если не получается, то хотя бы три дня. Если человек серьезно болен, то можно поститься один день. Так написано в требнике.
Иногда человек находится на грани жизни и смерти, тогда его причащают и после еды, без поста.
Как совершается Таинство Евхаристии
Во время Божественной Литургии после пения Символа веры начинается Евхаристический канон. Начинается он со слов Архангела Михаила, которые он произнес до начала сотворения мира, чтобы остановить падение ангелов («Станем добре, станем со страхом»). Потом следует благословение священника и благодарение Бога за все. Дальше поются ангельские слова («Свят, Свят, Свят Господь Саваоф») и слова Христа на Тайной вечери. И во время пения «Тебе поем» совершается самое главное — осуществляется претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.
Евхаристический канон завершается прославлением Божией Матери. Потом причащаются священнослужители в алтаре, затем миряне.
Когда выносится Чаша, священник читает молитву перед Причастием. Затем прихожане, прошедшие исповедь , подходят к Чаше без суеты, не толкаясь по очереди, сложив руки на груди. Перед Чашей нельзя совершать крестное знамение , чтобы не опрокинуть случайно Чашу. Подойдя к Чаше, надо громко назвать свое имя и широко открыть рот. Потом поцеловать нижний край Чаши, словно ребро Самого Христа.
Как вести себя после Причастия
Причастившись, надо молча отойти к столику, где находится запивка, взять кусочек просфоры и запить. Потом отойти, чтобы не мешать другим запивать. После причастия нельзя сразу уходить, надо дождаться конца литургии, подойти ко кресту, выслушать благодарственные молитвы.
В молитвослове написано, что в день причастия надо хранить себя в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы сохранить принятого Христа. Лучше после причастия молчать, иначе можно потерять Благодать. Также надо воздерживаться от грехов, хотя бы в этот день.
Как часто надо причащаться
Древние христиане причащались на каждой литургии. Но занятому современному человеку трудно соблюдать это. Частоту приступания к Чаше должен определять духовник. Для кого-то раз в пост достаточно, а кто-то причащается чаще. Православный человек должен причащаться обязательно в каждый пост. А преподобный Серафим Саровский советовал причащаться раз в месяц. Священники причащаются за каждой литургией. У каждого есть своя мера.
прот. Андрей Ткачёв о том, что нам даёт Таинство Причащения