что представляет собой идеал благородного рыцарства
Какими были рыцарские идеалы
Какими были рыцарские идеалы
Рыцарь прежде всего должен быть христианином. Нельзя было стать рыцарем, не получив святого крещения.
«Это времена горячей веры, — писал один из просвещенных современников, — когда у людей нет сомнений. Они представляют себе вселенную обширным театром, где разыгрывается бесконечная драма, полная слез и радостей, действующие лица которой рассеяны между небом, землей и адом; драма, развязка которой предопределена, действиями которой управляет сам Бог, но которая в каждой сцене представляет большие и разнообразные сплетения. Божественные личности, ангелы и святые присоединяются ежеминутно к человечеству, чтобы направлять его, в то время как сатана и его темные легионы соблазняют и смущают его без конца. Человек, влекомый небесной милостью и адскими соблазнами в две противоположные стороны, свободен волей и господин своей судьбы. Он имеет земную жизнь для выбора между двумя влечениями и, смотря по тому, уступает ли он первому или второму, его душа отлетает по смерти тела в места счастливые, где царит вечная радость, или низвергается в бездны — убежище отчаяния».
Величайшим несчастьем человека по этим представлениям был грех; надо было или избежать его, или очиститься от него. Но вместе с тем считалось, что нет непростительных грехов, нет злодеяний, которых не могло бы искупить искреннее раскаяние и богоугодные поступки.
Рыцарь должен быть не только христианином, но и бойцом за христианскую Церковь. Ему предписывалось охранять и защищать ее. В одной из французских баллад об этом говорится прямо: «Мы — клирики, — молвит служитель Церкви, архиепископ, — и наш долг служить Богу, которому мы молимся за наших друзей. А вы, рыцари, не забывайте, что Бог создал вас для защиты Церкви».
Защищая Церковь, рыцарь был обязан оказывать помощь и всем тем, кто находился под ее покровительством — вдовам, сиротам, слабым. И надо сказать, находятся, особенно в литературных памятниках, замечательные примеры тому, как рыцари следовали этому закону. Вот лишь один из них.
Чувствуя приближение смерти, Карл Великий завещал своему сыну не отнимать у сирот их ленов, а у вдов их последних денег. Однако его сын, король Людовик, быстро забыл заветы отца и предложил графу Гильому во владение лен одного из своих вассалов, погибшего маркиза Беранже.
Но Гильом, зная, что у маркиза остался сын, пришел в бешенство от гнева. В присутствии всех вассалов, он отчитал своего короля: «Благородные рыцари, слушайте меня! Смотрите, как Людовик, наш законный сеньор, вознаграждает своих лучших слуг. Во время битвы с сарацинами, турками и славянами король был сбит с коня. Маркиз Беранже помчался к нему, опустив поводья, с блестящим мечом в руке. Им он прорубил просеку вокруг короля, словно кабан между собак. Потом соскочил с коня, чтобы помочь своему сеньору. Он держал ему стремя. А король сел в седло и умчался, как трусливый пес. Маркиз же Беранже остался, и мы видели, как его убили и разрубили на куски. Мы же, увы, не могли придти к нему на помощь.
Он оставил после себя наследника, которому имя — малютка Беранже. Чтобы предать этого ребенка, надо быть, клянусь Богом, хуже труса и изменника. Если кто осмелится взять землю малютки Беранже, тот вот этот самый меч снесет ему голову».
На подобных балладах и формировалась нравственность будущего рыцаря. Кстати, можно по этой балладе судить и о том, как мало считались на заре рыцарства феодалы со своими королями.
Рыцари должны были служить защитниками права и добра против зла. В борьбе с врагами рыцаря воодушевляла любовь к родине, к которой он был крепко привязан. Свою страну рыцарь считал лучшей страной на свете.
Вот как трогательно прощается тот же литературный герой, граф Гильом, со своей страной Францией, надолго ее покидая: «Он обернулся в сторону милой Франции, и ветер оттуда пахнул ему в лицо; он открыл свою грудь, чтобы дать воздуху больше доступа. Встав против ветра, он опустился на колени: „О, нежное дыхание, веющее из Франции. В ней все те, кого я люблю. Я вручаю тебя в десницу Господа, потому что я сам не надеюсь тебя видеть более“. Из его прекрасных глаз полились слезы. Они льются ручьями по его лицу и обильно смачивают одежду».
Рыцари, защитники Церкви и слабых, должны были служить примерами мужества и проявлять это мужество особенно в борьбе с неверными. Физическим же идеалом рыцаря был сильный и смелый воин, который «одним ударом меча разрубает воина на коне и в доспехах от макушки до низу вместе с лошадью», который «без труда за раз разгибает четыре подковы», «поднимает до головы рыцаря в доспехах, который стоит на его руке», и наконец. съедает за обедом четверть барана или целого гуся.
Рыцарь дорожит своим именем: «Лучше умереть, чем быть названным трусом». Для рыцаря честь дороже жизни.
«По-рыцарски» надлежало обходиться и с побежденным противником, равным по рангу. Рыцарь должен был обращаться со своим пленником, как с самым почетным гостем, даже если тот был ему смертельным врагом. Пленники, как правило, предлагали за свое освобождение выкуп, а так же дорогие доспехи и боевого коня. Рыцарь не мог напасть на другого рыцаря без объявления войны.
Рыцари должны были быть беззаветно преданы своему сеньору, сохранять нерушимой клятву вассальной верности. Рыцарь должен был быть верен своему слову. Давая какое-нибудь обещание, он клялся Богом, «который никогда не лжет». И наконец рыцари должны были быть, согласно своему кодексу, щедры.
Читайте также
Когда и в связи с чем были запрещены рыцарские турниры?
Какими были первые оперные театры?
Какими были первые оперные театры? Долгое время опера была доступна лишь особам царских кровей. Она была их любимым развлечением и главным украшением королевских праздников. В 1637 году в Италии произошло событие, навсегда вошедшее в историю музыкальной культуры: в этом
Какими были древние книги?
Какими были древние книги? Книги появились очень давно, но вот привычный нам вид они приобрели далеко не сразу. Как же выглядели древние книги?Бумагу изобрели в Китае более 2 тысяч лет назад. Рецепт ее обработки китайцы держали в секрете не век и не два. Но в том-то и дело,
Какими были неандертальцы?
Какими были неандертальцы? Чтобы понять, как происходило развитие человека, ученые тщательно изучают все, что осталось от первобытных людей: скелеты, орудия труда и охоты, посуду и т. д.В 1856 году в известняковой пещере, расположенной в долине реки Неандер в Германии, были
Какими были кроманьонцы?
Какими были кроманьонцы? Кроманьонцев так назвали потому, что останки этих пещерных жителей были найдены в местечке Кро-Маньон на юге Франции. Также интересен тот факт, что специалисты, изучавшие скелеты этих пещерных жителей, обнаружили, что это были достаточно
Какими были первые небоскребы?
Какими были первые небоскребы? Повсюду в наши дни, там где есть большие города, существуют высотные здания, которые можно было бы назвать небоскребами. Нет причины употреблять это слово для обозначения всех больших зданий, это название дается только очень высоким домам и
Какими в нашем представлении были настоящие рыцари
Какими в нашем представлении были настоящие рыцари О многом шла уже речь в книге о рыцарстве и рыцарских временах — о традициях и вооружении, о гербах, геральдике, турнирах, о неприступных замках, знаменитых сражениях и рыцарских орденах. Прошли по страницам и десятки
Какими были древние лошади?
Какими были древние лошади? Как и другие животные, современные лошади очень сильно отличаются от своих далеких предков. Во многих местах земного шара находят окаменелые останки тех древних животных, которые, как полагают ученые, являются предками лошадей.Сейчас
Какими были первые небоскребы?
Какими были первые небоскребы? Повсюду в мире в наши дни, где есть большие города, существуют высотные здания, которые можно было бы назвать небоскребами. Нет причины употреблять это слово для обозначения всех больших зданий. Это просто название, даваемое очень высоким
Какими были первые средства передвижения?
Какими были первые средства передвижения? Если вы попадаете на необитаемый остров и вам нужно перетащить что-то с одного места на другое, что вы намерены делать? Тащить! В древние века человеческие мышцы были единственным средством перемещения. Человек сам был своим
Какими были рыцарские идеалы
Какими были рыцарские идеалы Рыцарь прежде всего должен быть христианином. Нельзя было стать рыцарем, не получив святого крещения. «Это времена горячей веры, — писал один из просвещенных современников, — когда у людей нет сомнений. Они представляют себе вселенную
Какими в нашем представлении были настоящие рыцари
Какими в нашем представлении были настоящие рыцари О многом шла уже речь в книге о рыцарстве и рыцарских временах — о традициях и вооружении, о гербах, геральдике, турнирах, о неприступных замках, знаменитых сражениях и рыцарских орденах. Прошли по страницам и десятки
Какими были первые рыбы?
Какими были первые рыбы? 500 000 000 лет назад рыб вообще не было. Залежи каменного угля доказывают, что первые рыбы появились в ордовикский период, который начался примерно 460 000 000 лет назад. Но до сих пор неясно: первые рыбы появились в пресной или в соленой воде. В следующем
Какими были последние слова Ричарда III?
Какими были последние слова Ричарда III? «Коня, коня, полцарства за коня!»[93] – одна из самых цитируемых фраз в английской литературе. Вот только слов этих Ричард III никогда не произносил. Его последние слова – часть того немногого, что нам известно из официальных источников
Боже, какими мы были наивными!
Боже, какими мы были наивными! Слова из романса, написанного композитором Вениамином Баснером на стихи поэта Михаила Львовича Матусовского (1915—1990). Эта строка стала популярной после того, как романс прозвучал в телефильме «Дни Турбиных», снятом по роману М. А. Булгакова
Какими были последние слова Иисуса Христа в его земной жизни?
Какими были последние слова Иисуса Христа в его земной жизни? Даже в столь важном вопросе евангелисты противоречат друг другу. Марк (автор самого раннего из Евангелий, 15:34) и Матфей (27:46) говорят, что последними словами Иисуса на кресте были: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты
§ 8. 2 Идеал благородного рыцарства
§ 8. 2 Идеал благородного рыцарства
Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой,– писал А. С. Пушкин о рыцаре, ставшем идеалом Человека в средние века.
Время расцвета рыцарства – XII-XIV века. Звание рыцаря – это почётный титул благородного воина, строго следующего кодексу чести, согласно которому он должен защищать своё Отечество, проявлять бесстрашие в сражениях, быть верным своему сеньору (хозяину), оберегать слабых: женщин, вдов и сирот. Рыцарский кодекс чести гласил: «Будь верен Богу, государю и подруге, будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи слабым и беззащитным, подавай милостыню». Доблестный рыцарь строго следовал этому кодексу, берег собственное имущество, не совершал бесчестных поступков, овладевал умением держать себя в обществе дамы сердца, никогда не позволял унижать себя.
Настоящие сражения, которые в эти времена велись почти постоянно, были крайне ожесточенными, хотя и не всегда кровопролитными. Это объяснялось тем, что рыцарь был очень хорошо защищен. Известно, например, что в одной из крупнейших битв участвовало 900 рыцарей, а в результате было убито всего трое, в плен взято 140 человек.
Мужественные деяния рыцарей прославлены благодаря известным произведениям литературы. Особенно популярной была «Песнь о Роланде» (XIIв. ), исполняемая бродячими певцами-менестрелями на площадях городов во время шумных народных празднеств и при дворе короля. Не раз вдохновляла она воинов перед битвой.
Главный герой, могучий и храбрый рыцарь Роланд, племянник французского короля Карла Великого, отважно защищает «милую», «нежную» Францию:
Пускай не скажет обо мне никто,
Что от испуга позабыл я долг.
Не посрамлю я никогда свой род.
Неверным мы дадим великий бой.
Так говорит Роланд, полный решимости сражаться до конца. Его отряд окружён неприятелем во много раз превышающим по численности его войска. Враги подступают, в бою Роланд получают тяжёлую рану, но продолжает сражаться.
Роланд приносит клятву Карлу Великому.
Рисунок из старой рукописи
Не знает страха ни один француз, Скорблю о милой Франции я сердцем:
Вассал сеньору служит своему.
Он терпит зимний холод и жару,
В последний момент он трубит в рог и подаёт знак Карлу, предупреждая его об опасности. Герой погибает, как и подобает доблестному рыцарю. Он пытается разбить свой меч, чтобы он не достался врагу. Роланд умирает, положив меч и рог себе на грудь, обратив лицо к Испании, откуда пришёл враг.
Холодный пот струится по челу. Чтоб было видно Карлу-королю,
Идет он под тенистую сосну, Когда он с войском будет снова тут,
Свой меч и рог кладет себе на грудь. Что граф погиб, но победил в бою.
Задания для самостоятельной работы
1. Что представлял собой идеал благородного рыцарства? Какие качества рыцарей отражены в кодексе чести? Что вам известно о рыцарских турнирах и об участии рыцарей в военных сражениях?
2. Какое воплощение нашел идеал рыцарей во французском народном эпосе – «Песнь о Роланде»? В чем заключается подвиг Роланда?
О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область
Презентация по искусству на тему «Идеал благородного рыцарства» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Идеал благородного рыцарства 8 класс Искусство Иванова В.В
Посвящение в рыцари расценивалось как королевская награда за государственную службу. В средние века в Европе братства рыцарей делились на религиозные и светские. К первому классу можно отнести рыцарей, принявших религиозный обет. Второй класс возник из рыцарей, бывших на королевской службе или служивших высокой знати. Рыцарство происходит из средневековой Франции и Испании, распространившись впоследствии на всю Европу, достигло наибольшего расцвета в 12-13 веках. Рыцарство можно также рассматривать как кодекс поведения и чести, которого придерживались средневековые рыцари. Принципиальными декларируемыми ценностями рыцарства были: вера, честь, доблесть, благородство, целомудрие и верность.
Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс». Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство давалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то есть до 21-го года. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой. Обряд посвящения- акколада
Рыцарский турнир – это военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров — Франция. Изначально турниры зародились как способ в мирное время обучаться военным искусствам, а также для того чтобы опытные участники могли показать свою доблесть. Рыцарский турнир
«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей. Турниры обычно устраивались королём, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Рыцарский турнир
Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Рыцарский турнир
Геро́льд— глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Герольд был также судьёй на турнире : подавал знак к началу турнира, мог остановить слишком ожесточённый бой. Герольд ведал составлением гербов и родословий. Герольд
Участники турнира — рыцари и оруженосцы — старались одеться для турнира как можно ярче и красивее. Так же точно — в наимоднейшую одежду — одевались и зрители. Таким образом, турнир был не только демонстрацией рыцарской доблести, но и своеобразным показом последней моды в одежде, доспехах и оружии. Рыцарский турнир
Для рыцаря было несколько важных вещей — это вера, честь, дама сердца. Верность Господу для такого воина всегда на первом месте, молитвы — неотъемлемая часть его жизни. Честь заключалась в соблюдении присяги и морального кодекса. Никто не имел права опорочить честь рыцаря без последствий. Воин должен был отстоять свою честь и мог вызвать соперника на поединок. Рыцарские добродетели
Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, воплощением божества. В кодексе рыцарской любви центральное место занимали ратные подвиги в честь «прекрасной дамы» и ее прославление. Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утонченным. Рыцарь сражался на турнирах, прикрепив перчатки своей дамы к шлему и прибив к щиту табличку, которая возвеличила ее, и ее красоту. В эпоху Возрождения, в честь прекрасной дамы складывались стихи и исполнялись серенады. Рыцарские добродетели
мужество, отвага верность, преданность великодушие благоразумие учтивость, хорошие манеры в обществе честь вольность, свобода (полная личная независимость, не считая обязанностей перед сюзереном) Рыцарские доблести
быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро. Рыцарские заповеди
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-374041
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни
Время чтения: 1 минута
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что представляет собой идеал благородного рыцарства
«Идеалы рыцарства и реалии средневековой Европы (по французским источникам XI – XVвв.)»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Эпоха Средневековья – это жестокое время: бесконечные войны и междоусобицы, страшные эпидемии и голодные безурожайные годы, костры инквизиции и религиозная резня, время завоеваний и война всех против всех. Могли ли рыцари в такую эпоху быть бескорыстными защитниками слабых и обиженных, помышляющими только о славных подвигах в честь Прекрасной Дамы? Теми, чей образ донёс до наших дней идеалы мужества, верности и отваги? Всегда ли рыцари руководствовались в своих действиях рыцарским кодексом чести и так ли бескорыстны они были? Такими вопросами я задался и постараюсь ответить на них в своём исследовании. Исследование будет проводиться на материалах средневековых французских хроник, с привлечением средневековой светской литературы, французских источников XI – XV вв. и работ современных историков.
Итак, тема моего исследования – «Идеалы рыцарства и реалии средневековой Европы (по французским источникам XI – XV вв.)»; объектмоего исследования – сословие дворян-рыцарей; предметисследования – поступки рыцарей в различных жизненных ситуациях, описанные в средневековых хрониках и других французских источниках XI – XV вв. Цель исследования – выяснить соотношение поступков рыцарей рыцарскому кодексу чести и, в случае обнаружения несоответствия, установить причины.
Гипотеза,которую я постараюсь доказать в процессе своего исследования: «Рыцари в различных жизненных ситуациях, как правило, руководствовались своими интересами или поступали в зависимости от обстановки, зачастую не обращая внимания на рыцарский кодекс чести».
Задачи,которые необходимо решить в ходе исследования:
1. Познакомиться с научной литературой по интересующей теме.
2. Подобрать доступные письменные источники по европейскому рыцарству XI – XV вв. и изучить их.
3. С помощью исторических источников максимально полно определить рыцарский кодекс чести.
4. Сопоставить поступки рыцарей, описанные во французских источниках XI – XV вв., с рыцарским кодексом чести.
5. Сделать выводы о соответствии поступков рыцарей кодексу чести и выявить причины несоответствия (если оно существует) их поступков данному кодексу.
Методы,применённые в исследовании: анализ, историко-сравнительный, синтез.
Актуальность обращения к данной теме состоит в постановке проблемы выбора «личностного образца» для моих сверстников, а также в восполнении пробелов в знаниях учащихся о сословии дворян-рыцарей.
Работа состоит из введения, в котором объясняется наш интерес к выбранной теме, определяется цель и ставятся задачи исследования и трёх глав. В первой главе даётся краткая характеристика исторических источников и литературы, привлечённых в исследовании. Следующая глава посвящена рыцарскому кодексу чести. В третьей главе анализируется поведение рыцарей, по сведениям французских источников XI – XV вв. В заключении сделаны некоторые выводы о соответствии поведения рыцарей своему идеалу. В конце приводится список исторических источников и литературы.
I. Анализ научной литературы и французских исторических источников XI-XV вв.
Насколько идеал рыцарства соответствовал действительности, мы можем составить представление, изучив средневековые французские хроники. Это одни из самых распространённых в ту эпоху и достаточно подробных исторических сочинений, которые характеризуются связным изложением материала. К недостаткам хроник как исторического источника можно отнести отсутствие причинно-следственных связей, некритическое восприятие источников информации, вера в чудеса и знамения. Нередки в хрониках и моменты фальсификации (например, ради обоснования древности тех или иных привилегий). Большинство средневековых хроник написаны на латинском языке. Для своего исследования мы выбрали средневековые французские хроники XI – XV вв., полностью или частично переведённые на русский язык, это:
2. « Большие французские хроники » (или « Хроники Сен-Дени ») — летописный свод истории французской монархии, начиная со времен её возникновения. Создавались в период начала XI — конца XV вв., важный источник, содержащий сведения о политической истории Франции. «Хроники» охватывают времена Меровингов, Каролингов и Капетингов. Полного перевода «Хроник» на русский язык нет. Доступно несколько фрагментов.
3. « Хроника первых четырех Валуа» — работа неизв естного автора XIV в ека, по-видимому, нормандского монаха, жившего в XIV веке. Она освещает события во Франции в 1327-93 гг. (при четырех первых королях из династии Валуа). Представляет ценность благодаря детальному изложению фактов, касающихся истории Нормандии, начиная с 1350 г. (военные действия в период Столетней войны). Хронист использует не только устные предания, но и свои собственные наблюдения как очевидца событий. Доступна в отрывках.
Познакомившись с историческими источниками и литературой, мы приводим наиболее полный список тех достоинств, которыми непременно должен был обладать каждый рыцарь, а именно:
1. Рыцарь должен быть из хорошего рода (славные предки).
2. Иметь благородный вид (богатый, роскошный, великолепный).
3. Быть сильным, подобно Гераклу (т.к. вес доспеха до 50 кг).
4. Заботиться о славе (неустанно искать новых испытаний).
7. Проявлять щедрость (лучше разориться, чем прослыть скупцом).
8. Быть галантным (изысканная вежливость, любезность).
9. Хранить верность своему слову (клятвам, обетам, обещаниям).
10. Помнить долг мести (за любую реальную или мнимую обиду).
11. Блюсти верность сюзерену (охранять его жизнь, честь, имущество).
12. Заботиться о слабых (женщинах, сиротах, вдовах).
13. Обязательно наличие Дамы сердца (служение и верность ей).
14. Являться добрым христианином (ежедневно молиться, защищать служителей церкви и храмы).
Если сказать кратко, то путь рыцаря – это служение Богу, королю и женщине, проявление сострадания и милосердия и руководство во всех предприятиях долгом чести. Помимо кодекса чести, рыцари должны были сверять свою жизнь и поступки с жизнью «Девяти достойных» 15 — это персонифицированные идеалы рыцарства и вооружённой добродетели в средневековой христианской традиции. Девять человек, избранных всеми европейскими дворянами в качестве образца для подражания, это: три праведных язычника — Гектор, Александр Великий и Юлий Цезарь, три честных иудея — Иисус Навин, Давид и Иуда Маккавей, и три добрых христианина — Король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский.
III . Действительное поведение рыцарей и его соответствие кодексу
Для того, чтобы представить отношение рыцарей к своему кодексу чести, рассмотрим поступки дворян-рыцарей, описанные в хрониках и других исторических источниках, так или иначе противоречащие пунктам рыцарского кодекса чести, итак:
13. Обязательное наличие Дамы сердца. Этот пункт кодекса мы оставим без комментария. Хронисты и средневековые историки игнорировали это явление, предоставив его куртуазной литературе и творчеству менестрелей.
Проанализировав исторические источники – рыцарскую художественную литературу, средневековые французские хроники, другие документы эпохи и изучив научную литературу по периоду, можно сделать некоторые выводы о соответствии рыцарей своему идеалу.
1. Так как, в средневековых хрониках главным образом описаны поступки рыцарей, без объяснения их мотивации, мы не смогли объяснить некоторые факты их поведения.
2. При сопоставлении поступков дворян-рыцарей, описанных в средневековых источниках, с рыцарским кодексом чести, становится понятно, что все пункты кодекса кроме: одного (которого мы не комментировали) и трёх (в которых мы не нашли противоречий с источниками), зачастую или игнорировались рыцарями, или трактовались иначе, чем в кодексе.
3. Рыцари во многих ситуациях или не могли (из опасения за свою жизнь) или не хотели (в силу чувства гнева, жажды мести, или в погоне за прибылью) следовать пунктам кодекса. Их поведение нередко характеризовалось трусостью, алчностью, нарушением данного слова, жестокостью по отношению к женщинам и сиротам.
Исходя из сделанных выводов, можно утверждать, что моя гипотеза о том,что «рыцари в различных жизненных ситуациях, как правило, руководствовались своими интересами или поступали в зависимости от обстановки, зачастую не обращая внимания на рыцарский кодекс чести», доказана.
Список использованных источников и литературы
2. Жизнеописания трубадуров / Составитель Мейлах М.Б. – М.: Наука, 1993.
5. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987.
6. Коэн Г. История рыцарства во Франции. / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: Центрполиграф, 2010.
7. Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999.
8. Мелик-Гайказова Н.Н. Французские хронисты XIV в. как историки своего времени. – М.: Наука, 1970.
10. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987.
11. Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М.: Алетейа, 2001.
12. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. — М.: Молодая гвардия, 2006.
13. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Перевод Д. В. Сильвестрова; — М.: Наука, 1988.
1 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999.
2 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987.
4 Мелик-Гайказова Н.Н. Французские хронисты XIV в. как историки своего времени. М.: Наука, 1970.
5 Новоселов В.Р. Школа куртуазности // Мир истории. 2002. №1/2.
7 Коэн Г. История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки / Пер. с франц. В. Е. Климанова. — М.: Центрполиграф, 2010.
8 Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века — М.: Молодая гвардия, 2006.
9 Руа Ж.Ж. «История рыцарства». – М.: «Алетейа», 2001 г.
10 Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах.
11 Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / Пер. с пол. К. В. Душенко. — М.: Прогресс, 1987.
12Жизнеописания трубадуров / Составитель Мейлах М.Б. – М.: Наука, 1993.
15 Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Перевод Д. В. Сильвестрова; — М.: Наука, 1988.
16 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 247.
17Руа Ж.Ж. История рыцарства. – М.: Алетейа, 2001, с.- 34.
20 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 283.
21 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 286.
25Жизнеописания трубадуров / Составитель Мейлах М.Б. – М.: Наука, 1993, с.- 235.
26 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 233.
27Жизнеописания трубадуров / Составитель Мейлах М.Б. – М.: Наука, 1993, с.- 267.
28Жизнеописания трубадуров / Составитель Мейлах М.Б. – М.: Наука, 1993, с.- 215.
36 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 277.
37 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 275.
40 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 244
41 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 233.
42 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 232.
43 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 248.
44 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 263.
45 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 268-269.
46 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 258.
50 Люшер А. Французское общество времен Филиппа-Августа. – СПб.: Евразия, 1999, с.- 269.