Что считается дизайнерской формой предмета геометрическая форма текстура фактура симметрия контраст
Что считается дизайнерской формой предмета геометрическая форма текстура фактура симметрия контраст
В дизайне различают три формы:
1. Функциональную или утилитарную, определяемой предназначением предмета или утилитарными потребностями человека;
2. Конструктивную, требующую знания физических, механических, химических, электрических и других свойств материала;
3. Эстетическую, отвечающую высокому художественному вкусу дизайна.
Эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством является важнейшей категорией композиции, и называется объектно-пространственной структурой (сравните автомобиль, самолет, автобус).
Строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередования одинаковых предметов называется метрическим (бусы, вагоны, поезда, гирлянды).
Строение формы, являющее следствием равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов, называют ритмическим (ветка у ели). Метрический ряд характерен тем, что отдельные равные части размещаются через одинаковые интервалы (простой ряд). С его помощью достигается строгость и уравновешенность. По сравнению с простым рядом, ритмический ряд подвижнее, напряженнее, интереснее. Он более живой, дает возможность дальнейшему развитию и поэтому применяется дизайнерами для выражения движения. Большое воздействие на человека оказывает не только форма, но и цвет предмета. Свойство предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом называется колоритом.
Основные правила композиции. Последовательность работы дизайнера при создании композиции.
Смотрите на предметы как бы вскользь. Не всматривайтесь в каждый элемент отдельно. В поле зрения держите постоянно весь мотив, пока не найдете основные цветовые отношения.
Не может быть композиции, если нет порядка. Порядок определяет место каждой вещи и вносит ясность, простоту и силу воздействия.
Начните с поиска цвета фона, он должен быть спокойным и подчеркивать выразительность предметов. Не забывайте о свете, правильном и выразительном освещении предметов.
Основные принципы построения композиции
1. Выбор характерных элементов композиции:
— объединение по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре;
— выявление наиболее важной однородности, которую необходимо подчеркнуть в композиции;
— включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение, например бумажный мячик выглядят в контрасте с шарами для боулинга. При этом надо помнить, что одни изделия проигрывают в сравнении с другими. Например кожаное кресло руководителя проигрывает офисному креслу.
2. Соблюдение законов ограничения (не больше трех) в:
4. Группировка элементов, с учетом того, что выбранный материал располагают не смешанной кучей, а объединив в группы по два, три элемента. Например: три чашки или три предмета: две чашки, один чайник.
5. Обеспечение свободного пространства между группировками, чтобы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении.
6. Подчеркивание субординации между группировками. Например, на почетное видное место помещают наиболее важные по значению элементы, чтобы направить взгляд зрителя на них, а затем на менее важные (ценные).
7. Взаимосвязь между группировками внутри достигается линией, пластикой, а также когда одни элементы обращены вполоборота к другим элеметам и к зрителю (закон сцены).
8. Объемность, стереоскопичность, перспектива достигается с помощью цвета, размера, динамики формы.
9. Соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых,
10. Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию. Например, растительный материал располагается так, как он мог бы расти.
Соотношение художественного и функционального в дизайн-формах
Объемно пространственная структура и тектоника, масштаб, пропорции, ритм и метр, контраст, симметрия и асимметрия, колорит. Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно–пространственных комплексов.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | творческая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.06.2014 |
Размер файла | 378,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Соотношение художественного и функционального в дизайн-формах
Студент специальности: «Дизайн»
Свиридова Ирина Андреевна
доцент, к.п.н. Арефьева С.М
Набережные Челны 2014г.
Форма и композиция в дизайне
Форма определяется свойствами материи, геометрическим строением конечного результата творения, а так же характером его расположения в пространстве.
Внешняя форма предмета
Взаимосвязь внутреннего строения с формой предмета должна быть эстетически осмысленной. Хотя и тут «креативщики» диктуют свои условия, обходя каноны и общепринятые стандарты. Цветовой и пластической гармонии предмета можно достичь лишь используя физические свойства поверхностей, фактуры и текстуры.
При изобретении формы и построения композиции важно соблюдать меру. Мера должна быть как в количестве выбранных цветов, так и предметов. Для этого нужно пользоваться законом ограничения, хотя и он уместен не всегда, ведь выражение дизайнерской мысли сложно ограничить рамками правил. Выбор формы и построения композиции в дизайне не ограничивается какими то его областями. Общие правила применимы в любом из проявлений и направлений дизайнерского искусства.
Табурет технически элементарнее, но его объемно-пространственная структура сложнее: ножки и сиденье, намечая пределы предмета, как бы охватывают некоторое пространство. Совершенно иное строение стакана: у него есть свое почти замкнутое внутреннее пространство, сообщающееся с внешним лишь с одной стороны.
От точки линию отличает такое свойство, как протяженность, которое является одновременно и движением, и направлением движения; линия внутренне скорее динамична, чем статична. Точки создают «точку фокуса», задача же линий иная: они разделяют пространства, соединяют пространства и объекты, создают защитные барьеры, огораживают или сдерживают, перекрещиваются.
Существуют две основные категории форм, каждой из которых присущи специфические формальные и коммуникативные характеристики, оказывающие немедленный эффект на смысловое сообщение: геометрические формы и органические формы. Форма считается геометрической по природе, если ее контуры упорядочены, т.е. ее внешние размеры в разных направлениях математически сходны, и, очень обобщенно, если она выглядит угловатой или имеет четкие контуры.
Весь графический дизайн, все процессы создания образов вне зависимости от целей и средств, строятся на манипуляциях с формой.
В зависимости от контекста, у слова «красивый» много значений. Агрессивная, резкая иллюстрация в стиле коллажа является красивой; толстый неуклюжий шрифт тоже красивый; все грубые, не выхолощенные образы можно назвать красивыми. «Красивый» в описательном смысле, скорее, можно заменить термином «решительный», т.е. каждая форма уверенна, намеренна и используется в этом дизайне с определенной целью.
И каков же результат всех этих сложных взаимоотношений между формой и пространством? На самом важном уровне этим результатом является смысл. Абстрактные формы имеют смысл, потому что заметно отличаются друг от друга, будь то линия, точка или плоскость (и, в частности, какая именно это плоскость).
Существует несколько стратегий, как создать сравнение нескольких групп форм или частей внутри одной группы. Степень различия элементов может быть едва уловимой или бросающейся в глаза, и дизайнер, неуловимо изолируя одну группу и преувеличивая разницу между другими, способен привнести разный уровень значимости и смысла. Поскольку даже крошечное изменение формы воспринимается мозгом достаточно легко, каждую группу можно жестко контролировать. Дифференцируя элементы группы, дизайнер создает фокус «для размышления», поскольку помогает зрителю различить разные группы элементов и сравнить их между собой. Это сравнение вызывает ряд вопросов: «Какова природа каждой группы? Чем они отличаются? Что означает эта разница? Делает ли эта разница одну группу важнее другой?»
Формы приобретают новый смысл, когда они: участвуют в пространственных взаимодействиях; соучаствуют или противопоставляются по характеристикам массы или текстуры; когда они создают новые взаимоотношения благодаря таким характеристикам, как вращение, единичность или повторяемость, выравнивание, группирование или разъединение друг от друга. Каждое состояние показывает зрителю знакомую форму с другой стороны, добавляет какой-то новый смысл.
контраст симметрия дизайнерский колорит
1. Михайлов С.М. История дизайна. 2002 г.
2. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. 2004 г.
3. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. 2008 г.
«Искусство формы»: абстракции, ритм и чувственное осмысление вещей
Упражнения Иоханнеса Иттена, которые помогут освоить язык форм.
Paula Stockmar / Wikimedia / Polina Vari для Skillbox Media
«Искусство формы»
Иоханнес Иттен — швейцарский художник, теоретик искусства и педагог, который получил всемирную известность благодаря своему курсу в школе Баухаус. В книге «Искусство формы» он рассказывает о своей методике преподавания, основанной на упражнении и развитии творческих навыков. Книга полезна дизайнерам, художникам, архитекторам и всем, кто хочет узнать возможности языка форм.
Подход в обучении форме у Иттена очень специфичен. Он не преподавал студентам механические приёмы, а учил следовать своей интуиции. Для этого он придумал множество упражнений, которые раскрывают творческий потенциал. Хотя этим упражнениям уже исполнилось сто лет, они остаются актуальными до сих пор.
Рассказываем, какие приёмы из книги помогут вам научиться работать с формой.
Из материала вы узнаете:
Редактор. Пишет про дизайн, редактирует книги, шутит шутки, смотрит аниме.
Материал и текстура
Иттен считал особенно ценным чувственное осмысление вещей. Это важно, чтобы художник мог передать тактильные ощущения предмета на картине.
Так, Иттен предлагал своим ученикам простое упражнение, чтобы развить тактильное восприятие: нужно было закрыть глаза и трогать предметы с различными текстурами.
Ещё одно упражнение — создавать коллажи из контрастных материалов:
Также Иттен советует заниматься коллекционированием, чтобы находить новые формы и точнее передавать на холсте ощущение от них. Например, его студенты даже рылись на строительных свалках, чтобы найти там предметы с различными текстурами.
Работа с текстурами учила студентов передавать видимое окружение через его текстурные характеристики, которые они научились ощущать благодаря нашим упражнениям. Похожие друг на друга предметы начинали приобретать свой индивидуальный текстурный характер. Возникали совершенно новые способы изображать такие темы, как вокзал, рынок, толпа людей, большой город.
Форма
Согласно теории Иттена, в искусстве есть три основные формы:
Но Иттен выделял эти фигуры не буквально. Например, к квадратам он относил и прямоугольники, и кресты. А к кругам — овалы и эллипсы.
Прежде чем переходить к практике, Иттен советует внутренне определить все три характерные формы. Например, вот как он помогал студентам понять, что из себя представляет круг:
Стоя перед студентами, я начинал крутить рукой до тех пор, пока всё моё тело не начинало вовлекаться в это круговое движение. Я повторял это упражнение левой, потом правой рукой, сначала по отдельности, а потом вместе, то в параллельных, то во встречных направлениях. Чтобы изобразить круг, надо было прочувствовать непрерывность его линии. Так достигалась концентрация внимания на круге как форме. И только когда всё тело уже без каких-либо движений начинало чувствовать эту форму, то именно тогда можно было приступать к изображению круга на бумаге.
После этого приступайте к абстрактным картинам на тему определённых фигур, а затем — учитесь показывать их объём с помощью тени и света.
Занятие по созданию образа Иттен базировал на своих знаниях о контрасте форм. Он вместе со студентами находил и анализировал их, чтобы внимательно проработать каждый:
С помощью контраста пропорций можно менять представление о предмете. Например, длинная линия кажется ещё длиннее на фоне короткой, и наоборот. Иттен отмечает, что искажать реальность таким образом можно, только когда нужно передать ирреальное состояние:
С помощью упражнения со свободным расположением линий и плоскостей Иттен подготавливает почву для беспредметного восприятия формы. Композиция «Музыкальные инструменты» показывает, как с помощью него можно добиться созвучия форм.
Важное значение имеют и акценты на картине. Если акцентная точка доминирует, взгляд зрителя будет неизбежно возвращаться к ней, важные детали кажутся незначительными, и цельное восприятие нарушится.
Иттен советует начинать писать картину с её конструкции — организовать плоскости и акцентные точки. Так вы сможете заранее определить её формат и скорее перейти от эскиза к законченной композиции.
Иттен называет ритмом повторы и созвучия точек, линий, геометрических форм, пятен, объёмов, пропорций, текстур и цветов. Он возникает, когда создаётся ощущение регулярности.
Иттен считал, что ритм обладает огромной композиционной силой:
Ритм приливов и отливов способен изменять береговую линию континентов, а монотонные ритмы, под которые дни и ночи пляшут в африканских племенах, могут приводить людей в состояние экстаза.
Чтобы почувствовать ритм, Иттен советует записывать одну и ту же фразу под диктовку всё быстрее и быстрее. Вы заметите, что быстро написанные буквы хотя и будут неаккуратными, но в них сохранится ритм и ощущение скорости письма. То же самое работает и с геометрическими фигурами — они кажутся ритмичными, если рисовать их быстро.
Ещё одно упражнение — рисовать абстрактные и природные формы одной сплошной линией, не отрывая руку от холста:
Что такое ритм, до некоторой степени можно понять и объяснить, но его глубинная природа объяснению не поддаётся. Написанное в ритмическом ключе обладает своеобразной внутренней динамикой, что роднит его с живыми формами. Если же в написании букв нет динамики, их вид неритмично холоден, прерывист и враждебен.
Экспрессивные формы
Иттен считал, что каждый инструмент можно использовать для самовыражения — кисть, уголь или тушь. Но научиться этому не так просто — студенту требуется ощутить полный контроль над телом и «величайшую психологическую концентрацию».
Чтобы непосредственные чувства были выражены в пятне или линии, они прежде всего должны жить в самом художнике. Рука, кисть, пальцы и, что также важно, всё его тело должны быть наполнены этими чувствами. Чтобы погрузиться в работу, надо уметь и напрягаться, и расслабляться.
Иттен придумал интересное упражнение на освоение экспрессивных форм — натюрморты по памяти. Попробуйте неделю смотреть на обычный папоротник, чтобы сформировать о нём впечатление и запомнить его образ. Затем уберите растение и изобразите его по памяти за 15 минут.
Ещё одно упражнение — рисовать лицо человека до тех пор, пока вы не сможете непринуждённо отразить его главные отличительные черты. Так Иттен предлагает учиться синхронизировать движение взгляда и руки.
Если при создании образа сердце едино с рукой, то форма становится носителем эмоционально-духовного содержания. Форма, способная выразить это содержание, превращается в произведение искусства.
Иттен учил работать не только с формой, но и с цветом. Иттен преподавал и свою теорию цвета. Он считал, что для объективного выбора цвета одного только вкуса недостаточно. В нашем обзоре мы подробно рассказали, как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты и как связаны форма и цвет: «Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне.
Только живопись даёт возможность в полной мере постичь тайны цвета. Наблюдательность и умение чувствовать цвет начинают развиваться уже тогда, когда студенты только приступают к смешиванию красок и пробуют найти цвет, близкий природным цветовым оттенкам или специально поставленным цветовым задачам.
Структуры и формы объектов дизайна
Слово «композиция» происходит от латинского compositio – сочинение, составление, расположение, приведение в порядок.
Композиция в дизайне – методическая система гармонизации формы объекта разработки, позволяющая реализовать принцип органичности формирования объекта как системы взаимосвязанных элементов формы и содержания.
Гармония – основа прекрасного. Она означает стройность, упорядоченность, соразмерность элементов формы и диалектическую взаимосвязь компонентов формы и содержания в системе единого органичного целого.
Композиция – это средство, процесс и результат гармонизации структуры и формы разрабатываемого дизайнером объекта – изделия, набора изделий, комплекса, ансамбля, предметной среды.
Целью композиции является достижение целостности (гармонической организованности) формы и ее выразительности – образного отражения в эстетически значимых признаках формы утилитарно-технической и социально-культурной сторон сущности объекта дизайна. А результатомпроцесса композиции является эстетическое совершенство объекта разработки – единство содержательности, выразительности и образности формы (гармония содержания и формы) с ее композиционной целостностью (гармонической организованностью) при условии совершенства производственного изготовления изделия.
Интегральными содержательно-эстетическими категориями композиции, выражающими ее основные закономерности, являются объемно-пространственная структура, тектоника и колорит.
Объемно-пространственная структура – отражение в форме закономерностей строения объекта дизайна, присущих конструктивно-компоновочной схеме, обусловленной его рабочей функцией, характером использования в заданных условиях и принципом технического решения.
Тектоника– отражение в форме закономерностей работы конструкции и материалов, используемых для создания объекта дизайна.
Например, обеспечение прочности, устойчивости, равновесия, распределения и погашения усилий, возникающих при воздействии силы тяжести; при сопротивлении сжатию, растяжению, кручению, изгибу, удару, усилиям среза и т. п. Имеются в виду не сами по себе особенности конструкции и материалов, отражающие и воплощающие закономерности теоретической механики и сопротивления материалов, а выявление и подчеркивание средствами и приемами композиции этих особенностей конкретной конструкции, создающее зрительное впечатление тектоничности формы.
Колорит– закономерное сочетание цветов в композиции объекта дизайна (по цветовому тону, насыщенности и светлоте) на основе принципов гармонии цветовых отношений и выбора схемы согласования цветов в соответствии с утилитарно-технической и социально-культурной сторонами сущности объекта, условиями и средой его функционирования и восприятия и эстетическим отношением к нему тех групп потребителей, на которых ориентирован объект дизайна.
Как известно, существует несколько основных видов композиции, присущих основным пространственным искусствам: архитектуре свойственна пространственная композиция (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная); живописи – живописно-плоскостная, скульптуре – объемно-пластическая, станковой и книжной графике – линейно-графическая.
В зависимости от видов объектов дизайна в их композиционном формообразовании используются либо все 4 вида композиции вместе (например, в дизайне пространственной среды разных сфер жизнедеятельности людей); либо 2−3 вида вместе – объемно-пластическая, живописно-плоскостная и (или) линейно-графическая (в большинстве трехмерных объектов дизайна – изделий производственного, общественного или бытового назначения); либо 1−2 вида вместе (в таких объектах дизайна, как текстиль, прикладная графика, визуальная рекламная информация на плоскости) – живописно-плоскостная и (или) линейно-графическая.
Основными принципами композициилюбых объектов дизайна, учет которых призван обеспечивать достижение их композиционной целостности, являются:
— единство целого и частей формы;
— соподчиненность элементов формы;
— уравновешенность элементов формы;
— соразмерность элементов формы.
Следование этим принципам в целях достижения впечатления организованности формы, зрительной целостности объекта дизайна обязательно для всех видов, составляющих его композицию и используемых в данном объекте: и пространственной, и объемно-пластической, и живописно-плоскостной, и линейно-графической в их взаимосвязи. Это – формально-эстетические категории.
Гармонизация формы объекта дизайна достигается путем преобразования исходных геометрических и физических свойств формы (пространства, объема, конфигурации, величины, зрительного впечатления массы, вида поверхностей, линий, точек, цвета, фактуры и текстуры) в соответствии с основными принципами композиции и ее закономерностями благодаря профессиональному выбору и умелому использованию средств и приемов композиции [14], [26].
Основными средствами композиции (средствами первого уровня) являются пропорции, ритм, масштаб.
Средства второго уровня:симметрия−асимметрия, динамика−статика, контраст−тождество−нюанс.
Приемы – это процесс художественно обоснованного выбора и применения средств композиции, например, пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка.
Пропорции – соразмерность элементов формы, согласованная система отношений частей между собой и целым. Пропорции выступают в виде различных математических отношений, выражающих правильность геометрического строения формы в строгом соблюдении единой меры.
Арифметические (модульные) пропорции основаны на повторении единого заданного размера, получаемого в виде разности каждой пары членов (a–b) = (b–c) = (c–d) =…= m.
Геометрические пропорции основаны на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений и форм (a : b = b : c =…= k). Разновидностью геометрической является гармоническая пропорция. Среднее гармоническое = 2/(1/a+1/b) = 2ab/(a+b).
Взаимосвязь этих средних пропорциональных величин (арифметической, геометрической, гармонической) в прямоугольном треугольнике с размерами гипотенузы – 2,618 и катета основания – 1, 618 определяет пропорцию «золотого сечения».
Это отношение a : b = b : (ab) или 1 : 0,618 = 0,618 : 0,382. При этом сумма 0,618 + 0,382 = 1,0, а 0,618 2 = 0,382. Ряд величин «золотого сечения» 0,146 – 0,236 – 0,382 – 0,618 – 1,00 – 1,618 и т. д., выраженный приближенно в целых числах 2 – 3 – 5 – 8 – 13 – 21 – 34 – 55 и т. д., известен под названием «ряд Фибоначчи» (итальянского математика XIII в.).
Ритм – закономерное чередование соизмеримых элементов формы, их акцентирование, повторение, нарастание, убывание.
Метр – простейший вид ритма – чередование одинаковых элементов (а + а + а…). Ритм может быть простой и сложный, прямолинейный и криволинейный, прерывистый и непрерывный. Пропорции и ритм – средства достижения тектоничности формы и закономерной организованности объемно-пространственной структуры. Арифметические пропорции свойственны метрическим рядам, а геометрические – ритмическим.
Масштаб – мера соответствия предмета размерам человеческого тела или другим предметам, выявляемая при их сопоставлении. Формула масштаба М = L / Lэт, где М – масштаб изделия, L – размеры типичных частей и элементов изделия, Lэт – часто встречающиеся размеры аналогичного изделия – эталона.
Важнейшая задача масштабности – достижение пропорционального строя предмета, комплекса, предметной среды и человека.
Симметрия − асимметрия – категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия. Симметрия – это тождество элементов формы, одинаково расположенных относительно средней линии (оси) симметрии, центра симметрии, плоскости симметрии. Виды симметрии − зеркальная, осевая (совместимость достигается вращением фигуры относительно оси симметрии), винтовая. Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии. Воспринимается зрительно (в отличие от статичных симметричных композиций) как динамика, движение. Симметрия всегда уравновешена, асимметрия требует зрительного уравновешивания. Асимметричная композиция сложнее, выразительнее, интереснее симметричной, но требует хорошо развитой интуиции, тонкого чувства равновесия.
Динамика − статика – категории композиции, выражающие движение и покой. Тесно связаны с категорией симметрии-асимметрии, контраста и нюанса, пропорций и ритма. Равенство (тождество) или нюанс отношений по трем координатам создает впечатление статичности формы. Контраст в отношениях создает динамику – зрительное впечатление движения в направлении преобладающей величины. Реальные движение или покой объектов дизайна (обусловленные их функцией и конструкцией) могут совпадать или не совпадать с динамичностью или статичностью композиции. Например, динамичность шрифтовых композиций на статичных объектах используется как прием повышения их выразительности в информационно-рекламных целях.
Контраст − нюанс – категории композиции, определяющие такие отношения однородных элементов формы, которые характеризуются резко или слабо выраженными различиями. Тождество – отсутствие каких-либо отличий. Контраст – прием композиции, основанный на резко выраженном противопоставлении однородных свойств элементов целого (структуры, объема, конфигурации, тона, цвета, фактуры, текстуры, характера пластики, графического рисунка, величины, направленности, протяженности).
Для достижения гармонии необходимо соблюдать меру контраста (предельные контрастные отношения – это такое противопоставление, при котором еще сохраняется целостность композиции) и дополнять контраст нюансом. Нюанс – прием композиции, основанный на слабо выраженных различиях однородных свойств элементов целого. Сходство в нюансных отношениях выражено сильнее, чем различие. Нюанс смягчает контраст и, дополняя его, создает впечатление мягкости, легкости, приглушенности, позволяет достичь изящества, изысканности, элегантности объекта дизайна. Нюансировка в композиции – это завершение работы дизайнера над формой объекта, требующее художественного опыта, интуиции, развитого эстетического вкуса.
В результате процесса композиции достигаются такие свойства формы объекта, как пропорциональность, ритмичность, масштабность, симметричность (асимметричность), динамичность (статичность), контрастность (нюансность).
На разных этапах этого процесса для последовательного решения композиционных задач те или иные средства и приемы могут превалировать, иметь разную весомость друг по отношению к другу. Средства и приемы композиции обеспечивают и целостность и выразительность формы объекта дизайна в соответствии с его сущностью.
В процессе композиции и целостность, и содержательность формы достигаются на каждом этапе работы практически синхронно, далеко не всегда сознательно расчленяясь дизайнером на сложные взаимосвязанные составляющие. Однако при анализе композиции как самим автором разработки, так и другими субъектами профессионального эстетического анализа и оценки, целесообразен дифференцированный анализ содержательно-эстетических и формально-эстетических свойств композиции [14].
Композиционная целостность произведения дизайнера создает у субъекта эстетического отношения впечатление красоты гармонично организованной формы.
Эта составляющая эстетического совершенства объекта дизайна – одна из граней его красоты – проявляется в организованности объемно- пространственной структуры, тектонической организованности формы, гармоничности пластической композиции, гармоничности цветофактурной композиции, организованности элементов графической композиции.
Гармония формы и сущности изделия – это выраженность в форме как утилитарно-технической сущности изделия, так и его социально- культурной сущности.
Первая составляющая отражает красоту целесообразности формы, вторая – красоту ее образности. Обе они являются двумя другими гранями красоты произведения дизайна, дополняющими красоту гармонично организованной формы как содержательно-эстетические свойства композиции.
Здесь объемно-пространственная структура объекта, его тектоника, пластика, цвет, фактура, графические элементы композиции рассматриваются с позиций их обусловленности двумя взаимосвязанными сторонами сущности объекта разработки.
Красота целесообразности формы проявляется в ее функциональной выразительности, выявленности в форме способа и удобства пользования изделием, конструктивно-технологической выразительности, в характере выявления эстетически значимых свойств применяемых материалов, а также выявления в форме изделия его функционально-конструктивной связи с совместно используемыми изделиями.
Красота образности формы проявляется в характере отражения в образе изделия его культурного смысла для определенной группы потребителей и (или) ситуации потребления; выражении в форме изделия современных тенденций развития стиля и моды родственных видов (групп) изделий; стилевой согласованности изделия с функционально-предметной средой; стилевом единстве элементов формы изделия; стилевой согласованности с изделием его принадлежностей, товарной упаковки, рекламно-сопроводительной документации; стилевой общности изделия с аналогичной продукцией фирмы в определенный период ее выпуска [14].
Безусловно, не все из перечисленных выше содержательно-эстетических признаков композиции, рассматриваемой с позиции гармонии формы и двуединого содержания объекта разработки, одинаково значимы и применимы ко всем видам и типам промышленных изделий. Для одних применимы все признаки, для других – только большая их часть.
Это относится, например, к признаку выявления в форме изделия функционально-конструктивной связи с совместно используемыми изделиями (что имеет значение для изделий, блокируемых с другими, или c деталями, узлами, агрегатами, дополняющими целое); признаку стилевого единства изделия с предметной средой (есть изделия, для которых целесообразна нейтральность стилевого решения); признаку согласованности с изделием по стилевому характеру его товарной упаковки, принадлежностей (у некоторых изделий их может не быть); признаку единства фирменного стиля (не на всех предприятиях ставится задача создания фирменного стиля своей продукции) [14].
Но независимо от конкретной значимости и применимости для изделий разных видов и типов всех перечисленных выше содержательно-эстетических свойств гармонизированной формы объекта дизайн- проектирования, равно как и формально-эстетических, следует иметь представление о наиболее общей структуре этих свойств, поскольку в ней отражены эстетические закономерности гармонизации структуры и формы объектов дизайна средствами и приемами композиции. Проявление их в конкретных структурах и формах изделий разных групп, видов и типов, становящихся объектами дизайн-проектирования, чрезвычайно разнообразно, однако сущность этих закономерностей едина.
Анализируя результат композиции оцениваемого объекта по характеризующим его эстетическим свойствам, сгруппированным в соответствии с критериями эстетической оценки, используя при этом систематизированный набор эстетических мер (как реальных, так и идеальных), профессиональный дизайнер, так же как эксперт или критик-искусствовед, в своем аргументированном субъектном ценностном суждении определяет меру эстетической ценности конкретного объекта. Это определение в конечном итоге сводится к выявлению степени соответствия оцениваемого объекта эстетическому ценностному идеалу. Совпадение реального с идеальным обусловливает восприятие вещи как красивой для субъекта эстетической оценки.
При этом следует учитывать, что реальная мера эстетической ценности, в отличие от идеальной меры, находится в постоянном развитии и преобразовании, отражая соответствующие изменения эстетических ценностей, запросов и предпочтений потребителей, воплощаемых в новых образцах изделий, создаваемых дизайнерами, с учетом тенденций изменения и развития этих ценностных установок и ориентаций в мире предметности материально-художественной культуры [14], [15].