Что считается днем избрания депутата
Что считается днем избрания депутата
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 февраля 2019 г. N 18-4/10/ФС-194 О сроке вступления в силу полномочий выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), депутата представительного органа муниципального образования (председателя представительного органа) и условиях оплаты труда указанных лиц в день начала реализации соответствующих полномочий, а также лиц, прекративших полномочия в связи с вступлением в должность новых должностных лиц
В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение, поступившее из Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов, а также из Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления письмами от 21 января 2019 г. N 3.2-22/55 и от 23 января 2019 г. N 3.20-23/61 соответственно.
Вопросы, затронутые в Вашем обращении, касаются срока вступления в силу полномочий выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), депутата представительного органа муниципального образования (председателя представительного органа) и условий оплаты труда указанных лиц в день начала реализации соответствующих полномочий, а также лиц, прекративших полномочия в связи с вступлением в должность новых должностных лиц.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного.
Таким образом, вышеназванные положения Федерального закона N 131-ФЗ связывают начало полномочий указанных лиц, замещающих муниципальные должности, именно с определенным днем (днем избрания (вступления в должность)). При этом для лиц, ранее замещавших данные муниципальные должности, прекращение полномочий также связано с определенным днем, т.е. последним днем осуществления полномочий является день, предшествующий дню прекращения этих полномочий.
Так, согласно статье 46 Устава депутат избирается на срок полномочий городской Думы. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы городской Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.
В отношении полномочий главы города Дзержинск статьей 52 Устава предусмотрено, что срок этих полномочий соответствует сроку полномочий городской Думы, принявшей решение о его избрании (до дня начала работы городской Думы нового созыва). Полномочия главы города начинаются со дня его вступления в должность, которым является день публичного принятия им присяги в день его избрания, и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы города.
Такой подход к применению положений законодательных и иных нормативных правовых актов позволяет избежать риски, связанные с отсутствием определенности в вопросах правомочности принятия определенных решений в день начала полномочий вновь избранных на муниципальные должности лиц, четко разграничив дни фактического исполнения полномочий ранее действовавшим и вновь избранным должностным лицом.
При этом в целях повышения эффективности и оперативности проведения процедур, связанных с избранием и (или) вступлением в должность лиц, замещающих муниципальные должности, муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с федеральным и региональным законодательством могут быть дополнительно регламентированы соответствующие правоотношения.
При такой логике день начала исполнения полномочий вновь избранных должностных лиц подлежит оплате в полном размере, а последним оплачиваемым днем должностного лица, чьи полномочия прекращаются, является день, предшествующий дню их прекращения.
Обзор документа
— с какого момента вступают в силу полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, депутата представительного органа муниципалитета;
— когда прекращаются полномочия граждан, ранее занимавших эти должности.
Ведомство отметило, что день начала исполнения полномочий вновь избранных должностных лиц оплачивается полностью. Последним оплачиваемым днем должностного лица, чьи полномочия прекращаются, является день, предшествующий дате их прекращения.
Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (статья 40)
Насколько правомерен сбор органами государственной власти субъекта Российской Федерации информации о вакцинированных депутатах представительных органов муниципальных образований и о том, в какой период времени планируется ими выезд за пределы муниципального образования (командировка, отпуск, обучение и т.д.)?
Могут ли депутаты представительного органа муниципального образования, досрочно прекратившие свои полномочия по собственному желанию, повторно баллотироваться в депутаты представительного органа муниципального образования на дополнительных выборах? Могут ли они повторно баллотироваться в случае, если их полномочия прекращены с формулировкой «утрата доверия»?
Может ли депутат представительного органа муниципального образования считаться депутатом на постоянной основе и при этом не получать вознаграждение за счет средств бюджета, связана ли выплата за счет средств бюджета депутату на постоянной основе со статусом депутата на постоянной основе?
Если депутат представительного органа муниципального образования был назначен как депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе на срок полномочий представительного органа муниципального образования, может ли он быть освобожден от исполнения полномочий на постоянной основе досрочно до истечения полномочий представительного органа муниципального образования?
Глава муниципального округа избран представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя. Он исполняет полномочия главы муниципального образования на постоянной основе. Является ли он депутатом, исполняющим свои полномочия на непостоянной основе?
Вправе ли суды (в том числе, по представлению прокуратуры) прекращать досрочно полномочия депутата представительного органа муниципального образования в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения?
В 2019 году председателем представительного органа муниципального района, сформированного делегированным способом, избран сроком на 5 лет депутат представительного органа муниципального района – глава сельского поселения данного муниципального района. В 2020 году в связи с истечением срока полномочий в качестве главы сельского поселения, данное лицо вновь было избрано главой сельского поселения. При этом полномочия в качестве председателя представительного органа муниципального района и депутата данного органа у него не прекращались. Допустимо ли это?
Предполагает ли законодатель, что лицам, замещающим муниципальные должности, представляется равный объем правовых гарантий при установлении факта недостоверности и неполноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и при установлении факта непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?
Имеет ли право депутат сельского поселения, делегированный в представительный орган муниципального района, исполнять полномочия депутата данного сельского поселения?
По какой муниципальной должности необходимо установить размер денежного содержания члена избирательной комиссии?
Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц. Предусматривается ли сохранение заработной платы по месту работы за время отсутствия депутату представительного органа муниципального образования при осуществлении своих полномочий на непостоянной основе?
С какого момента депутат представительного органа муниципального образования считается прекратившим свои полномочия досрочно?
Распространяются ли требования пункта 6 статьи 70 Федерального закона 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о предоставлении в избирательную комиссию документов (копий документов) об освобождении обязанностей, не совместимых со статусом депутат, на кандидата, которым до дня проведения голосования было подано заявление о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию?
Правомерно ли вносить изменения в устав муниципального образования путем закрепления в нем гарантий для депутатов представительного органа муниципального образования (например, гарантии по возмещению расходов, связанных со служебными командировками, гарантии при временной нетрудоспособности, при несчастном случае, при прохождении диспансеризации, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др.) без их установления в федеральном и региональном законодательстве?
Возникает ли конфликт интересов у депутата представительного органа муниципального образования, который является кандидатом, представленным конкурсной комиссией по результатам конкурса на должность главы муниципального образования, при голосовании за самого себя на заседании представительного органа муниципального образования по вопросу избрания главы муниципального образования? В случае если такой конфликт имеется, в чем он выражается, и какие меры должны быть предприняты для его устранения?
Возникает ли у супруга (супруги) депутата представительного органа муниципального образования конфликт интересов при голосовании на заседании представительного органа муниципального образования по вопросу избрания главы муниципального образования, если его супруг (супруга) является кандидатом, представленным конкурсной комиссией по результатам конкурса? В случае если такой конфликт имеется, в чем он выражается, и какие меры должны быть предприняты для его устранения?
Поскольку действующая формулировка части 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ открывает неограниченные возможности для увеличения числа депутатов, работающих в органах местного самоуправления на постоянной основе, в том числе путем расширения круга выборных должностных лиц соответствующего муниципального образования, необходимо внести в эту норму изменения. Когда соответствующий закон будет принят?
Имеются ли юридические препятствия для совмещения должности председателя представительного органа муниципального образования с его деятельностью в качестве председателя ТОС, не зарегистрированного в статусе юридического лица? Нет ли здесь нарушения норм статьи 12 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»?
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ наименование статьи 71 настоящего Федерального закона изложено в новой редакции
Статья 71. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, из списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 71 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ в пункт 1 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2012 г.
1. Законом может быть предусмотрено, что в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Организация и проведение повторного голосования, в том числе порядок размещения в бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование, осуществляются в соответствии с законом.
Информация об изменениях:
На выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ пункт 2 статьи 71 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона, а также в связи с проведением соответствующих повторных и дополнительных выборов, если основные выборы в органы местного самоуправления были назначены до дня вступления в силу названного Федерального закона
2. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом. При проведении выборов в органы местного самоуправления по итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом, при условии, что число голосов избирателей, полученных кандидатом, набравшим большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
3. Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня (первого дня) голосования, его место по решению избирательной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. Если выбыли все следующие кандидаты или если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам в течение дней голосования, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 302-ФЗ в пункт 6 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ в пункт 7 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
7. При назначении повторных выборов в случае, если полномочия окружных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий, указанных в пункте 1.1 статьи 27 настоящего Федерального закона, не истекли, организующая выборы избирательная комиссия обязана распорядиться либо о продлении срока полномочий этих избирательных комиссий, либо о формировании этих избирательных комиссий в новом составе.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 8 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
9. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.
10. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
Информация об изменениях:
Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ
12. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.
13. Законом не может быть установлен порядок, в соответствии с которым в случае отмены решения о регистрации депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, выборного должностного лица, а равно в случае досрочного прекращения полномочий указанного депутата и выборного должностного лица избирательная комиссия принимает решение о регистрации депутатом, выборным должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 287-ФЗ в пункт 14 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения
14. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется организующей выборы избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 287-ФЗ в пункт 15 статьи 71 настоящего Федерального закона внесены изменения
15. Законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Если на основании закона список кандидатов разделен на региональные группы кандидатов, кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту региональную группу кандидатов (в часть списка кандидатов, не относящуюся к какой-либо региональной группе кандидатов), в которую был включен депутат, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей региональной группе кандидатов (в части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной региональной группы кандидатов (из части списка кандидатов, не относящейся к какой-либо региональной группе кандидатов).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ статья 71 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 16
ГАРАНТ:
Положения пункта 16 статьи 71 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, представительных органах муниципальных образований, депутаты которых избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 6 названного Федерального закона
16. Кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи вакантного депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (соответствующей палатой этого органа), представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Соответствующая избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ статья 71 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17
ГАРАНТ:
Положения пункта 17 статьи 71 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие в связи с замещением вакантных депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, представительных органах муниципальных образований, депутаты которых избраны на выборах, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 6 названного Федерального закона
17. Законом может быть предусмотрено, что зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ статья 71 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18
18. Зарегистрированный кандидат, включенный в список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, или в список кандидатов, которому переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, исключается из указанного списка в случае:
а) подачи зарегистрированным кандидатом письменного заявления об исключении его из списка кандидатов;
б) утраты зарегистрированным кандидатом пассивного избирательного права;
в) вступления зарегистрированного кандидата в члены иной политической партии, чем политическая партия, в список кандидатов которой он включен;
г) невыполнения зарегистрированным кандидатом требования, предусмотренного пунктом 6 статьи 70 настоящего Федерального закона (если законом не предусматривается, что зарегистрированный кандидат вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз);
д) реализации зарегистрированным кандидатом права на участие в замещении (получении) депутатского мандата, в том числе дважды в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи (если законом предусматривается, что зарегистрированный кандидат вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз);
е) признания зарегистрированного кандидата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) смерти зарегистрированного кандидата;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 октября 2015 г. N 287-ФЗ пункт 18 статьи 71 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом «з»
з) принятия соответствующей избирательной комиссией решения о регистрации зарегистрированного кандидата депутатом, в том числе по одномандатному или многомандатному избирательному округу;
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 29 мая 2019 г.
и) выявления факта несоблюдения кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона.