что считается ограничением конкуренции по 44 фз

Наиболее популярные уловки для ограничения конкуренции в госзакупках и способы борьбы с ними

что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть картинку что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Картинка про что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз

Юрист консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

Закупка товаров, работ и услуг государственными заказчиками попадает под регулирование следующих законов:

Согласно их положениям, от заказчика в первую очередь зависит набор условий заключенного в будущем контракта и критериев отбора исполнителя. Таким образом, заказчик занимает главенствующее положение при инициировании закупочной процедуры. Соответственно, именно им зачастую применяются различные «схемы» злоупотребления, направленные на ограничение конкуренции.

Учитывая, что грань между необходимыми условиями контракта и ограничением конкуренции достаточно тонка, заказчик имеет возможность манипулировать количеством участников закупок, а также ценой. Проблема ограничения конкуренции наиболее актуальна в сфере государственных закупок.

Перед тем как опубликовать извещение о закупке и закупочную документацию заказчик определяет, что закупать и каким способом. Уже на данном этапе заказчик может ограничить конкуренцию.

К способам ограничения конкуренции, используемым заказчиками, можно отнести, в частности:

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом в обзоре указано следующее: «Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции».

В п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы. В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что «комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО «Г.» (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с «Концепцией охраны объектов ПАО «Г.» и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО «Г.». Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается». По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: «Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют».

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции в форме манипулирования информацией в ходе проведения процедуры закупки

Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции. Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки. При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах. Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки.

Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки.

Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом. Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В вышеуказанном обзоре указаны приведен пример одного из дел, где суд указав, что в соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона № 44-ФЗ любой участник открытого конкурса при наличии необходимости, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Указанный вывод последовал после рассмотрения требований о признании незаконным неразмещение заказчиком проектно-сметной документации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда по рассматриваемому делу, указав на следующее.

Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Помимо указанной ситуации, достаточно часто встречаются случаи, когда заказчик размещает информацию технического характера (например, чертежи) в нечитаемом или плохо читаемом формате. Такого рода отклонения позволяют заказчику одновременно выполнить условие об обязательном размещении необходимой информации, и в то же время повлиять на количество претендентов на участие в закупке.

Таким образом, ограничение конкуренции весьма неоднозначный способ злоупотребления. Достаточно тонкая граница между потребностями заказчика, описанными посредством включения условий исполнения контракта и требований, предъявляемых к участникам закупки, позволяет заказчикам находить новые способы ограничения конкуренции.

Неудивительно, что практика ФАС России, арбитражных судов и ВС РФ содержит небольшое количество примеров выявления фактов ограничения конкуренции, так как зачастую заказчики манипулируют тем, что участники закупки не проявляют достаточной активности на стадии приема заявок. В частности, речь идет о не направлении запроса о даче разъяснений относительно закупочной документации. В связи с этим, для защиты своих прав, в случае применения заказчиками механизмов ограничения конкуренции, потенциальным участникам следует проявлять инициативу, не дожидаясь принятия решения комиссией в пользу другого участника.

Источник

8 800 444-19-54
бесплатно по всей РФ

что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть картинку что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Картинка про что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз

Схемы заказчиков по ограничению конкуренции при закупках по 44-ФЗ

Коридор возможностей для ограничения конкуренции — широк.

Фишка в том, что грань между необходимыми условиями закупки и ограничением конкуренции очень тонка. Поэтому государственные и муниципальные заказчики имеют возможность для манипуляций кол-вом участников торгов и ценой контракта.

Можно сказать, что ограничение конкуренции заложено в сам принцип госзакупок и этим с успехом могут пользоваться заказчики. Еще до публикации извещения о планирующейся закупке в системе и закупочной документации заказчик уже ограничивает конкуренцию, определяя, что планируется закупать и каким способом.

Распространенные способы ограничения конкуренции со стороны заказчика.

Как правило, заказчики указывают излишне подробные требования к характеристикам товаров, или включают технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товары, работы или услуги, которые сведут выбор в пользу какого-то единственного поставщика. Установление для компаний участников в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным организациям или непосредственно заказчику. В результате, чем более жесткие требования устанавливаются, тем меньше компаний участвуют закупке.

Не каждый потенциальный участник закупок найдет силы и время вникать в детали, проявит настойчивость и направит заказчику запрос на разъяснения. Таким образом, в закупке будет участвовать узкий круг компаний, которые в теме.

Что делать в случае ограничения конкуренции при закупке?

В противном случае вы просто не попадете в число участников торгов, в худшем варианте вы можете случайно выиграть не выгодный контракт, а заказчик сделает все, чтобы расторгнуть его с вами в одностороннем порядке, а вы попадете в РНП, потеряете время и деньги.

Источник

Принцип обеспечения конкуренции: что это и как влияет на закупки по 44-ФЗ

Защита конкуренции по 44-ФЗ — это комплекс мер, обеспечивающих свободное и честное соперничество игроков этого рынка в рамках госзаказа. Цель таких мер — выявление объективно лучших для заказчика условий исполнения будущего контракта.

Суть принципа

В соответствии со ст. 8 44-ФЗ, принцип обеспечения конкуренции по 44 ФЗ означает создание такой ситуации, в которой:

Как реализуется

Закон о контрактной системе описывает, как обеспечивается реализация принципа обеспечения конкуренции в контрактной системе на разных этапах проведения тендеров. Например:

Остались вопросы? Используйте бесплатно постатейный комментарий 44-ФЗ от экспертов КонсультантПлюс, чтобы не нарушить принцип обеспечения конкуренции.

что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть картинку что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Картинка про что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз

Что делать при нарушении

Органом, который занимается защитой и увеличением конкуренции по 44 ФЗ, является Федеральная антимонопольная служба — при нарушении этого принципа к ней следует обратиться с жалобой. Подавать жалобу вправе не только сами участники тендера, в котором выявлено нарушение, но и сторонние объединения граждан или компаний. Подробнее: «Инструкция: как жаловаться на заказчика по 44-ФЗ через сайт ФАС».

ФАС рассматривает жалобы на:

Если срок обжалования в ФАС, указанный в ст. 105 44-ФЗ, вышел или если ФАС, на взгляд заявителя, не отнеслось к его жалобе достаточно серьезно и есть необходимость оспорить вынесенное решение, обращаться следует уже в арбитражный суд.

Об авторе этой статьи

что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть картинку что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Картинка про что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Источник

Как регулируется обеспечение свободной конкуренции по 44-ФЗ? Уголовная и административная ответственность за ограничение конкуренции

Ограничение конкуренции в контрактной системе по 44-ФЗ является грубым нарушением ее принципов. Такие действия грозят заказчику привлечением к ответственности по нормам административного и уголовного законодательства.

Правовые нормы

Реализация принципов свободной конкуренции должна опираться на положения 44-ФЗ и 135-ФЗ. Ответственность за их нарушение предусмотрена в КоАП и УК.

Принцип обеспечения конкуренции закреплен в ст. 8 44-ФЗ. Контрактная система имеет целью создание равных условий для всех участников закупки и обеспечение реальных возможностей для заинтересованных лиц стать поставщиками товаров, работ и услуг в адрес государственного и муниципального заказчика.

Конкуренция в контрактной системе должна основываться на соблюдении добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками тендера. Это должно способствовать определению наилучших условий поставок товаров, выполнения определенных работ и оказания услуг. Ограничение конкуренции, на которое указано в 44-ФЗ в статье 8, регулирует указанный вопрос в достаточно общих чертах.

Ограничением конкуренции применительно к торгам можно считать согласованные действия участников и заказчика, координацию экономической деятельности (вмешательство в торги), антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Таким образом, главными отличительными чертами ограничения конкуренции выступает наличие договоренности и воздействие на результат закупки.

На факт ограничения конкуренции указывает снижение численности участников, возрастание цен на товары, несамостоятельность принятия решения.

Что такое конкуренция, и каковы признаки ее ограничения

Ограничение численности участников закупки по 44-ФЗ не допускается, так как это противоречит принципам бюджетной экономии. Такой запрет налагается на заказчиков, специализированные организации, закупочные комиссии, участники закупок, операторов электронных площадок.

Конкуренцией в рыночной экономике обозначается соперничество участников одного товарного рынка либо рынка оказания услуг и выполнения работ.

Признаки ограничения конкуренции содержатся в 135-ФЗ от 2006 года (по п. 17 ст. 4). К ним можно отнести:

Нарушение принципов свободной конкуренции может привести к признанию закупки и заключенного сторонами госконтракта недействительными.

Ограничение конкуренции нарушает принципы равноправия, обоснованности и объективности.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

В ст. 10-16 135-ФЗ перечислены запрещенные действия заказчика в части ограничения конкуренции. Но какие меры нужно предпринимать заказчику для обеспечения добросовестной конкуренции, здесь не прописано.

Шаги по обеспечению добросовестной конкуренции должны быть основаны на требованиях законодательства и не причинять вреда всем субъектам. Так, добросовестный продавец соблюдает правовые нормы, хранит коммерческую информацию, не пытается оказать воздействие на рыночные цены и поставщиков, не участвует в сговорах и пр.

Законодательство о контрактной системе детально регламентирует процесс закупки государственными инстанциями и учреждениями, которым запрещено ограничивать конкуренцию. Нормативная документация содержит специальные правовые нормы, которые направлены на обеспечение принципа свободной конкуренции.

Так, преимуществами обладают конкурентные способы закупки: конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, тогда как закупки неконкурентным способом через подписание договора с единственным поставщиком допускаются в строго ограниченных случаях. Несоблюдение состязательных процедур признается действием, которое ограничивает конкуренцию.

Также в 44-ФЗ не допускаются случаи конфликта интересов. В закупке не могут принимать участие на стороне поставщика родственники работников, должностные лица заказчика и его бывшие работники.

Заказчик не вправе указывать в закупочной документации указания на патенты, товарные знаки без указания аналогов и пр. Такие действия также ограничивают круг участников.

Ответственность за ограничение

Нарушение принципов свободной конкуренции грозит заказчику административной и уголовной ответственностью. Само наказание в 44-ФЗ не прописано: оно содержится в КоАП и УК.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде подписания определенных соглашений прописана в ст. 14.32 КоАП. Так, за картельный сговор на заказчика накладывается штраф до половины начальной цены предмета торгов (в пределах 100 тыс. р.).

Уголовная ответственность может грозить участникам сговора, если их действия причинили ущерб в размере более 10 млн р. Санкции устанавливаются по ст. 178 УК. Они предполагают:

Наличие ущерба в размере свыше 30 млн р. грозит лишением свободы вплоть до 7 лет со штрафом до 1 млн р.

Как и куда можно пожаловаться

Пожаловаться на ограничение конкуренции участник вправе в ФАС или в судебную инстанцию.

Срок для подачи жалобы в ФАС на ограничение конкуренции зависит от существа претензий:

Жалобу допускается передавать в бумажном и электронном форматах. Жалоба составляется в свободной форме, но должна содержать определенные обязательные реквизиты. В их числе:

По результатам рассмотрения жалобы ФАС может вынести в адрес заказчика предписание об устранении нарушений.

Таким образом, заказчик не вправе ограничивать принципы конкуренции в рамках контрактной системы. Подобные действия заказчика и участников закупки могут быть обжалованы в ФАС или в судебной инстанции. Ограничение конкуренции грозит административной и уголовной ответственностью.

Источник

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Антикризисное предложение до 06 декабря

что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть картинку что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Картинка про что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: правовые основы и ответственность

что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть картинку что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Картинка про что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ считается серьезным нарушением, за которое предусмотрена различная ответственность, вплоть до уголовной. Законодательством перечислены ситуации, которые могут считаться ограничением, поэтому задача заказчика и поставщика не допустить их возникновения.

Помимо прямого нарушения указанных предписаний, существуют и другие способы ограничить доступ к контракту. Однако при выявлении таких ситуаций суды выносят обвинительные решения. В нашей статье мы дадим обзор судебной практики и приведем примеры ограничения конкуренции.

Что считается ограничением конкуренции по 44-ФЗ

Контрактная система предполагает свободную конкуренцию, которая гарантируется нормами законов 44-ФЗ и 135-ФЗ. Субъекты, нарушающие эти положения, привлекаются к ответственности на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ.

В законе 44-ФЗ статья 8 посвящается принципам, на которых обеспечивается конкуренция. Одним из главных положений контрактной системы является предоставление заинтересованным экономическим субъектам возможности на равных условиях стать поставщиками товаров, работ или услуг для бюджетных учреждений разного уровня.

что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть картинку что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Картинка про что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз

В основу конкурентных отношений между участниками конкурсных процедур положены принципы добросовестности, когда потенциальные поставщики могут предложить товар или услугу с наилучшими параметрами по цене, качеству и прочим. Благодаря этому заказчик имеет возможность осуществить закупку на наиболее выгодных условиях. Вопрос ограничения конкуренции по 44-ФЗ без особой детализации прописан в статье 8.

Свободная конкуренция как элемент рыночной экономики обеспечивает повышение качества товаров и услуг, а также является фактором, сдерживающим стихийный рост цен. В сфере государственных закупок соперничество участников тендеров позволяет заказчикам существенно экономить бюджетные средства.

Соответственно, ограничение конкуренции по 44-ФЗ рассматривается как негативный фактор, который проявляется, прежде всего, в намеренном сговоре заказчика и участников торгов (так называемые антиконкурентные и картельные соглашения). Сюда же можно отнести любые вмешательства в ход отборочной процедуры. То есть признаки ограничения конкуренции по 44-ФЗ усматриваются во всех действиях участников тендеров, когда их договоренности прямым образом влияют на результаты торгов.

Говорить об ограничении конкуренции по 44-ФЗ можно и в том случае, когда в условиях закупки присутствуют требования, неправомерно ограничивающие количество потенциальных поставщиков, влияющие на их возможность свободно принимать решения, а также при увеличении цены сделки.

44-ФЗ диктует принцип бюджетной экономии, на основании которого требует от всех участников закупки – заказчиков, специализированных организаций, закупочных комиссий, операторов электронных площадок – не устанавливать условий, способных ограничить количество потенциальных исполнителей.

С точки зрения рыночной экономики под конкуренцией понимается состязательная деятельность экономических субъектов в пределах конкретного рынка товаров или услуг (работ).

В законе 135-ФЗ от 2006 года в п. 17 ст. 4. перечислены признаки ограничения конкуренции (в рамках деятельности по 44-ФЗ они также применимы):

Если при проведении закупки были выявлены факты, свидетельствующие об ограничении конкуренции, то на основании положений 44-ФЗ сделка может быть признана недействительной и контракт расторгнут.

Законом предусмотрено, что взаимоотношения сторон в сфере государственных заказов должны строиться на принципах равноправия, обоснованности и объективности. Соответственно, любое ограничение конкуренции является нарушением этих положений.

что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть картинку что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Картинка про что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз

Ответственность за ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Заказчики, неправомерно ограничивающие принципы свободной конкуренции при проведении тендеров, могут быть привлечены к ответственности на основании ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом штраф за ограничение конкуренции по 44-ФЗ в размере до 50 тыс. руб. выписывается должностному лицу, допустившему нарушение. Если нарушение фиксируется повторно, то виновному грозит дисквалификация до трех лет.

Ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях применяется в том случае, если действия участников квалифицируются как соглашение с целью ограничения конкуренции. Если экономические субъекты, участвующие в конкурсной процедуре, прибегают к картельному сговору, то штраф для них будет составлять до 50 % от начальной цены торгов или минимально 100 000 руб.

Если действия состоящих в сговоре экономических субъектов приводят к ущербу более 10 млн руб., то для виновных наступает ответственность на основании ст. 178 Уголовного кодекса РФ:

Уголовное наказание может быть увеличено, если возникает ущерб в особо крупном размере – свыше 30 млн руб. Тогда виновного могут заключить под стражу на срок до шести лет и дополнительно вменить ему штраф в размере 1 млн руб.

При нарушении прав участников тендера они могут подавать жалобы в ФАС в сроки, зависящие от сути вопроса. Так, при наличии претензий к содержанию закупочной документации обращение может быть направлено, пока принимаются заявки. Если участник усмотрел нарушения в регламенте самой процедуры выбора исполнителя (в частности, необоснованное отклонение заявки), пожаловаться в ФАС он может до момента заключения контракта. Если этот срок пропущен, то в дальнейшем придется обращаться в суд.

Жалобу можно направлять на бумажном носителе или в электронном виде. Она подписывается должностным лицом компании-участника и содержит следующую информацию:

Все указанные в списке бумаги должны быть направлены вместе с жалобой. ФАС на протяжении 2 дней выносит решение принять или отклонить обращение. В последнем случае заявитель уведомляется об отказе. Основаниями для этого может быть анонимность обращения, истечение срока давности или нарушение норм закона при составлении жалобы. ФАС рассматривает обращение в течение 5 дней самостоятельно, а затем к делу привлекаются стороны спора. В результате контрольный орган принимает решение. Если в действиях заказчика было усмотрено ограничение конкуренции по 44-ФЗ, ФАС выдает соответствующее предписание.

что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Смотреть картинку что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Картинка про что считается ограничением конкуренции по 44 фз. Фото что считается ограничением конкуренции по 44 фз

Уловки для ограничения конкуренции и решения судов по ним

Заказчики с целью ограничения конкуренции предпринимают следующие действия:

Далее подробно разберем каждый из указанных пунктов.

Ограничение конкуренции путем ужесточения требований к объекту закупки или участникам

Что именно следует понимать под ужесточением требований? Во-первых, заказчик может излишне подробно описывать объект закупки, указывая его характеристики таким образом, чтобы возможность поставки имела какая-то определенная компания.

Во-вторых, к исполнителям необоснованно могут предъявляться требования относительно опыта работы в сфере государственных заказов, в том числе наличие успешно проведенных ранее сделок именно с устроителем торгов.

В-третьих, объект закупки может состоять из несвязанных между собой по функциональным и техническим характеристикам товаров и услуг (работ), а также в случае закупки типового товара в большом объеме торги проводятся одним лотом.

Далее приводятся конкретные примеры из судебной практики, когда ограничение конкуренции по 44-ФЗ и 223-ФЗ было признано незаконным.

В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) в п. 10 указывается, что наличие в описании объекта закупки требований по поставке товара конкретной марки или с точно указанными характеристиками не позволяет ряду экономических субъектов принять участие в торгах, а следовательно, ограничивает конкуренцию.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) в п. 3 приводится пример, когда объектом закупки являлись проектно-сметные и строительно-монтажные работы. По этому делу арбитражным судом было вынесено решение, где указывалось на необоснованность объединения в одном лоте работ, не имеющих функциональной и технологической связи.

Суд отметил, что данные виды работ относятся к разным сферам деятельности, соответственно, в каждой из них имеются свои специализированные компании, способные стать исполнителями по этому заказу.

В судебной практике также встречаются примеры, когда заказчики в извещении о закупке требуют, чтобы потенциальный исполнитель непременно уже ранее поставлял товары или услуги этой организации.

В частности, такой случай описан в Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017. В данном документе приводится решение суда округа, в котором признано незаконным требование заказчика о наличии у подрядчика опыта в строительстве и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования при исполнении государственных заказов.

Также отмечено, что указанное условие является ограничением конкуренции и нарушает ст. 8 закона № 44-ФЗ, так как препятствует свободному доступу участников к торгам, создавая им с самого начала неравные условия, предоставляя заранее преимущество только тем компаниям, которые уже выполняли государственные заказы в данной сфере.

Следовательно, неоправданное ужесточение условий для объекта закупки – это осознанный шаг заказчиков, которым они стремятся сократить круг потенциальных участников тендера. А это, в свою очередь, нарушает главные принципы реализации закупок для государственных учреждений, такие как равноправие участников и добросовестность отношений.

В данном случае не имеет значения, какими именно мотивами руководствуется заказчик, прибегая к подобному ограничению конкуренции. Возможно, он действует так не из желания получить дополнительную прибыль (хотя и такая цель не редкость), а только лишь для обеспечения поставки наиболее качественного товара в кратчайшие сроки. Как бы то ни было, ограничение конкуренции по 44-ФЗ не допускается вне зависимости от конкретных желаний заказчика.

Ограничение конкуренции при предвзятом истолковании и подаче информации в ходе проведения конкурсной процедуры

Даже если в конкурсной документации отсутствуют жесткие требования к объекту закупки и участникам, у заказчика остается простор для маневра при проведении самого тендера. В практике имеются случаи, когда покупатель манипулирует информацией, таким образом отсеивая возможных поставщиков. Чаще всего организатор конкурса просто не раскрывает все сведения о предмете закупки.

Подобные манипуляции проявляются в том, что изначально в закупочной документации не отражаются все необходимые параметры объекта. В большей степени это касается закупочных процедур в отношении предметов со сложным техническим устройством либо работ, требующих сложных технологий.

Конечно, у потенциального поставщика есть право запросить у заказчика дополнительную информацию относительно объекта закупки, но большинство компаний этого не делает. Таким образом формируется небольшой круг организаций, которым заранее известно, на каких условиях будет проводиться закупка, каким требованиям должен отвечать объект. То есть они владеют информацией, которая отсутствует в конкурсной документации.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) в п. 5 даны разъяснения, на основании которых государственные учреждения, размещающие заказы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, обязаны опубликовать для общего доступа на официальном сайте в Интернете всю проектно-сметную документацию по этим объектам.

В этом же Обзоре в качестве примера приводятся материалы суда по делу о признании неправомерными действий заказчика, выражающихся в том, что он не разместил в открытом доступе проектно-сметную документацию. В решении указано, что если у участника тендера возникает необходимость получить дополнительную информацию относительно объекта закупки, то он имеет право письменно запросить у заказчика нужные сведения на основании ч. 7 ст. 50 закона № 44-ФЗ.

В дальнейшем по этому делу была направлена апелляция в арбитражный суд, который отменил предыдущее решение. Основанием для этого послужил тот факт, что потенциальный исполнитель, не имея необходимой документации относительно объекта закупки, не может в достаточном объеме составить представление о потребностях заказчика, соотнести их с собственными возможностями и техническими параметрами своего товара. Следовательно, участник тендера не в состоянии надлежащим образом составить заявку и стать исполнителем контракта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *