что считают главным звеном системы образования в россии
Система образования в России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущностная характеристика системы образования в России
Система образования в Российской Федерации – это комплекс образовательных программ, которые регламентированы государственными стандартами образования, а также реализующих их образовательных систем, состоящих из независимых образовательных учреждений, подчиненных управляющим и контролирующим органам.
Особенности функционирования Российской системы образования обусловлены тем, что она представляет собой совокупность четырех сотрудничающих между собой структур.
Структура первая. Федеральные стандарты и образовательные требования, определяющие важную информацию основу учебных программ.
В настоящее время в России реализуется два основных вида программ – это общеобразовательные программы и специализированные (профессиональные) программы. Каждый вид программ включает в себя основные и дополнительные.
Система образования в России, предусматривает несколько форм обучения:
Все указанные формы могут применяться как по отдельности, так и в сочетании.
Структура вторая. Научные и образовательные институты – осуществляют деятельность, направленную на реализацию образовательных программ.
Научные и образовательные институты представлены различными видами образовательных учреждений.
Образовательное учреждение – это определенная структура, которая занимается реализация образовательного процесса по одной или нескольким учебным программам.
Помимо обучения, образовательные учреждения занимаются вопросами воспитания и развития учащихся.
Система образования России, представлена следующей схемой:
Готовые работы на аналогичную тему
Все образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными или частными.
Структура третья. Органы, которые осуществляют контрольные и управленческие функции.
Структура четвертая. Объединения общественных групп, юридических лиц и общественно-государственных организации, которые осуществляют свою деятельность в системе образования России.
Структура и компоненты системы образования России
Основным звеном системы образования России являются образовательные учреждения, которые осуществляют воспитательно-образовательную деятельность по специально разработанным учебным планам, стандартам и правилам.
Достаточно сложно представить систему образования России кратко, так как она весьма обширна и включает в себя разнообразные составляющие. Однако все вместе они представляют собой комплекс, призванный обеспечить качественное образование на каждой образовательной ступени.
В систему образования входят государственные и частные образовательные учреждения, все они образуют собой единую российскую систему непрерывного образования.
Компонентами системы образования являются разнообразные программы, являющиеся целостными документами, разработанными с учетом:
Основным документом, регулирующим образовательную деятельность в России, является Закон «Об образовании в РФ», который был принят в 2012 году. В данном законе изложены основные положения по организации и реализации образовательного процесса, а также регламентировано его финансирование. Так как в настоящее время система образования находится на стадии совершенствования и активного реформирования, в стране периодически появляются новые приказы и указы, перечень нормативно-правовых актов пополняется и расширяется.
Управление образовательной системой России
Верхнюю ступень управления образовательной системы занимает Министерство образования и науки, которые занимается выработкой доктрины учебной сферы, а также составление нормативно-правовой документации.
Вторую ступень занимают различные федеральные агентства, а также исполнители муниципального уровня. Все они занимаются управлением и контролем за реализацией вышедших образовательных актов.
Вне зависимости от уровня, каждая управленческая организация или орган имеют четко прописанные полномочия.
Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:
Для того, чтобы система управления была последовательной и скоординированной, в стране разработана система органов управления, состоящая из следующих уровне:
Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.
Основные звенья современной российской системы образования
Добро пожаловать на урок обществознания.
Рассмотрим сегодня две темы: «Образование» и «Мораль»
При знакомстве с документом будьте внимательны: задание в середине и в конце.
Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других, то говорят о самообразовании.
Цельюобразования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
В ходе процесса обучения происходит передача учащимся накопленного предшествующими поколениями опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий.
Функции образования
1. Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы.
2. Сохранение и распространение культурных достижений общества из поколения в поколение.
Пять тысяч лет назад в Шумере имелась система образования. Воспитание было семейным, обучение – общественным. Выделялись основные направления обучения: религиозное, гуманитарное, естественно-научное, техническое. В школах использовали задачники с решениями и ответами, словари.
Классические формы общего образования сложились в античности. Это древнегреческие гимназии, лицеи, римские школы. В них изучались письмо, чтение, счет, риторика, философия.
XII–XIII вв. – появились университеты. Основными формами обучения были чтение, разбор текста и диспут. Занятия велись по принципу «вопрос – ответ».
В XVIII в. создаются специальные профессиональные учебные заведения, технические и инженерные школы.
XVII–XIX вв. – складывается педагогика, – отдельная отрасль научных знаний о воспитании и обучении.
Традиции образования в России:
В нашем обществе развитие системы образования проходило по тому же пути, что и в других странах, – от семьи к церкви и государству, с выделением образования в самостоятельную сферу общественной жизни в тесной связи с наукой.
(Крещение Руси ® Ярослав Мудрый ® 1631 г. – открытие православной школы при Киево-Печерском монастыре® реформы Петра I ® XIX в. – несколько типов школ среднего уровня ® советская школа.)
Основные звенья современной российской системы образования
Профессиональное образование: послевузовское (аспирантура, докторантура), высшее (институты, университеты, академии), среднее (техникумы, колледжи), начальное (профессиональное училище, курсы).
Среднее общее образование: полное среднее общее образование (старшая школа, 10–11 классы); основное общее образование (основная школа, 5–9 классы); начальное общее образование (младшая школа, 1–4 классы).
Дошкольное образование(ясли, сад).
Помимо этих звеньев существуют еще учреждения дополнительного образования детей:
– учреждения коррекционного образования, для детей с нарушением или задержкой в развитии, инвалидов; образовательные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей; школы для малолетних правонарушителей в колониях; учреждения дополнительного образования взрослых (переподготовки, повышения квалификации кадров).
Характерные особенности современного образования:
а) интеграция – тесная связь разных областей знаний;
б) информатизация – активное использование информационных технологий, компьютеров;
в) развитие непрерывного образования без отрыва работника от основной работы;
г) развитие дистанционного образования – без непосредственного контакта преподавателя и ученика.
Принципы образовательной политики в РФ:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Задание № 1: в тетради число ( 13 мая ), тема (Образование)
Далее записываем определение, цель образования, основные звенья российской системы образования (кратко), особенностисовременного образования. Из принципов образования выписать ОДИН (важный или интересный, как вам угодно) и раскрыть, что он означает. И в концеотвечаем на вопрос (не забывайте, что краткость – сестра таланта!) о том, какой вклад внес Петр 1 в развитие российского образования.
Все, одна отметка у вас уже есть.
Основные звенья современной российской системы образования
Профессиональное образование: послевузовское (аспирантура, докторантура), высшее (институты, университеты, академии), среднее (техникумы, колледжи), начальное (профессиональное училище, курсы).
Среднее общее образование: полное среднее общее образование (старшая школа, 10–11 классы); основное общее образование (основная школа, 5–9 классы); начальное общее образование (младшая школа, 1–4 классы).
Дошкольное образование (ясли, сад).
Помимо этих звеньев существуют еще учреждения дополнительного образования детей:
– учреждения коррекционного образования, для детей с нарушением или задержкой в развитии, инвалидов;
– образовательные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей;
– школы для малолетних правонарушителей в колониях;
– учреждения дополнительного образования взрослых (переподготовки, повышения квалификации кадров).
Государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также негосударственные.
Характерные о с о б е н н о с т и современного образования:
а) интеграция – тесная связь разных областей знаний;
б) информатизация – активное использование информационных технологий, компьютеров;
в) развитие непрерывного образования без отрыва работника от основной работы;
г) развитие дистанционного образования – без непосредственного контакта преподавателя и ученика.
Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны.
Принципы образовательной политики в РФ:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) право личности на свободное развитие;
4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
5) общедоступность образования;
6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
7) светский характер образования в государственных учреждениях;
8) свобода и плюрализм в образовании;
9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Задумайтесь над словами К. Д. Ушинского. Как вы их поняли?
«Еще недавно мы старались подражать во всем иностранцам… Но, право, нам не мешало занять вместо всех прочих одну черту из западного образования – черту уважения к своему Отечеству; а мы ее-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустим. Не мешало бы нам занять ее не с тем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтоб не быть ими посреди своей Родины».
Лекция «Система образования в РФ»
Как функционирует
Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.
К основным общеобразовательным программам относят:
Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:
высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
послевузовское профессиональное обучение.
Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:
в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.
Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.
Схема системы образования в РФ выглядит так:
Учреждения образования бывают:
государственными (регионального и федерального подчинения);
негосударственными, то есть частными.
Все они являются юридическими лицами.
Типы образовательных заведений:
начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
военного высшего профобразования;
специального и корректирующего обучения санаторного типа.
ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.
ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.
Структура
Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:
Компоненты
ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
Профобразование
Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.
К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:
укрепление и расширение материальной основы профобразования;
создание на предприятиях центров практики;
привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
повышение качества обучения специалистов.
Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.
Нормативные документы
Целевая программа развития образования.
Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
Примерные положения об организации учебного процесса.
Концепция модернизации системы образования в России.
Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
Типовые положения о дополнительном обучении.
В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.
Управление образовательной системой в РФ
На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.
Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.
Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:
гуманного и демократичного подхода в управлении;
систематичности и целостности;
правдивости и полноты сведений.
Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:
Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.
Основные звенья системы образования и их характеристика
Дошкольное образование
В помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений: детские ясли, детские сады разного вида, как государственные, так и негосударственные. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного учреждения для всех сдоев населения.
.Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование
В соответствии с уровнями образовательных программ общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Возраст, с которого допускается прием, и продолжительность обучения на каждой ступени определяются уставом образовательного учреждения.
Основное общее образование (девятилетка) и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
В сельской местности в населенных пунктах с небольшим числом жителей для обучения школьников открываются малокомплектные школы, в которых учитель одновременно может учить от одного до четырех классов (на начальной ступени), вести по нескольку учебных предметов в средних и старших классах.
Обучающийся, достигший 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования с согласия родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием.
За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения по решению органа управления допускается исключение из данного учреждения обучающихся, достигших возраста 14 лет. Что касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), то такое решение принимается с согласия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления, которые совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок должны принять меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.
Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
Совместно и по договорам с предприятиями и организациями общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка дается только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
Среднее общее образование образование в объеме полной один-надцати-двенадцатилетки, дающее право поступления в средние специальные и высшие профессиональные учебные заведения.
Существуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучения детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, детей с ослабленным здоровьем (санаторные, лесные школы).
Среднее общее образование можно приобрести, обучаясь дома и периодически проходя аттестацию в школе, к которой прикрепляется ученик. Открываются специальные экстернатные школы, получает развитие дистанционное обучение с помощью современных информационных технологий.
В соответствующих частных и религиозных школах также можно получить любой из перечисленных уровней образования. Есть школы, работающие по зарубежным технологиям: вальдорфские, детские сады и начальные классы в центрах М. Монтессори и др., но их немного.
В так называемых авторских школах реализуются авторские программы руководителя школы или всего педагогического коллектива. Среди них можно назвать школу самоопределения А.Н. Тубельского, адаптивную школу Е.А. Ямбурга и др. Существуют суворовские, нахимовские и кадетские училища; школы, в которых обучаются только девочки.
В рамках свободы совести, закрепленной конституцией страны, в стране расширяется сеть религиозных учебных заведений. Православная церковь организует православные гимназии и прогимназии, при церквах открываются воскресные школы. Выбор обучения в такой школе остается за родителями, лицами, их заменяющими, или самими детьми.
В государственных образовательных учреждениях образование может быть только светским, т.е. нерелигиозным. Светский характер школы ни в коей мере не предполагает, что в ней не должен преподаваться курс истории религии или других общеобразовательных информативных предметов, касающихся различных религий, или ведется атеистическая работа. Речь идет лишь о том, что религия, религиозные обряды не имеют места в учебных планах и режиме учебного дня.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в стране работают интернаты, детские дома, приюты. Для социально запущенных и неблагополучных детей существуют детские приемники-распределители, всевозможные коррекционные, реабилитационные и социальные центры и учреждения. В России насчитывается
252 детских дома, около 2000 школ-интернатов, 5530 внешкольных учреждений (учреждений дополнительного образования).
Профессиональное образование
В учреждениях профессионального образования, в том числе специальных (коррекционных) для воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов, обучение ведется по специальным профессиональным образовательным программам. Подобные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки квалифицированных работников и специалистов надлежащего уровня.
Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования осуществляется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого специального образования.
Профессиональная подготовка приобретается в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах), а также в образовательных подразделениях организации, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.
Цель начального профессионального образования — подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования.
Начальное профессиональное образование для отдельных профессий базируется на среднем (полном) общем образовании. Оно может быть получено и в образовательных учреждениях начального профессионального образования: профессионально-техническихиииыхучили-щах данного уровня.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовить специалистов среднего звена, удовлетворить потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование но сокращенным ускоренным программам.
Высшее профессиональное образование направлено на подготовку, и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование могут предоставить образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения): институты, университеты, академии.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование могут дать аспирантура, ординатура и адъюнктура, докторантура, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Учебно-воспитательные учреждения разноуровневого образования
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. Это означает, что учащийся А учит математику в среднем уровне вместе с учащимся Б, но на русский язык попадает в сильный уровень с учащимся В, а по иностранному языку занимается с учащимся Д в базовой группе. Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так содержание (тематика) едина для всех уровней.
Социально-экономические явления, происходящие в нашей стране, все в большей степени ориентируют современную школу на развитие каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей, собственных мотивов и ценностных установок. В настоящее время важнейшими задачами школы являются создание условий, обеспечивающих возможность выявления задатков, развития и реализации склонностей и способностей, удовлетворение личностных и государственных потребностей.
Суть основных проблем обучения такова: «Кого, чему и как учить?». Эти проблемы, определяющие и цель дидактики, оказались актуальными особенно сейчас, когда кризисные явления школьной жизни вскрыли ряд недостатков существующей системы образования и используемых технологий обучения. Пришло понимание того, что типовая средняя школа с «традиционной технологией обучения» явно не отвечает запросам современных школьников и не способны учитывать в полной мере индивидуальные особенности каждого.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 1180 ; Мы поможем в написании вашей работы!